Как сделать вновь печатные издания популярными. От газет к веб-дизайну: чему могут научить нас печатные издания

Закат эры печатных изданий - следствие успеха электронных и онлайн-медиа, делающих любую информацию легкодоступной и почти (а во многих случаях - полностью) бесплатной. Однако некоторые редакции на удивление успешны даже в такой ситуации. Они делают свои журналы ещё интереснее и даже повышают доходы.

Как им это удаётся?

Мы собрали семь способов работы с социальными медиа, используемых владельцами печатных журналов для распространения самых интересных и востребованных материалов. Будучи доступными любому пользователю, они прекрасно подогревают читательский интерес к изданию в целом.

1. Следите за популярным контентом

Свободное распространение информации в Сети привело к тому, что многие издатели приняли новые правила игры, организовав мониторинг «сопутствующего» контента, который мог бы быть интересен читателям. Современный редактор стремится обеспечить читателям максимальную пользу от покупки журнала, рекомендуя прочитать публикации в других СМИ, сходные по тематике, а также ссылаясь на них на сайте журнала, в блоге, группе или на какой-либо иной площадке в социальных сетях.

Что касается Твиттера, то сегодня для продвижения журнала гораздо более важны тематические твиты, ориентированные на возбуждение читательского интереса, чем личный блог главного редактора. Более того: редакторы иногда ретвитят интересные сторонние ссылки, если они имеют отношение к тематике журнала, а также распространяют через Твиттер информацию о блогах и микроблогах, которым стоит уделить внимание.

В качестве примера можно взять американский бесплатный блогохостинг Tumblr.com, который в последнее время стал своеобразным «мессией-спасителем» некоторых известных печатных изданий - например, таких как «Newsweek» и «The Atlantic», которые специально занимаются поиском интересного контента и перепостом его в своих Tumblr-блогах. Результат такой тактики - высокая интерактивность и мегапопулярность «бумажных» выпусков.

2. Внедряйте редактируемый пользовательский контент

Журналы всегда стремились улавливать желания аудитории и удовлетворять её интересы. Сегодня продвинутые издатели используют социальные медиа, чтобы искать новые темы и эффективно планировать будущие публикации, собирая идеи в тематических интернет-сообществах. Задавая наводящие вопросы потенциальным читателям, изучая комментарии и анализируя рейтинги записей, редакторы могут гораздо точнее, чем когда-либо, «измерять пульс» своей аудитории.

Некоторые редакторы вообще используют социальные медиа, как прямой источник информации для новых публикаций. Например, журнал «Travel + Leisure» предлагает пользователям, участвующим в онлайн-опросах и голосованиях, возможность увидеть их фотографии или комментарии в бумажной версии журнала.

Шанс попасть на страницы любимого журнала всё чаще выпадает и блоггерам. Специальный твиттер-хэштег журнала «Playboy» - #FriskyFriday - позволяет фолловерам-читательницам размещать свои фотографии, на которых они предстают в обнажённом или провоцирующем виде. Многие другие журналы также используют пользовательские фотоматериалы, как инструмент продвижения - например, в конкурсах или викторинах.

3. Делитесь полезным опытом в режиме реального времени

Журнал «Lucky» открыл отдельную веб-страницу с указанием точек распродаж, к которой читатели могут получить прямо через свои смартфоны. Журнал «Spin» создал страничку «охотников за музыкальным мусором» (аналог российского «Дозора», но с музыкальным уклоном) которая активно функционировала во время музыкального фестиваля «SXSW».

Перепозиционировав себя как виртуальные информационные справочники, многие журналы, помимо традиционных читателей, завоёвывают многочисленных поклонников в блогосфере и социальных медиа.

4. Поощряйте общение

Сайт Meetup.com представляет собой удобную и очень популярную площадку для знакомства, ориентированную на людей, имеющими сходные интересы и увлечения. С помощью страницы «Meetup Everywhere» («Встречайтесь повсюду») читатели могут организовать встречу в любой точке США и Великобритании, чтобы обсудить любимые темы и понравившиеся публикации.

Такая маркетинговая тактика, адаптированная к традиционному издательскому делу, укрепляет позитивные отношения между читателями, а также положительно влияет на популярность бренда - как онлайн, так и оффлайн.

5. Формируйте аудиторию и воздействуйте на неё

Среднестатистический пользователь Твиттера имеет меньше 350 фолловеров. С другой стороны, у брендов и известных журналов достаточно ресурсов, чтобы увеличить число заинтересованных фолловеров до нескольких тысяч. В результате эффективность твитов популярных журналов (таких как, например, «Vogue») многократно возрастает, генерируя гораздо больше твитов и ретвитов, чем это удаётся рядовому твиттерянину.

Чтобы ещё больше расширить аудиторию, некоторые специализированные журналы помогают читателям получать онлайн ответы-ретвиты на интересующие их вопросы.

Подобная тактика не только укрепляет отношения между читателями и редакцией, но и позиционирует издание, как основной источник полезной информации для читателя, даже если оно просто ретранслирует полезные советы с других площадок.

6. Расширяйте собственный редакционный опыт

Некоторые «печатные» журналы идут в ногу с прогрессом и используют новейшие социальные медиа - например, такие как сервис Instagr.am, предназначенный для редактирования и мгновенной публикации фото, сделанных при помощи iPhone. Читатели «National Geographic» размещают в Сети красивые кадры из жизни дикой природы, а фанаты «Playboy» - пикантные закулисные моменты.

7. Монетизируйте социальные медиа

Рекламные баннеры - по-прежнему самая распространённая форма монетизации сайтов СМИ. Однако творческий подход к использованию аккаунтов в социальных сетях даёт гораздо более широкие возможности для рекламодателей и их партнёров. Например, можно использовать оплаченные твиты и публикации в рейтинговых блогах, либо дать ссылку на скачивание тематических фонов для Твиттера, либо взять любой из тех способов монетизации, которые уже используются крупнейшими оффлайновыми изданиями в социальных сетях. Чтобы размещать платные посты в блогосфере и рассылать твиты по целевой аудитории, вы можете использовать «Блогун» - для этого достаточно прочитать короткое « ». При нашей поддерже можно даже

В новейших трендах веб-дизайна легко запутаться: интернет-технологии постоянно совершенствуются, в силу чего дизайнеры сегодня имеют в своем распоряжении огромный набор инструментов. И хотя богатство доступных возможностей формирует почву для инноваций, оно также создает риск отрыва от корней.

В каждом виде искусства существуют традиции. В случае с сайтами — это газеты.

Газеты появились задолго до интернета. И сегодня именно газеты могут нам открыть глаза на многие принципы веб-дизайна — от принципа Гутенберга (Gutenberg Principle) до сеточных систем (grid systems) компоновки и размещения важнейшего контента (above the fold).

Углубившись в изучение основных принципов дизайна бумажных газет, вы можете заметить многократные совпадения с правилами верстки сайтов. Истоки многих самых передовых практик веб-дизайна можно проследить непосредственно до дизайна типографских изданий. Что неудивительно: веб-сайты создаются для того, чтобы пользователи взаимодействовали с ними — и (в идеале) неоднократно возвращались к ним как к источнику информации. Газеты же играли в эту игру веками и выигрывали.

Любой, кто хотя бы немного интересуется веб-дизайном, получит пользу от знания того, как устроен дизайн печатных изданий и почему он работает.

