Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-T1. Сравнение характеристик фотоаппаратов Fujifilm X-T1, Fujifilm X-E2 и Olympus OM-D E-M1 Фуджи x t1

Виджет от FS

28.03.2014

Обзор Fujifilm X-T1 – тест беззеркального цифрового фотоаппарата, технические характеристики, функции и режимы, дизайн и органы управления, отзывы и впечатления, тестовые снимки компактной системной камерой Fujifilm X T1, сравнение, разница между X-T1 и X-E2, различие между моделями.

Fujifilm X-T1 - компактная системная камера со сменной оптикой (байонет X-mount). В ней используется матрица формата APS-C разрешения 16 Мп, выполненная по технологии Fujifilm X-Trans CMOS II – без фильтра низких частот, с фирменным расположением элементов цветового фильтра и встроенными датчиками фазового автофокуса.

Особенности :

  • Всепогодное исполнение корпуса
  • Диапазон чувствительности ISO 200– 6400, с расширением до ISO 100– 51200 (только в JPEG)
  • Электронный видоискатель высокого разрешения 2.36 Мточек, с эквивалентным увеличеникм 0.77х.
  • Режим «Двойной» (Dual View) – при ручной фокусировке в дополнение к изображению в основном поле появляется отдельное небольшое поле, где работают функции фокус пикинг (выделение контуров) и цифрового разделения изображения – как на дисплее камеры, так и в видоискателе.
  • Обилие механических органов управления – диски выдержки, экспокоррекции, ISO, переключатели режимов затвора и фокусировки, диафрагменное кольцо на объективах.
  • Шесть программируемых кнопок.
  • Трехдюймовый поворотный монитор разрешения 1.04 Мточек, с соотношением сторон 3:2.
  • Система автофокуса с 49 зонами.
  • Серийная съемка 8 кадр/сек с непрерывным автофокусом.
  • Видеосъемка в форматах до Full HD /30p, поток 36 Мб/с, встроенный стереомикрофон, разъем для подключения внешнего.
  • Встроенный Wi-Fi для передачи файлов и дистанционного управления камерой.
  • Разъем для внешней вспышки (небольшая в комплекте).
  • Опциональная батарейная ручка.

Краткие характеристики:

Когда мы делали обзор Fujifilm X-E2 , то в линейке поставили его ниже, чем X-Pro1 – не в последнюю очередь в знак уважения к позиционированию моделей самой компанией Fujifilm. Дело в том, что, на наш взгляд, момент этот был не столь уж однозначным. Да, действительно, именно X-Pro1 задал высокую планку для топовых камер Fujifilm X, у него есть уникальная технология гибридного видоискателя (причем он единственный использует сменные зум-объективы; другие модели Х100 и X100S, оснащенные гибридным видоискателем, имеют несменный фикс-объектив). Однако, с другой стороны, X-E2 оснащен новой матрицей со встроенными датчиками гибридного автофокуса, обладает более высоким быстродействием, да и по некоторым другим параметрам превосходит X-Pro1.

Как бы то ни было, новая модель X-T1 – уж точно самая топовая в линейке Fujifilm X. На первый взгляд, если смотреть на самые базовые формальные характеристики, может показаться, что X-T1 во многом похожа на X-E2. Взгляните на историю модельного ряда Fujifilm X.


Модель

Дата
анонса

Тип
камеры

Объектив

Формат

матрицы

матрицы

Гибрид-ный АФ

Видо-
искатель

X100

Компакт
с крупной матрицей

Несменный
фикс

APS-C
12 Мп
CMOS Нет

Гибрид-
ный

X10 2011 сен Компакт Несменный
зум
2/3"
12 Мп
EXR
CMOS
Нет Оптичес-
кий
X-S1

Бридж
(псевдо-
зеркалка)

Несменный
ультразум

2/3"
12 Мп
EXR
CMOS
Нет

Электрон-
ный

X-Pro1

Псевдо-
дальномерная

APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS
Нет
X-E1 2012 сен
Псевдо-
дальномерная
Сменные APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS
Нет Электрон-
ный
XF1 2012 сен Компакт Несменный
зум
2/3"
12 Мп
EXR
CMOS
Нет Нет
X100S 2013 янв Компакт
с крупной
матрицей
Несменный
фикс
APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS II
Да Гибрид-
ный
X20 2013 янв Компакт
Несменный
зум
2/3"
12 Мп
X-Trans
CMOS II
Да Оптичес-
кий (с наложением)
X-M1 2013
июн
Компакт
с крупной матрицей
Сменные APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS
Нет Нет
X-E2 2013
окт
Псевдо-
дальномерная
Сменные APS-C
16 Мп
X-Trans
CMOS II
Да Электрон-
ный
X-T1 2014
янв
Псевдо-
зеркальная
Сменные APS-C
16 Мп
X-Tran
CMOS II
Да Электронный (большой!)

Видно, что разработчики Fujifilm выпускали камеры самого разного типа, охватывали разные сегменты. Почти что в каждой модели появлялась какая-то новая особенность, да не просто какая-то, но как минимум радикальная, а нередко и совершенно уникальная. Про модель же X-T1 можно в первый момент подумать – "хм, да она повторяет X-E2; ну видоискатель крупнее, подумаешь; ну еще какой-то тьюнинг; но в целом-то характеристики те же... легкий апгрейд?"

Однако нет, это совершенно не так! Новая X-T1 отличается от X-E2 настолько существенно, что попадает уже в совершенно иной сегмент рынка.

Прежде всего, в X-T1 используется новый электронный OLED видоискатель. Разрешение у него такое же высокое, как у X-E2 – 2.36 миллиона точек, однако увеличение составляет 0.77х против 0.64х. В результате ЭВИ получается просто огромным. Компания Fujifilm приводит следующую иллюстрацию, сравнивающую размеры нескольких видоискателей:

Радикально улучшен непрерывный автофокус; скорострельность X-T1 составляет 8 кадров в секунду при работающем автофокусе (у ХЕ-2 в этом режиме – только 3 кадра/сек).

Корпус Х-Т1 имеет всепогодное исполнение, пыле- и влагозащиту.

