Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Названы основные проблемы малого и среднего бизнеса в казахстане Библиографический список использованной литературы

История эволюции развитых стран показывает, что малый и средний бизнес (МСБ) является основополагающим звеном, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста Государства. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем, сдерживающих экономический рост государства, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего спроса от импорта, безработица, бедность и др. Вопросы развития МСБ в Республике Казахстан относятся к категории наиболее важных и рассматриваются на высшем государственном уровне.

Ниже приведен обзор состояния сектора МСБ по состоянию на 01.01.2011 г.

В связи с тем, что официальная статистика по состоянию и динамике среднего бизнеса ведется и публикуется только с 2010 года, обзор отдельных показателей (отраслевая структура, кредитование) приводится на основе данных только по субектам малого предпринимательства (СМП). Доля активных СМСП в общем количестве зарегистрированных СМСП показана на рисунке 1.

Рисунок 1- Доля активных СМСП в общем количестве зарегистрированных СМСП

За последние 5 лет количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) увеличилось более чем на 46% по сравнению с 2006 годом, и по итогам 2010 года достигло 1 089 тыс. единиц. Доля активных СМСП в общем количестве зарегистрированных СМСП за период 2006-2010 г. оставалась стабильной на уровне 68-69%. Доля зарегистрированных СМСП в общем числе зарегистрированных хозяйствую-щих субъектов увеличилась на 1 процентный пункт с 92% в 2006 году до 93% в 2010 году (рисунок 2).


Рисунок 2- Доля зарегистрированных СМСП в общем количестве зарегистрированных хозяйствующих субъектов

Структура зарегистрированных СМСП в разрезе организационно-правовых форм показывает, что в 2010 году количество индивидуальных предпринимателей (ИП) составило 677 тыс. субъектов или 62,1%, количество юридических лиц - предприятий малого бизнеса составило 213 тыс. или 19,6%, количество юридических лиц - предприятий среднего бизнеса составило 5 тыс. или 0,5%,количество крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) - 194 тыс. или 17,8% (рисунок 3).

Рисунок 3 -Структура СМСП в разрезе организационно-правовых форм

Не менее важно отметить, что до 2009 года объем выпускаемой продукции МСБ и его доля в валовом внутреннем продукте страны имела тенденцию к росту. Однако за 2009 год она снизилась. Если в 2008 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составлял 20%, то в 2009 году он снизился до 15% (рисунок 4).

Тем не менее, в 2010 году рост выпускаемой продукции продолжился, в результате чего вклад МСБ в ВВП достиг 17%:

Рисунок 4- Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Республики Казахстан

Столь умеренный вклад МСБ в ВВП вызывает настороженность при том, что Правительство Республики проводит активную экономическую политику по обеспечению диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет увеличения роли МСБ.

В развитых странах доля продукции малого бизнеса доходит до 50% ВВП и выше. Критерии отнесения предприятий к категории малого или среднего бизнеса в различных государствах достаточно сильно варьируются. Тем не менее, даже с учетом показателей возможных поправок, вклад СМСП в экономику Казахстана очень мал, как показано на рисунке 5.

По доле занятого населения в секторе МСБ в общей занятости показатели Казахстана также гораздо ниже по сравнению с развитыми государствами. Если в развитых странах она составляет от 47% (Канада) до 75% (Япония), то в Казахстане в 2010 году она составила всего 26%.

Доля СМП, занятых в промышленном секторе экономики, является важным показателем качественного развития малого предпринимательства и экономики в целом. Предприятия промышленности, и в первую очередь - обрабатывающей промышленности обеспечивают диверсифицированное развитие экономики страны.

Рисунок 5- Сравнение макропоказателей МСБ Казахстана с показателями развитых стран

В Казахстане наибольшее число СМП осуществляют свою деятельность в сфере торговли (37%) и в сельском хозяйстве (23%). Наименьшее количество СМП работают в строительстве (4%) и в промышленном секторе (3%), что в четыре раза меньше аналогичного показателя в странах ОЭСР4.

Однако следует обратить внимание на следующий важный аспект. История частного предпринимательства в Казахстане насчитывает менее 20 лет. При этом практически все предприниматели начинают свой бизнес с торговли или сферы услуг - низкие риски, небольшой стартовый капитал. По мере роста масштабов бизнеса они начинают осваивать и производство. Причем зачастую это происходит уже тогда, когда бизнес принимает достаточно крупные размеры и перестает быть малым. Поэтому многие субъекты МСБ, работающие в сфере торговли и услуг, - это будущие производственники.

На рисунке 6 приведены показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе в 2010 году

Рисунок 6 - Основные показатели деятельности СМП в отраслевом разрезе

Отраслевое представление количества занятых на СМП характеризует роль СМП в решении важной социальной задачи по обеспечению занятости населения. Данный показатель существенно зависит от количества действующих СМП в тех или иных отраслях экономики, что объясняет схожие пропорции в отраслевом разрезе - рост количества действующих СМП пропорционально решает вопросы занятости.

Анализ выпуска продукции подтверждает позитивную роль СМП, работающих в сфере промышленности, где всего 3% действующих СМП обеспечивают 10%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей. Аналогично всего 4% СМП, действующих в сфере строительства, обеспечивают 15%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

СМП транспорта и связи решают экономическую задачу по обеспечению роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции примерно пропорционально их количеству: занимая 8% численности в отраслевом разрезе СМП, данная отрасль обеспечивает 7%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

Торговля, занимая наибольшую долю в количестве СМП (37%), обеспечивает всего 28% объема выпуска продукции, тем самым, подчеркивая свою неэффективность в решении экономической задачи роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции. Такая же роль характерна для СМП сельского хозяйства, где 23% общего количества СМП обеспечивают всего 16%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

Строительство оказалось самым привлекательным сектором для кредитования БВУ. Занимая по количеству действующих СМП всего 4%-ю долю, СМП строительства получили 16% всех кредитов БВУ. Это связано с быстрым ростом цен на недвижимость в предкризисные годы, но на фоне кризиса рынка недвижимости ситуация изменилась.

СМП торговли по данному показателю также имеют наибольший удельный вес. Занимая по количеству действующих СМП 37%-ю долю, они получили 41% всех кредитов БВУ. Эта тенденция продолжается уже в течение семи лет. СМП промышленного сектора по уровню привлекательности находятся на среднем уровне для БВУ: объем кредитов для них составил 10%, тогда как доля промышленных СМП составляет 3%.

