Исторические этапы становления социальной работы. Закономерности, принципы и функции социальной работы Закономерности и принципы соц работы

Закономерности являются структурным компонентом научной теории социальной работы.

Выявление закономерностей, как наиболее существенных, повторяющихся связей это – цель научной теории в области социальной работы.

Выявление закономерностей в социальной работе затрудняет её междисциплинарный, интегративный характер.

Для управленческих органов социальной защиты управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

1. Зависимость результативности социальной защиты от системы органов управления.

2. Зависимость результативности социальной защиты от деятельности кадрового состава органов государственного управления.

3. Зависимость результативности социальной работы от содержания ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.

Эффективность целей социальной работы зависит от таких закономерностей, как:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах работы.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

4. Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента.

Поэтому более эффективной является деятельность специалиста социальной работы, который осознает и учитывает закономерности социальной работы, то есть владеет теорией социальной работы.

Специалист-практик не в состоянии соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, а руководствуется выводами и правилами из закономерностей, сформулированных наукой. Эти закономерности в социальной работе становятся принципом, правилом деятельности социального работника.

Система принципов социальной работы включает несколько групп:

1. Методологические.

2. Организационно-распорядительные.

3. Психолого-педагогические.

4. Социально-политические.

Рассмотрим принципы социальной работы в отдельности.

Методологические принципы – это принципы детерминации, отражающие развитие.

Организационно-распределительные принципы включают: социально-технологическую компетентность кадров, стимулирование, контроль и проверку исполнения, функциональную определенность, единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы включают: подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы. Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб. Такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб.



Социально-политические принципы – выражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. Они включают государственный подход к задачам социальной работы. Гуманизм и демократизм методов социальной работы. Учет конкретных условий жизнедеятельности личности при выборе методов социальной работы. Законность и справедливость действий социального работника.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологи­ческого, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, ока­зываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным про­блемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации каждого клиента.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции (предупреждению) возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупрежде­нию отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследст­вии прилагать усилия для ликвидации его многообразных послед­ствий.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит пра­вам и интересам других людей. Для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социально­му функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности.



Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жиз­ненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен кон­сультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказы­вать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, со­действовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование.

5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.

Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.

Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

4.6. Социальная работа как учебная дисциплина

Изучение дисциплины «Теория социальной работы» вооружает будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов, знаниями методов работы социальных служб, оказывающих социальную помощь населению.

Основная задача теории социальной работы как учебной дисциплины – помочь студентам овладеть научными знаниями.

Цель учебного курса «Теория социальной работы» – вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Современный социальный работник, или соционом, – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь.

Основные требования к личности выпускника вуза по специальности «Социальная работа»:

1. Знать теоретические и методологические основы социальной работы, её исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению.

2. Уметь поставить социально-психологический диагноз условием жизнедеятельности клиента или различных групп населения.

3. Уметь проводить конкретные социологические исследования с перспективой выбора способов воздействия на развитие социальных процессов.

4. Обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями и педагогическим умением.

5. Иметь юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Теория социальной работы как учебная дисциплина формирует профессиональные качества специалиста социальной работы:

1. Вооружает студента знаниями теоретических основ социальной работы, методиками прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе.

2. Развивает у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций оценивать социальные явления.

3. Воспитывает у студентов высокие нравственные качества, профессионализм социального работника, способность проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину – важная задача профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Контрольные вопросы

1. Почему социум и социальные отношения являются предметной сущностью социальной работы?

2. Что такое социум? Какова взаимосвязь социума и социальной работы?

3. Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы?

5. В чем сущность социальных отношений и социальных связей?

6. В чем сущность социальной работы как науки?

7. Социальная работа как учебная дисциплина и её основные задачи.

8. Какова сущность закономерностей социальной работы?

9. Перечислите принципы социальной работы. В чем их значение?


ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Целостное осмысление проблем человека –

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ткачева Юлия Александровна

Закономерности и принципы социальной работы

студентка группы 120706

специальности «социальная работа»

Дисциплина:

Теория социальной работы

Научный руководитель:

С.М. Бацанова

Белгород 2009г.

