Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста консультация на тему. Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста Формирование интереса к чтению через сказку

Колпакова Наталья
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Колпакова Н. Б. воспитатель МБДОУ ДС №390 г. Челябинска

Люди перестают мыслить,

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Когда мне было 6 лет, я очень хотела побыстрее научиться читать. Родители всегда читали нам с сестрой. Не проходило ни дня без чтения . Но мне всё равно его не хватало. Я мечтала о том, как сама окунусь в волшебный мир литературы , окажусь рядом с героями сказок и рассказов и ни кто не скажет : «На сегодня хватит» .

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

«Чтение – вот лучшее учение . Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» - может кто-нибудь вспомнит хотя бы первую часть этого высказывания А. С. Пушкина. а вот ещё одно : «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении , потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения . Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги , то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект , формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы ?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет . Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации , растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы : «Приключения кота Леопольда» , «Трое из Простоквашино» , «Вини Пух» , «Карлсон» , «Приключения Буратино» , «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В последние годы я, как воспитатель, замечаю, что увеличилось количество детей с логопедическими проблемами. А иногда, даже в 3-4 года ребёнок не обладает рекомендуемым программой детского сада словарным запасом и не может высказать то, что хочет. Поэтому необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Я часто говорю с родителями своих воспитанников о пользе чтения . Рекомендую, какие книги и когда можно читать. Стараюсь узнать, чем любит ребёнок заниматься в свободное время дома. Многие родители прислушиваются к советам. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе из 24 воспитанников только пятеро, к сожалению, не проявляют интереса к чтению .

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению :

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением» , прерывая чтение на интересном месте . Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя . Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания : художественные книги , справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией , подарочные издания с красивыми фотографиями : космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой : нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю , по вечерам, устраивать час чтения . При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает , что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна . Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека . Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста , постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева» , «12 месяцев» , сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке» , «Зима в Простоквашино» , стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых .

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника- оформителя , придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях :

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму . Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время : в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например :

Научив детей любить книги , вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ специфики формирования познавательного интереса учащихся на уроках чтения. Особенности детской читательской деятельности. Методическая разработка по развитию интереса к чтению у младших школьников. Выбор книг для самостоятельного чтения детей.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2015

    Значение конструирования для всестороннего развития дошкольников, содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей. Использование современных конструкторов в процессе игр. Ознакомление с основами архитектуры детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2012

    Ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями группы детей дошкольного возраста. Наблюдение и анализ руководства дидактическими и творческими играми, трудовым процессом дошкольников. Организация взаимодействия воспитателя с родителями.

    отчет по практике , добавлен 06.02.2011

    Проблема формирования интереса к книге и последовательность выработки у детей тяги к чтению художественной литературы. Роль методов педагогического воздействия на этот процесс. Диагностика уровня сформированности навыков чтения у детей раннего возраста.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2013

    Развитие речи дошкольника в онтогенезе. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Психолого-педагогические предпосылки овладения грамотой. Проблемы обучения чтению детей с нарушениями речи. Формирование навыков анализа языковых фактов в речи.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2012

    Проблема формирования читательского интереса в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Особенности восприятия детьми литературных произведений. Содержание и методика работы по формированию читательского интереса у старших дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Изучение особенностей познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста. Стадии развития и условия формирования этой избирательной направленности личности. Пути развития интереса к обучению старших дошкольников средствами дидактических игр.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Психолого-педагогические основы формирования интереса у детей дошкольного возраста к этнокультуре. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством армянского народа. Диагностика уровня сформированности интереса к армянской культуре.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.


Статья рассчитана на учителей начальных классов, а также может быть полезна воспитателям детских садов.
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребёнка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Я не случайно выбрала именно эту тему «Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения». Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, сказок, рассказов. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность моей темы.
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.
Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Говоря об интересах, необходимо развести понятия «читательский интерес» и «интерес к книге» .
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её.