Обзор активных субъектов МСБ в региональном разрезе за 2010 год показывает, что наибольшее количество СМСП функционируют в Южно-Казахстанской области (111 тыс.), в Алматинской области (96 тыс.) и в г. Алматы (78 тыс.), как показано на рисунке 7.

Наименьшие показатели имеют Кызылординская (22 тыс.), Северо-Казахстанская (24 тыс.), Мангистауская (25 тыс.) и Западно-Казахстанская (26 тыс.) области.

Рисунок 7 - Активные СМСП в региональном разрезе

Можно провести ранжирование регионов по доле действующих СМСП в общем числе зарегистрированных СМСП. Чем выше уровень данного показателя, тем лучшие условия ведения бизнеса существуют в регионе (рисунок 8).

Рисунок 8- Доля активных СМСП в общем числе зарегистрированных СМСП

Так, на начало 2010 года по Республике этот показатель составляет 68%. Выше республиканского уровня находятся Атырауская (89%), Алматинская (84%), Костанайская (81%), Северо-Казахстанская (78%), Жамбылская (76%), Павлодарская (76%), Восточно-Казахстанская (75%), Кызылординская (75%), Акмолинская (74%), Западно-Казахстанская (73%) и Актюбинская области (70%). Примерно на среднереспубликанском уровне нахо-дится Южно-Казахстанская (68%) область. В остальных регионах данный показатель ниже республиканского и варьируется от 60% (Карагандинская обл.) до 49% (г.Алматы) (рисунок 9).

Рисунок 9- Количество активных СМСП на 1000 человек экономически активного населения

При проведении анализа уровня развития МСБ в региональном разрезе важно учитывать различия в численности населения регионов. Таким образом, может быть получено распределение количества активных СМСП в расчете на 1000 человек экономически активного населения (ЭАН) в региональном разрезе.

Видно, что в расчете на 1000 жителей ЭАН регионов наибольшее число активных СМСП действует в Атырауской (134), Мангистауской (120), Алматинской (111) областях и г.Алматы (110). Наименьшее число СМСП функционирует в Карагандинской (56), Северо-Казахстанской (63) и Жамбылской (66) областях.

Затрагивая проблемные вопросы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан, следует отметить, что на данном этапе развития существуют нижеприведенные проблемы:

Регулирующее предпринимательскую деятельность законодательство, фактически, создано без ориентации на целевое состояние условий для развития МСБ. Поэтому нормы законодательных документов и действующие правила де-факто не развивают МСБ в каком-то целевом направлении.

Налоговая система не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний. Вместе с тем, изменение налоговой системы - очень радикальный инструмент регулирования бизнеса, который должен применяться очень осторожно и стратегически должен быть нацелен на вывод бизнеса «из тени».

В Казахстане нет действующих комплексных программ по развитию малого и среднего бизнеса. Единственная комплексная программа «Дорожная карта бизнеса 2020» имеет узкую направленность (обеспечение реализации Государ-ственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы) и, в основном, нацелена на поддержку средних и крупных предприятий, реализующих проекты в приоритетных секторах.

Доступ к финансовым ресурсам для МСБ по-прежнему ограничен. Затрудненный кредитный анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают банки переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. При этом тенденцией 2010 г. стало снижение спроса банков на средства государственных программ обусловленного размещения.

Недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом, снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого предпринимательства. Ситуацию усугубляет недостаточно высокий уровень квалификации предпринимателей и наемных работников МСБ, дефицит квалифицированных кадров в области инженерно-технических, рабочих специальностей.

Нерешенность данных проблем служит основной причиной низкой роли малого и среднего бизнеса в социально-экономических процессах республики, а именно:

1) Низкий вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВП страны. Несмотря на тенденцию роста объемов выпуска продукции субъектами МСБ за последние годы, их вклад в ВВП Казахстана не превышает 20%9.

2) Отраслевая несбалансированность и низкая доля МСБ в реальном секторе экономики, особенно в промышленности, превалирование торговой деятельности.

3) Низкая роль малого предпринимательства в решении вопросов занятости. Доля экономически активного населения, занятого в малом бизнесе, составляет 25%.

4) Высокая доля теневой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. По разным оценкам, она составляет от 22 до 30% реального оборота субъектов МСБ.

При этом в развитых странах на долю малого бизнеса приходится до 50-80% всех занятых, 70-80% новых рабочих мест, более половины ВВП. Значительных успехов в развитии МСБ добились и некоторые страны Восточной Европы и СНГ. Так, в Латвии малый и средний бизнес уже приносит более 50% ВВП. В Венгрии на малые и средние предприятия приходится 50% ВВП, 67% занятых в экономике, 20% экспорта и 99% общего числа всех предприятий.

Подобные сравнения позволяют сделать вывод о необходимости осуществления дальнейших реформ по поддержке и развитию МСБ.

Под эгидой Министерства индустрии и новых технологий работает ряд организаций, ориентированных на обеспечение индустри-ально-инновационного развития страны в сферах:

Содействия экспорту (Корпорация «Kaznex»),

Трансферта технологий (Центр инжиниринга и трансферта технологий),

Инноваций и венчурных проектов (Национальный инновационный фонд),

Инвестиций в индустриальные и инновационные проекты (инвестиционный фонд Казахстана).

Помимо государственных организаций (число которых уже само по себе достаточно велико), в Казахстане работают многочисленные общественные и международные организации, целью деятельности которых является поддержка малого и среднего бизнеса (объединения, ассоциации, торгово-промышленные палаты, центры поддержки предпринимательства, международные консультанты, фонды и др.).

Однако все они работают несогласованно, их функции и сферы ответственности не разграничены и частично дублируются. Более того, ввиду отсутствия четко поставленных целей (за исключением, в отдельных случаях, финансовых целей), объективных критериев их достижения, адекватных показателей оценки эффективности работы в целом и надлежащего контроля со стороны государства, нет и самой ответственности. Ряд организаций преследуют откровенно популистские и притворные цели.

Крупнейшие бизнес-ассоциации Республики де-факто конкурируют между собой, лоббируя интересы своих членов. Это ярко проявляется при обсуждении условий программ поддержки бизнеса. При этом многие субъекты бизнеса являются членами всех крупнейших ассоциаций.

