Основная деятельность в рамках проекта доу. Проект в доу или проектная деятельность в детском саду

Наталья Ассонова
Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание.

Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание. Технологические аспекты педагогического проектирования.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статистические обследования, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к непосредственно – образовательной деятельности (НОД).

В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

В нашем детском саду мы внедрили в практику технологию - метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми и родителями. В результате чего изменилось отношение детей и родителей к образованию в ДОУ с 45 % до 68%:

Повысилась детская самостоятельность, активность, любознательность;

У детей более развито творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации;

Дети становятся увереннее в своих силах;

Ребенок успешнее адаптируется к изменившейся ситуации школьного обучения;

Вовлечение родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Мы считаем, что этим заниматься нужно, важно, и отвечает современным требованиям к образованию дошкольников.

Что же означает слово «Проект»?

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.

Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ.

Проекты классифицируются:

1. По количеству:

Индивидуальные;

Групповые,

Фронтальные.

Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.

3. По продолжительности:

Краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий);

Среднесрочные (от 1 месяца);

Долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).

4. По доминирующему виду проектной деятельности:

В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, мы постарались выбрать наиболее популярные.

Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные ) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.).

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап.

Определение темы проекта.

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап.

Подготовительный этап.

На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап.

Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап.

Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА:

Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

Участники проекта, возраст дошкольников.

Предварительная работа.

Работа с дошкольниками.

Работа с родителями.

Оснащение предметно-развивающей среды.

Систематизация материалов, подведение итогов.

Ожидаемый результат.

Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Для педагогов преимуществом проектного метода является:

Повышением качества образовательного процесса;

Одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Развитием критического и творческого мышления;

Способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Проектная деятельность в ДОУ является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и малышей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию.

Проектная деятельность в ДОУ способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду.

Значимость

Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС является обязательным инструментом работы воспитателей.

На данный момент подобный метод рассматривается как деятельности. Он является перспективной педагогической технологией.

Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций. Отметим, что данный метод не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возраста, а дополняет ее.

Функции

Проектная деятельность в ДОУ - это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей результатом. Данная педагогическая технология способствует освоению дошкольником окружающей среды.

Технологии проектной деятельности в ДОУ предназначены для развития творческой свободной личности, адаптированной к социальным условиям.

Понятие метода

В настоящее время его считают самым ярким, развивающим, значимым методом. Это объясняется тем, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ является универсальным инструментарием, позволяющим гарантировать системность, направленность, результативность.

Метод проектов - это сумма познавательных и учебных приемов, позволяющих решать определенную проблему в ходе самостоятельных действий дошкольников.

Детская проектная деятельность в ДОУ предполагает презентацию полученных результатов, то есть способствует развитию у подрастающего поколения навыков публичной защиты.

Подобное обучение можно рассматривать как способ организации педагогического процесса, базирующийся на взаимодействии с окружающей средой, постепенной практической работе по достижению намеченной цели.

Основа технологии

Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы дошкольников на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Работа над конкретной проблемой предполагает применение необходимых умений и знаний в определенных образовательных областях, что является отличным стимулом для саморазвития, самосовершенствования.

Педагогический процесс в ДОУ организуется с учетом возрастных особенностей малышей, их познавательной активности.

В качестве объекта проектирования рассматривается образовательная программа, факторы воспитательного процесса, способствующие достижению поставленных целей.

Цель проектной деятельности в ДОУ - выстраивание индивидуальных образовательных и воспитательных траекторий для каждого дошкольника.

Ребенку сложно в таком возрасте самостоятельно выявить противоречия, сформулировать проблему, поставить цель. Именно поэтому детское творчество сопровождается поддержкой воспитателя, родителей. Мамы и папы помогают малышам не только с поиском информации, но и сами могут включаться в образовательный процесс.

Подобное сотрудничество способствует установлению атмосферы доверия между взрослыми и детьми, сопричастности мам и пап к успехам своего малыша.

Так как в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, в ДОУ планируют и реализуют разнообразные игровые и творческие проекты.

Цель и задачи

Младший и старший дошкольный возраст предполагает решение двух типов проектировочных задач:

  • социально-педагогических;
  • психологических.

Второй вариант проектирования связан с образовательными процессами в рамках конкретного возрастного интервала: освоения способов деятельности, формирования навыков, а также социализации и взросления дошкольников.

