Тяжесть труда характеризуется. Тяжесть и напряженность труда: классификация, показатели, факторы

Тяжесть труда:

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, а при умственном труде эмоциональным, когда идет информационная перегрузка. Тяжесть труда определяется уровнем физической нагрузки по следующим показателям:

1. По величине статической нагрузки, которая связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Она характеризуются величиной удерживаемого груза или прилагаемым усилием, а так же временем удержания его в статическом состоянии:

Где: m – масса груза;

t – время фиксации усилия.

2. По величине динамической нагрузки. Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так же самого тела человека или его частей в пространстве.

3. По максимальной массе поднимаемого и перемещаемого груза. Условия труда считаются оптимальными (класс 1), если масса груза до 15 кг, допустимыми – до 30 кг.

4. По количеству стереотипных или повторяющихся рабочих движений мышц кистей и пальцев рук (локальная нагрузка): до 20000 – оптимальные условия труда, 20000-40000 – допустимые, свыше 60000 – вредные (класс 3.1.).

5. Особенности рабочей позы: - свободная; - удобная; - возможность смены рабочего положения тела сидя, стоя; - нахождение в наклонном положении.

6. По количеству наклонов корпуса: если наклонов до 50 в смену, то класс 1, если количество наклонов с углом более 30 градусов достигает 100 раз – класс 2 (допустимый).

7. По расстоянию, т.е. перемещению в пространстве. Переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом: до 4 км – оптимальные условия труда (1 класс), от 4 км до 10 км – допустимые (2 класс), свыше 15 км – вредные условия труда (класс 3.1 или 3.2).

В зависимости от этих факторов устанавливают класс опасности (вредности) от 1 до 3.3

Напряженность труда:

Уровень нервной нагрузки определяет напряженность труда, которая оценивается по следующим показателем:

1. Уровнем интеллектуальной нагрузки. Пример: работает оператор и принимает решения в рамках одной инструкции (класс условий труда допустимый). Решение сложных задач по известным алгоритмам или работа с использованием нескольких инструкций (класс работы 3.1). Решением сложных задач, при отсутствии очевидного алгоритма решения (класс вредности 3.2).

2. Уровнем эмоциональных нагрузок. Пример: оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, тогда такой труд считается оптимальным (1 класс условий труда). Повышение степени ответственности за функциональное качество вспомогательных операций влечет дополнительные эмоциональные усилия со стороны непосредственного руководителя (бригадира, мастера) – допустимый класс работы. Если же на исполнителе лежит ответственность за функциональное качество основной работы, то класс условий труда является напряженным 1 степени (класс 3.1).


3. По степени монотонности труда. Степень монотонности труда определяется числом элементов и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов 10 и более – класс условий оптимальный, 9-6 – допустимый, менее 6 – напряженный (класс 3.1).

3. Наличие и продолжительность перерывов и сменность работы. Если продолжительность рабочего дня до 8 часов – оптимальный, до 9 часов – допустимый, более 9 часов – напряженный (класс 3.1).

4. От длительности сосредоточенного наблюдения: до 25% от продолжительности рабочей смены – первый класс, 26%-50% - второй класс, 51%-75% - класс 3.1, более 75% - класс 3.2.

5. Работа с видеодисплейными терминалами до 2х часов в смену – оптимальная, до 3х часов – допустимый. работа за компьютером определяет класс условий труда как напряженный: 3-4 часа – класс 3.1, более 4 часов – класс 3.2.

Степень вредности условий труда 3 класса определяется по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда:

Х ФАКТ = Х Ф1 + Х Ф2 +... Х Ф n =∑ Х Ф i

Число баллов по каждому фактору X Ф i представляют в карте условий труда аттестации рабочих мест, с учетом продолжительности его действия в течение смены:

Х Ф i = Х CTi *T i

Где: ХСТi – степень вредности фактора или тяжести работы, установленный

по показаниям гигиенической классификации труда;

Ti – продолжительность фактора в течение смены.

Ti=t Ф i /t РС

если t Ф i >= t РС, то Ti = 1.

Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:

По наиболее высокому классу и степени вредности;

В случае сочетания действий 3 и более факторов класса 3.1. оценка будет класса 3.2;

При сочетании двух или более факторов классов 3.2, 3.3 или 3.4 условия труда оценивается соответственно на 1 степень выше.

В зависимости от фактического состояния условий труда работодатель по согласованию с профсоюзом устанавливает доплаты в размере 4% - 24% тарифной сетки. Доплаты устанавливается по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим за время фактической занятости на рабочих местах сроком на 1 год.

Доплата в зависимости от условий труда

Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 6. Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический труд требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2 /з мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2 /з до Уз мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее Уз мышц (например, набор текста на компьютере).

Рис. 6.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы но степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу по тяжести являются:

  • величина внешней механической работы, выполняемой за смену;
  • масса поднимаемого и перемещаемого вручную [ рута;
  • количество стереотипных рабочих движений в смену;
  • величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержанти груза;
  • удобство рабочей позы;
  • количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия груда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда). Схема деления условий труда по тяжести и напряженности представлена в учебнике .

Критериями отнесения труда к тому или иному классу и степени напряженности являются:

  • степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
  • нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
  • эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
  • монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
  • режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - 1-й класс, допустимый - 2-й класс, напряженный - 3-й класс - труд трех степеней.

Параметрами i гро из во детве i it ю й среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

  • физические факторы: микроклимат (температура, влажность, подвижность воздуха); электромагнитные ноля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное - тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (ныли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
  • химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
  • биологические факторы: паю генные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие жггвьге клетки и споры микроорганизмов, белковые ггреггараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:

  • ? 1-й класс - оптимальные условия труда - сохраняется здоровье работающих и их высокая работоспособность. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
  • ? 2-й класс - допустимые условия труда - уровни факторов среды, соответствуют гигиеническим нормативам для рабочих мест;
  • ? 3-й класс - вредные условия труда - уровень факторов превышает гигиенические нормативы и оказывает воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени. Каждая из них характеризуется:

  • ? 1-я степень - отклонения от допустимых норм приводят к возникновению обратимых функциональных изменений и возникновению риска развития заболевания;
  • ? 2-я степень - возникают стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появляются начальные признаки профессиональных заболеваний;
  • ? 3-я степень - развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
  • ? 4-я степень - возникают профессиональные заболевания, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
  • ? 4-й класс - опасные (экстремальные) условия труда - уровни вредных факторов создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций.

Оценка тяжести трудовой деятельности

Замечание 1

Под тяжестью труда понимается трудовой процесс, который отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, а также сердечнососудистую, дыхательную и другие системы организма.

Оценить тяжесть труда можно по ряду показателей, которые характеризуют трудовой процесс.

Показатели тяжести трудового процесса

  1. .

    Для её пересчета необходимо:

    • Знать массу перемещаемого вручную груза и его путь в метрах;
    • Знать общее количество переноса груза за рабочую смену;
    • Определить сумму величины внешней механической работы за смену.
  2. Масса груза , поднимаемого и перемещаемого вручную. Груз при этом может взвешиваться, а его максимальная величина должна регистрироваться. Второй вариант – масса груза определяется по имеющимся документам.

    Стереотипные рабочие движения . Это элементарные движения – перемещение конечностей из одного положения в другое. Они бывают локальные – выполняются мышцами кистей рук и пальцев и региональные – в работе участвуют мышцы рук и плечевого пояса.

    . Она связана с удержанием груза или приложением усилия. Рассчитывается статическая нагрузка перемножением веса груза и времени в течение, которого он удерживался.

    Рабочая поза .

    Она определяется визуально и бывает:

    • Свободная. Обычно это положение сидя, которое дает возможность изменить его в любой момент;
    • Неудобная. Оно может быть связано с большим наклоном или поворотом туловища, высоко поднятыми руками и др.;
    • Фиксированная, при которой возникает сложность изменения или его невозможность изменить положение туловища;
    • Вынужденная – положение лежа, на корточках, на коленях, на боку и др.

