Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Презентация моделирование развивающей среды в доу

Е. И. Тихеева. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»



Организация развивающей предметно- пространственной среды в свете требований ФГОС: Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.


6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


РПП среда в младшем дошкольном возрасте: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.


РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.


РПП среда в старшем дошкольном возрасте: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.


Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе: ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: - рабочая - активная - спокойная



Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной 2. Полифункциональной (много функций) 3. Трансформируемой (возможность изменять ППС в зависимости от ситуации, интересов и возможностей) 4. Вариативной (периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей) 5. Доступной 6. Безопасной




Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)






Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования













Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста

Подготовила: воспитатель

Смирнова Екатерина Владимировна

corowina.ucoz.com


Поприветствовать Вас рад Наш чудесный детский сад! Здесь всегда полно затей Для развития детей!

corowina.ucoz.com


Предметно-игровая среда.

Предметно игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактора, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность.

Предметно - игровая среда - это живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.

Предметно - игровая среда - в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.


Требования ФГОС к развивающей предметно- игровой среде.

3.3.4. Предметно-игровая среда должна быть:

- насыщенная,

- трансформируемая,

- полифункциональная,

- вариативная,

- доступная,

- безопасная.

corowina.ucoz.com


Нашей радости не счесть – в игровом центре всё есть!





Природный центр

Экспериментально-исследовательский центр



Книжный центр и Театральный центр



Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В этом может помочь данная презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС МАДОУ № 26 «КОРАБЛИК» Воспитатель: Таранец О.А.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством

Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Возможность двигательной активности детей. Возможность для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы Насыщенность ППР среды предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Полифункциональность материалов предполагает:

От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

Наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.) Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Вариативность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования Доступность среды предполагает:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия Безопасность среды:

Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст -Накопление опыта предметно- познавательной и коммуникативной деятельности. - Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. -Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы - Участие в преобразовании предметно- пространственной среды. Особенности организации развивающей преметно - пространственной среды в группе

Образовательные области в соответствии с ФГОС Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Центры Центр физи-ческого развития Центр сохране-ния здоровья - Центр математики -Центр конструктивной деятельности -Центр науки, экологии и эксперименти-рования -Центр книги - Центр речевого развития или уголок речи, грамотности - Центр игры - Центр социально – эмоционального развития -Центр ПДД -Центр пожарной безопасности -Центр труда, уголок дежурств - Центр изобрази-тельной деятельности -Центр музыкально- театрализо -ванной деятельности Примерные центры развития

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач: 1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей; 2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту 3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников. О рганизация предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода.

1 . Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


1 из 69

Презентация - Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС

Текст этой презентации

МБДОУ детский сад «Малышок»Проект Тема: «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС »
Подготовила: воспитатель Белокур Л.Н
Сл. Родионово-Несветайская 2015г.

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л. Новоселова).

Методическая тема проекта: «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС » Творческое название проекта: «Создание предметно-развивающей среды в 1 –ой младшей группе МБДОУ д/с «Малышок» Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный, познавательно- творческий. Вид проекта: внутренний, групповой, межпредметный, долгосрочный. По колличеству участников: коллективный Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети. Предмет проека: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в 1-ой младшей группе ДОУ Продолжительность проекта: годовой. Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение Тематическое поле: интеграция образовательных областей в 1-ой младшей группе ДОУ Место проведения: Сл.Родионово-Несветайская, МБДОУ д/с «Малышок»
Визитная карточка проекта

Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально - бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
«Что такое предметно-развивающая среда?»

Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный этап: Изучение методической литературы по данной теме. Формирование проблемы, цели, задач проекта.
2. Организационно-подготовительный этап: Изучение методической литературы по данной теме. Формирование проблемы, цели, задач проекта.
3.Заключительный этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

Изучить нормативно –правовые основы принципов построения предметно- развивающей среды группы в соответствии с новыми требованиями. Постановка цели проекта, определение задач, составление модели предметно-развивающей среды группы. Изучение особенностей групповой комнаты, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. Заинтересовать родителей в организации предметно- развивающейся среды.
1. Организационно-подготовительный этап

Детская деятельность не может быть полноценной на чистом вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.
Актуальность проблемы

подбор художественной и методической литературы, подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка материала для продуктивной деятельности, дидактические, сюжетно-ролевые игры, выставки творческих работ детей совместно с родителями создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты) использование интерактивных технологий (проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук) Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы (необходимые для выполнения проекта):

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012) «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564 Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384 Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы
Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

Создание предметно-развивающейся среды с учётом требований ФГОС ДО и программы «Детство», с целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников. 2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов. 3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 4. Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Задачи проекта:

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени. Возрастет интерес родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.
Планируемый результат


Принципы организации ПРС

Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.
Основные составляющие при создании ПРС в группе 1. Пространство 2. Время 3. Предметное окружение

Реализуемой в ДОУ образовательной программы; Требования нормативных документов; Материальных и архитектурно-пространственных условий; предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; Общих принципов построения предметно-пространственной среды Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Условия для создания ПРС в группе

Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. Развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. Участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.
Особенности организации предметно- развивающей среды в группе

Информативность Вариативность Полифункциональность Педагогическая целесообразность Трансформируемость Интеграция образовательных областей Учет полоролевой специфики Учет ЗБР (зоны ближайшего развития).
Принципы организации ПРС

Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его личности в современном обществе и государстве. Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях Функция вариативности дошкольного образования. Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования. Критериально-оценочная функция
Функциональные требования

Сообразность педагогической ценности, Соответствие реализации образовательных областей, Гендерная принадлежность, Соответствие развивающей функции, Качественные характеристики игр и игрушек, Учёт основной формы работы с детьми, Продуктивная деятельность, Познавательно – исследовательская направленность, Стимулирование двигательной активности Региональность Оптимальность, Сертифицированность, Интегративность,
Психолого-педагогические требования к ПРС