А вот «читательский интерес» - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники. Я остановлюсь на уроках литературного чтения.
Уроки чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. В конце 1 класса и до 2 класса эти уроки можно превратить в уроки-утренники . Почему уроки-утренники, а не просто уроки или не просто утренники? Да потому, что характер их подготовки и проведения – именно с целью выявления и развития у детей личностного отношения к читательской деятельности. Его основой являются те материалы уроков, которые не учителю, а детям непроизвольно
запомнились, полюбились, вошли в их жизнь. Содержанием таких уроков-утренников могут быть игры-загадки, инсценировки, живые картинки (разыгрывается один эпизод из произведения) .
Например, в 1 классе в учебнике О.В.Кубасовой есть раздел, который называется «Там чудеса…» Он включает в себя сказки разных народов мира. По прочитанным произведениям провожу урок-утренник, поскольку этот раздел очень полюбился моим ученикам.
Каждый урок-утренник формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей.
У нас в школе проводятся ежегодно театральные марафоны, где дети не только проявляют свои артистические способности, но и инсценируют полюбившееся прочитанное произведение.
В конце второго, начале третьего классах для учащихся-читателей можно вводить более сложную форму проявления инициативы и самодеятельности – уроки-отчеты . Выбирается тема, которая детей интересует. В учебниках О.В.Кубасовой в этом плане работа облегчается учителю, так как тексты уже распределены по темам. Например, в 3 классе есть тема «Много хватать – свое потерять» Составляется план проведения такого урока, который неукоснительно выполняется. Возможен такой план:

2. Оформить иллюстрированную картотеку произведений о жадности (три-пять названий)
3. Одно из произведений пересказать, разыграть.
4. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
К уроку-утреннику «По дорогам сказок» может быть такой план
1. Составить выставку прочитанных произведений.
2. Оформить иллюстрированную картотеку сказок (три-пять названий)
3. Интересно рассказать о сказочнике.
4. Одно из произведений пересказать, разыграть.
5. Подготовить по два-три занимательных вопроса.
При проведении такой формы работы крепнет и возрастает читательская самостоятельность.
Расширить свой кругозор, сформировать интерес к чтению, развить творческие и интеллектуальные способности помогают литературные викторины. Игорь Григорьевич Сухин разработал целые сборники, которые могут быть использованы педагогами.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». По просьбе учителя в библиотеке может быть создан методический уголок для родителей, с пособиями, помогающими в отборе книг и в руководстве детским чтением.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Заключение.
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.
Общепризнана огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача формирование читательского интереса на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Художественная литература - это особый вид познания действительности. И мы педагоги обязаны задуматься о проблеме литературного развития школьников.

На чтение 12 мин.

Подавляющее большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы их малыш еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из важнейших показателей его готовности к школе.

При этом общий уровень интереса к книге и чтению в обществе стремительно снижается.

  • В чем причина этого парадокса?
  • Что в действительности понимать под обучением дошкольников чтению?
  • Как с детства развивать у ребенка любовь к книге?

Поколение, которое читает

Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. В значительной степени из-за неуемная тяга современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития, в том числе и над чтением.

По нашему мнению, низкий интерес современного поколения к книгам - большая трагедия и в ней есть по крайней мере две составляющие - нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности.

Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

Интерес современного поколения к книгам

Недостаток чтения прямо влияет на формирование структуры и функционирования мозга ребенка.

Если же говорить о культурном аспекте, то книги - это самый прямой канал «включение» родовой памяти, то есть передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Поэтому такая нерасположение нынешнего поколения к книги негативно сказывается на современном, а возможно, и на будущем состоянии культуры общества. Нередко сами взрослые, не желая того, отбивают у ребенка интерес к чтению и к книге.

Некоторые родители относятся к процессу чтения настолько “серьезно», что часто еще в раннем возрасте (то есть в 1,5-3 года!) стимулируют своих малышей до механического заучивания алфавита.

Поэтому, как отмечает психолог Л. Шибаева, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Тем временем во многих странах мира проверка сформированности навыков чтения базируется на критерии грамотности чтения — способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на их основе, к использованию их содержания для достижения собственных целей, саморазвития.

