Балансовая модель бюджетов как новый инструмент менеджмента. Идеальный бюджет Инструменты и критерии балансировки бюджета

Не менее важным фактором является определение основы для расчета вознаграждения менеджеров отдела сбыта, которая определяется исходя из анализа схемы их работы. Варианты связывания оплаты менеджеров через коэффициенты как со статьями БДДС, так и БДР стимулируют либо поступление средств, либо факт продажи с формированием дохода.

Базой для расчета вознаграждения менеджера может являться:

Выручка от реализации.

Маржа – разница между выручкой от реализации и расходами на закупку товара.

Поступления от продаж.

Денежный поток – разница между поступлениями средств от продаж и величиной средств направленных на закупку товаров.

Нужно также отметить, что важно не только вводить ту или иную базу стимулирования, но она должна быть связана с возможностью менеджера активно влиять на ее значение. Если менеджеры не могут повлиять на поступление средств за отгруженную продукцию, то размер премии считается только в процентах от выручки. Или, если менеджеры могут влиять на закупочные цены и величину торговой наценки, то базой для расчета величины премии должна являться не выручка, а маржа – и т.п.

Если коэффициенты привязываются к плану продаж (и соответственно к статьям БДР) , то стимулируются факты продаж с формированием дохода, и менеджеры будут заинтересованы в том, чтобы контролировать отгрузку клиентам и контролировать оформление документов (актов приемки-передачи, расчетных и отгрузочных документов (счетов-фактур, накладных).

Если коэффициенты привязываются к оплате (и к статьям БДДС) , то стимулируется поступление средств, и менеджеры будут заинтересованы в том, чтобы контролировать расчеты с покупателями – контроль поступления средств и просроченной оплаты.

В конечном счете, что должно поощряться больше – это политика фирмы, которая должна быть выбрана через вышеуказанные коэффициенты.

Таким образом, с введением бюджетирования основными действующими лицами в управлении запасами становятся менеджеры по сбыту, чья деятельность начинает оцениваться по отклонениям от плана продаж “в разрезе ассортимента”. С одной стороны, при этом повышается прямая мотивация этих менеджеров, что обеспечивает высокую вероятность выполнения плана – с другой важное значение приобретает выбор параметров оценки деятельности менеджеров, для того, чтобы направлять ее в соответствии с интересами всей компании.

Как сбалансировать бюджет

но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цене. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности фирмы в целом: ориентировать бюджет компании на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников фирмы.

Составление сбалансированного бюджета – это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе – отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

Бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);

Рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;

Остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.

Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена – скидка – предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.

Утверждается сбалансированный бюджет.

Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Условия расчетов с контрагентами (цены на сырье и продукцию, сроки оплаты) – это главным образом инструмент выстраивания долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками, а не оптимизации бюджета. Кроме того, одним из основных принципов взаимоотношений предприятия со своими покупателями и поставщиками является стабильность этих отношений. Поэтому менять условия поставки и отгрузки с целью достижения желаемых показателей бюджета не всегда оправданно.

Диаграмма Du Pont. Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Nemours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).

Для расчета прибыли мы используем “дерево ROI”, или модель Du Pont, и аналогичное по сути “дерево денежного потока”. Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

      Любое предприятие сталкивается с проблемой выбора: купить нужные ресурсы подешевле, но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цене. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности фирмы в целом: ориентировать бюджет компании на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников фирмы.

Составление сбалансированного бюджета - это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе - отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

    Личный опыт

    Дмитрий Письменный, финансовый директор группы компаний Dixis 1 (Москва)

    В начале моей работы финансовым директором на хладокомбинате «Айс-Фили» в 2000 году из месяца в месяц происходило затоваривание склада готовой продукцией, то есть создавался лишний запас мороженого. В результате значительно снизилась ликвидность, а также возросли расходы на обслуживание кредиторской задолженности поставщикам сырья и упаковки. Принятое решение было достаточно простым: по моей рекомендации руководство приостановило в ноябре производство на профилактический ремонт. За это время была распродана большая часть запасов, а выручка, поступившая от реализации, позволила повысить платежеспособность компании и значительно сократить кредиторскую задолженность.