Это из главного; а есть и множество других мелких улучшений, вроде вынесенного на боковую грань камеры отсека для карты памяти (таким образом, ее можно менять, не снимая камеру со штатива), или возможность установки опциональной батарейной рукоятки.

Неудивительно, что по совокупности параметров разработчики позиционируют X-T1 как камеру для профессиональных применений, в отличие от любительской X-E2. Причем профессиональной не в какой-то узкой области, а подходящую и для репортажа, и для коммерческих съемок, и для дикой природы – то есть, совершенно разностороннюю и универсальную.

Пожалуй, в двух словах мы сказали об X-T1 главное. На следующей странице приведем слайды из презентации компании Fujifilm, на которых об особенностях камеры рассказано более подробно и с иллюстрациями, ну а дальше перейдем к собственным впечатлениям от общения с камерой.

Виджет от FS

Fujifilm славится выпуском стильных продвинутых компактных камер, таких как X100S или X-E2 , но все они совершенно беззащитны перед каплями воды, песком и прочими внешними неприятностями. Защищенные модели у Fujifilm имеются лишь в классе бюджетных компактов, а также в классе ультразумов.

Fujifilm X-T1, официальный портрет

Беглого взгляда на спецификации Fujifilm X-T1 достаточно, чтобы понять, что очень многое было заимствовано у беззеркалки X-E2. При этом новинка позиционируется как устройство более высокого класса, стоит дороже и способна конкурировать даже с Olympus OM-D E-M1 . Прошлый год запомнился нам выпуском бюджетных беззеркалок, таких как X-M1 и X-A1, а сейчас, похоже, настало время флагманов. Впрочем, достоверной информации о замене X-Pro 1 до сих пор нет. Fujifilm X-T1 стала не только первой погодозащищенной системной камерой в семействе, но также и первой камерой с внешностью пленочной зеркалки прошлого века.

Технические характеристики, комплектация, аксессуары

Fujifilm X-T1 Olympus OM-D E-M1
Класс беззеркальная камера со сменной оптикой
Матрица X-Trans CMOS II, 16,3 Мп, APS-C (23,6 x 15,6 мм) CMOS, 16,1 Мп, Micro Four Thirds (17,3 x 13мм)
Формат снимков JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896x3264) JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608x3456)
Формат видео H.264 (1920х1080/60p) H.264, Motion JPEG (1920х1080/30p)
Диапазон светочувствительности ISO 100–51200 ISO 100–25 600
Байонет Fujifilm X Micro Four Thirds
Диапазон выдержек 1/4000–30 с, X sync - 1/180 с 1/8000–60 с, X sync - 1/320 c
Экран LCD, наклонная конструкция, диагональ - 3”, разрешение - 1 040 000 точек LCD, сенсорный, наклонная конструкция, диагональ - 3’’, разрешение - 1 040 000 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение - 0,77х электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,74х
Память карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)
Вспышка поставляется в комплекте, ведущее число 8 при ISO 100 поставляется в комплекте, ведущее число 7,4 при ISO 100
Wi-Fi встроенный модуль встроенный модуль
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор Lithium-ion, NP-W126, 1260 мАч Lithium-ion, BLN-1, 1220 мАч
Габариты и масса 129 x 90 x 47 мм, 440 г 130 x 94 x 63 мм, 430г

Компания Fujifilm не отличается богатством выбора аксессуаров для своих камер. В основном она предлагает различные чехлы, опциональные рукоятки и вспышки. С выходом X-T1 этот набор пополнился батарейной ручкой VG-XT1, пригодной для съемки в портретной ориентации, а также еще одной обычной рукояткой MGH-XT. Эта пара аксессуаров совместима только с Fujifilm X-T1. Впрочем, все последующие камеры наверняка получат их поддержку.

Комплект поставки Fujifilm X-T1

В комплекте с камерой идет зарядное устройство и аккумулятор NP-W126, набор крышек и заглушек, наплечный ремень, внешняя вспышка, USB-кабель и компакт-диск с софтом и руководством пользователя. Стоит также отметить, что Fujifilm X-T1 поставляется с продвинутым зум-объективом 18-55 мм F2.8-4.0. Правда, этот объектив не является погодозащищенным - об этом следует помнить в первую очередь.

Дизайн и эргономика

Трудно однозначно определить, на что конкретно внешне похожа Fujifilm X-T1. Скорее всего, это камера Fujica ST701 1970-го года выпуска. Однако можно усмотреть и сходство с недавними камерами Olympus. В беззеркалке Fujifilm впервые появилась более выраженная рукоятка, псевдопентапризма с блоком видоискателя и опциональная батарейная ручка. В общем, все как у классических DSLR-like камер. Фотоаппараты в таком форм-факторе уже давно имеются в коллекции Panasonic, Olympus и Samsung. В роли основного материала корпуса выступает прочный магниевый сплав, а его защита от попадания влаги и пыли обеспечивается прокладками в 80 точках. Надежный корпус также гарантирует устойчивую работу камеры в десятиградусный мороз.

Fujifilm X-T1 в паре со светосильной оптикой

Передняя панель, помимо эргономического выступа, содержит ряд важнейших элементов управления. В верхней части рукоятки находится передний скроллер. Рядом с ним находится светодиод подсветки автофокуса и одна из шести программируемых клавиш. Байонет снабжен фиксатором, а в правой части панели видна заглушка синхроконтакта для внешних вспышек и рычажок переключения режимов фокусировки, уже знакомый нам по предыдущим беззеркалкам Fujifilm. Вся передняя панель вместе с рукояткой покрыта приятным на ощупь текстурированным синтетическим материалом. Сама рукоятка не отличается особой эргономичностью, но это в любом случае лучше, чем ничего. К тому же, в продаже имеется и опциональная рукоятка, и даже увесистая батарейная ручка.

Стоит отметить, что скроллер недостаточно выпуклый - площадь соприкосновения с пальцем небольшая. Поэтому при прокрутке вам буквально приходится гладить резину корпуса. Такой же недостаток обнаружился и у заднего скроллера, но о нем мы поговорим ниже.

