Нефтяные месторождения китая. Развитие добычи нефти в китае

Одним из вариантов решения проблемы энергетической уязвимости также является увеличение собственных добывающих мощностей, экстенсивное и интенсивное развитие нефтедобывающей промышленности. По этой причине, важность акватории Южно-Китайского моря в процессе обеспечения энергетической безопасности Китайской Народной Республики выражается не только в ее значимости в качестве торгового маршрута. Дело в том, что усиливающуюся с каждым годом зависимость Китая от импорта энергоресурсов можно ослабить за счет ресурсов акватории ЮКМ.

Южно-Китайское море, расположенное в Юго-Восточной Азии, является очень важной акваторией для КНР, поскольку в его недрах могут содержаться значительные запасы необходимых стране нефти и газа. Служба энергетической информации при Департаменте энергетики правительства США приводит следующие цифры: ресурсы Южно-Китайского моря составляют около 11 млрд бр. нефти и 5,3 трлн куб. м природного газа (причем это именно доказанные, а не предполагаемые объемы сырья)South-China Sea Full Report [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2014. P. 14.. Однако в связи с невозможностью на данный момент провести глобальные исследования этой области (это связано со сложностями в определении исключительных экономических зон прибрежных государств), существует вероятность, что настоящие запасы акватории ЮКМ могут значительно превышать те значения, наличие которых уже доказано. Например, согласно расчётам аналитиков Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорации (CNOOC), в акватории содержится примерно 125 млрд бр. нефти и 14 трлн куб. м газаBrown D. More fuel to South China Sea disputes [Электронный ресурс] / Asia Times Online, 2013. URL: http://www.atimes.com/atimes/Southeast_Asia/SEA-02-120313.html (дата обращения: 14.04.2014).

Таким образом, использование недр и богатств Южно-Китайского моря может на значительный период времени обеспечить КНР нужными ресурсами и, следовательно, стать залогом бесперебойного, стабильного экономического развития.

Однако на берегах Южно-Китайского моря располагаются страны, которые заинтересованы в данных ресурсах не меньше Китая.

Таблица 1. Доказанные запасы нефти и природного газа в 2012 г. в странах ЮВА, расположенных у Южно-Китайского моря (данные по Камбодже отсутствуют)

Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2013BP Statistical Review of World Energy June 2013 [Электронный ресурс]. P. 4., 23. , U.S. Energy Information Administration, *Philippines Analysis Note, 2014Philippines Analysis Note [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2013. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=RP#pet (дата обращения: 15.04.2014)

Страны, перечисленные в Таблице 1, находятся на стадии активного экономического роста, так же, как и Китай. В силу данной специфики потребности государств Юго-Восточной Азии в самых различных ресурсах будут непрерывно расти. Тем не менее, стоит заметить, что именно нефть и природный газ особенно важны для данных государств. Согласно данным, указанным в статье Воронина А.С. и Усова И.В., еще «в 2010 г. в структуре первичного потребления энергии шести наиболее развитых стран АСЕАН 76% приходилось на нефть и газ»Воронин А. С., Усов И.В. Указ. соч. С. 162.. Следовательно, добыча и поставка этих ресурсов в самом деле носит стратегический характер. Как можно видеть из Таблицы 1, указанные страны обладают сравнительно малыми запасами, как нефти, так и газа, десятыми долями от общемировых запасов. Даже при текущих общих объемах добычи нефти странам акватории хватит менее, чем на 15 лет, а природного газа - на 27 лет. Вследствие этого, учитывая и усиливающийся тренд на потребление экологически сравнительно безопасных ресурсов (использование нефти и газа наносит экологии меньше вреда, чем использование угля), страны, расположенные у Южно-Китайского моря, несомненно, проявляют высокий интерес к богатствам акватории. Ресурсы, скрытые под водами ЮКМ, могли бы дать серьезный стимул развитию всех стран субрегиона.

Таблица 2. Производство и потребление нефти и природного газа в 2012 г. в странах ЮВА, расположенных у Южно-Китайского моря (данные по Камбодже отсутствуют)

Произв. нефти (в млн бр. в день)

Потребление нефти (в млн. бр. В день)

Импорт (экспорт) нефти (в тыс. бр. в день)

Производство газа (в млрд куб. м в год)

Потребление газа (в млрд. куб. м в год)

Импорт (экспорт) газа (в млрд куб. м в год)

Индонезия

Малайзия

Филиппины

Итого, по данным странам

Источник: Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2013 BP Statistical Review of World Energy June 2013 [Электронный ресурс]. P. 23., U.S. Energy Information Administration, *Brunei Analysis NoteBrunei Analysis Note [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2013. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=BX (дата обращения: 15.04.2014), **Philippines Analysis Note, 2014 Philippines Analysis Note [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2013.

Впрочем, в данном случае конкуренция за обладание энергоресурсами носит различный характер в зависимости от типа топлива, за обладание над ведут борьбу государства региона.

Согласно Таблице 2, указанные страны ЮВА так же, как и Китай, являются нетто-импортерами нефти. Уже сейчас, в соответствии с Таблицей 2, объемы потребления нефти выше объемов её производства минимум на 1,46 млн бр. в день. И, согласно прогнозам Азиатского Банка Развития (АБР), зависимость от нетто-импорта нефти в Юго-Восточной Азии возрастет с 29,6% в 2005 г. до 71,9% к 2030 г., а добыча этого ресурса в Индонезии, Вьетнаме и Малайзии может не догнать темпы роста спросаEnergy Outlook for Asia and Pacific [Электронный ресурс] / Asian Development Bank, 2009. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.adb.org/sites/default/files/pub/2009/energy-outlook.pdf (дата обращения: 02.03.2014) P. Xiii..

Достаточно интересная ситуация в Юго-Восточной Азии складывается вокруг природного газа. В целом, по состоянию на 2011 г., страны ЮВА не испытывали недостатка в объемах производства потребляемого природного газа, более того, три указанные в таблице государства являются нетто-экспортерами природного газа: это Бруней, Индонезия и Малайзия. Последние две страны занимают немалую долю на китайском рынке импорта СПГ: на них приходится 29% всех поставок. Однако наличие крупных импортеров сжиженного природного газа, расположенных к Китаю достаточно близко, все равно не гарантирует энергетической безопасности второй экономике мира, что объясняется двумя причинами. Во-первых, страны АСЕАН опасаются возрастающей роли Китая в регионе и весьма настороженно относятся к усилению экономических взаимоотношений между членами Ассоциации и КНР. Действительно, одной из политических стратегий Китая является усиление экономических связей со странами Юго-Восточной Азии. Помимо этого, Китай всегда стремится взаимодействовать на уровне двусторонних отношений, а не на уровне Ассоциации, поскольку таким образом страна может добиться более выгодного для себя сотрудничества. По этой причине, дабы снизить зависимость от Китая, страны АСЕАН стремятся диверсифицировать круг своих покупателей, что, несомненно, не может не беспокоить Китай. Во-вторых, помимо сложной политической и экономической обстановки в регионе, по прогнозам АБР, страны ЮВА могут к 2030 г. стать нетто-импортерами ещё и данного вида сырьяEnergy Outlook for Asia and Pacific [Электронный ресурс] / Asian Development Bank, 2009. P. 13.. Это значит, что эти государства так же стоят перед экономическим выбором: или возрастающие потребности в нефти нужно закрывать за счет собственной добычи, или же за счет импорта ресурса.