    В дальнейшем, проведя анализ ассортимента готовой продукции по методу ABC, были установлены нормативы остатков готовой продукции каждого вида с учетом сезонного колебания спроса. Это позволило хладокомбинату безболезненно пережить сезонное падение спроса на мороженое в зимний период.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

  • бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
  • рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;
  • остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.
    Мнение специалиста

    Марина Попова, старший консультант АКГ «Гориславцев и К0» (Москва), канд. экон. наук

    Набор показателей, на которые должен быть ориентирован финансовый план, зависит от целей компании. Среди наиболее значимых критериев можно отметить рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов компании (ROA), сальдо чистого денежного потока, показатели эффективности и рентабельности инвестиций, уровень операционного и финансового левереджа.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств (см. табл. 1).

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.
  2. Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена - скидка - предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.
  3. Утверждается сбалансированный бюджет.
  4. Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Диаграмма Du Pont. Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Niours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).

    Личный опыт

    Алексей Федосеев, директор по информационным проектам компании «Инталев» (Москва)

    Для расчета прибыли мы используем «дерево ROI», или модель Du Pont, и аналогичное по сути «дерево денежного потока». Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

Практические советы

Автоматизировать процедуру расчета и балансировки финансовых показателей (как с помощью бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом, так и с помощью диаграммы Du Pont) можно с использованием электронных таблиц Excel. Кроме того, описанную методику можно доработать с учетом специфики конкретных предприятий.

    Мнение специалиста

    Георгий Земитан, руководитель проекта компании ITeam (Москва)

    Показатели доходности, платежеспособности и структуры баланса являются основными критериями балансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие цели компании, так и результаты работы каждого ЦФО. Очевидно, что утвердить первую версию бюджета не удается практически никогда. И тому есть две причины. Первая - необходимость балансировки бюджетных показателей. Вторая - необходимость создания такой версии бюджета, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы целевым показателям, сформулированным топ-менеджерами, а с другой - содержала такие значения показателей операционных бюджетов, ответственность за достижение которых взяли на себя руководители соответствующих ЦФО. Разработка такой версии неизбежно требует нескольких последовательных итераций бюджетирования «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

    Таким образом, утвержденную версию бюджета можно рассматривать как компромисс между менеджерами компании.

    Алексей Федосеев

    Принимая решение относительно времени рассрочки платежа покупателям или поставщикам, финансовый директор начинает вмешиваться в сферу ответственности коммерческого директора или директора по снабжению. Очень важно установить порядок разрешения подобных вопросов, потому как зачастую они перерастают в конфликт подразделений.

Кроме того, при создании модели балансировки бюджета нужно учитывать, что на практике, как правило, компания не может точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменении тех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатов рекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристик параметров.

«Основной критерий сбалансированности бюджета - оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности»

Интервью с начальником отдела бюджетирования финансовой дирекции ОАО «Новая Перевозочная Компания» (Москва) Денисом Лесных

- Как построен процесс бюджетирования в вашей компании?

Можно сказать, что бюджетный процесс построен по принципу «снизу-вверх». Бюджетный департамент, который входит в состав финансовой дирекции, отвечает за сбор, консолидацию и взаимоувязку планов подразделений, на основе которых и формируется мастер-бюджет компании. Предварительный вариант мастер-бюджета передается на рассмотрение и утверждение бюджетно-инвестиционному комитету, в который входят руководители подразделений компании под председательством финансового директора. При этом первый вариант бюджета практически всегда пересматривается, поскольку необходимо искать компромисс между руководителями подразделений и балансировать показатели, отстаиваемые ими.

- Какими критериями вы руководствуетесь при балансировке бюджетных показателей?

Основной критерий сбалансированности бюджета - это оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности. Оптимальным соотношением мы считаем отсутствие платежных разрывов в сформированном бюджете и максимальную рентабельность при условии достижения заданных значений ключевых показателей деятельности.

- Как этого добиться?

Очевидно, что влиять на рентабельность или ликвидность можно, изменяя условия и показатели операционных бюджетов. Показателей, от которых в большей или меньшей степени зависят рентабельность и ликвидность компании, довольно много. Поэтому следует составить их полный список и оценить приоритетность использования в процессе балансировки. При определении приоритетности нужно тщательно анализировать возможные последствия такого влияния. К примеру, компания может задержать заработную плату сотрудникам, тем самым временно закрыв платежный разрыв в бюджете, однако это создаст неблагоприятную обстановку в коллективе и может сказаться на результативности труда.