В этом посте будут рассмотрены несколько принципов оформления газет и показана их связь с самыми передовыми практиками веб-дизайна.

С чего все начиналось

Первые рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе, появились в Италии в XVI веке и были наиболее популярны были в Риме и Венеции. Тогда же вошло в обиход название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты (gazzetta), которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции.

С изобретением печатного станка началась другая эпоха. XVII век принес в мир новую силу — газеты, которые были отчасти похожи на нынешние. У властей появилась возможность своевременно информировать подданных своей империи или царства, рекламировать услуги и публиковать новости, освещать политику государства с выгодной для себя стороны, тем самым влияя на мировоззрение людей.

Создатели газет усердно работали над правилами ведения нового бизнеса, и поскольку содержание выпусков ежедневно менялось, правила должны были быть абстрактными — общими и относящихся ко всем газетам. Эти концепции касались в основном формы — а не содержания — и того, как читатели обрабатывают информацию. Параллели с веб-дизайном скоро станут понятными, и, мы надеемся, уроки тоже. Начнем с очевидного правила — «выше линии сгиба».

«Выше линии сгиба»

Если вы работали с онлайн-версткой, вы, вероятно, слышали выражение «выше линии сгиба», означающее контент, который вы видите в первую очередь, когда заходите на веб-страницу (без прокрутки).

Это газетный термин, и он восходит к давним векам.

Из-за своих размеров газеты выкладывались на прилавки сложенными пополам, поэтому термин «над сгибом» буквально подразумевал контент, видимый над тем местом, где печатные листы были сложены пополам. Это первое, что видят потенциальные читатели. Для газеты часто это единственный шанс произвести впечатление, заставить людей купить выпуск, потому что они захотели узнать больше. Если газету не хочется взять в руки из-за материала на первой полосе, то зачем вообще думать о ее покупке?

Пространство «над сгибом» — область для размещения главной истории, самой важной части информации во всей газете, того, что должно «зацепить» читателя. Это место обычно предназначается для , ключевых статей выпуска и завлекающих изображений. Тем не менее не существует четкого стандарта, что следует размещать в этой области: все то, что — без искажения правды! — может привлечь внимание читателей, может оказаться на этом важном месте.

«Над сгибом» — первый и самый главный ответ газеты на «паб-тест» — находится то, что бы вы упомянули первым делом, если бы пересказывали содержание увиденного случайному собеседнику за кружкой пива в пабе.

То же самое относится и к веб-сайтам, что, несомненно, является причиной заимствования терминологии. «Выше линии сгиба» в веб-дизайне (то, что вы видите на мониторе без использования прокрутки) — это ответ вашего сайта или лендинга на «паб-тест». Что является тем самым единственным важнейшим, что должны знать посетители вашего лендинга/сайта? (Хотя это правило особенно актуально для посадочных страниц, оно применяется повсеместно).

Согласно исследованию 25 миллионов браузеров, проведенному в прошлом году, «выше линии сгиба» — это наиболее часто просматриваемая часть веб-страницы, на область, расположенную как раз под ней приходится пик вовлеченности. От газет до лендингов, онлайн-магазинов и социальных сетей — всюду применяется один и тот же принцип: привлечь внимание.

Принцип Гутенберга

Итак, вы привлекли чье-то внимание. Примите наши поздравления. Но для дальнейшего успеха — конверсии — вам нужно знать о принципе Гутенберга, или Z-паттерне (Z-pattern).

Отстаиваемый «отцом газетного дизайна» Эдмундом С. Арнольдом (Edmund C. Arnold, подробнее о этой выдающейся личности мы поговорим позднее) принцип Гутенберга является хорошим эмпирическим правилом, которому нужно следовать, думая о том, как люди взаимодействуют с вашим контентом, будь он напечатан на бумаге или выведен на экран в виде пикселей.

Принцип Гутенберга гласит, что когда люди сталкиваются с однородным контентом («стеной текста», «простыней»), они начинают изучать его с верхнего левого угла и заканчивают в нижнем правом, «перепрыгивая» взглядом справа налево по мере продвижения на одну строчку вниз. Это вытекает из идеи, известной как «Гравитация чтения» (Reading Gravity). Мы, представители западной цивилизации, проводим свою жизнь, читая слева направо и «перебегая» глазами вниз и налево, чтобы добраться до начала следующей строки. Газетный дизайн, как правило, учитывает эту особенность чтения.

Ниже представлен номер «Учительской газеты» от 13 апреля 1961 года, сообщающий о первом полете человека в космос, скомпонован по описанным принципам: глаза читателя следуют «z-паттерну чтения» (красные стрелки), а главная история размещена над линией сгиба:

Это правило десятилетиями применялось в типографике — задолго до того, как появилась Всемирная паутина.

Сегодня то же самое относится и к веб-дизайну.

Конечно, гравитация чтения не так же неоспорима, как, скажем, гравитация в смысле силы тяжести. Самый проницательный из читателей этого поста мог заметить, что принцип Гутенберга относится в основном к «однородному» контенту. Более того, это правило не основано на каком-то врожденном качестве человека — оно зависит от культуры и правил чтения.

Так, в странах, где люди читают справа налево (например, арабские страны), применяется тот же принцип, но как бы в «отзеркаленном», обратном виде:

Стоит отметить, что это имело меньшее значение во времена типографской печати. Распространение бумажных газет, как правило, ограничено неким географическим регионом, поэтому их можно печатать на основном языке населения, проживающего там. В интернете ваш сайт может посещать кто угодно и где угодно, поэтому важно не только понимать принцип Гутенберга, но и разрабатывать веб-сайты, которые меняют форму представления контента в зависимости от языка, на котором их читают.

Принцип Гутенберга — не единственное правило, описывающее способ взаимодействия людей с контентом. Например, исследования по отслеживанию движения глаз показали, что в интернете также широко распространены , причем по мере продвижения читателей по веб-странице «перескок» увеличивается.

Все эти модели полезно знать, однако это не правила, а тенденции. Хороший дизайн газеты не слепо следует Z-паттерну, что бы ни случилось — он использует принцип в качестве основы. То же самое относится и к веб-дизайну. В случае возникновения сомнений, помните об этих правилах, но не поклоняйтесь им. Человеческому глазу присуща укоренившаяся гравитация чтения, но отличный дизайн ведет, а не следует.

Адаптируемость интернета открывает новые удивительные возможности для представления контента. Уроки, извлеченные из принципа Гутенберга, являются отправной точкой, от которой можно и нужно начинать игру. Как известно, исключения лишь подтверждают правила.

Шапка страницы или хедер

У каждой газеты есть своя типографская плашка (от англ. nameplate — «табличка с именем») или «шильдик» — шапка издания в виде броской картинки на первой странице, содержащая фирменное название издания и информацию о выпуске, такую как адрес издателя, дата выхода и др..

Это практически единственное, что гарантированно не будет изменяться от одного выпуска газеты до другого.

Многие из таких плашек сами по себе являются знаковыми и запечатлены в общественном сознании. «Шильдик» — это , неотъемлемая частица издания, заявляющая: «Мы — не вон та другая газета. Мы — эта газета». Она сообщает, кто вы и чем вы занимаетесь.