Таким образом, учитывая постоянно растущие потребности и Китая, и государств Юго-Восточной в таких ресурсах, как нефть и газ, проблема поиска источников этих ресурсов становится для данных стран всё более и более актуальной. Она уже сейчас носит стратегический характер и в случае её усугубления может самым прямым образом угрожать нормальному развитию государств региона.

Особенности географического положения основных нефте- и газодобывающих стран Юго-Восточной Азии - это продолжительные береговые линии, а некоторые страны в принципе являются островными государствами, что означает: основные районы добычи нефти приходятся на морские районы, что можно легко доказать на примере Филиппин. Как следует из карты, опубликованной министерством энергетики Филиппин (см. приложение 6), большая часть областей, в которых были заключены контракты на добычу ресурсов - это морская, прибрежная зонаJose Rene D. Almendas. The Philippines Energy Sector [Электронный ресурс] / Philippines Department of Energy, 2013. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https://www.doe.gov.ph/doe_files/pdf/Researchers_Downloable_Files/EnergyPresentation/SRDA_Energy_Sector_Clark.pdf (дата обращения: 20.04.2014) P. 6.. Из этого следует, что акватория Южно-Китайского моря является очень желанной областью для стран, чьи исключительные экономические зоны (ИЭЗ) располагаются в ней: закрепление за собой значительной части морского пространства ЮКМ позволило бы монополизировать добычу полезных ископаемых. Благодаря этим запасам могли бы быть решены проблемы поиска источников энергии каждой страны. Поэтому именно в акватории Южно-Китайского моря сталкиваются «энергетические» интересы прибрежных стран, как и добывающих ресурсы государств, так и тех, которые в перспективе могли бы добывать эти богатства (например, Филиппины, которые при наличии этих ресурсов получили бы возможность для активного развития).

Таким образом, важность ЮКМ для Китая, помимо обеспечения безопасности торговых путей, действительно обуславливает исключительная экономическая и энергетическая привлекательность ресурсного потенциала данного субрегиона Юго-Восточной Азии, а также наличие серьезной конкуренции со стороны других развивающихся государств ЮВА.

1. Добыча и потребление природного газа в КНР

Статистические данные о запасах природного газа в КНР не публикуются. Основываясь на данных статистических служб западных компаний, можно утверждать, что разведанные запасы не превышают 1% мировых и на конец 1999 года были равны 1,6 трлн м 3 , извлекаемые запасы - 1,0 трлн м 3 . Характерно, что отношение запасов и добычи газа (R/P ratio) равно 62,1, т.е. при стабильной добыче их должно хватить на 62 года.

Разведанные запасы газа на шельфе морей, окружающих Китай, оцениваются в 350 млрд м 3 , из них наибольшие (100 млрд м 3) сосредоточены в месторождении Ячэн в Южно-Китайском море .

Первым крупным газовым месторождением Китая была группа месторождений Сычуань (открыта в 1955) с разведанными запасами на тот период в 500 млрд м 3: Вэйюань, Цзылюцзин, Янькаоши, Наши, Чжишуй, Шилунся, Шиюкоу, Наньтун, Наньчи. Все большие перспективы имеют газовые месторождения западной части КНР (СУАР), где сосредоточено 34% запасов газа КНР, в том числе месторождения Тарим, Джунгария, Ордос. По китайским данным , разведанные запасы месторождений Таримского бассейна составляют 400-500 млрд м 3 , газовые пласты находятся на глубине 3,5-3,9 км. Основные месторождения северной части Тарима: Куча, Кэла-2, Яхэ, Цзилакэ, Инмайли, Юйдун-Фэнтакэ, Кумгер, Косампток. В Джунгарии и Турфан-Хами в 1997 году добыто 2 млрд м 3 газа. По оценкам специалистов, на всех месторождениях СУАР в 2000 году будет добыто 3 млрд м 3 газа, в то же время в 2002 году добычу здесь планируется довести уже до 20 млрд м 3 .

Таблица 1

Запасы газа в отдельных месторождениях КНР, трлн м 3

Добыча природного газа в КНР растет, но менее динамично, чем добыча нефти.

Таблица 2

Добыча природного газа в Китае по годам (млрд м 3)

1970 1,7 1992 15,1
1975 8,9 1993 16,2
1980 13,7 1994 16,6
1981 14,0 1995 17,4
1985 12,9 1996 19,9-22,0
1986 13,8 1997 22,2
1987 13,7 1998 20,4-22,0*/
1989 14,0 2000 29,0 (прогноз)
1990 14,2-15,2 2005 30,0-45,0 (прогноз)
1991 14,9 2010 65,0-70,0 (прогноз)

*/Из них компания CNPC добывает 14,8 млрд м.куб, компания Sinopec - 2,4 млрд м 3 .

Источники: .

Что касается сжиженного природного газа (СПГ), то его производство к 2005 году по плану достигнет 3 млн т, а к 2010 году - 8-10 млн т.

Газовая промышленность Китая находится в зачаточном состоянии. В настоящее время природный газ в балансе потребления энергии в стране составляет примерно 2%. Потребление природного газа в Китае в 1998 году составило всего 19,3 млрд м 3 , в Гонконге - 2,6 млрд м 3 . На душу населения в год здесь приходится всего 17 м 3 газа , что в разы меньше, чем в развитых странах. Именно на счет низкой степени газификации нужно отнести то, что Китай пока полностью удовлетворяет свои потребности в природном газе. Однако предполагается, что спрос на него будет расти ежегодно на 9-10% и к 2010 году вырастет с сегодняшних 22 млрд м 3 в год как минимум до 60 млрд м 3 . В это время Китай уже будет претендовать на роль крупного и перспективного импортера газа. Некоторые аналитики прогнозируют еще более быстрый рост потребления газа в КНР (см. табл. 3).

Таблица 3

Дефицит потребления газа в КНР по годам (млрд м 3 , прогноз)

2000 2005 2010
Спрос 44-55 70-90 110-150
Дефицит 16-26 25-45 40-80

Источник: .

