Снижение затрат в строительстве. Пути снижения себестоимости строительства Резервы и пути снижения себестоимости строительно-монтажных работ

Уровень себестоимости строительной продукции в значитель-ной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе, сло-жившийся уровень цен на эти ресурсы. В то же время на себес-тоимость продукции существенно влияет рациональное и эф-фективное использование этих ресурсов.

Снижения себестоимости строительно-монтажных работ мож-но достичь за счет:

Применения производительной техники (снизить расходы топлива и электроэнергии, затраты на ремонт и техобслужива-ние строительных машин и механизмов);

Повышения сменности с изменением режима работы строи-тельных организаций, транспорта, занятого на перевозках в пределах стройплощадки, внедрения экономичной технологии;

Реорганизации управления строительным производством;

Экономии материалов за счет рационального снабжения, хранения и расходования.

Существуют и более тонкие и скрытые факторы, которые тре-буют привлечения научных методик, обширной информацион-ной базы, экономически высококвалифицированных управлен-ческих кадров:

Выбор рациональных темпов, сроков строительства;

Оптимизация номенклатуры выпуска продукции, типов работ;

Определение рациональной степени использования произ-водственной мощности;

Политика обновления строительных машин;

Набор эффеткивного портфеля запасов;

Оптимальное управление запасами сырья, материалов, кон-струкций;

Профессиональный маркетинг.

Традиционные факторы оцениваются следующим образом.

А. Снижения себестоимости СМР (См) можно достичь за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конст-рукции и определить по формуле

Б. Снижение себестоимости СМР (Св) за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин л механизмов можно рассчитать по формуле

В. Снижение себестоимости СМР от овышения производительности труда за счет увелечения сборности строительства определяется по формуле

Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение накладных расходов».. В этих целях составляется реальная смета закладных расходов и делается сопоставление ее с размером на-кладных расходов, предусмотренных в сметной стоимости СМР. При разработке накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом экономии от организа-ционно-производственных и хозяйственных мероприятий. При этом дополнительная заработная плата определяется на основе данных плана по труду, а расходы на социальное страхование — исходя из фонда заработной платы и установленных ставок от-делений на социальное страхование; расходы по медицинскому обслуживанию рабочих определяются на основе специальных расчетов; износ временных (нетитульных) приспособлений и устройств, сооружений рассчитывается исходя из установленных норм износа. Для дополнительного обоснования расчетов по со-ставлению сметы накладных расходов проводится расчет эконо-мии накладных расходов за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема строительно-монтажных работ и сокращением продолжительности строитель-ства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьше-ние накладных расходов на величину, определяемую по формуле

Рост выработки в сравнении со сметой снизит накладные расходы на величину, определяемую по формуле


Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удель-ного веса основной заработной платы рабочих можно опреде-лить по формуле


Коэффициенты Кп, Кв, К3, входящие в состав трех последних формул, определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенностей.

В строительном производстве возможно применение других мер по снижению себестоимости СМР, обоснованных как практически, так и теоретически.

COST REDUCTION IN THE BUSINESS OF ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY

Babkov Sergey Romanovich

master"s degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

Osadchaya Natalia Alekseevna

scientific adviser Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Marketing and Engineering Economics degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам оптимизации затрат на предприятиях дорожно-строительной отрасли, приведены основные методы снижения затрат с помощью внедрения инновационных материалов и использования оптимальных логистических цепей поставок.

ABSTRACT

The article is devoted to the optimization of costs in the road construction industry, the main methods of cost reduction through the introduction of innovative materials and the use of optimal logistics supply chains.

Ключевые слова: затраты, оптимизация, инновации, себестоимость, строительство.

Keywords: costs, optimization, innovation, cost, construction.

Анализируя деятельность строительных предприятий можно сделать вывод, что основными направлениями оптимизации затрат является снижение объема материальных затрат, уменьшение суммы затрат, связанных с персоналом, снижение себестоимости за счет внедрения инновационных технологий.

Уменьшение материальных затрат возможно реализовать при помощи снижения объема затрат на транспортировку и заготовку, использования более доступных или эффективных дешевых материалов, ограничение затрат в области хранения материалов на складах, а также изменение структуры работ в направлении меньшей материалоемкости.

В процессе определения перечня используемых материалов важно принимать в расчет конъюнктуру рынка. То есть приоритетом предприятия должна быть долгосрочность контрактов с поставщиками, которые предоставляют материалы по выгодным ценам и организуют своевременные поставки.

Обеспечение своевременности в области поставок позволяет снизить затраты, так как стабильность поставок исключает возможность простоя, внепланового продления срока производства работ и других видов дополнительных затрат.

