Технические характеристики авианосца джеральд форд. Что представляет собой самый дорогой авианосец в истории «Джеральд Форд»? Навигационная и оптическая система

9 ноября этого года на верфи Newport News Shipbuilding (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния) состоится церемония спуска на воду нового американского авианосца Gerald R.Ford (CVN-78). Строительство головного корабля одноименного типа началось в 2009 году и вскоре перейдет в завершающую стадию. Ввод авианосца в боевой состав ВМС США запланирован на 2016 год. В дальнейшем Пентагон собирается построить еще два корабля этого типа.

Авианосец «Джеральд Р. Форд» является одним из главнейших американских военных проектов последнего времени. Подобное отношение к кораблю в первую очередь обусловлено тем, что впервые с шестидесятых годов американское кораблестроение создало и осуществляет столь крупный проект. Находящиеся в настоящее время в составе ВМС авианосцы типа Nimitz строились в соответствии с проектом, разработанным в шестидесятых годах.

С тех пор проект неоднократно дорабатывался перед строительством или модернизацией кораблей, но не претерпевал значительных изменений. Корабли типа Gerald R. Ford, первый из которых скоро будет спущен на воду, строятся по новому проекту, созданному в соответствии с нынешними требованиями военно-морских сил.

Одной из самых интересных черт нового проекта является подход к оснащению кораблей различным оборудованием. Так, по своим габаритам и водоизмещению авианосец «Джеральд Р. Форд» почти не отличается от предшественников типа «Нимитц». Корабль с полным водоизмещением около 100 тыс. тонн имеет длину свыше 330 метров и максимальную ширину по летной палубе 78 м. При этом внутреннее оснащение, радиоэлектронное оборудование, вооружение и т.п. нового авианосца можно считать большим шагом вперед.

Утверждается, что применение ряда новых систем позволит значительно сократить экипаж корабля, но при этом поднять интенсивность боевой работы авиакрыла минимум на 30%. Следствием последнего станет увеличение боевой эффективности корабля.

Более высокие характеристики нового авианосца в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время обусловлены применением двух атомных реакторов A1B, разработанных специально для авианесущих кораблей нового проекта. При необходимости такая энергетическая установка может выдавать мощность, на 25% превышающую максимальную мощность реакторов авианосцев «Нимитц». При этом трудоемкость обслуживания реакторов снижена вдвое.

Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы . Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Использование более мощной энергетической установки позволило оснастить авианосец «Джеральд Р.Форд» электромагнитными катапультами EMALS. При помощи новых катапульт авианосец сможет обеспечить нормальную интенсивность полетов авиации на уровне 160 самолетовылетов в сутки. Для сравнения, современные авианосцы типа Nimitz могут обеспечить лишь 120 вылетов в сутки. При необходимости перспективный авианосец сможет поднять интенсивность полетов до 220 вылетов в сутки.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R.Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р.Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

На данный момент собраны все основные конструкции нового авианосца и вскоре начнется завершающий этап строительства и оснащения. После ввода корабля в строй, планируемого на 2016 год, в составе ВМС США снова будет 11 авианосцев. В 2012 году, после списания авианосца Enterprise (CVN-65), количество кораблей этого класса сократилось до 10. В дальнейшем планируется перевести структуру авианосного флота на постоянное использование 10 кораблей.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планируется дополнительно выделить около 1,3 млрд. долларов.

В ближайшей перспективе ВМС США разместят заказ на строительство второго авианосца типа Gerald R. Ford, который получит имя «Джон Ф. Кеннеди». Закладка второго корабля запланирована на следующий год. В течение 2014-2018 годов предполагается потратить на строительство около 11,3 миллиарда долларов, 944 млн. из которых будут выделены в первый год строительства. В 2018 году предполагается подписать контракт, в соответствии с которым судостроительная промышленность построит третий авианосец того же типа (имеется информация о его названии – Enterprise). Стоимость этого корабля в ценах 2014 финансового года оценивается в 13,9 миллиарда.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов.