Однако газификация Китая все еще носит точечный характер - газ используется в основном в районе месторождений и в крупных городах. Общая газопроводная сеть не создана; имеются только газопроводы, соединяющие наиболее крупные месторождения и промышленные районы: Синьян-Сиань, Синин-Ланьчжоу, Ланьчжоу-Сиань, Карамай-Цайнань (294 км), провинция Шэньси-Пекин.

До 2010 года в Китае запланировано построить 7 тыс. км новых газопроводов. Уже начаты ветки Ордос-Пекин (860 км), Ячэн-Гонконг. В целом газопроводная сеть, создание которой планируется завершить к 2020 году, будет способна пропускать 150 млрд м 3 природного газа ежегодно. В 2000 году правительство КНР одобрило план строительства самого большого газопровода в стране, так называемого Западного газового коридора протяженностью 4200 км с окончанием строительства в 2007 году. Пропускная способность его планируется в 12-20 млрд м 3 в год, ориентировочная стоимость проекта - 12-13 млрд долларов (все цифры не окончательные). Западный газовый коридор начинается на месторождении Луньнань, пройдет из Тарима и Джунгарии через 8 провинций Китая: Ганьсу, Нинся-Хуэйский автономный округ, Шэньси, Шаньси, Хэнань, Аньхуэй и Цзянсу в Шанхай, что позволит газифицировать этот район страны . Проект курирует Китайская нефтегазовая объединенная компания, в нем примут участие компании BP Amoco и Royal Dutch Shell.

2. Компании

Добыча природного газа в Китае вертикально интегрирована и жестко регулируется государством. Главное место в газовой индустрии страны занимает Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC), с подразделением PetroChina Ltd, на долю которой приходится 68% добычи газа. Остальное делят между собой Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) и Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec).

В Китае работает также ряд иностранных компаний. Фактически главным

стратегическим партнером китайского государства в лице CNPC является BP Amoco, которой принадлежит 2,2% акций дочки CNPC - PetroChina. Весной 2000 года BP Amoco перехватила у российского «Газпрома» проект сооружения газовой инфраструктуры Китая, включая транспортные газопроводы, заводы по переработке и терминалы для сжиженного газа в наиболее промышленно развитых районах КНР - Шанхае и дельте Янцзы. Также BP Amoco будет поставлять туда местный и импортируемый газ. Видимо, именно эта компания будет впредь играть ключевую роль в развитии энергетического сектора Китая в целом.

Компания Enron (США) подписала договор о намерениях с Petrochina о сооружении газопровода длиной 765 км из провинции Сычуань в города Ухань и Шанхай. Начало работ в 2000 году, окончание - в 2007 году. Образована совместная компания Enron Oil & Gas China Ltd (EOGC), где Petrochina принадлежит 55% акций. Компания также намерена осваивать новое месторождение газа Гуанжун в Сычуани.

На морском шельфе КНР, в основном в Южно-Китайском море, газа добывается примерно 4 млрд м 3 в год . В добыче на шельфе принимают участие американские компании Santa Fe, Chevron, Atlantic Richfield Co. Иностранные компании Caltex China, Chevron, Shantou Ocean Enterprises осуществляют ряд проектов сооружения терминалов по хранению СПГ в провинциях Гуандун и Хайнань. Кроме того, итальянская ENI подписала с PetroChina соглашение о разделе продукции на ряде месторождений в центре страны и ведет разведочные работы на шельфе Южно-Китайского моря и в районе Таримской впадины.

Китай проявляет интерес к международному проекту трубопровода Тегеран-Токио длиной 7 тыс. км и стоимостью 34 млрд долларов, обнародованному недавно . В АТР выдвинуто уже несколько проектов создания сети газопроводов в рамках так называемого «энергетического сообщества» по линии международных организаций: Тихоокеанского экономического совета (ТЭС), АСЕАН, АТЭС. Речь идет о соединении Японии, Южной Кореи и других стран АТР сетью газопроводов, чтобы связать их в единый энергетический узел, поскольку энергетические ресурсы стран ограничены. Единый газопровод, соединяющий все страны АСЕАН, мог бы достичь 8 тыс. км длины, при стоимости 20-30 млрд долларов. Подобные проекты представляются не столь утопическими, поскольку все восточно-азиатские страны АТР к 2010 году станут нетто-импортерами нефти и газа. Основной проблемой в данном случае является подбор наиболее надежных стран-поставщиков.

3. Российские проекты

Перспективы российско-китайского сотрудничества в области экспорта газа традиционно оцениваются как радужные. Например, СЭИ СО РАН в 2000 году была выполнена системная оценка перспектив развития российской газовой промышленности, предусматривающая на этапе 1 (2000-2010), кроме прочего, постройку газопроводов из Иркутской области в Китай и Корею. Предполагалось, что уже в 2010 году объемы экспорта российского газа в Северо-Восточную Азию составят 30 млрд м 3 .

Однако, на наш взгляд, для подобного оптимизма нет особенных оснований. Оценка базируется на том, что Китай становится крупным импортером нефти и газа. Если до сих пор нефть шла в основном из региона Ближнего и Среднего Востока, то при нарастании зависимости от импорта энергоносителей Китай не может позволить себе одностороннюю зависимость от политических рисков в высшей степени беспокойного региона Персидского залива. Китай безусловно озабочен диверсификацией основных источников получения нефти и газа. Этих потенциальных источников диверсификации три: Россия, страны Каспийского региона и шельф Южно-Китайского моря. Если следовать логике новосибирцев, то Китай по крайней мере половину будущего дефицита будет покрывать поставками из РФ.

Однако пока что реальную активность КНР демонстрирует совсем в другом регионе: на активно формирующемся нефтегазовом рынке государств Южно-Китайского моря (авторы планируют рассмотреть перспективы развития нефтегазового рынка этого государств региона и значение его для китайской экономики в отдельной статье).

Потенциал газовых запасов шельфа Южно-Китайского моря сопоставим с районом Северного моря в Европе, а значительная часть потенциальных запасов нефти здесь может перейти в разряд доказанных уже в ближайшие годы. При оценке казахстанских и российских перспектив на рынке газа Китая нужно учесть также, что поставки из Малайзии, Индонезии и других сопредельных государств на сегодняший момент более привлекательны для Китая со стратегической точки зрения. Именно здесь идут процессы возникновения единого рынка, именно сюда направится основная китайская экспансия, и во время подготовки российских предложений необходимо это понимать.

