Произведение народного декоративного искусства резьба по дереву. Русская народная резьба

Программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Принято Утверждено

На МО классных руководителей директор школы

Руководитель МО

_____________________________ _________________

Кислова Е.И. Филиппова Е.В.

«Декоративно-прикладное творчество

И основы резьбы по дереву»

Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов.

Срок реализации программы: 1 год

Направление: техническое

Год разработки программы – 2017-2018

Руководитель кружка: учитель технологии

Пошитый Сергей Валентинович

с. Бердюжье 2017

1.Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе « Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву ». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.

Цель, задачи.

Целью обучения по программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» является: овладение теоретическими и практическими навыками работ резьбы по дереву, обработки и конструирования изделий из древесины, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.

Задачи:

1. Творческое развитие личности.

2. Возрождение интереса к русским народным промыслам.

3. Коррекция здоровья школьников.

4. Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для
изготовления предметов быта, декорированных резьбой.

5. Общетрудовая подготовка и воспитание сознательного отношения к труду.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Реализация указанных задач обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Программа предполагает возможность подготовки учащихся к осознанному выбору профессии «резчик по дереву».Содержание теоретического обучения знакомит учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева и отделкой изделий из древесины. Учащиеся знакомятся со специальной литературой и иллюстративным материалом по резьбе, с творчеством известных мастеров. Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно при некотором опережающем изучении теоретического материала.

Программа интегрируется с разделом "Обработка древесины"
образовательной области "Технология".

Межпредметные связи: черчение, ИЗО, физика, экономика, историческое краеведение.

Программа кружка построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • общедоступность и поэтапность в достижении целей;
  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;
  • дифференциация и индивидуализация заданий;
  • успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости
  • деятельности учащихся;
  • сотрудничество взрослых и детей:
  • творческая заинтересованность и активность детей;
  • последовательность в приобретении знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся узнают:

Характеристики основных пород дерева, применяемых для художественной обработки;

Инструменты, приспособления и оборудование, применяемые
для выполнения различных видов резьбы;

Основы построения композиции при декоративном оформлении
изделий;

Технологический процесс изготовления изделий и способы
их декоративного оформления;

Материалы, применяемые для декоративной отделки изделий;

Правила безопасности труда и пожарной безопасности;

Основы ручной и механической деревообработки в рамках образовательной области "Технология";

Реальное соотношение потребительской стоимости изделия,
декорированного резьбой, и его себестоимости.

Учащиеся научатся:

Проектировать форму изделия, выполнять чертежи или эскизы;

Подбирать композицию для конкретного изделия, соотносить
пропорцию рисунка с размером изделия, правильно и симметрично
размещать рисунок (строить композицию);

Правильно подобрать материал, рационально разметить и обработать заготовку;

Владеть приемами шлифовки древесины;

Затачивать и править режущий инструмент;

Рационально и безопасно пользоваться инструментом;

Владеть двумя видами резьбы;

Эстетично производить отделку изделия;

Владеть приемами столярной и токарной (СТД-120М) обработки древесины.

2.Учебно-тематический план.

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Вводное занятие (1 час)

4. Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

5.Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

Черновое точение.

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

1. Вводное занятие (1 час)

Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.

Практические работы:

Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

Решение организационных вопросов.

Правила внутреннего распорядка.

2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час)

Эстетические возможности контурной резьбы по тону.

Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.

Практические работы:

Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.

3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)

Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькирование рисунка, приемы калькирования.

Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы.

Практические работы:

Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя).

4. . Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии.

Практические работы:

Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).

5. Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

Техника лакирования токарного изделия.

Практические работы:

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).

Годовой календарный учебный график.

№ п/п

Часы

Дата

Организационное занятие. Правила внутреннего распорядка. План работы. Оснащение для работы. Понятие о контурной резьбе по тонированному фону.

Инструменты для контурной резьбы по тону. Постановка руки резчика (упражнения). Т.Б. при работе резцами.

Резание «волны» (упражнения).

Резание замкнутого контура.

Приемы выборки фона.

Технология контурной резьбы по тону.

Понятие о разметке заготовки (нанесение рисунка).

Растительный орнамент (флористический).

Способы коррекции ошибок.

Отделка готового изделия. Т.Б. при лакировании изделия.

Понятие о калькировании.

Приемы и порядок разметки под кальку.

Применение и роль грунтования (лак НЦ). Т.Б. при работе с нитролаком.

Отработка техники резания.

Послойное лакирование.

Проектирование изделия (разделочная доска).

