Показатели библиотечной статистики. Изучение состава и использования фонда в целях управления его формированием Изучение книжного фонда в библиотеке 3 отдела

Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

По = А: Ч х 100.


В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом:

сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

Экономические показатели работы библиотеки

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
(Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Показатели времени


Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

  • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
  • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
  • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
  • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

Отделом книгохранения был проведен анализ состояния книжного фонда в помощь работе учителя.

Основная цель данного анализа – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:

    выявление эффективности использования данной части книжного фонда;

    освобождение фонда от малоиспользуемой, устаревшей по содержанию, дублетной и ветхой литературы;

    определение круга изданий, которыми необходимо пополнить фонд библиотеки.

    выявления незаслуженно забытых книг.

В ходе анализа были использованы специальные методы изучения библиотечного фонда – статистический, библиографический и социологический.
Информационной основой для первого этапа изучения фонда является статистика. Статистический метод дал объективное представление о величине, составе фонда по данной теме, что позволило определить КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ОБРАЩАЕМОСТЬ и ЧИТАЕМОСТЬ.

Эти показатели позволили выявить достоинства и недостатки комплектования, определить как активно используемую читателями часть фонда, так и ее пассивную часть.

Основная часть фонда в помощь работе учителя собрана в педагогическом отделе, отделе искусств, зале иностранной литературы и в основном книгохранилище.

За отчетный период выдано 2290 экземпляров книг и периодики, причем большая часть книговыдач пришлась на педагогический отдел и зал иностранной литературы. Для удобства проведения статистического изучения фонда были использованы соответствующие обозначения и формулы расчета отдельных показателей: Ф - величина фонда, В - книговыдача, А -число читателей, О - обращаемость, К - книгообеспеченность, Ч - читаемость.

Формулы для расчета отдельных показателей:

К = Ф: А
О =В: Ф
Ч = В: А

Всего в библиотеке по данной теме представлено 2227 экземпляров книг и более 70 названий газет и журналов. По отделам библиотеки фонд распределен следующим образом:

педагогический отдел - 1452 экз.
отдел искусств, ЗИЛ - 445 экз.
отдел книгохранения - 330 экз.
итого - 2227экз.

Таким образом, при общем количестве читателей-педагогов 180 человек и книговыдаче за 2010 год 2290 экз. можно сделать расчеты:

книгообеспеченность - 2227:180=12,3
обращаемость фонда - 2290:2227=1,03
читаемость - 2290:180=12,7

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что книжный фонд по данной теме укомплектован достаточно полно. Однако есть необходимость освобождения его пассивной части от дублетных и устаревших изданий, так как переизбыток таких книг привел к снижению обращаемости фонда.

Библиографический метод позволил проанализировать изучаемый фонд при помощи систематического каталога, который в данном случае выступает как библиографическое пособие. Рекомендательные списки, библиографические пособия, которые раньше информировали читателей о лучших изданиях и новинках, в настоящее время в библиотеке представлены в недостаточном количестве. Для того, чтобы выявить, все ли достойные внимания книги, изданные в последние годы, приобретены в фонд библиотеки, были изучены сигнальные списки газеты «Книжное обозрение» за 2009 – 2010 годы. В результате выявлены отсутствующие в библиотеке книги, которые полезно было бы иметь в фонде библиотеки:


Гурин Ю. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010г.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие.- М.: Оникс, 2010 г.

Поэзия Серебряного века в школе: книга для учителя.- М.: Дрофа, 2010г.
Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. - М.: БИНОМ, 2010 г.
Юшков А. Загадки природы: рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками.- СПб.: Речь; Сфера, 2009г.

Кроме того, желательно, по возможности, приобрести книги прошлых лет издания, которые отмечены в «Тетрадях отказов»:


Амонашвили Ш. Обучение. Оценка. Отметка.
Караковский А. Любимые мои ученики.
Грачева А. Современная школа.
Лихачев Д. Школа на Васильевском.

Социологический метод позволил получить точное представление об использовании данного раздела фонда при непосредственном контакте с читателями (беседы, отзывы о прочитанных изданиях и т.д.). Кроме того, были проанализированы читательские формуляры, читательские требования, что позволило определить круг литературы и периодики, пользующейся повышенным спросом.

В педагогическом отделе:

Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании.
Воспитание младшего школьника
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы.
Работа с родителями.
Ситаров В.А. Дидактика.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.
Книги серий «Я иду на урок», «Праздник в школе», «Деятельность классного
руководителя», «Писатель в школе».

Газеты: «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок», приложения к газете «Первое сентября» по отдельным предметам.

Журналы: «Здоровье школьника», «Литература в школе, « Начальная школа», «Современный
урок» и т.д.

В отделе искусств повышенным спросом пользовались книги:
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.
Маслова Л.П. Педагогика искусства.
Афонькин О.Ф. Уроки оригами в школе.
Радынрва О.П. Музыкальное воспитание школьника.
Журналы: «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальный Руководитель».

В зале иностранной литературы активно использовались книги по отдельным зарубежным городам и странам, книги и журналы на иностранных языках, по методике преподавания иностранного языка в школе.

В отделе книгохранения по « читательским требованиям» наиболее часто выдавались книги:

Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.
Извозчиков В.А. Решение задач по физике на компьютере.
Потапов М.К. Алгебра и начала мат. анализа. Книга для учителя.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии.
Газеты и журналы по отдельным школьным предметам.