Пока что самым известным и наиболее разработанным из возможных российско-китайских газовых проектов является проект газопровода из Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. В 1996 году во время визита президента Б. Ельцина в КНР было объявлено о совместном интересе к данному проекту, а во время визита в 1997 году подписан меморандум о подготовке ТЭО. Тогда предполагалось, что к проекту в дальнейшем присоединятся Япония и Южная Корея. Проект предусматривал поставки не менее 20 млрд м 3 природного газа ежегодно в течение 30 лет, из них 10 млрд предполагалось потреблять в Китае, остальное предназначалось для Республики Корея и Японии, где цена сжиженного газа составит, по прогнозам, 225-240 долларов за 1000 кубометров, что относительно дорого. Составление ТЭО должно было обойтись в 50 млн долларов, а окончательный вариант его должне был быть готов в 2001 году. Общая стоимость проекта газопровода оценивается в 3 млрд долларов. Поставки газа могли бы начаться уже в 2006 году, в случае определения в 2001 году окончательного маршрута.

Однако с самого начала проект столкнулся с рядом трудностей. Прежде всего, утвержденные и принятые на государственный баланс запасы природного газа месторождения составляют 870 млрд м 3 газа и 60 млн т конденсата (1999). Перспективные запасы - 1,29 трлн м 3 газа (геологи допускают в месторождении 2-2,5 трлн м 3) и 100 млн т конденсата. Глубина залегания продуктивных запасов 2800-3000 м. Согласно ТЭО, Россия должна подтвердить наличие не менее 1,4-1,5 трлн м 3 (по западным данным, уже подтверждено наличие 1 трлн м 3 запасов газа).

Недропользователем Ковыктинского месторождения является компания “РУСИА Петролеум” (РП); она была учреждена в 1992 году и получила лицензию на поиск, разведку и добычу газа на Ковыктинском месторождении до 2018 года. В качестве учредителей выступили “Варьеганнефтегаз” и Ангарский нефтехимический комбинат. В 1994 году оба учредителя вошли в состав компании “Сиданко”, которая и подписала с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) протокол о намерениях по поводу прокладки газопровода. В 1997 году BP Amoco, приглашенная провести экспертизу проекта, убедившись в его перспективности, приобрела 10%-ный пакет акций «Сиданко» и 45%-ный пакет РП - проект газопровода из Ковыкты отлично укладывался в «китайскую» стратегию самой BP Amoco.

После многочисленных изменений в составе акционеров РП и тяжб за дочерние подразделения “Сиданко” сегодня BP Amoco владеет 30,84%, а ее основной конкурент - Тюменская нефтяная компания (ТНК) - 6% РП и лицензией на геологическое изучение Кандинского и Южно-Усть-Кутского блоков месторождения. ТНК надеется довести свою долю в РП до 10% . Это вносит дополнительную путаницу в определение перспектив проекта, тем более, что без запасов двух газоносных блоков, лицензия на которые принадлежала до недавнего времени ТНК, невозможно было “набрать” необходимые для гарантированных поставок 1,4-1,5 трлн м 3 газа.

Однако в марте 2001 года ТНК объединила свои лицензии с основными, в результате чего сможет увеличить свой пакет в РП до 19,6%. Существуют также определенные разногласия и между BP Amoco и государственными акционерами РП, в частности, АО «Иркутскэнерго» (12,88%) и фондом имущества Иркутской области (13,97%).

В данный момент именно BP Amoco ведет и оплачивает доразведку проекта и готовит ТЭО. Однако никаких реальных документов с китайской стороной пока не подписано. Существует только генеральное соглашение по разработке ТЭО строительства трубопровода, подписанное еще в 1998 году, однако это не значит, что КНР признала Ковыктинский проект предпочтительным для поставок газа. Одновременно рассматривается несколько других проектов, в том числе предложения “Газпрома” о поставках газа из Западной Сибири, казахстанский и туркменский варианты, а также возможность получать газ с острова Сахалин.

На пути к осуществлению Ковыктинского проекта стоит сразу несколько препятствий: уже упоминавшаяся незавершенная доразведка; не определившийся окончательно состав главных акционеров (так, “Роснефть” сообщила о намерении продать 8,5% из принадлежащего ей пакета, в результате чего может усилиться ТНК) ; слишком низкая цена газа на рынке КНР, названная китайской стороной в качестве предварительной; неопределенный налоговый режим (законопроект о переводе Ковыктинского месторождения на условия СРП пока принят Госдумой только в первом чтении); разногласия по поводу маршрута транспортировки газа.

Согласно проекту российской стороны, трасса газопровода протяженностью 3,4 тыс. км начинается от Ковыктинского месторождения на Иркутск, далее вдоль железной дороги Улан-Удэ - Улан-Батор по территории Монголии, затем к Пекину и к порту Жичжао на Желтом море. Отсюда по дну моря газопровод должен протянуться до южнокорейского порта Сампхо. Из Сампхо в сжиженном виде газ танкерами будет поставляться в Японию, а также, возможно, на Тайвань. Как и в случае с сибирской нефтью, существует проект газопровода из Улан-Удэ в Харбин, минуя Монголию. Следует отметить, что согласия по поводу маршрута нет даже среди российских акционеров РП.

Несмотря на все эти сложности, видимо, дело все же сдвинется в ближайшее время с мертвой точки, поскольку, как сообщает журнал "Эксперт", во время поездки В. Путина в Сеул в начале марта 2001 года была достигнута договоренность о строительстве газопровода, связывающего Корейский полуостров с Ковыктинским месторождением. Строительство, как предполагается, будут вести крупнейшие

газовые компании Южной Кореи и Китая.

Кроме “РУСИА Петролеум” и BP Amoco, о своем намерении поставлять газ на китайский рынок в свое время заявлял и «Газпром». По некоторым данным, велись переговоры об участии «Газпрома» в Ковыктинском проекте, однако газовый гигант не устроила предложенная доля в 20-30% . Сейчас в стадии согласования находится аналогичный по объемам, но более дорогой “газпромовский” проект газопровода Ямал-Китай, который при благоприятных обстоятельствах мог бы войти в строй уже в 2005 году и давать 25-35 млрд м 3 газа ежегодно в течение 30 лет (ориентировочная стоимость проекта 16 млрд долларов). В настоящее время подписано генеральное соглашение о возможных поставках газа по магистральному газопроводу диаметром 1420 и 1200 мм из ямальских Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского месторождений в КНР. Для этого “Газпромом” инициировано создание консорциума. Слабое место газопровода Ямал-Китай - его протяженность (5 тыс. км). Маршрут также еще не определен, но в случае, если газопровод пройдет через Республику Алтай в СУАР, он мог бы быть подключен к упомянутому выше

Западному газовому коридору.

В “Газпроме” и CNPC обсуждается, кроме того, проект газопровода с базового Чаяндинского месторождения (Якутск) до Благовещенска, далее на Харбин и порт Далянь. Работы по составлению ТЭО проекта проводит компания “Саханефтегаз” (Якутия).

