Важнейшие технические изобретения XIX века. §30

По своему определению согласно Григорианскому календарю 19 век длился с 1801 по 1900 гг. Также он обозначается как 1800-е гг. Изобретение практичной электроэнергии, стали и нефтепродуктов в течение 19 столетия привели ко второй промышленный революции (1865-1900 гг.). Этот период можно охарактеризовать ростом железных дорог и пароходов, более быстрыми и развитыми средствами связи и изобретениями, которые нам так хорошо сегодня известны.

19 век можно назвать эпохой станков (станки производили станки), машин, которые производили запчасти других машин, включая взаимозаменяемые запчасти. В течение 19 столетия был изобретен сборочный конвейер, ускоривший производство заводских товаров народного потребления. Лампочка, телефон, печатная машина, швейная машина – все они были изобретены в 19 столетии.

В 19 веке родились профессиональные ученые: слово «ученый» впервые было введено в 1833 году Уильямом Уэвеллем. Изобретатели начали разрабатывать практичный двигатель внутреннего сгорания.

Список изобретений и открытий сделанных в 19 веке

1800 – француз Дж. М. Жаккард изобретает жаккардовый ткацкий станок. Алессандро Вольт изобретает батарею.

1804 - Фридрих Уинзер (Уинсор) был первым человеком, запатентовавшим газовое освещение. Английский горный инженер, . К сожалению, машина была слишком тяжелой и ломала рельсы, по которым ехала.

1809 - Хэмфри Дэви изобретает первый электрический свет и первую дуговую лампу.

1810 – Немец Фредерик Кениг изобретает улучшенный вариант печатной машины. Питер Дюран изобретает консервную банку.

1814 - Джордж Стефенсон проектирует первый паровоз. В Англии проводится первая пластическая операция. Немец Йозеф фон Фраунгофер изобретает спектроскоп для химического анализа светящихся объектов. Джозеф Нисефор Ньепс был первым человеком, сделавшим фотографию. Он сделал фотографию из окна своего дома во Франции с помощью машины, называемой камерой-обскурой. Камере потребовалось 8 часов, чтобы сделать снимок.

1815 - Хэмфри Дэви изобретает шахтерскую лампу.

1819 - Сэмюэл Фанисток патентует автомат для продажи газированной воды. Рене Лаэннек изобретает стетоскоп.

1823 - Макинтош (плащ) изобретен Чарльзом Макинтошем в Шотландии.

1824 - Майкл Фарадей изобретает первый воздушный шарик. Англичанин Джозеф Аспдин патентует портландцемент.

1825 - Уильям Стерджион изобретает электромагнит.

1827 - Джон Уокер изобретает современные спички. Чарльз Уитстон был первым человеком, давшим определение микрофона.

1829 – Американец У.А. Берт изобретает пишущую машинку. Француз Луи Брайль изобретает шрифт Брайля для слепых. Уильям Остин Берт патентует типограф (предшественник пишущей машинки).

1830 - Француз Бартелеми Тимоннье изобретает швейную машину.

1831 – Американец Сайрус Маккормик изобретает первую коммерчески успешную жатвенную машину. Майкл Фарадей изобретает электрический генератор.

1832 - Первый запатентованный стереоскоп был изобретен Чарльзом Уитстоном в 1832 году и запатентован в 1838 году.

1834 - Генри Блэр патентует кукурузный сеятель: он стал вторым афроамериканцем, получившим патент США. Якоб Перкинс изобретает ранний тип холодильного устройства (морозильная машина).

1835 – Англичанин Генри Талбот изобретает калотипическую фотографию. Солимон Меррик патентует гаечный ключ. Англичанин Фрэнсис Петтит Смит изобретает пропеллер. Чарльз Бэббидж изобретает механический калькулятор.

1836 - Фрэнсис Петтит Смит и Джон Эриксон совместно изобретают пропеллер. Сэмюэль Кольт изобретает первый револьвер.

1837 - Сэмюэл Морзе изобретает телеграф. Английский учитель Роуленд Хилл изобретает почтовую марку.

1838 - Сэмюэль Морзе изобретает азбуку Морзе.

I839 – Американец Фаддей Фэрбенкс изобретает платформенные весы. Американец Чарльз Гудиер изобрел вулканизированную резину. Французы Луи Дагер и Дж. Н. Ньепс совместно изобретают дагерротипию. Киркпатрик Макмиллан создает велосипед. Уэльсец сэр Уильям Роберт Гроув разрабатывает первую водородную топливную ячейку.

