Основными принципами рациональной организации производственных процессов являются. Принципы рациональной организации производственного процесса

Народы Месопотамии создали богатую культуру. Культура Месопотамии (Междуречья, Двуречья), а именно к примеру письменность - это одно из величайших культурных достижений того времени. Создание письменности способствовало развитию науки и искусства. Творцами письменности были шумеры. Древнейшее письмо было рисуночным. Трудность передачи рисунком отвлеченных понятий вызвала замену рисуночного письма клинописью.

Значки, состоящие из клиньев, стали обозначать не только отдельные слова, но и слоги.

Клинописная система письма была сложной и громоздкой. Один и тот же клинописный знак имел до десятка различных значений, всего же знаков было свыше 600.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из который становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.



Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело такжескотоводство . металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значениешумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Системарелигиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством былаархитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося.

Высокого уровня достигла шумерская литература.

Вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при цареХаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них -Законы Хаммурапи - стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является такжеВавилонская башня . Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука - главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Вавилониигастрономии иматематик е. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии - как и во всем Двуречье - ведущим искусством былаархитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийскиерельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Религия Древней Месопотамии

Замечание 1

Религиозные воззрения месопотамцев берут свое начало на рубеже $IV-III$ тысячелетий до н. э. В это время в Шумере возникла теологическая система, которую позднее переняли и дополнили вавилоняне: у каждого шумерского города был свой бог-покровитель, были также и общешумерские культы.

Как и во всех ранних религиозных представлениях, божества воплощали силы природы и ассоциировались с космическими телами, им приписывались особые функции. Так, Энлиль был богом земли, судьбы, создателем городов, а также по преданию, изобретателем мотыги и плуга. Шумеры почитали бога солнца Уту (в аккадской традиции Шамаш), бога луны Наннара (Син у аккадцев), богиню любви и плодородия Инанну (в аккадской и вавилонской мифологии Иштар), бога живой природы Думузи (Таммуз у вавилонян). С Марсом ассоциировался бог войны, смерти и болезней Нергал, вавилонский аерховный бог Мардук с Юпитером, бог мудрости, счета и письма, сын Мардука Набу – с Меркурием. Племенной бог Ассирии Ашшур со временем стал верховным богом страны. Так и роль бога Мардука, считавшегося покровителем Вавилона, стала расти с политическим возвышением города.

Жители Месопотамии верили также в добрых и злых демонов, и спасались от последних с помощью заклинаний и амулетов. Демонов изображали в зооморфной традиции в виде полулюдей и полуживотных. Особой популярностью пользовались ламассу – крылатые быки с человеческими головами; их статуи огромных размеров охраняли вход во дворцы ассирийских правителей.

Загробный мир в представлении шумер и аккадцев – мир теней, где покойники вечно страдали от голода и жажды, и поэтому их потомки обязаны были приносить им жертвы .

Письмо древних месопотамцев

Несомненным величайшим изобретением шумер стало письмо, зародившееся на рубеже $IV - III$ тысячелетий до н. э. Ученые считают, что приоритет в его изобретении принадлежит неизвестному народу, жившему в Южной Месопотамии до прихода шумер. Но, тем не менее, именно шумеры поставили письмо на службу людям: письменность использовалась сначала для фиксирования фактов повседневной жизни, а в скором времени для запечатления достижений культуры.

Изначально шумерское письмо было пиктографическим – отдельные слова изображались картинками, древнейшие такие тексты датируются приблизительно $3200$ г. до н.э. Однако, пиктография фиксировала лишь отрывочные сведения, а не передавала связную речь.

Постепенно пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо и начала терять рисуночный характер. Так, вместо рисунка стали изображаться лишь характерные детали, которые вырисовывались схематически. Шумеры писали слева направо, и поэтому рисунки пришлось поворачивать на $90$ градусов, и постепенно они приобрели вид горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так рисуночное письмо превратилось в клинопись.

Рисунок 1. Пример шумерской клинописи

Шумерское письмо содержит обозначения, которые читаются как целые слова. Шумерская клинопись, развитая аккадцами содержала более $600$ знаков.