Тем не менее, не совсем ясно, откуда “Газпром” в случае благоприятного развития переговоров намерен брать декларируемые объемы поставок (от 30 до 150 млрд м 3 ежегодно). Так, 15 марта 2001 года им были обнародованы весьма неутешительные предварительные итоги за 2000 год, свидетельствовавшие о спаде добычи на 5% по сравнению с 1999 годом. Такая тенденция существует последние несколько лет, и на это есть объективные причины - месторождения, вступившие в период спада добычи, сейчас составляют 78% всех месторождений природного газа России. Учитывая, что высокая инерционность газовой отрасли требует опережения инвестирования на 5-7 лет от сроков ввода новых месторождений , а 1993-1995 годы были не лучшими для инвестиций, спад продолжится еще в течение, как минимум, нескольких лет. Однако при этом падение добычи целиком пришлось на внутренний рынок: экспорт газа в 2000 году был наибольшим в истории и составил 129 млрд м 3 . В определенной степени «Газпром» использует падение добычи для того, чтобы не выполнять своих обязательств на внутреннем рынке, где правительство сдерживает цены на газ. Следовательно, в любой момент можно ожидать нового витка борьбы между правительством и «Газпромом» с целью заставить последнего все же выполнять обязательства по внутренним поставкам, а это вряд ли придаст КНР энтузиазма в переговорах с газовым монополистом.

4. Ошибки и недоразумения

В последние несколько лет в прессе и даже научных статьях преобладали

оптимистичные и нередко утопичные оценки перспектив экспорта нефти и газа из России в Китай:

На базе российских месторождений нефти и газа предполагалось создать собственный своеобразный российско-китайский центр интеграции, свободный от колебания цен на мировом рынке;

Высказывались предположения о возможности создания Восточно-Азиатского рынка энергоносителей на базе российского газа в качестве первого звена единого Евроазиатского газового рынка, стержнем которого могла бы стать система будущих трансконтинентальных российских и китайских газопроводов;

Разумеется, не стоит даже обсуждать не менее безосновательные антикитайские высказывания о том, что “растущая экономика КНР будет высасывать, словно пылесос, нефть и газ из России”, что “энергопроводы - это потенциальный рычаг давления на Пекин”, а также разного рода рассуждения вроде того, не сможет ли в будущем Китай присоединиться к блокаде России, перекрыв трубу в АТР.

При этом реальные примеры сотрудничества России и Китая в области нефти и газа весьма скромные. К ним, кроме упомянутых проектов и планируемого ЮКОСом нефтепровода из Ангарска, относятся ряд соглашений по обмену технологиями (например, между “Татнефтью” и Дацином), планы “Газпрома” по переводу некоторых автотранспортных компаний КНР на российский сжатый газ, договоренность о создании совместного Комитета по сотрудничеству в разработке месторождений в открытых для иностранных инвесторов нефтегазовых районах Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и конкретные договоренности по поставкам в небольших количествах российской нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

В дополнение к тем, в значительной степени общим для всего нефтегазового комплекса России проблемам, которые мы выделили в предыдущей статье (Г.Д. Бессарабов, А.Д. Собянин. Нефть Китая и перспективы России//Транскаспийский проект), можно добавить следующие, ярко проявляющие в работе российских газовых компаний:

1. Непонимание сущности партнеров по переговорам

Разговоры об опасности китайской экономической экспансии для сибирских и дальневосточных регионов России основываются, прежде всего, на том, что Китай - самый динамично развивающийся рынок региона, который в ближайшем будущем войдет в число 2-3 самых крупных экономических игроков мира. Опасность является виртуальной по одной простой причине: Китая в России нет. В России присутствует исключительно мелкий китайский бизнес, который нужно отличать от собственно китайского государства. С последним Россия пока что имеет деловых контактов мало, да китайское государство Россией особенно и не интересуется.

Следует помнить, что в Китае традиция государственной службы и бюрократии существует уже несколько тысяч лет. Это порождает особенности ведения бизнеса и переговоров, о которых мы поговорим ниже. Главная же проблема российских компаний - в том, что они, во-первых, не желают признать, что в Китае необходимо иметь дело с государством, во-вторых, ошибочно полагают (те немногие, кто все же это признает), что государственный бюрократизм в Китае похож на государственный бюрократизм в России, и все проблемы можно так же легко решить парой взяток и «нужными людьми» в высших госструктурах.

2. Несогласованность позиций внутри российских компаний, компаний между собой и компаний с государством

В свое время именно из-за несогласованности позиций правительства и российских производителей Россия проиграла тендер на поставку оборудования для крупнейшего гидротехнического сооружения в мире - строящейся в Китае ГЭС «Санься», хотя на первых порах именно российские машиностроители рассматривались в качестве предпочтительных для поставок гидротурбин. Несогласованность позиций не менее губительна для нефтяного и газового комплексов. В переговорах с китайской стороной российским предприятиям приходится иметь дело прежде всего и главным образом не с предпринимателями, а с чиновниками, для которых главная задача - минимизировать любой риск и снять с себя, насколько возможно, ответственность.

Поэтому, стоит проявиться любого рода несогласию в недрах самой российской стороны (борьба между акционерами; несогласованность позиций компании и российского государства; даже естественная для капиталистического общества конкурентная борьба между компаниями), китайская сторона немедленно занимает выжидательную позицию и не принимает НИКАКОГО решения. В данном случае российским предприятиям следовало бы воспользоваться опытом западных компаний, давно и успешно работающих в Китае: за счет длительных и сколь угодно бурных обсуждений в своей стране выработать единую позицию и затем, уже на переговорах в Китае, выступать только единым фронтом, придерживаясь заранее согласованной точки зрения и в определенной степени раздела сфер влияния (видов деятельности и

конкретных проектов).

3. Поспешность

Китай - государство не только бюрократическое, но и плановое. Поэтому в нем ничего не делается быстро. Любые предприятия, связанные с нефтегазовым комплексом, развиваются медленно (несколько лет переговоров, 2-3 года - инженерные изыскания, 2-3 года - строительство), а в Китае все эти сроки дополнительно увеличиваются. Соответственно, удлиняется время принятия решений, и следует отказаться от попыток достичь договоренностей за несколько месяцев.

4. Работа «наскоками»

Из предыдущего вытекает еще одна характерная для российских компаний ошибка - стремление работать в Китае в западном стиле, с короткими командировками и заранее расписанными графиками встреч. Для успешной работы в Китае необходимо иметь, во-первых, «длинную» стратегию, рассчитанную на десяток лет вперед, во-вторых, постоянные представительства во всех ключевых точках. Для нефтяной или газовой компании вести бизнес в Китае и при этом не иметь постоянных представительств в Ланьчжоу, Чунцине, Дацине и Харбине практически невозможно.

