Одоевский "Мороз Иванович"". Презентация на тему "В.Ф

Сказка « Мороз Иванович »

Владимир Фёдорович Одоевский


Владимир Фёдорович Одоевский

1803 – 1869


Одоевский Владимир Федорович – русский писатель, философ и музыкальный критик

  • Интерес к литературе проявился у Владимира еще в раннем детстве. Он твердо знал, что его призвание – писать. В 1882 году успешно окончил Московский университетский благородный пансион. Историками принято разделять творчество Владимира Одоевского на три периода – московский, санкт-петербургский и снова московский. Второй период творчества Одоевского начался в 1826 году.
  • В Санкт-Петербурге Владимир нашел себе супругу Ольгу Степановну Ланскую и поступил на службу в императорскую канцелярию. Он писал романтические повести, различные статьи для известных в ту пору журналов. В 1833 году он издал сборник сатирических сказок. После этого в течение более десяти лет он регулярно публиковал сказки для взрослых и детей. Период 30-40-х годов принято считать самым ярким периодом в литературной деятельность Одоевского.


Сказка « Мороз Иванович »

1841 году сборнике сказок

В. Ф. Одоевского

« Сказки дедушки Иринея » .


Эпиграф

Нам даром, без труда

ничего не даётся, -

Недаром исстари пословица ведётся”


Характеристика героев

  • Где живёт герой?
  • Какие поступки совершает?
  • Какой характер у героя?
  • Ваше отношение к герою.

Основная идея произведения

  • «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены»

Сегодня на уроке

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

Урок литературного чтенияв 3 «В» классе
Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович» Учитель – Котенко Н.М. МБОУ «Сош№ 2» г. Сосногорска

Писатель, философ, педагог, музыкальный критик.Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе.Переехал в Петербург, был директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Был сенатором. Ун участвовал в создании Петербургской и Московской консерваторий. Написал несколько учебников.Умер в Москве в 66 лет.

Сказки бывают:

Сказка «Мороз Иванович»В основе этой сказки лежит русская народная сказка «Морозко»

Прочитайте.
Нам даром, без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся.

Характеристики
Рукодельницы Ленивицы трудолюбивая ленивая заботливая самонадеянная добрая равнодушная отзывчивая грубая умная неблагодарная скромная завистливая почтительная неуважительная

Какие 3 вопроса задала Рукодельница Морозу Ивановичу?
1.Зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? 2.Зачем ты в колодце - то сидишь? 3.Зачем ты, Мороз Иванович, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

Главная мысль сказки:
Жить и служить – разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

Пословицы о труде:
Делу – время, потехе - час. Терпение и труд дивные всходы дают. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Где труд, там и счастье. -Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь. Доброта и труд рядом живут.

Обращение.
А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Презентация представляет собой мультимедийное обеспечение для проведения ОД с детьми подготовительной группы. Презентация состоит из 9 слайдов, из них 7 для демонстрации детям. 3 слайда (№ 2, 6, 7) - развивающие игры и упражнения, 2 слайда (№ 4. 8) - демонстрационно-развивающие, 2 слайда (№3. 5) - демонстрационные.

План-конспект образовательной деятельности .

Цель: развитие познавательных способностей детей, воспитание интереса дошкольников к детской классической литературе.

Задачи:

  • развитие творческого мышления (умения находить оригинальные, нестандартные решения);
  • развитие логического мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи);
  • развитие мыслительных операций (обобщение, сравнение, синтез);
  • формирование нравственных ценностей (трудолюбие, послушание, скромность, почтительность).

Ход ОД

I. Оргмомент.

Беседа о сказках: какие сказки и за что любят дети. Детям предлагается послушать сказку, но сначала отгадать, какую (Слайд 2) .

II. Основная часть.

1. Дети решают кроссенс (Слайд 2. Кроссенс «Угадай сказку» , кроссенс появляется по щелчку): находят взаимосвязи, между нарисованными рядом картинками, расположенными по внешнему краю стандартного поля для игры «Крестики-нолики». Зная, что все герои и предметы, нарисованные на картинках, встретятся в сказке, дети выдвигают версии о том, что это за сказка. Версии подтверждаются (не подтверждаются) (Слайд 2 , клик мышью по центральному прямоугольнику, музыка включается автоматически, прерывается по щелчку).

2. Сообщается, что сказку «Мороз Иванович» написал русский писатель В.Ф.Одоевский (Слайд 3. Портрет В.Ф. Одоевского ). Дети рассматривают портрет писателя, обсуждают в какое время он жил (давно, недавно).

3. Беседа о главных героинях сказки Рукодельнице и Ленивице: дети высказывают предположения о том, что означают имена девочек, рассматривают иллюстрации, определяют, кто на них изображен (Слайд 4. Рукодельница и Ленивица , портреты девочек перемещаются на нужные места кликом мышью по изображениям, сюжетная иллюстрация появляется по щелчку).

4. Чтение сказки до момента «…пошла бедная Рукодельница опять к колодцу…»

5. Дети складывают колодец из спичек или счетных палочек.

6. Чтение сказки до момента встречи Рукодельницы с Морозом Ивановичем. Дети рассматривают портреты Мороза Ивановича разных художников (Слайд 5. Мороз Иванович) .