Соотношение рисунка и формы изделия.

Приемы привязки орнамента к изделию.

Резание контура.

Выборка фона.

Коррекция рисунка. Отделка изделия.

СТД-120М: устройство и назначение. Виды изделий.

Материал для токарной обработки. Резцы. Подготовка станка к работе.

Приемы точения цилиндра. Правила Т.Б.

Фасонное точение. Проектирование токарного изделия.

Требования к форме и качеству токарного изделия. Шлифовка.

Элементы и приемы деталировки токарного изделия.

Приемы отделки токарного изделия.

Обобщение по курсу. Обзорное занятие. Задание на лето.

Итого:

34 часа

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

Формы контроля:

Наблюдение;

Собеседование;

Тестирование

Творческие выставки готовых изделий в кружке, общешкольного уровня;

Участие в творческих конкурсах, выставках муниципального, регионального уровней.

Участие в школьных, районных, областных олимпиадах

Участие в проектной деятельности;

- участие в предметной неделе эстетического и трудового воспитания.

- Критерии отслеживания усвоения программы:

Освоение программы осуществляется с учётом способностей и уровня заинтересованности учащегося. После освоения базового уровня ученик может выбрать направление специализации по одному из последующих разделов либо совершенствоваться по направлениям базового уровня.

Переход к следующему разделу определяется не количеством отработанных часов, а достижением соответствующего уровня (технически и художественно правильная реализация базовых приемов резьбы).Изучение нового материала закрепляется через выполнение практических работ.

- Условия реализации программы:

Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий. Оборудование : (Токарные станки по дереву; сверлильные станки; злектро – рубанок; электро - дрель; электро - лобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электро – выжигатель.)

Инструменты : резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.

Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.

Дидактические материалы: плакаты по темам – пиление, сверление, разметка, строгание, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.

- Воспитательная работа:

При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)

Приёмы: беседа, объяснение, рассказ, сообщение, показ действий.

Репродуктивный метод обучения.

(для формирования знаний, умений, навыков)

Приёмы: опрос, задания по образцу.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:

(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)

Активно используется личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный и различной сложности дидактический материал.

5. Список литератуты:

  1. «Народное искусство Тверской земли» Калмыкова Л.В., Тверь – 1995 г.
  2. «Звери и птицы славянской мифологии в декоративно – прикладном искусстве» Тверское училище – колледж культуры, Тверь – 1998 г.
  3. «Резчик по дереву» Афанасьев А.Ф., Москва, «Московский рабочий» - 1988 г.
  4. «Обработка древесины в школьных мастерских» Я.В. Ривх, Москва, «Просвещение» - 1984 г.
  5. «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д. Ильяев, Москва, «Экология» - 1996 г.
  6. «Домовая резьба» В.Г. Буриков, В.Н. Власов, Москва, «Нива России» - 1994 г.
  7. «Волшебный мир дерева» Г. Федотов, Москва, «Просвещение» - 1987 г.
  8. «Мозаика и резьба по дереву» Матвеева Г.А., Москва, «Высшая школа» - 1989 г.
  9. «Биоэнергостимулятор универсальный «ВИТА-1» (БИОН-01)» В.В. Григорчук, Е.Л. Мачерет.
  10. «Рефлексопрофилактика утомления» В.А.Захарченко, В.В. Григорчук.

Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.

Скульптурная резьба от древности к современности

Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.

Старинные славянские игрушки

Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.

В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.

И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.

Мотивы изображений

Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

  • монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
  • садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
  • скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
  • развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

Совиная семья из пня

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Инструменты

Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.

В списке обязательных инструментов будут:

  • топорик для обтесывания;
  • тесло;
  • ножи-резаки;
  • стамески;
  • штихели;
  • надхели.

Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.

Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.

Эскиз

Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).

Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.

Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.

В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.

Выполнение скульптуры

Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.

Дальнейшие действия:

  1. Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
  2. Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
  3. Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
  4. Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
  5. Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.

Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.

Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.

Покраска скульптуры

Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.

Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.

Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.

Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.

Вконтакте

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

Сохранившиеся в мечетях, домах и музеях прекрасные произведения дагестанских резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари, посуда) воплотили в себя лучшие традиции народного художественного ремесла, являются свидетельством великолепного вкуса и таланта народа. Форма и орнамент одних памятников обнаруживают ясную связь с древнейшими, домусульманскими традициями, других - христианского и мусульманского периодов средневековья. Развитие искусства резьбы по дереву тесно связано с развитием монументально-декоративного искусства Дагестана в целом, в частности, резьбы по камню и штуку. Эти три вида прикладного искусства оказывали заметное взаимовлияние, обогащая друг друга техническими приемами и орнаментальными мотивами.