Закономерности и принципы социальной работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории соци­альной работы являются ее закономерности. Результативность и эф­фективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования со­циальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственны­ми и опосредованными связями и взаимовлияниями потребнос­тей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения че­ловека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выра­жают характер и направленность совокупности социальных связей.

Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит ре­зультативность социальной работы, - важнейшая задача ее науч­ной теории в целом, ученых и практиков в области социальной работы в частности. Следует заметить, что закономерности, объек­тивно существующие в реальной действительности, зачастую от­личаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности закономерности проявля­ются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от со­вокупных связей позволяет вычленить и сформулировать законо­мерности в «чистом виде».

Закономерности социальной работы, сформулированные в на­уке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследова­тельской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также за­метить, что закономерности социальной работы как логические фор­мы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной ра­боты, необходимость статистической обработки огромного коли­чества эмпирического материала, практических данных и наблюде­ний - все это усложняет выявление и формулирование закономер­ностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место уп­равленческие отношения и отношения взаимодействия специалис­та и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность орга­низационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

Зависимость результативности социальной защиты от струк­турной завершенности системы органов управления и функ­ционирования;

Зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

Зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

Общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

Соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы - это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание указан­ных закономерностей еще не гарантирует их использование в по­вседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оцени­вать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. По­этому на практике он руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы - важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, фор­мы и методы неотделимы от экономического, социального, духов­но-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, вклю­чающих в себя экономические, социальные, политические, идео­логические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечи­вающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом.

Социальные работники участвуют в разработке и реализации со­циальной политики, выполнении социальных программ социаль­ной защиты населения от деградации и социальных рисков и со­здания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жиз­ненных сил «социально ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов соци­альной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе прин­ципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

Методологические;

Организационно-распорядительные;

Психолого-педагогические;

Социально-политические.

Методологические принципы - это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы - это:

Социально-технологическая компетентность кадров;

Стимулирование;

Контроль и проверка исполнения;

Функциональная определенность;

Единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к вы­бору технологических средств психолого-педагогического воздей­ствия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

Комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

Целенаправленность и адресность социальной работы;

Такт и терпимость при общении с клиентами социальных
служб и др.

Социально-политические принципы выражают требования, обус­ловленные зависимостью содержания и направленности социаль­ной работы от социальной политики государства, которая опреде­ляет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

Государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

Гуманизм и демократизм содержания и методов социальной
работы;

Учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов
социальной работы;

Законность и справедливость действий социального работ­ника.

Знания об окружающей нас действительности - это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные законо­мерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, техно­логические алгоритмы и логические операции, способствующие ре­шению проблемных ситуаций и практических задач.

Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целост­ная теоретическая система знаний может быть структурно пред­ставлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отра­жающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и под­системы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.

Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функцио­нальный аспект. Дело в том, что любое системное образование вы­полняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сум­ме функций компонентов этой системы. Теория социальной рабо­ты не является исключением. Так, практическая деятельность со­циальных служб и учреждений, практика социальной работы явля­ются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык - это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся ре­зультатом теоретических положений, представляют собой логичес­кий инструментарий превращения идеального в материальное, пре­образования социального статуса клиента социальной работы.

1.3 Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй

Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы, проводимой с различными группами населения. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Использование познанных закономерностей на практике, аккумулирование и учет уроков прошлого опыта осуществляются с помощью разветвленной системы принципов и методов социальной работы.

Теория выявляет и описывает, как известно, основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социальной работы.

Этот комплекс по существу представляет собой целостный механизм социальной работы, который включает: объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности; субъект сознательного воздействия и его возможности; цель и закономерности взаимодействия субъекта и объекта; принципы и методы воздействия субъекта на объект; результаты взаимодействия субъекта и объекта.