Из-за высокой конкуренции на рынке Ростовской области и города Ростова-на-Дону в частности цены на аналогичные сырье и материалы могут отличаться в пределах 20-30 %, поэтому поставщики применяют различные программы скидок.

Наибольшее распространение получила скидка, связанное с объемом партии товара. Также часто используются скидки, связанные с использованием определенной логистической компании, скидки постоянным клиентам и сезонные скидки.

Значительное влияние на себестоимость строительных работ имеет качество материалов, от него зависят свойства продукции, важные для потребителей, а также экономические характеристики деятельности предприятия.

Инновационные материалы, применяемые в строительстве магистралей наряду со своей высокой стоимостью, способствуют уменьшению затрат на труд. Это дает общую экономию совокупных затрат.

Это позволяет сократить время использования машин и механизмов, снизить арендную плату и сократить объем транспортных затрат, поскольку большинство новых материалов имеют меньший вес.

Эффективным методом снижения материальных затрат является концентрация деятельности предприятия в области менее материалоемких работ. Из анализа статистических данных анализа видно, что более половины работ всех строительных компаний составляют строительные работы, которые являются наиболее материалоемкими. Сокращению объема затрат способствует увеличение объемов производства по направлению реконструкции и капитального ремонта.

Снижение доли строительных работ до 30% и наладка сети поставщиков, исходя из анализа, дают следующие возможности снижения объема материальных затрат, указанные в таблице 1. При внедрении данных мероприятий имеется возможность сократить объем материальных затрат на 788941,78 тыс. руб. или 17 % при сохранении объемов работ на уровне 2017 года.

Еще одним путем снижения себестоимости строительно-монтажных работ является внедрение новых технологий.

Например. в дорожном строительстве перспективным направлением снижения затрат является строительство дорог из асфальто-бетонных смесей. Данная технология выигрывает в том, что значительно увеличиваются периоды между капитальными ремонтами дорог, что позволяет практически вдвое увеличить срок службы дорожных покрытий, при одновременном сокращении энергии (почти в два раза) и затрат материальных ресурсов в 1,5 раза.

Как показывает зарубежный опыт наиболее перспективным и предпочтительным направлением политики в области дорожного строительства является его ориентир на создание дорог как цельного актива. Для дорожного строительства выделяют следующие виды инновационных технологий (рисунок 1).

Конечно в настоящее время не все предприятия готовы и используют инновационные материалы в силу их дороговизны относительно используемых материалов.

Таблица 1

Прогнозируемый расчет эффективности материальных затрат (на примере предприятия дорожного строительства)

Виды работ

Фактический объем (2017г.)

Планируемый объем

Отклонение (+;-)

абсолютное значение, тыс. руб.

абсолютное значение, тыс. руб.

Строительство автомобильных дорог

Реконструкция улично-дорожной сети

Капитальный ремонт автомобильных дорог

Итого материальных затрат

Рисунок 1. Виды инновационных технологий

Еще одним резервом снижения себестоимости является внедрение инновационных технологий на стадии проектирования, которая составляет 5% от стоимости всего контракта.

Управление затратами на предприятиях дорожного строительства тесно связано с оптимизацией в логистических цепях при строительстве объектов. Оптимизация затрат за счет улучшения логистики может стать эффективным направлением в снижении себестоимости строительства.

Еще одним резервом снижения затрат на строительство является использование местных строительных материалов. Данное обстоятельство позволяет снизить затраты на закупку, транспортировку, а далее в перспективе снизит затраты на проведение капитального ремонта объектов инфраструктуры.

Список литературы:

  1. Волков А.А., Силка Д.Н., Лебедев К.А. Совершенствование подходов к управлению затратами в строительстве. Экономика и предпринимательство 2017 № 4-2 (81). С 500-503
  2. Ложкина А.Ю. Управление качеством на основе управления затратами в строительстве. Фотинские чтения. 2014 №1 (1). С.145-151
  3. Нуркашева Н.С. Управление затратами в организациях автодорожного строительства Интернаука. 2018. № 6 (40). С. 52-53.
  4. Хамкалова И.Г. Управление затратами с учетом интересов собственника как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сферы жилищного строительства. Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) 2011. №1 С.25

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ состояния и пути снижения себестоимости строительно-монтажных работ и продукции. Сущность и виды затрат, аспекты их анализа. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости. Финансовое состояние компании ЗАО "Терна Полимер".