В качестве выводов.

В ходе изучения библиотечного фонда в помощь работе учителя установлено, что в целом фонд по данной теме укомплектован достаточно полно, отказов в выдаче немного, очень хорошая подборка периодических изданий. Однако есть необходимость доукомплектовать фонд некоторыми актуальными изданиями (см.выше).

Имеется пассивная часть фонда, требующая пристального внимания со стороны библиотекарей. Необходимо освободить фонд от малоспрашиваемой и устаревшей по содержанию литературы, часть ветхих изданий отреставрировать, усилить пропаганду выявленных незаслуженно забытых книг, используя такие формы информации, как обзор, книжная выставка, например: «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается « карточка обратной связи» со следующими оценочными критериями:

1. Не было информации о книге.
2. Книга узкого спроса.
3. Тема книги не вызвала интереса.
4. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно.
5. Тема потеряла актуальность.
6. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления.
7. Содержит сложный, трудный для восприятия материал.

Анализ «карточек обратной связи» позволит принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе книги в библиотеке.

З.Б. Синилова , начальник отдела книгохранения Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького

Транскрипт

1 Статистический анализ библиотечного фонда МУ«Кемская МРБ» за г.г.

2 Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

3 Комплекс специальных методов изучения библиотечного фонда включает: статистические, библиографические, социологические методы; математическое моделирование; графические методы и др.

4 Базисной информационной основой является статистика, которая изучает динамику объема и состава фонда. Статистические данные лежат в основе изучения эффективности работы библиотеки и качества использования ею своих ресурсов. Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

5 Величина документного фонда - Ф; Объем новых поступлений - Пн; Объем выбытия - Фв; Обновляемость - Н; Книговыдача - В; Число читателей - А; Обращаемость - Об; Книгообеспеченность - К; Читаемость - Ч; Темпы роста - Тр.

6 В ходе статистического изучения применяются различные приемы и методы: - группировка; - ранжирование; - анализ по отклонениям показателей; - динамический анализ. Наиболее распространенным приемом является сравнение, которое позволяет выявить отклонение показателей.

7 Основными документами для получения необходимых данных фонда являются: - Книга суммарного учета: - Дневник работы библиотеки: - Тетрадь учета отказов читателей; - Годовой статистический отчет.

8 На основе библиотечной документации делается выборка статистический данных за определенный промежуток времени и данные записываются в подготовленные таблицы. Итак: Статистический анализ библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 3 года (гг.)

9 Первый показатель: ВЕЛИЧИНА ФОДА

10 Показатель величины фонда один из основных. Чтобы оценить фонд с позиции его величины, применяются сравнительный анализ фактической и оптимальной величины фонда для каждой библиотеки. Для расчета оптимальной величины фонда можно рекомендовать формулу Ф= АКopt, где Ф величина фонда; А число пользователей; К- оптимальная книгообеспеченность пользователя. Оптимальная книгообеспеченность пользователя = 8-12 книг. В настоящее время объем фонда в России ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя: 4,9 томов, в том числе в городе 5-7 томов; на селе -7-9 томов.

11 Оптимальная величина библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы библиотек Числ. насел. На Средняя книгообесп. Оптимальный фонд на г. Опт. объем детской литер. От 30% до 50% Фонд на г. Ф (+928) Ф (- 4439) Ф (-1300) Ф (-4573) Ф (-4031) Ф (-3918) Ф (-2046) ЦГДБ (-3044) МРБ (+14762)

12 Библиотечный фонд можно считать укомплектованным оптимально и по составу, и по величине, если им удовлетворяются около 75% общего числа требований по профилю фонда библиотеки.

13 Состав, развитие и использование библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за г.г. Сиглы библиотек - филиалов Величина фонда на Величина фонда на Величина фонда на Ф (+238) (-1398) Ф (-493) (+459) Ф (+50) 6660 (+ 82) Ф (+92) (+30) Ф (+198) 7271 (+70) Ф (+246) 8294 (+18) Ф (-53) 4496 (-228) ЦГДБ (-2494) (-1378) МРБ (-50) (-3159) Итого: (-2718) (-6040)

14 Величина фонда МУ «Кемская МРБ» на г.

15 Систематическое наполнение фонда новой литературой имеет исключительное важное значение для выполнения социальных функций библиотек. На издания последних 3-5 лет приходится большая часть информационного потенциала фонда. Они активнее пропагандируются, чаще спрашиваются пользователями. Эта литература составляет самую большую часть книговыдач.

16 Второй показатель: ВЕЛИЧИНА ПОПОЛНЕНИЯ ФОНДА

17 Анализ величины и состава пополнения фонда МУ «Кемская МРБ» за гг. Сиглы библиотек филиалов Ф (ф1+ф17) (-478) Ф (+493) 3469 (+844) Ф (+395) 1537 (-110) Ф (+823) 4373 (-148) Ф (+600) 2560 (+389) Ф (-73) 1887 (-365) Ф (+443) 2343 (+340) ЦГДБ (+150) 1155 (+332) МРБ (+1594) 7399 (+430) Итого: (-11948) 27733(+1234)

18 Видовой состав библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы Книги, брошюры Периодика Разовые период.издания Аудив. элект. И 2008,2009, 2009, 2009, 2010 др изд. 2008, 2009,2010 Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ЦГДБ МРБ

19 Видовой состав пополнения фонда МУ «Кемская МРБ» в 2010 г. % 0% 10% 5% 85% книги подписка разовые н/д

20 Установлено, что задачи обслуживания решаются более успешно, если величина поступлений в библиотеки составляет в среднем 10 % к фонду.