Самым ранним памятником искусства резьбы по дереву является фрагмент ларца или детской люльки из Дагестанского музея изобразительных искусств, найденный в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский р-н) и датируемый 2 тыс. до н. э. Памятник, находящийся в состоянии естественного обугливания, орнаментирован великолепным геометрическим желобчато-выемчатым орнаментом, что свидетельствует о хорошо развитых традициях деревянной резьбы в Дагестане уже в эпоху бронзы.

К сожалению, дерево не может так долго храниться, как камень, поэтому основная часть памятников, дошедших до нас, датируется эпохой средневековья. Именно в этот период резное дерево получает особое распространение в связи с расцветом архитектуры и монументально-декоративного искусства. Искусство резьбы по дереву достигает очень высокого уровня. Совершенствуются орудия труда, повышается качество деревообработки, расширяется ассортимент изделий. В лесных районах возникают деревообрабатывающие центры с высокоразвитыми традициями (в верховьях Аварского и Андийского Койсу, в Табасаране, Кайтаге и др. местах).

Для дагестанской резьбы по дереву характерны черты, присущие любому народному искусству: непосредственность и художественная цельность, практическое назначение и коллективность творчества, безымянность (как правило) мастеров и исключительная устойчивость древних традиций, определенный круг образов, использование простейших инструментов. Вместе с тем дагестанское искусство деревянной резьбы имеет свои особенности, что связано со спецификой местных условий и самобытностью художественного мышления горцев.

Деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три группы: архитектурные элементы, мебель, сосуды и предметы быта. Наибольший интерес вызывают детали архитектурного декора (столбы-опоры, створки ворот, дверей и окон, оконные и дверные коробки, столбы, перила, карнизы на лоджиях, верандах, балконах и т.п.). Резное дерево широко использовалось в оформлении культовых зданий - мечетей, минаретов, медресе. Богато орнаментировались двери мечетей (наиболее известным памятником являются двери калакорейшской мечети, датирумые 12 в.), минбары (кафедры для проповедника), пюпитры (подставки) под Коран и другие священные книги.

Ко второй группе относятся закрома и лари (неподвижного и подвижного типа), а также диваны, скамьи, табуретки, сундуки, детские люльки и т.п. Третью группу представляют мелкие предметы быта, являющиеся принадлежностью каждого горского дома, - мерки, подойники, поставцы, солонки, ступки, корыта для теста, подносы на трех ножках и т.п. Все эти предметы обычно развешиваются в доме на определенных местах - на столбах и фасадах ларей.

Особый интерес вызывают имеющие монументальный характер аварские лари-амбары для хранения зерна и сыпучих продуктов, т.н. «цагуры», примыкающие к скальной стене дома и являющиеся важнейшим компонентом интерьера горского дома. Высота цагура обычно достигала 2,5 метра, глубина - до полутора метров. Основу его составлял каркас из массивных деревянных досок.

Дверцы цагура двустворчатые, вращающиеся вокруг оси. Лицевая часть ларей из глубинных аварских районов сплошь покрыта резным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности и имеют охранное значение. В основном это свастико-спирали, концентрические круги, лабиринты, кресты, ромбы и т.п.

Большую роль в доме горца играл опорный столб, называемый у аварцев «столб-корень». Он имел важное функциональное значение, служа опорой для прогона-матицы, подпиравшей плоскую земляную крышу сакли. Не менее важным было и духовное значение столба, который играл охранную, защитную роль в доме. Недаром при строительстве дома старый столб, будучи свидетелем жизни не одного поколения, бережно переносился из старого дома в новый. Опорные столбы, особенно их верхняя часть (т.н. подбалка) богато украшались глубокой резьбой. У разных народов эта резьба имела разный характер. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три типа орнамента. У аварцев преобладал крупный геометрический орнамент, имеющий монументальный характер (Гидатль), у кубачинцев - более утонченный, растительный, схожий с традиционным «мархараем», у табасаранцев - ленточный, т.н. «плетенка».

У лакцев ларь для зерна «су» имел форму большого сундука и также богато украшался резьбой и росписью натуральными красителями. В каждом доме также находился диван для почетных лиц, имеющий характерные подлокотники в форме вогнутых рогов. Резьба покрывает лицевые стороны спинки и планок сиденья, стойки завершаются.

