Люди задаются вопросом почему. Почему важно задавать вопросы? Почему вопросы важны

Договор пожертвования

По нажатию кнопки “Пожертвовать” находящейся на web-ресурсе «https://сайт» пользователь на проекте Appi Retelling, именуемый в дальнейшем "Жертвователь" заключает договор с «Администрацией» проекта Appi Retelling именуемой в дальнейшем "Одаряемый” о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Жертвователь по настоящему договору безвозмездно передает Одаряемому денежные средства, указанное в окне «сумма» находящейся на web-ресурсе «https://сайт», в собственность на цели, указанные в настоящем договоре.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Жертвователь обязуется в течение трех дней с момента действия настоящего договора передать Одаряемому денежные средства, указанные в окне «сумма» находящейся на web-ресурсе «https://сайт» (далее по тексту договора - дар).
Передача дара осуществляется с помощью системы «unitpay».
2.2. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае настоящий договор считается расторгнутым с момента получения Жертвователем отказа.
2.3. Одаряемый обязан использовать полученный дар исключительно для реализации следующих целей:
- Всевозможное поддержание проекта “Appi Retelling”
- Дарение денежных средств лицам, помогающим развитию проекта.
2.4. Если использование дара в соответствии с целями, указанными в п. 2.3 настоящего Договора, становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, он может быть использован по другому назначению лишь с согласия Жертвователя.
2.5. Использование переданного по настоящему договору дара не в соответствии с целями, указанными в п. 2.3 настоящего Договора, а также в случае нарушения Одаряемым правил, установленных п. 2.4 настоящего Договора, дает право Жертвователю требовать отмены пожертвования.
2.6. Одаряемый ежегодно представляет Жертвователю отчет об использовании дара в произвольной форме исключительно по просьбе Жертвователя.

3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
3.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

4. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства Российской Федерации.
4.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры автоматически разрешаются в пользу Одоряемого.

5. ФОРС-МАЖОР
5.1. Обстоятельства форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые Стороны не являются ответственными (стихийные бедствия, забастовки, войны, принятие государственными органами законов и подзаконных актов, препятствующих исполнению договора, и другое), освобождают Сторону, не выполнившую своих обязательств в связи с наступлением указанных обстоятельств, от ответственности за такое невыполнение на срок действия этих обстоятельств.
Если эти обстоятельства будут длиться более 2 недель, каждая из Сторон будет иметь право отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору. Факт наступления для одной из Сторон указанных обстоятельств должен быть подтвержден документами уполномоченных органов.

6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
6.1..
6.2..

От того, что люди погружены в повседневную суматоху, им редко выпадает возможность хоть на время остановиться и подумать зачем мы живем. Вообще, нужно ли это делать? Может лучше плыть по течению, ни о чем не задумываясь? Ведь так намного легче. Но ответив на вопрос «зачем жить?» человеку становится намного проще найти те ориентиры, по которым стоит двигаться. Можно ли понять, зачем человек живет? Многие годами ищут этот ответ.

Почему же он возникает в нашей голове? Кому вообще надо знать, зачем мы живем? Ведь физиологических предпосылок для появления подобных мыслей вроде бы не имеется. Живем и все там. Но нет же, в голову то и дело лезет навязчивое «зачем я живу».

Поскольку эти размышления посещают практически каждого человека , то отмахнуться от них будет, как минимум, безответственно. Для некоторых они становятся проблемой, приводящей к , а иногда даже суициду. Значит для этих людей жизненно важно узнать , иначе они просто не захотят это делать дальше. Но подобные случаи, к счастью, не так распространены, а вот плохое настроение или уныние посещает людей сплошь и рядом.

Потому ответ на вопрос «зачем я живу» способен насытить каждый день недостающими красками, решить целый ряд других задач, среди которых:

  • Быть хозяином своей жизни;
  • Стать более счастливым и жизнерадостным;
  • Понимать, чего хочешь, направлять усилия в нужную сторону;
  • Начать ;
  • Дольше оставаться молодым и энергичным.

Возможно перечень не полон, но даже ради этих пунктов стоит призадуматься над вопросом «зачем жить».

Все зависит от конкретной ситуации, а также человека. Иногда кажется, что кто-то обретает смысл своего бытия с самого рождения. Например, становится потомственным врачом, строит блестящую карьеру, проходит стажировку за границей и все с ним в порядке. Но в один «прекрасный» момент он рвет все социальные связи, едет куда-нибудь в горы, становясь отшельником.