21 Пополнение библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении Сиглы библиотек - филиалов Ф.1 - (1,7 +3,4) 18,1 (0,7+15,3) 16,8 (1,4 +15,4) Ф.4 17,4 (1,2+16,2) 22,3 (0,8 +20,5) 30,7 (0,5 +30,2) Ф.6 19,1 (3,0 +16,2) 25,0 (2,5 +22,5) 23,1 (1,5 +21,5) Ф.7 25,5 (2,8 +22,7) 31,0 (2,4 +28,6) 29,9 (1,4+ 28,5) Ф.10 22,4 (1,4 +20,9) 30,1 (2,7 +27,3) 35,2 (2,5 +32,7) Ф.11 28,7 (1,9 +26,4) 27,2 (2,9 +24,2) 22,7 (0,5 +22,2) Ф.16 32,6 (2,0 +30,6) 42,4 (2,0 +40,9) 52,1 (2,4 +50,8) ЦГДБ 3,2 (1,8 +1,5) 2,89 (1,4 +1,5) 4,2 (1,6 + 2,7) МРБ 10,2 (2,2 + 8,1) 13,2 (2,6 +10,6) 15 (1,2 +11,5) Итого: 24,7 (2,0 + 16,2) 23,5 (2,0 +21,3) 25,5 (1,4+ 23,9)

22 Пополнение библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении 60% 50% 51% 40% 30% 30% 29% 33% 22% 22% 20% 15% 12% 10% 0% 1% 1% 2% 1% 3% 1% 2% 3% 2% 1% Ф.1 Ф.4 Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 ф.16 ЦГДБ МРБ книги периодика

23 Анализ ежегодного поступления документов в библиотеки МУ «Кемская МРБ» показал, что прирост фонда на 10% - на практике - нереально.

24 Анализ пополнения библиотечного фонда невозможен без анализа выбытия литературы.

25 Третий показатель: ВЫБЫТИЕ ДОКУМЕНТОВ

26 Анализ выбытия документов из фонда показывает: - какие виды документов списываем, - какие отделы фонда в процессе использования быстрее обедняются и которые нужны в усиленном пополнении.

27 Анализ выбытия из фонда МУ «Кемская МРБ» за гг. Сиглы библиотек филиалов Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ЦГДБ МРБ Итого:

28 Выбытие документов из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 2010 г ф. 1 ф. 4 ф. 6 ф. 7 ф. 10 ф. 11 ф. 16 ЦГДБ МРБ

29 Выбытие документов из фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении Силы библиотек 2008 г г г. Ф.1 3,9 18,8 22,5 Ф.4 17,1 26,6 34,8 Ф.6 17,0 24,2 21,8 Ф.7 23,7 30,4 29,7 Ф.10 21,2 27,3 34,2 Ф.11 27,6 25,1 22,5 Ф.16 32,9 43,5 57,2 ЦГДБ 13,0 24,6 39,0 МРБ 13,4 13,4 21,4 18,8 25,9 31,5

30 Выбытие видового состава документов за 2010 г. Сиглы библиотек книги периодика Ф (31,2%) 2771 (68,8%) Ф (12,5%) 3434 (87,4%) Ф.6 29 (1,9%) 1426 (98,0%) Ф (4.4%) 4153 (95,6%) Ф (4,6%) 2377 (95,5%) Ф (100%) Ф (10,7%) 2294 (89,2%) ЦГДБ 1850 (73,0%) 683 (26,9%) МРБ 4838 (45,8%) 5720 (54,2%) 9046 (26,8%) (73,2%)

31 Выбытие книг из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ за 2010 г. книги книги Ф.1 Ф.4 Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 Ф.16 ЦГДБ МРБ

32 Выбытие книг по отраслям знаний из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 2010 г Ф.1 Ф.4. Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 Ф.16 ЦГДБ МРБ ОПЛ ЕМ Т С/Х ИС Худож. Дет. л. Пр.

33 Четвертый показатель: КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

34 Книгообеспеченность - один из основных относительных показателей статистики библиотечного фонда. Означает среднее число книг, прходящихся на одного пользователя библиотеки, или на одного жителя населенного пункта. Он вычисляется делением числа книг, учтенных на конец года в «Книге суммарного учета», на число зарегистрированных читателей, или на число жителей населенного пункта. К = Ф: А, К = Ф: Ж По книгообеспеченности пользователя, жителя можно судить, достаточно ли в библиотеке книг для обеспечения запросов. Оптимальная книгообеспеченность на одного пользователя 8-12; на одного жителя 7. «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» рекомендует среднюю книгообеспеченность одного жителя томов, в том числе в городе -5-7, на селе -7-9.