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости продукции. Резервы снижения комплексных расходов. Пути снижения себестоимости продукции. Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

    реферат , добавлен 11.03.2003

    Определение себестоимости изготовленной продукции и незавершенного производства на конец периода методом условных единиц. Оценка управленческих решений с точки зрения релевантных затрат. Расчет себестоимости строительно-монтажных работ на объектах.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2009

    Понятие, экономическая сущность и основные виды себестоимости продукции. Определение объекта калькуляции стоимости и полной себестоимости. Изучение способов отнесения затрат на объект калькуляции. Пути снижения себестоимости продукции на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2015

    Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости. Анализ финансового состояния и себестоимости продукции предприятия ОАО "Омскшина". Методы снижения себестоимости резиновой смеси. Внедрение экономичной технологии осушки сжатого воздуха.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2012

    Экономическое содержание НДС. Условия, необходимые для возникновения объекта налогообложения по НДС. Выполнение строительно-монтажных работ силами подрядных строительных организаций. Проблемы налогообложения добавленной стоимости в строительстве.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Краткая характеристика хозяйствующего субъекта, анализ его финансового состояния. Прибыль как экономическая категория, определение основных факторов, влияющих на нее, пути повышения. Проект повышения прибыли цеха 343 по средствам снижения себестоимости.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

Уровень себестоимости строительной продукции в значительной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе, сложившийся уровень цен на эти ресурсы. В то же время на себестоимость продукции существенно влияет рациональное и эффективное использование этих ресурсов.

Снижения себестоимости строительно-монтажных работ можно достичь за счет:

применения производительной техники (снизить расходы топлива и электроэнергии, затраты на ремонт и техобслуживание строительных машин и механизмов); повышения сменности с изменением режима работы строительных организаций, транспорта, занятого на перевозках в пределах стройплощадки, внедрения экономичной технологии; реорганизации управления строительным производством; экономии материалов за счет рационального снабжения, хранения и расходования.

Существуют и более тонкие и скрытые факторы, которые требуют привлечения научных методик, обширной информационной базы, экономически высококвалифицированных управленческих кадров:

выбор рациональных темпов, сроков строительства; оптимизация номенклатуры выпуска продукции, типов работ; определение рациональной степени использования производственной мощности; политика обновления строительных машин; выбор эффективного портфеля заказов; оптимальное управление запасами сырья, материалов, конструкций; профессиональный маркетинг.

Традиционные факторы оцениваются следующим образом.

А. Снижения себестоимости СМР (С м) можно достичь за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции и определить по формуле

где У м.р - удельный вес затрат на материальные ресурсы (или отдельного вида материала, конструктивного элемента и т.д.) к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ, % ; У н.р процент сижения нормы расхода материалов, конструкций, деталей (или отдельного их вида); У ц - процент снижения цены материалов, деталей, конструкций (или отдельного их вида).

Б. Снижение себестоимости СМР (С в) за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин и механизмов можно рассчитать по формуле

где Д- уровень расходов на эксплуатацию машин в сметной (базовой) себестоимости, %; (α - доля условно-постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, % ; В ч - планируемое увеличение выработки машин, % .

Формулу можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе работ, так и, например, при оценке изменения себестоимости в случае замены отдельной машины.

В. Снижение себестоимости СМР (С сб) от повышения производительности труда за счет увеличения сборности строительства определяется по формуле



где Q лл - объем строительно-монтажных работ по сметной стоимости на плановый период, тыс. руб.; Q n ов объем строительно-монтажных работ по объемам с повышенной степенью сборности по сметной стоимости, тыс. руб.; У 6 - удельный вес затрат по статье «Основная заработная плата» в себестоимости работ в базисном периоде, %; п - количество мероприятий по повышению сборности; Т пл - удельное сокращение трудовых затрат за счет повышения сборности на единицу измерения, % .

Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение общепроизводственных расходов». В этих целях составляется реальная смета общепроизводственных расходов и делается сопоставление ее с размером общепроизводственных расходов, предусмотренных в сметной стоимости СМР. При разработке общепроизводственных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий.

Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы общепроизводственных расходов проводится расчет экономии общепроизводственных расходов за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема строительно-монтажных работ и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение общепроизводственных расходов на величину, определяемую по формуле

где К п - доля условно-переменной (зависящей от продолжительности строительства) составляющей общепроизводственных расходов; Н я - величина общепроизводственных расходов в процентах к себестоимости работ; Т вл, Т а - соответственно плановая и нормативная продолжительность строительства.

Рост выработки в сравнении со сметой снизит общепроизводственные расходы на величину, определяемую по формуле

где К в - коэффициент определения доли общепроизводственных расходов, зависящих от выработки; В пл - средняя выработка одного рабочего по плану; В см - средняя выработка одного рабочего по смете.