Fujifilm X-T1 без объектива

Верхняя панель буквально загромождена крупными селекторами и кнопками. Ни одна беззеркалка Fujifilm не могла похвастаться таким изобилием. В левой части расположен диск установки ISO, а этажом ниже встроен переключатель режимов протяжки. На левой боковине блока видоискателя посажено колесико диоптрийной коррекции, а на ее вершине - стандартный «горячий башмак». По правую сторону лежит аналогичный левому диск выбора выдержки с переключателем типа экспозамера. На правом краю панели сидит диск ввода экспокоррекции. Кнопка спуска совмещена с рычажком включения камеры, а справа от нее в корпус утоплена кнопка старта видеозаписи. Еще одна небольшая кнопка рядом с диском экспокоррекции отвечает за активацию Wi-Fi.

Все диски селекторов выполнены из алюминия, причем диски выдержки и ISO снабжены фиксаторами положения. Это вообще один из самых спорных элементов эргономики. Фиксация положения полезна в ряде случаев, но управлять таким скроллером в итоге сложнее. Это неудобство проявится особенно ярко при съемке в режиме приоритета выдержки. На наш взгляд, правильнее всего делать скроллеры достаточно тугими, чтобы избежать случайных смещений.

На верхней панели можно заметить отсутствие выделенного переключателя режимов съемки. В топовых камерах Fujifilm смена режима съемки происходит с помощью установки диафрагмы или выдержки в режим «А». На правом склоне псевдопентапризмы находится кнопка переключения экран/видоискатель. Есть возможность полностью отключить дисплей, а видоискатель включать только при срабатывании датчика приближения. Это существенно сэкономит заряд батареи, тем более что основные параметры съемки можно изменять механикой.

Верхняя панель Fujifilm X-T1

На задней панели в глаза бросается в первую очередь крупный видоискатель с внушительным резиновым наглазником. Fujifilm заявляет, что видоискатель X-T1 является самым большим по своей площади среди всех беззеркалок. По субъективным ощущениям его площадь соответствует размерам видоискателей в топовых полнокадровых камерах вроде Nikon D800/D800E . Слева от него располагаются кнопки входа в режим просмотра и удаления снимков. Справа - кнопка блокировки экспозиции, заднее управляющее колесико и отдельная кнопка блокировки автофокуса. Выступ немного мешает работе со скроллером, поскольку слабо выступает за пределы корпуса. Это, как мы уже сказали, вынуждает гладить пальцами корпус и прилагать большее усилие для прокрутки. Мелочь, но надеемся, что компания учтет этот момент при разработке следующих камер.

Справа от дисплея лежат кнопки Focus Assist, Q и Disp/Back. Первая из них запускает различные инструменты для помощи при ручной фокусировке, например, функцию focus peaking. Вторая отвечает за вызов быстрого меню, а третья переключает виды выводимой на дисплей информации. Кнопка ввода и входа в главное меню камеры окружена четырьмя навигационными клавишами без каких-либо подписей. Крайняя правая часть панели прорезинена и в месте прилегания большого пальца имеет заметный выступ для упора.

Левая боковина занята дверцей, за которой скрываются разъемы HDMI и USB, а также 2,5-миллиметровый разъем для подключения внешнего микрофона или устройства дистанционного управления. Противоположная сторона включает в себя отсек для карты памяти. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой цифровой камерой, поддерживающей SD-карты самого современного высокоскоростного класса UHS-II.

Слот для парты памяти на правой боковине Fujifilm X-T1

Отсек для внешних подключений на левой боковине Fujifilm X-T1

На нижней панели в области рукоятки находится батарейный отсек, а рядом с ним - штативная резьба. Для монтажа батарейной ручки имеется специальный разъем, закрытый резиновой заглушкой.

Нижняя панель Fujifilm X-T1

Фотоаппарат выпускается исключительно в черном цвете, по крайней мере, пока что. Габариты камеры составляют 129x90x47 мм, а вес - 440 граммов. Примерно такие же параметры и у ближайшего конкурента, Olympus OM-D E-M1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Задняя панель Fujifilm X-T1

Отметим, что до сих пор ни одна из камер Fujifilm высшей ценовой категории не имела наклонного экрана. Такими дисплеями оснащались лишь бюджетные беззеркалки.

Видоискатель остался таким же, что и у Fujifilm X-E2, то есть полностью электронным и даже сохранил разрешение 2,36 млн. точек и 100-процентное покрытие кадра. Скорее всего, что Fujifilm приберегла свой гибридный видоискатель для более высокоранговой модели, о которой пока ничего не слышно. В меню можно отключить одновременно и видоискатель и дисплей, что бывает полезным в астрофотографии. Видоискатель снабжен колесиком диоптрийной подстройки и датчиком приближения. Это один из лучших электронных видоискателей, с которыми мы имели дело. По качеству изображения он превосходит аналог в Olympus OM-D E-M1 и субъективно выглядит лучше, чем в Sony A7/A7R. Кроме того, видоискатель в X-T1 имеет рекордно высокую степень увеличения, равную 0,77х, а также довольно небольшую задержку изображения.

Меню практически не изменилось. Были лишь добавлены новые пункты для программирования клавиш. Как уже отмечалось, шесть механических кнопок поддаются перепрограммированию.

Функциональные возможности

Fujifilm X-T1 без изменений заимствовала 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS II у Fujifilm X-E2. Такой же сенсор установлен и в Fujifilm X100S. Его главной особенностью, напомним, является не только отсутствие АА-фильтра, но и поддержка гибридной автофокусировки благодаря фазовым датчикам в структуре самой матрицы. Кроме того, RAW-файлы записываются с 14-битным разрешением для более качественной передачи полутонов.

Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO 200-6400, но может быть расширен до ISO 100-51200. Камера позволяет задать минимальную выдержку при работе в режиме Auto ISO, составляющую 1/500 долю секунды. Диск ввода экспокоррекции дает возможность вводить поправки в пределах от -3 до +3 EV. А при съемке видео граничным значением ISO является 6400.

Сенсор X-Trans CMOS и процессор EXR II

Никаких изменений в сравнении с X-E2 не наблюдается и в процессорной части. Здесь установлен уже знакомый чип EXR II. Частота серийной съемки составляет 8 кадров в секунду с активным автофокусом, а глубина буфера достигла 47 кадров в формате JPEG или 23 в формате RAW при условии использования карт памяти класса UHS-II. Съемка с непрерывной фокусировкой и активным Live view понижает показатель скорострельности до трех кадров за секунду, а глубина буфера в данном случае ограничивается объемами карты памяти. Лаг затвора составляет всего пять сотых секунды, а на включение и выключение камеры уходит примерно полсекунды.

