Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ. Типы профессий по климову Профессия человек техника кто ведущий предмет труда

«человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же, должен себе ясно представлять.

Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.

В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами.
2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой.
3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей.
4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей.
5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами.
6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.

«Человек — техника» . В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но, все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла.
Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов:
1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород.
2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования.
4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств.
5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций.
6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов.
7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов.
8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими.
9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

«Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология). Труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например, есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но, все же, главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д. Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа». Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.

Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных. Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны такие качества как, заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

«Человек — знак» (или «Человек — знаковая система»). Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В. Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.

Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах.
1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование.
2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения.
3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.

Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ».
Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.
В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.

«предмет труда»: человек человек, человек техника - страница №1/1

Первые пять групп суждений в тесте характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда» :


  1. человек - человек,

  2. человек - техника,

  3. человек - знаковая система,

  4. человек - художественный образ,

  5. человек - природа.
Последние две группы суждений в тесте, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда» :

А) исполнительские,

Б) творческие.

Сначала определяется, к ка­кому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей сте­пени склонны и способны. Затем определяется ваша преимуществен­ная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Наиболее удачный случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. Это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав профессию, вы не только смогли бы до­биться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

Профессиональные склонности - стремление человека зани маться теми или иными видами профессиональной деятельности.

Однако не всегда нам нравятся именно те виды деятельности, ко­торые у нас больше всего получаются. В том случае, если наиболее привлекательный для вас квадрат на психологической карте профессий не совпадает с квадратом, характеризующим деятельность, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, ориентиро­ваться ли на ваше «Хочу» или на ваше «Могу».

Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям или способностям. Тем более что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способ­ности могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и об­ратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид дея­тельности становится для него более привлекательным.

Если ваши профессиональные склонности не совпадают с вашей оценкой профессиональных способностей, то рекомендуется выяснить, каковы же ваши способности на самом деле.

Надеемся, что экспресс тесты, предлагаемые в этой книге, помо­гут Вам лучше узнать ваши профессионально-важные качества.

Человек - Природа

Люди этого типа профессии любят природу.

Предметом труда являются растения, животные, микроорганизмы и условия их среды обитания. Они создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном для человека направлении.

Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения -заболевания, гибель, поражения.

Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микро­биологии, химии и др. Требования к двигательной активности в раз­ных видах труда представителей этого типа профессий разнообраз­ны - от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. Ё некоторых случаях требуются бережные движения (с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых- многократно повторяющиеся ручные усилия (при высадке растений, уборке урожая), иногда значи­тельные физические нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жиз­недеятельности организмов, важны образная зрительная память, бога­тое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуа­циях работы с биологическими объектами.

Бережность и аккуратность в отношении к живым организмам -непременное личное качество профессионала. При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом развития.

Противопоказаниями к работе часто оказываются слабое здоро­вье, недостаточное физическое развитие, серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живой природе.

Человек-Техника

Люди этого типа любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнь.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, ви-1ов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии ма­шины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.

В данном типе используются различные способности, которые по­надобятся в той или иной профессии. В одних случаях требуется тонкое зрительное различие свойств материала или обстановки труда (сбор­щик электронных приборов, ткачиха), в других - надо на слух оценить работу оборудования (наладчик оборудования, мастер-диагност), в третьих - обоняние и вкус ориентируют человека (технология приго­товления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов.

Для специалистов этого типа важно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек, читая их, быстро понимает суть, целое и детали. Проектирование техники требует хорошего развития про­странственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.

Также необходим кругозор в области естественнонаучного знания и прежде всего по физике, химии, математике. Важно знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. А также знать многие строгие правила по эксплуатации техники, условиям безопас­ного труда и выполнять их.

Среди требований к двигательной активности необходимо указать такие, как точность и быстрота движений. Хорошая координация и обдуманность движений. Наличие различных двигательных навыков, ручная умелость.

Человек должен уметь сосредотачивать, переключать и распреде­лять внимание. Как правило высокие требования к глазомеру, слуху, обонянию, мышечной чувствительности.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, предель­ная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.

Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых ви­дах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответству­ющие профессии противопоказаны для женщин.

