Правила официального и неофициального общения. Русский язык и культура речи

Повседневное решение разнообразных задач и проблем каждым из нас можно представить в виде непрерывного делового общения. Мы постоянно с кем-то беседуем, совещаемся, о чем-то договариваемся. Деловое общение может проявляться в различных формах :

  • деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
  • деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
  • публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т. п.);
  • собрания;
  • пресс-конференции (брифинги); о деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты; о собеседования (например, при приеме на работу); о общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.

Все они имеют и свои особенности, и общие черты. В дальнейшем мы остановимся на основной форме делового взаимодействия - общении двух человек, которых мы будем называть собеседниками или партнерами.

Пожалуй, трудно представить себе большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, преподавателя со студентом, следователя с допрашиваемым. Вы можете обсуждать с сыном перспективы учебы в вузе, а с начальником - свое повышение по службе. Вы пытаетесь договориться с малознакомым человеком о цене на его дачный участок. Два адвоката стараются разрешить спор о разделе имущества при разводе. Работник администрации города встречается с директором завода, чтобы предотвратить загрязняющее воздействие данного производства на окружающую среду. И многое, многое другое... Естественно, что каждая из этих ситуаций имеет свои особые проявления. Например, для разговора начальника с подчиненным обычно требуется соблюдение достаточно большой дистанции (не менее чем 1,5 м), избегание долгих прямых взглядов. Совсем по-другому складывается общение коллег, равных по рангу: увеличение пространственной дистанции между ними, отсутствие зрительного контакта говорит о том, что собеседники в ссоре.

Конечно же, это далеко не единственные параметры, характеризующие специфику подобных ситуаций. К ним можно прибавить множество других: интонации и паузы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т. д. Как же все-таки можно описать деловое общение, что именно стоит учитывать, чтобы контакты были наиболее успешными и продуктивными?

Социально-психологические исследования убедительно свидетельствуют, что два человека, даже если они удалены друг от друга и каждый занимается своим делом, все равно, пусть неосознанно, в своем поведении учитывают присутствие другого (например, когда они едут в метро или занимаются в библиотеке). Несомненно, и в этих ситуациях происходит общение людей друг с другом, но оно - особого рода. Любое общение должно быть гибким, неординарным, разнообразным, соответствующим каждому случаю.

Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное . Примером официального общения является телефонный разговор оперативного работника или следователя по поводу качества расследования конкретного уголовного дела, доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на оперативном совещании и т. д. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке - важный компонент профессиональной культуры любого специалиста.

Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие:

  • контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом);
  • непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации);
  • устное и письменное; диалогическое и монологическое;
  • межличностное и массовое и т. д.

Поскольку единой универсальной типологии в науке до сих пор все-таки не существует, представляется оптимальным сосредоточиться на наиболее часто встречающемся в жизни деловом межличностном общении. Нами будут рассмотрены основные его аспекты: восприятие, понимание (познание) партнерами друг друга; обмен информацией между общающимися; взаимодействие в процессе контакта. Предполагается, что по крайней мере один из его участников (инициатор общения) осознанно и активно стремится познать партнера, создать условия для наиболее успешного взаимодействия с ним и использует арсенал доступных ему коммуникативных средств.

Итак, деловое общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности . Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенной цели и решение конкретной проблемы.

Для делового общения чаще всего характерна ситуация, когда каждый из собеседников находится в поле зрения другого; поэтому любая реакция - поза, взгляд, жест - может быть легко замечена и учтена. Конечно, это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает обильную информацию о нем, что может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны - при таком тесном контакте можно невзначай выдать себя, проявить какое-то чувство или отношение, которое хотелось бы скрыть, и это может повредить делу.

И в ситуации групповой дискуссии, и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны настроены на взаимодействие друг с другом. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию. Когда же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы - иначе общение может не состояться. Именно поэтому в ситуациях делового общения двух партнеров особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Но далеко не всем удается найти правильную форму их выражения, особенно когда собеседники находятся в неравных позициях.

Важная особенность делового общения заключается в том, что оба собеседника по очереди выполняют роли говорящего и слушающего, поэтому любая пауза или любая «речь» не должны слишком затягиваться. У каждого из партнеров есть свой лимит времени, и если один из них слишком долго говорит, интерес к тому, что он говорит, чаще всего ослабевает. Точно так же пассивность и молчаливость партнера не будут способствовать успеху деловой встречи.

Деловому общению часто мешают сложившиеся стереотипы. Например, в личном разговоре пол собеседника оказывает довольно большое влияние на восприятие того, что он говорит, и на отношение к нему партнера. Например, в эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где в одном варианте мужчина, а в другом - женщина рассказывали о себе и своей жизни, причем текст был абсолютно идентичен. Когда после прослушивания испытуемым предложили выразить свое отношение к автору этого текста, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Интерпретируя полученные результаты, экспериментаторы пришли к таким выводам: исходя из широко распространенных представлений о мужественности, мужчина, рассказывающий о себе «первому встречному» (в данном случае - самим участникам эксперимента), воспринимается как человек слабый, невротичный и зависимый; женщина, делающая то же самое, воспринимается как открытая и доверчивая.