Плашка также служит своего рода каталогом. Газеты часто размещают в своих шапках тизеры, указывающие читателям на статьи, которые не вполне заслуживают места на первой полосе, но о которых все еще стоит знать. «Шильдик» — это ключевая фигура на пространстве «выше линии сгиба», как бы говорящая читателю: «Задержитесь. Продолжайте читать. Здесь есть кое-что интересное для вас». Если принять во внимание принцип Гутенберга, то «шильдик», скорее всего, станет первым, что увидят читатели.

Практически у каждого сайта есть свой «шильдик», только в интернете ее принято называть хедером (Header). Он есть у каждой соцсети, интернет-магазина, развлекательного сайта и, конечно же, у :

Для веб-сайта было бы странным ее отсутствие. В интернете хедер каждой страницы сайта должен иметь в своем составе меню и логотип, ведущий на главную страницу, поскольку многие пользователи приходят на сайт не через корневой домен, а другими путями (если речь не о лендинге).
Это одна из причин, по которой онлайн-«шильдик», как правило, более востребован, чем его печатные «предки». Он способен сделать больше, что даже хорошо, учитывая, что и требования к нему выше. Но в газетах и в веб-дизайне основная цель хедера одна и та же: привлечь внимание к бренду и направить пользователей к тому, что им будет небезразлично.

Сетки и блоки с контентом

Газеты представляют собой чистый контент. От корки до корки они «напичканы» информацией, которая должна быть прекрасно структурирована и хорошо представлена. является основой дизайна газетного листа. Как вода принимает форму сосуда, так и контент газеты укладывается в сеточную систему.

Столбцы являются наиболее важным элементом этой структуры. В зависимости от формата газеты (таблоид, широкополосное издание и т. д.) она может содержать от четырех до четырнадцати столбцов. Редко бывает так, когда содержание газет так или иначе не подстраивается под эти столбцы. Текст «течет» вниз по столбцу, а затем возобновляется в следующем. Изображения могут занимать несколько столбцов, особенно если требуется, чтобы иллюстрация/фотография бросалась в глаза.

Сегодняшние газеты давно вышли за пределы жесткого информационного потока, который вы обнаружите в более ранних версиях. В настоящее время общепризнанно, что газетный контент должен быть организован по блокам, где каждая история формирует свою собственную рамку. Такая организация структуры страницы называется модульной компоновкой, и есть несколько причин, почему подобный подход утвердился в качестве стандарта:

  • Во-первых, таким образом проще структурировать . Если каждая история размещается в чистом, аккуратном пространстве, их можно с относительной легкостью перегруппировать. Когда вы пытаетесь разместить десятки (или сотни) статей на ограниченном пространстве, а время вас поджимает, это — находка.
  • Во-вторых, модульная компоновка упрощает понимание контента. Хорошая информация высоко ценится только тогда, когда она доступно представлена. Блоки создают «страницы на страницах», где каждая часть информации самостоятельна и понятна.

Эти стандарты всегда играли определенную роль в веб-дизайне, но особенно полезным стало их понимание в настоящий момент, когда в арсенале дизайнеров появилась мощная система компоновки CSS Grid. Сеточные системы не только предлагают руководство по максимально читабельной и четкой организации контента, они также показывают, как блоки контента взаимодействуют друг с другом и с рекламой. Неправильное выравнивание может выглядеть действительно очень по-дурацки, в то время как — это радость для глаз.

Но как всегда, тут есть различия. Например, в интернете редко происходят переходы (когда вы достигаете нижней части столбца и продолжаете чтение вверху следующего столбца), поскольку веб-страницы могут прокручиваться вниз бесконечно.

Соответственно, описанный тип макета, как правило, имеет меньше смысла в интернете, потому что он приводит читателей к необходимости прокрутки вверх и вниз, чтобы пролистать один фрагмент контента, что довольно нелогично. Подобные «прыжки» могут быть приемлемы только для списков и небольших объемов контента, но эта практика, как правило, обусловлена физическими ограничениями типографского оборудования. Основная ценность сеточной системы в веб-дизайне вполне может заключаться в «укладке» блоков онлайн-контента, а не в организации его распечатки на бумаге.

Более того, как в печатной, так и в онлайн-формах представления контента отказ от сеточной системы может сам по себе привести к поразительным результатам. Подобно тому, как дадаизм отшатнулся от эстетических норм начала 20-го века, веб-сайты бруталистов вывернули наизнанку сеточную систему, чтобы предложить что-то более... нешаблонное.

Как уже отмечалось, чтобы нарушить правила, сначала нужно их узнать. Для этого и всего остального существует «Справочник дизайнера газет» (The Newspaper Designer’s Handbook) Тима Харроуера (Tim Harrower) — превосходная отправная точка. Для более широкого ознакомления отлично подходит «Использование сеток в полиграфическом дизайне» (Utilising Grids in Print Design) Кэрри Казинс (Carrie Cousins).

Но какое значение будет иметь все вышеупомянутое, когда вы перейдете в сферу веб-дизайна? Что ж, можно ответить: всё увеличивающееся. Свойства CSS, такие как Grid, Shapes и Flexbox, позволяют с небывалой простотой как следовать правилам сеточной системы, так и нарушать их. Как газеты регулярно выходят за рамки невидимых линий своих «каркасов», так и веб-сайты могут раздвигать границы своей среды.

В своей книге «Художественное руководство для интернета» (Art Direction for the Web) дизайнер Энди Кларк (Andy Clarke) погружается, прежде всего, в уроки печатных средств массовой информации (и других), показывая, как достижения в CSS могут добавить совершенно новые измерения в сеточную систему. Как утверждает сам Кларк:

«В течение многих лет мы говорили друг другу, что интернет — это не типография. Мы говорили себе, что решения, которыми мы восхищаемся в других средах применения дизайна, не могут — а иногда и не должны — использоваться онлайн. Нам больше не нужно так думать».

Да, именно так.

Вышеупомянутые принципы были сформированы на основе многолетнего — а в некоторых случаях и многовекового — практического опыта и еще множества вещей, связанных с ним. Все в целом сводится к пониманию того, как люди могут взаимодействовать с контентом.

Газеты в своих лучших проявлениях следуют карикатурно простому принципу: представлять информацию так, чтобы она была как можно более ясной, привлекательной и доступной. Такой же будет достойная цель для любого сайта или .

И не нужно верить нам на слово.

Эти идеи поддерживались Эдмундом С. Арнольдом (Edmund C. Arnold), вышеупомянутым отцом современного газетного дизайна. За годы своей карьеры Арнольд разработал или переработал дизайн сотен газет, в число которых входили The Chicago Tribune, The Boston Globe, The National Observer и Newsday.

Он настаивал на том, чтобы дизайнеры имели больше влияния на газеты — как на стиль, так и на суть. Арнольд также был журналистом и академическим ученым, написавшим множество книг о дизайне газет и типографике. Он знал, что делал. Не случайно, что «Общество дизайна новостных изданий» (Society for News Design — SND), одним из основателей которого он стал в 1992 году, в настоящее время присуждает две ежегодных награды — одну за «бумажный» дизайн, другую —за цифровой.

Газетные дизайнеры — так же, как и веб-дизайнеры — должны изучать классическую типографику. И хотя веб-технологии открывают все новые границы, полезно знать, что было принято в прошлом. В конце концов, все новое — это хорошо забытое старое.