Как же добиться того, чтобы ребенок читал осознанно и с удовольствием?

Прежде чем учить читать

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно И с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Задача взрослого - помочь ребенку осознать, что книжка является одним из средств познания нового, а художественное слово - высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Малыш должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать. как звуки складываются в речи в слова; «узнавать» фонемы (основные звуки), идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речи других, а только потом - читать и писать.

Роль взрослого в формировании интереса к чтению

Лучший способ воспитать активного читателя - собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора. осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у малыша и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.

Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой - обострить чувства детей, дать толчок их мыслям, вызвать эмоциональный отклик.

Интерес к чтению — эмоциональная поддержка детского влечения к чтению

Не менее важна и эмоциональная поддержка детского влечения к чтения или ознакомления с книгой Просматривая вместе с взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать”, подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка. стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.

Стоит создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. Для книг ребенка уместно отвести отдельное место - открытое, хорошо освещенное, рядом обустроить столик с материалами для изобразительного искусства.

Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению (слушание, рассматривание), не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Ведущие методы обучения детей чтению

В современной мировой педагогике существуют два основных, противоположных по сути, : метод «целых слов» и фонологический.

Согласно методу «целых слов» (в Украине он более известен как метод Глена Домана), детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. То есть малышей не учат ни названий букв, ни звуков.

Фонологический метод, наоборот, предполагает прежде всего овладение детьми звуков и их графических обозначений - букв с последующим объединением их в слова во время чтения.

Хорошие результаты давал метод «целых слов», дали толчок дискуссии о том. или вообще нужно обучать детей дошкольного возраста фонетики. Еще в начале XX века зарубежные ученые провели ряд исследований, направленных на выяснение того, какой метод эффективнее. В частности, был поставлен такой эксперимент.

Одну подгруппу детей обучали чтению по методу целых слов, другую - с помощью фонологичного. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы, однако незнакомые слова вызвали у них значительные трудности.

Попытки закрепить за каждым словом единственное значение приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без помощи взрослого.

«Фонологические» же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу 2-го класса перегнали своих сверстников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. Поэтому в мировой практике предпочтение отдают фонологичному метода обучения чтению

Последние исследования подтвердили: люди читают слова по буквам, но поскольку процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы сразу воспринимаем слово в целом. Более того, во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух, то есть чтение - это произнесение текста во внутреннем плане.

Ученые выяснили: способности и интерес к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки в начале оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Таким образом, для того чтобы появился интерес к чтению, и ребенок начал свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками.

Важно, чтобы ребенок постепенно приходила к пониманию того, что слово, которое говорится, состоит из разных звуков. Для этого малышам трех-четырех лет следует предлагать разнообразные игры со звуками и словами.

Например, в игре “Поймай звук» взрослый предлагает детям «поймать» (хлопнуть в ладоши, когда услышат) соответствующий звук: «Я буду называть разные звуки, а вы будете ловить лишь звук [з] - песенка комарика».

В игре “Замени звук” взрослый предлагает малышу: «Речей вместо звука [д] в слове «дуб» звук [с]. Какое слово получилось? (Зубу). А какое слово можно образовать, если заменить последний звук в этом слове?» (Душ).

Игра “Палочка, стучи!” предполагает, что дети легко стучать палочкой каждый раз, когда будут слышать определенный звук (в начале, в середине или в конце слова). Так же можно поупражняться в распознавании полного состава. Как правило, дошкольники лучше справляются с задачей на слоги и хуже - на звуки.

Это означает, что дети этого возраста еще недостаточно чувствительны к отдельных звуков (фонем), из которых состоят слова. Поэтому, чтобы они успешно освоили чтение, необходимо проводить основательную работу по развитию их фонематического слуха, артикуляционной ловкости, формирование звуковой культуры.

Чтобы чтение было осознанным

Чтение будет для ребенка полезным лишь в том случае, когда она будет понимать содержание текста. Для того, чтобы подготовить дошкольника к осознанного чтения, советуем воспользоваться следующими советами.

Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации. Беседуйте о прочитанных страницы и по очереди описывайте, что изображено на рисунках. Уместным будет прием преднамеренной ошибки, что побуждает малыша быть внимательным, исправлять ошибки взрослого.

Активно общайтесь с ребенком по содержанию прочитанного, стимулируйте ее к словесного творчества

Отдавайте предпочтение диалогическом чтению. Просто читать ребенку недостаточно. Стоит поощрять ее придумывать альтернативные концовки, связывать то. что изображено и написано на страницах книг, с ее собственным опытом, говорить о буквы и звуки, встречающиеся там. Такой тип чтения называется диалогичним.

Играйте в разные виды игр по содержанию прочитанного: дидактические со словами; игры-драматизации, инсценировки, творческие игры и другие.

Учите ребенка работать с книгой. Акцентируйте внимание малыша на том, что произведение создает автор (один, два или много людей - народ). У каждого произведения есть название, которое записано в содержании и на странице (обложке).

Важно закреплять знания ребенка о основные литературные жанры и виды: стихотворение, сказку, рассказ, басню. Это поможет ей в дальнейшем изучать литературу в школе, ориентироваться в сборниках произведений, а в будущем - определяться в литературных предпочтениях, быть активным, сознательным читателем, культурным человеком.

Настоящее чтение - это интерес к чтению, перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного.

Настоящее чтение - это перевод печатного текста в устную речь и осознание смысла прочитанного. Поэтому важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте не путать звук и букву; сливать звуки и буквы в слоги, слоги в слова, а слова - в предложения; практически оперировать понятиями “звук», «слово», «предложение», «текст»; активно работать с книгой. Это и предполагает большинство действующих программ дошкольного образования.

Обучение дошкольников чтению

Ваш ребенок дошкольного возраста, и вы уже приобрели для него красочный букварь или книги для чтения дошкольников, но результатов нет? В таком случае нужно соблюдать последовательность в обучении.

Малыш начинает анализировать предметы, пытаться влиять на них, и осознанно применять по назначению в возрасте 4-5 лет. В это же время он хорошо осваивает порядковый счет, може заниматься подготовкой к письму с помощью специальных прописных тетрадей. Но в таком возрасте лучше начать изучать только буквы, с помощью игр и красочных картинок.

Чтением нужно заниматься, когда ребенок выучит все буквы и с легкостью начнет их различать. Как раз подойдет период (возраст 6-7 лет), который, по мнению психологов и логопедов, самый благоприятный для начала обучения чтению по слогам для дошкольников с помощью кубиков или цветных набранных букв. Тем более в таком возрасте появляется активное желание учиться и интерес к чтению.

Методики обучения чтению дошкольников

Формирование навыков чтения у ребенка - довольно сложный и трудоемкий процесс. Занятия по обучению чтению дошкольников необходимо разбивать на несколько этапов.

1 этап - учим и запоминаем буквы. На этом этапе происходит обучение ребенка различать буквы и понимать их правильное произношение и чтение («ЭМ» - «М»; «ЭС» - «С»).

2 этап - чтение слогов с разной степенью сложности. Здесь ребенок обучается связи между слогами и их произношением. На этом этапе проявляется больше трудностей. Здесь самым эффективным методом можно выделить обучение слиянию слогов по подражанию или рисунков-подсказок.

3 этап - начинаем понимать смысл прочитанного слова. Этот этап развития способности осмысления прочитанного текста необходимо начинать, когда чтение станет похоже на провозглашение цельного слова, а не отдельных слогов.

Для этого этапа необходимо выполнять упражнения для чтения дошкольников: читать слова медленно, с нарастающим темпом, и разной степенью повышения тональности в голосе. Затем выяснить, в каких словах малыш не понял их значение и объяснить.

Далее, взрослый называет прилагательное или глагол, а ребенок подбирает к нему слова из тех, которые он прочел, к примеру, «обувать» - ответ: «сапоги» и тому подобное. Также хорошо на этом этапе читать подписи к иллюстрациям.

На 4 этапе ребенок учится понимать смысл прочитанного предложения или коротких текстов для чтения дошкольников.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.