Одной из важных особенностей процессора EXR II является алгоритм Lens Modulation Optimizer, устраняющий аберрации и дифракционные эффекты оптики. Реализовано это вот как - камера содержит в памяти данные по каждому совместимому объективу и программно компенсирует искажения с учетом таких данных. Эту функцию при желании можно и отключить, а все возникающие искажения править в дальнейшем вручную в RAW-конвертере.

Затвор фокального типа с вертикальными шторками способен срабатывать на выдержках вплоть до 1/4000 с, а также работать в режиме ручного определения выдержки (Bulb). Строго говоря, 1/4000 cекунды - достаточно длинная выдержка при съемке на открытой диафрагме в яркий солнечный день, причем камера не содержит встроенного нейтрального светофильтра для снижения экспозиции. Сам затвор показался нам шумным, а электронная шторка, как в Lumix GM1 , здесь не предусмотрена. Затвор синхронизируется со вспышкой на выдержках не короче 1/180 с, что является довольно скромным значением на сегодняшний день. Olympus OM-D E-M1 может синхронизироваться на выдержках до 1/320 с.

Нельзя не отметить систему фокусировки Fujifilm, которая сделала скачок вперед буквально за год. Еще недавно фотоаппараты Fujifilm ассоциировались с чрезвычайно медленным автофокусом, скромным набором видеорежимов и отсутствием Wi-Fi. Но с выходом X-E2 и бюджетной X-M1 ситуация резко выправилась. Fujifilm X-T1 имеет 49-точечную систему гибридной фокусировки с функцией слежения за объектом. Благодаря скоростному автофокусу удалось достичь вышеуказанной скорострельности. Кроме того, это одна из немногих камер, предлагающая сразу три инструмента для помощи при ручной фокусировке - функцию focus peaking, увеличение фрагмента кадра, а также инструмент Digital Split Image (подсмотренный, судя по всему, у дальномерных пленочных камер).

Стоит добавить, что скорость фокусировки сильно зависит от того, какой объектив установлен на камере. С комплектным «стеклом» 18-55 мм камера наводится на резкость очень быстро и практически не ошибается. А при использовании объектива 35 мм F1.4 фокусировка становится гораздо медленнее. Наградой за такое неудобство становится прекрасное качество картинки. Это наш любимый объектив для камер Fujifilm, кроме шуток.

Fujifilm X-T1 при своих габаритах не содержит встроенной вспышки, но она все же идет в комплекте. Ее ведущее число составляет 8 м при ISO 100. Прилагаемая вспышка крепится в стандартный «горячий башмак», а для подключения внешних стробов имеется синхроконтакт на передней панели камеры.

Для беззеркалок Fujifilm наличие функции внутрикамерной обработки RAW уже стало стандартом, от которого не отошли и в X-T1. Также здесь в полном составе такие функции, как съемка панорам (2160x9600), набор из десяти эффектов симуляции пленки, восемь художественных фильтров, брекетинг ISO, баланса белого, динамического диапазона и эффектов симуляции пленки, мультиэкспозиция, а также интервальная съемка (с ограничением серии, не более 999 кадров).

Как уже говорилось, Fujifilm X-T1 поддерживает работу с Wi-Fi благодаря встроенному модулю. С помощью смартфона или планшета можно управлять процессом съемки, принимать отснятые изображения, загружать данные в социальные сети и даже присваивать геометки. Набор беспроводных функций здесь далеко не самый богатый, зато все это реализовано интуитивно понятно и просто. Для устройств на базе Android и iOS есть целых два приложения для работы с камерой - Fujifilm Camera App и Fujifilm Camera Remote. Последнее позволяет использовать смартфон в качестве удаленного видоискателя, менять настройки, фокусироваться и даже записывать видео. По сути, Fujifilm Camera Remote включает в себя все функции более старого приложения Fujifilm Camera App. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой камерой, поддерживающей функции дистанционной съемки.

А теперь мы подходим к самому деликатному моменту. А именно - парку совместимой оптики. X-T1 стала первой погодозащищенной беззеркалкой Fujifilm, но выпустить хотя бы пару соответствующих объективов компания попросту не успела. Напомним, Nikon 1 AW1 поступила в продажу одновременно с двумя герметичными «стеклами». Все что осталось Fujifilm, это опубликовать свои планы по выпуску оптики на ближайшие год-два. Защищенные объективы будут иметь маркировку WR и в 2014 году таких моделей выйдет три. Вот как выглядит эта тройка: 18-135 мм F3.5-5.6 R OIS WR, 16-55 мм F2.8 R OIS WR и 50-140 мм F2.8 R OIS WR. Первый зум-объектив будет выпущен в июне нынешнего года. Но, конечно, камера полностью совместима и с обычными, незащищенными объективами, среди которых есть очень качественные экземпляры.

Тестовые снимки, видео, автономная работа

Поcкольку мы уже имели дело с матрицей X-Trans CMOS II, ожидания по поводу уровня шума были довольно высокими. Но несмотря на то, что сенсор здесь такой же, как в X-E2, мы все равно провели тестовую съемку, поскольку результат может зависеть от внутренних алгоритмов обработки изображения. Напомним, что тестовая съемка проводится в темное время суток, при искусственном освещении лампой накаливания 40 Вт. Функции шумоподавления полностью отключаются либо - при невозможности полного отключения - задействуются с минимальной мощностью.

Fujifilm X-T1 @ ISO 100

Fujifilm X-T1 @ ISO 200

Fujifilm X-T1 @ ISO 400

Fujifilm X-T1 @ ISO 800

Fujifilm X-T1 @ ISO 1600

Fujifilm X-T1 @ ISO 3200

Формально Fujifilm X-T1 в табели о рангах стоит ниже флагмана X-Pro1, который может похвастаться оригинальным гибридным видоискателем. Однако у флагмана процессор значительно слабее, серийная съёмка — медленнее, а при записи Full HD-видео поддерживается лишь режим 24p, к тому же у него нет популярного ныне встроенного модуля Wi-Fi. В общем, флагману пора на пенсию — он представлен довольно давно и уже успел устареть.