Результативность и эффективность решения проблем обеспечения социальной защищенности указанных групп населения во многом определяется оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью содержания, форм и методов социальной работы, учетом в практике работы с людьми, результирующей взаимодействия их потребностей, интересов, устремлений, мотивов поведения и других побудительных факторов внутреннего и внешнего порядка. Основы социальной работы. Учебник. Гл. 13,15. - М., 1997.

В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг.

Здесь имеет место специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, а их учет обеспечивает эффективное достижение целей этого взаимодействия.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены такими закономерностями, как общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности социального работника; реализация общих интересов клиента через особые и единичные; соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что перечисленные закономерности проявляются независимо от воли, желания или знаний специалиста в области социальной работы. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр. Тот или иной социальный работник в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы.

И это, разумеется, не нарушит действия закономерностей социальной работы, однако приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему, чем глубже специалисты социальной сферы сознают и полнее учитывают закономерности социальной работы на практике, тем эффективнее их деятельность. Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание закономерностей социальной работы еще не гарантирует их успешное использование специалистами в своей практике.

Одно из центральных мест в характеристике механизма социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые наряду с закономерностями создают научную основу социальной защите и поддержке семьи.

Следует заметить, что научно-теоретическое обобщение и выработка специалистами определённых принципов не означает их чисто субъективный характер. Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы объективны по форме.

Принципы формулируются в виде руководящих правил-начал, с тем, чтобы повседневная деятельность специалиста, оказывающего помощь семье, не противоречила имеющим место социальным закономерностям и в то же время была экономичной и одновременно эффективной.

Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности органов социальной защиты и поддержки населения, учреждений образования, здравоохранения и т.д., обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики и достижениями прикладной науки.

Следовательно, принципы связаны с одной стороны с закономерностями социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности, а с другой - с практическим опытом реализации его задач, дающим устойчивые положительные результаты.

Во-первых, это принципы, непосредственно относящиеся к проблеме социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности вообще. Как и сама проблема, так и система принципов на сегодняшний день в большей мере рассматриваются в контексте обеспечивающей деятельности. Тем не менее, определённые попытки сформулировать систему принципов для конкретного вида обеспечения или его составляющей отличались в работах А.И. Прохорова, В.Т. Юсова и др.

Так, в работе А.И. Прохорова излагается три основных принципа социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности:

Принцип активного изменения характеристик персонала (воспитание, обучение, психологическая подготовка);

Принцип обеспечения процесса совершенствования и развития объекта.

Принцип «выращивания изнутри» (привлечение специалистов к разработке методик, техник).

Психолог В.Т. Юсов наряду с раскрытием закономерностей психологического обеспечения профессиональной деятельности, обосновывает его собственные принципы. К числу наиболее значимых он относит принципы комплектности, системности, дифференцированности, конкретности и целеустремлённости.

Во-вторых, это принципы, присущие самой социальной работе с клиентом, семьёй. Эта группа принципов в общем виде разработана как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Сегодня уделяется большое внимание учеными, практическими работниками сферы социальной защиты созданию системы принципов социальной работы с различными категориями семей.

В-третьих, в обширной совокупности системы принципов важное место занимают принципы функционирования самой семьи как объекта и субъекта социальной поддержки.

Каждая семья, независимо от общепринятых принципов социальной работы строит свою жизнедеятельность в соответствии с теми нормами, правами, которые ей вообще представлены обществом.

В тоже время для определённых типов семей, к числу которых относятся проблемные, дистантные, разнородные и т.п. семьи, реализация ряда этих принципов ограничивается условиями профессиональной деятельности членов семьи и создаёт дополнительные сложности в выделении принципов социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

Системный анализ обширной совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить (объединить) принципы в четыре группы:

1. Методологические

2. Интегративные

3. Организационные

4. Профессиональные (специальные)

Методологические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера социальной политики (государственной семейной политики) России. К ним относятся: принципы гуманности, демократизма, системности, своевременности, комплектности, дифференцированности и др. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 с.

