Электронное издание. Электронное издание Программа электронное учебное издание

Учебное электронное издание - электронный образовательный ресурс

Информационные и коммуникационные технологии начиная с конца XX века все чаще стали внедряться в учебный процесс. Но из-за недостаточной разработанности данного феномена и отсутствия универсальных практических навыков создания, базирующихся на законченном теоретическом материале, учебные электронные издания еще не дают желаемых результатов как для педагогического коллектива (предполагающего, что знания будут усваиваться без хлопот), так и для обучающихся (надеющихся, что не нужно готовиться к лекционным и практическим занятиям).

Можно вспомнить, как видоизменялся термин, обозначающий данное явление: «ППС (педагогические программные средства), ПСУН (программные средства учебного назначения), АОС (автоматизированные обучающие системы) и ЭУ (электронный учебник)»Христочевский С.А. Электронный учебник - текущее состояние. Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/info/24833259.html. В настоящее время общеупотребительным стал термин ИОР (информационный образовательный ресурс) или ЭОР (электронный образовательный ресурс).

Целесообразно сравнить понятие ЭОР с традиционным печатным учебным изданием. Вариант, воспроизведенный на экране монитора, идентичный, в точности копирующий текст и весь иллюстративный материал существующего печатного учебника, нельзя считать ЭОР, поскольку это лишь электронная форма, которую значительно тяжелее читать на экране. Нельзя считать ЭОРом любой продукт образовательного характера, принимая во внимание только учебный характер содержания и необходимое использование средств информатики.

ЭОР имеет несколько иной смысл. В силу того, что понятие относительно новое, существует несколько дефиниций. В самом широком понимании ЭОР - «часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе в виде программы и служащей для удовлетворения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, администрации)» Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В.В.Гура // - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2007. - 16,8 п.л..

В рамках принятой к использованию терминологии Российского портала открытого образования «ЭОР - это самостоятельный законченный продукт, содержащий дидактическую информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе». Полагая, что ЭОР - электронное издание учебного назначения, и принимая во внимание определение, данное Межгосударственным стандартом «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные выходы и выходные сведения», введенным 1 июля 2002 года, скомпилируем эти понятия: ЭОР - электронный информационный ресурс, содержащий систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанный на учащихся разного возраста и степени обучения, разработанный с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.).

Основным элементом ЭОР является элементарная составляющая - относительно самостоятельная часть образовательной информации, проектируемая преподавателем как минимально-целостное содержание. В качестве примера данного ресурса можно рассматривать составляющие УМК, каждая из которых включает одну ясно очерченную тему. Учебный материал, охватываемый ЭОР должен быть настолько законченным информационным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания из отдельных модулей без нарушения логичности изложения материала. Разберемся более подробно в структуре ЭОР, которая включает в себя следующие элементы:

o электронное учебное пособие;

o комплект лекций (или видеолекций);

o лабораторный практикум;

o тестовые задания;

o электронный справочник;

Представленные элементы можно разнести на 4 функционально-определяющих категории в зависимости от их значения и места в учебном процессе:

o программно-методические (учебные планы и учебные программы);

o учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

o обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

o вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

Кроме того, существующие ЭОР можно условно разделить на 6 основных типов:

1) электронный учебно-методический комплекс;

2) электронный учебно-методический комплекс с использованием мультимедиа-приложений (анимационные модели);

3) электронный учебно-методический комплекс с комплектом видеолекций;

4) виртуальный лабораторный практикум;

5) электронная тестирующая система;

6) база данных.

Основополагающей целью создания ЭОР является совершенствование учебного процесса за счет внедрения современных информационных и образовательных технологий.

Начиная с конца 90-х гг. XX в. стали появляться работы, затрагивающие проблемы разработки ЭОР, а также его использование в процессе образования. До сих пор ЭОР создается программистами, для которых принципиальное значение имеет состоятельность в качестве разработчиков мультимедийных продуктов (ценится богатая иллюстрированность, наличие гипертекста, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и проч.), а не повышение эффективности результатов учебного процесса, поскольку они не ставят во главе угла реальную возможность внедрения и практического применения ЭОР как основного дидактического материала в условиях современности. В этом причина того, что такие разработанные и продуманные продукты с точки зрения компьютерных технологий не пользуются спросом среди преподавательского состава и обучающихся. Отсюда вытекает проблема тщательной подготовки содержательного аспекта таких видов изданий, которая подразумевает не только работу автора, а также и его непосредственного помощника - редактора. Но поскольку ЭОР являются не традиционными печатными изданиями, хотя и объект работы у них один - текст, что доказывалось выше, то и подход редактора к ним должен быть иным. В связи с этим и встает вопрос о компетенциях редактора электронных образовательных ресурсов.

(группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

ГОСТ Р 7.0.83-2013 описывает различные виды электронных изданий.

  • по наличию печатного эквивалента
  • по природе основной информации

Электронное издание - издание, записанное на носитель информации, рассчитанное на использование с помощью электронных технических устройств, представляющее собой электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронное издание должно быть зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» в установленном порядке. Электронное издание может быть в форме web-ресурса или распространяться на электронном носителе информации (CD, DVD, flash).

К электронным изданиям относят мультимедиа-библиотеки, электронные журналы , книги, фотоальбомы и т.п., изданные на CD (DVD) носителях или распространяемые через интернет.

При разработке электронных изданий следует использовать возможности, предоставляемые электронной формой передачи информации. Лучшей иллюстрацией является web-сайт. При разработке электронного издания также необходимо продумать структуру, систему навигации, дизайн, размещение информации и т. д.

Электронное издание может быть периодическим (электронный журнал, серия книг и т. п.).

Книга, статья может быть опубликована в формате HTML как страница WEB-сайта . Однако, если это научная или учебная статья, то желательно иметь PDF-версию . Особенно такая версия удобна для категории читателей, предпочитающих читать текст на бумаге. Полноценное электронное издание должно содержать гиперссылки , элементы мультимедиа , элементы интерактивности . Конечно, не всё это может быть воспроизведено на бумаге. Хорошее электронное издание в полном объеме может существовать только на электронном носителе информации или в Интернете . Но очень хорошее электронное издание обязано иметь версию для печати.

Подготовка текста, оформление текста электронного издания заметно отличается от оформления печатной версии. Следует учитывать специфику чтения текста с экрана. Это и выбор шрифта (гарнитуры, размера) и межстрочного интервала и общая компоновка страницы. Для того, чтобы создать читателю комфортные условия, полезно использовать все преимущества электронного формата представления данных. Например, цвет в оформлении текстового документа, возможность увеличения изображения и т. п. Особенно важно наличие гиперссылок и всплывающих подсказок .

Первую российскую платформу для публикации электронных изданий на iPad, iPhone, Android создала компания Napoleonit. Платформа получила название Napoleonit Publisher. Платформа была создана в 2011 году.

Требования, особенности

Оформление библиографического описания

При оформлении библиографического описания на электронное издание на сайте следует придерживаться следующего правила:

  • Название материала - заголовок HTML - страницы или другого документа
  • Сведения об ответственности, если имеется (ответственный редактор и т.п)
  • Обозначение // которое согласно ГОСТу используется для указания того издания, в котором опубликован материал, т. е. в данном случае, на сайт.
  • Название сайта в том виде. как оно указано в шапке сайта (не надо путать с URL)
  • Слово URL и адрес страницы
  • Сведения о дате обращения (дате посещения) данной страницы. Эта дата информирует читателя о том, когда данный материал можно было прочитать на сайте.

Различение типологии электронных изданий согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013:

По наличию печатного эквивалента электронный аналог печатного издания:

  • Электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.),
  • Cамостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее печатных аналогов;

По природе основной информации

  • Текстовое (символьное) электронное издание: электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку.
  • Изобразительное электронное издание: электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки.

Примеры:

  • Российская газета - электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание.
  • Электронный каталог исторического музея - изобразительное электронное издание.

Ссылки

  • Цикл статей, описывающих особенности электронного издания: [Отличие электронного издания от печатного. Цикл статей / Институт социологии РАН, Григорьева Е.И., Ситдиков И.М. // Официальный сайт ИС РАН - 2013. 76 стр. [Электронный ресурс]. URL:

Учебное электронное издание: электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Электронные учебные издания делятся на электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебники, электронные учебные пособия (в т.ч. хрестоматии), электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.

Состав ЭУМК определен приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 и включает учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники – позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

Электронный учебник - основное учебное электронное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта специальности.