Для решения подобных задач применяется метод проекта, являющийся основой успешного обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста.

Основным предназначением проектной методики в ДОУ является развитие творческой раскрепощенной личности ребенка, способной к успешной адаптации в социуме.

Общие задачи развития дошкольников

В зависимости от возраста выделяют:

  • обеспечение психологического здоровья и благополучия малышей;
  • формирование познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • совершенствование коммуникативных навыков.

Основные задачи, которые педагог ставит при работе с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Введение малышей в игровую проблемную ситуацию, где ведущая роль принадлежит педагогу.
  • Эксперименты для детей - способ развития предпосылок для поисковой деятельности.
  • Формирование поисковых навыков, способствующих разрешению проблемной ситуации (совместно с воспитателем).

Задачи, которые ставит в работе педагог для детей старшего дошкольного возраста:

  • Формирование условий для интеллектуального роста.
  • Развитие умений для самостоятельного разрешения предложенной проблемной ситуации.
  • Развитие желания вести конструктивную беседу в ходе совместной проектной деятельности.

Классификация и виды

Педагог использует разные средства проектной деятельности в ДОУ. В настоящее время существует их классификация по некоторым признакам:

  • целевой установке;
  • тематике;
  • продолжительности;
  • количеству участников.

Рассмотрим основные виды проектной деятельности в ДОУ, используемые в рамках ФГОС второго поколения.

Одним из них является исследовательская творческая работа, связанная с созданием готового продукта. Например, это могут быть эксперименты для детей, газета, аппликация.

В такой проект могут быть вовлечены не только малыши, но и их родители.

Игровая и ролевая работа предполагает детское творчество, позволяет вовлекать дошкольников в решение конкретной проблемы. Например, усилиями родителей, воспитателя, детей готовится праздник со сказочными героями, попадающими в сложные ситуации. Помочь персонажам справиться с проблемами могут только сами малыши.

Информационные, практико-ориентированные проекты направлены на сбор дошкольниками информации о каком-то определенном природном явлении, объекте из различных источников. После того как литература будет обработана, на ее основе дошкольник под руководством воспитателя приступает к реализации идеи, ориентируясь на социальные интересы:

  • уход за растениями в живом уголке;
  • оформление группы к Новому году;
  • подготовка материалов к 8 марта.

в ДОУ по Е. С. Евдокимовой

  • По доминирующему признаку проекты подразделяются на творческие, исследовательские, приключенческие, информационные, практико-ориентированные, игровые.
  • По характеру содержания предполагается включение в работу дошкольника и его семьи, природы и ребенка, культуры и общества.
  • В зависимости от степени участия дошкольника: эксперт, заказчик, участки деятельности.
  • По характеру устанавливаемых контактов: внутри одной группы, совместно с семьей, учреждениями искусства, культуры, общественными объединениями.
  • По численности участников: парный, индивидуальный, фронтальный, групповой.
  • По сроку реализации: средней продолжительности, краткосрочный, долгосрочный.

Особенности творческой деятельности

Темы проектной деятельности в ДОУ могут быть различными, они зависят от целевой аудитории. В настоящее время исследования проводятся не только в учебных заведениях среднего и высшего звена, но и в детских садах.

Самыми распространенными в ДОУ считаются информационные проекты. Они направлены на сбор информации об одном объекте, ознакомление с ним участников группы, анализ полученных результатов, обобщение наблюдаемых фактов. В структуру такой работы входят:

  • получение, обработка информации;
  • предоставление готового продукта (результата);
  • презентация проекта.

Творческие проекты направлены на совместное творчество детей и взрослых, они могут выполняться в игровой форме. Большой интерес у дошкольников вызывает работа, связанная с художественным творчеством, конструированием. Например, можно придумать музыкальный проект к новогодним праздникам.

Приключенческие (игровые) проекты предполагают активное вовлечение малышей в работу. Каждый участник творческой группы получает определенную роль, реальную возможность проявить свои индивидуальные способности. Такой вариант деятельности способствует формированию самостоятельности дошкольников, помогает воспитателю формировать навыки работы в команде, развивать коммуникативные способности каждого воспитанника ДОУ.

Старший дошкольный возраст является тем благодатным периодом, когда можно стимулировать желание ребенка к активной познавательной деятельности.