    Пребывание в какой-либо позе определяется в минутах и часах на основании хронометража за рабочую смену. Обычно оценка проводится по наиболее типичной позе для данного вида работы.

    Количество наклонов корпуса за смену . Определяется оно прямым подсчетом в единицу времени.

    Перемещение в пространстве в течение рабочей смены по лестницам, пандусам, коридорам, переходам и др. Определяется величина перемещений с помощью шагомера. Длина шага умножается на количество шагов.

Тяжесть трудового процесса определяется в соответствии с «Методикой оценки тяжести трудового процесса ».

Оценка напряженности трудовой деятельности

Замечание 2

Под напряженностью труда понимается трудовой процесс, который отражает в основном, нагрузку на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу. Основой оценки напряженности труда является анализ трудовой деятельности и её структуры.

Изучение напряженности идет в течение всего рабочего дня с помощью хронометражных наблюдений. Производственные факторы, создающие предпосылки для того или иного нервно-эмоционального состояния, выражаются количественно и сгруппированы по видам нагрузок.

  1. Интеллектуальные нагрузки:

    • Степень сложности выполнения задания;
    • Оценка и восприятие информации;
    • Распределение деятельности по степени сложности задания;
    • Индивидуальное или групповое выполнение работы с установленным графиком.
  2. Сенсорные нагрузки:

    • Продолжительность сосредоточенного наблюдения по времени;
    • Количество воспринимаемых и передаваемых и сигналов за $1$ час работы;
    • Способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях;
    • Длительность сосредоточенного внимания и размер объекта. Размер объекта и время наблюдения влияют на зрительный анализатор;
    • Длительность сосредоточенного наблюдения при работе с оптическими приборами;
    • Длительность сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала;
    • Восприятие слуховой информации в условиях повышенного уровня шума;
    • Степень напряжения голосового аппарата.
  3. Эмоциональные нагрузки:

    • Ответственность за результат, значимость ошибки;
    • Возможность и степень риска для жизни;
    • Выполнение должностной инструкции по ответственности за безопасность других людей;
    • Конфликтные производственные ситуации;
    • Число используемых приёмов для реализации простого задания;
    • Выполнение простых производственных операций по продолжительности;
    • Продолжительность основных действий;
    • Монотонность работы.
  4. Режимные нагрузки:

    • Продолжительность рабочего дня. Нагрузка с его продолжительностью увеличивается;
    • Распорядок дня предприятия, сменность работы;
    • Перерывы и их продолжительность, не считая перерыва на обед.

Параметры микроклимата и самочувствие человека

Замечание 3

Работоспособность и тепловое самочувствие человека в значительной степени зависят от параметров микроклимата рабочей зоны. В организме человека непрерывно образуется какое-то количество тепла, излишки которого так же непрерывно отдаются в окружающую среду.

Терморегуляция обеспечивает своеобразное равновесие между ними и сохраняет тепловой баланс организма, т.е. Qвыд.= Qотд. Процесс теплообмена зависит от метеоусловий и степени интенсивности работы. Он будет изменяться с изменением температуры воздуха , её относительной влажности и скорости движения. Например, при температуре +$15$ градусов и спокойном состоянии организма потоотделение будет составлять около $30$ мл/час, т.е. будет незначительным. С повышением температуры до +$30$ градусов и выше в совокупности с тяжелой физической работой потоотделение увеличивается в десятки раз. Работник горячего цеха ежечасно теряет до $1$-$1,5$ л пота, на испарение которого затрачивается $2500$-$3800$ кДж.

Переохлаждение организма возникает при повышении температуры воздуха и повышении скорости его движения. Данное обстоятельство приводит к усилению конвективного теплообмена и теплоотдачи при испарении пота. Обратное явление будет наблюдаться с повышением температуры воздуха. Люди по-разному переносят высокие температуры воздуха. Это зависит от влажности и скорости движения воздуха. Скорость испарения пота при высокой влажности воздуха уменьшается, а это приводит к перегреву организма. Высокая температура воздуха и высокая влажность оказывают неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие.