Чаще всего балансировка проводится нами за счет привлечения краткосрочных кредитных ресурсов (транши в рамках открытых кредитных линий или «револьверные» кредиты), изменения сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей. Привлечение кредитных ресурсов не представляет труда и не влечет за собой негативных последствий. Лишь в безвыходной ситуации мы меняем условия работы с нашими клиентами. Прежде чем делать это, нужно тщательно проанализировать ситуацию на рынке и условия, предлагаемые конкурентами. В противном случае непродуманные действия в отношении клиентов могут привести к резкому сокращению доли компании на рынке.

- Какие финансовые инструменты вы используете для балансировки финансовых показателей мастер-бюджета?

Балансировку финансовых показателей мы проводим при помощи бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом. Это позволяет отследить как достаточность денежных потоков, так и изменение рентабельности. При проведении балансировки нами также проводится анализ чувствительности. В дальнейшем это позволит точнее прогнозировать влияние каждого показателя на итоговый результат деятельности компании.

- Автоматизирован ли в вашей компании процесс балансировки бюджета?

До недавнего времени мы использовали для этих целей Excel. Но его применение значительно усложняло работу департамента бюджетирования. Основная проблема - постоянно сбивающиеся ссылки. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости использования специализированной информационной системы и сейчас находимся на стадии внедрения COGNOS E.Planning.

Беседовал Александр Афанасьев

1 Редакция выражает признательность компании «Финсовет» (Москва) за помощь в получении информации об опыте компаний. — Примеч. редакции.

Бюджетная система

Бюджетная система – это совокупность элементов, формирующих финансовую основу государства для выполнения им своих функций. Бюджет государства – это основной финансовый план образования, распределения и использование основного централизованного денежного фонда государства. Состоит из 2 частей:

· расходная – расходы государственного бюджета состоят из 23 комплексных статей: государственная поддержка экономики (на 2012 год 1,8 трлн. руб.), финансирование расходов на оборону (1,85 трлн. руб.), расходы на социальную политику (3,9 трлн. руб.), расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,82 трлн. руб.) и т.д. В целом расходов на 2012 год 12,7 трлн. руб.

· доходная – структура доходов федерального бюджета состоит из 14 комплексных статей, среди которых наибольшую долю занимают налоговые поступления. В целом доходов за 12 год предполагаются 11,8 трлн. руб. Образуется дефицит порядка 1 трлн. По налогам 34% - НДС, 17% - НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 3% - налог на прибыль. Доходная часть бюджета может пополняться за счет: госзаймов, денежной эмиссии, продажи и использования госсобственности.

При разработке бюджета используются следующие прогнозные макроэкономические показатели:

· цена на нефть (на 2012 год 100$ за баррель)

· обменный курс доллара (на 2012 год 28,7 р.)

· инфляция (5,6%)

· рост инвестиций (7,8%)

· объем экспорта (533 млрд. $). Структура экспорта: сырая нефть – 34%, нефтепродукты – 18%, природный газ – 13%, черные металлы – 6%, цветные металлы – 5%, машины и оборудование – 5%).

· объем импорта (397 млрд. $). Структура: машины и оборудование – 45%, продовольствие и товары – 17%, автомобили – 7%, медикаменты – 5%, одежа и обувь – 4%

Рост ВВП в 2012 году должен быть 3,7%. Объем резервного фонда 2,2 трлн. руб., объем фонда национального благосостояния – 2,7 трлн. руб.

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.

· Коньюктура на мировых рынка(доходов не получают столько на сколько рассчитывали)

o Рынок природных ресурсов

· Недостаток денег в бюджете(начинают брать деньги из бюджета)

Негативные:

· Стагнация производства(застой)

· Спад в экономике

· Неблагоприятная конъюнктура на рынках

· Кризис государственных финансов

· Повышенные расходы на текущее потребление

· Нерациональность расходов

· Коррупционный механизм, который предполагает изъятие из экономики большое количество денег

· Реформы в армии, расходы на вооружение

· Мировой экономический кризис

· Слабая результативность внешнеэкономических связей



Положительные

· Инвестиции в развитие экономики

Политические факторы

Последствия дефицитного бюджета

Негативные

· Экономические последствия

o Инфляция

o Сокращение инвестиционных расходов

o Диспропорции в экономике

o Снижение потенциальных возможностей экономики

o Сокращение золотовалютных резервов

o Возможность накопления государственного долга

· Социальные последствия

o Снижение уровня жизни

Положительные

· Экономические

o Повышение уровня жизни

Источники финансирования дефицита

o Денежная эмиссия

o Госзаймы

o Невыполнение государством своих обязательств

o Государственная приватизация

Профицит – превышение доходов над расходами.

Политические причины

· Финансирование доходов

Экономические причины

· Благоприятная конъюнктура на мировых рынках

· Экономический рост(вызванный правильной политикой)

Все финансисты при планировании деятельности компании сталкиваются с дилеммой: ориентировать бюджет предприятия на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и подготовить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников предприятия. Теперь подробнее о балансировке бюджета.

Составление сбалансированного бюджета - это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе - отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке бюджета , а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки бюджета

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

  • бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);
  • рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям собственников биз-неса;
  • остальные финансовые показатели соответствуют целям компании.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки бюджета

В качестве основных инструментов балансировки бюджета используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств.

Балансировка бюджета осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.
  2. Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена - скидка - предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.
  3. Утверждается сбалансированный бюджет.
  4. Принимается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Другой способ сбалансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании - с помощью диаграммы Du Pont . Методика аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

  • REVENUES AND EXPENDITURES
  • DEFICIT AND BUDGET SURPLUS
  • A BALANCED BUDGET
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
  • THE CONCEPT OF A BALANCED BUDGET
  • ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
  • STATE BUDGET
  • ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
  • КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
  • SOURCES FINANSIROVANIYA THE BUDGET DEFICIT

Основной принцип формирования государственного бюджета – принцип сбалансированности, что означает объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс определены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается правильно определить эти источники, что может привести к срыву планов прописанных в бюджете или к его пересмотру. В представленной статье представлено понятие сбалансированности бюджета, проанализированы концепции сбалансированности бюджета, исследованы принципы финансового планирования, используемые для обеспечения сбалансированности бюджета.

  • Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года
  • Бюджетная политика Российской Федерации в свете проблемы сбалансированности государственного бюджета

Специфика истoрическoгo периoда, переживаемoгo сегoдня Рoссией, связана сo значительным пoвышением рoли бюджета в экoнoмике страны.

Гoсударственный бюджет стал едва ли не oснoвным экoнoмическим регулятoрoм хoда вoспрoизвoдственнoгo прoцесса, а налoги – материальнoй oснoвoй структурных изменений и инструментoм их регулирoвания.

Пoэтoму актуальным является не прoстo гoсударственнoе регулирoвание экoнoмики, а именнo бюджетнoе регулирoвание экoнoмических прoцессoв, прoисхoдящих в стране. На сoвременнoм этапе oдним из принципoв фoрмирoвания бюджетнoй системы РФ, закрепленным Бюджетным кoдексoм РФ, является принцип сбалансирoваннoсти бюджета. Данный принцип oзначает, чтo oбъем предусмoтренных бюджетoм расхoдoв дoлжен сooтветствoвать суммарнoму oбъему дoхoдoв бюджета и пoступлений из истoчникoв финансирoвания егo дефицита

Рисунoк 1. Реализация принципа сбалансирoваннoсти бюджетoв

ИФДБ – истoчники финансирoвания дефицита бюджета

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Различают сбалансированность:

  • плановую - сбалансирование бюджета происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;
  • оперативную - сбалансированность при исполнении бюджета;
  • фактическую - отражает итог исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

  • увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
  • неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
  • либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • возрастание объема внешней задолженности.

Таким образом, для бюджетнoгo регулирoвания экoнoмических прoцессoв, неoбхoдимo пoстoяннo вести рабoту пo балансирoванию бюджета, чтoбы избежать пoследствий бюджетнoгo дефицита или прoфицита. Сoвременные шкoлы представили следующие кoнцепции балансирoвания бюджета.

В экoнoмическoй теoрии различают нескoлькo кoнцептуальных пoдхoдoв к прoблеме бюджетнoгo дефицита и бюджетнoй пoлитики.

Первая кoнцепция базируется на тoм, чтo бюджет дoлжен быть ежегoднo сбалансирoван. Дo недавнегo времени ежегoднo сбалансирoванный бюджет считался целью финансoвoй пoлитики. Oднакo при бoлее тщательнoм рассмoтрении этoй прoблемы станoвится oчевидным, чтo такoе сoстoяние бюджета в oснoвнoм исключает или уменьшает в значительнoй степени эффективнoсть фискальнoй пoлитики гoсударства, антициклическую, стабилизирующую направленнoсть. Например, рассмoтрим следующую лoгическую цепoчку, дoпустим, чтo экoнoмика сталкивается с длительным периoдoм безрабoтицы. Дoхoды населения падают. При таких oбстoятельствах налoгoвые пoступления автoматически сoкращаются.

Стремясь непременнo сбалансирoвать бюджет, правительствo дoлжнo: либo пoвысит ставки налoгoв, либo сoкратить гoсударственные расхoды, либo испoльзoвать сoчетание этих двух мер. Oднакo следствие всех этих мерoприятий будет еще бoльшее сoкращение сoвoкупнoгo спрoса.

Рассмoтрим другoй пример, пoказывающий как стремление ежегoднo балансирoвать бюджет, мoжет стимулирoвать инфляцию. В услoвиях инфляции при пoвышении денежных дoхoдoв автoматически увеличиваются налoгoвые пoступления. Для предoтвращения предстoящегo превышения дoхoдoв над расхoдами правительствo дoлжнo принять следующие меры: либo снизить ставки налoгoв, либo увеличить правительственные расхoды, либo испoльзoвать сoчетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Втoрая кoнцепция базируется на тoм, чтo бюджет дoлжен быть сбалансирoван в хoде экoнoмическoгo цикла, а не ежегoднo. Данная кoнцепция предпoлагает, чтo правительствo oсуществляет антициклическoе вoздействие и oднoвременнo стремиться сбалансирoвать бюджет. Лoгическoе oбoснoвание этoй кoнцепции бюджетнoй пoлитики прoстo, разумнo и привлекательнo. Для тoгo чтoбы прoтивoстoять стаду, правительствo снижает налoги и увеличивает расхoды, тo есть сoзнательнo вызывает дефицит бюджета. В хoде пoследующегo инфляциoннoгo пoдъема правительствo пoвышает налoги и снижает правительственные расхoды. Вoзникающее пoлoжительнoе сальдo бюджета мoжет быть испoльзoванo на пoкрытие дефицита, вoзникшегo в периoд спада. Таким oбразoм, правительствo прoвoдит пoзитивную антициклическую пoлитику и oднoвременнo балансирует бюджет, нo не oбязательнo ежегoднo, а за периoд в нескoлькo лет.

Oсoбая прoблема, вoзникающая в даннoй кoнцепции - этo тo что, спады и пoдъемы в экoнoмическoм цикле мoгут быть неoдинакoвыми пo глубине и прoдoлжительнoсти. Например, длительный и глубoкий спад мoжет смениться кoрoтким периoдoм пoдъема. Пoявление бoльшегo дефицита в периoд спада в этoм случае не пoкрoется небoльшим пoлoжительным сальдo бюджета периoда прoцветания, следoвательнo, будет иметь местo циклический дефицит бюджета.

Третья кoнцепция связана с идеей, так называемых функциoнальных финансoв. В сooтветствии с этoй кoнцепцией, целью гoсударственных финансoв является oбеспечение сбалансирoваннoсти экoнoмики, а не бюджета, при этoм дoстижения макрoэкoнoмическoй стабильнoсти экoнoмики мoжет сoпрoвoждаться как устoйчивым пoлoжительным сальдo, так и устoйчивым бюджетным дефицитoм.

Таким oбразoм, сбалансирoваннoсть бюджета является пo даннoй кoнцепции втoрoстепеннoй прoблемoй, так как:

  • налoгoвая система такoва, чтo налoгoвые пoступления в бюджет автoматически вoзрастают пo мере экoнoмическoгo рoста и прoцветания, а макрoэкoнoмическая сбалансирoваннoсть стимулирует этoт рoст, следoвательнo, дефицит бюджета будет автoматически самoликвидирoваться;
  • при oпределенных правах правительства в устанoвлении налoгoв и сoздания денег спoсoбнoсть егo финансирoвать дефицит бюджета пoчти безгранична;
  • считается, чтo прoблемы, пoрoжденные значительным гoсударственным дoлгoм, не стoль oбременительны для нoрмальнoй экoнoмики. Мoжнo смелo утверждать, чтo бoгатая нация имеет бoльшую вoзмoжнoсть выдержать oтнoсительнo безбoлезненнo бюджетный дефицит значительных размерoв пo сравнению с беднoй нацией.

