Приспособления птиц к полету. Основные приспособления птиц к полету — признаки и среда обитания Черты приспособленности к полету пищеварительной системы птиц

1) Двойное дыхание у птиц - это хитро. Попытаемся разобраться по схеме:

Легкие у птиц губчатые, они не могут расширяться-сжиматься, как наши. Эту работу (расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе) у птиц выполняют воздушные мешки . При вдохе (синие стрелки) воздушные мешки расширяются, и туда заходит воздух. В мешки №2 заходит воздух, прошедший через легкие (насыщенный углекислым газом, "использованный"). В мешках №1 запасается чистый воздух. При выдохе (красные стрелки) мешки сжимаются. Использованный воздух из мешков №2 выдыхается сразу, а чистый воздух из мешков №1, прежде чем выйти наружу, проходит через легкие. Таким образом, и при вдохе, и при выдохе через легкие птицы проходит свежий воздух. Именно поэтому птичье дыхание называется «двойным». Кстати, обратите внимание: воздух через легкие птиц движется все время в одном и том же направлении, что облегчает организацию противотока. За счет двойного дыхания и противотока (получается «четверное дыхание») птицы получают гораздо больше кислорода, чем мы.

2) Для запасания кислорода летательные мышцы содержат много миоглобина .

3) Кровеносная система не отстает от дыхательной: в ней очень высокое давление и частота сердечных сокращений. (Среднее давление у птиц 133 мм рт. ст., а у млекопитающих - всего лишь 97 мм рт. ст. Зато пульс у полукилограммового млекопитающего будет около 250 раз в минуту, а у аналогичной птицы - всего лишь 180. Зато масса сердца птицы составляет в среднем 0,8% от массы тела, а у млекопитающего - всего лишь 0,6%. Короче, кровеносные системы птиц и зверей примерно равны; птицы виыгрывают за счет того, что их кровь содержит гораздо больше кислорода, см. п. 1.)

4) За счет отлично развитых кровеносной и дыхательной систем у птиц очень быстрый обмен веществ и высокая температура тела (у млекопитающих от 36 до 39 °С, а у птиц - от 40 до 42 °С). При высокой температуре быстрее идут все процессы жизнедеятельности, в том числе быстрее происходит сокращение мышц . Это позволяет птицам совершать бóльшую работу за единицу времени. Для не-любителей физики: работа, поделенная на время, называется мощность. Птицы более мощные , поэтому они могут летать.

5) Для получения большого количества энергии птицы едят намного больше , чем млекопитающие с такой же массой тела (на фоне птиц даже бурозубка, которой приходится питаться 80 раз в день, после еды - спать 10 минут, затем снова есть - не выглядит такой уж страдалицей). Чтобы хоть немного сэкономить, некоторые птицы (например, колибри), во время сна умешьшают температуру тела (гетеротермия ).

2. Аэродинамика

6) Обтекаемая форма тела. В частности, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия (поэтому птички такие тонконожки).

7) Пережевывание пищи происходит не в голове, а в желудке (с помощью камней). Облегчение тела получается вряд ли, но тяжелые жевательные приспособления хотя бы расположены в центре тела (центровка самолета).

3. Облегчение тела

8) Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие.

9) Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся воздушные мешки из п.1). (В связи с этим у птиц нет красного костного мозга и эритроцитам приходится размножаться самим - для этого у них есть ядро.)

10) Уменьшено количество костей , особенно в крыльях и ногах.

11) Один яичник.

12) Нет слюнных желез.

13) Нет мочевого пузыря (это связано скорее с выделяемым продуктом обмена - мочевой кислотой, которая не ядовита, поэтому её не надо разбавлять).

4. Другие особенности скелета

14) Киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло).

15) Передние конечности превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.

16) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

5. Нервная система и органы чувств

17) Увеличен мозжечок для лучшей координации движений.

18) На высоте бесполезны обоняние и слух, поэтому они у птиц развиты так себе. Зато у них лучшее на земле зрение .

Тема урока: Среда обитания и внешнее строение птиц.

Цель урока: формирование знаний учащихся оособенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

    обеспечить знание учащимися общей характеристики птиц, особенностей их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

    способствовать развитию у школьников умений анализировать и сравнивать познавательные объекты;

    создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность, исследовательскую работу;

    воспитывать стремление к сохранению видового разнообразия птиц

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы : частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование : чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

Ход урока:

    Орг.момент:

    Актуализация знаний: Звучит монолог Екатерины из произведения «Гроза» Островского «Отчего люди не летают?

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Ребята, а вы сможете ответить на этот вопрос?

Мотивация:

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. О каком классе пойдёт речь? Запись темы урока. Демонстрация видиофильма о птицах.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

    Операционно- исполнительский этап.