Для достижения успеха сотрудники компании на местах должны “отслеживать” всё, вплоть до изменений в настроении чиновника, от которого зависит продвижение проекта. Приезжать в Пекин только для утверждения документов - значит повторять многочисленные потери миллиардных китайских заказов, подобные ушедшим на Запад поставкам оборудования для атомной и гидроэлектроэнергетики или вытеснению «Газпрома» с позиции перспективного партнера в сфере газификации Китая. Не случайно из всех компаний нефтегазового сектора России лучше всего дела идут у «РУСИА Петролеум», основной акционер которой - BP Amoco, имеющая большой успешный опыт работы в КНР.

Чтобы вести бизнес в Китае, недостаточно превосходно знать бизнес. Нужно превосходно знать Китай.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

37. Известия РАН. Энергетика. 2000, № 6.

38. Известия РАН. Энергетика. 2000, № 1.

39. Коммерсантъ, 16.03.2001.

40. Транскаспийский проект, 22.02.2001.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"

Согласно данным статистики, на сегодняшний день Китайская Народная Республика по запасам полезных ископаемых занимает третье место в мире (около 12% общемировых). Геологами подтверждено, что в недрах КНР есть месторождения десяти видов энергетических ресурсов, сорока шести видов черных и цветных металлов, более девяноста видов неметаллических руд, восьми видов драгоценных и редких металлов.

Особое значение для страны имеют огромные запасы угля (преимущественно каменного), по которым она занимает первое место в мире: объем его разведанных запасов оценивается геологами в один триллион тонн. Кроме того, сейчас Китай является крупнейшим мировым производителем золота (около 430 тонн ежегодно).

Особенности рельефа Китая

Рельеф Китая очень разнообразен, причем географы обычно выделяет на его территории три основных региона:

  • Тибетское нагорье;
  • Пояс гор и высоких равнин;
  • Низкие аккумулятивные равнины.

Средняя высота Тибетского нагорья, расположенного на юго-западе страны, составляет 4877 метров над уровнем моря, а его общая площадь составляет 2,5 миллиона квадратных километров. В расположенной на нем впадине Цайдам (высота — от 2700 до 3000 метров над уровнем моря) располагаются крупные месторождения железных руд, угля и нефти.

Пояс гор и высоких равнин расположен к северу, северо-востоку и северо-западу от Тибетского нагорья. В его западной части разведано крупное нефтяное месторождение, а в южной — месторождения железных руд и каменного угля. Низкие аккумулятивные равнины располагаются восточной части Китая и составляют около 10% общей площади его территории. Они сложены наносами больших и малых рек.

Виды полезных ископаемых Китая

Китайская Народная Республика располагает практически всеми видами полезных ископаемых. В этой стране разведаны и активно разрабатываются крупные месторождения каменного угля (объем его ежегодной добычи составляет более 3500 миллионов тонн), весьма значительные объемы нефти.

Кроме того, в Китае есть очень значительные залежи сланцев, и поэтому планируется, что в ближайшее время страна станет одним из ведущих производителей сланцевого газа (объемы его добычи до 2020 года китайцы собираются довести до 100 миллиардов кубометров ежегодно).

Ресурсы и месторождения Китая

Основные месторождения угля в Китае располагаются в провинциях Шэньси (30% общей добычи), которую в Поднебесной часто называют «дом угля».

Нефти в этой стране на сегодняшний день насчитывается около 300 месторождений, а большая их часть располагается в провинции Шаньдун (месторождение Шэнли), Хэйлунцзян (месторождение Дацин), в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (месторождение Хадэсунь), а также в некоторых других районах страны (в том числе и на ее континентальном шельфе).

Крупнейшее месторождение железных руд (Аньшан) находится в провинции Ляонин. Что касается руд цветных металлов, то самое крупное месторождение медной руды (Дэнсин) находится в провинции Цзянси. В этом же регионе обнаружены и богатейшие залежи вольфрамовых руд.

Китайские компании инвестируют $40 млрд в разработку сланцевой нефти в США. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на заявления крупнейших энергетических компаний Китая.

Нефтегазовый гигант CNPC (China National Petroleum Corp) на заседании Народного собрания Китая объявил, что рассматривает возможность вложения денег в разработку сланцевой нефти в США. В феврале ближайший конкурент компании — China Petrochemical Corporation — пообещал инвестировать $1,02 млрд в месторождения нефти в штате Оклахома.

Стоит отметить, что, инвестируя в американские месторождения, китайские компании пользуются льготными правительственными кредитами. Китайские инвестиции в сырьевую отрасль проходят также и в других странах Северной и Южной Америки.

В прошлом году китайская Cnooc приобрела канадскую нефтегазовую компанию Nexen за $15,1 млрд. Компания занималась добычей как сланцевой нефти, так и сланцевого газа.

Инвестиционная экспансия китайских компаний на рынок сланцевого газа США началась еще в 2010 г. Тогда Cnooc заплатила $1 млрд за 33%-ю долю месторождения Игл Форд американской сырьевой компании Cheasapeake Energy. Активно занимается разработкой сланца Китай и в своей собственной стране.

Собственных ресурсов Китаю не хватает. Власти Поднебесной прогнозируют, что доля импортной нефти к 2015 г. составит 61%. Сегодня показатель равен 56%.

Ранее стало известно, что на рынке нефти произошел сдвиг: Китай обошел США и стал самым крупным чистым импортером нефти в мире. В декабре чистый импорт нефти в США сократился до 5,98 млн барр. в сутки — это самое низкое значение с февраля 1992 г., указывает издание. В том же месяце чистый импорт нефти в Китай вырос до 6,12 млн барр. в сутки.

США были самым крупным импортером нефти в мире с 70-х гг. прошлого века. Именно это во многом формировало политику США в отношение нефтедобывающих стран — Саудовской Аравии, Ирака, Венесуэлы и других.

Теперь надежность поставок нефти, а следовательно, и стабильность на Ближнем Востоке, будет волновать и Китай. Собственно, страна уже начинает действовать: госкомпании КНР инвестировали миллиарды долларов в Судан, Анголу и Ирак.

Кроме того, сегодня стало известно, что China National Petroleum Corp ведет переговоры с Eni SpA по покупке доли в газовом проекте в Мозамбике, которая оценивается в $4 млрд.

Сделка позволит Китаю закрепиться на одном из крупнейших месторождений газа в мире. При этом сделка может стать самым крупным приобретением CNPC за рубежом. Ранее китайские компании покупали месторождения нефти и газа в различных африканских странах, от Нигерии до Уганды, для удовлетворения спроса на энергоносители в стране.

Несмотря на то, что Китай - одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления энергоносителей в нем очень отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире - 2 т.