Можно ли надеяться на его возвращение к жизни? Либо этот шаг следует расценивать в качестве настоящего возвращения к себе природному? В любом случае ответ на вопрос «зачем жить?» не был для него очевидным все предыдущие годы.

Все же, зачем люди живут? Одни – для себя «любимого», кто-то – для других. Иные выбирают смыслом своего бытия служение высшей цели, но основная масса людей не может ответить на вопрос «зачем жить». Настолько ли это важно, если все и так хорошо? Наверное, в таком случае – не предельно важно. Все зависит от эмоционального настроя человека.

Если его все устраивает, он радуется каждому дню, особо не заморачивается, то искать ответ на вопрос «зачем жить», ему не критично. Возможно на закате жизни он приступит к самоанализу, но, скорее всего, даже тогда его это не станет сильно беспокоить.

Поскольку такое состояние может возникнуть в любое время, то важно понимать причины его появления.

  • Несоответствие реальности с ;
  • Отсутствие позитивных ;
  • Проблемы в личной жизни или на работе;
  • Невосприятие человека обществом;
  • Мнение других людей, их советы, упреки, наставления.

Разберем эти случаи по-отдельности.

1. Зачем жить, если реальность не радует?

Распространенная причина депрессии, когда «хочу» и «могу» заметно отличаются. Например, девушке с детства внушали, что она принцесса. Соответственно, меньше, чем на принца с белым Porsche она размениваться не должна, но, почему то, в их деревне круче транспорта, чем соседская LADA «Kalina» нету. Вместо принца местный свинопас Василий. Понятно, что в ее голове поселиться вселенский вопрос «зачем я живу».

Как быть в подобной ситуации? Варианта два: либо «хочу» приземлить до уровня своего «могу», либо расширить возможности. Например, продать отцовский трактор и со скромным скарбом поехать покорять столицу или областной центр. Иначе депрессия не уйдет, а будет только прогрессировать.

2. Зачем жить, если нет радости?

Позитивные эмоции во многом обусловлены сложными биохимическими процессами протекающими в нашем организме. Гормоны «счастья» вырабатываются при появлении определенных стимулов. Например, любимого человека, повышения по работе или билета на долгожданный курорт. Суть причины не так важна, главное отклик нашего тела на нее.

Но чтобы гормоны синтезировались, необходимы вещества, из которых они будут создаваться. Витамины, микроэлементы, белки, жиры, углеводы и т.д. Так что, возвращение к жизни будет напрямую зависеть от . Шоколад, бананы, орехи, фрукты, зелень помогут расшевелиться, чтобы с новыми силами приступить к ежедневным делам.

3. Зачем жить, если проблемы в любви или на работе?

Наверное, самая частая причина унылых мыслей связана с неудачами личного либо профессионального плана. В данном случае уместным будет совет предлагающий отпустить ситуацию. Твое вернется, а если не вернется, то твоим и не было. Это одинаково справедливо как по отношению к избраннице, так и карьерному повышению, новому заказчику и т.д. Чем мы сильнее за чем-то гонимся, тем оно активнее от нас убегает. Зачем человек живет, если его бросили или уволили? Затем, что это лишь один из эпизодов его жизни, после которого наступят новые, возможно, еще более лучшие.

4. Зачем жить, если тебя не понимают?

Мир настолько многообразен, что найти место в нем может каждый, независимо от его образования, склонностей, предпочтений и умений. Тут лучше вопрос поставить по другому. Зачем человек живет с теми, кто его не воспринимает? Если на работе кого-то не ценят, девушка регулярно пилит, а друзья пытаются за его счет самоутвердиться, зачем они все нужны?

Можно устроиться на новое место, найти себе другую компанию, подождать очередную «стрелу Амура». В крайнем случае, можно уехать в другой город или страну. Мир безграничен и полон возможностей. Зачем жить там, где не комфортно? Главное понять от кого человек бежит, от других или самого себя?

5. Зачем жить так, как не нравится окружающим?

С детства нас окружают другие люди. Каждый из них со своим мнением и пониманием жизни. Стоит усвоить простую истину – никто никому ничего не обязан. Мы не должны подстраиваться под других. Даже, если кто-то родился в семье потомственных военных, он не обязан идти в армию, если душа к ней не лежит. И, уж тем более, заканчивать военную академию и т.д. Иначе, лет так через 10 или 20 в его голове могут появиться мысли «зачем жить?», но исправить ситуацию уже будет сложно.