Моделирование предполагает, что разрешение проблемы семьи должно сопровождаться построением модели сложившейся ситуации, прогнозированием её изменений и возможных результатов.

Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности предоставляемой семье экстренной помощи. К ним относятся принципы информационной достаточности; принцип общей заинтересованности (специалиста и клиента) в интенсивном решении возникшей проблемы; принцип кризисного вмешательства (кризис-интервентность); принцип целенаправленности и т.д.

Принципы интегративности как направление развития методологических принципов. 0 ни выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, валеологию и т.д.) и предостерегают от механического суммирования в использовании эмпирических знаний об отдельных сторонах объекта социальной работы. К ним относятся: принцип целостности, принцип объективных связей, принцип компенсации и другие.

Целостность предусматривает внутреннее единство всех компонентов изучаемого явления, системы, процесса, имеющих общую направленность, взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивающих устойчивое функционирование и саморазвитие.

Объективность связей отражает проявление актуальных устойчивых по содержанию и по времени свойств и качеств явления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компенсационностъ предполагает способность подмены отдельных ослабевших функций элементов системы за счет ее внутренних связей и динамизма, а также способность к регенерации свойств и качеств социальной системы.

Организационные принципы нацеливают на то, что ценность психолого-педагогического обеспечения достигается, прежде всего, тем, как оно реализуется на деле, как его результаты ощущаются семьями на практике. Содержание этих принципов вытекает из главной цели психолого-педагогического обеспечения социальной работы - восстановление социальной активности семьи.

К этим принципам относятся: социально-технологическая компетентность специалиста, принцип стимулирования, принцип моделирования, принцип учета значимых факторов и другие.

Социально-технологическая компетентность предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем семьи и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Стимулирование в социальной работе предполагает единство и сочетание этических, нравственно-психологических и материальных его форм, а также адекватность средств и способов стимулирования деятельности специалиста.

Существуют определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические виды вмешательства посредничества социального педагога в сферу проблемных интересов семьи или её членов.

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество различных методов социальной работы: работа с определёнными людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся социальное управление и планирование.

Они проявляются в каждом из разнообразных видов профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и личностных потребностей и интересов.

1. Индивидуальная работа с членами семьи (клиентом). Она включает в себя общение с клиентом с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны.

Основное назначение социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой оказались, понять свою роль в совместных действиях, а также включиться в конкретный процесс деятельности по выходу из жизненно трудной ситуации или обстоятельств. В этих целях социальный педагог применяет различные методы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

2. Менеджмент социальной работы с семьёй. В общих чертах роль менеджмента выглядит следующим образом: он обеспечивает связь семьи с источниками необходимых ресурсов, существующими в комплексной сети обеспечения услугами, и управляет обеспечением этими услугами во времени. Менеджеры функционируют также, как посредники примирители, адвокаты. Он отличается глубокими знаниями возможностей и прав клиентов, процедур в данном и другом агентствах, а также умение выступать в роли примирителя и арбитра.

3. Семейная терапия. В данной области усилия социального работника нацелены на помощь семье в преодолении возникающих порой проблем во взаимоотношениях, а также проблем поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, супружеские конфликты, конфликты родителей со своими родителями.

При помощи семейной терапии решаются также проблемы бытового пьянства и алкоголизма, проблемы социально-ролевой адаптации, вопросы сексуальных ценностей и сексуального поведения, проблемы выбора друзей, взаимоотношения семьи и школы. Семейная терапия более приемлема для агентств семейного консультирования, школы, клиники, для лиц с психическими заболеваниями, центров оздоровления по месту жительства.

4. Организация социальной работы с семьёй по месту жительства. Это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа (администрации города, посёлка). Теория и методика социальной работы. Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 1994.

В оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечении здоровья, благосостояния и отдыха семей различных групп населения.

Сегодня реально такая деятельность начинается обычно по инициативе организации ветеранов войны, инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увольнениям.

