Откуда появилась баба яга в волшебных сказках. Происхождение бабы яги

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Предлагаю познакомиться с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

«Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами». Судя по описанию, видно, что это один из самых креативных интерьер-дизайнеров, только ей удалось с помощью обстановки организовать еще и неполохую охранную систему.

Так кто она? И какую роль играла в свое время? Откуда взялся образ Бабы Яги? Откуда пошла история происхождения Бабы Яги? Давайте разбираться…

У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее.

По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться туда. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора - он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« - огнь - огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.

«Сейчас посажу на лопату - и в печь!»

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди - души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд - перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»). Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Введение

Одним из ключевых образов в волшебной сказке является Баба-яга, которая помогает Иван-царевичу или Иванушке-дураку добыть в тридевятом царстве практически невозможное желанию: утраченную невесту, молодильные яблоки, мечь-кладинец и др. Всесильность Бабы-яги наводит исследователей на мысль, что это собирательный образ, пришедший к нам из фольклора разных народов и до сих пор у учёных нет единого мнения по поводу происхождения слова Баба-Яга. Однако, как верёвочке невиться, а концу быть. Попробуем в этом разобраться на основе сравнительного языкознания..

Этимология слова "Баба -яга" на разных языках

В словаре Фасмера слово "яга":
"яга
I яга;
I: ба;ба-яга;, также яга;-ба;ба, яга;я, прилаг., укр. ба;ба-яга; – то же, блр. ба;ба-яга;, наряду с укр. язi-ба;ба "ведьма, волосатая гусеница", я;зя "ведьма", ст.-слав. ;ѕа;;;;;;;, ;;;;; (Остром., Супр.), болг. еза; "мука, пытка" (Младенов 160), сербохорв. je;зa "ужас", je;зив "опасный", словен. je;zа "гнев", jezi;ti "сердить", др.-чеш. je;ze; "lamia", чеш. jezinka "лесная ведьма, злая баба", польск. je;dzа "ведьма, баба-яга, злая баба", je;dzic; sie; "злиться".
Праслав. *(j)e;gа сближают с лит. i;ngis "лентяй", лтш. i;gt, i;gstu "исходить, чахнуть; досадовать", i;dzina;t "вызывать досаду, раздражать, дразнить, делать противным", i;gns "досадный, недовольный", др.-исл. ekki ср. р. "скорбь, боль", англос. inca "вопрос, сомнение, скорбь, спор"; см. Бернекер I, 268 и сл.; М. – Э. I, 834; Траутман, ВSW 70; Хольтхаузен, Awn. Wb. 48; Фортунатов, AfslPh 12, 103; Лиден, Studien 70; Милевский, RS 13, 10 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. I, 171; Торп 28; Поливка, RЕS 2, 257 и сл. Связь с др.-инд. ya;ks;mas "болезнь, истощение" оспаривается, вопреки Лидену (см. Бернекер, там же; Уленбек, Aind. Wb. 234), точно так же, как с алб. i;dhe;te; "горький", гег. idhe;ni;m, тоск. idhe;ri;m "горечь, гнев, досада, печаль", вопреки Г. Майеру (Alb. Wb. 157); см. Иокль, Studien 20 и сл.; равным образом лат. аеgеr "расстроенный, больной", которое часто привлекали для сравнения, едва ли сюда относится, вопреки Бернекеру; см. Траутман, там же, и особенно Мейе – Эрну 18. Невероятна также реконструкция праформы *je;gа (Бернекер), против чего уже Соболевский (ЖМНП, 1886, сент., 150), точно так же, как сближение с яга;ть "кричать" и егоза;, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 16, 4, 17). Нужно отклонить попытки объяснения слова яга; как заимств. из тюрк. *;mg;, ср. кыпч. emgen- "страдать" (Кнутссон, Раlаt. 124), или из фин. ;k; "гнев" (Никольский, ФЗ, 1891, вып. 4–5, 7).
II яга;
II "шкура жеребенка", оренб., сиб. (Даль), "шуба из козьих шкур мехом наружу", тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, 518). Из леб., кюэр., бараб., крым.-тат., уйг. jа;а "воротник", тур., тат., чагат. jaka – то же (Радлов 3, 25, 39)." [СФ]