Головной «Джеральд Р.Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R.Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов.

По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно . Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов.

За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

Вооружение

Зенитное вооружение

  • ЗРК Evolved Sea Sparrow.

Авиационное вооружение:

  • 75 самолётов F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A;
  • Вертолёты MH-60R/S;
  • БПЛА .

Однотипные корабли

Gerald R. Ford (рус. «Джеральд Р. Форд») - американский авианосец, головной корабль одноимённого типа, пришедшего на смену типу «Нимиц». Назван в честь 38-го президента США Джеральда Форда.

Основная информация

USS Gerald R. Ford (CVN-78) - головной корабль одноимённой серии авианосцев ВМС США. Как было объявлено ВМС США 16 января 2007 года, корабль назван в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда, который нёс службу во время Второй Мировой войны на борту лёгкого авианосца USS Monterey на Тихом океане.

Закладка киля USS Gerald R. Ford состоялась 13 ноября 2009 года. Строительство началось 11 августа 2005 года, когда Northrop Grumman провела торжественный вырез 15 тонного стального листа, образующего борт судна.

Получение имени

В 2006 году, когда Джеральд Форд был еще жив, сенатор Джон Уорнер из Вирджинии предложил внести поправки в 2007 оборонно-расходный законопроект заявив, что CVN-78 «должен быть назван в честь Джеральда Форда». Окончательный вариант, подписанный президентом Джорджем Бушем на 17 октября 2006 гласил - «Конгресс считает, что... CVN-78 должен быть назван в честь Джеральда Р. Форда».

3 января 2007 года, бывший госсекретарь США обороны Дональд Рамсфелд во время хвалебной речи для президента Форда на Грейс Епископальной Церкви в Ист-Гранд-Рапидс, в штате Мичиган, заявил, что авианосец будет назван в честь Форда. Позже, в тот же день, представители ВМС США также подтвердили, что авианосец будет действительно назван в честь бывшего президента.

На церемонии в Пентагоне, 16 января 2007 года, секретарь военно-морского флота Дональд Винтер (англ. Donald C. Winter ) официально назвал авианосец - CVN-78 USS Gerald R. Ford . Во время презентации присутствовали вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер и Левин, генерал-майор Гай С. Сван III.

Крещение авианосца бутылкой шампанского

История создания

10 сентября 2008 года, ВМС США подписали контракт стоимостью $ 5,1 млрд с Northrop Grumman Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, чтобы спроектировать и построить носитель. Northrop начали заранее строительство корпуса по договору в размере $ 2,7 млрд в 2005 году строящегося на Хантингтон Ingalls (ранее Northrop Grumman) в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния, в которых работают 19 000 сотрудников.

По состоянию на август 2011 года, авианосец, как сообщается, «был готов на 50 %». В апреле 2012 года было сказано, что 75 процентов носителя завершено. 8 октября 2012 года, носитель достиг более 88 процентов от полного структурного построения. В Hantington Ingalls сообщалось (в 8 ноября 2012 GLOBE NewsWire пресс-релизе), что они «достигли 87 процентов структурной завершение CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 года постройка закончена на 90-процентов.

9 апреля 2013 года, палуба носителя была достроена после добавления верхней части носовой части корпуса, в результате чего корабль достиг 96 процентов структурного завершения.

7 мая 2013 года установлены последние компоненты корабля, в результате чего корабль стал готов к спуску на воду. Оставшиеся задачи включали в себя покраску корпуса, работу с валами, настройку электрических систем и прокладку коммуникаций, установку причального оборудования, монтаж радиолокационных массивов.

Корабль был первоначально запланирован к спуску в июле 2013 года и поставки в ВМФ в 2015 году.

Gerald R. Ford в сухом доке

11 октября 2013 года, сухой док судна был затоплен в первый раз, чтобы проверить различные системы на основе морской воды. 9 ноября 2013 года дочь Форда провела церемонию крещения корабля при помощи традиционной бутылки шампанского.