У Fujifilm X-T1 новый, гораздо более мощный процессор, новая матрица, скорость серийной съёмки составляет 8 кадров/с против 6 у флагмана, поддерживается режим видеозаписи 1080/60p, да и Wi-Fi-модуль с широкой функциональностью имеется. Корпус камеры защищён от попадания внутрь влаги и пыли. Видоискатель, конечно, не столь инновационный, как в X-Pro1, но тоже весьма неплохой — OLED-матрица с разрешением 2 360 тыс. точек, то есть не хуже, чем у конкурентов от Sony.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Fujifilm X-T1
Сенсор изображения APS-C-матрица X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров
Эффективное количество точек, Мп 16,3
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Видео : MOV (H.264)
Объектив Сменный объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS в комплекте
Размер кадра в пикселях Фотокадр : до 4896x3264
Видео
: до 1920x1080
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте AUTO (с максимальным значением ISO 6400) 200-6400;
Расширенный диапазон чувствительности: 100, 12 800, 25 600 и 51 200
Диапазон выдержек, секунд от 30 до 1/4000;
Длительная: до 60 мин
Экспозамер, режимы работы TTL-замеры в 256 зонах, мульти/точечная/средняя
Экспокоррекция ±3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2/10
Устройство хранения информации SD / SDHC / SDXC(UHS-II)
ЖК-дисплей ЖК-дисплей, 7,6 см (3 дюйма), разрешением 1 040 тыс. точек
Видоискатель Цветной OLED-видоискатель с диагональю 0,5 дюйма, с разрешением прибл. 2 360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт·ч
Габариты, мм 129x89,8x46,7
Масса, г 440 (вкл. батарею и карту памяти)
390 (только корпус)

⇡ Комплект поставки и дополнительные опции

К сожалению, на тестирование был предоставлен ознакомительный образец для прессы, комплект которого включал лишь аккумулятор, зарядное устройство, штатный объектив и заглушки на «горячий башмак» и на разъём подключения батарейного блока. Согласно информации на сайте производителя, полноценный коробочный образец включает следующее: литий-ионный аккумулятор NP-W126, зарядное устройство BC-W126, внешнюю вспышку EF-X8, наплечный ремень, диск с ПО (Viewer, Raw File Converter) , а также крышки для байонета, «горячего башмака», разъёма крепления батарейной ручки и контакта синхронизации.

В качестве опций доступны две вертикальные рукоятки, причем одна из них — с возможностью установки дополнительного источника автономного питания, кожаный чехол в стиле ретро, а также внешний микрофон, переходник под резьбовые объективы, три вспышки — с ведущим числом 20 у младших решений и 42 у старшего. В общем, опций традиционно немного. А вот объективов в модельном ряду компании уже не так и мало, причём все как на подбор хороши.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Внешне Fujifilm X-T1 больше похожа на классическую зеркалку, нежели на дальномерку, с которыми имеют внешнее сходство большинство «беззеркалок». Ближе всего по дизайну к нему камеры семейства Olympus OM-D. Если конкретнее, то во внешности Olympus OM-D E-M1 тоже использованы ретромотивы и он тоже похож на зеркалку, а вдобавок к этому ещё и защищён от попадания влаги, как и тестируемая камера. В общем, он является одним из главных конкурентов X-T1.

Корпус Fujifilm X-T1 отливается из магниевого сплава, обеспечивающего высокую прочность. Кроме того, камера защищена от попадания внутрь корпуса влаги и пыли. Как заявляет производитель, для этого было использовано 80 элементов герметизации.

Рукоятка в лицевой части, облегчающая работу с камерой, значительно меньше, чем у основного конкурента, тем не менее удерживать фотоаппарат с комплектным зум-объективом довольно легко. Да и работать со всеми органами управления, коих немало, достаточно удобно. Исключением являются разве что двухэтажный диск выбора уровня чувствительности и режима протяжки, а также рычажок выбора режима фокусировки, для работы с которыми приходится использовать вторую руку. Однако не стоит воспринимать это как недостаток, ведь благодаря наличию диска управления чувствительностью оперативность работы выше, чем в случае использования горячей клавиши и дисков управления, да и за значением на экране следить не приходится.

С лицевой стороны довольно много различных функциональных элементов, но от этого она не кажется перегруженной. Помимо байонета, тут находятся лампа подсветки автофокуса, фронтальный диск управления, программируемая функциональная клавиша, рычажок выбора режима фокусировки, а также порт синхронизации, который крайне редко встречается в «беззеркалках».

С тыла органов управления также довольно много. Большую часть поверхности занимает наклонный дисплей, над которым находится видоискатель, а также клавиши удаления и перехода в режим просмотра. Правее расположены тыльный диск управления, раздельные кнопки блокировки AЭ и АФ, клавиша Focus Assist, кнопки вызова быстрого меню и смены режима отображения дисплея (она же — возврата на один уровень назад в меню), а также четыре программируемые клавиши навигации, которые объединены в схематичное кольцо и дополнены кнопкой входа в меню/ввода по центру.

Верхняя часть корпуса Fujifilm X-T1 изобилует разнообразными функциональными элементами, из-за чего у неподготовленного пользователя поначалу глаза разбегаются. Однако долго привыкать не надо даже тому же неподготовленному пользователю, ведь все органы управления весьма удобны в работе. По центру на небольшом пьедестале, напоминающем о зеркалках, находится «горячий башмак». Левее установлен диск коррекции диоптрий, а также двухэтажный диск выбора режима протяжки и чувствительности, причём для поворота последнего необходимо нажать клавишу блокировки по центру.