В $XXIV$ в. до н. э. появились первые тексты, написанные на шумерском языке. Шумерская клинопись распространилась в Древней Сирии в конце XXV в. до н. э., а к середине II тысячелетия до н. э. по всей Передней Азии. Шумерскую письменность использовали эламиты, хурриты, хетты и даже одно время Египет.

Месопотамцы писали на глиняных табличках тростниковыми палочками, а царские и храмовые тексты выбивали на камне и металлических пластинах. В $I$ тысячелетии до н. э. ассирийцы и вавилоняне использовали для письма импортный папирус, и деревянные дощечки, покрытые воском.

Месопотамская литературная традиция

Шумерская литература была представлена большим количеством лирических произведений, поэм, легенд и эпических сказаний, пословиц, мифов и гимнов. Специфический жанр представляли произведения о гибели шумерских город от набегов племен.

Самым известным памятником эпического жанра шумерской литературы являются сказания о Гильгамеше, который, скорее всего, был реальной исторической личностью: он упоминается в царских списках как один из царей Первой династии Урука. Легенда о Гильгамеше рассказывает о небывалых приключениях отважного царя, который осмелился сравнятся с богами в силе и бессмертии, однако в конце эпоса убедился в невозможности бороться с ними.

Замечание 2

Интересными образчиками литературы Вавилонии служат произведения философского характера «Да прославлю я владыку мудрости» о подчинении достопочтенного страдальца непостижимой воле богов (конец $II$ тысячелетия до н. э.). Поэма «Вавилонская теодицея» (первая половина $XI$ в. до н. э.) рассказывающая о религиозно-философских идеях вавилонян; «Раб, повинуйся мне» (датируется X веком до н. э.) – диалог скучающего господина со своим рабом о превратностях судьбы.

Художественную и историческую ценность содержат также ассирийские анналы, повествующие о деяниях царей, природе и традициях завоеванных стран.

Искусство Древней Месопотамии

В становлении и развитии искусства Междуречья огромную роль сыграла шумерская художественная традиция: в $IV$ тысячелетии до н. э. ключевое место в искусстве занимала расписная керамика с геометрическим орнаментом, а в $III$ тысячелетии до н. э. бурно развивается резьба по камню, которая привела к возникновению глиптики (резьба по цветных и драгоценных камнях).

С превращением Месопотамии в единую централизованную державу в $XXIV-XXII$ вв. до н. э., в больших количествах создаются скульптуры, рельефы и барельефы, хорошо известна как пример скульптурная статуя Саргона. Основателя Аккадской династии.

В период правления $ІІІ$ династии Ура в $XXII-XXI$ вв. до н. э. памятники искусства становятся стереотипными и однообразными, и представлены в основном скульптурными портретами правителей, фресками с изображениями сцен повседневной дворцовой жизни, жертвоприношениями.

Во время существования Ассирийской державы в $VIII-VII$ вв. до н. э. искусство Месопотамии достигло своего расцвета. Это проявилось, прежде всего, в ассирийских рельефах, которыми облицовывали царские покои. На них были изображены сцены царской охоты, военные походы, захваты городов и крепостей, народы и племена, их антропологические особенности. Ассирийские мастера умело передавали пейзажные картины, зооморфные мотивы в настенной росписи, фресках.

Замечание 3

Отличительной чертой искусства Месопотамией стало монументальное строительство. Основными материалами для строительства был камень и кирпич-сырец. Среди наиболее значительных построек – храмовые и дворцовые комплексы. Культовые здания как правило, строились в каждом крупном городе, в виде горы, который символизировал место обитания бога, поэтому основной формой храма в Месопотамии стал зиккурат – многоступенчатая пирамида с самим зданием храма наверху.

Рисунок 2. Храм бога Мардука в Вавилоне (реконструкция)

Дворцы месопотамских правителей представляли ансамбль из парадных царских покоев и крепости. Огромное количество помещений предназначались не только для царской семьи, но и для свиты и прислуги, бытовых нужд и увеселений.