Изучение истории издания газет не предоставит вам все ключи к отличному веб-дизайну, но понимание принципов, которыми руководствовались дизайнеры доцифровой эпохи, не может не принести ничего кроме пользы тем, кто проектирует для интернета. В этих двух мирах много общего. Любой пользователь способен узнать хороший веб-дизайн, когда видит его — частично это происходит потому, что все видели бумажные газеты.

Гуру веб-дизайна Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman) попал не в бровь, а в глаз, когда более десяти лет тому назад написал следующее:

«Контент предшествует дизайну. Дизайн при отсутствии контента — это не дизайн, это декорирование».

Основатель Smashing Magazine Виталий Фридман (Vitaly Friedman) преклонился перед тем же алтарем, когда сказал:

«Хороший дизайн — это эффективная коммуникация, а не оформление в ущерб удобочитаемости».

И он, и Зельдман найдут много союзников в области дизайна печатных изданий. Немногие, — если таковые вообще имеются, — информационные среды имеют более богатую историю «бракосочетания» контента и дизайна, чем газеты. Эта борьба — все, что у них есть.

В направлении неизведанного

Здесь стоит еще раз повторить, что существуют четкие и неоспоримые различия между дизайном новостных изданий и веб-дизайном. В газетах размеры видимого пространства всегда одинаковы, в то время как сайты и лендинги должны адаптироваться к радикально различающимся размерам экранов и типам устройств.

В газетном деле вы сразу же видите то, что вы получаете, в то время как веб-сайты могут скрывать всевозможные полезные функции, пока их не «попросят» появиться.

Цель этой статьи — не убедить вас в том, что газетный и веб-дизайн одинаковы.

Они, однако, часто очень похожи. То, что вы мастерски овладели одним из них, не делает вас одновременно мастером и в другом дизайне, но способствует этому.

Возможно, именно поэтому еще в 2008 году Фридман свел воедино подборку газетных дизайнов, отмеченных наградами. В то время он сожалел о том, что методы полиграфического дизайна не применимы в интернете. Тогда был достаточно простым, сейчас же он кардинально изменился в лучшую сторону, и это сулит веб-дизайнерам действительно захватывающие перспективы.

Процесс никогда не заканчивается. Он не может закончиться. Ни одна газета или веб-сайт, достойные внимания, никогда по-настоящему не «закончены» — они всегда развиваются. При взгляде на первую в истории газету и первый веб-сайт будет справедливо сказать, что с тех пор многое изменилось в обоих мирах:

Оба этих формата значительно улучшились со времени своих скромных дебютов, и им предстоит еще очень многого достичь. Как прекрасно заметил в 2016 году графический дизайнер C Y Gopinath, параметры постоянно меняются: веб-технологии, размеры экранов, устройства, скорость интернета — всего не перечесть. В мобильную эпоху, возможно, плашка с логотипом будет располагаться внизу условной страницы. Кто знает? Это все впереди.

Во многих отношениях эстафетная палочка перешла от дизайна газет к веб-дизайну. Если современные веб-дизайнеры будут создавать свои лендинги и сайты, опираясь на знания традиций печатного дизайна, они достигнут того, о чем предыдущие поколения печатников даже не могли и помыслить.

Нам же остается только следить за тем, как новейшие тренды тесно переплетаются с традиционными правилами верстки, и применять в своих проектах.

Как известно, редакция нашего журнала находится в Москве на Полковой улице, недалеко от метро« Савеловская». Здесь редакторы придумывают темы и пишут статьи, барабаня по клавиатуре своих компьютеров. Однако журнал, отсвечивающий глянцем обложки и пахнущий типографской краской, рождается в другом месте.

Три основных метода печати на бумаге

В пяти минутах ходьбы быстрым шагом от метро «Печатники» расположены неприметные корпуса. Здесь находится крупнейшая в Москве типография «Пушкинская площадь», где печатается несколько десятков ежемесячных и еженедельных журналов. В том числе и тот, который вы держите в руках, — «Популярная механика». К нашему юбилею — сотому номеру- мы решили рассказать, как печатается наш журнал.

Оставить след на бумаге

Существуют несколько способов получить изображение на бумаге. Самый старый способ, восходящий к первопечатнику Гуттенбергу, придумавшему в 1440-х годах способ печати с помощью выпуклых зеркально отраженных букв, из которых набирал строки, по‑прежнему используется, как и в старые времена, для печати книг — это так называемая высокая печать. Части печатной формы, наносящие краску на бумагу там, где нужно оставить изображение (они называются печатными элементами), делаются выпуклыми, а пробельные элементы представляют собой углубления. Таким способом до сих пор печатают текстовые издания, особенно одно-двухцветные — например, книги.

Глубокая печать использует формы, в которых печатные элементы представляют собой углубления, а пробельные — выпуклости (в одной плоскости). После нанесения краски на форму и перед печатью с пробельных элементов краска удаляется. Поскольку этот способ хорошо передает полутона, он используется, например, для получения полиграфической продукции с множеством высококачественных полноцветных иллюстраций.


Способы печати отличаются конфигурацией печатных и пробельных элементов на печатных формах. В высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. На печатные элементы валиком наносится слой краски, который затем переносится на бумагу. В методе глубокой печати печатные элементы углублены относительно пробельных. Краска наносится на всю печатную форму, а затем с помощью ракеля удаляется с пробельных элементов. При этом глубина ячеек печатных элементов может быть переменной, что позволяет очень хорошо передавать полутона. В методе плоской печати пробельные и печатные элементы находятся на одном уровне, но отличаются по своей смачиваемости. Таким образом, краска удерживается только на печатных элементах, откуда переносится на промежуточный (офсетный) цилиндр, а затем — на бумагу.

Наиболее распространена в настоящее время офсетная печать — разновидность плоской печати. В этом методе печатные и пробельные элементы находятся на одном уровне, но отличаются характеристиками смачивания — печатные элементы краску удерживают, а пробельные — нет. Кроме того, офсетный метод относится к непрямым способам печати, то есть изображение с печатной формы сначала переносится на эластичный цилиндр, а с него уже на бумагу. В настоящее время именно офсетным способом печатается большинство газет, журналов и книг.

Печатные революции

Почти до конца XIX века печатные издания — газеты и журналы — изготавливались с помощью технологии высокой печати, причем печатники вручную набирали печатные формы в виде строк по буквам. В 1884 году американский инженер Оттмар Мергенталер произвел вторую (после Гуттенберга) крупную революцию в печатном деле — он изобрел линотип, строкоотливную машину, которая в значительной степени автоматизировала труд наборщиков. Эта технология применялась до середины XX века, но с появлением офсетной печати и фотонабора вынуждена была потесниться. Последний шаг к современной технологии изготовления печатных изданий произошел в конце 1980-х — начале 1990-х годов — им стало начало массового использования компьютерной техники в допечатных и полиграфических процессах.

Сейчас представить себе редакцию, отдел допечатной подготовки или типографию без компьютеров просто невозможно. Между тем еще в 1970-х создание журналов выглядело в упрощенном виде примерно так: авторы отдавали свои статьи в виде рукописей в редакционное бюро, где их перепечатывали на пишущих машинках и отдавали в набор, с которого изготавливались пробные оттиски. Их фотографировали для создания оригинал-макета — изображения на пленке. Это изображение проецировали на покрытые светочувствительным слоем металлические пластины, которые затем подвергались химическому травлению. В результате этих процессов получались формы для офсетной печати. С появлением машин для фотонабора технология упростилась, а когда компьютеры заняли свои места на рабочих столах, она приняла практически современный вид — верстка изданий выполнялась с помощью компьютерных программ, после чего на специальных принтерах выводились фотоформы для изготовления офсетных печатных форм. Сейчас технология выглядит еще проще — почти повсеместно используется технология CTP (computer-to-plate, непосредственно от компьютерного макета к печатной форме).