По состоянию на 2013 год, расходы на строительство оцениваются в $12,8 млрд, на 22% больше в сравнении с бюджетом 2008 года. Из-за бюджетных трудностей, начальник военно-морских операций адмирал D. Greenert предупредил, что сроки окончательной достройки и сдачи заказчику могут откладываться.

В июне 2016 года после испытаний корабля, агентство Bloomberg сообщило, что авианосец не прошел проверку боеспособности, и ввод в эксплуатацию переносится на 2017 год. Выявлены серьёзные неполадки систем корабля, в том числе системы взлёта и посадки, системы самообороны корабля. В частности обнаружились неполадки электромагнитной катапульты и аэрофинишера. Радиолокационная станция в море не испытывалась, а проведённые на суше испытания проводились с незавершённым программным обеспечением.

8 апреля 2017 года авианосец вышел на заводские ходовые испытания. После прохождения испытаний судовых систем, корабль отправится в порт в Вирджинии, затем инспектора военно-морского флота проведут приёмные испытания.

Подробное описание структуры авианосца

Вооружение корабля

Свыше 75 самолётов, вертолётов и БПЛА

Планируется: Малозаметные истребители - бомбардировщики пятого поколения - F-35C

Палубные истребители - бомбардировщики - F/A-18E/F

Палубные самолёты радиоэлектронной борьбы - EA-18G

Палубные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения - E-2D

Палубные тактические транспортные самолёты средней дальности - C-2A

Много целевые вертолеты - MH-60R/S

Флот Военно-морских сил США в сентябре пополнит самый дорогой военный корабль из когда-либо построенных — авианосец USS Gerald R. Ford стоимостью $12,9 млрд. Об этом заявил официальный представитель военно-морского флота, сообщает CNN . Он станет первым кораблем нового класса многоцелевых атомных авианосцев США.

По состоянию на март, корабль был готов на 97%. Ходовые испытания планируют начать в июле, чтобы уже осенью «Ford class» присоединился к ВМС США. Gerald R. Ford является своеобразным «первопроходцем» Флота США, полностью спроектированным в системе 3D -дизайна, внедрённой компанией «Northrop Grumman» и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.

Его длина – 332 метра, вес – 100 тысяч тонн. При одинаковом с авианосцами типа «Nimitz » водоизмещении он будет иметь на 500-900 человек меньший экипаж. Это стало возможным за счёт широкого внедрения автоматизации и уменьшения трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем. Также, будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за весом и устойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.

Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35 , истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet , самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S , а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Nimitz». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками и система автоматического подлёта и посадки (JPALS) , использующая глобальную систему позиционирования GPS . Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов. Флагманские апартаменты на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу. Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников - с четырёх до трёх.

Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонная радиолокационная система (Dual Band Radar, DBR) , которая интегрирует в себе многофункциональный радар AN/SPY-3 X -диапазона фирмы Raytheon и радар объёмного обзора (Volume Search Radar, VSR) L-диапазона фирмы Lockheed . AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. Система разрабатывалась для эсминцев нового поколения .

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами RIM-162 ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RIM-116 RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH .

Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты (EMALS) фирмы General Atomics на основе линейных электродвигателей. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров AAG. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта. Разработка AAG ведется с 2010 года, а первые испытания системы были проведены уже в 2011 году. К настоящему времени аэрофинишер выполнил уже более 1200 торможений «мертвых грузов» различной массы. В состав электромеханического аэрофинишера входят тросовое устройство, гидротормоза, механический тормоз, электродвигатели-генераторы с низкой энерцией, но высоким крутящим моментом, а также конденсаторы. Последние необходимы для накопления энергии, вырабатываемой генераторами при торможении самолета.