Снижение уровня общепроизводственных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле

где К 3 - коэффициент определения доли общепроизводственных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы; Н н.р - величина общепроизводственных расходов к себестоимости работ, %; З пл - удельный вес заработной платы по плану; З см - удельный вес основной заработной платы по смете.

Коэффициенты К п, К в, К 3 , входящие в состав трех последних формул, определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенностей.

В строительном производстве возможно применение других мер по снижению себестоимости СМР, обоснованных как практически, так и теоретически.

Уровень себестоимости строительной продукции в значительной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе, сложившийся уровень цен на эти ресурсы. В то же время на себестоимость продукции существенно влияет рациональное и эффективное использование этих ресурсов.

Снижения себестоимости строительно-монтажных работ можно достичь за счет:

применения производительной техники (снизить расходы топлива и электроэнергии, затраты на ремонт и техобслуживание строительных машин и механизмов);

повышения сменности с изменением режима работы строительных организаций, транспорта, занятого на перевозках

в пределах стройплощадки, внедрения экономичной технологии;

реорганизации управления строительным производством;

экономии материалов за счет рационального снабжения, хранения и расходования.

Существуют и более тонкие и скрытые факторы, которые требуют привлечения научных методик, обширной информационной базы, экономически высококвалифицированных управленческих кадров:

выбор рациональных темпов, сроков строительства;

оптимизация номенклатуры выпуска продукции, типов работ;

определение рациональной степени использования производственной мощности;

политика обновления строительных машин;

выбор эффективного портфеля заказов;

оптимальное управление запасами сырья, материалов, конструкций;

профессиональный маркетинг.

Традиционные факторы оцениваются следующим образом.

А. Снижение себестоимости за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции (См) можно определить по формуле (1.4).

где Ум.р -- удельный вес затрат на материальные ресурсы (или отдельного вида материала, конструктивного элемента и т.д.) к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ, %; Ун.р -- процент снижения нормы расхода материалов, конструкций, деталей (или отдельного их вида); Уц -- процент снижения цены материалов, деталей, конструкций (или отдельного их вида).

Б. Снижение себестоимости за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин и механизмов (Св) можно рассчитать по формуле (1.5).

где Д -- уровень расходов на эксплуатацию машин в сметной (базовой) себестоимости, %; б -- доля условно-постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, %; Вч -- планируемое увеличение выработки машин, %.

Формулу можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе работ, так и, например, при оценке изменения себестоимости в случае замены отдельной машины.

В. Снижение себестоимости от повышения производительности труда за счет увеличения сборности строительства (Ссб) определяется по формуле (1.6).

где Qпл -- объем строительно-монтажных работ по сметной стоимости на плановый период, тыс. руб.; Qпов -- объем строительно-монтажных работ по объемам с повышенной степенью сборности по сметной стоимости, тыс. руб.; У6 -- удельный вес затрат по статье «Основная заработная плата» в себестоимости работ в базисном периоде, %; n -- количество мероприятий по повышению сборности; Тпл -- удельное сокращение трудовых затрат за счет повышения сборности на единицу измерения, %.

Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение накладных расходов». В этих целях составляется реальная смета накладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных в сметной стоимости строительно-монтажных работ. При разработке накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. При этом дополнительная заработная плата определяется на основе данных плана по труду, а расходы на социальное страхование -- исходя из фонда заработной платы и установленных ставок отчислений на социальное страхование; расходы по медицинскому обслуживанию рабочих определяются на основе специальных расчетов; износ временных (нетитульных) приспособлений и устройств, сооружений рассчитывается исходя из установленных норм износа. Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы накладных расходов проводится расчет экономии накладных расходов за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема строительно-монтажных работ и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов на величину, определяемую по формуле (1.7).

где Кп -- доля условно-переменной (зависящей от продолжительности строительства) составляющей накладных расходов; Н -- величина накладных расходов в процентах к себестоимости работ; Тпл, Тн -- соответственно плановая и нормативная продолжительность строительства.

Рост выработки в сравнении со сметой снизит накладные расходы на величину, определяемую по формуле (1.8).

где Кв -- коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от выработки; Впл -- средняя выработка одного рабочего по плану; Всм средняя выработка одного рабочего по смете.

Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле (1.9).

где Кз -- коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы; Нн.р -- величина накладных расходов к себестоимости работ, %; Зпл -- удельный вес заработной платы по плану; Зсм -- удельный вес основной заработной платы по смете.

Коэффициенты Кп, Кв, Кз, входящие в состав трех последних формул, определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенностей.

В строительном производстве возможно применение других мер по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, обоснованных как практически, так и теоретически.