Например, к утреннику можно совместными усилиями воспитателя, родителей, детей подготовить сказку в кукольном театре. Юные актеры в процессе работы над этим проектом смогут совершенствовать свои речевые навыки. Показать готовый спектакль ребята из старшей группы ДОУ смогут и малышам, почувствовав себя настоящими актерами.

Степень творчества в подобной деятельности достаточно велика, поэтому у дошкольников формируются навыки, необходимые для адаптации в начальной школе.

Практико-ориентированные проекты, выбираемые для работы с дошкольниками, предполагают ожидаемый, конкретный результат, направленный на социальные интересы. Такая деятельность требует серьезной подготовки со стороны воспитателя.

На отдельных педагог корректирует деятельность дошкольников, обсуждает полученные результаты, помогает малышам внедрять в практику готовый продукт.

Внутри одной группы можно использовать открытые проекты. В процессе работы над ними не возникает дополнительных проблем, поскольку дети и родители отлично знают друг друга. У дошкольников появляется реальная возможность продемонстрировать свои творческие способности, получить навыки коллективной работы, приобрести дополнительные знания и умения. При этом психологи рекомендуют педагогам соблюдать осторожность, выбирая для работы открытые проекты. При чрезмерной изоляции групп внутри одного образовательного учреждения у дошкольников не будет возможности приобретать опыт сотрудничества с ребятами других возрастных групп, это негативно отразится на процессе их адаптации в школе.

Контакты с представителями разных возрастов нужны дошкольникам для расширения сферы общения, социального опыта.

Индивидуальная деятельность

Если в школах, лицеях, гимназиях индивидуальная деятельность считается наиболее распространенным видом исследовательской работы, то в дошкольных образовательных учреждениях она применяется значительно реже.

Индивидуальный проект предполагает полную вовлеченность ребенка в процесс. Достигнуть подобного эффекта довольно проблематично из-за возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Они активны, им сложно долгое время концентрироваться на одном и том же виде деятельности. Именно поэтому индивидуальные проекты исследовательского характера - большая редкость в детских садах.

Среди тех вариантов, которые также можно отнести к самостоятельным творческим работам, в ДОУ малышам предлагаются сочинения, аппликации, рисунки к сказкам, рассказам. Безусловно, помощь в работе им могут оказывать мамы и папы, превращая индивидуальное задание в способ проведения совместного досуга, увлекательное занятие для всей семьи.

Работа в коллективе способствует формированию у дошкольников навыков сотрудничества, позволяет воспитателю приобщать малышей к творческой деятельности. Дети учатся распределять обязанности внутри небольшой группы, вместе искать способы решения поставленной перед ними задачи, отвечать перед другими детьми за тот этап, который им был поручен.

Помимо опыта коллективного творчества, дошкольники получают массу впечатлений, положительных эмоций, что является отличным вариантом формирования товарищеских взаимоотношений между сверстниками.

Групповые проекты рассчитаны на 3-12 участников, решающих общую задачу. После завершения работы маленькие исследователи представляют готовый продукт, получая при этом навыки публичной защиты.

Способы внедрения проектов в ДОУ

Данный процесс является сложной и ответственной задачей, поставленной перед воспитателем ФГОС второго поколения. Педагог, планируя подобную деятельность, учитывает возрастные особенности дошкольников, продумывает продолжительность каждого этапа проекта.

Предлагаем несколько конкретных примеров подобной работы.

Проект «Азбука здоровья» рассчитан на 2 года, его участниками являются ребята из младшей группы ДОУ, а также их родители. На первом этапе предполагается серьезная работа с мамами и папами малышей, проводимая в виде лекций, бесед, тренингов. Цель такой деятельности в знакомстве родителей с возрастными особенностями дошкольников, разъяснении им значимости ведения профилактики простудных заболеваний.

К проекту привлекается медицинский работник, психолог ДОУ. Совместными усилиями родителей, воспитателя, преподавателя физической культуры, музыкального работника, психолога, медика продумывается алгоритм профилактики простудных заболеваний у детей, подбираются методики, оптимально подходящие для малышей.

Второй этап проекта, посвященного повышению иммунитета у детей младшего дошкольного возраста, связан с практическим внедрением выбранной методики закаливания.

Например, после дневного сна малыши, двигаясь по кругу, выполняют шуточную зарядку, при этом обирая себя влажной варежкой. Постепенно продолжительность упражнений возрастает, температура воды для обтираний понижается.