Правее находятся клавиша переключения между видоискателем и дисплеем, диск выдержек, дополненный рычажком выбора режима экспозамера, диск введения коррекции экспозиции, кнопка спуска затвора с рычажком питания, а также функциональная программируемая клавиша (по умолчанию отвечающая за переход в режим беспроводного управления) и кнопка видеозаписи. Тут стоит отметить, что спусковая клавиша лишилась возможности установки механического спускового тросика. Конечно, острой необходимости в нём нет, особенно в свете поддержки беспроводного управления при помощи смартфона, но из-за этого Fujifilm X-T1 теряет некий шарм старых плёночных камер. А ведь возможность использования спускового тросика в камерах модельного ряда Fujifilm встречается не только в дорогих фотоаппаратах, выполненных в ретростиле, но и во вполне обычных ультразумах. В общем, оставить данную «фишку» можно было хотя бы как дань традициям.

Снизу, помимо привычного отсека для аккумулятора и штативного разъёма, находится порт подключения батарейной ручки, скрытый резиновой заглушкой.

На левой боковой поверхности под резиновой дверцей скрыты разъёмы подключения USB- и HDMI-кабелей, а также комбинированный разъём подключения микрофона либо проводного пульта дистанционного управления. Справа под пластиковой дверцей скрыт разъём установки карты памяти, что в случае «беззеркалок» обычно встречается только в наиболее дорогих устройствах.

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T1

Солидную прибавку получил по сравнению с по части серийной съемки. «Максималка» выросла не очень сильно, до 8 кадров в секунду, зато автофокус может работать во время всех восьми. Это приличный показатель даже для профессиональной репортажной камеры. На уровне оказался и буфер. В самом прожорливом формате RAW+JPEG камера может сделать 23 фотографии. Это, конечно, не 50 снимков , но все равно очень прилично.

Сравнение с топовым возникает и при разговоре об электронном видоискателе. Мы восхищались ЭВИ «олика», а у он не хуже. Инженеры Fuji сделали ставку на размер - видоискатель реально огромен, даже чуть больше, чем оптические «телевизоры» полнокадровых зеркалок. Людям в очках, которые не могут поднести глаз вплотную к окуляру, сложно увидеть весь кадр целиком, но для них есть специальный режим, когда картинка занимает не всю площадь ВИ. Дополнением к размеру стало высокое разрешение в почти 2,5 млн пикселей, рекордно низкий, по заявлениям самой компании, лаг, а также хитрая система, работающая при съемке в вертикальном положении. Камера не только переворачивает картинку, но и переориентирует дополнительную информацию. Очень удобно.

Тем, кто таким чудным видоискателем пользоваться не желает, аппарат предлагает трехдюймовый дисплей. Он весьма неплох, а главное, наконец-то получил поворотную конструкцию. В топовых Fuji это первый такой случай.

Наконец-то нормальный Wi-Fi

Встроенной вспышки аппарат лишился, при этом в комплекте идет простенькая внешняя, которая работает через «горячий башмак». Звезд с неба она не хватает, но в критической ситуации немного света даст. Естественно, через «горячий башмак» камера может работать и с более продвинутыми осветительными приборами. Для студийной съемки предусмотрен отдельный синхроразъем, который решает проблему совместимости.

Не прошло и трех лет, как в аппарате Fuji появился полноценный Wi-Fi. Наши постоянные читатели помнят, что модули в , и получились очень ограниченными по возможностям - через них нельзя было удаленно управлять камерой. С это, наконец, возможно. Скачай специальное приложение на смартфон или планшет и получи отличный пульт ДУ с широкими возможностями настройки. GPS, впрочем, в камере так и не появился.

Видеовозможности полностью повторяют таковые у . Если коротко - для профессионала видеографии инструментария маловато, а вот для любительской съемки возможностей даже избыток.

Работа с камерой

По части электронных функций и работе с аппаратом вобрал в себя все, что могли предложить более простые модели, начиная от фильтров, эффектов и модуляции пленок, которые мы рассмотрели в , и заканчивая системой модуляции света, которая появилась в . Пять видов брекетинга, склейка панорам, автоISO и многое другое, о чем мы уже писали. Кроме склейки HDR у , пожалуй, есть все электронные функции, которые можно пожелать. Даже цейтраферная съемка, которая позволяет с гибкой настройкой снимать серии снимков для time-lapse.

Карта памяти всего одна

Отдельно хотелось бы сказать о системах помощи ручной фокусировки. Их в камере аж три. Первый режим стандартен и заключается в увеличении центрального фрагмента изображения. Второй - focus peaking, и мы про него уже тоже рассказывали в . Но у появился и третий, эксклюзивный помощник. Официального названия у него нет, в Интернете эту систему прозвали «цифровые клинья», потому что она имитирует эффект от аналоговых фокусировочных экранов (которые как раз «клинья» и зовут). Принцип работы хорошо известен фотографам старших поколений, которые пользовались дальномерными камерами. Изображение, которое не находится в фокусе, как бы раздваивается, а когда фотограф наводится на объект, оно становится резким. Это весьма удобная и точная система наведения фокуса.

Очевидно, что очень хорошо приспособлена для объективов с ручной фокусировкой. Учитывая короткий рабочий отрезок самой камеры, на нее через специальные переходники можно установить массу различной оптики, начиная от ретрообъективов и заканчивая современными «стеклами» от зеркалок и Canon. Пригодится это фотографам, у которых уже есть зеркальный набор и которые ищут легкий и компактный второй аппарат.

Выводы

С учетом всего вышесказанного цена в 55 тысяч рублей за без объектива не выглядит фантастической. Это, конечно, немало, но не стоит забывать, что аппарат конкурирует с начальными полноформатными камерами типа или , которые стоят не дешевле. Да и другой тип конкурентов, топовые беззеркалки, тоже не дешевые.

Пожалуй, в Fuji не лукавили, называя профессиональной моделью. Все в аппарате на самом высоком уровне - качество изображения, удивительная эргономика, надежный, всегоподный корпус, широкая функциональность и масса дополнительных аксессуаров. Нельзя пожаловаться и на узость модельного ряда объективов - Fuji в последнее время сделала свою линейку весьма широкой.

Конечно, мелкие вопросы остаются. Например, почему нет GPS и HDR, выдержка ограничена 1/4000 с, а карта памяти только одна? Но это частности. Представить репортера с все-таки не получается (автофокус слабоват для такой работы), но вот пейзажиста, портретиста или студийщика - вполне. Осталось преодолеть стереотип, что камерой профессионала должна быть зеркалка. Это для будет самой сложной задачей.