Первая успешная посадка пилотируемого самолета Boeing F/A-18E Super Hornet на опытный образец авианосного турбоэлектрического аэрофинишера General Atomics Advanced Arresting Gear (AAG), установленный на наземном летно-испытательном комплексе американской палубной авиации на авиабазе МакГир-Дикс-Лейкхёрст. Лейкхёрст (Нью-Джерси), 31.03.2016 (с) ВМС США

Электродвигатели связаны с регулируемыми заслонками гидротормозов. При торможении самолета система управления динамикой при помощи заслонок постоянно корректирует сопротивление жидкости в гидротормозах. Благодаря этому обеспечивается равномерное торможение садящегося самолета вдоль всей траектории. Кроме того, управление динамикой позволяет заранее настраивать аэрофинишер на прием самолетов разной массы. Частично работа AAG обеспечивается накопленной при торможении самолетов энергией.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc .

Заново спроектированный ядерный реактор A1B может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца. Мощность нового ядерного реактора по сравнению с предшественниками увеличена на 25 %, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50 %. По существу, именно использование более мощной энергетической установки и позволило оснастить авианосец «Gerald R. Ford» электромагнитными катапультами EMALS.

В связи с необходимостью замены авианосцев типа «Энтерпрайз» и «Нимитц» в США был создан проект CVN-21. Его целью было сокращение эксплуатационных расходов и повышение боевой эффективности.

Сэкономитьрешено было за счет автоматизации операций и сокращения экипажа. А внедрение новых технологий позволит использовать летательные аппараты различной массы. Повышение интенсивности полетов на 15 % сделает корабль более опасным противником. Первым корпусом этого проекта стал многоцелевой атомный авианосец (АВМА) «Джеральд Р. Форд». До 2058 г. намечено построить 10 единиц этой серии.

Разработка и строительство

Основными направлениями разработок в рамках программы CVN-21 были: электромагнитные катапульты и турбоэлектрические аэрофинишеры; повышение мощности главной энергетической установки (ГЭУ); новая полетная палуба увеличенной площади; автоматизация всех процессов и как следствие – сокращение численности экипажа.

Реализация этих технических решений обеспечит выполнение 160 самолетовылетов в сутки (экстренно – до 220).

Строительство головного корабля было начато14 ноября 2009 года на верфи «Ньюпорт-Ньюсшипбилдинг». 9 ноября 2013 года, когда постройка была завершена на 70 %, авианосец сошел со стапелей.

Летом 2016 г. закончились заводские испытания, которые показали серьезные недостатки авианосца.

Оказались не в строю подъемники боеприпасов для зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).

Крайне низкая надежность систем обеспечения полетов. Так, катапульта способна реально выполнить 400 запусков самолетов (по проекту – 4200). Финишер обеспечит 25 посадок (против 1600 проектных). Полетная палуба требует переделки.

Технические проблемы вызвали отсрочку ходовых испытаний авианосца, которые начались только 8 апреля 2017 г. Ввод АВМА «Джеральд Форд» в состав флота состоялся 31.05.2017 г.

Изменения конструкции

Перепланировка корпуса имела целью сокращение горизонтальных перемещений грузов.

Авиационные боеприпасы доставляются из погребов непосредственно на палубу. Для этого используются подъемники, снабженные линейными электродвигателями.

Количество ангаров на авианосце снижено с трех до двух. Подъем авиации осуществляется тремя подъемниками в диаметральной плоскости корпуса вместо четырех, установленных побортно. Кроме того, для облегчения обслуживания самолетов конструкторы увеличили площадь полетной палубы.

С целью снижения радиолокационной заметности авианосца были оптимизированы форма и размеры надстройки. Для этого часть помещений, включая каюты командного состава (70 мест), были перемещены в корпус. Мачта выполнена с использованием радиопоглощающих композиционных материалов. Сама надстройка теперь размещается за линией борта, ближе к корме.


Все эти изменения позволяют повысить интенсивность полетов авиации и численность палубного авиакрыла до 15 %.