1840 – англичан Джон Гершель изобретает светокопию.

1841 - Сэмюэл Слокам патентует степлер.

1842 - Джозеф Дарт строит первый элеватор.

1843 - Александр Бэйн из Шотландии изобретает факсимиле.

1844 – Англичанин Джон Мерсер изобретает хлопчатобумажную ткань.

1845 – Американец Элиас Хоу изобретает улучшенную швейную машину. Роберт Уильям Томсон патентует первые вулканизованные покрышки пневматических шин.

1846 - Доктор Уильям Мортон, зубной врач из Массачусетса, стал первым врачом, использовавшим наркоз при удалении зуба.

1847 – Венгерец Игнац Земмельвейс изобретает антисептик.

1848 - Уолдо Хэчетт патентует стоматологическое кресло.

1849 - Уолтер Хант изобретает булавку.

1850 – Джоэлу Хоутону был выдан первый патент на посудомоечную машину.

1851 - Исаак Зингер изобретает швейную машину.

1852 - Жан-Бернар Леон Фуко изобретает гироскоп. Анри Гиффард строит дирижабль с питанием от первого авиационного двигателя (неудачная разработка).

1853 - Джордж Кейли изобретает пилотируемый планер.

1854 - Джон Тиндаль демонстрирует принципы волоконной оптики.

1855 - Исаак Зингер патентует швейную машину с двигателем. Жорж Одемарс изобретает искусственный шелк.

1856 - Луи Пастер изобретает пастеризацию.

1857 - Джордж Пульман изобретает спальный вагон Пульмана для путешествия на поезде.

1858 - Гамильтон Смит патентует роторную стиральную машину. Жан Ленуар изобретает двигатель внутреннего сгорания.

1861 - Елисей Отис патентует тормоза безопасности лифта, тем самым создавая более безопасную лифтовую систему. Пьер Мишо изобретает велосипед. Линус Йель изобретает замок Йеля или цилиндровый замок.

1862 - Ричард Гатлинг патентует пулеметом. Александр Паркс изобретает первый искусственный пластик.

1866 - Альфред Нобель изобретает динамит. Дж. Остерудт патентует консервную банку с открывашкой. Англичанин Роберт Уайтхед изобретает торпеду.

1867 - Кристофер Скоулз создает первую практическую современную печатающую машинку.

1868 - Джордж Вестингауз изобретает воздушные тормоза. Роберт Машет создает вольфрамовую сталь. Дж. П. Найт изобретает светофор.

1872 - Дж. С. Рисдон патентует металлическую ветряную мельницу. А.М. Уорд выпускает первый посылочный каталог.

1873 - Джозеф Глидден изобретает колючую проволоку.

1874 - американец С. Гудьер Младший изобретает сшивальщик обуви.

1876 - Александр Грэхем Белл патентует телефон. Николаус Август Отто изобретает первый практический четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Мелвилл Бисселль патентует щетку для чистки ковров.

1877 - Томас Эдисон изобрел цилиндрический фонограф или фонографическую фольгу. Эдвард Майбридж изобретает первые движущиеся изображения.

1878 - Сэр Джозеф Уилсон Свон был первым человеком, который изобрел практичную и более прочную электрическую лампочку.

1880 – Британская компания по производству перфорированной бумаги изобретает туалетную бумагу. Англичанин Джон Милн создает современный сейсмограф.

1881 - Александр Грэхем Белл изобрел первый необработанный металлоискатель. Дэвид Хьюстон патентует рулонную пленку для камер. Эдвард Леву патентует автоматическое механическое фортепьяно.

1884 - Джордж Истман патентует фотографическую пленку. Француз Х. Де Шардонне изобретает искусственный шелк. Льюис Эдсон Ватерман изобретает первую практичную авторучку. Джеймс Ритти разрабатывает первый рабочий механический кассовый аппарат. Чарльз Парсон патентует паровую турбину.

1885 - Арим Максим изобретает пулемет. Карл Бенц изобрел первый практичный автомобиль, работающий от двигателя внутреннего сгорания. Готлиб Даймлер изобретает первый мотоцикл с газовым двигателем.

1886 - Жозефина Кокрейн изобретает посудомоечную машину. Готлиб Даймлер строит первый в мире четырехколесный автомобиль. Джон Пембертон изобретает Кока-колу.

1887 - Немец Генрих Герц разрабатывает радар. Роуэлл Ходж патентует колючую проволоку. Эмиль Берлинер изобретает граммофон. Ф. Е. Мюллер и Адольф Фик изобретают первые пригодные для носки контактные линзы.