Как вы наверняка знаете, пару месяцев назад я полностью отказался от зеркальных камер. Не знаю, временно или нет, но в настоящее время снимаю исключительно на беззеркальные цифрокомпакты. Также, вероятно, вы знаете, что перепробовав всех основных производителей таких фотоаппаратов (к коим, безусловно, относятся исключительно и только Fujifilm, Sony и Olympus), я остановил свой выбор на Fujifilm. Их топовая модель X-Pro1 служит мне уже пару лет, и вот в недавней своей поездке в Арктику довелось потестировать свежую Fujifilm X-Т1 . Как и обешал, делюсь впечатлениями. Традиционно хочу отметить, что это ни в коем случае не обзор по результатам теста, а сугубо личные, чисто субъективные впечатления от камеры. Также должен заметить, что вместе с новой моделью камеры мне в руки попал первый экземпляр нового объектива Fujifilm XF 18-135 mm f/3.5-5.6 , поэтому впечатления будут описаны в привязке к этой паре.

Итак, одно дело ходить с компактной камерой по городу, и совсем другое – брать ее в качестве основной в экспедиционные условия. В этом есть определенный риск, т.к. и защищены такие камеры меньше, работают медленнее, батарейки быстрее заканчиваются, и много чего еще по мелочам. Однако, я таки решился положиться на X-T1, причем для чистоты эксперимента не взял с собой никакой другой камеры вообще, то есть абсолютно. Ну, не считая пары айфонов, ясное дело.

Ранее я неоднократно бывал в заполярных условиях зимой, поэтому ехать летом было не страшно. Как оказалось зря! Ибо комары, москиты и оводы, как известно, могут даже тушу оленя в воздух поднять, не то что какого-то там московского фотографа... Однако, на выборе тушки, которую я взял с собой, это бы все равно не сказалось. Уж ставить в условия, так ставить. И чтобы все по-настоящему, по-чесноку. Выживет, значит выживет, нет, значит нет. А если выживет, то хочу понять – удобно ли использовать такую камеру на все случаи жизни или нет. Ну или хотя бы просто – возможно или нет.

Чуть забегая вперед, сразу отвечу на этот вопрос – да, возможно! Удобно или нет, это уже будет зависеть от творческих задач и стиля работы, но лично мне оказалось вполне удобно. Однако есть несколько нюансов, на которые имеет смысл обратить внимание.

Батареи

Хорошо понимая, что питание – слабое место в экспедиции даже в случае больших зеркалок, я взял с собой 5 батарей. 2 из них, это рабочий комплект (одна в камере, другая в батарейном блоке), и 3 запасные. По факту запасные мне ни разу не пригодились, правда, вылазок в тундру более чем на 2 суток у меня не было. Каждая батарея в зависимости от стиля съемки позволяет снять порядка 400-700 кадров, лично мне этого более чем достаточно. В общем-то, пяток вполне компактных (в сравнении, например, с Canon 1Dx) аккумуляторов вполне решают проблему заряда.

Батарейный блок

Неоднозначный аксессуар. С одной стороны, делает хват очень удобным (после этого камеру без блока держать даже не хочется) и дает дополнительные возможности в плане батарей. С другой стороны, с таким блоком камера становится не сильно уж меньше зеркалки.

Хотя, все-таки меньше. И меньше не только в физических размерах комплекта, но и в размерах батарей, а также зарядного устройства (зарядки для топовых зеркалок – это полчемодана). А вот для удобства хвата все-таки определенный объем нужен, и чисто тактильно вряд ли можно этого избежать. С этой точки зрения размеры Фуджика мне представляются близкими к оптимальным. Еще менше будет уже не так удобно держать, а больше – приближать нас к зеркалкам. Хотя, пожалуй, процентов на 20-30 меньше еще можно было бы сделать.

Поворотный экран

О счастье! Наконец Фуджи догнала в этом вопросе Олимпус и Сони. Экран у всех современных камер должен быть поворотным, и точка. Даже не обсуждается.

Скорость работы

Все, кто интересуется цифрокомпактами, знает, что скорость работы – их самое больное место. И какие бы прорывы здесь не делал Олимпус, все равно в наше время все эти камеры работают не так шустро, как хотелось бы. В этом плане X-T1 весьма порадовал. Да, это еще не зеркалка, но это еще один уверенный шаг в правильном направлении! Чисто субъективно скорость работы относительно X-Pro1 ощущается быстрее на 20-30%. Это объясняется в том числе новым процессором.

Вообще, скорость работы цифрокомпактов складывается из нескольких критериев. Часто, покупая такую камеру и сталкиваясь с ощущением «тормоза» люди не понимают, что же на самом деле является причиной низкой скоростной эффективности. Здесь есть несколько основных факторов:

1) Скорость фокусировки.

Собственно, это основной критерий работы самой камеры. Скорость фокусировки в свою очередь зависит от технологических решений конкретной камеры, ее мозговой начинки и мощности, освещенности и, конечно, от объектива.

2) Скорость флеш-карты.

Очень важный и крайне недооцененный фактор. Если совсем кратко – без самой современной, самой быстрой карты можно даже и не начинать работу с цифрокомпактами. А стоят такие карты весьма недешево. Например свою ADATA 64 Gb XC I Class 10 я покупал года полтора назад за 200$. И именно после этой покупки вдруг понял, что на самом деле все намного быстрее, чем казалось поначалу. Сейчас наверняка есть карты посовременнее и побыстрее.

3) Скорость съемки (после наведения фокуса).

X-T1 выдает 8 кадров в секунду! А это уже, мягко говоря, на уровне зеркалок.

В целом по совокупности трех факторов впечатления от X-T1 остались крайне позитивные. Да, это еще не зеркалка, но уже очень близко к тому. А если учесть, что для моих задач в общем-то и X-Pro1 вполне достаточно, то X-T1 просто подарок.

ISO и шумы

Честно говоря, давно уже не испытываю проблем с шумами на высоких ISO. Современные камеры хорошо справляются с этой задачей. На мой личный вкус хуже всего Sony и Olympus, у которых на высоких ИСО вместо картинки «цветной горох». Лучше всего Canon и Fujifilm, которые дают куда более пластичное изображение, которое потом к тому же можно разгонять при конвертации и спокойно гнуть кривыми в обработке.