В результате, несмотря на наличие такого большого количества организаций, целостнойсистемы поддержки и развития МСБ в Казахстане на сегодня нет.

В числе главных причин данной ситуации можно назвать следующие:

1. Недостаток фактических полномочий и/или мотивации у Департамента развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли для надлежащего осуществления межведомственной координации работы по МСБ.

2. Существующая система ориентирована на поддержку и развитие частного предпринимательства в целом, т.е. как МСБ, так и крупных компаний (например, Банк Развития Казахстана финансирует только крупные проекты, т.е. априори - крупный бизнес). При этом на некоторых важных участках работы происходит лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб интересам МСБ.

Политика поддержки малого и среднего бизнеса должна быть простой и доступной. Любой предприниматель должен иметь возможность быстрого и свободного доступа к информации о государственной поддержке. Однако на сегодняшний день системы информационного обеспечения, адекватной запросам малого и среднего бизнеса, нет. Количество организаций, оказывающих поддержку МСБ, настолько велико, а прини-маемые ими меры настолько разнообразны, что эти меры не могут быть признаны эффек-тивными хотя бы потому, что информация о них своевременно не доходит до предпринимателей из-за сложности поиска.

В результате МСБ несет высокие транзакционные издержки по выстраиванию и поддержанию отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Существующая в Казахстане инфраструктура поддержки МСБ не обеспечивает комплексной поддержки развития малого и среднего бизнеса и обуславливает повышенные транзакционные издержки.

Согласно Конституции, права и обязанности граждан (предпринимателей) регулируются только законами.

Однако административные штрафы налагают на предпринимателей за нарушение постановлений Правительства.

Особенной проблемой, ограничивающей качественное развитие малого предпринимательства и его эволюцию в средний бизнес, является налоговая система Республики.

Действующим Налоговым Кодексом предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства:

1) специальный налоговый режим на основе патента;

2) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим не распространяется на консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги. Таким образом, в действующем кодексе заложено противодействие различным схемам проведения безналичных средств крупных предприятий через предприятия МСБ в форме оплаты за фиктивные консалтинговые и финансовые услуги. Однако, возможно оказание других услуг (маркетинговых исследова-ний, обучающих, транспортных, арендных и т.д.).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, является доход за налоговый период. То есть облагается общий оборот малого предприятия, а не его прибыль.

По патенту в настоящее время работают физические лица, в единственном числе, не имеющие наемных работников, и имеющие сравнительно невысокие доходы от данной предпринимательской деятельности (не более 200 тыс. тенге в месяц). Такой мелкий предприниматель может легко укрывать от налогового учета доходы в наличной денежной форме. Полностью легально работающий в этом режиме предприниматель не имеет возможности значительно увеличить стоимость и качество своих средств производства, т.к. допустимый предел дохода (около $1444 в месяц) является слишком низким. После расходов на личное и семейное потребление, оставшиеся из этой суммы средства явно недостаточны для существенного расширения материально-технической базы его небольшого бизнеса. Существующий режим работы ИП по патенту существенно ограничивает возможности предпринимателя, т.к. не позволяет ему привлекать наемных работников, не позволяет легально существенно увеличить доходы, не позволяет восстанавливать и расширять материально-техническую базу своей деятельности.

В существующем виде патентный режим кардинально задачу создания рабочих мест и задачи развития МСБ в целом в Республике не решает. Патентный режим в существующем виде решает только проблему частичной легализации множества самозанятых (таксистов, арендодателей недвижимости и т.д.).

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют:

1) индивидуальные предприниматели с численностью до 25 человек и предельным доходом за квартал 10 млн. тенге,

2) юридические лица с численностью до 50 человек и предельным доходом за квартал 25 млн. тенге.

Налог исчисляется по ставке 3% от оборота. Однако, кроме данного налога, необходимо платить индивидуальный подоходный налог работников (10% от оплаты труда), обязательные пенсионные взносы (10%) и социальные отчисления (приближенно 11% от зарплаты). Однако на территории СНГ психология наемных работников такова, что они воспринимают зарплату как чистые выплаты «на руки». В результате при найме 50 сотрудников с «легальными» зарплатами реальная нагрузка для такого предпринимателя составит не 3%, а около 20%. Таким образом, предпринимателю выгоднее выплачивать зарплаты «в конверте», из суммы, оставшейся после обложения совокупного дохода по ставке 3%.

С макроэкономической точки зрения наиболее значимым недостатком данного режима является то, что он подразумевает низкую производительность труда малых предприятий: 50 занятых работников генерируют около $667 тыс. годового объема продаж или $13,3 тыс. на одного занятого. Это меньше средней производительности в эконо-мике Казахстана в целом ($16,8 тыс. в год).

Таким образом, если МСБ начинает увеличивать производительность труда, платить высокие зарплаты сотрудникам, а его бизнес - расти и развиваться, то он выводится из льготного упрощенного режима и попадает в общеустановленный режим. В этом режиме предприятия с высокой долей заработной платы в себестоимости испытывают до 30% налоговой нагрузки от выручки. Другой существенный вывод - малые предприятия с объемом продаж менее $667 тыс. в год не имеют достаточных ресурсов и не могут быть участниками международного разделения труда и экспортировать продукцию в сколь либо значимых объемах.

Все специальные налоговые режимы предусматривают уплату НДС. Для сравнения: налоговая система России освобождает от уплаты НДС малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Несмотря на введение возмещения превыше-ния сумм зачетного НДС над суммами начисленного НДС, соответствующая процедура на практике не отработана и де-факто до сих пор сводится к зачету. Таким образом, происходит замораживание оборотных средств налогоплательщика, что критично для предприятий, особенно в период модернизации и обновления основных средств.

Налоговая система не предусматривает льгот для среднего бизнеса. В результате у субъектов малого предпринимательства отсутствуют экономические стимулы для качественного роста и перехода в категорию среднего бизнеса. Более того, в данном контексте Налоговый Кодекс играет деструктивную роль, поскольку стимулирует сохранение налогоплательщиками статуса субъектов «малого бизнеса», дробление предприятий среднего и части крупного бизнеса на мелкие структуры в целях получения соответствующих льгот.