3.1.Постановка проблемы:

Какие вопросы у вас возникают, глядя на этих удивительных созданий?

    Почему птицылетают?

    Зачем птице летать?

    Зачем птицы прерывают полёт?

На какой вопрос мы должны дать ответ? (О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ПОЛЁТУ)

Чтобы разрешить возникшие вопросы мы проведем ряд исследований. Наука о птицах называется ОРНИТОЛОГИЯ, а мы будем с вами орнитологами- исследователями.

      Определение темы исследования.

Объектом исследования является Класс Птицы.

Предмет исследования: приспособления птиц к полёту.

      Определение цели исследования.

Целью нашей работы является изучение особенностей внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

      Выдвижение гипотезы.

Каким образом мы сможем достигнуть цели урока? (ответы детей)

      Выбор метода решения проблемной ситуации. (работа с учебником, допол. информацией, микроскопом, набором перьев, чучелами птиц)

      Составление плана исследования:

Исследование 1.

Выполните задание "Внешнее строение птицы" . (Выполняют все)

Работа с чучелами птиц- натуральными объектами по плану:2-3 мин.

1гр.-грач 2 гр.-воробей 3гр.- ласточка

1)Приспособленность во внешнем строении:

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Афиширование результатов. Слайды.

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт.

Покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

2) Изучение отделов тела:

1 гр.

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта»- утверждает народная мудрость(слайд)

Вывод:

2 гр.

Вывод:

3 гр.Особенности покрова тела:

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц»

«С земли ребёнок поднимает, а через забор и силач не перекинет»

    Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

    Изучите строение пера, рассмотрев рисунок в учебнике (стр.135). Подпишите части пера.

    Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

    Используя дополнительную информацию, заполните таблицу (стр.134).


У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (3), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(6) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6), они играют роль в осязании.

Группы докладывают о полученных результатах своих исследований.

Учитель дополняет.

1гр. работа с таблицей.

2гр. работа с таблицей

3гр. Как о своём оперении заботятся птицы? (косметика птиц).

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект:

    Первичное закрепление:

Почему же птицы летают? Как они приспособлены к полёту? Анализ полученной таблицы. Выводы: Птицы очень хорошо приспособлены к полёту во внешнем строении: обтекаемая форма тела- уменьшение трения, перьевой покров, который и защищает от холода, и уменьшает сопротивление в полёте. Наличие хвоста, регулируют направление полёта. Образование цевки- как посадочного устройства. Органы чувств.

Все выводы на слайде.

    Рефлексия познавательная: Почему же люди не летают?

    Закрепление: тест выполнить.

Но не возникал ли у вас вопрос: А зачем птицам летать?

1. Чтобы - строить гнезда повыше.

2. Чтобы - спасаться от врагов.

3. Чтобы - ловить добычу в воздухе.

4. Чтобы - высматривать добычу на земле.

5. Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

Второй вопрос: Зачем птицы прерывают полет?

1. Чтобы - отдохнуть.

2. Чтобы - уталить жажду.

3. Чтобы - высиживать яйца.

4. Чтобы - кормить птенцов.

5. Чтобы - собирать корм с земли.

Предложите свои варианты ответа.

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету во внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

    Рефлексия учебная: на доске карточки, поставить магниты.

    Д.З.п.44 ;

*Зачем птицам летать?

Зачем птицы прерывают полёт

1

Фамилия, имя_____________________

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод:

Самооценка:_____

Работа в группе

Исследуемый отдел тела

Приспособления

Голова :

    Глаза (где расположены)

    Клюв (строение)

    Ноздри (где расположены)

    Органы слуха

Работа в паре

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта »

Вывод: У птиц хорошо развиты_____________, которые помогают______________ в полёте. Шея___________, обеспечивает лучшую_________тела.

Самооцекнка:_____

2

Фамилия,имя______________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт. _____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

Самооценка:_____

Задание2. Изучение отделов тела:

Работа в группе

Исследуемый отдел тела

Приспособления

Туловище (форма)

Верхние конечности (название, где расположены, покров)

Нижние конечности(где расположены, какая часть не имеет оперения, чем покрыта?)

Работа в паре

Сравните по таблице строение нижних конечностей у разных птиц, с чем связаны отличия?

Вывод: Верхние конечности преобразованы в______________. Нижние конечности имеют___________, которая не имеет пера и необходима для взлёта и посадки птицы.

Самооценка:______

3

Фамилия,имя______________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт. _____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

Самооценка:_____

Задание 2. Особенности покрова тела: Работа в группе:

    Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

    Изучите строение пера с помощью интерактивного микроскопа, и рассмотрите рисунок в учебнике. Подпишите части пера.



3.Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

Индивидуально

  1. Используя дополнительную информацию, заполните таблицу.