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в нетто-импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР. Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают.

Доказанные запасы нефти в Китае в 1999 году оценивались в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе .

Потенциальные запасы нефти выросли за 30 лет (с 1966 по 1996 годы) в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет).

Таблица 1

Добыча нефти в КНР по годам (млн т)

1949 - 0,12 1973 - 50,0 1986 - 131,0 1997 - 158,0
1957 - 1,40 1975 - 70,0 1987 - 134,0 1998 - 157-160
1958 - 2,25 1978 - 104,0 1988 - 137,0 1999 - 159-160
1962 - 5,75 1979 - 106,15 1990 - 139,0 2000 - 162 (оценка)
1968 - 10,0 1980 - 105,95 1991 - 137,0 2005 - 170 (прогноз)
1970 - 20,0 1984 - 114,6 1995 - 140,3 2010 - 185 (прогноз)
1971 - 38,0 1985 - 124,9 1996 - 155,6

Источники:

Как видно из таблицы, за последние годы темпы роста нефтедобычи снизились в связи с выработкой старых месторождений. В середине 1990-х годов для Китая закончился период нефтяной самодостаточности.

Таблица 2

Добыча и потребление нефти по годам (млн барр/сутки, в среднем)

Источник:

Таблица 3

Потребление нефти в КНР по годам (млн т)

Источник:

Таблица 4

Прогноз дефицита потребления нефти в КНР по годам (млн т)

2000 2005 2010
Спрос 195 220 265
Дефицит 33 50 80

Источник:

В настоящее время Китай производит около 160 млн т нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн т , в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн т , тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году .

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам. Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались: если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году - всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.

Общая протяженность нефтепроводов в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км. Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км.

Месторождения нефти

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются.

Таблица 5

Добыча нефти на месторождении Дацин по годам (млн т)

1975 11,1 1984 53,56
1978 50,37 1985 55,59
1979 50,75 1986 55,50
1980 51,5 1987 55,55
1981 51,75 1993 56,0
1982 51,94 1994 56,0
1983 52,63 1999 50,0

Источники:

К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млн т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин,

Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае (поля Баньцяо, Тяньцзяхэ, Гандун, Вансюйчжуан, Ганьси, Чжоуцинчжуан; в конце 1980-х - начале 1990-х годов это месторождение давало 3-3,5 млн т нефти в год).

В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.

Таблица 6

Добыча нефти на месторождении Шэнли по годам (млн т)

1975 3,2 1986 29,5
1978 19,5 1987 31,6
1983 18,4 1990 33,0
1984 23,02 1999 30,0
1985 27,03

Источник:

В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинчжун, где в 1990 году добыча нефти составила 5 млн т. Таким образом, в Восточном Китае добывается примерно 40 млн т нефти в год.

В Юго-Западном Китае на месторождениях в провинции Сычуань к северу от города Чунцин (Иншань, Наньчун, Панланьчэнь) добывается примерно 2,2 млн т нефти в год . Кстати, в провинции Сычуань нефть добывали еще за 600 лет до нашей эры с использованием бамбуковых трубок из неглубоких скважин. В 1996 году начата прокладка нефтепровода Чэнду - Ланьчжоу.

В Южном Китае на суше в провинции Гуандун на месторождении Саньшуй добывается порядка 2 млн т нефти в год.

Большие надежды за последние годы в Китае возлагались на нефтяные месторождения северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов по стране. В 1997 году во всем районе было добыто 16,4 млн т сырой нефти, а в 2001 году, по прогнозам, добыча должна возрасти до 23 млн т. Наиболее значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. В северной части впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-1, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Добыча нефти в Таримской впадине в 1996 году составила 3,5 млн т, в 1999 году - 4,7 млн т, в 2000 году она должна вырасти до 5 млн т, а к 2010 году - до 14 млн т.

В Джунгарии между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 1897 году. Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т.

Месторождения Цайдамской впадины (Лэнху-3, Лэнху-4, Лэнху-5) в 1990 году давали 3,5 млн т нефти . Добыча в настоящее время оценивается в 1,5-2 млн т. Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т . В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн т нефти, в 1996 году - около 15 млн т, в 1997 году - 16,2 млн т .

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году - 11,8 млн т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн т , однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд т) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов.

Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай (так называемый комплекс Бочжун). Нефтяные поля здесь разбиты на блоки, с 1979 года разрабатываемые иностранными компаниями (Chevron, Kerr McGee, Texaco, Agip, Samedan, Apache, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т.

Что касается переработки сырой нефти, совокупная мощность нефтеперерабатывающих предприятий КНР составила в 1999 году 4,3 млн барр/сутки. Заводы расположены в главных городах страны, а также на месте наиболее крупных месторождений. Впрочем, доля импорта в сырье для НПЗ постоянно увеличивается: в китайской нефти повышено содержание серы, и это делает более выгодным производство нефтепродуктов на основе легкой ближневосточной нефти . В настоящее время в Даньчжоу провинции Хайнань сооружается самый крупный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого - 2,2 млрд долларов.

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех существовавших тогда государственных компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:

Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом:

Таблица 7

Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти
CNPC 67% 68% 45%
CNOOC 10% 17% -
Sinopec 23% 15% 55%

Источник:

Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными целями:

  • China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
  • Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
  • В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
  • Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
  • Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
  • В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.

В КНР приняты довольно четкие правила и постановления в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

  • Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
  • Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
  • Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
  • Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
  • Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
  • Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993).

Наличие достаточно хорошо разработанной правовой базы позволяет иностранным компаниям успешно работать в Китае. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) - 51% акций, Amoco Orient Pertoleum - 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum - 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа - месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation - 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. - 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения - Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) . В строительстве принимают участие иностранные компании - Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

Международные проекты

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти Китай импортирует из Омана, с которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений.

В соответствии с Генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть - 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная - 40 млн т).

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь - 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу - Алашанькоу (КНР) - 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО были приостановлены.

К очевидным преимуществам проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья.

Наблюдатели подчеркивают, что китайская сторона пока считает проект в целом неэффективным, и Казахстан вынужден считаться с этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ - Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% .

Следует отметить также участие китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.

Российский проект

Перспективы импорта нефти из России кажутся для Китая достаточно очевидными, благодаря территориальной близости и существующей в России развитой сети трубопроводов, которую вполне можно продолжить для экспорта в Китай. Тем не менее, до сих пор не существует ни одного завершенного российско-китайского нефтяного проекта. Пока что в стадии завершающих согласований находится только проект нефтепровода от месторождений Красноярского края в Китай. Ожидалось, что соглашение будет подписано в июле 2000 года во время визита президента РФ В. Путина в КНР, однако этого не случилось.