Налоговая система Казахстана не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний. Изменение налоговой системы - очень эффективный инструмент государственного регулирования бизнеса. Стратегически налоговая система должна способствовать выводу бизнеса «из тени» в легальное русло.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие у большей части субъектов МСБ достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей. Особенно остро недостаток кредитных ресурсов ощущается у предприятий реального сектора экономики.

Банки, как правило, высоко оценивают кредитные риски МСБ ввиду специфики, присущей большинству данных субъектов бизнеса:

Отсутствие кредитной истории,

Отсутствие обеспечения,

Упрощенная бухгалтерия.

Затрудненный кредитный анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают банки переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. Ввиду перекредитованности многих действующих предприятий, отсутствия у начинающих предприятий кредитной истории, залогового обеспечения, информативной финансовой отчетности, остается открытым вопрос о развитии других способах финансирования, специфичных для малого бизнеса:

Сельские кредитные кооперативы,

Общества взаимного кредитования как некоммерческие организации7,

Кредитные кассы физических лиц,

Микрофинансовые организации.

В отличие от кредитных товариществ, преследующих коммерческие цели (извлечение прибыли). Вместо того, чтобы давать предпринимателям деньги, можно предоставлять им возможности по управлению активами. Одним из способов преодоления недоверия государственных менеджеров бизнесу является передача бизнесу активов в такой форме, в которой бизнесмен не может их вывезти за границу или бездумно растратить: в виде производственных площадок, технопарков, индустриальных парков, инфраструктурных комплексов. Для производственных предприятий малого бизнеса в обрабатывающих отраслях можно предоставлять господдержку в форме физической инфраструктуры. В случае ликвидации бизнеса инфраструктура может быть возвращена и предоставлена другому предпринимателю. Международный опыт показывает, что это направление поддержки МСБ в мире является магистральным.

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам является существенным препятствием для активного развития малого бизнеса. Своевременная реализация государственной Стабилизационной программы позволила частично нивелировать негативное влияние кризисных явлений на финансирование сектора МСБ. Однако решение данной проблемы в целом требует системного подхода и реализации комплекса взаимосвязанных мер, нацеленных как на снижение рисков сектора МСБ, так и на развитие институтов финансовой поддержки.

На начальных этапах становления Казахстана как независимого государства предпринимательство характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура были нерациональными. Усиливалась криминализация бизнеса. Попытки управления предпринимательством тогда носили эпизодический и ненаучный характер. Не была своевременно отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого состояли не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо имелись просчеты как стратегического, так и тактического характера.

В 1997 г. на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства» во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» было образовано АО «Фонд развития малого предпринимательства».

Основная цель создания Фонда состояла в стимулировании становления и экономического роста субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан, повышении эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса. Также можно выделить следующие подцели - эффективное использование собственных финансовых средств и средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства, то есть создание доступной системы кредитования малого бизнеса (особенно начинающего), оказание консультационных и информационных услуг.

Основные направления АО «Фонд развития малого предпринимательства» по поддержке субъектов малого предпринимательства:

Финансово-кредитная поддержка среднего и малого предпринимательства (СМП);

Учебно-методическая, информационно-аналитическая и консалтинговая поддержка предпринимательства;

Развитие Центров поддержки предпринимательства при территориальных подразделениях АО «ФРМП» и МКО.

В конце 2007 г. изменился статус Фонда АО «Фонд развития малого предпринимательства» на АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»» и, как следствие, происходит расширение соответствующих полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Из финансового института Фонд трансформируется в оператора по управлению активами средств, выделяемых государством: разработаны и реализуются новые направления деятельности по финансовой поддержке субъектов МСП и информационно-аналитической и консалтинговой поддержке субъектов МСП.

В современном аспекте экономической ситуации в мире и, конечно же, в Казахстане стране поддержка малых предпринимателей становится все более актуальной. Так, например Народный банк Казахстана в 2009 году осуществлял ряд бизнес-услуг, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане. Была реализована «Программа кредитования для Малого и Среднего Бизнеса» совместно с АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» за счет средств АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

Основные условия данной программы:

Эффективная ставка вознаграждения - до 12,5% годовых;

Максимальная сумма кредитования - до 750 млн. тенге;

Срок кредитования - до 7 лет.

Цель финансирования:

развитие бизнеса - пополнение оборотных средств;

инвестиции: приобретение движимого имущества - ремонт зданий, помещений коммерческого назначения;

приобретение недвижимого имущества - земельных участков, строительство для коммерческих целей.

Необходимые условия для получения займа:

наличие действующего бизнеса;

отсутствие отрицательной кредитной истории;

отсутствие просроченной задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Анализируя нынешнее состояние управления малого бизнеса в РК, можно выделить целый ряд негативных факторов. Сами предприниматели, особенно при условии анонимности, традиционно говорят о повсеместной коррупции, о почти непреодолимых бюрократических барьерах, о по-прежнему высоких налогах на малый бизнес, что не может не отразиться на качестве менеджмента на малых предприятиях. Так, около 6 тыс. малых предприятий Костанайской области выплачивают почти 20% налогов с юридических лиц. Это при том, что многие экономисты считают, что размеры бюджетного профицита Казахстана вполне позволяют вообще освободить от налогов таких предпринимателей на период их становления .

Однако правительство РК пока не обещает налоговых каникул, мотивируя это тем, что малый бизнес и так развивается своим чередом. Показателен недавний отрицательный ответ Министерства экономики и бюджетного планирования, которое по поручению президента Назарбаева рассмотрело обращение инициативной группы парламентариев РК и руководителей Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». В обращении, адресованном главе государства, содержалось предложение ввести в стране налоговые каникулы для предприятий малого бизнеса, причем только производственного сектора, сроком на шесть лет. Свой отказ Министерство мотивировало тем, что «предоставление предлагаемых налоговых каникул для предприятий малого и среднего бизнеса негативно повлияет на повышение конкурентоспособности предприятий, тем более перед вступлением в ВТО». В общем, Всемирная торговая организация оказалась виноватой…

Малый бизнес объявлен президентом страны «священной коровой». Однако прежде чем получить от коровы молока, нужно изрядно потрудиться. Так и государству для того, чтобы получать отдачу от развития малого бизнеса, нужно помогать его становлению. Но на деле со стороны государства дальше разговоров дело не идет. Чтобы открыть свое, пусть и не большое дело, нужен стартовый капитал. Об этом еще Карл Маркс писал. Само название «малый бизнес» говорит о том, что у его организаторов, как правило, оборот небольшой. Поэтому зачастую банки такой бизнес кредитуют неохотно. А уж начинающему предпринимателю получить кредит вообще очень сложно. Вот и получается замкнутый круг: бизнес развивать нужно, а оборотных средств не хватает. Банковские кредиты своими процентами кусаются. И все же, как верно подметил литературный классик, «заграница нам поможет».