Вывод: ___________ покров состоит из________,________,________,_______перьев. При полёте играют роль________________и_____________перья. Строение пера делает его_________________,__________________,___________________.

Самооценка:_____

Выполните тест о приспособленности внешнего строения птицы к полёту и среде обитания.

    Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как:

А) состоят из ствола и опахала;

б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью.

В) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью.

Г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть:

А) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птиц- это приспособление к:

А) полёту;

Б) защите от хищников;

В) размножению;

Г) поиску корма

4.На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:

А) пресмыкающимися;

Б) земноводными;

В) млекопитающими;

Г) кольчатыми червями.

    У птиц не является приспособлением к полёту:

А) обтекаемая форма тела;

Б) крылья;

Г) образование цевки

Самоооценка:______

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект: МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕНИКА: Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы. Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. Проводится эксперимент. В стакан с водой наливается нефть (на поверхности образуется тонкая пленка) и опускается перо птицы. Чистое перо легко восстанавливает свою целостность. Если отделить бороздки друг от друга, то после легкого поглаживания, которое птица может сделать клювом, целостность пера восстанавливается. У пера, покрытого нефтью, бороздки слипаются, и восстановить прежний вид пера невозможно.

Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Проводится эксперимент. Попробуем смыть нефть с перьев птицы водой - ведь у птиц это единственное средство. Ничего не получилось. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд.

Приспособленность птиц к полёту

Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:
Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета - крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.
Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.
Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди
- килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.
Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы
- грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета - машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.
Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода
- зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.
Органы дыхания
- легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.
Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы
- теплокровные животные с постоянной температурой тела.
Органы выделения и виды конечных продуктов азотистого обмена такие же, как и у пресмыкающихся. Отсутствует лишь мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.
Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.
Птицы раздельнополы, большинству видов свойственен половой диморфизм. У самок развит только левый яичник. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Птицы большинства видов откладывают яйца в гнезда, обогревают их теплом своего тела (насиживание), вылупившихся птенцов выкармливают. В зависимости от степени развитости вылупившихся из яиц птенцов выделяют гнездовых и выводковых птиц.

Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.

Основные признаки приспособления птиц к полету

  1. Двойное дыхание.
  2. Летательные мышцы содержат большое количество миоглобина.
  3. Перьевой покров.
  4. Легкий скелет.
  5. Развита кровеносная система.
  6. Быстрый обмен веществ.
  7. Видоизменение передних конечностей в крыльях.
  8. Обтекаемая форма тела.
  9. Есть специальная кость — киля.
  10. Теплокровность.
  11. Один яичник.
  12. Уменьшено количество костей.
  13. Увеличен мозжечок.
  14. Хорошо развитая нервная система.

Как птицы приспособлены к полету?

У птиц легкие не имеют возможности расширяться или сжиматься, как у людей. Воздушные мешки выполняют всю эту работу. При вдохе и при выдохе через легкие птицы движется свежий воздух, который запасается в мешках. По этой причине дыхание у птиц называется «двойным». Чтобы запастись достаточным количеством кислорода, у птиц летательные мышцы содержат много миоглобина.

Внутреннее строение птицы схема

Птицы вынуждены много питаться, чтобы получать большое количество энергии. У них очень хорошо развита кровеносная и дыхательная система. Среднее давление пернатых составляет около 130 мм рт. ст., в то время, как у млекопитающих она всего — 95 мм рт. ст.

У птиц очень быстрый обмен веществ, температура тела достигает от 40 до 42 градусов. Высокая температура тела значительно влияет на все процессы жизнедеятельность, также сокращение мышц происходит в разы быстрее.

В большой мере, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к ним уже идут сухожилия.

Птицы пережевывают свою еду в желудке, поэтому все жевательные процессы расположены внутри тела, что улучшает их аэродинамику.

Пернатые имеют перья, которым не нужны кровеносные сосуды, они слишком легкие и мягкие. Также помимо всего этого у птиц легкий скелет, который наполнен воздухом. А для лучшей координации движений был увеличен мозжечок.

Приспособление птиц к среде обитания

В зависимости от места обитания внешнее строение пернатых сильно видоизменено. К примеру, дятел имеет клюв, который похож на долото. Он использует его, чтобы доставать насекомых и личинок из коры деревьев. Вдобавок у него слишком длинный липкий язык и острые когти, которые позволяют ему выполнять все необходимые задачи для продолжения жизнедеятельности.

Птицы, которые живут в водоемах, тоже имеют некоторые изменения. У них есть короткие нижние конечности с плавательными перепонками и сплошной перьевой покров. Пернатые, обитающие в пустынях и степях обладают защитной окраской перьев, у них прекрасное зрение и сильные ноги.