Электронное учебное пособие - учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствоватьтребованиями содержаниюпрограммы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в университете порядке.

Электронное учебное издание должно:

Соответствовать современному научному уровню, обеспечивать творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками, предусмотренными целями и задачами учебного процесса

Отличаться высоким уровнем технического исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методических приемов, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения учебного материала.

Вне зависимости от содержания и объема электронного учебного издания можно выделить три главных требования пользователей к нему: адекватность содержания , эффективность формы представления , экономическая эффективность .

Адекватность содержания подразумевает:

Соответствие государственному образовательному стандарту;

Полноту представления учебного материала, достаточную для освоения дисциплины (раздела дисциплины) ;

Поддержку различных форм обучения (заочной, очной, очно-заочной, индивидуальной и коллективной, дистанционной);

Поддержку разных видов учебных занятий (изучение теоретического материала, практические и лабораторные работы) ;

Поддержку разных форм контроля знаний (промежуточного, итогового, самоконтроля) ;

Учет новейших тенденций в науке и технике.

Эффективность формы представления информации включает в себя такие требования, как простота и удобство применения, эргономичность, поддержка активности студента, обеспечение коммуникации с преподавателем и сокурсниками.

Экономическая эффективность обучающей системы во многом зависит от таких свойств электронного учебного издания, как длительный срок эксплуатации, возможность модернизации в процессе эксплуатации, низкая себестоимость и цена, разумная конфигурация необходимых технических и общесистемных средств, соответствия международному стандарту SCORM .

Для разработок электронных учебных изданий предпочтительно использование программно-инструментальных средств, позволяющих реализовать в учебных целях общепринятые в глобальной информационной системе World Wide Web средства гипермедиа (так называют сочетание механизма гипертекста со средствами мультимедиа), способствующие активизации процесса познания и позволяющие:

Использовать зрительную и звуковую, логическую и образную память

Инициировать активность учащегося в процессе обучения

Организовать живую взаимосвязь между изучаемыми темами

Включить контроль и самоконтроль в состав электронного учебного издания

Представить электронное учебное издание как посредника между преподавателем и учащимся.

· модульную структуру учебного материала и четкость деления учебного материала на составляющие части

· представление каждого отдельного модуля и издания в целом в стандарте SCORM

· простоту отбора учебного материала для различных категорий обучаемых путем исключения или дополнительного введения набора объектов изучения.

Электронные учебные издания должны обеспечивать обучаемому возможность работы в интерактивном режиме, легкость и простоту навигации по структуре электронного учебного издания. Под навигацией понимается возможность быстро перейти от одной темы к другой, получить необходимую справку, комментарий, просмотреть иллюстрацию (в том числе, видеофильмы, интерактивные анимации, виртуальные модели), быстро найти необходимую информацию, выйти в Интернет, обменяться по электронной почте сообщениями с преподавателем. Рекомендуется использовать следующие общепринятые методы навигации по учебному материалу любого курса:

- постраничный доступ к материалу – этот наиболее близкий к традиционному использованию учебных пособий метод используется при получении знаний по какой-либо дисциплине во всех случаях, когда важна последовательность в изложении материала, при этом происходит продвижение по тексту с демонстрацией всех связанных элементов мультимедиа

- возможность доступа по разделам, темам и подтемам материала важна для понимания логики курса в целом и часто применяется для повторного обращения к информации и при пользовании справочниками

- поиск по ключевому слову, словосочетанию, строке дает возможность находить требуемые сведения по нужным понятиям, даже не имея представления о логике изложения информации в данной дисциплине

- возможность навигации в текстах по «горячим» словам и связанным темам означает, что при чтении текста пользователь может выяснить значение выделенных понятий, переместиться в связанный с изложением фрагмент другой темы, в конце текста перейти к одной из тем, логически продолжающих прочитанную

- доступ по элементам мультимедиа, содержащимся в обучающей системе, облегчает поиск нужной информации, поскольку для памяти человека удобнее оперировать со зрительными и звуковыми образами, а не с абстрактными понятиями. В зависимости от организаций материала такими медиаэлементами могут быть таблицы, графики, схемы, рисунки, картографические изображения, анимация, звуковые и музыкальные фрагменты, фотографии, кино- и видеоматериалы, интерактивные элементы.