Соглашение о составлении ТЭО проекта CNPC заключила с ЮКОС в феврале 1999 года.

В декабре 1999 года был подписан меморандум о прокладке нефтепровода из Ангарска в Китай. Стоимость проекта оценивалась в 1,7 млрд долларов, пропускная способность трубы - 30 млн т в год в течение 25 лет (добыча становится нерентабельной при загрузке менее 20 млн т в год). Работы по ТЭО планировалось завершить в 2000 году, однако российская сторона тогда не смогла предоставить гарантий достаточного количества нефти. Изначально предполагалось, что ее основной объем будет поступать из Западной Сибири, однако большинство тамошних месторождений уже вступили в период спада добычи, и гарантировать необходимые поставки оказалось невозможно. Затем решено было переориентироваться на Юрубчено-Тохомскую зону (ЮТЗ) Восточной Сибири, извлекаемые запасы которой оцениваются в 900-1100 млн т - это самое крупное неразработанное месторождение нефти и газа в Восточной Сибири . Юрубченский участок, где предполагается вести работы, содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти и является наиболее изученной частью ЮТЗ.

Определенным преимущество проекта - возможность использования имеющегося нефтепровода Тюмень-Омск-Красноярск-Иркутск, к которому, однако, еще предстоит создать отводы. Лицензия на геологоразведочные работы и разработку Верхнечонского, Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений ЮТЗ принадлежит Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), где 68% акций владеет НК ЮКОС.

Однако крупное Куюмбинское месторождение той же зоны разрабатывается “Славнефтью”. Последнее обстоятельство создало значительные затруднения для проекта, поскольку две компании не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам. Только к сентябрю 2000 года ЮКОСу удалось приобрести дополнительные права на освоение месторождений, которые позволили ему достичь паритета со “Славнефтью” и приступить к согласованию интересов . Одновременно ЮКОС активизировал работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тахомской зоны.

Другое затруднение лежало в том, что, хотя еще в мае 1999 года Государственная Дума приняла решение об освоении Юрубченского месторождения на условиях СРП, “Соглашение” о разделе продукции на месторождении так и не было подготовлено , и налоговый режим проекта, таким образом, пока не определен. Что касается Куюмбинского месторождения, оно пока только рекомендовано Правительством РФ Госдуме для рассмотрения на предмет перевода его на режим СРП.

В данный момент рассматривается два возможных маршрута трубопровода: через Монголию и минуя ее. Для российских компаний предпочтителен экономически более выгодный путь через Монголию на Пекин, для CNPC - в обход Монголии из Ангарска в Харбин, до месторождения Дацин, далее по существующим нефтепроводам в порты

Далянь, Циндао и другие.

Предполагаемый тариф за прокачку нефти по маршруту составит 30 долларов за тонну, тогда как перевозка нефти из Омана обходится КНР в 10 долларов за тонну.

Немаловажно, что в Китае - стране с плановой экономикой - директивами на 10-ю пятилетку (2001-2006 годы) не предусмотрено строительство ни казахского, ни сибирского нефтепроводов. Таким образом, проект, очевидно, не относится к реализуемым в ближайшие несколько лет.

Причины сегодняшних неудач

Не приходится сомневаться в перспективности китайского рынка топливных элементов, однако будущее России на нем, несмотря на колоссальные запасы сырья, представляется очень неопределенным. Сущность проблем, встающих перед Россией в этой сфере, на наш взгляд можно свести к нескольким пунктам.

1. Нерентабельность

Российская нефть не относится к дешевой, а существующие экспортные платежи и акцизы, в сочетании с дороговизной транспортировки, делают ее для КНР слишком дорогой. За один только 2000-й год ставки вывозных таможенных пошлин на российскую нефть повысились с 15 до 32 евро за 1 т , и не приходится сомневаться, что они будут повышаться далее, особенно учитывая, что Россию ожидают масштабные выплаты по внешним долгам, средства на которые традиционно изымаются из нефтедолларов.

2. Несовершенство законодательства

Российское законодательство в области разработки месторождений до сих пор не сформировано окончательно; так, отсутствует завершенная нормативно-правовая база по СРП, не устранены противоречия между Законом о СРП и Налоговым кодексом. Если учесть некоторое недовольство региональных и федеральных властей первыми опытами разработки нефтяных месторождений по схеме СРП, то становятся неочевидными и дальнейшие перспективы СРП в России. Все это не позволяет привлечь средства, необходимые для разработки новых месторождений и строительства трубопроводов.

Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать других изменений в законодательстве. Так, началась реформа правил допуска экспортеров к магистральным нефте- и газопроводам, для чего создана специальная комиссия Правительства РФ . В результате планировать импорт нефти из России для иностранных партнеров стало значительно сложнее. Нужно учитывать при этом, что Китай - государство с плановой экономикой и мощной бюрократической системой, для которой любые изменения в законодательстве страны-партнера, даже в более выгодную для себя сторону - причина полностью свернуть контакты и выждать, пока

все “утрясется”.

3. Отсутствие государственных гарантий

Китай традиционно предпочитает работать в условиях, когда сотрудничество на всех этапах, начиная от предварительных переговоров, подкреплено надежными государственными гарантиями. Кроме того, ожидается, что позиции компаний, с которыми ведутся переговоры, и государства будут согласованы, чего в России ждать не приходится. В тех же случаях, когда несколько российских компаний одновременно выступают с различными, не согласованными между собой

предложениями, ссылаясь при этом на поддержку российского государства, можно с достаточной степенью вероятности ожидать от китайской стороны отказа воспринимать эти предложения как реальные.

4. Непонимание специфики взаимоотношений

Случай с “Актобемунайгазом” (и комментарии по нему в российской и казахстанской прессе) интересен тем, что демонстрирует непонимание в нашем деловом мире (имеется в виду как Россия, так и страны СНГ) специфики взаимоотношений между китайским бизнесом и китайским государством. Поэтому с Китаем в наших корпорациях работают те же группы, которые ведут переговоры и с западными нефтяными компаниями, что приводит к многочисленным ошибкам.

Невыполнение китайцами своих обязательств - норма для бизнеса в тех случаях, когда желание “получить дешевле, отдать дороже, расходов по прежним обязательствам не нести” не уравновешивается чиновничьим аппаратом. Отсюда, например, родился миф о плохом качестве китайских товаров. Нужно понимать, что в китайском государстве бизнес всегда стоит чуть ниже госаппарата. Этот момент и другие особенности китайского мышления требуют от российских компаний создания постоянных групп для работы именно с Китаем (и в Китае), а не привычного для россиян представления, что всё или почти всё можно продумать и подготовить непосредственно в России. Вести дела с китайским нефтегазовым сектором нельзя по российской или европейской схеме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"