В Дагестане существует уникальный вид декоративно-прикладного искусства, соединивший резьбу по дереву и ювелирное искусство - унцукульская насечка металлом по дереву. Это искусство сравнительно молодое - появилось в первой половине 19 века во время Кавказской войны. Из тростника, растущего по берегам Аварской Койсу, унцукульцы начали изготовлять кнутовища для ногаек, и кизила - трубки и трости. Но так как имам Шамиль запрещал курение табака в имамате, унцукульцы продавали большую часть своих изделий офицерам русской армии, а также вывозили за пределы Дагестана во Владикавказ, Тифлис, южные губернии России.

Таким образом, унцукульский промысел с самого начала был ориентирован не на внутренний рынок, а на внешний, и потому изделий 19 в. практически не сохранилось. Самые ранние вещи, представленные в собраниях дагестанских музеев, датируются тридцатыми-сороковыми годами 20 в. Для изделий этого периода характерно использование наряду с металлической проволокой инкрустации костью, рогом, цветной пастой под бирюзу.

Сам технологический процесс насечки тончайшей серебряной, а позднее мельхиоровой проволокой на твердую кизиловую или абрикосовую древесину достаточно сложный и трудоемкий. Каждый крохотный элемент требует произвести четыре операции: надсечь дерево, вставить проволоку, забить ее специальным молоточком и отрезать лишнее. Элементы унцукульского орнамента имеют свои названия - «птичий след», «улица» и т.д. Орнамент преимущественно геометрический, располагается по окружности.

Как и кубачинцы, унцукульские мастера изготовляли традиционные предметы домашнего обихода: мерки для муки, ступки для чеснока, солонки, ковши, поставцы, шкатулки. Художественным открытием унцукульского промысла стало производство декоративных панно небольшого размера обычно прямоугольной формы, на которых изображены сюжеты, напоминающие каменные кубачинские рельефы - животные, птицы, нередко имеющие фантастический характер, реже человеческие фигуры. С 1950-х годов унцукульские мастера стали использовать токарный станок, что обеспечило более тщательную обработку поверхности изделий, расширение ассортимента, однако постепенно это привело к производству очень крупных, нефункциональных изделий, имеющих чисто декоративное значение.

История и сегодняшний день декоративно- прикладного искусства- резьба по дереву.

Издавна русский человек, справив избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества - вырезывание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.

Существует несколько видов резьбы по дереву: домовая (глухая, накладная, прорезная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоско рельефная (заоваленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках-штампах.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас в народных художественных промыслах применяют этот инструмент, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представляет собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутренность деревянных ложек, ковшей и т. п. В арсенале резчика были долото, пила и бурав.

Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже в Ленинграде хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.).

Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощренной фантазией, острой передачей характерных движений. Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Эти образы прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах (рис. 1).

В изделиях средневековья нередко встречаются плетеные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.


Рис. 1. "Ковш-конюх". Тверская губерния. Начало XIX в.

Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами.

Среди мелкой деревянной пластики, созданной безвестными резчиками, выделяются мастерством исполнения и богатым чувством юмора наборы шахматных фигур. Они относятся приблизительно к 1290-1340 гг.

XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. Резьба в иконостасах дополнялась золочением. Сохранилось имя Амвросия - церковного резчика и скульптора Троице-Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными с ювелирной тщательностью из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита.

В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями.

Характер резьбы по дереву в XVI в. изменился. "Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью плоского, в один план рельефа XIV и XV вв." (Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М., 1972, с 23. ).

Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. дворец для царя Алексея, который очевидцы называли восьмым чудом света.

На строительство Коломенского дворца были созваны лучшие мастера из многих деревень России. Он состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крутыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью.

В романе "Черные люди" писатель Вс. Иванов подробно описывает это событие.

"По всей земле летом искали царские воеводы резчиков, мастеров искусных. Собраны они теперь в селе Коломенском. Работает столяр первых статей Клим Михайлов, что работал на службе близ крепости у князя Куракина, а после у патриарха Никона, работал восемь лет в Воскресенском патриаршем монастыре. Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный... Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах... да еще мастеров без счету...

Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники - узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими - с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые... и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто" (Иванов В с. Черные люди. М., 1962, с. 563. ).

Этот дворец, как бы вынутый из волшебной шкатулки, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Во всей силе проявилось самобытное искусство в период грандиозного строительства Петербурга и его окрестностей, когда талантливые народные мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту И. Зарудного резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с товарищами.

Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Нартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I.

Работы русских народных резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Наиболее поэтичными, живыми и истинно народными были работы, созданные в глубинах России, в деревнях и селах. Примечателен декор деревенских изб, отличающийся богатством пластического языка, совершенством техники, оригинальностью изобразительных мотивов и орнаментов (рис. 2). В нем сочетаются прорезная и накладная резьбы с рельефными изображениями на гладком фоне.

Рис. 2. Дом Ошевнева в Кижах. Декор фронтона. XIX в.

Многообразны исполненные с любовью русские прялки. Издавна прялка была одним из главных предметов в крестьянском хозяйстве. Около нее женщины коротали бесконечные зимние вечера. С ней не расставались даже в гостях. А когда крестьянка была занята другой работой, прялку вешали на стену. Она украшала избу. Деревни и села России как бы соревновались друг с другом в выборе формы и убранства прялок.

Непосредственная связь с каждодневным трудом определила художественный язык и средства выражения декора прялок. Все свое умение резчики вкладывали в их украшение. Старались, чтобы они были нарядными. Например, крестьяне Вологодской губернии рассыпали каскады узоров трехгранно-выемчатой резьбы по гребню и головке прялки, оставляя гладким только донце, дополняя резьбу яркой раскраской (рис. 3).

Мастера Ярославской губернии оставляли натуральный цвет дерева. Прялке придавали форму шатрового терема, покрытого изящной контурной и ногтевидной резьбой. Нередко изображали жанровые сценки (рис. 4).

В деревне Касково Нижегородской губернии прялки были совсем другие - гребень оставался совершенно гладким, а узоры располагались на донце и головке. Характер узора был своеобразным: в светлую древесину осины врезали кусочки темного синевато-серого мореного дуба.

В каждой области бытовали особые формы прялок и характер их декора.

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII в. на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников (рис. 5). В XIX в. на пряничных досках изображали птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства (рис. 6).

Рис. 3. Гребень прялки. Вологодская губерния. XIX в.

Рис. 4. Деталь прялки. Ярославская губерния. XIX в.

Рис. 5. Пряничная доска. XVIII в.


Рис. 6. Пряничная доска. XIX в.

Желая сохранить в народе это самобытное, подлинно русское искусство, передовые люди во второй половине XIX в. создали в подмосковной усадьбе Абрамцево центр резьбы по дереву. Была создана художественно-столярная мастерская, которой заведовала художница Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей.

В числе учеников Абрамцевской сельской школы - столярной мастерской оказался сын плотника из деревни Кудрино Василий Ворносков, который стал впоследствии основоположником нового стиля кудринской резьбы.

Дерево остается одним из популярных поделочных материалов и в наши дни. Целые фабрики и творческие объединения работают на этом сырье. Только в Российской Федерации в 1970 г. насчитывалось более пятидесяти народных промыслов и промышленных предприятий, работавших с деревом (Художественные промыслы РСФСР. Справочник. Сост. В. Г. Смолицкий, 3. С. Скавронская. М., 1973. ).

Под хохломскую роспись точат посуду, изготовляют резные полированные вазы, солонки, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрешек в городе Семенове Горьковской области. В поселке Лопатовском Кировской области действует промысел, где создают всемирно известные художественные изделия из березового капо-корня (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и т. д.). Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву. За последние годы появляются новые предприятия по художественной обработке дерева. Предприятие народных промыслов "Коду" в Эстонии ежегодно поставляет в продажу новинки из дерева, расширяют ассортимент Вильяндиский, Пярнуский, Таллинский лесхозы.

Тираспольская фабрика сувениров выпускает красочные матрешки, разнообразные деревянные сосуды с резьбой, инкрустацией, росписью. Она вступила в строй лишь в начале 1974 г., но уже имеет заказы из ГДР, Франции, ФРГ.

Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционный узор тамошних резчиков - образы животных и птиц, сценки из жизни села, персонажи народных сказок и басен. От прошлых веков сохранились здесь произведения А. Я. Пушкина, Я. П. Бобловкина, Д. В. Барашкова (рис. 7). Издавна славились работы Степана Шурыгина, красотой и народным юмором отличались композиции П. Барденкова.

Рис. 7. Д. Барашков. "Лесорубы"

Заслуженные художники РСФСР В. С. Зинин, Н. И. Максимов, мастера А. А. Пронин, В. С. Шишкин вводят в традиционные игрушки и скульптуры современную тематику. На Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. богородским резным изделиям была присуждена серебряная медаль.