Германская организация GTZ - германское общество по техническому сотрудничеству, которая взялась помочь нашим предпринимателям, выделив для этого 238 тысяч евро. Для распределения этих денег при «Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области» был создан фонд с почти одноименным названием - «Фонд содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области». Но не одних немцев волнует развитие малого бизнеса. В состав учредителей ассоциации входит целый ряд предпринимателей, только уже крупного бизнеса, которые также выделили средства для кредитования.

Одной из наиболее сложных проблем в управлении, не зависящей от «человеческого» или точнее «чиновнического» фактора, является отсутствие у большей части малых предприятий достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки же в силу низкой залоговой способности мелкого предпринимательства переносят стоимость риска на кредиты путем щедрого увеличения процентной ставки по займам.

Чтобы получить кредит из «Фонда содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области», малое предприятие должно иметь в своем штате не более 10 человек. Максимальный размер кредита 10 тысяч евро, в тенговом эквиваленте со сроком погашения до 4 лет. Процентная ставка 14% годовых. Первый год предприниматели от погашения основного долга освобождаются.

Результаты совместной с немцами работы впечатляют. За год работы в фонд поступило 18 заявок на получение кредита. Пятерым в нем было отказано. Оставшиеся 13 предпринимателей кредиты на развитие своего бизнеса получили. И как результат - в Костанае появились новые СТО, кафе, фитнес-клуб и деревообрабатывающий цех. Пять кредитов получили для развития своего хозяйства крестьяне и фермеры.

Содействие предпринимателям со стороны госструктур в решении проблемы недостатка основного капитала также предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

В малом бизнесе можно определить еще и следующую проблему, это нежелание предпринимателей заниматься инновационной деятельностью, так как это является весьма затратным и рискованным. Также в этой стези существует психологический барьер удовлетворенности достигнутыми результатами, что соответственно приводит к нежеланию развивать новую деятельность частными предпринимателями. Развитие этого направления бизнеса позволило бы насытить рынок высокотехнологичной продукцией в небольших партиях, малые предприятия могут «найти себя» в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые фирмы, например в развитых странах, утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.

Еще одной проблемой, не нашедшей до сих пор своего решения, является сосредоточенность малого бизнеса в торговле, причем в немалой степени в теневой ее разновидности. Масштабы мелко-теневого бизнеса можно себе представить, если проанализировать следующие цифры. По официальной статистике, то есть на основе регистраций, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 31 %. Если же считать вместе с так называемым самозанятым населением, иначе говоря, «теневиками», эта цифра достигает реальных 45%.

Власти предпочли бы рост малых предприятий в производстве, особенно в инновационной сфере. Именно в этой области государство готово оказать предпринимателям действенную поддержку, а на торгово-закупочную и посредническую деятельность такая помощь в настоящее время не распространяется. Определенные надежды у мелких предпринимателей вызывает позиция Министерства индустрии и торговли, руководители которого неоднократно заявляли, что их ведомство осознает крупные проблемы малого бизнеса.

Одной из причин недостаточного развития сегмента коммерции является острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей.

Но не все так плохо, все же количество предпринимателей с каждым годом заметно растет. Причем, выбор большинства из них останавливается на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования.

Ученым советом Института экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития малого предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики государственной поддержки (см. Таблицу 7).

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что позиция и настроения казахстанских чиновников в отношении инициатив в малом секторе экономики останутся важными на обозримую перспективу. При отсутствии политических партий, артикулирующих интересы малых предпринимателей, единственным разработчиком общей концепции развития такого предпринимательства остаются государственные ведомства. Ведь малые предприниматели так и не стали соразработчиками правил игры в казахстанский капитализм. Той самой игры, в которой им декларируется столь важная роль.

Таблица 7 - Существующие трудности и барьеры на пути малого предпринимательства и предлагаемые способы их преодоления

Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства

Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров

1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.

Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.

Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).

Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа - переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).

Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов малого предпринимательства.

Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.

Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.

2. Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства.

Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане.

Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм.

Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса.

Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.

Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.

3. Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях.

Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.

Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.

Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.

Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.

4. Государственные: бюрократизм, коррупция, вымогательство.

Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.

Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов малого предпринимательства.

Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства, рэйдерства и шантажа под угрозой применения силы.

Создание структур по защите собственности и бизнеса.

5. Информационные: слабый уровень распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества.

Усиление пропаганды развития малого предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.

Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.

Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.

Известно, что в основе успеха любого бизнеса лежит хорошая идея, обоснованность принимаемых решений и эффективность выполняемых операций. Принцип верен и для сектора малого бизнеса. Программное обеспечение как крупных корпораций, так и представителей малого и среднего бизнеса надежно заняло свое место на рынке.

Несмотря на принимаемые меры, малый бизнес и управление им в Казахстане по-прежнему сталкивается с проблемами, тормозящими его развитие и не позволяющими стать основой стабильности казахстанского общества и экономического роста страны: нехватка финансирования и ограниченный доступ к инвестициям; отсутствие четких приоритетов координации и управления, эффективного механизма обмена информацией.

В любой стране - и Казахстан не исключение - малый бизнес является «питательной средой» для выращивания заветного среднего класса. Того самого класса, без которого трудно представить политически стабильное государство, свободную от олигархического давления экономику, достойный уровень занятости населения, рассудительный, но не равнодушный электорат.

На современном этапе индустриально-инновационного развития Казахстана субъекты малого бизнеса призваны сыграть основную роль в реализации инновационных проектов и создании конечного конкурентоспособного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала. Согласно Стратегии индустриально-инновационного развития решающий перелом произойдет в развитии малого и среднего, особенно, инновационного бизнеса. В стране резко сократится доля нерыночных секторов экономики. Будет обеспечена прозрачность финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Произойдет рост капитализации банков и снижению банковских кредитных рисков. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для роста инвестиционных ресурсов, снижения до 3 - 4% ставок по кредитам, расширения доступа малого и среднего бизнеса к банковским кредитным ресурсам. Укрепление доверия к банковским и другим финансовым институтам позволит решить проблемы трансформации валовых сбережений в инвестиции в обрабатывающий сектор.