Главным нововведением на авианосце стало применение для запуска самолетов электромагнитной катапульты (ЭМК). В основу ее конструкции заложен линейный электродвигатель. Это новшество определило следующие преимущества ЭМК:

  • увеличенная с 95 до 122 МДж мощность;
  • контроль мощности в зависимости от массы летательного аппарата (ЛА);
  • простота технического обслуживания;
  • уменьшенные масса (с 500 до 225 т) и объем (с 1100 до 425 м3).

ЭМК обеспечивает взлет самолета или беспилотного аппарата при более слабом ветре и меньшей нагрузке на конструкцию планера. При этом требуется обслуживающего персонала на 35 человек меньше, чем для паровой катапульты.

Новый аэрофинишер снабжен синтетическим тросом и гидротурбинным тормозом с электроприводом.

Его преимуществами являются низкая инерционность электродвигателя и автоматизированная система управления. Благодаря этому замедление ЛА происходит более плавно, чем с финишером Мк 14 на авианосцах типа «Нимитц».

Широкое применение электродвигателей, в том числе линейных, увеличило энергопотребление корабля. Выходная мощность новых ядерных реакторов A1B не разглашается. Но ее достаточно, чтобы парогенераторы производили втрое больше электроэнергии, чем у предшественников. Конструкция A1B компактнее, проще, надежнее и легче в обслуживании.

Этому способствует еще одно преимущество A1B – операции с ядерным топливом сокращены до минимума. Его запас рассчитан на весь срок службы авианосца. В течение 50 лет перезарядка реакторов АВМА «Джеральд Р. Форд» не требуется.

Тактико-технические элементы

Тип авианосца «Нимитц» «Джеральд Р. Форд»
Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

74000
102000

нет данных
98400
– длина, м 332 337
– ширина (по вателинии), м 78(41) 78 (41)
– осадка, м 11,3 12
– высота, м 73,2 76
Скорость хода, уз:
– наибольшая
– экономическая

30
18

30
18
Мощность ГЭУ, л.с. 260000 нет данных
Экипаж (включая авиагруппу), чел. 5680 (2480) 4660 (2480)

По своим тактико-техническим элементам авианосец «Джеральд Р. Форд» отличается от предшественников сокращенным экипажем. Это – одна из мер снижения эксплуатационных расходов. Затраты на содержание экипажа достигают 40 % от общих.

Вооружение

Численность палубного авиакрыла АВМА «Джеральд Р. Форд» составляет не менее 75 единиц.


За счет этот показатель может возрасти до 90 машин. В состав авиакрыла первоначально будут входить:

  • по две эскадрильи истребителей-штурмовиков F-35C «Лайтнинг-2» и F/A-18E/F «Супер Хорнет»;
  • самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D «Хокай»;
  • самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G «Гроулер»;
  • транспортные C-2A «Грейхаунд»;
  • вертолеты MH-60R/S «Сихок».

В перспективе F-35C придут на смену F/A-18E/F. В более отдаленном будущем не исключена замена большинства пилотируемых машин беспилотными.

Помимо ЛА, авианосец «Джеральд Р. Форд» оснащен средствами ПВО/ПРО. В их состав входят два ЗРК:

  • 2 × 21 RIM-116 RAM с дальностью стрельбы до 10 км;
  • 2 × 8 RIM-162 ESSM (32 ЗУР), дальность до 50 км.

Самооборону авианосца также обеспечивают два 20-мм ЗАК Mk 15 «Вулкан–Фалланкс».

Очевидно, что данные средства являются вспомогательными. Основная нагрузка по ПВО / ПРО авианосцавозложена на эскортные корабли и палубные истребители.


В основе радиоэлектронного вооружения (РЭВ) авианосца автоматизированная система боевого управления Mk7 «Иджис». Данные о воздушной и надводной обстановке она получает от радиолокационного комплекса DBR. В его состав входят многофункциональные РЛС AN/SPY-4 (диапазон 2–4 ГГц) и AN/ SPY-3 (8–12 ГГц).