1888 - Марвин Стоун патентует процесс спиральной намотки, с помощью которого была изготовлена первая питьевая трубочка. Джон Бойд Данлоп патентует коммерчески успешную пневматическую шину. переменного тока.

1889 - Джошуа Пуси изобретает спичечный коробок. Сэр Джеймс Дьюар и сэр Фредерик Абель изобретают кордиту - тип бездымного пороха.

1891 - Джесси В. Рено изобретает эскалатор.

1892 - Рудольф Дизель изобретает двигатель внутреннего сгорания, работающий на дизельном топливе. Сэр Джеймс Дьюар изобретает сосуд Дьюара или термос.

1893 – Американец У. Л. Джадсон изобретает молнию. Эдвард Гудрич Ачесон изобретает карборунд.

1895 - Братья Люмьеры изобретают портативную кинокамеру, блок обработки пленки и проектор под названием синематограф. Братья Люмьеры первыми представили проектный кинофильм перед аудиторией более чем один человек.

1896 - Американец, Х. Салливан изобретает резиновую пятку.

1898 - Эдвин Прескотт патентует американские горки. Рудольф Дизель получает патент № 608845 на "двигатель внутреннего сгорания" на дизельном топливе.

1899 – И. Р. Джонсон патентует раму велосипеда. Джон Турман патентует пылесос с двигателем.