Вопросы «Почему?» имеют два основных смысла: смысл «По возможности, прошу мне пояснить» и смысл «Выражаю недовольство и требование».

Типа «Что за глупость?» или «Какого черта и до каких пор это будет продолжаться?»

Первую форму, где вы просите пояснений, можно назвать «Умное Почему», вторую, где в вопросе недовольство, требование или возражение - «Недовольное Почему». Умное Почему делает вас умнее и вызывает к вам уважение (по крайней мере - понимание), Недовольное Почему порождает напряжение и конфликты.

Чтобы не возникало недоразумений, будьте аккуратнее с вопросами «Почему?» По возможности, избегайте короткой формы «Почему?», поясняйте свой вопрос

Возможно, вы не очень поняли собеседника и спрашиваете «Почему?», чтобы лучше понять его видение и мотивы. Но короткое, без пояснений «Почему?» очень похоже на Недовольное Почему, легко может быть понято собеседником как Недовольное Почему, собеседник начинает напрягаться, оправдываться или наезжать на вас. Особенно часто это происходит в переписке, когда собеседник не видит вашего (милого и доброжелательного) выражения лица... Чтобы этого не происходило, избегайте коротких «Почему?», свой вопрос поясняйте более развернуто. Например, «А почему ты решил остановиться на этом решении? Какие ты видишь плюсы. какие минусы? Мне очень важно твое видение».

Если вы чему-то недовольны и не понимаете, почему человек так поступил, попробуйте вместо Недовольных Почему обратиться (еще раз) с просьбой или четкими инструкциями (требованиями). Вы приходите с работы и видите разбросанные вещи, хотя утром вы попросили сына все убрать. Вместо разборок «Почему?» проще и разумнее попросить еще раз и чтобы он начал делать это при вас. А потом, когда все убрано, можете и поговорить о причинах. Хотя, скорее, разговор будет уже не актуальным.

«Почему ты не убрал в своей комнате?» «Почему ты дразнишь сестренку?» «Почему ты снова торчишь перед телевизором?» «Почему ты укусил мальчика?» И общее: «Почему ты меня не слушаешься?» «Почему ты никогда не делаешь то, что я тебе говорю?»

Все эти вопросы - риторические, ответа не подразумевают, и часто дополняются критическими замечаниями типа: «Ты мне все нервы уже истрепал!» и «Это просто невыносимо!».

Вопрос «Ну почему ты это делаешь?» иногда заменяется на «Вот что мне с тобой делать?» Задумайтесь: на оба эти вопросы затруднится ответить и профессиональный психолог. Задумайтесь: в таких ваших вопросах не больше смысла, чем в дурацком поведении вашего ребенка.

Достаточно понятно, что ребенок и не захочет отвечать на подобные вопросы, и не сможет на них ответить, даже если бы и захотел.

В лучшем случае вы услышите, как ответ, бездумное «Потому», или туповатое «Я не знаю», или дерзкое «Потому, что я так хочу», а чаще всего дети игнорируют ваши вопросы. При этом про себя, очень возможно, ребенок ваш вопрос прокомментирует как «Глупая мама», а это совсем не то, что «задумается».

Как правило, эти почему-вопросы являются ошибочным поведением родителей и выражают – нашу беспомощность (с защитой «Ну я же сколько раз ему говорила!») и нашу злость (желание отомстить).

Вместо Недовольных Почему обращайтесь с просьбами или с четкими инструкциями (требованиями). «Почему ты снова торчишь перед телевизором?» замените на: «Выключи телевизор (дождаться, пока будет выполнено). Что у тебя сейчас по плану? Уроки или погулять?»

Если хотите понять смысл действий, спрашивайте не «Почему», а «Для чего, зачем, для какой цели » . Вопрос «Почему» нередко обращает к прошлому и включает оправдания. Вопрос «Зачем» более конструктивен и помогает смотреть в будущее. Он приучает людей думать (как минимум, люди сильно задумываются. когда ищут ответы на этот вопрос), анализировать свои действия, стимулирует осознанность.

Вопросы … Зачем их задавать? Первое, если человек что-то спрашивает, значит, он этого не знает. Второе, возможно, ему нужно знать чье-то конкретное мнение. Третье, многие вопросы не имеют однозначного ответа. Четвертое, на все, даже самое обыденное, можно взглянуть иначе.

Как в задаче про груши: сколько будет, если добавить еще две к двум грушам? Просто… А если две первые груши весят полкилограмма, то четыре – килограмм? Не факт. В природе ведь не встретить совсем одинаковых груш.