Малому бизнесу Казахстана отводится одна из ведущих ролей в формировании его рыночной экономики. Сфера малого бизнеса является наиболее приоритетной в среде государственной экономической политики. Безусловно, существенного влияния на экономику государства малый бизнес Казахстана не оказывает, но в промышленно развитых странах на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта. Постепенно малое предпринимательство становится массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни .

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030» . Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

В ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы за 2005-2009 гг. достигнуты следующие результаты:

разработан и принят ряд законодательных актов, был принят новый закон РК от 31 января 2006 года № 124 «О частном предпринимательстве»;

приняты меры по сокращению и систематизации контрольных и надзорных функций государственных органов в области малого и среднего предпринимательства;

разработана экономическая модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода;

созданы порядка 160 микрокредитных организаций в большинстве районных центрах и малых городах;

проведена поэтапная передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

в течение трех лет увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95 млрд. тенге;

положено начало создания региональных социально-предпринимательских корпораций (СПК) в регионах страны.

Начиная с 2007 года в Казахстане были созданы СПК в каждом регионе, всего их 7. Они все являлись Национальными компаниями и деятельность их регламентировалась государством. Однако, в настоящий момент АО «СПК «Тобол»», созданная для поддержки бизнеса в Костанайской и Северо-Казахстанской области» прошла процедуру реорганизации и не является Национальной компанией. Миссия всех СПК - социально-экономическое развитие региона

Задачами СПК являются:

Выявление государственных активов, наиболее привлекательных для развития бизнеса;

Вовлечение бизнес - структур в деловые отношения;

Создание эффективных и конкурентоспособных производств;

Формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций и инноваций;

Диверсификация экспортного потенциала Казахстана;

Корпоративное управление процессами компании;

  • - внедрение принципов социальной ответственности бизнеса в регионах;
  • - создание конкурентоспособных, экспортоориентированных производств на основе государственно-частного партнерства;
  • - формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;
  • - реализация бизнес - проектов, в том числе на основе концессий и кластерной инициативы;
  • - создание институциональных условий для развития малого и среднего бизнеса;
  • - направление прибыли на решение региональных социальных проблем;
  • - обеспечение прорывного развития регионов путем консолидации государственных активов и предпринимательской инициативы;
  • - продвижение экономического имиджа региона на внутреннем и внешнем рынках;
  • - повышение производительности малого и среднего предпринимательства путем развития кластерного производства и внедрения новых технологий;
  • - реабилитация, реструктуризация государственных предприятий, развитие на их основе новых конкурентоспособных производств и технологий;
  • - формирование базы бизнес - проектов, финансирование и создание условий для их реализации.

В настоящее время в разработке СПК «Тобол» находится более 40 проектов, которые направлены на создание совместных предприятий в субъектами как малого так и среднего бизнеса, с целью оказания помощи предпринимателям .

Кроме того, в Казахстане в 1997 году образован АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (упоминание о данном фонде уже было в дипломной работе).

Единственный акционер фонда- национальный управляющий холдинг АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-?азына»

Миссия фонда «Даму»:

Содействие качественному развитию МСБ в Казахстане

Стратегическая задача:

  • ? Интеграция мер поддержки предпринимательства
  • ? Предоставление МСБ широкого спектра финансовых и нефинансовых инструментов поддержки.

Программа финансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»» представлена на Рисунке 6.

Рисунок 6. Программа финансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»»

На рисунке отражено, что Фонд принимает активное участие в финансировании субъектов МСБ через банки, способствует развитию финансового лизинга, развивает программы развития МКО и программы прямого кредитования.

Программа нефинансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» представлена на Рисунке 7.


Рисунок 7. Программа нефинансовой поддержки АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»»

Программа нефинансовой поддержки направлена на развитие инфраструктуры поддержки бизнеса: образование, информационная поддержка, консультационная поддержка, обратная связь .

Кроме того, АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»» является финансовым агентом принятой в Казахстане программы «Дорожная карта бизнеса 2020». Программа разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.

Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Программа будет осуществляться в два этапа:

* 1-й этап - с 2010 по 2014 год.

При этом 2010 год является пилотным, в котором решение задач Программы будет реализовано по трем направлениям: поддержка новых проектов, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортеров. В 2011-2014 гг. решение задач будет реализовано по двум направлениям: поддержка новых проектов и поддержка экспортеров.

* 2-й этап - с 2015 по 2020 год по двум направлениям: поддержка новых проектов и поддержка экспортеров.

В рамках программы Казахстан в 2011 году может втрое увеличить объем финансирования на развитие предпринимательства.

В 2010 году на реализацию программы в республиканском бюджете предусмотрено 30 миллиардов тенге.

Программа будет реализована в трех направлениях: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств.

Реализация первого направления программы будет осуществляться через следующие механизмы: субсидирование ставки вознаграждения, гарантирование ставки вознаграждения, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисная поддержка ведения бизнеса.

В рамках первого направления субсидирование осуществляется по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства. Банки снижают ставку вознаграждения для одного заемщика до 12%, из которых 7% оплачивает должник, а 5% - компенсирует государство.

Второе направление реализации программы направлено на оздоровление предприятий, в рамках которого может оказываться такая поддержка, как субсидирование предприятию-должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта; предоставление должнику отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) сроком до трех лет без начисления пени; другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.

Третье направление направленно на поддержку предпринимателей экспортирующих продукцию на внешние рынки.

В целом реализация программы будет способствовать усилению роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации, повышению производительности труда в обрабатывающей промышленности, увеличению доли несырьевого экспорта .

В разделе 3.2 дипломной работы были определены основные проблемы ведения малого бизнеса в Казахстане. Решение этих проблем практически невозможно без участия государства, поэтому, итоги проведенного анализа, подтверждают, что перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане активно поддерживаются государством. В рамках государственной поддержки разработан ряд программ и создан ряд институтов инфраструктуры, способствующих развитию малого бизнеса. Направления этих программ позволяют устранить такую проблему малого бизнеса, как недостаток финансового капитала, а также нефинансовые мероприятия позволяют обеспечить нормальное информационное обеспечение бизнеса, а также повысить образовательный уровень предпринимателей, проводить консультации по ведению бизнеса.