Азербайджанский - k;p;gir;n qari > от "корчага" (слав.) k;p;gir;n > korchaginaj garnj - корчажная гарная (девушка, женщина) (слав.)
Албанский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Английский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Арабский - baba-jagana > > baba-jagana - баба-ягана (слав.)
Армянский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Баскский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Белорусский - баба-яга
Болгарский - еза "мука, пытка"; баба-яга - baba-yaga > баба-яга (слав.)
Боснийский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Валлийский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Венгерский - Baba-Jaga > баба-яга (слав.)
Голландский - Baba-Jaga > баба-яга (слав.)
Греческий - urnomaggissa > urnomaggilschitsa - урномагистр (слав.)/Baba, Mttamtta
Грузинский - baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Датский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Идиш - baba-jaga > баба-яга (слав.)
Исландский - Baba > баба (слав.)
Испанский - Baba-Yag; > баба-яга (слав.)
Казахский - Алмауыз-кампыр, Жалмауыз-кемпир > kempir >
Киргизское - мастан кемпир, жез кемпир, жез тумшук > kempir > korjabbij/krivj - корябый/кривой (слав.)(пропуск r, редукция b/m, b/p, редукция v/m, v/p)
Китайский - B;b;y;g; > баба-яга (слав.)
Латышский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Литовский - ;ie;ula > giegula, возможно от gorgos - страшный, ужасный (греч.), иначе Горгона. С другой стороны:
garnij – гарный – красивый (укр.)
Grazus– красивый (лит.)
Gorgeous (англ.), gorgias (старофранцузский) - великолепный, прекрасный.
Македонский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Монгольский - экэ - мать > eke > jaga - яга (слав.)(редукция g/k)
Немецкий - Hexe > jege - яга (слав.)(редукция g/x)
Норвежский - Baba, Porselen > баба (слав.)/bor-zelenj - бор зелёный (слав.)(редукция b/p, z/s)
Персидский - Baba-Yaga ogress > баба-яга (слав.)
Польский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Португальский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Румынский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Сербский - Баба-яга
Словацкий - Je;ibaba >
Словенский - jeza -гнев > ujaz-baba - ужас-баба (слав.)
Суахили - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Таджикский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Турецкий - baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Узбекский - Yalmog"iz kampir > korjabbij/krivj - корябый/кривой (слав.)(пропуск r, редукция b/m, b/p, редукция v/m, v/p)
Украинский - баба-яга, язi-баба "ведьма, волосатая гусеница", язя "ведьма",
Финский - noita akka > najada-jagga - наяда-яга (слав.)(редукция g/k), иначе, "водяная ведьма"
Французский - Baba > баба (слав.)
Хорватский - Baba-Jaga > баба-яга (слав.)
Чешский - Je;ibaba > ujaz-baba - ужас-баба (слав.)
Чувашский - катен карч;к, вуп;р карч;к > от "корчага" (слав.), "согнуть кого-л. корчагой, у него руки, ноги корчагой, кривые" [СД]
Эстонский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Японский - B;ba-y;ga > баба-яга (слав.)