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Первый вариант проведения урока План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Формирование новых промышленных районов. Же- лезнодорожная революция. Ход урока 1. Материал о правительственном поощрении про- мышленности (протекционизме) знаком ученикам из кур- сов Новой истории 7 класса и Истории России ХVII- ХVIII вв., поэтому он требует скорее повторения и закреп- ления, нежели объяснения. 1. Что побуждало консервативные правительст- ва заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требо- вали? 2. Вспомните, что такое политика протекцио- низма. 3. Каковы были формы государственной под- держки промышленности? 4. Проводило ли английское правительство по- литику протекционизма? Объясните свое мне- ние. 5. В чем состояли положительные и отрица- тельные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран? 2. Вопрос о технических изобретениях первой по- ловины XIX в. можно изучать на основе небольших сооб- щений учащихся, или чтения по группам пунктов парагра- фа «Технический переворот в текстильной промышленно- сти», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Желез- нодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изу- чении материала целесообразно обращать внимание учени- ков на иллюстрации изучаемых изобретений, которые по- мещены в учебнике. 72 Важнейшие технические изобретения XIX в. Отрасль Дата Значение промышлен- изобрете- Страна Изобретение изобретения ности ния Текстильная 1801 г. Франция Шелкоткац- Увеличение промышлен- кий станок количества ность производи- мой продук- ции 1810 г. Франция Льнопря- Увеличение дильная ма- скорости шина прядения 20-е гг. Англия Автоматиче- Увеличение XIX в. ская прядиль- скорости ная машина прядения 20-е гг. США Хлопкоочис- Увеличение XIX в. тительная производства машина хлопка-сырца Середина США Швейная ма- Облегчение XIX в. шина («Зин- процесса гер») шитья Металлурги- 1784 г. Англия Новый метод Улучшение ческая про- выплавки чу- качества ме- мышлен- гуна и желе- талла ность за - пудлин- гование Середина Англия Бессемеров- Получение из 50-х гг. ский метод чугуна ста- XIX в. переплавки ли - гибкого, чугуна в сталь твердого и прочного ма- териала Середина Франция Мартенов- Получение 60-х гг. ская печь стали не XIX в. только из чу- гуна, но и из металличе- ского лома Машино- Первая Англия Увеличение Увеличение строение полови- мощности па- производи- на XIX в. рового двига- тельности теля до не- машин в не- скольких сколько со- сотен ло- тен раз шадиных сил 73 Окончание 1839 г. Англия Паровой мо- Повышение лот качества из- делий маши- ностроитель- ной промыш- ленности Транспорт 1807 г. США Пароход Увеличение объема и скорости пе- ревозок 1814 г. Англия Паровоз Сельское хо- Вторая Англия Механиче- Данные изо- зяйство полови- ская моло- бретения бы- на тилка, паро- ли малорасп- XIX в. вой трактор ространены, поэтому су- щественной роли в сель- ском хозяйст- ве не играли После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа. 1. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первы- ми в области технических изобретений. 2. Какая новая отрасль промышленности по- явилась в первой половине XIX в.? 3. Почему технические новшества в сельском хо- зяйстве появились гораздо позже, чем в промыш- ленности, и очень медленно распространялись? 3-4. Вопрос о формировании новых промышлен- ных районов и строительстве железных дорог можно изу- чать на основе информационного сообщения учителя и ра- боты с двумя картами учебника: «Промышленная револю- ция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» (с. 140). Учитель говорит о том, что новой чертой развития про- мышленности в XIX в. стало формирование новых про- мышленных районов, в которых концентрировалась круп- ная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором 74 развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно со- кратило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельству- ет карта «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в ка- честве домашней практической работы. 1. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сде- лайте выводы. 2. Найдите на карте места добычи угля. Назо- вите города или реки, рядом с которыми они на- ходятся. 3. Какие производства расположены рядом с уг- ледобывающими? Случайно ли это? 4. Почему многие предприятия расположены рядом с реками? 5. В каких странах больше всего промышлен- ных предприятий? Объясните почему. 6. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких - позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предполо- жите почему. 7. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». В каких районах Европы коли- чество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между про- мышленным развитием и строительством желез- ных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт. На этапе обобщения материала урока учитель предлага- ет ученикам сформулировать новые черты в развитии про- мышленности XIX в. Учащиеся под руководством учителя формулируют следующие положения: 1) появление новой отрасли промышленности - маши- ностроения; 2) формирование новых промышленных районов; 3) революция на транспорте (строительство железных дорог). Второй вариант проведения урока В сильном классе урок проводится в форме лаборатор- но-практического занятия. Опережающее домашнее задание. Класс делит- ся на четыре группы, каждая из которых будет представ- 75 лять одну из стран: Великобританию, Францию, Герма- нию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания: а) от имени правительства страны подготовить выступ- ление о политике в отношении промышленности; б) отдельные учащиеся готовят сообщения о техниче- ских изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении. План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Развитие основных отраслей промышленности. 4. Железнодорожная революция. Ход урока 1. Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы. Материалы для учащихся В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Прави- тельство не могло игнорировать развернувшуюся кампа- нию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комис- сия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся тамо- женными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные - смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса, т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В ре- зультате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. - Навигацион- ные акты, защищавшие британский торговый флот от ино- странной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли. Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные до- роги соединили все штаты, а четыре магистрали - тихо- океанское и атлантическое побережья. В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможен- ный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Та- моженный союз охватывал практически все земли Герма- нии, за исключением Австрии. Требуя единых таможен- ных правил и решений, он обеспечивал своим членам 76 невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот. Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих прави- тельственную политику: для Германии - документ и во- прос к нему на с. 162-163; для Великобритании и Фран- ции - документ и задание к нему на с. 163. Представитель каждой группы сообщает классу о резуль- татах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в облас- ти поощрения промышленности. 2. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были пред- ставлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся пред- ставляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важ- нейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказы- вает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности. 3. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учеб- нике на с. 167. 1. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каж- дой отрасли. 2. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными по- казателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравне- нию с другими. Определите причины таких по- казателей. Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о разви- тии этой страны. Общие данные о развитии промышленности США Почти во всех частях страны, в особенности на Атлан- тическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышлен- 77 ных целей. Создание гидравлических машин, стационар- ных и подвижных паровых двигателей и разных механиз- мов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных пе- чах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроитель- ных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. - в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые круп- ные поставщики, но по темпу развития в южных и запад- ных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия - 16,4%, средние штаты - 55,2%, южные шта- ты - 387% и западные - 127%. Первое место по стоимости продукции и величине вло- женного капитала занимает хлопчатобумажная промыш- ленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%. 1. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция ма- шиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало? 2. Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они бы- ли выше всего? Как вы думаете, какая промыш- ленность была особенно развита в южных штатах? 4. Последний этап урока посвящен изучению сис- темы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с кар- той «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и стати- стической таблицей «Протяженность железных дорог в от- дельно взятых странах» (с. 168). 1. Изучите статистические данные о протяжен- ности железных дорог в вашей стране. Подсчи- тайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог бы- ло наиболее интенсивным? 2. Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полу- ченные в вашей стране, с аналогичными показа- телями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодо- рожного строительства можно только при соот- несении данных о протяженности дорог с разме- рами территории страны. 78 На завершающем этапе урока подводятся итоги про- мышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономиче- ском положении государства, выясняются причины подоб- ного положения. Урок 16. Подъем крупной индустрии и возникновение индустриального общества Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Технические изобретения XIX в. Акционерные об- щества. Заводы. Товарные и фондовые биржи. Классы бур- жуазии и наемных рабочих. Основные факты и понятия. Крупная машинная индустрия. Товарищество с ограниченной ответственностью членов. Фондовый рынок. Промышленный кредит. Универ сальные магазины. Промышленная буржуазия. Индустриаль ное общество. План урока 1. Источники финансирования промышленных пред- приятий. 2. Новые формы продажи товаров. 3. Рождение индустриального общества. Ход урока 1. Из курса Новой истории 7 класса учащиеся немно- го знакомы с понятием «акционерное общество», а также зна- ют о роли торгового капитала в экономике XVI-XVIII вв., поэтому урок целесообразно начать с повторительной беседы. 1. На прошлом уроке мы выяснили, что такое промышленная революция. Дайте определение этому понятию. 2. Изменения в технике и технологии производ- ства, связанные с применением машин, привели к необходимости увеличивать производство, на что нужны были средства. Как вы думаете, где их можно было взять в XIX в.? Назовите как можно больше источников возможного финансирования. В результате обсуждения учащиеся под руководством учителя формулируют следующие возможные источники финансирования: 1) привлечение компаньонов (совладельцев), которые вкладывали деньги в производство; 2) продажа акций; 3) получение кредита у государства; 4) получение кредита у банков. 79 Можно выполнить задание 10 на с. 50 в рабочей тетради. В процессе беседы целесообразно обсудить следующие вопросы: 1. Порассуждайте, какие из названных источ- ников финансирования были реальными, а ка- кие - нет. 2. Как стали называться предприятия, хозяева- ми которых были владельцы акций? 3. Вы изучали протекционистскую политику правительств европейских государств. Подумай- те, могло ли государство финансировать про- мышленные предприятия. 4. Выгодно ли было старым банкирским дина- стиям, специализировавшимся на торговле, фи- нансировать промышленные предприятия? 2. Далее учитель рассказывает о новых формах знакомства с промышленными товарами и их покупки. Учащимся будет интересно узнать о промышленных вы- ставках и новых универсальных магазинах. Можно исполь- зовать описание универсального магазина из романа Э. Зо- ля «Дамское счастье», предложенное в задании 13 на с. 50-51 в рабочей тетради. По ходу рассказа учащимся могут быть предложены во- просы: 1. Для чего устраивали всемирные выставки? Почему их проводили так часто (1851 г., 1853 г., 1854 г., 1855 г.)? 2. Известно, что за полгода всемирной выстав- ки в Лондоне ее посетило более 6 млн человек. Как вы думаете, это много или мало? О чем гово- рит эта цифра? 3. Почему именно в середине XIX в. стали по- являться универсальные магазины, а старые формы торговли уже не годились? При наличии времени можно выполнить задание 17 на с. 52 в рабочей тетради. 3. На последнем этапе урока изучаются изменения в структуре общества. Рекомендуем два варианта изучения вопроса. Первый вариант Учащимся предлагается вспомнить основные сословия и классы европейского общества XVI-XVIII вв. На основе чтения пункта «Рождение индустриального общества» уче- никам предстоит определить основные социальные группы и классы общества в XIX в. и сделать выводы о произошед- ших изменениях. 80 1. Расставьте перечисленные ниже основные со- словия и классы европейского общества по их значимости в XVI-XVIII вв.: дворяне-землевла- дельцы, «новые дворяне», купцы и судовладель- цы, владельцы мануфактур, фермеры, крестья- не, рабочие. 2. Прочитайте в учебнике пункт «Рождение ин- дустриального общества», вспомните измене- ния, произошедшие в общественных отношени- ях в деревне (см. § 13). Выпишите социальные группы европейского общества XIX в. Определи- те изменения, произошедшие в социальной структуре. Второй вариант Учитель на основе собственных рассуждений или работы учащихся с пунктом учебника «Рождение индустриально- го общества» предлагает заполнить таблицу в задании 19 на с. 53 рабочей тетради. По окончании любого из вариантов работы ее результа- ты обсуждаются в классе. Учащиеся формулируют понятие индустриального общества и его основные отличия от об- щества предшествующих столетий. В данном параграфе множество новых терминов и поня- тий, поэтому целесообразно предложить ученикам задания на их отработку. 1. Самостоятельно составьте тестовое задание на соотнесение термина и его определения. 2. Составьте описание понятия через конкрет- ные факты. Данные задания можно использовать на следующем уроке как основу для проверки знаний учеников. Урок 17. Последствия промышленной революции Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Ремесленники и торговцы. Класс наемных ра- бочих. Основные факты и понятия. Социальный во- прос. Тяжелые условия труда рабочих. Демографический взрыв. Эмиграция. Урбанизация. План урока 1. Суть социального вопроса и причины его возникно- вения в XIX в. 2. Усиление эмиграции. 3. Урбанизация. 81