35 Анализ книгообеспеченности пользователя Сиглы средняя Ф.1 28,7 31,1 29,6 29,8 Ф.4 40,6 42,5 42,2 41,8 Ф.6 37,3 43,6 45,0 41,9 Ф.7 16,4 16,4 16,5 16,4 Ф.10 31,3 30,2 30,3 30,6 Ф.11 17,9 22,0 23,0 20,9 Ф.16 31,8 31,3 34,1 32,4 ЦГДБ 14,3 13,2 12,5 13,3 МРБ 16,8 22,7 23,9 21,1

36 Что помогла выявить таблица? Избыточные фонды в библиотеках: Бабгубской городской, Сельской п. Сокол, Панозерской сельской, Куземской сельской. РЕШЕНИЕ СПИСАНИЕ.

37 Анализ книгообеспеченности жителя Сиглы средняя Ф.1 7,7 7,7 7,4 7,6 Ф.4 14,3 13,7 13,7 13,9 Ф.6 9,8 9,4 9,8 9,7 Ф.7 11,4 11,6 11,5 11,5 Ф.10 15,3 16,9 17,9 16,7 Ф.11 14,0 14,9 14,7 14,5 Ф.16 15,6 15,4 14,7 15,2 ЦГДБ 2,3 2,2 2,1 2,2 МРБ 3,9 4,0 3,0 3,6

38 ВЫВОД: Излишне высокая книгообеспеченность ведет к снижению обращаемости, в итоге к омертвению фонда.

39 Пятый показатель: ОБРАЩАЕМОСТЬ.

40 Обращаемость библиотечного фонда показывает интенсивность использования библиотечного фонда, высчитывается по формуле: Об = В:Ф, где ОБ обращаемость, В книговыдача, Ф объем фонда. Верхняя граница оптимальной величины обращаемости - 3, нижняя граница 2.

41 Анализ обращаемости библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы средняя Ф.1 1,1 1,0 1,1 1,1 Ф.4 0,7 0,7 0,7 0,7 Ф.6 1,5 1,2 1,4 1,4 Ф.7 2,5 2,6 2,6 2,6 Ф.10 2,0 2,3 2,0 2,1 Ф.11 2,4 1,8 1,9 2,0 Ф.16 2,2 1,7 1,9 1,9 ЦГДБ 1,7 1,8 1,9 1,8 МРБ 1,7 1,6 1,7 1,7

42 Шестой показатель: ТЕМПЫ РОСТА.

43 Большое значение в статистическом анализе фонда имеют показатели динамики развития или роста. Они характеризуют изменение явления во времени и вычисляются путем сопоставления однородных показателей за различные отрезки времени.

44 Важное место в статистическом анализе занимает изучение в едином комплексе таких показателей, как книгообеспеченность, читаемость, обращаемость.

45 сиглы Обращаемость Ср Читаемость 25 кн. Книгообеспече нность 8-12 оценка Ф.1 1,1 Н 31,4 В 29,8 В Фонд перенаныщен Ф.4 0,7 Н 30,3 В 41,8 В Ф.6 1,4 Н 63,2 В 41,9 В Ф.7 2,6 Н 43,3 В 16,4 В Ф.10 2,1 Н 61,4 В 30,6 В Ф.11 2,0 Н 45,7 В 20,9 В Ф.16 1,9 Н 66,8 В 32,4 В Фонд перенасыщен ЦГДБ 1,8 Н 24,5 Н 13,3 В Освобожд от ветх. лит. МРБ 1,7 Н 31,0 В 21,1 В Фонд перенасыщен

46 ВЫВОД: Анализ первичной статистики позволяет получить более полную и объективную информации о библиотечном фонде, без которого, в принципе, библиотека существовать не может.

47 Спасибо за внимание!


Моделирование фонда Понятие «Моделирование» Модель фонда - идеальный условный образ фонда, отражающий реальное или желаемое состояние его в виде словесного описания, схемы, статистического показателя,

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Анжеро-Судженского городского округа «Централизованная библиотечная система» 2016 г. 12+ ЗАПРОС требование о выдаче конкретного документа Удовлетворенный запрос

Проблемы и перспективы комплектования библиотечных фондов в современных условиях: опыт работы Муниципального учреждения культуры «Ряжская центральная библиотека» Выступление Е.А. Караваевой, заведующей

УТВЕРЖДЕНО: постановлением Администрации города Сергиев Посад от 01.02.2016 30-п МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ на оказание муниципальной услуги (выполнение работ): Библиотечное, библиографическое и информационное

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование» Тенденции стандартизации современной библиотечной

Группа компаний «Аверс» (ООО «ФинПромМаркет XXI») информационно-аналитическая система «Аверс: Библиотека» ИАС «Аверс: Библиотека» Программа предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех

6 МУК централизованная библиотечная система г.арзамаса ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Одна из главных задач библиотеки удовлетворение информационных потребностей пользователей. Для этого необходим

УТВЕРЖДАЮ Руководитель наименование библиотечного учреждения ФИО 20 г. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОМ ФОНДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ наименование библиотечного учреждения 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Основные количественные показатели работы библиотеки вуза за 2013 год Полное наименование библиотеки Аббревиатура библиотеки вуза Адрес сайта вуза Адрес сайта библиотеки Категория библиотеки Наименование

347 7. Кравченко, А.И. Культурология: учеб.е пособ. / А.И. Кравченко. - М., 2 0 0 1.-9 9 с. 8. Социализация и инкультурация личности посредством хореографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmlib.net/pages-6017.html.

ГУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» Общедоступные библиотеки Псковской области в цифрах 2010 год Псков 2011 В настоящем издании публикуются статистические данные о деятельности общедоступных

Положение МБОУ СОШ 32 о работе с фондом учебной литературы г. Озѐрск, Челябинской области, 2014 г. 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок обеспечения школьников учебниками

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Комплектование библиотечных фондов ЦБС г Арзамаса является проблематичным уже который год. Все библиотеки города отмечают недостаток средств на обновление фондов. Год

Основные количественные показатели работы библиотеки вуза за 2015 год (согласно поправкам, принятым Зональным советом 05.10.2015) Полное наименование библиотеки Аббревиатура библиотеки вуза Адрес сайта

Отчет о работе школьной библиотеки Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, отраженными в соответствующих ГОСТах, в планах и, особенно в отчетах библиотеки, большое значение имеют дополнительные

Сводные показатели общедоступных библиотек Томской области в динамике 2006-2010 годов Таблица 1 Наименование показателей Годы 2006 2007 2008* 2009* 2010* Количество библиотек 333 280 281 281 283 Количество

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный институт искусств» Колледж

Библиотека филиал 4 п. Шудаяг МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» Отчет за 2017 год Общие сведения о библиотеке Название (по Уставу) Библиотека филиал 4 (п. Шудаяг) Адрес: почтовый индекс, населенный

Приложение 2 к Анкете для осуществления мониторинга реализации основных положений «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» в области Показатели и критерии оценки деятельности ЦБС /

«Внедрение АИБС «1С:Школьная библиотека» в образовательные учреждения» Федорова Елена Николаевна, зав. каф. систем автоматизации управления факультета экономики, права и автоматизации управления ОГОАУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ЦИФРАХ Сеть муниципальных библиотек Тульской области Наименование ЦБС Общее число библиотек 2000 2001 1 Алексинская 23 23 2 Арсеньевская 21 21 3 Белевская 24 24 4 Богородицкая

Наименование показателя Количество потребителей государственных услуг (количество посещений, тыс. чел) «Утверждаю» Директор МБУК «Карачевская МРБ им. Баранских Н.Н. и Н.В.» Иванова М.И. Приказ 218 от 25.12.

ОДОБРЕНО Ученым советом ДВФ ВАВТ Протокол 4 от «28» ноября 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда библиотеки Дальневосточного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

1 Приложение 2 Утверждены Постановлением администрации района От 04.12.2013 1344 Показатели оценки эффективности деятельности работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районная библиотека»

Паспорт библиотеки общеобразовательного учреждения Название учреждения МОУ Фировская средняя общеобразовательная школа Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Гали Гамбарисович Сулейманов Ф.И.О.

Муниципальное казенное учреждение культуры ТИХОРЕЦКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального образования Тихорецкий район сектор прогнозирования и развития библиотечного дела аналитико-статистический

Содержание 1. Область применения... 3 2. Нормативные ссылки... 3 3. Термины. Определения... 3 4. Состав и структура фонда... 4 5. Общие принципы и порядок комплектования... 5 6. Исключение документов из

1. Общие положения 1.1. Данное положение разработано в соответствии со статьей 18 пунктами 3.4-8.9 ФЗ от 29.12.2012 273 "Об образовании в РФ", "Инструкции о создании и обновлении библиотечных фондов учебников,

Лист 2/10 СОКРАЩЕНИЯ НИР научно-исследовательская работа ДОР дифференцированное обслуживание руководителей БД база данных ЕБДФ Единый библиотечный документный фонд НБ научная библиотека Документ не подлежит

Принципы и порядок комплектования отражают общие подходы к комплектованию, перечень документов, на основании которых осуществляется процесс комплектования в библиотеке, степень актуальности по циклам дисциплин,

МБУ «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Кемского муниципального района Кемь, 2016 г. Библиотеки, в силу своей специфической деятельности, как и все остальные учреждения культуры, располагают

2. Порядок учёта фонда учебной литературы 2.1. К фонду учебной литературы относятся: все учебники; учебные пособия; орфографические словари; математические таблицы; сборники упражнений и задач; практикумы;

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ И ЕГО УЧЁТ 2016 Библиотечная система университета Дубна Статистическая форма ВПО и СПО Из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ СЕМИНАР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Комплексный подход к библиотечному фонду: теоретические и методические основы стандартизации 1 апреля 2016 г.