7. Дети рассматривают яблоки, которые принесла Рукодельница (Слайд 6. Дидактическая игра «Яблочки») , определяют, какое из них самое спелое. Находят место каждого на подносе в зависимости от цвета и размера яблока (таблица-«поднос» появляется по щелчку мыши, яблоки перемещаются на места кликом мыши по яблоку).

8. Гимнастика для глаз. Педагог рисует рукой в воздухе яблоки разного размера, дети следят глазами.

9. Чтение сказки до момента прихода Рукодельницы на кухню.

10. Дети помогают Рукодельнице навести порядок на кухне Мороза Ивановича (Слайд 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний. Наведи порядок на полках» , полки появляются по щелчку, «лишний» предмет исчезает по клику мыши по изображению).

11. Чтение сказки до момента прихода Рукодельницы домой.

III. Подведение итогов.

Беседа о характере Рукодельницы, награде за работу. Дети обсуждают возможное продолжение сказки (Слайд 8. «Какова работа, такова и награда» ), делятся впечатлениями от занятия.

Презентация к сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Игра к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по сказке В.Одоевского «Мороз Иванович»


Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения урока литературного чтения с обучающимися 2 класса. Разработку можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Цель: закрепление и обобщение знаний по сказке Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи:
- закрепить знания детей по прочитанному произведению;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память;
- прививать интерес к чтению.

Ход игры:

1. Кроссворд «Мороз Иванович»


Все ответы в кроссворде нужно писать так, чтобы слова называли один предмет и отвечали на вопрос «что?»
Работа с кроссвордом в презентации:
При нажатии на стрелочку появляется вопрос. При повторном нажатии на эту же стрелочку появляется ответ и исчезает вопрос. Можно открывать вопросы к кроссворду в любом порядке.
Вопросы:
- Рукодельница приготовила вкусный обед. Но особенно вкусным было то, что изготовил сам старик. (мороженое)
- Он сидел в печи и говорил, что совсем готов, подрумянился. (пирожок)
- Чем на самом деле оказался серебряный слиток, которым наградил старик Ленивицу? (ртуть)
- Откуда Рукодельница брала воду? (колодец)

Что прикрыл Мороз Иванович своей снежной периной? (зелень)
- Когда Мороз Иванович тряхнул головой, что посыпалось от его волос? (иней)
- Во что наливала воду Рукодельница, когда приносила ее домой из колодца? (кувшин)
- Что взяла в руки Рукодельница, чтобы вынуть пирожок из печи? (лопатка)
- Как по-другому старик называл колодец? (студенец)
- Петушок кричал: «Кукареку-кукурекулька, у Ленивицы в руках ледяная …» (сосулька)
- Какой предмет уронила девочка в воду? (ведро)
- Во что сыпались яблоки, когда девочка подошла к дереву и потрясла его? (передник)
- Готовя еду Морозу Ивановичу, Ленивица положила в кастрюлю зелень, мясо, рыбу, уксус, кваску подлила. А что еще она положила в кастрюлю? (горчица)

2. Найди лишнюю картинку.


Вспомни, кого и что встретила Рукодельница, спустившись в колодец за ведерком? Убери лишнее.
(Нажимая на лишнюю иллюстрацию на слайде, видим, что она исчезает.)
Иллюстрации: печка с румяным пирожком, яблоня с золотыми яблоками, молочная речка с кисельными берегами, Мороз Иванович.
Лишнее: молочная речка с кисельными берегами.

3. Соответствия.


Нужно соединить правильно слова первого и второго столбиков и узнать, какие слова говорили яблочки.
Ответ:
Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

4. Узнай героя.

Работа со слайдом презентации:
При нажатии на кнопку «вопрос» появляется вопрос, нажимая на кнопку «ответ», появляется иллюстрация и текст ответа. Чтобы исчезли вопрос и ответ, нажмите на текст вопроса.
Вопросы:
- Он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а яблочками золотыми закусили. (Мороз Иванович)
- Она взбивала снег на постели Мороза Ивановича, и у нее при этом руки окостенели и пальчики побелели. (Рукодельница)
- Эта девочка, вставши с постели, садилась к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. (Ленивица)
- «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай», - так она ответила Рукодельнице, когда девочка рассказала про свою беду и несчастье. (нянюшка)
- Он первым увидел Рукодельницу, когда девочка возвратилась домой с целой горстью серебряных пятачков и с брильянтиком. (петух)

5. Что потом?

Восстановите порядок того, какую работу по дому выполняла Рукодельница.


Хлебы месила, избу мела, печку топила, на колодец за водой ходила, петуха кормила.


Ответ: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, на колодец за водой ходила.
- Какую работу выполняла Рукодельница после того, как приготовила постель, да взбила перину Морозу Ивановичу? Восстановите последовательность.


Бельё выштопала; всё в доме прибрала; платье у старика починила; пошла на кухню, кушанье изготовила.


Ответ: всё в доме прибрала; пошла на кухню, кушанье изготовила; платье у старика починила; бельё выштопала.
Подведение итогов.

Презентация на тему: Литературная игра по сказке Одоевского «Мороз Иванович»