Ученые 19 века — создатели великих инноваций, открытий и изобретений. XIX век дал нам много известных людей, которые полностью изменили мир. 19 век принес нам технологическую революцию, электрификацию и большие достижения в медицине. Ниже представлен список некоторых из наиболее важных изобретателей и их изобретения, которые сделали огромное влияние на человечество которым мы пользуемся даже сегодня.

Никола Тесла — переменный ток, электродвигатель, технологию радио, пульт дистанционного управления

Если начать исследовать наследие Николы Тесла, то можно понять, что он был одним из величайших изобретателей XIX и начала XX века и по праву заслуживает первое место в этом списке. Он родился 10 июля 1856, в Смильян, Австрийская империя в семье священника Милутина Теслы сербской православной церкви. Отец как сербский православный священник первоначально привил интерес Николы к науке. Он достаточно разбирался в механических устройствах того времени.

Никола Тесла получил гимназическое образование и позже поступил в политехнический университет в Граце, Австрия. Он бросил обучение и отправился в Будапешт, где работал в компании на телеграфе и затем стал главным электриком в Будапеште на АТС. В 1884 начал работать на Эдисона, где получил вознаграждение 50 000 долларов за усовершенствование двигателей. Затем Тесла создал свою собственную лабораторию, где мог экспериментировать. Он обнаружил электрон, рентгеновские лучи, вращающеся магнитное поле, электрический резонанс, космические радиоволны и изобрел беспроводный пульт дистанционного управления, технологию радио, электродвигатель и много других вещей, которые изменили мир.

Сегодня он является самым известным ученым 19 века за его вклад в строительство электростанции на Ниагарском водопаде и за его открытие и применение переменного тока, который стал стандартом и используется по сей день. Он умер 7 января 1943 года, в Нью-Йорке, США.

Лютер Бербанк культивировал сотни новых сортов растений

Лютер Бёрбанк последовательный дарвинист, даже несмотря на то, что он имел только начальное образование, но стал одним из самых известных селекционеров всех времен. Селекционированный им картофель наиболее широко культивирован в мире.

Поворотным моментом в его жизни было событие, которое состоялось в 1875 году, когда банкир Петалума связался с ним с просьбой поставить 20000 сливовых деревьев к концу года. Банкир утверждал, что все питомники отказались сделать такую работу, утверждая, что такой проект не может быть завершен в такой короткий период времени. Лютер Бербанк принял работу и к концу года вырастил 19500 слив. В течение своей карьеры он создал более чем 800 штаммов овощей, фруктов и цветов. Он родился 7 марта 1849, в Ланкастере, штат Массачусетс и умер 11 апреля 1926, в Санта-Роза, штат Калифорния.

Иосиф Гайетти придумал туалетную бумагу

Вы можете жить без этого потребительского товара — туалетной бумаги? Сегодня мы не можем даже представить нашу жизнь без этого простого рулончика — что мы сейчас называем туалетная бумага. В 1857 году Иосифом Гайетти начал маркетинг нового изобретения как медицинский продукт, который поможет людям, страдающим от геморроя. Документ на этот вид товара был с водяными знаками с именем изобретателя, был душист и содержал смазку с алоэ. Это была первая коммерчески доступная туалетная бумага, а мы считаем Иосифом Гайетти изобретателем современной туалетной бумаги.

Джон Фроелич — первый трактор

В 1890 году Джон Фроелич (John Froehlich) и его работники решили, что уже изжили паровые молотилки и построили первый трактор на двигателе внутреннего сгорания. В 1892 году увидела свет машина, которая смогла ездить вперед и назад на бензиновом двигателе с 16 лошадиными силами. В первый год его машина смогла намолотить более чем 5 тонн зерна в сутки без каких-либо проблем. Паровые молотилки были пожароопасны, а этот новый трактор зарекомендовал себя безопаснее. Он использует только 30 литров топлива для обмолота свыше 15 т зерна без риска возникновения пожара. Поэтому Джону Фроеличу приписывают изобретение первого современного трактора. Он родился 24 ноября 1849 и умер 24 мая 1933 года.