Реализующая эти возможности подсистема контроля знаний должна обеспечивать сохранение результатов промежуточного и итогового тестирования обучаемого в базе данных системы электронного деканата, доступной для анализа состояния учебного процесса с электронного рабочего места преподавателя.

Учебные электронные издания также подлежат государственной регистрации. В 1998 г. при Министерстве образования РФ был создан Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям. Совет присваивает изданиям рекомендательный гриф:

Тенденцией последнего времени является создание депозитариев электронных учебных изданий на сайтах университетов (например, Алтайского государственного университета – irbis.asu.ru/index.html) или интернет-магазинов (например, магазин «Учколектор» - www.uchcollector.ru).

Интеграция информационно-образовательных интернет-ресурсов осуществляется в рамках государственной программы «Университеты России» и российской научно-образовательной сети RUNNet (www.runnet.ru). Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли Федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru) и тематические порталы (по областям знаний и направлениям образовательной деятельности). Одним из важных проектов, реализуемых по Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО), является создание и развитие информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (далее для краткости именуемой ИС "Единое окно"), доступной по адресу http://window.edu.ru. Эти работы ведутся с 2005 года и стали дальнейшим развитием направления деятельности по интеграции ресурсов, связанной с системой образовательных порталов. Основными компонентами ИС "Единое окно" являются интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов и подсистема новостей, включающая несколько новостных лент по образовательной тематике.

Таким образом, учебные издания с точки зрения разработки отличаются использованием мультимедийных технологий, сложной системой навигации и контроля знаний. Для разработки учебных электронных изданий применяют специализированные программные пакеты (см. схему 3.)

Схема 3. Программные продукты для создания электронных учебных изданий.

Примеры учебных электронных изданий:

1. Александр и Наполеон [Электронный ресурс] : История двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. - Электрон. дан. - М. : Интерсофт, сор. 1997. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см.-Систем. требования: ПК с процессором 486 DX2-66 ; 8 Мб ОЗУ; Microsoft Windows 3.1 или Windows 95 ; 2-скоростной дисковод CD-ROM ; видеокарта SVGA 256 цв. ; зв. карта 16 бит стандарта МРС; стереоколонки или наушники. - Загл. с этикетки диска.

2.Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. - Электрон. дан. и прогр. - СПб. : ПитерКом, 1997. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Мб; Windows 95 ; зв. плата; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

3. Learn to speak French. Module 1, Beginner level . - Cleveland (Ohio) : Polyglot Media, cop. 1994. - 1 electronic optical disc (CD-ROM) : sd., col. ; 12 cm. - System requirements: IBM-compatible PC ; DOS 5.0 or higher ; IMB RAM ; hard disk with 10 MB free space ; CD-ROM player. - Title from disc label.

Учебное электронное издание: электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Электронные учебные издания делятся на электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебники, электронные учебные пособия (в т.ч. хрестоматии), электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.

Состав ЭУМК определен приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 и включает учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники – позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

Электронный учебник - основное учебное электронное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта специальности.

Электронное учебное пособие - учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствоватьтребованиями содержаниюпрограммы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в университете порядке.

Электронное учебное издание должно:

Соответствовать современному научному уровню, обеспечивать творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками, предусмотренными целями и задачами учебного процесса

Отличаться высоким уровнем технического исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методических приемов, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения учебного материала.

Вне зависимости от содержания и объема электронного учебного издания можно выделить три главных требования пользователей к нему: адекватность содержания , эффективность формы представления , экономическая эффективность .



Адекватность содержания подразумевает:

Соответствие государственному образовательному стандарту;

Полноту представления учебного материала, достаточную для освоения дисциплины (раздела дисциплины) ;

Поддержку различных форм обучения (заочной, очной, очно-заочной, индивидуальной и коллективной, дистанционной);

Поддержку разных видов учебных занятий (изучение теоретического материала, практические и лабораторные работы) ;

Поддержку разных форм контроля знаний (промежуточного, итогового, самоконтроля) ;

Учет новейших тенденций в науке и технике.

Эффективность формы представления информации включает в себя такие требования, как простота и удобство применения, эргономичность, поддержка активности студента, обеспечение коммуникации с преподавателем и сокурсниками.