За счет испарения пота вся вырабатываемая теплота уходит в окружающую среду и приводит к обезвоживанию организма. Результатом является нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения и это только, если обезвоживание произошло на $6$ %. Потеря воды организмом на $15$-$20$ % ведет к летальному исходу. При неблагоприятных условиях работы организм за рабочую смену теряет $8$-$10$ л жидкости, вместе с которой теряются минералы, микроэлементы, витамины. Теряются соли NACL, что чрезвычайно опасно.

Сочетание высокой температуры и повышенной влажности, особенно в течение длительного времени, приводит к тому, что в организме происходит накопление теплоты, и, как следствие, возникает гипертермия . При гипертермии температура тела человека повышается до $38$-$39$ градусов, возникает головная боль, головокружение, общая слабость, сухость во рту, тошнота, рвота. Кроме этих симптомов происходит учащение пульса, дыхания, зрачки расширяются, кожные покровы бледнеют и приобретают синюшный оттенок. Возможны судороги и потеря сознания.

В настоящее время используются различные методы оценки тяжести труда, а также его напряженности. Для этого применяют определенное количество критериев и показателей. Как правило, выделяют четыре степени тяжести и напряженности трудовой деятельности.

Критериями оценки становятся внешние показатели (характеристика работы) и внутренние (стоимость для человеческого организма). Однако такая градация не всегда приемлема для оценки напряженности.

Тяжесть физического труда человека определяется показателем статической и динамической работы, весом перемещаемого груза, мощностью работы, характером рабочей позы и величиной статической нагрузки.

Так мощность внешней работы определяется величиной затраченной физической энергии. Чтобы ее рассчитать, вычисляют количество работы за единицу времени. Так как физическая работа предусматривает перемещение материалов или грузов на определенное расстояние, при ее подсчете учитывают подъем груза, его перемещение по горизонтали и опускание этого груза.

Расчет выполненной работы осуществляется по формуле:

Здесь А – количество работы (кгм); Р – вес груза (кг); Н – высота подъема груза от исходного состояния; 1 – расстояние перемещения груза по горизонтали; h – расстояние опускания груза; k – коэффициент, равный 6.

Мощность работы рассчитывают по формуле:

Тут k – коэффициент перевода кгм в вт, он равен 10, t – время, за которое осуществляется работа (сек.), А – величина работы (кгм), а N – мощность внешней работы (вт/сек). Именно максимальная величина перемещаемого груза – основной показатель, определяющий тяжесть труда.

Статистическая работа в повседневной жизни проявляется несколькими формами: удержание груза или поддержание позы. Как правило, в каждом из случаев противодействует сила тяжести. Статическое сокращение зачастую направлено на преодоление внешней силы.

Статическая нагрузка, которая связана с поддержанием усилий без перемещения тела, либо его отдельных звеньев, характеризуется величиной усилия или удерживаемого груза. Ее определяет произведение усилия на время удержания. Выражается величина статической нагрузки в кг/с. Показателем статической нагрузки считается величина углов наклона, а также продолжительность пребывания в определенной позе по отношению к длительности соответствующей рабочей смены.

Поза поддерживает тела в фиксированном положении. Она определяет психологический эффект, который входит в понятие комфорта. Чтобы оценить тяжесть труда, можно воспользоваться показателями, приведенными на рис. 1.

Рисунок 1 . Критерии тяжести физического труда

Напряженность труда

Напряженность труда целенаправленно характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая предусматривает мобилизацию высших психических функций человека. В их числе внимание, восприятие, оперативная память, а также аналитико-синтетическая деятельность ЦНС.

Замечание 1

Различная степень напряжения этих функций практически не отражается на показателях кровообращения, энергозатрат, газообмена.