Лучшим богородским резчиком сейчас по праву считается И. К. Сту-лов. Немало его работ экспонировалось на международных и всесоюзных выставках. Его композиции отличаются высоким техническим мастерством, художественной выразительностью, добрым юмором. Он широко использует мотивы народных и пушкинских сказок: "Сказка о золотом петушке", "Вершки и корешки", "Охотник с тетеревом", "Суп из топора". И. К. Стулов создал композиции на современные темы: "Колхозная бригада", "Чабан с ягненком", серию "Женщины Великой Отечественной войны". Резные произведения И. К. Стулова украшают музеи Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны.

Сегодня на Богородской фабрике резных художественных изделий трудятся талантливые молодые мастера. Среди них - И. Чибисов и М. Перегудов. В их работах на современную тематику находят свое дальнейшее развитие национальные традиции русского резного дела.

В городе Хотьково Московской области создаются декоративные деревянные изделия - блюда, штофы, ковши в своеобразной кудринской технике (от старинного русского села Кудрино) (цв. ил. 1). Здесь мастер В. П. Ворносков вместе со своими сыновьями создал особый стиль и вырезал немало интересных композиций, составляющих оформление общественных зданий.


Илл. 1. Декоративное блюдо "Лето". Кудринская резьба

Работе с деревом посвящают свое творчество многие известные скульпторы. Дерево было излюбленным материалом у С. Т. Коненкова, В. А. Ватагина, Эрзя.

Более полувека отдал творческой деятельности московский художник Л. А. Кардашев, которого называют поэтом деревянной резьбы. Его произведения отличаются истинно русским, традиционным народным духом, виртуозностью техники, новизной тематики. Одно из известных произведений Л. А. Кардашева - грандиозный фронтон из карельской сосны на одном из павильонов ВДНХ.

Русское резное искусство достойно представляло нашу страну на многих международных выставках. Недавно, в 1973 г., жители Парижа увидели уникальную выставку "Великие традиции русского дерева". Более четырехсот экспонатов размещалось прямо на станциях метро и в витринах магазинов.

Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. В Белоруссии и на Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. На Карпатах резьба по дереву соседствует с инкрустацией костью, перламутром и цветным бисером.

В 1968 г. на юбилейной выставке "Декоративное искусство СССР" всеобщее внимание приковало резное деревянное панно художницы из Молдавии Л. Янцен "Часы и звери", а также декоративный столб с многофигурными композициями "Праздник осени" художника Ю. Барончука.

Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтийских республиках. Литовская народная резьба по дереву была представлена в апреле - мае 1973 г. в Ленинградском музее этнографии. Особый интерес вызвали скульптуры А. Мажеки, А. Жимантаса, И. Визбараса, П. Папшиса, И. Ужкурниса.


И. Стулов, "Царь Додон и Звездочет"

В 70-е годы на улицах и площадях литовских городов, на околицах сел и просто в поле создаются оригинальные монументальные ансамбли. Битве литовцев с меченосцами в 1236 г. посвящен монумент В. Лукошайтиса, 3. Вайшвила и других, созданный в 1973 г. из дубовых стволов. В Литве проводится традиционный праздник - "День всех ремесел". В 1973 г. в Крытинге, а затем в Вильнюсе проходил праздник резчиков по дереву. Позже творческий семинар резчиков был повторен в городе Шауляй. По его окончании в городе на улицах и площадях остались деревянные скульптурные ансамбли.

Газета "Правда" в одном из номеров отметила ансамбль из дубовых стволов, поставленный литовскими резчиками на кургане Жвягиняй. Здесь в 1941 г. фашистские каратели уничтожили население деревни Аблинга. В композицию, созданную за короткий срок архитектором Д. Юхневиченсоном, графиком И. Шилинскасом и мастером В. Майорасом, вошли более 30 резных скульптур пяти- и восьмиметровой высоты.

Аблингский ансамбль органически вписался в литовский пейзаж. Он как бы воскресил начавшие замирать здесь традиции крестьянской монументальной деревянной скульптуры.

Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вина.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагданы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трехгранно-выемчатая резьба. Выдающимся современным армянским резчиком по дереву считается А. Азатян.

Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступках, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звезд, розеток, всевозможных треугольников. На ряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя ее форму под старинную.