Человек - Человек

Представители профессий данного типа умеют руководить груп­пами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать детей разных возрастов, лечить, осуществлять полезные действия по обслу­живанию различных потребностей населения.

Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общени­ем. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слу­шать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его поло­жении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.

Важны наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.

Профессии данного типа требуют творческого склада ума, спо­собности ясно представлять варианты возможных последствий действий людей.

Профессионал данного типа- будь то учитель, врач или инспектор милиции - должен иметь немалый кругозор в области гуманитарных знаний. Очень кстати оказывается здесь жизненный опыт, и основан­ное на нем, понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.

Противопоказаниями к данному типу профессий являются дефек­ты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выра­женные физические недостатки, излишняя медлительность, равноду­шие к людям.

Человек - Знаковая система

Деятельность людей данного типа профессий связана с информа­ционным обеспечением, печатными источниками, цифровым материа­лом, контролем качества продукции, созданием документации, иност­ранными алфавитами, построением математических и химических фор­мул, разработкой схем, маршрутов, законодательством и др.

Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, докумен­тах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, черте­жи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть мно­жество документов, следить за их происхождением, правильно их хра­нить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению этой задачи.

Для человека важны быстрые и точные, координированные дви­жения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый подчерк (библиограф, секретарь, паспортистка).

Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словено-логическую информацию больших объемов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчи­вость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжелый.


Человек - Художественный образ

Представители этого типа профессий умеют воплощать идею или оп­ределенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образа, а также оценивать и анализировать это воплощение.

Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художе­ственными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонени­ем от темпа и пр.

Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий под­ход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт - ува­жительное отношение к произведению искусства.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.

Особенности творчества представителей этого типа профессий со­стоит в том, что они - новаторы по своей сути. Особенно ценится не­повторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Очень важными качествами являются непредубежденность, раско­ванность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только в том случае, если человек в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (музыкант, художник, актер, певец).

Люди этого типа должны быть усидчивыми, терпеливыми, способ­ными к многократной переделке сделанного. К трудностям данного типа профессий относят длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств, опорно-двигатель­ному аппарату, немалые нервные нагрузки.
Классификация профессий по предмету труда


Тип профес­ сии

Предмет труда

Примеры профессий

Психологические качества

«Человек - природа»(П)

Различные живые орга­низмы, био­логические процессы

Микробиолог, агрохимик, гео­лог, животновод, агроном, зоотех­ник, ветеринар, врач, лесовод, озеленитель

лесник, садовод, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.



Наблюдатель­ность, устойчи­вость внимания, склонность к на­блюдению, вы­носливость, тер­пеливость к не­достатку ком­форта

«Человек - техника» (Т)

Технические системы, веществен­ные объек­ты, мате­риалы, виды энергии

Слесарь, токарь, инженер-конструктор, опера­тор котельной, машинист, швея, сварщик, ка­менщик, маляр, механик, мон­тажник, плот­ник, штукатур, электрогазосварщик, электромонтёр

водитель, летчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтер, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик микросхем, ин­женер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по перера­ботке пищевых продуктов.


Развитие нагляд­но-образного мышления, про­странственного воображения, техническая ос­ведомлённость и сообразитель­ность, развитие двигательных навыков, склон­ность к практи­ческому труду

«Человек - человек» (Ч)

Люди, груп­пы, коллек­тивы

Врач, медсестра, воспитатель, гу­вернер, учитель, тренер, офици­ант, продавец, проводник, сек­ретарь, следователь, милиционер, социальный работник, массажист, парикмахер

экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, пере­водчик, нотариус, контролер-кассир.


Коммуникатив­ные и организа­торские способ­ности, эмоцио­нальная устой­чивость, тактич­ность, выдержка, доброжелатель ость, речевые способности

«Человек -

Условные знаки, цифры, коды формулы, естественные или искусственные языки

Корректор, кассир, секретарь машинистка, оператор ЭВМ, переводчик, библиотекарь, наборщик, программист, бухгалтер, экономист, ревизор, статистик, чертежник, телефо-

Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости

«Человек - художественный образ» (X)-

Произведения литературы, искусства

Дизайнер, художник, журналист, модельер, закройщик, копировщик, актер, ювелир, музыкант, архитектор, диктор, парикмахер, кондитер, фотограф, маляр, реставратор декоратор, цветовод

композитор, артист, писатель, режиссер, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальщица,.


Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи


Задачи проектаНайти при помощи сети Интернет профессии, которые подходят для типа «человек-техника».Описать заинтересовавшие участников проекта профессии, которые относятся к типу «человек-техника».Найти информацию об учебных заведениях, в которых можно получить профессии для типа «человек-техника» (каждый для себя индивидуально). Узнать условия поступления и обучения в выбранных учебных заведениях (каждый для себя индивидуально).Сделать вывод по проекту.
Группа № 2. Тип профессий «Человек-техника». (Типология профессий Е.А. Климова; группа определена по результатам анкетирования)
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко. Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае - технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) - специалист по управлению подъемным краном, слесарь - специалист по обработке металла.При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)
Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород: Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважинПрофессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий: Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассыПрофессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования: Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств: Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.
Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций: Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщикПрофессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов: Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщикПрофессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов: Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими: Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства: Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.
Профессионально-важные качества:знания по физике, математике, химии; осведомленность об устройстве и функциях применяемых машин и инструментов, режимах работы техники, правилах ее эксплуатации, умение разбираться в чертежах и схемах;хорошее зрение и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота движений, хорошая координация;хорошо развитое пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность;интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми;способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т.д.Противопоказания:нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника);рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т.д.
В нашей группе наибольший интерес вызвала одна из самых интересных профессий – профессия летчик или пилот.
Летчик, или же пилот, – специалист, обладающий знаниями и умением управлять различными авиационными транспортными средствами, такими как самолет или вертолет.Пилотов воздушных судов условно делят на несколько категорий: военные, экспериментальные, гражданские и любители.
В обязанности пилота входит контроль за самолетом во время всего пути. Получив указания и маршрут от авиадиспетчера, пилот обязан прикладывать все усилия, чтобы самолет оказался в заданное время точно в том месте, которое указано в расчетной траектории. Чтобы следовать заданному маршруту и не допустить столкновения в воздухе, пилот обязан постоянно в течение всего полета сравнивать показания приборов с расчетными данными – приборов, к слову, большое множество.
Кандидат в пилоты должен обладать отменным здоровьем физическим и психическим. Во время полета летчик испытывает постоянные перегрузки, особенно пилоты боевых маневренных самолетов. Также на пилота возлагается большая ответственность: в его руках жизни людей – как тех, которых он перевозит, так и тех, кто находится на земле. На протяжении всего полета летчик должен обеспечивать безопасность воздушного судна. Все эти задачи требуют серьезных физических и психических затрат, по сути пилот выполняет заранее известную задачу: откуда лететь, куда, на каком самолете, как долго, и весь маршрут уже построен.
Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий, так что конкуренции у пилотов нет. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии. Также стоит обратить внимание на знание английского языка, который является международным в гражданской авиации, а значит, владеть им нужно на очень высоком уровне.
Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий. Каждый год на пенсию уходят 500-600 профессионалов, а на смену им приходят около 200 молодых летчиков. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии. Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий. Каждый год на пенсию уходят 500-600 профессионалов, а на смену им приходят около 200 молодых летчиков. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии.
Также стоит обратить внимание на знание английского языка, который является международным в гражданской авиации, а значит, владеть им нужно на очень высоком уровне. В целом обучение в академии занимает 5 лет, по окончании вы сможете устроиться на работу в какую-нибудь авиакомпанию, налетав в академии примерно 150 летных часов.
Работа над проектом помогла в выборе будущей профессии.Узнали много новых профессий.Получили интересные сведения о профессии «летчик».

Введение

Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т.д.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу.

Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать и другие способы психодиагностики - различные тесты, анкеты, опросники, которые помогают вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Типы профессий

Люди имеют определенные способности, которые позволяют им добиваться больших успехов в одной области деятельности, чем в другой. Существует пять основных типа профессий:

1. «Человек-природа»

2. «Человек-техника»

3. «Человек-человек»

4. «Человек-знаковая система»

5. «Человек-художественный образ»

«Человек-природа»

Предметом труда для представителей большинства профессий этой сфера являются живые растительные организмы и животные, условия их роста и жизни. Специалисты, работающие в этой области,

· Изучают и анализируют состояние и условия жизни растений или животных (микробиолог, агрохимик, гидробиолог, геолог, химик);

· Выращивают растения и ухаживают за животными (лесовод, цветовод, овощевод, агроном, птицевод, пчеловод, зоотехник, фермер);

· Проводят профилактику заболеваний растений и животных, лечат животных, борются с вредителями растений (агроном по защите растений, врач по карантинной службе, ветеренар).

Успех работы специалистов в профессиях данного типа зависит от способности предвидеть и оценивать очень изменчивые природные факторы. Особенность их деятельности заключается в том, что её результаты проявляются по прошествии длительного времени, исчисляемого иногда не только неделями, месяцами, но и годами; специалист обязан обладать терпением и настойчивостью; нужно быть готовым к работе в трудных погодных условиях.

«Человек-техника»

Большинство профессий этого типа связано:

· С эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами);

· С ремонтом технических устройств (специалисты выявляют и распознают неисправности технических систем, машин, механизмов и приборов; ремонтируют, регулируют и налаживают их);

· С созданием, монтажом, сборкой (специалисты проектируют и конструируют технические системы и устройства, разрабатывают процессы их изготовления; из отдельных деталей, узлов, блоков собирают машины, механизмы, аппараты и приборы, регулируют и налаживают их).

Для успешной работы в области техники важна наблюдательность, умение при помощи слуха, зрения и воображения подметить еле заметные изменения в работе машин и механизмов; необходим высокий уровень развития так называемого технического мышления, развитие представления о ходе скрытых от глаз технических процессов.

Тип профессии «человек-техника», ориентирован на создание, применение и обслуживание разных технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и облегчения своей трудовой деятельности.

Все, что окружает человек, называется «ресурс». Ресурсы разделяются на энергетические и природные.

К природным ресурсам относится цветные, черные, полудрагоценные и драгоценные металлы, нефть, животный и растительный мир и многое другое. Энергетические ресурсы - это уже переработанные природные ресурсы, с помощью которых человек получает энергию. Энергия может быть получена с помощью солнца, воды, ветра (атомные и гидроэлектростанции).

Чтобы перерабатывать и добывать такие ресурсы, круглый год трудятся миллионы людей различных специальностей. Главными представителями профессии типа «человек-техника» в этой сфере - -конструкторы, шахтеры, энергетики, лесорубы и многие другие.

Для производства нужно создавать условия, это, прежде всего строительство. Но строительство - это не только возведение жилых комплексов, но и транспортных магистралей, производственных помещений, прокладка линий электропередач. Все это осуществляют - арматурщик, монтажник железобетонных конструкций, бетонщик, каменщик, газосварщик и другие.

У производства должны быть вспомогательные ресурсы – техника, инструменты и оборудование. Техника для производства может отличаться по размерам, по уровню автоматизации и по сложности. Разрабатывают и проектируют новые станки, и производственные линии и механизмы - инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, изготавливают - токари, слесари, фрезеровщики, а контролируют - техники.

Лидирует среди техники - транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога, самолеты и др.), военная техника (танки, подводные лодки и др.) и др. Главными представителями этой сферы - , летчики и машинисты, а также специалисты по ремонту транспортных средств. .

Нужно вспомнить о технике, которая облегчает людям быт, пошив одежды, производство продуктов питания, изготовление видео-, аудио-, бытовой техники, технических приспособлений, компьютеров и все, без чего не может обойтись на сегодня ни один современный человек. Эта сфера представляет наибольшее число специальностей, напрямую связанных с техникой, так и сопутствующих, например архитекторов, программистов.

Профессии типа «человек-техника» можно освоить в учебных заведениях разного уровня образования. В высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях) выпускают инженеров различного профиля, а в колледжах, училищах - техников. Рабочие специальности можно получить в ПТУ.

Отдавая предпочтение техническим специальностям, нужно помнить об особенностях характера человека, таких, как развитое конкретное и пространственное и мышление, способность к абстрагированию, аккуратность и точность, мелкая моторика и хорошее зрение.