Экономическая эффективность обучающей системы во многом зависит от таких свойств электронного учебного издания, как длительный срок эксплуатации, возможность модернизации в процессе эксплуатации, низкая себестоимость и цена, разумная конфигурация необходимых технических и общесистемных средств, соответствия международному стандарту SCORM .

Для разработок электронных учебных изданий предпочтительно использование программно-инструментальных средств, позволяющих реализовать в учебных целях общепринятые в глобальной информационной системе World Wide Web средства гипермедиа (так называют сочетание механизма гипертекста со средствами мультимедиа), способствующие активизации процесса познания и позволяющие:

Использовать зрительную и звуковую, логическую и образную память

Инициировать активность учащегося в процессе обучения

Организовать живую взаимосвязь между изучаемыми темами

Включить контроль и самоконтроль в состав электронного учебного издания

Представить электронное учебное издание как посредника между преподавателем и учащимся.

· модульную структуру учебного материала и четкость деления учебного материала на составляющие части

· представление каждого отдельного модуля и издания в целом в стандарте SCORM

· простоту отбора учебного материала для различных категорий обучаемых путем исключения или дополнительного введения набора объектов изучения.

Электронные учебные издания должны обеспечивать обучаемому возможность работы в интерактивном режиме, легкость и простоту навигации по структуре электронного учебного издания. Под навигацией понимается возможность быстро перейти от одной темы к другой, получить необходимую справку, комментарий, просмотреть иллюстрацию (в том числе, видеофильмы, интерактивные анимации, виртуальные модели), быстро найти необходимую информацию, выйти в Интернет, обменяться по электронной почте сообщениями с преподавателем. Рекомендуется использовать следующие общепринятые методы навигации по учебному материалу любого курса:

- постраничный доступ к материалу – этот наиболее близкий к традиционному использованию учебных пособий метод используется при получении знаний по какой-либо дисциплине во всех случаях, когда важна последовательность в изложении материала, при этом происходит продвижение по тексту с демонстрацией всех связанных элементов мультимедиа

- возможность доступа по разделам, темам и подтемам материала важна для понимания логики курса в целом и часто применяется для повторного обращения к информации и при пользовании справочниками

- поиск по ключевому слову, словосочетанию, строке дает возможность находить требуемые сведения по нужным понятиям, даже не имея представления о логике изложения информации в данной дисциплине

- возможность навигации в текстах по «горячим» словам и связанным темам означает, что при чтении текста пользователь может выяснить значение выделенных понятий, переместиться в связанный с изложением фрагмент другой темы, в конце текста перейти к одной из тем, логически продолжающих прочитанную

- доступ по элементам мультимедиа, содержащимся в обучающей системе, облегчает поиск нужной информации, поскольку для памяти человека удобнее оперировать со зрительными и звуковыми образами, а не с абстрактными понятиями. В зависимости от организаций материала такими медиаэлементами могут быть таблицы, графики, схемы, рисунки, картографические изображения, анимация, звуковые и музыкальные фрагменты, фотографии, кино- и видеоматериалы, интерактивные элементы.

Реализующая эти возможности подсистема контроля знаний должна обеспечивать сохранение результатов промежуточного и итогового тестирования обучаемого в базе данных системы электронного деканата, доступной для анализа состояния учебного процесса с электронного рабочего места преподавателя.

Учебные электронные издания также подлежат государственной регистрации. В 1998 г. при Министерстве образования РФ был создан Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям. Совет присваивает изданиям рекомендательный гриф:

Тенденцией последнего времени является создание депозитариев электронных учебных изданий на сайтах университетов (например, Алтайского государственного университета – irbis.asu.ru/index.html) или интернет-магазинов (например, магазин «Учколектор» - www.uchcollector.ru).

Интеграция информационно-образовательных интернет-ресурсов осуществляется в рамках государственной программы «Университеты России» и российской научно-образовательной сети RUNNet (www.runnet.ru). Важным этапом в развитии образовательного контента российского Интернета стало создание системы федеральных образовательных порталов, в состав которой вошли Федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru) и тематические порталы (по областям знаний и направлениям образовательной деятельности). Одним из важных проектов, реализуемых по Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО), является создание и развитие информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (далее для краткости именуемой ИС "Единое окно"), доступной по адресу http://window.edu.ru. Эти работы ведутся с 2005 года и стали дальнейшим развитием направления деятельности по интеграции ресурсов, связанной с системой образовательных порталов. Основными компонентами ИС "Единое окно" являются интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов и подсистема новостей, включающая несколько новостных лент по образовательной тематике.