В лесистых ущельях Карачаево-Черкессии из поколения в поколение передается искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. В обиходе семьи горца встречаются двуручные ковши для айрана, деревянные блюда для печеных изделий и мяса, различного рода черпаки и ложки. Искусство мастера состоит в том, чтобы выразить всю деревянную композицию без единого клееного шва - целиком из куска дерева. Любая склейка исключается. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов - капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Она не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъемные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект (рис. 8).


Рис. 8. Двуручный ковш с деревянной цепочкой

Хранителем и продолжателем народных традиций в резьбе по дереву является Ю. М. Герюгов из г. Карачаевска. Ю. М. Герюгов известен как один из самобытных мастеров народной кавказской резьбы. Его резная мебель и посуда отличаются удивительной простотой, ясностью орнаментального декора, глубоким знанием тайн дерева. Дом Герюгова - своеобразный музей резного искусства, в котором и дети и взрослые могут увидеть уникальные образцы предметов быта.

С 1970 года он работает учебным мастером на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. Его увлеченность народным искусством, глубокое знание традиционных приемов деревянной резьбы привели к нему многих студентов. В свободное время и на занятиях в институте будущие учителя постигают древнее искусство.

Издавна горцы приобретали мастерство в процессе вырезывания неразъемных цепочек на крупных клубнях картофеля. Теперь в распоряжении студентов пенопласт - легкий и удобный в работе материал. Освоив приемы работы на пенопласте, они переходят к мягким породам дерева. Ученики Ю. М. Герюгова работают в разных концах Карачаево-Черкессии, продолжая традиции древнего кавказского искусства. Теперь деревянные изделия с неразъемными цепочками - ковши, ложки, ручки для письменного стола - украшают быт многих семей горцев.

В Карачаево-Черкесской автономной области растет новое поколение талантливых резчиков. Целая группа специалистов окончила художественно-графический факультет местного педагогического института. На рисунках 10-14 показаны работы молодых резчиков Н. и С. Чоморян, Р. Требуева, В. Гнатюк. Можно много ожидать от выпускников С. Салпагарова и А. Алиева. "Резьбой по горбылям" занимается В. Зверева. Она использует самые сучковатые, самые, казалось бы, непригодные для столярных и плотницких операций горбыли, замечая затаенные в них неожиданные выразительные образы (цв. ил. 2).


Илл. 2 В. Зверева. "Филин". Работа по не обрезной доске


Рис. 10. И. Чоморян. Декоративное блюдо. Плоскорельефная резьба


Рис. 11. С. Чоморян. Кружка. Геометрическая резьба


Рис. 12. С. Чоморян. Подсвечник. Геометрическая резьба


Рис. 13. В. Гнатюк. "Московский Кремль".Трехгранно-выемчатая резьба


Рис. 14. P. Teбуев. Декоративная орнаментальная композиция

Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметричностью рисунка. Вспомним резные двери гробницы Тимура, воспроизведенные на картине В. В. Верещагина.

Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождала зодчество. Подтверждение тому - великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверьми и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

Техника среднеазиатской резьбы весьма разнообразна - это трехгранно-выемчатые узоры под названием "багдади", тончайшая ажурная решетчатая "панджара", рельефная с подобранным фоном "паргори", с множеством разновидностей растительного характера - "ислими" и геометрического - "гирих".

В наши дни резное дело сохранилось в работах замечательного резчика К. Хайдарова из Коканда, который развивает лучшие традиции в этом виде искусства.

За последние годы открыто своеобразное "резное наследие" мордвы. Целый мир резного богатства обнаружен в районе нынешней Горьковской области. Найдены тысячи предметов, покрытых богатейшей резьбой. Особый интерес вызывают орнаментированные цилиндрические свадебные сундуки.

Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из березового капа. Поверхность чашек покрыта контурным или трехгранно-выемчатым узором. Из современных резчиков Якутии выделяется П. Г. Романов из села Борогонцы Усть-Алданского района. Он выполняет тончайшие работы из капо-корешков.

Известен в нашей стране бурятский ювелир и резчик М. Эрдынеев.

На севере и юге, на западе и востоке бескрайней территории СССР, в крупных городах, маленьких деревнях и поселках резное искусство в течение многих веков неизменно в почете. Оно "согревает" души людей своим теплом, открывает простор фантазии, как бы связывает нашу старину с современной жизнью.

Резное дерево широко применяют в оформлении интерьеров. Например, для Дворца бракосочетаний г. Александрии Ровенской области художник-резчик П. Прядько создал несколько разных панно на фольклорные темы.