Александр Грэм Белл — первый телефон

Первый телефон изобрел Александр Грэм Белл. Когда мать Белла стала глухой, он активно изучал акустику, а возрасте 23 лет переехал в Канаду и позднее в Бостон, США, где изобрел микрофон и акустический телеграф, который называется сегодня телефоном. Белл получил патент на свое изобретение в 1876 году. Хотя есть много споров вокруг изобретения телефона, но мы не можем отрицать, что Александр Грэм Белл внес наиболее важный вклад в развитие телефонии. Белл родился 3 марта 1847, в Эдинбурге, Шотландия и умер 2 августа 1922 г., в Новой Шотландии, Канада.

Сэмюэл Морзе — телеграф и код Морзе

Прежде чем Сэмюэл Морзе (Samuel Morse) стал известным изобретателем, он зарекомендовал себя как успешный художник. Когда ему было отказано поместить его картину на одну из внутренних панелей купола здания Капитолия США, он решил отказаться от живописи и сосредоточился на других темах, которые заинтересовали его: электричество и телеграф.

Он изобрел код Морзе, код точек и тире, который по-прежнему является стандартом для передачи данных. Сэмюэл Морзе знаменит как изобретатель телеграфа и считается одним из крупнейших вкладчиков в развитие коммуникаций в XIX веке. Он родился 27 апреля 1791 года в Чарлстауне, штат Массачусетс, США и умер 2 апреля 1872, в возрасте от 80 в Нью-Йорке, США.

Альфред Нобель изобрел динамит

Альфред Нобель как изобретатель динамита, изобрел ещё два других взрывчатых вещества — гелигнит и баллистит. Он родился 21 октября 1833, Стокгольм, Швеция и был одним из четырех выживших детей из восьми родившихся. Альфред, его отец был изобретателем и ученым.

После многих лет лишений семья переехала в Санкт-Петербург, где Альфред получил первое реальное образование. Он преуспел в исследованиях, особенно в области химии. Когда он начал экспериментировать с нитроглицерином и после многочисленных мелких происшествий и даже трагедий, в которых его младший брат Эмиль умер, он наконец, смог разработать стабильное взрывное вещество в 1867 под названием динамит.

Из-за правильных бизнес-решений он смог накопить огромные богатства. 94% этого богатства Альфред Нобель выделил в Нобелевский фонд в 1895 году . Он умер 10 декабря 1896, Сан-Ремо, Италия.

Гемфри Дэви открыл натрий, калий, кальций, первый электрический свет

Гемфри Дэви был первопроходцем во многих областях и дал нам множество изобретений и открытий. За его вклад в науку и человечество он был посвящен в рыцари в 1812 году. После окончания гимназии он начал исследования в медицине, обращаясь к химии и электрохимии позже. Он является самым известным открывшим натрий, калий и кальций с помощью электролиза и стал блестящим и знаменитым экспериментором. Некоторые эксперименты с закисью азота, также известны как веселящий газ привели к его зависимости от него.

Сегодня мы считаем Гемфри Дэви как изобретателя первого электрического света . В 1809 году, он соединил два провода батареи с углем для освещения в короткие периоды времени. Гемфри Дэви родился 17 декабря 1778, в Пензанс, Корнуолл, Англия и умер 29 мая 1829 г., в Женеве, Швейцария.

Томас Альва Эдисон изобретение современной лампочки

Томас Альва Эдисон — американский изобретатель известный за его вклад в первую коммерчески жизнеспособную лампу накаливания. В 1878 году он потратил месяцы, пытаясь получить различные нити для работы лампы. Наконец он и его команда запустили лампочку с углеродом проработавшую 13,5 часов. Будучи изобретателем, Эдисон был также успешным предпринимателем и учредил многочисленные компании, превратив свои изобретения в прибыль. Можно сказать, что он был хорошим маркетологом также.

Но одной из наиболее важных ошибок его жизни было утверждение о непригодности переменного тока, что впоследствии оказалось не так. Переменный ток используется для передачи мощностей и по сей день. Эдисон родился 11 февраля 1847, в Милане, Огайо, Соединенные Штаты и 18 октября 1931, умер в Нью-Джерси, США.

Луи Пастер изобрел пастеризацию

Луи Пастер (Louis Pasteur) французский микробиолог, родился 27 декабря 1822 во Франции. Он произвел революцию в пищевой отрасли, и мы вряд ли можем себе представить нашу жизнь сегодня без многих пастеризованных продуктов, таких как молоко, сыр, соки, вина и многие другие.