Тестовые задания ТЕСТ 1 Назовите подсистемы библиотеки, не указанные на схеме:? Биб. фонды Сотрудники б-ки? 1.Материально-техническая база библиотеки 2.Контингент пользователей 3.Каталоги библиотеки 4.Администрация

Библиотек Брянщины (по сравнению с предыдущим годом) 2 Количество новых поступлений в библиотечный фонд (тыс.) Экз. док. 100 % плана 100 % плана 0-3 3 Количество изданий в библиотеке в расчете на 1 жителя

В.В. Демина, гл. библиотекарь отдела библиотечного развития ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Совокупный объем документного фонда сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек

Министерство культуры Республики Крым Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко» Научно-методический отдел

Министерство культуры Ростовской области ГУК РО «Донская государственная публичная библиотека» Информационно-библиографический отдел Статистический учет в библиотечно-информационных центрах Ростовской

Основы формирования библиотечного фонда Теоретические основы Понятие «Библиотечный фонд» Библиотечный фонд - это систематическое собрание документов, подобранное в соответствии с задачами, типом и профилем

Муниципальное казенное учреждение «Калининская межпоселенческая библиотека» Отдел комплектования и обработки литературы «Формирование библиотечного фонда» Методическая консультация ст. Калининская 2015

МУ ЦБС Карталинского муниципального района Информационно-методический отдел Рекомендации по заполнению статистической формы 6-НК Составитель: зав. ИМО Н.Г. Уткина Общие требования к заполнению бланка отчета

Б3.Б.4 Библиотечный фонд Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории

Управление библиотечным фондом Понятие «Управление» Управление фондом - целостная система, а не отдельная фаза. Управление библиотечным фондом это постоянное целесообразное упорядочение изменение его при

ПРИЛОЖЕНИЕ к учебно-воспитательному плану I. Анализ работы. ПЛАН РАБОТЫ школьной библиотеки МОУ СОШ 11 на 2016-2017учебный год. Библиотека Спокойненской школы 11 находится в здании школы, обслуживает учащихся

АДМИНИСТРАЦИЯ КОТЕЛЬНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21.5.218 г. 31 Об утверждении программы «Укрепление и развитие материально-технической базы МКУК «Межпоселенческая

Положение о формировании фонда библиотеки «Александровского сельскохозяйственного колледжа» составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О библиотечном деле», на основании Примерного

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» В ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕКАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ Ломановская Е. Д. зам. директора ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Науширванова Г.Р Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия STATISTICAL STUDY OF HEALTH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Основные показатели и критерии качества при предоставлении муниципальных услуг и выполнении работ МКУК «Центральная библиотека г. Майского» за 2016 год 1. Услуги 1.1. Библиотечное, библиографическое и

1 Информационно-библиографическая деятельность год 1.1. Состояние справочно-библиографического аппарата 1.1.. СБФ по количеству Год Энциклопедии Справочники Словари Библиографические пособия 17 Поступило

Методические указания по заполнению формы «Основные количественные показатели работы библиотеки вуза» 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БИБЛИОТЕКИ 1.1 Общая площадь библиотеки (кв. м) Указывается суммарная

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ТЕМА: СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 1. Понятие и классификация рядов динамики 2. Сопоставление уровней и смыкание рядов

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е К А З Е Н Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е К У Л Ь Т У Р Ы Т И Х О Р Е Ц К А Я центральная межпоселенческая МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН сектор прогнозирования и развития

Приложение 3 к приказу 143 от 29.03.2017 Должностная инструкция руководителя информационно-библиотечного центра МАОУ СОШ 30 УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения И.С. Разуваева 1.Общие положения 1.1. Руководитель

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Исследование деятельности медицинских библиотек России Дрешер Ю.Н. д.п.н., профессор, директор РМБИЦ, лауреат премии правительства РФ в области

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский Информационная карта процесса Библиотечное и информационное

Сдобникова Маргарита Юрьевна, зам. директора по научной работе Морозова Вера Алексеевна, зав. отделом формирования и организации фондов Владимирская областная научная библиотека Опыт корпоративного использования

Международная Олимпиада: «Вектор развития «Статистика» Задание 1. Верно ли данное высказывание: 1. Относительные величины могут выражаться коэффициентами, процентами, промилле. 2. Монографическое обследование

Приложение 25 к приказу 97/11 от «3» сентября 2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке учета и выдачи библиотечного фонда учебников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной

Утверждаю: Директор Е.Ю.Чмеленко Паспорт библиотеки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «У Т В Е Р Ж Д А Ю» городского округа Краснотурьинск Директор «Централизованная библиотечная система» Л.В.Шумская Приказ 38-О от 01.06.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ о Центральной

Информационный комплекс процессов комплектования в библиотеке вуза Шарова Т.С., Тимонина Л.С., Рощина Ю.П., Лисицына Л.А. www.uni-dubna.ru Государственный Университет создан 27 сентября 1994 г. Учредитель

ОТЧЕТ о выполнении государственного задания по предоставлению государственных услуг (выполнению работ) за 2015 год квартал/год Полное наименование организации, оказывающей государственные услуги Орган

Содержание Предисловие 3 1. Общие положения 3 2. Состав и структура Фонда 4 3. Общие принципы и порядок комплектования 5 4. Регламент закупки учебной литературы 6 5. Исключение документов из фонда 7 6.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Енотаевского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Кузнецова В.Г.. 2014 г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ Енотаевского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Введение Тематический план комплектования

Задача с решением на тему «Ряды динамики» (общая статистика) ЗАДАНИЕ Имеются данные о производстве и потреблении электроэнергии в РФ, электроэнергии 995 996 997 998 999 2 2 22 23 84,4 827,7 84,4 89, 832,

Приложение 2 Утверждено приказом 16-о.д. директора МБУ «Печорская МЦБС» 28 февраля 2012 года Е.А. Васильева ПОЛОЖЕНИЕ о модельной сельской библиотеке-филиале 6 п. Каджером МБУ «Печорская МЦБС» 1. Общие

Утверждаю: Директор РМБУК «ШБС» И.В.Мергес 2015 г. Инструкция по учету статистических показателей работы РМБУК «Шушенская библиотечная система» и сельских библиотек района 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Инструкция

Приложение 1 к приказу Министерства культуры Республики от «12» 09 2008 719 ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ оценки эффективности деятельности руководителей и работников муниципальных бюджетных библиотек 1. Интенсивность

СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ТЕМА: СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ 1. Задачи демографической статистики 2. Источники данных о населении 3. Категории населения 4. Анализ численности населения 5. Изучение состава населения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "электронный документ" в рамках библиотечного дела. Классификация электронных документов, их место в сфере библиотечного фонда. Цели и задачи создания фонда на электронных носителях. Критерии отбора электронных документов в фонд библиотеки.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Понятие сохранности и защиты библиотечного фонда. Группы факторов, влияющий на физическое состояние документа. Санитарно-гигиенический, температурно-влажностный и световой режимы хранения библиотечного фонда. Стабилизация и реставрация документов.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Основные понятия и определения дизайна. Главные средства дизайна библиотеки. Оборудование и оснащение библиотек. Дизайн функциональных зон библиотеки. Характеристика библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Безопасность фонда в технологических процессах его формирования. Принцип обязательного документационного оформления и сопровождения каждого технологического процесса. Ресурсы библиотеки, открытые свободному доступу. Проблемы обеспечения авторского права.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Изучение основных принципов комплектования библиотечного фонда - наиболее общих требований к отбору печатных изданий в фонд библиотеки. Особенности его видов: текущее, ретроспективное, рекомплектование. Дифференцированный учёт документов. Формы учёта.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: характер, содержание, организационно-правовые формы, штатное расписание, структура. Документный фонд библиотеки: специфика, нормативы комплектования и рекомплектования, обеспечение сохранности.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

Цель работы - изучить состав и
использование фонда библиотеки с целью
прогнозирования его развития и
планирования комплектования.
Под изучением фонда понимается научное
познание состава, использования, динамики
библиотечного фонда с целью повышения его
соответствия задачам библиотеки,
информационным потребностям абонентов,
эффективности использования.

Комплекс специальных методов
изучения библиотечного фонда включает:
Статистические методы,
Библиографические методы,
Социологические методы,
Математическое моделирование,
Графические методы и т.д.
Чаще всего изучать фонд начинают со
статистических показателей.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

Величина документного фонда – Ф;
Объем новых поступлений – Пн;
Объем выбытия – Фв;
Обновляемость – Н;
Книговыдача – В;
Число читателей – А;
Обращаемость – О;
Книгообеспеченность – К;
Читаемость – Ч;
Темпы роста – Тр.

В ходе статистического изучения
применяются различные приемы и
методы:
группировка,
сравнение,
анализ по отклонениям показателей,
динамический анализ и т. д.
Наиболее распространенным
приемом является сравнение, которое
позволяет выявить отклонение
показателей.

Основные данные о фонде
содержатся в следующих документах:
Книга суммарного учета,
Дневник работы библиотеки,
Тетрадь регистрации читателей,
Тетрадь учета отказов читателей,
Годовой статистический отчет.

Величина фонда

Вычислить оптимальную величину фонда
можно по формуле:
Ф = А×Копт,
где Ф – величина фонда,
А – число пользователей,
Копт – оптимальная книгообеспеченность
пользователя (она составляет 8 – 12
документов).

Библиотечный фонд можно считать
укомплектованным оптимально и по
составу и по величине, если им
удовлетворяется около 75 % общего
числа требований по профилю фонда
библиотеки.
Для успешной работы библиотеки
важно систематически наполнять фонд
новой литературой. На издания
последних 3-5 лет приходится основной
информационный потенциал фонда, они
чаще спрашиваются и выдаются.

Книговыдача

Узнать общую книговыдачу документов
можно из «Дневника работы библиотеки».
Книговыдачу можно вычислить по
формуле:
В = А×Ч,
где В – книговыдача,
А – число читателей,
Ч – читаемость.

10.

Необходимо отметить, что при увеличении
объема фонда и читательского спроса
книговыдача может расти, но действительное
использование фондов и степень
удовлетворения читательского спроса
останется на прежнем уровне.
Это произойдет, если библиотека будет
комплектоваться не профильной литературой
или документами не отвечающими запросам
пользователей.

11. Число читателей

Узнать число пользователей
библиотеки можно из Тетради
регистрации читателей или из Дневника
работы библиотеки.

12. Обращаемость

Обращаемость показывает
интенсивность использования
библиотечного фонда. Она вычисляется
по формуле:
О = В / Ф,
где О – обращаемость,
В – книговыдача,
Ф – величина фонда

13.

Верхняя граница оптимальной
обращаемости – 3, нижняя граница – 2.
Низкая обращаемость тревожный
сигнал, показывающий неблагополучное
положение, которое вызвано либо тем,
что фонд не отвечает задачам
библиотеки, либо имеет излишнюю
дублетность или содержит много
устаревших документов.

14.

Пассивную часть фонда необходимо
освобождать от дублетных,
малоспрашиваемых и устаревших изданий,
так как переизбыток таких книг приведет к
снижению обращаемости фонда.
Часть ветхих изданий можно
отреставрировать, усилить пропаганду
незаслуженно забытых книг, используя,
например, такие формы массовой работы
как обзор и книжная выставка.

15. Книгообеспеченность

Книгообеспеченность означает
среднее число книг, приходящихся на
одного пользователя библиотеки.
Она вычисляется по формуле:
К = Ф / А,
где К – книгообеспеченность,
Ф – величина фонда,
А – число пользователей.

16.

Если в числителе данной формулы
взять фонд отраслевого отдела, можно
получить книгообеспеченность по данной
отрасли.
По книгообеспеченности пользователя
можно судить достаточно ли в библиотеке
книг для обеспечения запросов.
Оптимальная книгообеспеченность на
одного пользователя 8 – 12 документов.

17.

Излишне высокая
книгообеспеченность ведет к
снижению обращаемости, в итоге к
омертвению фонда.
Если книгообеспеченность совсем
низкая, значит, фонд не имеет
достаточного запаса прочности, то есть
реальным, а тем более потенциальным
читателям не хватает документов.
Нужно принимать меры для пополнения
фонда, улучшения его качественного
состава.

18. Читаемость

Читаемость определяют числом документов,
выданных одному читателю за определенный
отрезок времени.
Данный показатель можно вычислить по
формуле:
Ч = В / А,
где Ч – читаемость,
В – книговыдача,
А – число читателей.

19.

Если показатель читаемости низкий,
это может означать, что в библиотеке
мало интересных и нужных читателям
документов или, что основная масса
изданий не соответствуют профилю
библиотеки, а также реальным
потребностям и запросам
пользователей.

20. Коэффициент соответствия

Коэффициент соответствия
рассчитывается только по отраслевым
отделам. Его можно вычислить по
формуле:
Кс = В% / Ф%,
где Кс – коэффициент соответствия,
В% - книговыдача в процентах,
Ф% - величина документного фонда в
процентах.

21. Темп роста

Для анализа динамики книжного фонда,
книговыдачи и числа читателей
рассчитывается темп роста:
1) фонда,
2) книговыдачи,
3) читателей.
Темп роста вычисляется по формуле:
Тр = значение показателя за последующий год
/ значение показателя за предшествующий
год

22. Темп роста

Коэффициент роста книжного фонда
составляет:
Трфонда = Величина фонда за последующий год /
Величина фонда за предшествующий год
Трчитателей = Число читателей за последующий год /
Число читателей за предшествующий год
Тркниговыдачи = Книговыдача за последующий год /
Книговыдачу за предшествующий год

23.

Если темпы роста читателей и книговыдачи
не отстают от темпов роста книжного фонда,
это расценивается как положительное
явление.
Если темпы роста читателей и книговыдачи
находятся на одном уровне, то можно
сделать вывод, что увеличение книговыдачи
произошло в основном за счет увеличения
числа читателей, следовательно фонд
используется не интенсивно.
Могут сложиться и другие ситуации.

24. Процент отраслевой литературы в фонде рассчитывается с помощью коэффициента соответствия (Кс)

Кс = Книговыдача (В) % /
Величину фонда (Ф) %
Активно используемые отделы, Кс которых
колеблется от 0,8 до 1,3.
Пассивно используемые отделы, Кс
которых ниже 0,8.
Сверхактивные – Кс которых выше 1,3.

25.

При низких темпах роста основных
показателей требуется принять
управленческие решения по формированию
имиджа библиотеки, усилению работы по
продвижению книги путем проведения
мероприятий вне стен библиотеки,
улучшение как индивидуальной, так и
массовой работы с читателями, привлечение
удаленных пользователей,
совершенствование информационной
работы и т. д.Постоянно растущие цены на книжную
продукцию, подписку на периодические
издания, библиотечную технику сильно
тормозят пополнение фонда библиотек.
Необходимо увеличение государственного и
внебюджетного финансирования.
Расширение круга спонсоров,
благотворительная помощь, развитие
сотрудничества с книготорговыми
организациями.Низкая книгообеспеченность
в библиотеках свидетельствует о
недостаточном ассортименте документов
для читателей. Во многих библиотеках
больший процент от всего фонда составляет
его пассивная часть, а именно:
незаслуженно забытые, устаревшие по
содержанию, непрофильные, ветхие,
дублетные, узкого спроса документы.Библиотека должна своевременно
списывать устаревшую, не пользующуюся
спросом литературу. Искусственное
сдерживание вывода из фонда изданий,
переставших пользоваться спросом,
приводит к падению эффективности
использования фонда, к образованию его
пассивной части.Документы из пассивной части фонда
нужно всячески пропагандировать:
отражать в информационных и
библиографических изданиях библиотеки;
использовать при массовой и
индивидуальной работе с читателями.Если поступления новой литературы в
фонд незначительны, то и динамика роста
фонда минимальна, а обновляемость
фонда низкая или даже нулевая. Такая
ситуация приводит к качественному и
количественному ухудшению фонда,
возрастает количество отказов.При низком и сверхинтенсивном
использовании фонда, необходимо
увеличить объем фонда, чтобы
предоставить читателям более широкий
круг изданий, что в дальнейшем приведет к
повышению читаемости. Но это станет
возможным только, если фонд
действительно соответствует потребностям
пользователей.