Таким образом, учебные издания с точки зрения разработки отличаются использованием мультимедийных технологий, сложной системой навигации и контроля знаний. Для разработки учебных электронных изданий применяют специализированные программные пакеты (см. схему 3.)

Схема 3. Программные продукты для создания электронных учебных изданий.

Примеры учебных электронных изданий:

1. Александр и Наполеон [Электронный ресурс] : История двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. - Электрон. дан. - М. : Интерсофт, сор. 1997. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см.-Систем. требования: ПК с процессором 486 DX2-66 ; 8 Мб ОЗУ; Microsoft Windows 3.1 или Windows 95 ; 2-скоростной дисковод CD-ROM ; видеокарта SVGA 256 цв. ; зв. карта 16 бит стандарта МРС; стереоколонки или наушники. - Загл. с этикетки диска.

2.Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. - Электрон. дан. и прогр. - СПб. : ПитерКом, 1997. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). - Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RAM 16 Мб; Windows 95 ; зв. плата; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

3. Learn to speak French. Module 1, Beginner level . - Cleveland (Ohio) : Polyglot Media, cop. 1994. - 1 electronic optical disc (CD-ROM) : sd., col. ; 12 cm. - System requirements: IBM-compatible PC ; DOS 5.0 or higher ; IMB RAM ; hard disk with 10 MB free space ; CD-ROM player. - Title from disc label.

С. Л. Мякишев, Р. Ю. Макаров

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются образовательные возможности, классификация, состав, принципы и этапы создания электронных учебных изданий. Эти сведения могут быть использованы педагогами и специалистами издательского дела при подготовке данного вида изданий.

Educational opportunities, classifications, contents, principles and stages of creating electronic educational aids are considered in the article. Its materials can be used by teachers and publishing specialists in preparing editions of this kind.

Ключевые слова: электронные учебные издания, обучающая система.

KeywordS: electronic educational aids, training system.

Повсеместное распространение компьютерной техники влечёт за собой изменения в различных сферах нашей жизни, в том числе и в образовании. За последние годы компьютеры и информационные технологии не только укрепили свои позиции в повышении эффективности учебного процесса, но и стали его неотъемлемой частью. Уже сегодня нарастающий темп информатизации способствует увеличению доли электронных изданий и на книжном рынке, и в фондах библиотек учебных заведений, что в свою очередь приводит к повышению интереса педагогов к этому виду изданий.

Одной из распространенных форм электронных изданий являются электронные учебные издания. Их подготовка и тиражирование не требуют расходования огромных средств, информация в таких изданиях может быть обновлена. Читатели электронной библиотеки могут выбирать и читать любые электронные учебники. Электронные издания представляют собой тематически организованные тексты с множеством иллюстраций, таблиц, мультимедийных и интерактивных компонентов. Нередко они содержат элементы самоконтроля и обратной связи. Данные возможности электронных изданий привлекают педагогов и инициируют процесс создания ими собственных электронных учебных материалов.

Следует отметить, что в высших учебных заведениях электронные издания нашли широкое применение, но возможность их создания и использования носит ограниченный характер. Мы связываем это с несколькими причинами:

© Мякишев С. Л., Макаров Р. Ю., 2011 20

Проблема с передачей библиотеке вуза исключительных авторских прав на длительный период;

Отсутствие в университете программных средств для создания оболочки учебных электронных изданий силами сотрудников и преподавателей;

Отсутствие единых требований, стандартов и рекомендаций по разработке и внедрению изданий данного типа в образовательный процесс вуза.

Внедрение в учебный процесс электронных учебных изданий включает в себя комплексное решение вышеперечисленных проблем. В данной статье мы более подробно остановимся на последней из них. Рассмотрим понятие электронного учебного издания.

Электронное учебное издание обычно представляет собой программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его раздел и часто объединяющий в себе учебник, справочник, задачник и лабораторный практикум. Этот вид изданий является дополнением к существующим в настоящее время формам обучения и не заменяет работу студента с традиционными книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т. п.