Так и во всем. Окружающий мир неизменно раскрывается новыми, незнакомыми гранями. Надо лишь уметь заметить это. А упростить это возможно, проявляя любознательность и к другим, и к себе, потому что способы мышления разных людей неповторимы. И тогда можно увидеть привычные вещи с абсолютно незнакомой стороны.

Почему вопросы важны?

Психологи из штатов посчитали, сколько вопросов в день задает ребенок в пятилетнем возрасте. В среднем получилось более шестидесяти. А некоторые могут рождать и по вопросу в минуту. Но наталкиваясь на раздраженную или равнодушную реакцию взрослых, очень быстро перестают задавать вопросы, соответственно, перестают и развиваться. В системе образования тоже принято не поощрение инакомыслящих, а удобные рамки и послушный класс, которому дается общая, одинаковая для всех информация, без неудобных вопросов.

Что касается взрослых людей, то это отдельная история. Для подавляющего большинства характерно не просто перестать учиться, но и закостенеть в своих познаниях и мнениях. Причем окончательно. И тогда человек всегда имеет ответы на все вопросы, может научить других, как надо жить, определить правых и виноватых. На самом деле такое мировосприятие не приносит особенного счастья, денег или благополучия.

Вот только самый простой путь для развития и саморазвития – это вопросы, которые человек задает. «Что я хочу в этой жизни?», «Как мне этого достичь?» – очень простые вопросы . И, тем не менее, они могут очень помочь человеку, и не единожды. Добиться умения смотреть на мир неоднозначно, можно тренировками. Одна из них такова: всегда пытаться увидеть незнакомые возможности привычных вещей. Например, как еще можно применять чашку?

Вопросы как средство изменений

Нет лучшего средства для изменений, как способность задаваться большим количеством вопросов. Пусть они и неумные. Особенно, если неумные. Тогда это станет лакмусовой бумажкой для того человека и его характера, которому они адресованы. Да и один вопрос всегда становится ступенькой для следующего.

Когда у человека возникает какой-либо вопрос, стоит не отмахиваться от него. В жизни многое взаимосвязано и не просто так возникает. Нет возможности узнать ответ сразу – можно это сделать позднее. Если вопрос записать хоть куда-нибудь, вплоть до сообщения в телефоне, то он не пропадет в никуда. А поисками ответа можно заняться в удобное время тем способом, какой удобнее и доступнее: интернет, энциклопедия, авторитетный источник. Можно узнать много неожиданного, откликаясь на такие внезапные вопросы.

Вопросы как тренировка для ума

Лучшей тренировкой для умов станут поиски ответов на необычные загадки другого человека. Это помогает тренировать умение мыслить быстро и нестандартно. Любая внештатная ситуация будет менее пугающей для такого тренированного сознания. А потому желательно не только самому бесконечно вопрошать, но стать провокатором, вызывающий других на создание вопросов.

Очень полезное свойство для развития своего мира – это внимание к другой точке зрения на высказанное. Взгляды у людей разные, что и позволят рождаться многообразию.

Стоит ценить, когда другой человек задает «глупый» вопрос. Лучшим вариантом для собственного развития и репутации, будет как можно более развернутый ответ. Всегда проще обозвать человека занудой или ненормальным, чем поддержать беседу. Но резкая категоричность и ярлыки оттолкнут людей, сократят круг общения.

Когда человек учится радоваться открытию, даже простейшему, его мозг это питает, становится положительным подкреплением. Тогда возникают новые вопросы и помогают исследованию жизни. «Как это работает? Кто и когда придумал? А для чего? Почему имеет такое название? Как еще можно применять?» и так далее.

Не надо испытывать страх ошибки или осуждения. Китайская мудрость гласит, что одно мнение о глупости вопрошающего ничто в сравнении с невежеством промолчавшего.

А современная жизнь меняется чуть ли не мгновенно. Разумное сомнение во всем, даже хорошо знакомом, лучшее средство поддержать представления о мире в эффективном состоянии. Альберт Эйнтштейн призывал не терять искры любопытства никогда.

Изгнать скуку и однообразие из жизни можно обретением привычки к исследованию. Это сформирует способность быть внимательным и креативным, поможет не упустить ничего важного, не пропустить важнейшую информацию, выделить зерно истины в лавине новостей. Способность самосовершенствоваться, учить что-то новое помогут быстрее находить выход в сложных ситуациях, успешно решать проблемы, как свои, так и чужие. В том числе, и безвыходные для всех остальных.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время - Что и когда надо делать?
  • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .