Деловая игра шантаж. Практические иллюстрации: тренинги, ролевые, имитационные, деловые игры

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ДЛЯ менеджеров отдела продаж

«Продажа, ориентированная на клиента»

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

Пошаговое прохождение существующего в Компании бизнес-процесса в области продаж.

Отработка навыков проведения переговоров с клиентами (работа с возражениями, аргументация экономических выгод и пр.).

Отработка согласования условий работы (контракта) с клиентами на основе принятой корпоративной стратегии.

Выработка и тренировка совместной стратегии взаимодействия специалистов по продажам Компании с клиентами.

ДЕНЬ 1-й – «Эффективное начало взаимодействия с клиентом»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

0. Объяснение

целей и формата

мероприятия,

запуск групповой

динамики.

- мотивация группы;

- определение форм

- взаимодействия внутри команд;

- разделение на группы.

- презентация тренера;

- обсуждение в группах;

- презентация результатов работы групп.

10.00 – 10.45

1. Цели и содержание деловой игры

- понимание роли клиентов;

- понимание факторов,

влияющих на работу;

- формулирование целей деловой игры;

- понимание содержания.

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

10.45 - 11.00

Кофе-пауза

2. Личный вклад продавца в процесс продажи

- Параметры личного вклада: объем, направление, качество

- Личные качества лежащие в основе личного вклада

- Управление личным вкладом

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

11.00 – 11.45

3. Взгляд на партнера по переговорам, как на личность

- Формирование позитивной, профессиональной атмосферы

- Повышение интереса собеседника к обсуждаемым вопросам

- Внимательное отношение к реакции собеседника на переговорах

- Подтверждение собственного профессионального статуса

- Типология клиентов

- презентация тренера;

- составление «портретов» типовых клиентов

11.45 – 13.00

ОБЕД

3. Значение профессионализма в проведении переговоров

- Профессионализм в проведении переговоров с точки зрения экономической выгоды компании

- Суть переговорного процесса при обсуждении специализированных вопросов

- Задачи профессионала в общении с клиентом на переговорах

- презентация тренера;

- групповые переговоры по нейтральному кейсу;

-

14.00 - 16.30

Кофе-пауза

4. Подготовка к переговорам

- Определение цели переговоров

- Выяснение критериев, влияющих на принятие решений клиентом

- Прогнозирование и учет возможных возражений

- Проработка структуры беседы

- презентация тренера;

- фиксация материала

участниками.

16.45 - 17.15

5. Подготовка к переговорам (практика)

- Подготовка к взаимодействию с клиентом в рамках практического кейса (каждая команда участников получает описание типовой ситуации: 1. клиент − физическое лицо; 2. клиент − юридическое лицо)

- изучение кейса;

- работа в команде;

17.15 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1-го ДНЯ

17.45 -18.00

ДЕНЬ 2-й – «Создание условий для позитивного завершения переговоров по продаже»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

Определение формата 2-го дня

Презентация тренера.

10.00 – 10.15

6. Выяснение ситуации клиента

Основные области выяснения

Условия совершения сделки

Личные интересы представителя клиента

Алгоритм принятия решения

- мини-лекция

- разбор результатов с использованием видеосъемки

10.15 – 13.00

ОБЕД

7. Аргументация на переговорах по продаже

- Анализ свойств предложения, используемых в качестве аргументов на переговорах

- Аргументированное представление преимуществ и выгод на основе демонстрации экономического эффекта

- Эффективное представление аргументов и предложений

- Работа с возражениями клиента

- мини-лекция

- переговоры с условными клиентами в формате ролевой игры

- разбор результатов с использованием видеосъемки

14.00 – 16.30

Кофе-пауза

8. Составление коммерческого предложения с учетом особенностей клиента

- Коммерческое предложение как сумма достигнутых договоренностей

- Условия повышения вероятности принятия решения о покупке

- групповая работа;

- презентация условий коммерческого предложения с позиции соблюдения в них интересов компании

16.45 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2-го ДНЯ

17.45 – 18.00

Описания программы деловой игры командообразования

Цель мероприятия:

Сплочение команды и формирования позитивной управленческой культуры.

Задачи мероприятия:

    повысить сплочённость команды;

    получить опыт эффективного взаимодействия в команде;

    усовершенствовать методы распределение обязанностей и ответственности, а также ролей между членами команды;

    объединение вокруг общей цели;

    избежание конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия;

    выработка совместных решений.

Время

Упражнение

Описание

Задачи, решаемые в процессе упражнения

15.00 – 15.20

Вступление

Вступительное слово представителя Компании и Консультантов.

    Презентация целесообразности мероприятия

    Постановка целей на предстоящее мероприятие

    Представление формата мероприятия

«Презентация»

Участники делятся на группы по 15-20 человек. В каждой группе участники делятся на пары. Сначала первый участник рассказывает второму самое главное о себе, потом они меняются. Далее первый участник презентует группе второго, а второй первого.

Знакомство участников;

Формирование дружеской атмосферы;

Устранение напряжения участников;

Установление контакта с группой.

16:00 – 16:30

«Спасение утопающих»

Упражнение происходит в группах по 15-20 человек.

У членов команды имеются небольшие площадки. Задача команды: удержаться всем вместе на минимальном количестве "плотов".

    Сплочение команды

    Выработка совместных решений

16.45 – 18.30

«Управленческая Башня»

Участники делятся на 2 команды. Участники занимают определенные роли в команде, в соответствии с этими ролями определяются их функции и ограничения (распределение людей по ролям происходит в соответствии с поставленной задачей).

Раздаются водные условия игры (в соответствии с ролями). Ставиться общая задача: Построить башню с определенными параметрами.

Вводятся правила коммуникации (общение вертикальное, горизонтальное только между топами).

    Понимание необходимости работать в команде

Выработка навыка эффективной коммуникации при решении групповой задачи;

Эффективное принятие группового решения;

Избежание конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения.

18:45 – 19:45

Выработка правил эффективной работы в команде в финансовом блоке.

Выработка критериев эффективности команды. Постановка целей для команды.

Участники делятся на минигруппы. Каждая минигруппа вырабатывает на основе своего опыта и опыта, полученного в ходе упражнений свой набор правил. Далее правила презентуются группами друг другу, сводятся в единый список, утверждаются группами.

    Навыки коммуникации в команде

    Навыки презентации

    Навыки принятия решений в команде.

19:45 – 20:00

Подведение итогов

    Резюмирование пройденного материала и достигнутых успехов

    Выработка краткого плана действий по достижению желаемых целей.

Деловые игры разрабатываются под конкретную команду, для достижения конкретных результатов.

Разработка сценария деловой игры под потребности Заказчика за 3 дня. Стоимость проведения 30 000 руб / день Консультации по телефону бесплатно. Еще немного про деловые игры: Участники погружаются в заранее спланированную игровую ситуацию, со своими «подводными камнями», которая может моделировать непростые рабочие моменты. Деловая игра позволяет выйти из привычного ежедневного ритма, посмотреть на ситуацию с другой стороны, «поиграть» различными способами. Игровой процесс позволяет снять напряженность и в результате происходит более полное высвобождение потенциала участников, который потом закрепляется в реальных ситуациях. Очень хорошо под деловую игру моделируются «длинные» продажи, многоходовые комбинации, тендеры, оперативные разработки, где важно продумывать каждый шаг и вымерять каждое действие. Деловая игра органично включает в себя элементы бизнес-тренинга, группового и индивидуального коучинга, стратегической сессии. Деловая игра может моделировать те события, которые планируются в компании и есть возможность проанализировать действия и результат заблаговременно. Насколько деловая игра может быть легкой, сложной, где расставлены акценты и приоритеты – все это изменяемые параметры, в зависимости от потребности организации и уровня участников. В этом формате можно сделать все: менеджеру дать почувствовать себя директором, производственнику продавцом, продавцу владельцем. Деловая игра может дать возможность больше понять другого человека, взглянуть на бизнес под другим углом. Ход деловой игры всегда может уйти туда, куда нужно организатору. Мы можем столкнуться с определенной проблемой в игровой, эмоциональной форме и сразу найти пути ее решения, инновационным, не рутинным способом. В деловой игре очень ярко проявляются личные качества участников, поэтому часто этот формат сопрягается с оценкой персонала на определенные компетенции. Например, при формировании кадрового управленческого резерва, так как в групповой работе деловой игры, неизбежно проявление лидерских и организационных качеств, ориентацию на результат и достижения. Деловая игра позволяет объединить коллектив и взглянуть на скрытые противоречия, заложенные в нем.

Несмотря на то, что процедура деловой игры существует не первый десяток лет, сейчас корпоративные деловые игры (КДИ) - это новый ответ на вопросы: «Как прогнозировать развитие бизнес–событий?», «Как влиять на организацию и рынок?», «Как развивать и обучать персонал?» Корпоративная деловая игра - это полномасштабное мероприятие, рассчитанное по времени на 8 - 36 часов групповой работы, имеющее единую задачу и структуру проведения. (Здесь не обсуждается деловая игра, как элемент тренинга). Деловая игра – это условное воспроизведение, имитация, моделирование реальной ситуации, реальной деятельности, которую осваивают участники. Разумеется, темы КДИ могут быть разными. Чаще всего темы связаны с планируемыми в компании изменениями: новые бизнес-процессы, новые подразделения, расширение ассортимента, выход на новые рынки, слияния, необходимое командное взаимодействие и др. Темы практически не ограничены, главное - возможность их описать и структурировать. В корпоративной деловой игре моделируется процесс деятельности руководителей и специалистов, где организация рассматривается как единое целое, состоящее из частей. Апогеем КДИ является полная имитация внедряемых компанией изменений с применением масштабирования времени! Количество персонала, которое участвует в корпоративной деловой игре, от 6 до 300 сотрудников, которые действительно задействованы в прорабатываемых задачах. Как создаются корпоративные деловые игры? Это творческий процесс в котором участвуют две стороны: разработчики игры (представители тренинговой компании) и постановщики задач (сотрудники компании). Причем задача на проведение КДИ должна быть одна, например, отладить взаимодействие двух структур (компаний, подразделении и др.) или отработать бизнес-процессы при освоении нового региона, нового продукта и др., а подзадачи, решаемые в процессе КДИ, более многообразны. Например, подзадача контроля, постановки задач, передачи информации и др. В КДИ за счет прописывания бизнес процессов можно действительно понять и увидеть реальность исполнения, где есть ошибки, где есть избыточность и где есть недостаточность действий или ресурсов. Запрос клиента необходимо тщательно изучить, после чего воплотить задачу в деловую игру, которая является подобием реальной бизнес–жизни. Таким образом, у клиентов появляется возможность как посмотреть, что происходит сейчас, так и понять, какие изменения провести, чтобы компания функционировала максимум продуктивно. И, наверное самое важное, прямо в деловой игре осуществляются преобразования как в людях, так и в организации, которые ведут компанию к новым результатам! В чем преимущества КДИ для компании? Мы считаем, что преимущества КДИ следующие.

1.Совместность, всеобщность, сплочённость. Эффект кирпичной стены. В ходе выполнения деловой игры сотрудники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без участия всех участников тренинга. «Для того чтобы построить крепкую стену дома необходимо, чтобы каждый кирпич занимал своё место», без участия всех невозможен успешный результат. И в игре это очень чётко ощущается, чувствуется каждым.

2.Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно. Эффект муравейника. Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальную отдачу.

3.Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни. Эффект перехода от карты к кладу. Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.

4.Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность. Эффект сита, отсев шелухи. Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки, так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить реальные факты, мешающие дальнейшему возможному развитию, и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.

5.Цельность, целостность и длительность игры. От одного ростка к лесу. Целостность КДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму корпоративных отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

И в конце мы хотим привести несколько примеров КДИ, которые были реализованы для клиентов. На этих примерах, можно схватить суть и понять сущность корпоративный деловых игр. КДИ «ОСВОЕНИЕ НОВОГО РЕГИОНА» Концепция КДИ и описание логики развития событий. КДИ строится и развивается как моделирование развития нового региона. Несколько конкурентов одновременно выходят на рынок с продуктовой линейкой, которая на 80 % совпадает по характеристикам, а на 20 % отличается. То же процентное соотношение характеризует и преимущества компании. КДИ проходит как ряд закономерных для становления и развития стадий регионального представительства. Тренер по ходу игры перед каждым логическим блоком делает теоретическую вставку на ту или иную тему. Затем дается вводная, которая описывает, во-первых, состояние внешней среды, во-вторых, цели, которые ставит центральный офис. Затем дается определенное время на планирование и реализацию тех или иных действий. В деловой игре применяется масштабирование времени, когда, к примеру, каждые 10 – 20 минут в игре равны одному месяцу в реальной жизни. Таким образом расставляются ключевые точки, контролирующие успешность деятельности той или иной компании. После каждого этапа развития компании (логического блока деловой игры) производится подведение итогов с начислением командных и индивидуальных баллов, что отражается на специальном показательном игровом листе. Также рассматривается поведение той или иной команды с анализом и рекомендациями на будущее. Заканчивается каждый блок, как и начинается, теоретической вставкой. Деловая игра в целом завершается общим подведением итогов, награждением победителей и постановкой целей на саморазвитие и развитие подотчетного региона. Что получают и чему обучаются участники.

Модель поведения в реальных условиях.

Теоретическое обоснование методов конкурентной борьбы.

Навыки самоуправления и управления командой в условиях, приближенных к реальным.

Обратная связь (как количественная, так и качественная) о своих преимуществах и слабых местах.

План собственного развития.

Логические блоки деловой игры.

1.Анализ рынка и постановка целей.

Анализ рынка, SWOT-анализ (сила, слабость, возможности, угрозы).

Поиск дилеров, изучение слабых и сильных сторон.

Исследование субдилеров.

Исследование потребительского спроса.

Постановка задач и целей.

Типы и подчиненность целей:

§стратегические цели,

§тактические цели,

§оперативные цели.

Планирование ключевых областей деятельности и модель SMART.

2.Выход на рынок.

Последовательность шагов.

Выбор и реализация стратегии взаимодействия с дилерами.

Договор и договоренности с дилерами.

Контакты с субдилерами.

3.Рост представительства.

Понимание конкурентной позиции и маркетинговой стратегии.

§Лидер, претендент на лидерство, развивающаяся компания, подражатель, занимающий нишу.

Разработка тактических способов реализации стратегии.

Конкурентный анализ с выработкой связанных действий.

§Угроза со стороны новичков рынка.

§Рыночная сила клиентов фирмы.

§Угроза товаров-заменителей.

§Интенсивность соперничества между конкурирующими фирмами.

Влияние на канал сбыта.

§Стратегии проталкивания и протаскивания.

§Оказание влияния на дилеров и субдилеров.

4.Зрелость. Позиционирование компании и товара – выделение отличительных устойчивых преимуществ по отношению к конкурентам в глазах клиентов.

Позиционирование товара/услуги для выделенных целевых сегментов.

Обучение дилеров и субдилеров позиционированию.

Технологии стимулирования сбыта.

Стимулирование дилера.

Стимулирование субдилера.

Описание бизнес-процессов в продажах. Оптимизация информационных потоков. Территориальный анализ и классификация заказов.

АВС – анализ (однофакторный).

Портфельный анализ (двухфакторный).

Классификация подходов к личным продажам и осознание собственной роли.

Торговля, стимулирующая отклик.

Торговля, ориентированная на удовлетворение потребностей.

Торговля, ориентированная на решение проблемы.

Консультативная торговля.

Планирование стратегии торгового процесса (от незнакомого клиента к постоянному). Планирование стратегии ведения переговоров во время встречи (от приветствия до прощания).

5.Сложные рыночные ситуации, кризисы, неожиданные действия конкурентов, клиентов (на примере данного блока рассматривается такая тема, как сэлфменеджмент, потому что именно в сложных ситуациях проявляется способность человека управлять собой и окружающим). Планирование и постановка целей.

Основные характеристики целей. - Оперативные, тактические и стратегические планы. - Понимание ключевых областей деятельности. - Оценка персонала.

Самостоятельная постановка задач.

Время выполнения. - Реальность выполнения. - Четко сформулированный ожидаемый результат. - Описание средств решения задачи и их доступность. - Описание алгоритма решения задачи (в случае если задача не творческая). - Привлекательность.

Принятие решений.

6 шагов принятия решения. - Ошибки при принятии решения.

Контроль и оценка деятельности.

Методы контроля. - Правило минимизации.

КДИ «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» Концепция проведения. КДИ «Эффективное взаимодействие» нацелена на развитие взаимодействия двух компаний (поставщик - клиент, компания – дистрибьютор и др.) или отделов внутри компании (отдел маркетинга – продажи и др.) и любых других структур. КДИ «Эффективное взаимодействие» позволяет моделировать взаимодействие двух (трех или более) структур, проводить диагностику сильных и слабых мест, создавать новые технологии взаимодействия. В процессе реализации деловой игры происходит отлаживание, шлифование необходимых связей, участники приобретают необходимые коммуникативные и когнитивные навыки, которые способствуют взаимодействию. Одно из свойств деловой игры - универсальность, которая позволяет переносить задачи в режим реального игрового проигрывания, в котором происходит как решение, так и дальнейший анализ причин. Задачи, решаемые в деловой игре, есть действующие задачи, которые необходимо прорабатывать для повышения эффективности работы компании. Структура игры и ее основные элементы зависят от непосредственно поставленной задачи, количества и уровня участников и др. Основные блоки деловой игры.

1.В деловой игре «Эффективное взаимодействие» используется, как основа, необходимый теоретический материал, создается новый игровой мир, где группа делится на 3-5 отдельных государств. В данном упражнении обязателен вклад каждого участника. Возрастает ценность личного вклада каждого в командную работу. Индивидуальная заинтересованность в создании проекта вызывает вовлеченности участников ко всему процессу тренинга.

2.Внедрение объективных элементов в созданный игровой мир: название государства, его история, отношения с местными жителями, политический строй, этика и нравственность, экономика, полезные природные ресурсы, культура, валюта государств, формы приветствия и прощания между местными жителями и так далее. Соотнесение абстрактного и реального. У команд, создавших свои государства, появляется ощущение ценности, сопоставления реального и вымышленного, т.е. себя и своего творения.

3.Создание взаимодействия между игровыми государствами и командами, проведение внутренних игр, например:

oпереговоры между делегатами за торговлю ресурсами, отстаивание индивидуальных интересов игровых государств на общем «мировом» уровне,

oпереговоры о курсах валют,

oпереговоры о технологиях взаимодействия.

4.Усиление сплочённости внутри команд, отстаивание интересов, возможные проблемы, возникающие в ходе переговоров, воспринимаются более остро, личностно и эмоционально. Трудности, возникающие на данном уровне, отражают реальные сложности как системного, так и личного характера.

5.Анализ реальных результатов. Соотнесение их с возможными и прогнозируемыми. Присвоение игровых командных очков, усиливающих дух соревновательности, конкуренции. В дальнейшем система игровой оценки длится до конца деловой игры, что является сильным мотиватором и дополнительным связующим звеном. Возрастание желания победить. Сопоставление реальных результатов и стремление выполнять деятельность эффективнее.

6.Продолжение групповой игры и включение реальных элементов из жизни. Внедрение в процесс работы задач, направленных на решение вопросов, связанных с непосредственными примерами из сферы деятельности компании. К примеру:

Заключение договоров на поставку товаров. - Обсуждение логистических задач. - Создание банка хранения и обмена информации. - Объединение и разделение территорий, ответственностей и полномочий. - Слияние компаний. - Передел функций.

7.Погружение участников в действительность. Усиление взаимодействия. Диагностика реальных сложностей. Нахождение путей и способов новых действий. Обучение новым коммуникативным и когнитивным технологиям. Рассмотрение нюансов, учет индивидуальных личностных особенностей.

8.Большое заключительное задание, требующее от участников применения всех имеющихся ресурсов для реализации эффективного результата. За счёт полного вхождения в игровую форму взаимодействия участники максимально точно отражают реальные моменты из рабочей практики. Моделируется реальное состояние дел. Где у каждого есть свои обязанности, отражаются передаточные звенья, рассматривается время и энергия каждого задания. Назначается масштаб времени (к примеру, 1 минута равна 3, 6, 12 часам). Запускается механизм взаимодействия. Видно многое. Кто бездействует, кто вовлечен, какие звенья прочные, какие разрываются. Где перегрузка управленческих, денежных и товарных потоков, что простаивает. Максимальное моделирование реальности!!!

9.В заключительном обсуждении - полный анализ всего процесса игры, сложностей и вариантов, предлагаемых участниками. Рассматриваются люди и технологии, плюсы и минусы, возможности и опасности. Неоценимый анализ. Перенос на реальное взаимодействие. Постановка целей на будущее.

Программы подобного формата мы называем «Генштаб» , поскольку управленческая команды (команд руководителей) по сути работает как «штаб», организуя и координируя деятельность остальных бизнес-единиц (проектных команд).

В программу «Генштаб» включена работа со следующими темами: интегрирование корпоративных ценностей (в поведенческих проявлениях), лидерство, формирование культуры поддержки Лидера, наставничество и конструктивная обратная связь, процессы управления (создание ИОД, целеполагание, организация, координация, мотивация, контроль)

Преимущества такого подхода:

    Повышается реалистичность деятельности участников программы (ближе к бизнес-среде), прошлый опыт управленцев востребован и используется, полученный на программе опыт переносится на бизнес-деятельность.

    Управленческая команда, действуя у всех на виду и демонстрируя эффективную и результативную работу, повышает свой авторитет среди персонала. Кроме того, участники управленческой команды, выступая в качестве примера, могут транслировать сверху вниз подходы и методы работы, стандарты поведения и взаимодействия, корпоративные ценности и философию.

    Совместный успех является результатом объединения усилий ВСЕХ участников программы, как следствие повышается мотивация на совместную работу, развивается чувство «мы», усиливается отождествление себя с компанией.

Еще одним вариантом игр, моделирующих решение задач полного управленческого цикла, но уже с творческим «уклоном», являются программы типа «Снимаем кино» и «Формула-1».

    В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

    Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

    Порядок проведения игровой процедуры.

    Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

    Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

    1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

    2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

    3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

    4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

    5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

    6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

    7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

    ДЕЛОВАЯ ИГРА

    БИЗНЕС – КЛУБ «В МИРЕ ФИРМ»

    (для 10 классов)

    Цели игры:

      Сформировать умение учащихся применять полученные знания на практике

      Развивать речь, творческое мышление учащихся

      Воспитывать у учащихся качества менеджера

      Формировать коммуникативные способности

    Оборудование:

      Карточки с названием фирм (стоят на столах)

      Карточки с заданиями

      Дипломы

      Призы

      Коробочки для жетонов

    Ход игры.

    В игре принимают участие 3 – 4 команды по 6 – 8 человек. Каждая команда представляет какую-либо фирму, которую возглавляет директор. Участники сидят за столиками. Отдельно стоит столик для интервью, за которым сидит журналист (учащийся).

    Ведущий:

    Добрый день, уважаемые директора, менеджеры фирм и гости! Мы очень рады вас видеть сегодня в нашем бизнес – клубе «В мире фирм». Работа бизнес – клуба заключается в том, чтобы выбрать наиболее лучшую фирму, среди присутствующих здесь. В качестве жюри сегодня будут выступать зрители. Сегодня в наш бизнес – клуб «В мире фирм» приглашены представители управленческого персонала трех фирм. Среди них фирма «_________________», фирма «______________», фирма «_______________». Задача зрителей внимательно просмотреть все выступления фирм и выбрать лучшую из них на ваш взгляд. Среди критериев, по которым вы делаете свой выбор:

      Коммуникативные способности

      Творческий подход

    Работа нашего бизнес – клуба начнется с презентаций фирм.

    (учащиеся представляют домашнее задание)

    А теперь проведем пресс – конференцию, на которую приглашаются директора фирм. Прошу вас пройти за отдельный столик ….К нам на встречу пришел журналист, который возьмет у вас интервью, о вашем стиле руководства.

    Итак, представляю вам известного журналиста. Это…..(фамилия, имя).

    Вопросы для проведения интервью.

    (задаются каждому директору все вопросы, отвечают по очереди)

      Представьтесь, пожалуйста.

      Какого стиля руководства вы придерживаетесь в своей работе?

      Почему вы выбрали именно этот стиль руководства? Чем он вас привлекает?

      Какие сложности возникают при применении данного стиля руководства?

      А почему Вы не используете … стиль руководства, ведь он имеет много достоинств?

    Большое спасибо всем директорам фирм, прошу вас занять свои места.

    В основе любого бизнеса лежит какая–нибудь предпринимательская идея. Без нее фирмы существовать не могут. В голове предпринимателя может возникать множество идей, даже самых безумных. Уважаемые представители фирм представьте себе, что у вас возникла одна из безумных идей. Проанализируйте ее. Докажите, что эта идея принесет вам большую прибыль или только одни убытки.

    (менеджер каждой фирмы вытягивает карточку с идеей, время на обдумывание 5 минут)

    Варианты безумных идей.

      Вы изобрели съедобную посуду, предназначенную для лентяев. Не хочешь мыть посуду – съешь тарелку. Попробуйте экономически доказать, что, если бы вы занялись этим, то доходы были бы огромны.

      Один владелец кинотеатра установил цены на билеты соответственно весу зрителя. Взвешиваются на весах возле кассы. Особенно радуются этому дети, которые платят вдвое меньше, чем раньше. Докажите, что владелец кинотеатра вскоре обанкротится.

      Вы изобрели радиоэлектронную шпаргалку в виде обыкновенной мухи, которую можно посадить на стол, на одежду, куда хотите. Эти мухи начнут пользоваться спросом. А вам нужно доказать убыточность этого предприятия.

      Вы изобрели контактные линзы для куриц, чтобы они не заклевывали друг друга, а сосредотачивались на корме.

      Вы изобрели новый телевизор, который передает не только изображение и звук, но и запах. Проанализируйте данную идею и докажите ее убыточность.

    (Учащиеся по очереди предлагают доказательство успешности применения идей)

    Следующее испытание, которое мы приготовили для фирм, это проверка их компетентности в области менеджмента. Каждой фирме я предлагаю ответить на предложенные вопросы, в порядке очереди.

    (Участники по очереди вытягивают вопросы (на карточках) и отвечают на них)

    Вопросы.

      Назовите качества, которые помогают вам быть успешным менеджером.

      Какие формы контроля вы используете в работе?

      По каким критериям вы выбирали на работу бухгалтера?

      Какие способы мотивации работников вы используете?

      Какой способ коммуникации доминирует в вашей фирме?

      Что вы прогнозируете в своей фирме?

      Какова миссия вашего предприятия?

      Какие формы вознаграждений вы используете?

      За что вы можете уволить работника?

      За что Вы можете премировать работника?

      Какие документы вы выписываете при продаже товара?

      Кто несет материальную ответственность в вашей компании?

      В чем заключается антикризисная программа вашей компании?

      Чем вы привлекаете инвесторов?

      Куда вы инвестируете свой капитал?

    В работе менеджер сталкивается с различными ситуациями, в том числе и конфликтными, выход из которых он должен найти.

    Сейчас вам будут предложены конфликтные ситуации, в которых может оказаться любая фирма. Ваша задача предложить выход из данной ситуации.

    (Фирмы вытягивают карточки с конфликтной ситуацией. Время на обсуждение 5 минут.)

    Конфликтные ситуации.

      Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? Как вы ответите на звонок?

      В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

      Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

      Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

      Ваш работник систематически не вовремя сдает отчеты о проделанной работе. Как вы с ним поступите?

    На любом предприятии работает бухгалтер, который ведет всю отчетность. На своей фирме вы столкнулись со следующей ситуацией: Ваш бухгалтер уехал в командировку, а вам срочно нужно сдать бухгалтерский баланс. На столе бухгалтера вы видите проводки. Расшифруйте их.

    Д 01 К 02

    Д 01 К 19

    Д 51 К 50

    И последнее испытание, которое мы приготовили для вас – это инсценировать ситуацию (представители фирм вытягивают карточку с ситуацией). Время для обсуждения – 5 мин.

      Найм на работу

      Повышение по службе

      Разговор менеджера с поставщиком производственных ресурсов

      Разговор руководителя предприятия с банковским служащим о предоставлении кредита.

      Сокращение с работы высококвалифицированного специалиста.

    Итак, фирмы успешно прошли все предложенные испытания.

    Сейчас начинается работа зрителей. Оцените наши фирмы и выберите ту, которая вам понравилась больше. Если у вас есть сомнения, вы можете сейчас задать фирмам свои вопросы.

    (Зрители задают вопросы)

      Коммуникативные способности

      Творческий подход

      Компетенция в области управления

    (Подведение итогов)

    Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания по менеджменту. Вы смогли эти знания применить на практике, попробовать на себе роли менеджеров, подчиненных, руководителей. Я думаю, что эти знания помогут вам в выборе будущей профессии. Все эти знания вы еще раз примените при создании проекта фирмы.

    (вручение диплома)

    А теперь подарки от спонсоров за участие в бизнес – клубе.

    Спонсоры нашего клуба:

      ОАО «Кондитерское объединение «Россия»» (шоколад – участникам, конфеты – зрителям)

      Коммерческий банк «Зауральский бизнес» (словари – директорам фирм)

    Программное и коммуникационное обеспечение

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    Основная литература

    1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с.

    2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с.

    3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с.

    4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127

    5. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с.

    6. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c.

    7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с.

    8. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c.

    Дополнительная литература

    1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с.

    2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c.

    3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с.

    4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 477 с.

    5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с.

    1. http://www.humanities.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

    2. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык для всех».

    3. http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.

    4. http://www.slovari.ru – Словари русского языка.


    Цель деловых игр: Развитие коммуникативных навыков.

    Задачи:

    Обучить эффективным способам общения.

    Развить умение находить подход к людям

    Отработать навыки убеждения

    Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

    Подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации

    Развитие умения невербального средства общения.

    Требование к участникам:

    Занятия рассчитаны на студентов.

    Количество 15-20 человек.

    Деловая игра «Завтрак с героем»

    Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

    Упражнение «Дополнительное рисование»

    Деловая игра «Леопольд»



    Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

    Деловая игра «Передать одним словом»

    Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

    Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

    Деловая игра «Всеобщее внимание»

    Цель: – развитие умения невербального средства общения.

    Деловая игра «Три закона общения»

    Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

    Деловая игра «Моя проблема в общении»

    Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

    Оборудование: бумага, ручки.

    Краткое описание деловых игр

    Спор практически невозможно выиграть. Если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

    Однако собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

    Деловая игра «Завтрак с героем» (30 минут)

    Необходимый материал. Бумага, карандаши.

    Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

    Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

    Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

    Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

    А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

    Рефлексия: (10 минут)

    Почему остался именно этот герой?

    Легко было уступать и почему вы уступали?

    Упражнение «Дополнительное рисование» (25 минут)

    Цель: выявить склонность к неуверенности.

    Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

    Процедура: лист бумаги посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

    Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

    При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых студентом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

    Деловая игра «Леопольд» (25 минут)

    Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

    Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

    Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

    В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

    Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

    Рефлексия: (5 минут)

    Вопросы для обсуждения.

    Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

    Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

    Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

    Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

    Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

    Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

    Список эмоций.

    Удивление.

    Сожаление.

    Разочарование.

    Подозрительность.

    Холодное равнодушие.

    Спокойствие.

    Заинтересованность.

    Уверенность.

    Желание помочь.

    Усталость.

    Волнение.

    Энтузиазм.

    Рефлексия: (5 минут)

    Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

    В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

    Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

    Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

    Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

    Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

    Рефлексия: (5 минут)

    Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

    Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

    Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

    Эти правила таковы:

    Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

    Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

    Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

    Заходят Земляни.

    Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

    Рефлексия: (10 минут)

    Как вы себя чувствуете?

    Что сейчас происходило?

    Вопросы к «землянам»:

    Что помогло группе прийти к решению?

    Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

    Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

    Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

    Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

    Рефлексия: (5 минут)

    Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

    Деловая игра для учащихся 8, 9 классов

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

    Цели : помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

    Подготовка

    Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры.

    Ход мероприятия

    Ведущий 1 . Добрый вечер, дорогие друзья!

    Ведущий 2. Здравствуйте.

    Ведущий 1. Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.

    Ведущий 2. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

    Ведущий 1. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

    Ведущий 2 . Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

    Ведущий 1 . Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.

    Ведущий 2 . Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

    Ведущий 1 . В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

    Ведущий 2. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

    Ведущий 1. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

    Ведущий 2. Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.

    Ведущий 1. Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

    Разминка-юморинка

    Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

    Рвач ➙ в - медицинский работник (врач).

    Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол).

    Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

    Марля ➙ м - «разноцветный» рабочий (маляр).

    Фиакр ➙ ф - волшебная цирковая профессия (факир).

    Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор).

    Старина ➙ с - младший медицинский рабочий (санитар).

    Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод).

    Авдотка ➙ а - юридическая профессия (адвокат).

    Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар).

    Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль).

    По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

    По вертикали . 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

    Что это за профессия?

    Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

    Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

    1. Логист - ...

    а) занимается логикой;

    б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

    в) организует конференции и научные саммиты.

    Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

    2. Веб-мастер - ...

    а) работает на компьютере;

    б) разрабатывает программы;

    в) разрабатывает проекты сайтов.

    Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

    В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

    3. Маркетолог - ...

    а) работает на рынке ценных бумаг;

    б) тот, кто изучает рынок;

    в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

    Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

    4. Фандрайзер - ...

    а) ищет деньги и возможности для организации;

    б) фанат, которого занимает звезда;

    в) изучает пути развития предприятий.

    Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

    5. PR-агент - ...

    а) связан с политикой;

    б) специалист по связям с общественностью;

    в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

    Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

    6. Имиджмейкер - ...

    а) философ;

    б) парикмахер;

    в) имидж-консультант.

    Комментарий . Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

    Подумай - посчитай

    Ведущий 1. В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

    Игрокам обеих команд предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач - ответить на семь вопросов классического теста, используемого большинством американских и западноевропейских фирм при приеме на работу новых сотрудников.

    Время обдумывания каждого задания около трех минут.

    1. Запишите цифру, являющуюся логическим продолжением ряда: 2, 7, 24, 77... (238. Каждое число умножаем на три и прибавляем к нему нечетное по возрастающей, начиная от единицы, то есть 1, 3, 5 и т. д. Отсюда: 77 х 3 + 7 = 238.)

    2. В каждой группе назовите лишнее слово:

    Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

    Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава, Бонн. (Нью-Йорк — единственный город в группе, не являющийся столицей.)

    Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

    3. Вставьте пропущенное число: 8, 10, 14, ... 34, 50, 66. (26. Числа через одно получаются путем удваивания и вычитания из полученного результата дойки: 8 х 2 — 2 = 14; 10 х 2 — 2 = 18; 14 х 2-2 = 26 и т. д.)

    4. Как нужно трижды записать цифру «3», чтобы получилось в итоге «4»? (3:3 + 3 = 4.)

    5. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

    Хозяйка, владелец, строй.

    Город, машина, змея, вой, мужчина, страх.

    (К слову «вой» и каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

    Выбор сделай сам

    Ведущий 2. Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

    Предлагаем вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 - очень хорошо, 4 - хорошо, 3 - средне, 2 - ниже среднего.

    1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.

    2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

    3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

    4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

    5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.

    6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

    7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

    Блиц-опрос

    1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

    а) Агния Барто;

    б) Сергей Михалков;

    в) Джанни Родари.

    2. Где работает брокер?

    а) в банке;

    б) на бирже;

    в) на ипподроме.

    3. За чем мужчина обращается к флористу?

    а) за табаком;

    б) за цветами;

    в) за морепродуктами.

    4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?

    а) кузнецы;

    б) цирюльники;

    в) алхимики.

    5. Где работает крупье?

    а) в казино;

    б) на конюшне;

    в) на мельнице.

    6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

    а) культиватор;

    б) культуролог;

    в) культурист.

    7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

    а) трубочист;

    б) шахтер;

    в) нефтяник.

    8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

    а) физиотерапевт;

    б) гипнотизер;

    в) анестезиолог.

    9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?

    а) посудомойка;

    б) сторож;

    в) учитель (шкраб - школьный работник).

    10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

    а) монтажер;

    б) монтер;

    в) монтажист.

    11. Что делает визажист?

    б) пластические операции;

    в) макияж.

    12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

    а) спикер;

    б) конферансье;

    в) диктор.

    13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

    а) прокурор;

    б) адвокат;

    в) нотариус.

    14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

    а) прокурор;

    б) адвокат;

    в) следователь.

    15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

    а) провизор;

    б) прозектор;

    в) проректор.

    Ведущий 2. Итак, наш классный час подошел к концу, пришло время подводить итоги. Дети усаживаются в круг.

    Ведущий 1 . Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

    1. Любой ли профессией может овладеть человек?

    2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

    3. Что такое склонность, интерес?

    4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

    5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.