Резьба по дереву разнообразит интерьеры Московского государственного университета на Ленинских горах и Театра им. Алишера Навои в Ташкенте. Она широко и разнообразно представлена в оформлении павильонов ВДНХ. Один из павильонов выставки - "Профтехобразование" - привлекает особое внимание посетителей ежегодно меняющейся экспозицией художественных изделий из дерева.

Художественной обработкой дерева (резьбой) во второй четверти занимаются на уроках технологии обучающиеся 7-х классов нашей школы и получают удовлетворение от своей работы и у самих радуется глаз и их поделки нравятся родителям, сверстникам, учителям. Так наиболее интересными поделками после проведенной классной выставки были признаны поделки учеников 7 «Б» класса:

(работы обучающиеся 7 «Б» класса: Кургузова Д, Бедного Н., Чаканова Е., Бабайцева Е.)

Большой резонанс у нас в стране и за рубежом получили брянские деревянные скульптуры, вырезанные из стволов погибших деревьев в Парке культуры и отдыха им. А. К. Толстого. Печальная участь ожидала парк - каждый год здесь спиливали по 10-12 могучих стволов. Болезнь поразила деревья. Чтобы не пилить под корень столетние великаны, а дать им новую жизнь, директор парка В. Д. Динабургский решил попробовать резать скульптуры из оставленных на корню деревьев. Нужны были мастера-энтузиасты.

Первыми откликнулись бывшие воспитанники ПТУ, модельщики завода дорожных машин И. Ф. Жданов и В. С. Михайлов. Впоследствии к ним присоединились художники-любители юрист по образованию Б. А. Зубарев и слесарь контрольно-измерительных приборов В. X. Орлов. Аллеи парка приобрели новый, не виданный ранее облик (рис. 15).


Рис. 15. Деревянные скульптуры в парке города Брянска

Зимой 1962 г. самодеятельным художникам стали помогать школьники VIII-IX классов. Их привел К. И. Могут - руководитель кружка городского Дворца пионеров. Долгие годы до работы в кружке К. И. Могут был главным архитектором Брянской области. Уйдя на пенсию в 1962 г., он все свое время в течение 10 лет до последних дней жизни отдал воспитанию школьников, развивал в них стремление к творчеству, к красоте.

Под руками ребят погибшие деревья обрели сказное звучание. Володя Ершов искусно вырезал композицию "Лель" (рис. 16). Фигуру лесного музыканта оживляют трепещущие пятна света и тени. Творческая группа ребят - Виктор Денисюк, Саша Ковалев, Юра Нечаенко и Ярослав Стокласка - создала композиции на темы народных сказок и преданий "Еме-ля" и "Деснянка".


Рис. 16. Володя Ершов. "Лель"

Вот уже 12 лет с лукавой хитринкой в чуть прищуренных глазах встречает посетителей парка "Емеля" (рис. 17) из русской сказки "По щучьему велению". Рядом с ним - статная, горделивая героиня древней легенды "Деснянка" (рис. 18).


Рис. 17. Работа учащихся "Емеля". Резная композиция


Рис. 18. Работа учащихся "Деснянка". Резная композиция

Выросли те ребята. Работают на предприятиях Саша Ковалев, Юра Нечаенко, Ярослав Стокласка. Стали инженерами-механиками Виктор Денисюк и Володя Ершов, окончив технологический институт. Разные профессии получили бывшие школьники, но думаю, что навсегда сохранили они то доброе чувство, которое приобрели, создавая на радость людям свои сказочные творения. Вдохновенная работа над резными композициями не прошла даром. Она эстетически обогатила их, привила любовь к труду, на всю жизнь зажгла в душе огонек творчества.

Резные деревянные композиции из стволов деревьев встречают детей в зонах отдыха около Петропавловской крепости в Ленинграде, на стрелке в Орле; широко известна Ялтинская поляна сказок (рис. 19, 19 а). Творческое содружество взрослых и детей приносит свои плоды.


Рис. 19. Ялтинская поляна сказок. "Иванушка с гармошкой". Резьба по дереву


Рис.19а. Ялтинская поляна сказок. "Царь Горох и царевна Горошина". Резьба по дереву

Долго можно рассказывать о кружках и студиях художественной обработки дерева в нашей стране и в нашей школе. Ведь занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, как правило, любимы школьниками всех возрастов. Думаю, что информация, размещенная на школьном сайте, будет способствовать развитию интереса школьников к этому увлекательному виду деятельности.

Учитель технологии МОУ БСОШ № 1 Н.В. Полунина.