Устройства вывода печатных форм представляют собой специализированные лазерные принтеры, которые печатают не на бумаге, а на алюминиевых пластинах, покрытых термочувствительным веществом (на фото — слой синего цвета). Инфракрасный лазер формирует изображение, нагревая слой, который под действием тепла изменяет свои свойства. Проявитель растворяет экспонированные участки, образуя пробельные элементы. Затем пластины сушат и обжигают в специальной печи для повышения тиражестойкости.

По следам макета

Современная технология вкратце выглядит так. Чтобы читатели смогли взять в руки журнал, авторы и редакторы пишут статьи — разумеется, в электронном виде. Дизайнеры превращают текст и картинки в макет, который после проверки отправляется прямо в типографию, где его подвергают входному контролю. После того как макет проверят на соответствие техническим требованиям типографии, начинается вывод форм. Макет компонуют специальным образом — соответствующей формы страницы печатаются не по одной, а сразу целыми тетрадями (в случае «Популярной механики» тетрадь — это 48 страницы, то есть 24 с каждой стороны листа), и расположить их нужно так, чтобы после печати и фальцовки (складывания) они оказались в правильном порядке. Макет также делят по цветам в соответствии с принятой в полиграфии субтрактивной системой CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK- голубой, пурпурный, желтый, черный).

«Вывод офсетных печатных форм — это, в общем-то, распечатывание макета на принтере, — объясняет Мария Кондрашова, начальник технологического отдела полиграфического комплекса «Пушкинская площадь».- Разумеется, не обычном, а специальном — в нашей типографии для этого используются устройства вывода форм семейства Kodak Trendsetter. Они печатают с разрешением 2400 dpi, но не на бумаге, а на алюминиевых пластинах толщиной 0,2−0,3 мм со специальным термочувствительным покрытием. Там, где лазерный луч попадает на покрытие, оно нагревается и меняет свои свойства. После экспонирования пластину проявляют, смывая разрушенное покрытие. Затем формы проходят через специальную печь для сушки и обжига, в процессе которого покрытие упрочняется, а следовательно, повышается ресурс печатных форм. Если ресурс обычных офсетных форм составляет несколько сотен тысяч экземпляров, то подвергнутые обжигу по этому показателю уже могут конкурировать с формами для высокой печати — до миллиона и больше».


После всех этих процессов на форму наносится временное защитное покрытие, которое смывается уже перед печатью (оно необходимо, чтобы защитить формы от попадания пыли и грязи до печати). Для того чтобы подготовить пластины к печати, остается только загнуть и перфорировать края пластин — за эти крепежные элементы формы будут крепиться к цилиндру печатной машины.

От формы к бумаге

Готовые формы устанавливают в печатную машину для рулонной печати Heidelberg Sunday 4000, на которой и печатается наш журнал. Каждую пластину помещают в соответствующую секцию, по числу используемых красок — черную, голубую, пурпурную и желтую, именно в таком порядке происходит печать (на печатный цилиндр форма устанавливается автоматически).

И вот машину запускают — бумажная лента начинает разматываться с рулона, проходя через печатные секции. Табло над машиной показывает скорость печати — около 12 000 оттисков (каждый из них — тетрадь, то есть 48 страниц, 24 на одной стороне листа, 24 на другой) в час. Но это только начало: поскольку цвета печатаются последовательно, их нужно точно совместить, иначе вместо полноцветных качественных иллюстраций мы увидим в журнале нечто размытое с цветными окантовками. Чтобы такого не происходило, машина оснащена обратной связью — бумага, после того как на нее нанесены краски, проходит через спектрофотометр (сканер, измеряющий интенсивность цветов). На полях бумаги нанесены специальные знаки — цветовые шкалы и метки для позиционирования. Измеряя их положение и интенсивность, компьютер формирует сигналы для системы управления, которая сдвигает печатные формы в соответствующих секциях в ту или иную сторону и при необходимости изменяет подачу краски.


Первоначальная установка положения форм (приладка) в полностью автоматическом режиме занимает около 10−15 минут, при этом машина успевает напечатать около 3500 тетрадей — и все они отправляются на переработку после измельчения в огромных шредерах и прессовки. Когда качество получившихся оттисков выходит на необходимый уровень, скорость печати увеличивают — в штатном режиме она составляет около 70000 оттисков в час. Печать идет практически без остановок, многие необходимые технологические операции (например, промывка офсетных цилиндров) производятся прямо «на ходу», чтобы не сбивать настройки, — только на пониженной скорости (бракованные тетради опять уходят на переработку). Все это происходит автоматически, хотя при необходимости в процесс может вмешаться оператор, наблюдающий за показателями печати и отклонениями различных параметров от установленных величин на контрольных мониторах. Но необходимость в таком вмешательстве возникает нечасто.

Климат-контроль

Качество печати зависит от многих факторов, не последний из которых — влажность окружающего воздуха (при различном содержании влаги бумага ведет себя по‑разному). Поэтому в цехах «Пушкинской площади», где установлены печатные машины, можно увидеть увлажнители воздуха. Небольшие диски, похожие на диковинные НЛО, стройными рядами «парят» под потолком, выбрасывая струи мельчайшей водяной пыли. Включаться они могут автоматически или вручную.

Поскольку скорость печати велика, краска не успевает высохнуть естественным образом, поэтому бумага проходит через секцию сушки, а затем через фальцаппарат, который производит фальцовку — складывание листа так, чтобы после разрезания порядок страниц в тетради оказался правильным. Машина оснащена также системой проклейки корешка и трехсторонней обрезки, так что может выдавать готовые 48-полосные издания или 32-страничные издания, прошитые скрепкой. Но в случае с «Популярной механикой» это неприменимо, поскольку журнал состоит из нескольких тетрадей и, кроме того, для обложки используется другая бумага и отдельный процесс.


Офсетная печатная машина состоит из нескольких красочных секций, каждая из которых отвечает за печать своим цветом: четырьмя основными типографскими — CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blacK — голубой, пурпурный, желтый, черный), а также дополнительными — нестандартными цветами типа золотого или серебряного, УФ-красками и т. п. Краска с формного цилиндра с закрепленном на нем печатной формой переносится сначала на изготовленный из эластичного материала промежуточный офсетный цилиндр, который и дал название методу (от англ. offset — смещение, сдвиг), а затем уже с офсетного цилиндра на бумагу.

Товар лицом

Обложка, без всякого сомнения, лицо журнала, и о ее печати стоит сказать отдельно. Для обложки используется более толстая и более плотная бумага, сложенная в пачки листов. Поэтому здесь применяется листовая печатная машина семейства Heidelberg Speedmaster. Принцип печати ее такой же, как и рулонной, отличие только в бумаге — она уже не бежит сквозь печатные секции непрерывной лентой, а подается специальным устройством, хватающим листы с помощью присосок. Это более медленный процесс — максимальная скорость печати составляет порядка 16 000 оттисков в час. На листе такой бумаги одновременно печатается (с двух сторон) четыре комплекта обложек «Популярной механики».