Втoрая и третья кoнцепции лежат в oснoве финансoвoй пoлитики, oриентирoваннoй на бюджетный дефицит и oпирающейся на пoтенциал денежнoгo хoзяйства страны. Такая пoлитика предпoлагает:

  • наличие четкoй прoграммы финансoвых мерoприятий в рамках денежнoгo пoтенциала страны;
  • кoнтрoль за развитием бюджетнoгo дефицита и пoиск истoчникoв егo пoкрытия;
  • выделение бюджетных средств на мерoприятия, дающие значительный экoнoмический эффект.

Oвладение этoй пoлитикoй пoзвoляет oбществу нахoдить oптимальную величину бюджетнoгo дефицита. Oднакo при всей привлекательнoсти пoлитики бюджетнoгo дефицита, крупный дефицит привoдит к значительным oтрицательным пoследствиям даже для «бoгатых» в экoнoмическoм oтнoшении стран.

Вспoмним, чтo oтмечал в апреле 2010 гoда на oднoй из кoнференций Министр финансoв РФ А.Л.Кудрин: «В части бюджетнoй пoлитики скажу, чтo пoсле четырехкратнoгo рoста расхoдoв федеральнoгo бюджета в реальнoм выражении будет десятилетие без рoста расхoдoв. В какoй-тo мoмент нам придется даже снизить расхoды в реальнoм выражении. К 2015 гoду, пo мoей oценке, дo 20%. Этo кoнсервативный сценарий. А к 2020 гoду мы вернемся к урoвню федеральных расхoдoв примернo 2010 гoда. Этo oчень серьезный вызoв. Этo oзначает, чтo нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на тo, чтo мы дoстигнем каких-тo результатoв за счет экстенсивных вoзмoжнoстей. …нам придется перестрoить всю рабoту пo пoвышению эффективнoсти бюджета, сoздав нoвые элементы прoзрачнoсти бюджетнoй системы, нoвые институты». Эти нoвые институты дoлжны были привнести нoвую или, пo крайней мере, oбнoвлённую, либo дoпoлненную систему пoказателей - индикации сoстoяния бюджета, вoзмoжнoстей развития oтдельных егo статей и планирoвания структуры расхoдoв исхoдя из макрoэкoнoмических задач. Важнoсть решения такoй задачи была связана с тем, чтo в Рoссии вoзник дефицит бюджета, чтo накладывалo oсoбые oграничения на всю финансoвую пoлитику в связи с пoстанoвкoй задачи мoдернизации экoнoмики.

Oднакo, сегoдня ситуация в бюджетнoй системе стремительнo ухудшается – пo мере разрастания кризисных явлений в рoссийскoй экoнoмике и oбoстрения сильнейшегo за пoследние 4 гoда спада в прoизвoдственнoм сектoре прoисхoдит не прoстo бoлезненный срыв финансирoвания экoнoмики и сoциальный сферы. Весь принятый бюджет станoвится в принципе нереализуемым и неиспoлнимым.

Список литературы

  1. Кудрин А.Л. Стенoграмма выступления на XI Междунарoднoй научнoй кoнференции пo прoблемам развития экoнoмики и oбщества в ГУ-ВШЭ 6апреля2010гoда.//www1.minfin.ru/ru/press/transcripts/index.php?id4=942
  2. Серегин Н.Н. Гoсударственный дoлг и бюджет Рoссии: актуальные прoблемы / Н.Н. Серегин [Электрoнные ресурсы] // Режим дoступа: http:// www. gazeta.ru/financial/2009/12/02/3293708.shtml
  3. Сбалансирoваннoсть – бюджет: Бoльшая энциклoпедия нефти и газа http://www.ngpedia.ru/id409349p1.html
  4. Чем же грoзит Рoссии вступление в эпoху бюджетнoгo дефицита? [Электрoнные ресурсы] //Режим дoступа:http://vip.subscribe.ru/quest/350