Существует несколько определений изданий данного вида. Так, С. Г. Григорьев и В. В. Грин-шкун считают, что электронным образовательным изданием является издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области .

Электронное учебное издание является программно-информационной системой, состоящей из программ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления).

К образовательным возможностям электронных учебных изданий относятся:

Адаптация под индивидуальные параметры обучаемого, выбор индивидуальной траектории обучения - вариативное изложение материала;

Использование дополнительных интерактивных средств воздействия на обучаемого, наглядное представление объектов и процессов в динамике, представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения, звуковые комментарии авторов и т. п.;

Наличие средств навигации - организация контекстных подсказок, гиперссылок, закладок, история работы и т. д.;

Компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов;

Быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

Автоматизация контроля уровня знаний при выполнении упражнений, тестов и т. д.

В разное время осуществлялись отдельные попытки классифицировать электронные учебные издания по различным признакам, однако единой классификации сейчас нет. По мнению В. П. Демкина и Г. В. Можаевой, в основу классификации электронных учебных изданий могут быть положены общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств.

Так, например, электронные учебные издания следует различать:

1) по функциональному признаку, определяющему значение и место их в учебном процессе:

Программно-методические (учебные планы и учебные программы);

Учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

Обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

Демонстрационные и имитационные (средства визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);

Вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);

Лабораторные (средства проведения экспериментов на виртуальном оборудовании);

Игровые (средства организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств);

Коммуникационные (средства организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов и общественности);

Контролирующие (тестирующие программы, базы данных).

2) по форме изложения:

Конвекционные учебные издания, реализующие информационную функцию обучения;

Программированные учебные издания, основанные на обучении по системе «стимул-реакция»;

Проблемные учебные издания;

Комбинированные, или универсальные, учебные издания .

Электронные учебные издания образуют учебно-методический комплекс, основой которого является обучающая система, работающая в диалоговом режиме и предназначенная для управления познавательной деятельностью. В ее составе:

Электронный учебник, содержащий теоретический материал по определенному предмету и примеры решения задач;

Электронный справочник - информационно-поисковая справочная система для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа;

Тренажерный комплекс - компьютерные модели, конструкторы и тренажеры;

Электронный задачник - средство, позволяющее создать множество вариантов проверочных работ с различными уровнями сложности задач;

Электронный лабораторный практикум -средства для имитационного и математического моделирования, используются при проведении экспериментов и исследовательских работ, при моделировании измерительных установок и объектов исследования;

Контролирующая система - средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, предназначена для контроля знаний с помощью тестов, содержит средства статистической обработки результатов.

Уникальность представленной выше системы заключается в том, что учебный курс может включать в себя несколько обучающих систем по различным предметам, которые, в частности, могут быть связаны между собой, а обучаемый может изучать любой из предложенных предметов. Такая методика используется при дистанционном обучении.

Традиционно электронное учебное издание имеет следующую структуру:

1) вводная часть (программа и структура курса, общие рекомендации по порядку изучения и т. д.);

2) основное содержание (опорный конспект, конспект лекций, материалы для углубленного изучения).

Каждая тема основного содержания должна сопровождаться примерами и задачами, иллюстрирующими изложение, и заданиями для самостоятельного решения и контрольными вопросами.

Всячески поощряется и рекомендуется, где это возможно, проблемно ориентированное изложение материала, когда обучающийся знакомится с проблемой, фактом или явлением не по традиционной схеме (теоретический материал - методы решений - иллюстрирующая задача), а в результате постановки и решения конкретной задачи (примера).

Каждый раздел основного содержания может включать в себя:

Теоретическую часть, в основе которой гипертекст с внедренными в него рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами и т. п. Дополнением к гипертексту являются наглядные компью-

терные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;

Практическую часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных лабораторных работ предлагаются наглядные компьютерные модели (лабораторный практикум может быть выделен в самостоятельный программный продукт);

Контрольную часть - набор тестов, включающий как вопросы по теоретической части, так и решение задач и упражнений (возможно введение подсказок при неправильном ответе с предложением снова попытаться решить задачу);

Справочную часть, которая может включать предметный указатель (система поиска); таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств и т. п.; сводки основных формул; другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме;

Систему помощи, содержащую описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации;

3) список литературы и глоссарий - они обеспечиваются соответствующими ссылками из основного текста.