"В мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Ж. к. - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на» поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик») . Существует мнение, что образ Ж. к. (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Ж. к. сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.) У киргизов разновидность Ж. к. - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык) ] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях уйгуров и башкир [колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз)], узбеков [старуха-людоедка ялмоFиз (кампир) или жалмовиз (кампир) ] и ногайцев (елмавыз)"
В интересном эссе по фольклору автор подтверждает версию образа Бабы-яги как матери-богини.
" Ученые считают, что образ Яги – это трансформация древнейшего образа матери-богини, которая повелевает как судьбами мира, так и судьбами людей. При переходе от матриархата к патриархату и от охоты к земледелию и скотоводству мать-богиня стала восприниматься как хозяйка дождя, важнейшего и необходимейшего для посевов – она летает в огненной ступе с бурей, заметает следы огненным помело (ветром). А с приходом христианства из берегини она превратилась в демоническое существо, прядущее кудель (судьбу)"
Однако, на мой взгляд, образ Бабы-яги несопоставим с культом Матери-покровительницы, поскольку персонажи народного творчества и религиозного культа разные по назначению и своим функциям. Баба-яга - ведунья, хранительница мира мёртвых, знахарка, живёт в сказках изолированно от общества. Мать-богиня - прародительница рода, является образом семьи, клана, этноса, живёт в социуме. Мать-богиня - продукт мифа, а Баба-яга - продукт волшебной сказки, но миф всегда предшествует сказке, поэтому Баба-яга и Мать-богиня несовместимы.
Баба-яга - символ безобразной старости. Это то, в кого превращается некогда прекрасная девушка по законам неумолимого времени, поэтому сходные по корням слова, обозначающие ужас и красоту в разных языках имеют противоположный смысл (см. Горгона).
Есть существенные различия между кочевой и оседлой жизнью, которые отражаются и в словотворчестве индоевропейских и тюркских народов. Так слово Яга имеет общий корень для индоевропейцев и тюрков j-g, но значения у него разные.
В индоевропейских языках слово Яга:
1. Образовано от древнерусского глагола "ягать" - ругаться.
Из санскритского корня ah, auh, означающего – идти, двигаться, от которого происходит санскритское ahi, латинское anguis, славянское ежь и пр. (П.А. Лавровский); ahi > agi > nogi - ноги (слав.). В сказках Афанасьева "Нога" - змея (ср. п. 5, где Яга - ящер).
2. Во всех наименованиях Бабы Яги прослеживается очень древний индоевропейский корень, который ученые реконструируют как *jegъ, что означает "злой, мерзкий".
3. "ЯГА ж. сиб. оренб. яргак, ергак (Акад. Сл. ошибочно ерчак), род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур или из неблюя, а дорогие яги из гагарьих шеек (Columbus septentrionalis); шуба, тулуп, халатного покрою, в тоб. с откидным воротом, в Оренб. без; подбивают его тканью, либо легким мехом; ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. Ягушка тоб. женская яга, с узким воротом; для дороги" [СД]
4. Сочетание Баба-яга возникло путем сращения слов баба (старуха, женщина) и яга (злая; злость, болезнь) по Фасмеру.
5. Яга – от слова Яша. Яша – ящур-прародитель, хранительница рода и традиций – заботливая, но очень строгая и требовательная Берегиня
6. Яга – от слова Йога – жрица, владеющая тайнами древних учений. Баба – почетное слово на Руси. Баба – значит опытная, мудрая, ведающая.
В тюркских языках слово Яга:
1. Слово Яга связывается с монгольским экэ (мать), тем более что у древних монголов слово экэ относилось к божествам женского пола. Монгольское экэ соответствует бурятскому эхэ, а в тюркских языках ека (старшая сестра, тетя). экэ - eke > jaga - яга (слав.).
2. У малых народов Сибири Яга-Яг значит «первая, одинокая» или «река, несущая в потусторонний мир». jaga > reka - река (слав.)(пропуск r, редукция k/g)
3. На языке коми Яг - лес, отсюда связь со славянским словом jagoda - "ягода". Однако jagoda > jablok - яблоко (слав.)(инв. jagoda, замена b/d, редукция k/g), иначе, "круглое". berry - ягода (англ.) > jablloc - яблоко (слав.)(редукция l/r)
Так или иначе, тюркские параллели в слове Яга пересекаются со славянскими и всё же трансформируются в славянские корни.
В славянском фольклоре Баба-яга - хранительница царства мёртвых, потому, что у оседлых народов существовали кладбища, погосты. У кочевых народов не было постоянных погостов, хоронили, как правило, в курганах, которые со временем, покидали из-за поиска новых пастбищ для скота. Отсюда возможно формирования чисто тюркского слова "кампир", которое может быть переведено как "кобылица" или "копытная":
кампир - kampir > kobbilj - кобылий (слав.)(редукция b/m, b/p, l/r)
кампир - kampir > koptnaj - копытная (слав.)(редукция b/m, b/p, l/r)
Интересно, что в волшебной сказке имя Бабы-яги связано с конём и кобылицей. Так, Баба-яга дарит Ивану-царевичу волшебного коня, дочери Бабы-Яги превращаются в кобылиц.
" В некоторых южнославянских сказках Баба Яга не злая лесная старуха, а степная богатырша, мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой, часто – в подземном мире. Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней. Главный герой нанимается к ней на службу пастухом, чтобы получить в награду такого волшебного коня. В некоторых сказках она превращает в кобыл своих дочерей. Герой сказки пасет их и берет себе в награду волшебного конька с невзрачным обликом, который и является сыном Яги. Во многих сказках Яга ездит верхом на коне и сражается, как богатырша, причем ее сопровождает рать великая, огромное войско. Побеждая Ягу, герой проваливается в подземелье, сражается с ее работниками и побеждает их: они (кузнецы, швеи и ткачихи) уже не могут сделать для Яги новую рать. Возможно, в основу образа Яги-богатырши легли сказания о племени амазонок, живших на юге, у Азовского моря."
Кобылица - животный тотем восточной Бабы-яги, где кобыла является прародительница рода.
Таковы метаморфозы образа Бабы-яги в волшебной сказке, которая то кочует кобылицей по бескрайним степям, то ведёт суровый, замкнутый образ жизни ведьмы в дремучих лесах Восточной Европы.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия

1. Т. Д. Баялиева "Доисламские верования и их пережитки у киргизов", Ф. , 1972 г.
2. Н. Дяловская "Фольклор. Баба-яга", http://www.litcetera.net/forum/112-557-1
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)
Яга - в русском языке, женское полное имя.

★Яга★[Бесплатно] узнать значение имени на сайте Имена Мира. Узнать значение имени Яга. Значение имени Яга. Имя Яга на сайте Имена Мира. Значение имени Яга. Яга значение имени. Происхождение имени Яга. Тайна имени Яга. Толкование имени Яга. - Имена Мира.

Яга , в русском языке, женское полное имя.

Краткое значение имени Яга . ?

Подсказка Краткое значение имени дает первичное представление о значении и происхождении имени.

Яга - яга - шумная, крикливая, бранливая; от яжить - кричать, бушевать. Избушка Яги стоит перед рекой Смородиной, через которую проходит мост, соединяющий два мира: Явь и Навь. В сказках сохраняются два образа Яги. Первый: старуха, помогающая витязям добыть различного рода чудесные вещи или победить злодея (Кащея, Змея, Чудо-Юдо и т.д.) Второй: старуха, возглавляющая девичье войско (женщины-змеихи), живущая за «степной рекой». Этот образ возник под влиянием «жёноуправляемых» кочевников (киммерийцев, сарматов).

Краткие формы имени Яга: Не указаны. Имена с темже значением: Не указаны. ★Яга★[Бесплатно] узнать значение имени на сайте Имена Мира. Узнать значение имени Яга. Значение имени Яга. Имя Яга на сайте Имена Мира. Значение имени Яга. Яга значение имени. Происхождение имени Яга. Тайна имени Яга. Толкование имени Яга. - Имена Мира.

Интерпретация значения букв имени Яга.

Буква Я в имени Яга: чувство собственного достоинства, желание добиться уважения и любви окружения и способность их получить.

Буква Г в имени Яга: стремление к знанию, ввод в скрытую тайну, умение все понять в неразрывной связи с жизнью, внимание к деталям и потребность все делать добросовестно.

Буква А в имени Яга: символ начала, желание начинать и осуществлять, стремление к физическому и духовному комфорту.