Для мониторинга результатов внедрения проекта медицинским работником отслеживается статистика простудных заболеваний у малышей, вовлеченных в проект.

На третьем (заключительном) этапе подводятся итоги проведенной работы, анализируется изменение количества детей, больных простудными заболеваниями, делаются выводы о целесообразности введения закаливания.

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»

В каждой группе детского сада есть собственный живой уголок. Если раньше в нем можно было увидеть домашних животных, то сейчас, помимо живых цветов, во многих ДОУ устанавливаются аквариумы с рыбками. Проект направлен на привитие подрастающему поколению навыков бережного отношения к живой природе. Каждый ребенок получает определенное задание:

  • поливание цветов;
  • вытирание пыли с листьев цветов;
  • пересаживание растений (под руководством воспитателя);
  • кормление рыбок.

Данный проект является долгосрочным, он способствует формированию у малышей чувства ответственности за живых существ.

Постепенно воспитатель перераспределяет обязанности между малышами, чтобы у каждого из них были сформированы разные практические навыки и умения.

Проект "Юные актеры"

Дошкольники 5-6-летнего возраста с удовольствием принимают участие в разных творческих мероприятиях. Именно поэтому в качестве одного из проектов, предназначенных для работы со старшими дошкольниками, можно рассматривать создание собственного театра. Вместе с воспитателем, родителями дошкольники создают героев для своих постановок. Далее подбирается репертуар, происходит распределение ролей между начинающими актерами. На следующем этапе реализации данного проекта предполагается проведение репетиций. Они способствуют отработке речевых умений, формированию коммуникативных навыков, позволяют малышам проявлять свои творческие способности. Готовый спектакль ребята сначала показывают в своей группе, затем могут выступить с ним перед родителями, другими дошкольниками.

Заключение

Сложно представить себе современное дошкольное образовательное учреждение, в котором бы не использовались разные варианты проектной деятельности. Оптимальными и наиболее результативными для ДОУ считаются коллективные виды, направленные на вовлечение в творческую работу максимального количества дошкольников.

Малыши с удовольствием вовлекаются в подготовку к праздникам, готовят концерты для родителей, создают им из бумаги, картона настоящие «шедевры» современного искусства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать об экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дошколята с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря...

Тематическое планирование на ЛОП Дата Тема недели Тема дня Итоговое мероприятие недели 1.06. День защиты детей Цель: Создание праздничной обстановки. В игровой форме подвести к пониманию наличия определенных прав и обязанностей и их сути. Стимулировать позитивные проявления...

Развлечение «Страна ЭРУДИТОВ» Возраст детей: старший дошкольный. Цели: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в команде. Поддерживать интерес к...

Задачи: Воспитательные:- Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать свои работы и работы товарищей. Развивающие:- Развивать творчество, воображение. Образовательные:- Учить детей лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Материал...

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ нашей страны данное направление пока что не слишком хорошо развито, но ситуация постепенно меняется с каждым годом.

Для чего это вообще нужно?

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Что такое проект? Общие сведения о понятии

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С педагогической точки зрения

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Основа метода, его этапы

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этап . Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Второй этап . Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5-6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.

Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.

Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.

Третий этап . Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6-7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.

Специфика работы с дошкольниками

Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях - прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

С чего начинать планирование проекта?

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»…

Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Работа над проектом

Как несложно догадаться, на первом этапе вам предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Что должно предполагать использование проектной деятельности в ДОУ с точки зрения педагога? В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком (!). Опытные учителя говорят, что выбору должны предшествовать три «золотых» вопроса: «Что мне известно? Что я хочу узнать в ближайшем будущем? Как лучше узнавать об этом?».

Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка.

Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точке зрения их пользы в повседневной деятельности. Важно помнить, что реализация проектной деятельности в ДОУ также способствует нормальному формированию речевого аппарата и языковых способностей ребенка. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области.

Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать.

Реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация

Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи.

Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).

Рефлексия

По мере нарастания активности ребенка, позиция воспитателя или преподавателя по отношению к нему может изменяться. В общем-то, это банальные положения личностно-ориентированных способов обучения. Они повествуют о том, что сперва преподавателю принадлежит роль учителя и организатора на первых порах, а затем наставником и корректировщиком, который только направляет детские устремления в нужное русло.

Среднестатистический план работы над проектом

Нужно отметить, что чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка поэтапного плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Если есть возможность, дети могут продемонстрировать полученные навыки на практике.