Рассмотрим особенности разработки электронных учебных изданий. Процесс их создания обычно содержит следующие этапы:

1) подготовка чернового варианта текста. Особенностью электронного учебного издания является то, что в процессе написания автору приходится сталкиваться с трудностями педагогического характера, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося.

Процесс трансформации знаний реализуется опосредованно через текст по схеме «знания автора» - текст - «знания читателя» и допускает необратимые потери информации. При этом исключается «живое» общение учителя и ученика. Поэтому необходимо максимально облегчить работу обучающегося с изданием. По каждому разделу обучающийся должен представлять его цель, задачи, осознавать противоречия и проблемы и только потом получать механизм решения. Также необходимо предвидеть наиболее вероятные вопросы обучающихся и включать в содержание тесты для контроля усвоения материала;

2) разработка «сценария» взаимодействия отдельных частей издания с указанием гиперссылок, подготовка аудио- и видеосюжетов, иллюстраций.

Основная цель на этом этапе - изучить возможности современных информационных техно-

логий, обратив внимание на аудио- и видеофрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и пр. Главное здесь - сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать;

3) практическая реализация издания. На этом этапе происходит совместная работа учителя и специалиста по информационным технологиям, когда все указанные выше фрагменты предварительной работы многократно корректируются для практического воплощения.

Разрабатываемое электронное учебное издание должно соответствовать следующим требованиям:

Применимость на различных платформах,

Обучение в режиме он-лайн,

Интерактивная помощь в обучении,

Поддержка индивидуальной и коллективной форм обучения,

Возможность выбора произвольной последовательности изучаемых разделов,

Распечатка файлов, графиков, больших диаграмм на стандартных страницах,

Работа с глоссарием,

Поддержка возможности создания и использования закладок,

Протоколирование действий обучаемых и т. д.

Например, О. В. Зимина выделяет ряд принципов, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника .

Принцип квантования - разбивка материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип полноты - каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

Теоретическое ядро,

Контрольные вопросы по теории,

Примеры,

Задачи и упражнения для самостоятельного решения,

Контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

Контрольная работа,

Контекстная справка (Help),

Исторический комментарий.

Принцип наглядности - каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления - каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль.

Принцип регулирования - учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое ему количество за-

дач задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу заданного уровня сложности.

Принцип адаптивности - электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал.

Принцип компьютерной поддержки - в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.

Принцип собираемости - электронные учебники должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам.

При создании электронных учебных материалов следует учитывать ряд технических параметров оформления:

Гарнитура, кегль и начертание отдельных символов;

Размещение текста и свободное пространство;

Виды используемых иллюстраций и графики;

Читаемость, логическая структура и другие языковые качества электронного текста;

Особенности реакции пользователя на электронный материал (на то, как материал классифицирован, связь осознания материала пользователем с его представлением и пр.).

В электронных учебных изданиях следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователю предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. Более короткие главы соответствуют меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу.

С возникновением гипертекстового формата документов и развитием фреймовых структур появилась возможность удобного структурирования учебных изданий. Ориентация учащегося в учебном издании, как и в печатном, осуществляется с помощью заголовков. Рубрикация элек-

тронного издания характеризуется большей глубиной (большим числом уровней), чем у печатного. Другой вариант ориентации связан с использованием колонтитулов. При применении фреймовой структуры во фрейме «Содержание» выбранный раздел отмечается другим цветом по сравнению со всеми оставшимися.

Перечисленные средства ориентации наиболее распространены, хотя можно использовать и некоторые другие, например, в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела, или даже в виде представления на экране фрагмента графа рубрикаций, в котором указано название изучаемого раздела. Традиционными для электронного учебного издания являются следующие фреймы:

Заголовок, или титул;

Основное содержание - этот фрейм имеет самые большие размеры, необходимые для помещения двух-трех абзацев текста, рисунка или гиперссылок (дополнительная литература, анимация, аудио- и видеофайлы, содержащие динамическое описание процессов или явлений, авторские пояснения и иллюстрационный видеоматериал);

Глоссарий или список определений, переход к терминам происходит из основного текста;

Предметный или алфавитный указатель, позволяющий перейти от терминов к основному тексту;

Справочник, содержащий контактные данные.