Таким образом, можно определить следующие перспективы развития малого бизнеса в Казахстане:

  • - финансирование бизнеса по льготным кредитным ставкам;
  • - инвестирование приоритетных отраслей;
  • - поддержка экспортоориентированных производств.
  • - развитие инфраструктуры бизнеса;
  • - поддержка новых бизнес-инициатив.

Со стороны предпринимателей, для развития бизнеса в Казахстане требуется их активное участии в проектах, инициатива и стремление к развитию инновационной деятельности.

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса. О том, что мешает сегодня развитию МСБ мы и попытались выяснить с помощью ведущего экономиста Казахстана, директора Центра Анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой . В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия. У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов . Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом. По словам Меруерт Махмутовой, роль малого бизнеса в экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном. Создание на бюджетные деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой. Всемирный экономический Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет . С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса? Экономисты считают, да и практика показывает, что чрезмерная зарегулированность препятствует развитию малого и среднего бизнеса, роль государства должна заключаться в поощрении конкуренции, а не вмешательстве в конкурентную среду в виде одного из игроков. Главное, что может сделать правительство, считает Меруерт Махмутова, - это создать наиболее благоприятную бизнес-среду . Устранить коррупцию, так как она является главным препятствием для развития конкурентной среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится, если растет уровень коррупции - утопия. Взаимодействие власти и бизнеса на сегодняшний день заключается в том, что чиновники любого уровня "крышуют" тот или иной бизнес. Необходима независимая оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях. Может они сумеют как-то позитивно повлиять на развитие нашего МСБ? - Я думаю, - говорит Меруерт Махмутова, - что, мечтая об этом, следует различать отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас у нас нет ясных критериев для отнесения предпринимателей к категории "малых", учитывающих отраслевые факторы. В этой связи следует разработать критерии для производственных малых предприятий по отраслям экономики и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение критериев малого бизнеса, форм и методов его государственной поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным. Получается, что на иностранных братьев по разуму надежды маловато. Придется развиваться самим. И потому очень хотелось бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику. В Центре Анализа общественных проблем считают, что события, произошедшие в последнем квартале 2007 г. будут оказывать влияние на ближайшие тенденции в экономике в 2008-2010 гг. Правительство столкнулось с серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в банковском и строительном секторе . Инфляция сохраняется на высоком уровне, деньги дорожают, процентные ставки растут, что сказывается на снижении деловой активности, потребительских расходах. - Меры, принимаемые Правительством для решения этих проблем неадекватны, - говорит Меруерт Махмутова, - и могут привести к временной стагнации, а в дальнейшем - к рецессии. Я имею в виду решение за счет бюджета кредитовать на 4 млрд. долларов строительный сектор, банки, малый и средний бизнес. (Мы, конечно, понимаем, что МСБ получит деньги в последнюю очередь - прим. авт. ) При этом многие экономисты сходятся в одном, что в 2008 г. экономика еще может балансировать на грани экономического спада, а далее мы неизбежно придем к кризису, о котором так много говорят. Если правительство, как и прежде, будет руководствоваться иллюзиями и вкладывать деньги в "прорывные" проекты "Казыны", СПК и другие амбициозные "проекты века", то долго это не продолжится и приведет к тому, что Казахстан станет одной из тех стран, которые называют "failure state" . Отрадно и то, что экономисты считают - девальвация нам в ближайшее время не грозит. Так как в последние годы из-за значительного притока валюты из-за рубежа: от экспорта ресурсов, заимствования банков, компаний, - тенге укреплялся по отношению практически ко всем валютам стран-торговых партнеров - доллару, евро, рублю. Например, самый дешевый тенге был в 2002 г.: среднегодовой обменный курс стоял на отметке 153,3 тенге за доллар, тогда как 2008 г. мы встретили с курсом 121 тенге за доллар. Замедление темпов притока валюты из-за рубежа снизит давление на обменный курс тенге, к тому же рост инфляции тоже будет сказываться на его обесценивании. Учитывая, что предстоят значительные выплаты банковских долгов зарубежным кредиторам (а правительство пообещало поддержать их), нужно полагать, что сейчас невыгодно проводить девальвацию. Ведь внешний долг удобно выплачивать при дорогом тенге: когда банки скупают на валютном рынке доллары, им выгоднее отдавать за них меньшее количество тенге. Остается добавить - да будет так. И, если будет, то может быть нашим малым и средним предприятиям удастся удержаться на плаву, а большинству из нас - на грани приличного уровня жизни. Рисунок с сайта http://www.expert.ru/

Проблемы развития малого и среднего бизнеса Казахстана в едином экономическом пространстве. Как свидетельствует мировой опыт, конкурентоспособность является особо важным фактором развития экономики любой страны и наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. В связи с этим ниже рассмотрены вопросы конкурентоспособность малого и среднего бизнеса как важный фактор развития экономики страны.

Для выявления ключевых факторов развития бизнеса и выработки соответствующих политик, в мировой практике принято анализировать состояние малого и среднего бизнеса (далее МСБ), так как данный фактор — это стержень устойчивого гражданского общества, от развития которого зависит благосостояние всех стран, и Казахстана в том числе. Малый и средний бизнес не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.

Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в развитых странах мира на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора.

«Казахстан поставил перед собой масштабную цель – войти в тридцатку наиболее развитых экономик мира. Сильная экономика – это сильное предпринимательство, высокая конкурентоспособность отечественных предприятий. Поддержка отечественного бизнеса обозначена мной как второе по важности направление нового политического курса», – сказал Президент Казахстана.

В этой связи Глава государства подчеркнул, что данный вектор долгосрочных действий включает ряд системных задач: «Во-первых, казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Во-вторых, поставлена масштабная задача провести вторую волну приватизации. Её субъектами должны стать дееспособные и эффективные казахстанские предприниматели. В-третьих, надо оперативно выработать и реализовать меры, которые будут стимулировать ускоренный переход мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. В-четвертых, важно создавать условия для кооперации бизнеса, особенно на региональном уровне. Следует также обсудить проект модели обязательного участия предпринимателей в Национальной палате предпринимателей. В-пятых, новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идёт о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей».