«Многие журналы покрывают свои обложки лаком, — говорит Мария Кондрашова. — Поэтому в машине предусмотрена лакировочная секция с сушкой. Кроме того, у нас есть несколько машин, которые позволяют печатать не четырьмя красками, а пятью или шестью, то есть с использованием одной или двух дополнительных нестандартных красок из каталога Pantone или, например, серебряной, золотой». Подобным образом была напечатана (хотя и не в «Пушкинской площади») одна из тетрадок в номере «Популярной механики» за апрель 2008 года — там в качестве дополнительной использовалась флюоресцентная краска, которая светилась под воздействием ультрафиолетового излучения.


Сборка на конвейере

Последний этап создания нашего журнала — собственно сборка. На линии клеевого бесшвейного скрепления специальная машина складывает тетрадки в нужном порядке, выполняет обрезку и проклейку со скоростью около 8000 экземпляров в час. Путь от макета до готового журнала занимает у «Популярной механики» приблизительно неделю.

Рекламные приложения и буклеты при необходимости вкладываются в журнал на линии поэкземплярной упаковки, после чего готовые журналы упаковываются в пленку и складываются в пачки. Правда, по словам Марии Кондрашовой, у машины есть свои ограничения — она умеет размещать вложения либо под первую страницу обложки, либо в случайное место внутри журнала. Если же необходимо сделать вложение на конкретную страницу, роботы здесь бессильны — эту задачу может решить только ручной труд.

Как открыть новый журнал и не прогореть. Ежемесячное издание должно приносить прибыль в $100 тыс. Заманчивый результат, но достичь его непросто. Почему из 13 тысяч зарегистрированных журналов реально выходят только 300 и как войти в их число.

В России успешный журнал, выходящий с периодичностью один раз в месяц, должен приносить прибыль не меньше $100 тыс. Достичь такого прекрасного результата можно двумя путями: купив лицензию на иностранное издание или раскручивая отечественный бренд.

Перспективы

В России зарегистрировано 37 тысяч печатных изданий, из них журналов – почти 13 тысяч. Огромное количество, переварить которое сложно даже «самой читающей» стране мира. Для сравнения – в Германии издается около 2 тыс. журналов, а в США – приблизительно 8 тыс. Правда, подавляющее большинство изданий, зарегистрированных в Минпечати, не выходят. Только каждый третий журнал можно считать условно живым, а реально работают не больше 300 журналов.

Остальные или уже обанкротились, или готовы к банкротству. Это наглядное свидетельство того, что печатному изданию для сохранения жизнеспособности мало сформировать штат журналистов и фотографов, нужно еще уметь выгодно продать плоды своего творческого труда.

Как известно, многие предпочитают учиться на собственных ошибках, наверное, поэтому ежегодно на российском рынке появляется несколько новых журналов, рассчитывающих занять свое место под солнцем. Большинство новоиспеченных – глянцевые ежемесячники, которые сегодня относятся к динамично развивающемуся сегменту масс-медиа.

В перенаселенном сегменте деловых еженедельников и любых газет все места давно заняты, а вот организовать новый ежемесячный журнал вполне реально, а при правильном подходе журнал может приносить прибыль.

Свои среди чужих

Около четверти всех российских журналов выпускаются по иностранным лицензиям. Это означает, что название, концепция, часть материалов в журнале – калька иностранного аналога. Именно зарубежные женские глянцевые журналы занимают нишу наиболее прибыльных. У этих изданиях всегда изобилие рекламы и большие тиражи.

Читательницы с удовольствием покупают такие журналы, и это не удивительно – высокое качество исполнения и выдержанная концепция делают этот продукт востребованным. Рекламодателей привлекает раскрученный на рынке бренд. Из российских журналов к глянцевым лидерам можно отнести, пожалуй, только «Караван историй».

Зарубежный «глянец» в России представляют издательские дома Independent Media (Cosmopolitan, Men"s Health, FHM, Harpers Bazar, «Домашний очаг», Yes), ИД Conde Nast (Vogue, GQ), ИД «Бурда» (Plаyboy), ИД АФС (Elle), Gruner + Jahr («Гео»).

Отечественных журналов на рынке в 2,5 раза больше, чем западных, но конкуренцию с иностранными брендами выдерживают единицы. Отечественные бренды представлены издательскими домами «7 Дней», «Апрель», «Орбита Медиа Сервис», «За рулем» и некоторыми другими.

Перспективы

Исконно отечественные проекты окупаются гораздо дольше лицензионных СМИ, этим объясняется их весьма скромное присутствие на рынке. Даже самым известным российским журналам пришлось пробиваться с немалыми усилиями, затрачивая крупные суммы на рекламу. Cosmopolitan, Vogue, MensHealth смогли взобраться на вершину рейтинга куда быстрее.

Нельзя сбрасывать со счетов фактор своевременности. Cosmopolitan в свое время сумел стать прибыльным уже с третьего номера во многом потому, что был первым женским глянцевым журналом в России. Сегодня же даже у лицензионных изданий возникают трудности с запуском.

Основные международные бренды уже представлены на российском рынке, а ожидать появления каких-то совершенно новых лидеров не приходится. Западные новинки в подавляющем большинстве представляют собой просто клоны уже популярных изданий. Российские журналы лишены проблем с перенасыщением информационного пространства, но у них есть другая беда – отсутствие первоначального капитала.

Основной источник доходов глянцевого журнала – прибыль от рекламы (до 80%). При работе с лицензионным журналом издатель получает рекламный бюджет. Крупные рекламодатели при работе на местном рынке используют для рекламы деньги материнских компаний, находящихся за границей. Обосновать в головном офисе затраты на рекламу в никому не известном журнале было бы проблематично, поэтому рекламной площадкой становятся лицензионные брендовые издания.

Очевидный и неизбежный недостаток лицензионного бизнеса – обязанность выплачивать роялти владельцу бренда. Размер этих отчислений находится в диапазоне от 10 до 25% с рекламы и продаж. Если речь идет о суперпопулярном издании, цифры роялти могут быть шестизначными.

У отечественных журналов подобных проблем нет совершенно. Задача «наших» журналов – дождаться прибыли и не «протянуть ноги» раньше времени. По разным оценкам, проект может окупиться в самом лучшем случае через три года после запуска.

Ареал

От 20 до 30% прибыли ежемесячники получают от правильного выбора и расширения области распространения журнала. Многие издатели знают, что путь на прилавок проходит через вступительный взнос оптовику.

По сплетням, чтобы выйти на московский рынок, нужно заплатить $40-50 тыс. без учета рекламной кампании. В регионах процесс выхода на рынок значительно дешевле, но проблем не меньше. Из провинции можно вообще не дождаться денег, да и возвратить тираж бывает непросто.

Общая почти для всех проблема – банальное отсутствие места на прилавках киосков и лотков. Обилие журналов просто не позволяет разместить новое издание так, чтобы на него обратили внимание. В результате активно реализуются только явные фавориты, вроде Cosmo или "Каравана историй", о которых покупатели спрашивают, не пытаясь найти их на прилавке.

Если издатель считает, что читатель не сможет остаться равнодушным к художественным достоинствам журнала, и этого вполне достаточно, чтобы полюбиться публике, он глубоко ошибается. Прежде всего, нужно заинтересовать потенциального читателя, а только потом поддерживать его привязанность к журналу содержательными материалами и удачным дизайном.

Читатели по лицензии

Вместе с известным именем лицензиаты получают доступ к архивам владельца. Вечная проблема издателей глянца – подбор высокопрофессиональных фотографий. В несколько меньшей степени это касается статей. Глянец без материалов о западных звездах выжить не сможет.

Особенно дефицит интересных и информативных материалов чувствуется в модных журналах, которые невозможно себе представить без знакомства с коллекциями haute couture и интервью с ведущими дизайнерами. Модное сообщество настолько закрыто, что бренд местного пошиба не имеет никаких шансов проникнуть в него.

Право пользования "закромами" бренда предоставляется издателю при подписании лицензионного договора, жестко регулирующего существование бренда на рынке. Нарушение этих правил приводит к лишению лицензии.

Основная проблема иностранного глянца – адекватный перевод, вернее, конвертация продукта. Ни структура, ни запросы нашей аудитории пока еще не соответствуют структуре западного общества, под которое пригнаны концепции. Отечественный читатель по привычке считает журнал инструментом развлечения, а не пропуском в социальный круг, в котором принято носить носки определенного производителя и ездить на машинах признанных марок.

Давайте посмотрим, чем русская версия журнала Playboy отличается от оригинала? Мы пересмотрели подшивки американского и нашего журнала за один год. Вот несколько наблюдений в разных рубриках.

«Девушка месяца»

Американский идеал – блондинка с полуоткрытыми блестящими губами. Школьница-переросток в форменной клетчатой юбочке, как у Бритни Спирс. Немного уступает образ Бритни Спирс, повзрослевшей на 10 лет – блондинка в откровенных позах. Русская "Девушка месяца" – обязательно стройная барышня без силикона. Очевидный избыток косметики – плоды усилий старательных визажистов.

«Герой номера»

У американцев – как правило, певцы, например, Fred Durst. Основная тема – творчество и секс. Стилистика сродни текстам песен: «Она спала с моим другом, а со мной была только из-за денег. Она отняла у меня сердце и бросила его в блендер, потому что я идиот. Я терпел все это ради секса».

В российской версии герои беседуют с читателем зрелых лет. «Мои амбиции удовлетворены. Мне нечего доказывать моей женщине, потому что она меня любит и предана мне. Чтобы окончательно самоутвердиться, мне нужно рисковать. Например, я приступил к съемкам нового фильма».

С момента своего появления газеты не теряли актуальности. Можно вспомнить слова Остапа Бендера, который считал, что людей, не читающих газеты, надо морально убивать на месте. Герой "12 стульев" изрядно удивился бы, окажись он в наши дни в самом читающем метрополитене мира - Московском. И дело не в том, что сегодня прессу стали читать больше или меньше, просто существенно изменился ее формат.

Если раньше люди пропускали свои остановки, уткнувшись в развороты газет и журналов, то сегодня мы все чаще начинаем поездку на работу или учебу с чтения изданий на наших смартфонах, планшетных компьютерах и прочих технических устройствах цифровой эпохи.

Видимое сокращение числа печатных изданий в руках читающих демонстрирует переориентацию рынка прессы. Одной из главных тенденций на западном рынке периодической печати становится полный отказ от бумажного формата газет и журналов или по крайней мере их дополнение онлайн-версиями. Уменьшение доходов от рекламы в печатных изданиях Западной Европы и США, сокращение профессиональных штатов, а также выход прессы в сверхпопулярные сегодня социальные сети делают будущее периодической печати на бумаге отчасти неопределенным.

В то же время не все так очевидно в глобальном масштабе. В Африке, на Ближнем Востоке и, в первую очередь, в Азии наблюдается настоящий газетный бум. Активный уход прессы в Интернет на Западе не смог повлиять на то, что общемировой тираж печатных газет в 2011г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 1,1%, до 512 млн экземпляров. С 2007г. по 2011г. этот показатель увеличился еще существеннее - на 4,2%.

Newsweek встретит юбилей "в цифре"

В середине октября 2012г. американский еженедельник Newsweek - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий - объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013г. и переходе на цифровой формат. Современные экономические реалии не оставили руководству журнала иных вариантов. В 2012г. Newsweek накопил долгов на 50 млн долл., убытки еженедельника составляли около 40 млн долл. в год, а его тираж за последние десять лет сократился более чем в два раза - до 1,5 млн экземпляров.

По словам главного редактора еженедельника Тины Браун, переориентация Newsweek на интернет-аудиторию по платной подписке позволит журналу "ускорить процесс возрождения великого издания". Она заявила, что никто не может противостоять современным тенденциям рынка прессы, при этом отметив, что отказ от бумажной версии для любителей "романтики" печатного издания станет тяжелым моментом. Менеджмент Newsweek ожидает, что "по крайней мере сотни тысяч" нынешних подписчиков журнала станут пользователями его цифровой версии.

И все же желание следовать современным тенденциям вряд ли убережет Newsweek от трудностей на рынке онлайн-изданий. Несмотря на увеличение числа пользователей планшетных компьютеров в США за последние два года почти в пять раз - до 70 млн человек, журналу придется выдерживать жесточайшую конкуренцию на новом для себя рынке. А, по мнению многих аналитиков, переориентация Newsweek и вовсе обречена на провал. Так, финансовый блогер Reuters Феликс Салмонд считает, что "шансы цифрового Newsweek преуспеть в качестве исключительно онлайн-издания, основанного на подписке, фактически равны нулю".

Полный отказ Newsweek от бумажного формата ожидался на протяжении последних лет. Из-за убыточности журнала владевшая им компания Washington Post в 2010г. продала еженедельник бизнесмену Сидни Харману, который согласился взять на себя долги Newsweek. И уже через три месяца журнал был объединен с онлайн-газетой Daily Beast.

Newsweek был основан в Нью-Йорке 17 февраля 1933г. и сумел за короткое время стать примером высококачественной журналистики. Занимая второе место по тиражу среди американских журналов после Time, издание во многом определяло развитие и становление периодической печати в послевоенной Америке. В последний раз любой желающий мог прочитать бумажную версию Newsweek 31 декабря 2012г. Свой 80-летний юбилей журнал будет отмечать уже в Интернете под названием Newsweek Global.

Печатные издания Запада "проседают" под давлением Интернета

Newsweek - далеко не первый американский журнал, отказавшийся от выпуска бумажной версии. В ноябре 2010г. третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. До этого из-за снижения тиража и доходов от рекламы издание было вынуждено стать журналом, выходящим один раз в две недели, а затем и вовсе раз в месяц. U.S. News & World Report известен во всем мире благодаря составляемым им рейтингам лучших колледжей, высших учебных заведений и учреждений здравоохранения США. Неидеально обстоят дела и у крупнейшего в мире еженедельного журнала Time, тираж печатной версии которого за последние семь лет сократился на 19%, до 3,3 млн.

Переориентация Newsweek и U.S. News & World Report вписывается в общую тенденцию по снижению интереса американцев к печатным газетам и журналам. По данным исследовательской организации Pew Research Center, число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41 до 23%. Чтение ими журналов с 2006г. снизилось к сегодняшнему дню на 7%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет. В частности, о преимущественном чтении изданий в Интернете заявило 55% аудитории New York Times, 48% - USA Today и 44% - Wall Street Journal. Всего платный доступ к новостям ежедневно приобретают в США 53% владельцев планшетников. И все это происходит на фоне многотысячных увольнений сотрудников печатных изданий и более активного вовлечения газет и журналов в социальные сети.

Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - The Guardian, всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Руководство уже пообещало сократить штат сотрудников изданий на 100-650 человек, приняло решение отказаться от ряда публикуемых дополнений к газете и журналу, а также занялось вопросом оптимизации печатных площадей. Причиной этого опять стали убытки от бумажных версий: в год Guardian News & Media теряет около 44 млн фунтов стерлингов. Эксперты ожидают, что доля выручки британских газет от онлайн-проектов, которая на сегодня составляет 7,4%, должна подняться к 2017г. до 13,9%.

Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию, на территории которой в XV в. как раз и было изобретено книгопечатание. В ноябре 2012г. о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, в декабре прошлого года закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет активное вторжение Интернета во все сферы жизни. В частности, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на "неповоротливость" печатных газет и журналов в новых условиях, объясняя ее неизменными затратами на продвижение и распространение "реальной" продукции. Более того, опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации.

Французская печатная пресса также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием современных технологий. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - Liberation - сократился больше чем на 25%, до 139 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - La Tribune - в январе 2012г. сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - Le Monde - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев. Покупка газеты Александром Пугачевым, сыном российского предпринимателя Сергея Пугачева, и прекращение распространения ее в бумажном варианте не повлияли на решение французского суда о признании France Soir банкротом. Сегодня для покрытия задолженности перед кредиторами газета распродает свои активы с аукциона, включая мебель и редакционные компьютеры.

Развивающиеся страны верны бумаге

В отличие от передовых стран Запада, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки не спешат менять печатную прессу на ее цифровой аналог. Более того, рост газетных тиражей в азиатских странах (прежде всего в Индии и Китае) в 2011г. более чем на 3% по сравнению с предыдущим годом способствовал увеличению и общемирового показателя. Расширение численности населения в развивающихся государствах, увеличение совокупного богатства и уровня образования их жителей позволяют и в дальнейшем рассчитывать на сохранении этой динамики. Неудивительно, что в списке 15 наиболее высокотиражных газет в мире находятся пять индийских и два китайских издания.

Индийский рынок печатной прессы за последние несколько лет превратился в самый быстрорастущий в мире. В 2005-2009гг. количество платных ежедневных газет в стране выросло почти в полтора раза, а их общее число - примерно на четверть. В 2008г. Индия по числу покупаемых ежедневных газет, которых каждые сутки продается около 110 млн экземпляров, сумела обойти бывшего лидера по этому показателю - Китай. Рост тиражей сопровождается увеличением доходов индийских печатных газет и журналов от рекламы: только за 2010г. издания нарастили их по сравнению с предыдущим годом на 32%.

Газетный бум в стране стал следствием увеличения уровня грамотности индийского населения, который за последние десять лет вырос почти на 10% и сегодня составляет около 75%. Газета же в новых условиях, по словам одного из местных редакторов, создает вокруг себя некую ауру уважения. "Как только человек в Индии становится грамотным, он сразу же покупает газету. Этот "элитный" товар оказывается в руках даже до приобретения телефона", - отмечает он. Кроме того, в Индии значительного влияния пока не имеет Интернет. На сегодняшний день регулярно Сетью пользуются всего около 10% индийцев.

Эти же факторы определяют резкое увеличение рынка печатной прессы в Китае. При этом дополнительным стимулом к его развитию, кроме экономического роста, урбанизации и изменения уровня грамотности, стала коммерциализация печатной медиаиндустрии в начале 1990-х гг. По словам профессора Ву Яна из Университета в Суонси, ориентация газет на рынок и, следовательно, опора на рекламу, а не на государственные субсидии в качестве основного источника доходов, позволила изданиям сосредоточиться на предоставлении информации, которая по-настоящему интересна читающим. К концу 2011г. в Китае насчитывалось уже около 2 тыс. газет, а тираж крупнейшей из них - Cankao Xiaoxi - составлял около 3 млн экземпляров (для сравнения: самая читаемая в США The Wall Street Journal имеет тираж 1 млн). Еще большему росту рынка печатной прессы в стране мешает то, что издательства вынуждены придерживаться непростой редакционной политики: с одной стороны, ориентируясь на интересы массового читателя, а с другой - выдерживая цензуру пропагандистских структур Коммунистической партии КНР.

Вместе с индийским и китайским рынками печатных изданий одним из самых динамично развивающихся в мире является российский. В частности, в 2011г. объем рынка подписки на печатные СМИ в стране относительно уровня 2010г. вырос на 0,45 млрд руб., до 22,9 млрд руб. Кроме того, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в прессе в 2012 г. составил 41,2 млрд руб., что на 2% больше, чем годом ранее. Общий же тираж печатных СМИ в нашей стране с 2010г. по 2012г., по оценке председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, сократился на 300 млн экземпляров, до 2,8 млрд копий. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, поскольку четверть исчезнувших газет и журналов, по словам представителя АРПП, были издательским "мусором", то есть нерыночными СМИ, выходившими из политических, амбициозных или корпоративных соображений.

Российский рынок прессы очень молодой, поэтому сохраняет прочные запасы ресурсов для своего роста и развития. Более того, прочность позиций печатных изданий в нашей стране определяют недостаточный уровень информационной грамотности жителей России, различная степень доступности Интернета в регионах, а также низкая покупательная способность населения, заметно уступающая даже среднеевропейским показателям.

Косвенно об удержании российскими печатными СМИ своих позиций свидетельствует и то, что сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. В связи с этим сомнения экспертов и участников рынка в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями вполне обоснованны. За редким исключением онлайн-проекты в России, как и в других развивающихся странах, можно рассматривать только как вспомогательный ресурс.

Пациент скорее жив, чем мертв

Несмотря на стремительно меняющиеся реалии, печатные газеты по-прежнему остаются главным источником информации для людей во всем мире. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), более половины взрослого населения планеты ежедневно читает газеты, причем в бумажном формате это делает 2,5 млрд человек, а в цифровом - более 600 млн. Интернет, как бы стремительно ни росла его аудитория, пока не может похвастать такими впечатляющими показателями. По словам А.Оськина, человек предпочитает комфортное чтение, а не только скорость потребления информации. Более того, даже увеличение числа читающих газеты в Интернете с 34% в 2010г. до 40% в 2011г. на сегодняшний день не стало для изданий устойчивым источником дохода. Поэтому пока преждевременно говорить о "смерти" печатных газет, выставляя при этом Интернет в качестве главного палача.

Однако никто не станет отрицать объективные тенденции века новых технологий, которые ставят перед прессой испытания, ранее ей не знакомые. Северная Америка и Западная Европа - характерные тому примеры. Заместитель руководителя WAN-IFRA Ларри Килман отмечает, что печатные издания обязаны и в будущем сохранить за собой традиционную роль поставщиков качественных новостей и информации для граждан. Но, по его словам, для решения этой задачи газетам необходимо приняться за разработку бизнес-моделей, которые смогут успешно функционировать и в цифровую эру. Изданиям нужно не избавляться от печатного формата, а особым образом дополнять его новыми инструментами, позволяющими печатной прессе идти в ногу со временем.

Яков Грабарь, РБК