Если же умственный труд ограничить производственной деятельностью, оставив в стороне все формы исполнительского и творческого труда (общественные деятели, художники, ученые), можно условно выделить десять показателей, которые применяют для оценки напряженности труда. В их числе:

  • степень напряжения внимания;
  • темп работы;
  • плотность воспринимаемых сигналов;
  • плотность рабочей смены;
  • напряженность анализаторных функций;
  • интеллектуальное напряжение;
  • степень эмоционального напряжения;
  • монотонность работы;
  • сменность труда.

Каждый из показателей необходимо рассмотреть более детально.

Прежде всего среди показателей напряженности труда выделяют внимание. Хоть нынче не существует единого обоснованного критерия его оценки в производственных условиях. Ведь все зависит от особенностей деятельности. Оценку напряженности труда по данному параметру проводят согласно производственным критериям.

Применительно к определенной ораторской деятельности речь может идти о количестве объектов одновременного управления или наблюдения. Другой показатель, который характеризует внимание – длительность сосредоточенного наблюдения. Он рассчитывается, как относительная величина к общему времени рабочей смены. Измеряется в процентах. Так как от оператора требуется способность быстро переключать внимание, учитывается средняя или максимальная частота этих переключений. В совокупности это служит показателем напряженности труда.

Следующий критерий плотность воспринимаемых сигналов. Он характеризует степень напряженности труда по количеству информации поступающей извне за единицу времени. Оценка степени напряженности труда учитывает характер деятельности, а также количество и характер преобразования соответствующей информации. Расчет плотности сигналов вычисляют по произведению количества признаков информации за определенную единицу времени.

Далее следует темп, а также плотность рабочей смены. Такие показатели отражают степень и равномерность рабочей нагрузки непосредственно за смену. Согласно характеру деятельности выделяют два типа активности – контрольно-наблюдательную и двигательную.

Интегральным показателем плотности соответствующей рабочей смены считается«коэффициент активности». Он показывает суммарную деятельности активных (исполнительских или регулировочных) действий к общему времени контроля и наблюдения, но не к длительности смены. Малый вес таких активных действий создает условия мотивационного конфликта, что требует от работника особого нервного напряжения. Но слишком высокий коэффициент отражает уровень напряженности труда, обусловленный высокой двигательной активностью.

Напряженность анализаторных функций напрямую связана с обнаружением и последующим выделением сигналов различной модальности. В их числе тактильная чувствительность, обоняние, слух, зрение. По физической силе выделяют слабые, раздражающие и оптимальные сигналы. Последние находятся в интервале границ оперативного порога. Слабые – ниже, а раздражающие – выше этого самого порога.

Другой подход к оценке степени нагрузки на соответствующие анализаторы заключается в том, что степень нагрузки сравнивают с той категорией, которая отражает нормативные показатели. Степень напряжения слухового органа зачастую определяется двояка. Ведь слышимость речи зависит от расстояния, либо ее разборчивости в процентах, определяемых по уровню шума. Да и уровень звукового давления, уровень звука непосредственно на рабочем месте следует учесть.

Эмоциональное напряжение является существенным фактором, определяющим надежность и успешность деятельности. Его градации оценивают по производственным критериям, которые создают предпосылки для неблагоприятных состояний. Выделяют временные факторы (например, работа по точному, индивидуальному графику или же работа в условиях дефицита времени) и мотивационную значимость нарушений непосредственно в процессе деятельности (различные аварийные ситуации, работы, которые связаны с личными рисками, ответственностью за безопасность других людей).

Интеллектуальное напряжение определяет категоризированная величина. Ведь ее факторами могут быть работа по разработке алгоритмов деятельности разной сложности; работа, которая связана с принятием всевозможных решений, либо при участии творческого, нестандартного компонента деятельности.

Следующий момент – монотонность труда. Ее характеризуют следующие признаки:

  • высокая частота повторения определенных трудовых действий;
  • непродолжительный временной цикл выполнения соответствующих операций;
  • малоэлементный количественный состав операций;
  • структурное однообразие и простота трудовых действий.