Хотя пастеризация была известна с 12 века в Китае и других странах, Луи Пастер в 1864 году разработал точный метод, что помешает бродить вину и пиву. Только позднее его метод пастеризации был использован для молока и других молочных продуктов. Ему также приписывают открытия принципа вакцинации. Он умер 28 сентября 1895, во Франции.

Ученые и изобретатели 19 века положили основу для

Задание № 1. Рассмотрите рисунки двух кораблей и определите, где изображено ганзейское судно, а где каравелла. Какие мореходные качества имел каждый из кораблей?

Слева - ганзейское судно, справа - каравелла. Основное достоинство ганзейского судна - большая грузоподъемность. Каравелла, также обладая большой грузоподъемностью, имела высокую маневренность, хорошие ходовые качества и могла ходить против ветра.

Задание № 2. Подумайте, каким представляли себе мир европейцы до начала Великих географических открытий. Какие материки (их отдельные территории), а также части света они знали? Какие моря, по вашему мнению, были в большей степени освоены европейцами?

Земля представлялась плоской, омываемой одним бесконечным океаном. Как такового понятия о материках не существовало. Европейцам были знакомы Европа, часть Азии, а также север и часть западного побережья Африки. Хорошо освоены были Средиземное, Балтийское, Северное моря, а также часть Атлантического океана, омывающая Европу и Северную Африку.

Задание № 3. Заполните таблицу «Технические новшества, появившиеся к концу Средневековья».

Задание № 4. Какой знаменитый мореплаватель оставил это описание? О нем и его плавании нам известно очень много, и среди прочего два таких факта: 1. Готовясь к плаванию, он кропотливо изучил сочинение знаменитого европейского путешественника XIII века. 2. В свое путешествие он взял переводчика с арабского языка. Кто этот мореплаватель? О каком плавании идет речь? Объясните два этих факта.
«После 33 дней путешествия я привел в Индию флот, который мне любезно даровали мои покровители, король и королева. По пути я обнаружил множество островов и провозгласил их собственностью их величеств, подняв над ними королевские флаги, и нигде не встретил я сопротивления.»

Речь идет о Христофоре Колумбе и об его первой экспедиции. Задолго до экспедиции Колумб был знаком с идеей итальянского астронома и географа Тосканелли, что до Индии можно добраться более коротким путем, если плыть на Запад через Атлантический океан. Готовясь к плаванию, он изучил сочинение Марко Поло, оставившего подробное описание азиатских стран, и взял в плавание переводчика с арабского, так как в те времена арабы держали в своих руках торговлю с Индией и были осведомлены о морских путях в Индию.

ВСПОМНИМ, ЧТО УЗНАЛИ

Задание № 1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали. 1. Родина рыцарской поэзии. 5. Архитектурный стиль XI-XII веков. 6. Средневековое учение, последователи которого искали философский камень. 9. Поэты из Прованса. 11. Художник раннего Возрождения, кисти которого принадлежат картины «Весна», «Рождение Венеры». 12. Глава университета. 13. Братья-живописцы, создавшие «Календарь герцога Беррийского». 14. Архитектурный стиль XII-XV веков. 15. Высшее учебное заведение, возникшее в Средние века. 17. Изобретатель книгопечатания. 20. Итальянский поэт, которого называют первым гуманистом. 21. Произведение Джованни Боккаччо. 22. Форма проведения занятий в средневековых университетах - обсуждение заранее сформулированных вопросов, при котором участники выдвигают свои доказательства.
По вертикали. 2. Изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла. 3. Преподаватель университета. 4. Глава факультета. 7. Подразделение университета. 8. Рыцарские поэты из Германии. 10. Мыслители эпохи Возрождения, создавшие новое учение о человеке. 16. Рыцарские поэты из Северной Франции. 18. Странствующие школяры. 19. Буквы разборного шрифта, изобретенные Гутенбергом.

Ответы по горизонтали: 1. Прованс. 5. Романский. 6. Алхимия. 9. Трубадуры. 11. Боттичелли. 12. Ректор. 13. Лимбург. 14. Готический. 15. Университет. 17. Гутенберг. 20. Петрарка. 21. Декамерон. 22. Диспут.
Ответы по вертикали: 2. Витражи. 3. Магистр. 4. Декан. 7. Факультет. 8. Меннезингеры. 10. Гуманисты. 16. Труверы. 18. Ваганты. 19. Литеры.

Задание № 2. Каких знаменитых жителей Флоренции вы знаете?

Данте Алигьери, Джотто, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Брунеллески, Боттичелли, Козимо Медичи, Макиавелли, Савонарола и др.