5. Административное управление. Это функция группы штатного персонала, который руководит общей программой социальной службы в данном агентстве. В задачи и обязанности управленческого персонала входит определение целей программы, анализ социальных и социально-психологических условий жизни в муниципальном округе, городе, посёлке, выработке решений о том, какие потребуются исполнительные и управляющие штатные работники, какой должна быть организационная структура агентства, его финансовые дела и фонды обеспечения деятельности агентства.

Существуют и другие виды профессиональной деятельности в социальной работе.

Это исследования, консультирование, планирование, контроль, обучение, проведение семинаров и симпозиумов и т.д.

6. Профессиональная подготовка специалистов различного профиля для работы с семьёй. Она необходима для занятия профессиональной должности и проводится по учебному плану, который:

Строится на базе гуманитарных наук и интегрируется с ними;

Обеспечивает обучение по следующим направлениям:

· практическая социальная работа;

· политика области социального благосостояния и сферы услуг;

· поведение людей и социальная среда;

· социальные исследования.

Нацелена на выработку практических навыков на основе приобретения опыта в полевых условиях.

В практике социальной работы с семьёй реализуются различные методы социальной работы, причём умение комплексно использовать различные методы определяется уровнем профессиональной компетентности специалиста и подготовленностью семьи. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 1993 г. №2/3. - С. 14-25.

Социально - педагогическая служба.

Создается органами народного образования и учреждениями культуры, спорта; должна иметь следующий круг обязанностей:

Диагностирует социально-педагогическую и психологическую ситуацию в семье, по месту жительства, оказывает психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

Проведение семейного досуга семейные, подростковые клубы, педагогические университеты для родителей и других лиц, занимающихся воспитанием, спортивные базы и т.д.;

Осуществлять организационно-педагогические мероприятия, направленные на создание воспитывающей среды по месту проживания семей, детей; организацию семейно-соседских общностей, включение различных социальных институтов в процесс воспитания детей, оказание социальной помощи детям и семьям группы риска.

Социально - правовая служба.

Должна создаваться и осуществляться правоохранительными органами МВД, юстицией, прокуратурой. Она обеспечивает социальный контроль и социальную охрану несовершеннолетних от криминальной среды, особое внимание криминальным семьям. В задачу социально-правовой функции входят социальный контроль и социально - правовая помощь семьям, осуществление мер по их социальной реабилитации. Также важным направлением деятельности является - создание юридических консультаций, адвокатуры семьи и детства, в задачу которых входят защита прав и льгот женщин, детей.

Социально - бытовая служба.

Создаваемая органами соцобеспечения и торговли, коммунального хозяйства, должна заниматься следующими делами:

Выявлять престарелых, одиноких, инвалидов, в том числе инвалидов детства, нуждающихся в социально-бытовой помощи, помогать в закупках продуктов и лекарств, в приобретении необходимых инвалидных приспособлений и протезов;

Оказывать социально-правовую помощь инвалидам, престарелым, одиноким, а также семьям-инвалидам, и другим социально-незащищенным слоям населения.

Оказывать социально-психологическую поддержку и помощь в социальной адаптации и реабилитации инвалидов и т.д.

Медико - социальная служба.

Которая должна быть создана органами здравоохранения:

Осуществляет медицинский социальный патронаж над семьями, имеющими малолетних детей, инвалидами, престарелыми и одинокими, привлечение по мере необходимости отделов социальной защиты семьи и детства, правоохранительных органов к работе с семьями - группами социального риска;

Организует центры планирования семьи, медико-генетические, медико-психологические консультации для супругов и для тех, кто вступает в брак, а также центры «Здоровье и экология»;

Создает медико-психологические службы, занимающиеся психопрофилактикой, пропагандой здорового образа жизни среди населения, и в первую очередь среди детей, подростков, юношества, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей; обеспечивает участие психоневрологов, психотерапевтов и психиатров в работе реабилитационных центров для несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом и социальном развитии; оказывает социальную помощь семьям, имеющим больных детей, родителей-инвалидов, хроников.