Например, вот эта фотография сделана на ISO 6400 и затем разогнана на +5 стопов при конвертации.

ISO 6400, 1/370 sec, f/3.5

Увеличенный фрагмент в 100%-масштабе (здесь и далее на всех представленных кропах не применен шарп):

ISO 6400, 1/370 sec, f/3.5

Ну да, шумновато (а как вы хотели на таком ИСО и с таким разгоном), но вполне при этом человеческая картинка с терпимым уровнем детализации. Такую картинку вполне можно печатать на большом формате, публиковать в книге и т.д.

А вот так вот выглядит ISO 200 на солнце. Абсолютно человеческая, пластичная, живая картинка. Кстати, нашли комара?

ISO 200, 1/350 sec, f/8.0

Увеличенный фрагмент в 100%-масштабе:

ISO 200, 1/350 sec, f/8.0

Объектив Fujifilm XF 18-135mm

И вот тут мы плавно подступаем к ложке дегтя. Наверняка, глядя на предыдущую фотографию, многие из вас уже задались вопросом – а нафига для такого сюжета было ISO 6400? Света же вполне достаточно.

Вполне, да не вполне... Честно говоря, я настолько привык работать со светосильными объективами, что даже внимание не обратил на максимально открытую диафрагму универсального 18-135, которая составляет f/3.5-5.6. В данном случае я снимал на широкий угол, поэтому диафрагму фотоаппарат выставил 3,5.

Небольшое лирическое отступление. Имея большой опыт съемки в ручных режимах, мануальной резкости и вообще работы с фиксами, я тем не менее давно пришел к работе исключительно в автоматических режимах. Мне как-то и в голову не пришло, что может не хватить света при том, что света явно достаточно.

Что такое f/3.5 по сравнению, напимер, с f/2.8 для объектива 18-55? Это практически 1 стоп экспозиции, то есть при съемке на 18-55 ISO было бы уже не более 3200. А в случае 35-миллиметрового фикса с диафрагмой f/1.4 ИСО было бы уже на 3 стопа меньше, то есть 800. А это огромная разница.

Не хватило мне светосилы и для съемки этого кадра, сделанного с вертолета.

ISO 200, 1/100 sec, f/5.0

Я снимал максимально вертикально вниз с приближением (зумированием). Камера выдала ISO 200, диафрагму f/5.0 и выдержку 1/100 сек. Для фокусного расстояния порядка 80 мм это уже на грани, а учитывая вибрации вертолета, явно недостаточно. В итоге все фотографии получились чуть смазанными. Вот 100%-фрагмент:

ISO 200, 1/100 sec, f/5.0

Будем честны до конца – я сам облажался. Конечно, можно было перейти в ручное управление и приподнять ISO. Тогда фотографии тундры с вертолета пригодились бы не только для интернета, но и какой-нибудь выставки (мне уже предлагали, был вынужден отказать именно из-за технического несовершенства). Но мне и в голову не пришло, что объективы бывают настолько темными.

Кстати, в этом объективе очень приличный стабилизатор. Реально работает очень хорошо, но... как оказалось, не в условиях вибрации. В обычной же жизни стабилизатор действительно ощутимо нейтрализует нехватку светосилы. Это можно пронаблюдать на примере вот этого кадра, сделанного с максимальным зуммированием 135 mm при выдержке 1/320. Все бы ничего, но важный момент – с качающейся на сильных волнах лодке!

ISO 200, 1/320 sec, f/5.6

100-процентный кроп:

ISO 200, 1/320 sec, f/5.6

Резюме – использовать Fujifilm XF 18-135mm надо с большой осторожностью, и в первую очередь для сюжетов с хорошим освещением. Если света достаточно, стекло дает очень приятный результат, рисунок, боке и что там еще. Бочки минимум, виньетирование приятное. Все хорошо, но только на солнце. Как только заходим в помещение, надо цеплять что-то типа 35 mm f/1.4 или на крайняк 18-55 f/2.8-4.0. Ну и в условиях вибрации вручную контролировать полюбому.

Что еще я могу сказать про эту камеру.

Эргономика

Антон Мартынов в своем обзоре Fujifilm X-T1 написал, что камера имеет эргономические просчеты. Частично я согласен с этим мнением – действительно, после X-Pro1 не всегда получается сходу найти кнопки на задней панели. Может быть дело привычки, не знаю.

С другой стороны, в этой камере Фуджи отточили почти до идеала свои колесики. Теперь они на своих местах, не крутятся самопроизвольно, и вообще все ключевые параметры (выдержка, диафрагма, ISO, режимы съемки и фокусировки) управляются механически (а не из меню или программно). Я в восторге!

Видоискатель

Тот видоискатель, который оптический, на самом деле цифровой. Работает отлично, быстро, без лагов. Но я как-то последнее время в основном по экранчику работаю, так что для меня это не принципиальный момент.

Защита от пыли и влаги

Уж не знаю, насколько камера защищена, но и в дождь, и в брызгах на лодке снимал, никаких проблем не было. Все работает, отказов нет.

Есть у камеры и другие плюшки, вроде Wi-Fi с управлением через iPhone, но для меня они не принципиальны (хотя я протестировал – приятная штука).

Ну и напоследок, несколько фотографий из этой экспедиции, сделанных на комплект Fujifilm X-Т1 + Fujifilm XF 18-135 mm f/3.5-5.6. А затем – мой личный резюмирующий вывод.

ISO 200, 1/350 sec, f/7.1

ISO 200, 1/150 sec, f/4.0

ISO 200, 1/125 sec, f/4.0

ISO 2000, 1/100 sec, f/3.5

ISO 6400, 1/45 sec, f/4.2

ISO 200, 1/240 sec, f/5.6

ISO 6400, 1/34 sec, f/3.5

ISO 200, 1/140 sec, f/5.6

ISO 6400, 1/34 sec, f/3.5

ISO 6400, 1/52 sec, f/3.6

ISO 200, 1/400 sec, f/5.6

ISO 200, 1/150 sec, f/5.6

Все фотографии из этой поездки можно посмотреть в предыдущих публикациях.