Могут быть реализованы следующие типы проектов (по длительности): долгосрочные (от одного до трех лет), на несколько месяцев, на месяц, неделю (недели), а также на несколько дней или вообще на день.

Итак, давайте опишем опосредованную последовательность работы над каким-то заданием:

  • В зависимости от потребностей и способностей конкретного ребенка, педагог ставит задачу (посоветовавшись со своим же подопечным).
  • Следом учитель вовлекает школьников в процесс решения проблемы.
  • Далее нужно как можно сильнее увлечь школьников и даже их родителей поставленной перед ними задачей.
  • К решению должен привлекаться родительский комитет и педсовет. Проектная деятельность в ДОУ - общественная задача!
  • Если есть такая необходимость, можно обратиться за помощью к каким-то узким специалистам в этой области.
  • Кроме того, проектная деятельность педагога в ДОУ предполагает и дальнейшую совместную работу с родителями: совместно с ними нужно составить подробный план мероприятия.
  • Сам ребенок в это время (пользуясь помощью) собирает всю необходимую информацию.
  • В это же время он проводит наблюдения, участвует в тематических играх и посещает необходимые экскурсии.
  • Педагог не должен забывать, что и в это время дети должны получать домашние задания.
  • Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.
  • После этого педагог организует презентацию проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать.
  • Учитель произносит завершающую речь, при необходимости выступает на педагогическом совете.

Выводы

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

Наталия Евгеньевна Жукова
Реализация проектной деятельности в ДОУ

Для того чтобы дошкольное образовательное учреждение успешно работало, оно кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов также должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания и особенно в преддверии введения ФГОС в работу детского сада.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является педагогическое проектирование , которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий , а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности . К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми : повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Реализуя проектную деятельность , мы изучили множество рекомендаций, матриц и методик разработки педагогического проекта , которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование - это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы. Вашему вниманию алгоритм проектной деятельности , который мы разработали в нашем учреждении.

Этапы работы над проектом :

Поисковый : определение темы проекта

Аналитический : постановка цели проекта , определение задач, подготовка к реализации

Практический : основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды)

Контрольный : завершающий этап (результат, продукт деятельности )

Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов. Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду. По количеству участников – индивидуальные, групповые, фронтальные, парные. По продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По доминирующему виду – творческие, исследовательско-познавательные, игровые, информационно-практико-ориентированные комплексные.

Педагогам при планировании и реализации проектов приходилось напоминать, что главное в методе проектов - это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов,макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым , проектная папка и другое . Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило : Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

В нашем ДОУ были реализованы проекты :

«Здоровье ребенка в наших руках» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Проект был групповой , информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, интегративный.

Результат проекта : презентации минипроектов , стенгазета, сделанная совместно с детьми, неделя открытых показов по ЗОЖ, пакет методических рекомендаций по профилактике заболеваемости.

«Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста, родителей. Проект был групповой , комплексный, среднесрочный, интегративный. Результат проекта : создание книг о семье, презентация книг, выставка детских рисунков «Моя семья» .

«Елочка» для детей младшего дошкольного возраста, родителей. Проект групповой , творческий краткосрочный, интегративный. Продукт проекта : выставка детских рисунков, выставка поделок «Такие разные елочки» , создание костюма к новогоднему утреннику, конкурс костюмов «Елочка» .

«Покормите птиц зимой» для детей среднего дошкольного возраста, родителей. Проект групповой , практико-ориентированный, краткосрочный, монопроект . Продукт проекта : развлечение «Крылатый театр» кормушки для зимующих птиц, конкурс кормушек.

«В гостях у сказки» Проект фронтальный , творческий, долгосрочный, интегративный. Результат проекта : открытые занятия, конкурс книжных уголков, оформление кукольного театра, конкурс театрализованных представлений, праздник «Волшебный мир театра» , выставка рисунков, конкурс для родителей «Книги своими руками» , смотр-конкурс чтецов

Проектная деятельность непременно должна быть зафиксирована в виде плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект » . Для этого мы сделали специальную проектную карту , в которой указываются виды деятельности , через которые реализуются отдельные этапы проекта . Проектная карта фиксируется в плане воспитательно-образовательной работы в виде матрицы проекта

Т. О. Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Используя в своей работе педагогическое проектирование , мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.