Для того, чтобы данный проект был успешно реализован в жизнь, прежде всего, нужно решить вопрос о штате сотрудников. Этот вопрос достаточно остро стоит в России, т.к. профессия социального работника, социального педагога достаточно новая, и можно сказать пока не востребованная в полную силу.

А ведь именно квалифицированные специалисты способны действительно помочь семье, найти выход из казалось бы безвыходной ситуации, помочь в воспитании детей, в социально - правовых, социально-бытовых, медико-психологических вопросах. Другими словами, все это должно делаться для того, чтобы семья, приходя в центр, смогла получить ответы на все свои вопросы. Именно это и должно являться главной целью деятельности Центра Планирования Семьи. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 1993 г. №2/3. - С. 14-25.

Также пристальное внимание, на наш взгляд, должно уделяться изучению международного опыта по проблемам социальной работы с населением.

Исходя из вышесказанного, существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены такими закономерностями, как общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности социального работника; реализация общих интересов клиента через особые и единичные; соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы.

Системный анализ совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить принципы в четыре группы:

Молодая семья как объект социальной работы

Поскольку молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса ее целостность не статична, а динамична. Молодая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям...

Семья как объект социального воспитания

Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи...

Социальная работа с многодетными семьями

Социальная работа с семьей

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи...

Социальная работа с семьёй

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни...

Социальные проблемы военнослужащих

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы. Первая группа методов получила название организационных методов...

Теория в социальной работе

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе...

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные...

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы...

Технология социальной работы с семьей

Формы и методы социальной работы с многодетными семьями

Формы, методы и средства организации социально-досуговой деятельности с молодежью

социальный досуг молодежь Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям...

Экономические функции и методы социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия...

Социальной работе, как и другим отраслям знаний и деятельности человека, присущи определенные закономерности и принципы Закономерности как наиболее существенные, устойчивые связи, от познания которых зависит результативность социальной работы, существуют объективно, проявляются в комплексе, хотя в идеале мы их рассматриваем в относительно самостоятельной абстрактной интерпретации.

В качестве основной закономерности выделяют взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Становление социальной работы как профессии, усиление социальной направленности хозяйственной деятельности в Беларуси, совершенствование форм социальной защиты и др. подтверждает наличие и плодотворность этой закономерности. Столь же важной закономерностью следует считать взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Комплексный характер последней, включение в решение жизненно важных человеческих проблем различных служб и ведомств, естественно, «работает» на социальное развитие в целом, а не только на отдельных людей или их группы.

Выделив два уровня социальной работы (организационно‑управленческий и контактный) рассмотрим и их специфические закономерности. Для организационно-управленческих отношений в системе административных единиц или групп специалистов характерными (определяющими успех их деятельности) являются:

  • зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания
  • зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации кадрового корпуса органов государственного управления
  • взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

На контактном уровне выделяются следующие факторы (закономерности), определяющие успех деятельности:

  • совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия
  • целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента
  • соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе
  • соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

Закономерности существуют объективно, независимо от того, знаем ли мы их, признаем ли. Но успехи в социальной работе будут лучшими, если эти закономерности будут познаваться и учитываться в практической деятельности.

Сформулированы также основные принципы социальной работы. Рассматривается несколько групп принципов:

  • общефилософские
  • социально-политические
  • организационно‑деятельностные
  • психолого‑педагогические, а также специфические, относящиеся только к социальной работе (основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населения)

К общефилософским принципам, лежащим в основе всех наук об обществе, относятся:

  • принцип детерминизма
  • принцип отражения
  • принцип развития
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип историзма
  • принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды

Последующие три группы принципов являются более узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны социальной работы.