Повышение конкурентоспособности страны становится особенно актуальным в свете вступления Казахстана в Единое Экономическое Пространство и Всемирную Торговую Организацию. Президент Казахстана отметил, что государству также необходимо осуществить ряд принципиальных изменений в своей работе. В частности, нужно принять важные институциональные решения и продолжить работу по совершенствованию налогового и таможенного администрирования.

С 1 января 2012 года вступили в силу международные договоры, что означает начало работы по обеспечению свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А в последующие годы будут решены вопросы тарифов и доступа к естественным монополиям – железным дорогам, нефте- и газопроводам, энергосетям. Задача государства состоит в том, чтобы каждый человек, каждое предприятие и организация почувствовали преимущества развития бизнеса и многостороннего сотрудничества наших стран в условиях функционирования Таможенного союза и формирующегося Единого Экономического Пространства. Необходимо и далее повышать конкурентоспособность экономики, развивать собственное производство, открывать рабочие места.

Реалии сегодняшнего дня достаточно жесткие и они с одной стороны справедливы — люди должны потреблять конкурентоспособный товар, хороший как по цене, так и по качеству. В любом случае в новых условиях кто-то что-то теряет, а кто-то получает. В рамках Таможенного союза и по итогам 2011 года, товарооборот между нашей страной и Россией возрос. Если взять Казахстан, то у нас он вырос почти на 40%. У нас вырос экспорт товаров, но и вырос импорт. Тем ни менее, мы видим, что Таможенный союз — это свобода перемещения товаров, услуг и наших граждан. Это, конечно же, сказалось на активности бизнеса. Есть мнение, что по ряду позиций где-то импорт какой-то страны преобладает, замещает продукцию. Но, тем не менее, и российские, и казахстанские товары активно продвигаются на рынках.

Казахстан активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Наша страна, как известно, является инициатором создания Евразийского союза и углубления взаимодействия стран СНГ. С 1 января 2012 года экономика Казахстана функционирует в условиях ЕЭП. Официальные статистические данные также свидетельствуют об активизации торгово-экономических связей РК с государствами-участниками ЕЭП. Так, в январе 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕЭП составила 1 475,5 млн. долл. США или на 12,9% больше, чем в январе 2011 года. Какова реальная выгода бизнеса от Таможенного союза и Единого Экономического Пространства? Это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между нашими странами, что значительно ускоряет товародвижение. В частности, для казахстанского бизнеса актуальное значение имеют поставки сырья, фурнитуры из России и Беларуси. А это, в свою очередь, немаловажный фактор для развития обрабатывающей промышленности Казахстана (таких отраслей, как легкая, пищевая, мебельная промышленность).

С созданием Единого Экономического Пространства формируется единый рынок товаров с численностью населения 170 млн. человек и суммарным ВВП около 1,8 трлн. долларов США. Кроме того, между налоговыми органами государств ЕЭП в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками. Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами.

Таможенный союз – это эффективный механизм защиты внутреннего рынка стран-участниц. Как известно, с формированием ТС для Казахстана значительно возрос уровень тарифной защиты. В частности, величина ЕТТ для республики в среднем увеличилась на 4,4% (см. табл.1), что в принципе создает условия для развития отечественной обрабатывающей промышленности, производств готовой продукции. Одной из главных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, является отсутствие финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей МСБ. Особенно остра нехватка кредитных ресурсов у предпринимателей реального сектора.

С точки зрения банков второго уровня (БВУ) МСБ относится к непривлекательным секторам финансирования. Суммы кредитов, выдаваемых МСБ, составляют около 20% от общего кредитного портфеля БВУ. Структура распределения кредитных средств за последние несколько лет: 1. Торговля – около 40% (наиболее привлекательные клиенты БВУ); 2. Строительство – 16% (последствия мирового финансового кризиса); 3. Промышленность – 10%; 4. Сельское хозяйство – 5% (высокие риски из-за сезонности бизнеса); 5. Транспорт и связь – 2,5%.

Также, главной фундаментальной причиной низкой финансовой привлекательности МСБ является слабая финансовая грамотность и, следовательно, низкое качество инвестиционных предложений (непроработанность проектов, слабый опыт стратегического планирования и реализации долгосрочных проектов).

Для решения вышеперечисленных проблем реализовывается государственное финансирование посредством Стабилизационной программы в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы и «Дорожной карты бизнеса — 2020». В рамках этой программы предусматривается оказание поддержки в виде субсидирования процентной ставки по новым и действующим кредитам БВУ, гарантирование кредитов банков БВУ, развитие необходимой производственной инфраструктуры, оказание сервисных услуг и подготовка и переподготовка кадров, а также предоставляется финансовая и нефинансовая поддержка начинающим предпринимателям.

Отсутствует единая, унифицированная и централизованная инфраструктура поддержки предпринимательства, обеспечивающая комплексное решение проблем субъектов МСБ бизнеса и наблюдается низкий охват услугами малого предпринимательства в регионах. Для решения данного вопроса запущен масштабный проект бизнес — обучения предпринимателей, осуществляемый Фондом «Даму» в рамках программы «Бизнес — Советник», и охвативший все регионы страны и предоставивший комплекс унифицированных и доступных знаний по созданию и эффективному ведению бизнеса предпринимателям и населению с предпринимательской инициативой.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства в зарубежных странах широко используют систему контрактных отношений между МСБ и крупным бизнесом («франчайзинг»). Однако, в Казахстане на сегодняшний момент, франчайзинг в сегменте МСБ занимает лишь 3%. Причиной тому является несовершенство законодательства, недостаточная информированность бизнеса о преимуществах данной схемы организации бизнеса.

Литература:

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 1997.
  2. Кенжегузин М.Б. Итоги реформ и проблемы нового этапа развития экономики Казахстана // Трансформация экономики Казахстана (итоги, перспективы). Алматы, ИЭ МОН РК, 2002, 264с.
  3. Назарбаев Н.А. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год. Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда, № 96-97, Алматы, 05.04.03, № 96-97.
  4. Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Казахстанская правда, Астана, 19.03.04.
  5. Кенжегузин М.Б. Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан // Саясат-Policy, 2003, № 3, с.4-7.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 г. Утвержден Указом Президента РК от 4 декабря 2001 г., № 735 // собрание актов Президента РК и Правительства РК, № 43-44, Астана, 2001, 452 с

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).