Страусообразные птицы населяют Африку. Они не могут летать, так как у птиц недоразвиты крылья, однако хорошо развиты ноги. Птицы могут развивать скорость до 70 км/ч, их вес составляет 50-90 кг, а рост около 2,5-2,7 метров. Обитают страусообразные в саваннах, пустынях, степях.

  • Статья по теме —

Хищные птицы имеют большой изогнутый клюв, который используют для разрыва добычи на мелкие кусочки. Имея мощные острые когти, они цепляются в добычу, после чего наносят им смертоносные ранения или переносят пищу к себе в гнездо. Хищники могут долго парить в воздухе, у них отличное острое зрение и прекрасный слух.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление общебиологических понятий: среда обитания, приспособленность: формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, справочником) и специальных биологических умений (наблюдать, исследовать натуральные объекты: чучело птицы, скелет, перья. Выявление черты приспособленности к образу жизни (полету) во внешнем строении, изучаемой группы животных (птиц)).
  • Развивающие : развивать логическое мышление учащихся, стимулировать познавательную активность, развивать интерес к предмету, формировать умение выделять главное в изученном материале; проводить сравнение признаков и анализировать их, умение работать с натуральными объектами, таблицами, справочным материалом, опорными конспектами.
  • Воспитательные: формировать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе. Привлечение внимания учеников к проблемам охраны окружающей среды (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника вдохновения (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание). Воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевые установки.

Мотивация:

тема + презентация + стихотворение

Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
(А. Яшин)

Проблема.

Чем отличаются птицы от остальных животных? Почему птица летает?

II. Изучение нового материала.

Таблица в учебнике и на доске в виде постера.

III. Работа в группах.

Задание №1

1. Происхождение птиц

2. Определить черты сходства и отличия пресмыкающихся и пицц с археоптериксом.

АРХЕОПТЕРИКС

ПРИЗНАКИ

Археоптерикс. (рельефная таблица).

Электронная таблица.

Задание №2

Определить приспособления к полету во внешнем строении.

Чучело птицы.

Задание №3

Чучело птицы

  • туловище.
  • в.конечности.
  • н.конечности.

Задание №4. Особенности строения опорно-двигательной системы в связи с полетом.

Особенности строения скелет в связи с полетом.

Выступления учащихся по группам. Заполнение тетрадей.

Беседа по вопросам. Между группами.

IV. Лабораторная работа. №8 " Изучение строение пера"

Инструктивные карточки для учащихся прилагаются в виде раздаточного материала.

Учебник стр. 208.

V. Закрепление.

Компьютерная таблица. Строение пера.

Практический вопрос.

1) Помашите пером, как птица в полете, несильно сжимая пальцы. Убедитесь, что перо пытается развернуться между пальцами. Оъясните значение неравенства опахал по разные стороны от стержня пера.

VI. Контроль знаний.

Места обитания и внешнее строение птиц.

Часть А

1. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей степени, чем остальные:

А) теплокровность; б) перьевой покров;

В) способ размножения; г) количество конечностей.

2. К степным птицам относится:

А) дрофа; б) тетерев; в) рябчик; г) глухарь.

3. Часть пера погруженная в кожу, - это:

А) ствол; б) опахало; в) очин; г) стержень.

4. Отсутствие зубов у птиц:

А) обеспечивает легкий захват пищи;

Б) облегчает вес при полете;

В) усложняет ловлю добычи

Г) является доказательством эволюции.

5. Цевка - это часть:

А) верхней конечности; б) грудной клетки;

В) нижней конечности; г) часть скелета.

ОТВЕТЫ: в, а, в, б, в.

Часть В.

Выберите правильные утверждения.

  1. Все птицы теплокровные животные.
  2. Все птицы летают.
  3. На Земле около 9000 видов птиц.
  4. Соколы, ястребы, орлы относятся к хищным птицам.
  5. У летающих птиц нет перьев.
  6. У большинства птиц только одна железа - копчиковая.
  7. Клюв птиц покрыт костными щитками.
  8. Пуховые перья не имеют опахал.
  9. Самые крупные контурные перья - это маховые и рулевые.
  10. Кожа птицы сухая, без потовых желез.

ОТВЕТЫ: 1,3, 4, 6, 9,10.

2) Экологическая задача. /приложение/

VII. Рефлексия.

Какое открытие вы сделали на уроке для себя? (Ответы учащихся. Обобщенение изученного на уроке)

VIII. Домашнее задание.

Параграф 49, стр. 229-233

А. Заполнить графы кроссворда;

Б. Начать работу по оформлению паспорта птиц к теме "Видовое многообразие птиц";

В. Подобрать стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни о птицах (по желанию).

Резерв времени:

На непредвиденный случай были заготовлены "запасные варианты заданий":

  • Экологические задачи;
  • Тестовый контроль знаний;
  • Кроссворд по теме "Птицы".