К группе социально‑политических принципов относятся принципы, указывающие на зависимость социальной работы от социальной политики. Это:

  • единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы
  • демократизм ее содержания и методов
  • законность и справедливость деятельности социального работника

К группе организационно‑деятелъностных принципов относят:

  • социально‑технологическую компетентность кадров
  • принцип функциональной определенности
  • принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности
  • принцип контроля и проверки исполнения

Психолого‑педагогические принципы выражают требования к выбору средств воздействия на клиента. Сюда относятся такие принципы, как:

  • комплексный анализ условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними
  • индивидуальный поход
  • целенаправленность и адресность социальной работы

К специфическим принципам социальной работы относят следующие:

  • Принцип универсальности (социальная помощь оказывается всем, независимо от национальности, расы, убеждений, возраста нуждающихся).
  • Принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их).
  • Принцип социального реагирования (необходимость принимать меры по конкретным обстоятельствам, а не по стандартам «среднего» клиента).
  • Принцип профилактической направленности (предотвращение (предупреждение) возникновения социальных проблем или отягощения уже возникших).
  • Принцип клиентоцентризма (признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей).
  • Принцип опоры на собственные силы (активная позиция клиента в разрешении своих проблем, консультативная роль социального работника).
  • Принцип максимизации социальных ресурсов (поиск путей увеличения объемов и форм социальной помощи населению).
  • Принцип конфиденциальности (неразглашение информации о проблемах клиента, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, или детям).
  • Принцип толерантности (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия).

Важный компонент СР – это закономерности. Закономерности СР являются формой концентрации знаний предмета и занимают одно из центральных мест в структуре науки. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в СР. В социальной работе они проявляются в процессе ее осуществления в обществе и его подсистемах в виде повторяющихся связей в сфере субъектно-объектных отношений.

Большинство специалистов выделяют две основные группы закономерностей.

Во-первых, это закономерности, связанные с функционированием и развитием субъектов социальной работы, которые обусловлены социальными процессами в обществе и социальной политикой государства.

Во-вторых, это закономерности, связанные с конкретными жизненными ситуациями объектов социальной работы, их потребностями и интересами, которые обусловливают определенные формы и методы деятельности, виды взаимодействий между субъектами и обретающими все большую самостоятельность объектами.

Следовательно, закономерности указывают на человека как основной компонент социальной работы и интегрирующий фактор ее системы.

Закономерности второй группы формируют характер взаимодействия субъекта и объекта СР, связи между ними, способность обеспечить эффективное достижение целей социальной защиты. К ним относятся целостность воздействия субъекта на объект; реализация общих интересов через особые; соответствие носителей и выразителей интересов объекта СР. Второй подход к выделению закономерностей более обоснованный. Но пока говорить о системе закоомерностей пока рано.

Основания для классификации закономерностей:

– клиент СР, например, закономерности сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (на уровне индивида, группы, общества);

– механизмы воздействия среды обитания на клиента СР, например, закономерности формирования социально-педагогического воздействия общины на индивида;

– характер взаимодействия общества и личности, например, закономерности формирования и потребления социальных услуг.

Закономерности СР тесно переплетаются с общесоциологическими и общепсихологическими.

Установление повторяющихся закономерностей служит шагом в определении законов социальной работы. Российский исследователь в области теории социальной работы В.А.Никитин указывает на необходимость исследования этих законов как теоретических форм знания, указывающих на существенные и повторяющиеся связи и отношения, касающихся характера, целей, осу-ществления и развития социальной работы:


закон социальной интегрированности процесса и результатов социальной работы, выражающий взаимодействия между ее компонентами – субъектами, средствами, факторами, условиями, направленными на приобретение социального благополучия, как на желаемый результат;

закон цивилизационно-культурной обусловленности развития социальной работы, свидетельствующий о связи между типами и формами социальной работы и особенностями обществ и культур, в рамках которых они осуществляются;

закон личностно-гуманистической ангажированности средств и целей социальной работы, указывающий на необходимость постоянного содействия со стороны субъекта объекту деятельности, с целью его личностного развития и саморазвития;

закон взаимной деятельностной активности в социальной работе, отражающий зависимость успеха социальной работы от активности ее взаимосвязанных участников.

Поиск закономерностей и законов, принципов и методов научного знания говорит об оригинальном, самостоятельном характере теории социальной работы и приводит исследователей к определению ее содержания.