Технология личностно-ориентированного образования Игровые технологии Развивающее обучение Проектные методы обучения Исследовательские методы Проблемное обучение Информационно-коммуникативные технологии Технология моделирования Здоровьесберегаюшиие технологиии
Использование технологий в создании ПРС

: Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН, ФГОС ДО Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС:

Особенности организации предметно- развивающей среды в группе Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. Развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. Участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.
2. Внедренческий (Основной) этап

Центр природы и экспериментирования

Центр конструирования

Центр сюжетно-ролевых игр

Центр «книги»

Центр театрализации и двигательной активности

Центр изобразительной деятельности

Центр «уединения»

Центр «ПДД и безопасность»

Центр сенсорного и математического развития

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Среди нее ребенок будет жить, развиваться, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева

Маленький ребенок по своей природе исследователь. На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего мира. Предметная деятельность становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира. Задача взрослого помочь ребенку разобраться в интересном мире познания, создать условия для развития ребенка. Одним из таких условий может стать предметно - развивающая среда вокруг ребенка. Вашему вниманию я предлагаю фотогалерею предметно – развивающей среды в 1 младшей группе.

ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ включает в себя оборудование для формирования навыков детей, для охраны и укрепления здоровья дошкольников, для их физического развития. В этой зоне сконцентрировано оборудование для развития навыков ходьбы, бега, прыжков, ползанья, метания, катания. Также в этой зоне находятся атрибуты и пособия для организации подвижных игр. Ребенку с высокой двигательной активностью знакомиться с окружающим миром проще и интереснее.

ЦЕНТР СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. В сюжетно – ролевых играх ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Для своевременного развития игры в группе необходимо создавать условия: оборудовать игровую зону детской мебелью, внести в игровую зону различные ролевые атрибуты, в том числе атрибуты копии и заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мир игры.

ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием способствующим сенсорному развитию является специально организованная развивающая среда которая включает в себя: пирамидки, различной цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактически игры и т. д.

ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Дидактические игры в младшем возрасте должны наряду с другими играми обеспечивать бодрое, радостное настроение, содействовать жизни детей в коллективе сверстников – приучать детей играть рядом. Дидактические игры направляют внимание детей на окружающие предметы, учат замечать, видеть, анализировать. В ходе дидактических игр дети учатся слышать слово, правильно соотносить его с действиями и предметами, а также развивать активный словарь детей. Многие дидактические игры в младшем возрасте сопровождаются движениями, что способствует развитию координации. В развивающей среде целесообразно разместить дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, и для развития сенсорных представлений.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗОНА организуется в группе с целью формирования познавательных эмоций и развития любознательности. В 1 младшей группе экспериментирование ведется в основном в играх занятиях, которые содержат как исследовательский так и игровой компоненты и осуществляют постепенный переход от игр – забав к учебно – познавательной деятельности – они бесценны для развития такого замечательного качества как наблюдательность.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ в группе организуется по ряду причин. Во первых ребенку необходимо свое личное пространство, где он может остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир. В Уголке уединения могут быть размещены фотоальбомы с фотографиями членов семьи ребенка, также в уголке уединения могут быть книги, содержание которых будет определено возрастом детей.

ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНО -ТЕАТРАЛЬНЫЙ; – необходимо оборудовать в группе с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального уголка способствует проявлению способностей детей в разных видах музыкальной деятельности. Рядом с музыкальным уголком можно разместить зону театрализованной деятельности в которой можно разместить различные виды театров и внести атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

ЗОНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в раннем возрасте является одним из центров эмоционального благополучия ребенка в группе, развитие его художественных способностей и интересов. В изобразительной деятельности необходимо разместить различные изобразительные материалы, разнообразные средства изображения, с целью формирования у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого в зоне изобразительной деятельности необходимо размещать материалы и оборудование для аппликации и лепки

Центр «ПДД и безопасность»

Экологический центр

3. Заключительный этап
*Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели *Систематизация материалов работы МБДОУ по теме проекта. *Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ. *Методические материалы «Проектирования развивающей среды с учётом новых требований ФГОС ДО с целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы

Вывод (Заключение)
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности
Информационная
Технологическая
Социально-коммуникативная
- Умение планировать этапы своей деятельности. - Умение довести начатое дело до конца. - Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение получать необходимую информацию в общении. - Умение принимать участие в коллективных делах. - Умение уважительно относиться к окружающим людям. - Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых

Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы
Участие родителей в организации ПРС группы «Солнышко»
Участие воспитанников в организации ПРС

Рекомендация по организации ПРС 1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. 4.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. 5. Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми 6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения №12» Предметно - развивающая среда Выполнила воспитатель: Хаустова Марина Николаевна I кв. категория

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…Е.И. Тихеева

Предметно-развивающая среда в средней группе оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки- обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

Основное место в нашей группе занимает центр коррекции зрения

Книжный уголок Наш уголок книги, это библиотека, переходящая в театрализованные игры.

Музыкальный центр Благодаря этому центру, дети самостоятельно становятся активными участниками танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Центр дорожной безопасности

Центр физического развития служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Игровой центр Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Центр художественно-эстетического развития способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Познавательно-речевой центр мы разделили на две зоны: математическую и речевую. Все игры, пособия находятся в свободном доступе детям. Подобраны с учётом возраста детей.

Центр природы Позволяет нам формировать у детей любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Таким образом, осознавая значимость среды мы определили требования к её организации. На наш взгляд она должна предоставлять ребёнку: свободу действий, оказывать положительные действия на мироощущение, самочувствие и здоровье. Среда должна быть удобной и обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...