Такие критерии относят в основном к работам, где энергетический фактор играет ведущую роль. То есть при выраженном физическом компоненте. Те работы, где информационный фактор преобладает, требует напряжения сенсорных механизмов, а также определенных психических функций. Их считают монотонными при:

  • длительном пассивном наблюдении;
  • недостатке притока сенсорной информации;
  • наличии ограничений в воздействии определенных производственных раздражителей и сигналов.

Нагрузка на память обусловлена необходимостью запоминать информацию и длительное время хранить ее, используя непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Рисунок 2 . Критерии напряженности труда

Сменность труда классифицируется по четырем категориям. Она зависит от степени напряженности трудового режима. Например, работа в утреннюю смену считается самой оптимальной. Вечерняя смена предусматривается наслаивание бытовых нагрузок. Вечером, как правило, активность у людей ниже. Также есть третья категория – чередования сменной работы – ночь, утро, вечер. Предусматривается и вероятность круглосуточность деятельности, то есть трехсменной. Она по праву считается наиболее утомительной, не физиологической.

Учитывая все эти критерии можно оценить тяжесть труда, а также его напряженность и подобрать оптимальный вариант деятельности в том или ином режиме.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Количественная оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Тяжесть труда -- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

масса поднимаемого и перемещаемого груза;

общее число стереотипных рабочих движений;

величина статической нагрузки;

рабочая поза;

степень наклона корпуса;

перемещения в пространстве.

Напряженность труда -- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

интеллектуальные нагрузки;

сенсорные нагрузки;

эмоциональные нагрузки;

степень монотонности нагрузок;

режим работы.

Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг* м).

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг * м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (общая или региональная) и расстояния перемещения груза определяют к какому классу условий труда относится данная работа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения.

Для определения массы (кг) груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, масса всех грузов суммируется, а если переносимый груз одной массы, то она умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа.

Стереотипные рабочие движения (количество за смену). Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60--250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого -- либо автоматического счетчика, число движений за 10--15 мин, рассчитывается число движений в 1 мин, а затем умножается на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяется путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных частей, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому инструменту (изделию). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких -- нибудь других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений или по фотографии рабочего дня.

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе, определяется на основании хронометражных данных за смену.

Наклоны корпуса. Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножением на число этих операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали -- по лестницам, пандусам и др., км). Самый простой способ определения этой величины -- с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить его на поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимается). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский -- 0,5 м), и полученную величину выразить в км.

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну ступень выше.

Оценка напряженности трудового процесса основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно -- эмоциональных состояний (перенапряжений). Все факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Нагрузки интеллектуального характера, «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

«Восприятие сигналов (информации) и их оценка» -- по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, конструкторы, врачи).

«Распределение функций по степени сложности задания».

Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, конструкторы, водители транспортных средств -- класс 3.1). наиболее сложная функция -- это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

«Характер выполняемой работы» -- в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс -- лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -- мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Сенсорные нагрузки.

«Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» -- чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

«Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы» -- количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые, сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, символы, текст, формулы и др.) и при речевом сообщении (по телефону и радиотелефону, при непосредственном прямом контакте работников).

«Число производственных объектов одновременного наблюдения» -- указывает, что с увеличением числа объектов одно временного наблюдения возрастает напряженность труда.

«Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Со ответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

«Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты -- чем больше процент времени, тем больше нагрузка, при водящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

«Наблюдение за экраном ВДТ (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ за экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% -- 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10--15 дБ и соответствует разборчивости слов, равной 90--70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м и т.п.

«Нагрузка на слуховой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)». Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные нагрузки.

«Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» -- указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (класс 2): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника. (1 класс).

«Степень риска для собственной жизни» и «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи -- реаниматоры и т.п.) или личную безопасность (космонавты, пилоты) 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи -- инфекционисты, водители автотранспорта и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты и др.) -- их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Монотонность нагрузок.

«Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» -- чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 -- 3.2).

«Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» -- чем короче время, тем соответственно выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 -- 3.2).

«Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом технологического процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 -- 3.2).

«Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» -- чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.