На комплекс DBRавианосца возложены следующие задачи:

  • обнаружение воздушных (на дальности до 500 км) и надводных целей;
  • управление оружием;
  • обеспечение полетов авиации.

Все радиоэлектронные средства нового корабляявляются цифровыми и имеют сенсорное управление.

Перспективы развития

«Джеральд Р. Форд» стал примером поэтапного развития авианосцев. Из-за нехватки средств не был создан принципиально новый корабль. Его постройка обошлось вдвое дороже, чем АВМА«Джордж Буш».

Основой для дальнейшего развития проекта авианосца стал ядерный реактор обновленной конструкции.

Хотя его мощность засекречена, генерируемой электроэнергии с запасом хватает для энергоемких систем. В будущем реактор обеспечит энергией оружие на новых физических принципах.

Перспективным направлением будет комплектование авиакрыла беспилотными летательными аппаратами.

Видео

МОСКВА, 2 июн — РИА Новости. Принятый на вооружение ВМС США авианосец Gerald R. Ford стал самым дорогим в мире из-за обилия техники новейшей разработки, изготавливаемой впервые, считает российский военный эксперт Виктор Мураховский.

Эксперт об авианосце Gerald R. Ford: в Пентагоне уже начали "чесать репу" ВМС США приняли на вооружение самый дорогой авианосец в мире. Военный обозреватель Виктор Баранец в эфире радио Sputnik отметил, что после испытания в РФ гиперзвуковой ракеты "Циркон" дальнейшее строительство таких авианосцев остается под вопросом.

По заявлению американского флота, к полномасштабной эксплуатации Gerald R. Ford будет готов только в 2020 году, совершив до этого времени несколько выходов в море для "обкатки" боевых и инженерных систем.

"Такого рода корабли, это не эсминцы и фрегаты, которые могут строиться серийно, десятками единиц. Поэтому, по сути, каждый авианосец — это уникальный корабль, соответственно и стоимость оборудования, которое на нем используется, увеличивается", — рассказал Мураховский РИА Новости.

По его словам, высокая цена обусловлена уникальностью тем, что оборудование авианосца разработано и ставится на производство впервые, поэтому вся стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ложится на единицу оборудования.

В качестве примера эксперт привел впервые используемые электромагнитные катапульты для разгона самолетов. Ранее авианосцы оснащались паровыми катапультами.

Эксперт также напомнил, что авианосец представляет собой чрезвычайно сложную систему с большим количеством элементов, основанную на взаимодействии морской техники и авиации. По его словам, такие системы могут давать сбои при интенсивном использовании даже без сопротивления потенциального противника.

"Достаточно посмотреть на использование авианосцев США в период войны во Вьетнаме, где они очень активно использовались. Было множество катастроф, происшествий, с гибелью людей, с пожарами большими на кораблях. Без воздействия противника, просто при интенсивном применении возникает серьезная опасность", — отметил Мураховский.

По словам эксперта, только у США есть на сегодняшний день возможность строить такого рода корабли. "Конгресс выделяет деньги, вообще, американское общество, в целом, весьма лояльно на это смотрит", — сказал он.

"Потому что это один из основных инструментов проекции силы далеко за пределы США. Кроме того, США - страна двух океанов, поэтому они считают необходимым, как они говорят, доминировать на морских пространствах. И авианосец является одним из ключевых средств такого доминирования", — пояснил Мураховский.

Строительство Gerald R. Ford, начавшееся в 2009 году, оценивается в 12,9 миллиарда долларов. Корабль водоизмещением около 100 тысяч тонн будет обслуживаться экипажем из около 2500 человек. На палубе смогут разместиться более 75 самолетов и вертолетов. Всего США планируют построить 10 подобных авианосцев на замену кораблям типа "Нимиц".