Любая деловая беседа с точки зрения своего построения может быть упорядочена, структурирована и условно разбита на несколько частей :

  1. Планирование деловой встречи. На этом этапе осуществляются сбор и систематизация материалов для деловой встречи, моделирование ее возможного построения, разработка стратегии, тактики и техники ведения деловой беседы.
  2. Начало встречи. Взаимодействие начинается с краткого приветствия, представления участников и замечаний на общие темы, чтобы установить контакт и определенный психологический настрой. Здесь же осуществляется первичная оценка индивидуально-личностных и поведенческо-психологических особенностей собеседников.
  3. Постановка проблемы для обсуждения и обоснование ее актуальности. На этом этапе, как правило, один из участников представляет проблему как реальную цель беседы (переговоров, встречи).
  4. Обмен информацией и ее обработка. Происходит обсуждение поставленной проблемы, участники делятся информацией и взглядами, приводят свои аргументы, вырабатывают компромиссные решения, оценивают достоинства и недостатки различных вариантов решения задачи.
  5. Подведение итогов деловой беседы. Может быть сформулировано определенное решение проблемы, либо участники беседы только подводят итоги и определяют следующие шаги.

Поскольку у каждого собеседника есть двойной интерес - относительно существа дела и своих отношений с партнером, каждый этап деловой встречи должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

ТЕМА 1

Деловые коммуникации: что это такое

Общение, его виды

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Каждый, пожалуй, хотел бы освоить все тонкости искусства общаться, стать интересным собеседником, хорошим оратором, внимательным слушателем. Однако всё не так просто. И порой опыт, накопленный нами в повседневной практике, отнюдь не способствует тому, чтобы наше общение было успешным. Думается, правильней будет, не полагая, что в этой сфере нам все известно априори, разобраться в тонкостях такого важного инструмента, как общение. Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.

Общение официальное и неофициальное

Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут – перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» – словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

Неофициальное - официальное общение.

Различие коммуникативных сфер в этом случае проходит по линии «обиходно-разговорная речь - обиходно-деловая речь - деловая коммуникация» и сопровождается равенством или неравенством социального статуса (относительно постоянное свойство) или социальных ролей (переменное свойство) участников общения.

Для первой - обиходно-разговорной - сферы типичны неофициальные формы общения, допускающие эмоциональную раскованность и большую свободу от общелитературных, стилевых и жанровых норм языка вплоть до использования просторечия => [Гл.15, с. 622-626]. Для второй сферы, обиходно-деловой, эта свобода ограничена варьированием в рамках литературной нормы, причём набор речевых жанров достаточно велик. Для третьей - деловой коммуникации - необходимо строгое соблюдение норм официально-делового или научного стилей в пределах определённого этим стилем набора речевых жанров (документов) и «сухое» общение, т.е. полный запрет на выражение эмоций (для делового дискурса) или существенное его ограничение (для научного дискурса).

Из сказанного следует, что официальное общение - значительно более трудная коммуникативная ситуация, требующая выработки соответствующих навыков речевого поведения.

Наличие или отсутствие психологической установки на контакт. Это противоположение связано с собственно психологическим аспектом общения и, несомненно, знакомо каждому по собственному опыту. Чаще всего имеется в виду отсутствие такой установки у адресата, например, у учащихся на уроке нелюбимого учителя или по нелюбимому предмету. Хотя не исключено и вынужденное обстоятельствами вступление говорящего в контакт с нежелательным адресатом или в ситуации, эмоционально не всегда располагающей к общению, допустим, на экзамене.

Пример ситуации

Ярким примером различной психологической установки одного и того же лица на общение с разными по интеллектуальному уровню собеседниками может служить речевое поведение Ленского. С одной стороны, он ведёт бесконечные дружеские беседы с Онегиным:

Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые...

С другой стороны, он избегает разговоров с соседями-помещиками: Бежал он их беседы шумной.

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не дышал ни чувством,

Ни остротою, пи умом,

Ни общежития искусством...

Таким образом, можно говорить о психологически комфортном и психологически дискомфортном общении. Не последнюю роль в этом случае играет и «стиль слушания» (термин Т. Г. Винокур), т.е. неречевое поведение адресата. Хорошо известно, что есть люди, не умеющие слушать других, своего рода коммуникативные эгоцентрики, желающие, чтобы слушали только их, и есть люди, обладающие талантом внимательного и сочувствующего слушателя-собеседника. Судите сами, с кем из них вы предпочли бы общаться и к какому типу относитесь вы сами.

Размышляем вместе

Последнее время появляются исследования, посвящённые коммуникативному молчанию. Если вам этот термин показался парадоксальным, не «выбраковывайте» его сразу. Сначала подумайте, что такое молчание. Всегда ли оно одинаковое?

Можем ли мы сказать о студенте на лекции, что он молчит? Ваш отрицательный ответ вероятнее всего будет мотивирован тем, что речь здесь заменяется конспектированием. Ну а если студент не записывает, а просто внимательно слушает? Видимо, тоже нет. Фраза «Студенты молча слушали лектора» звучала бы странно. Что же мы в таком случае называем молчанием?

Размышление приводит нас к выводу, что о молчании как средстве коммуникации можно говорить прежде всего в том случае, когда оно замещает возможную и даже ожидаемую речевую реакцию собе- седника-адресата и несёт определённую информацию о нём, о его эмоциональном состоянии. Но на самом деле коммуникативные функции молчания значительно разнообразнее => [Хр.: с. 388, Арутюнова].

Для современного языкознания, прежде всего для такого его направления, как лингвистическая прагматика, характерно рассмотрение речевого акта в полном объёме сопутствующих ему характеристик как участников коммуникации (коммуникантов), так и коммуникативной ситуации. Уникальность каждой коммуникативной ситуации с точки зрения комбинации этих признаков- характеристик всё же не безгранична и не препятствует выработке некоторого объёма стандартных навыков речевого поведения, привязанных к регулярно воспроизводящимся ситуациям.

Например, типична коммуникативная ситуация «студент отвечает на устном экзамене»: она является официальной, устной, персональной, контактной, монологической с компонентами диалога, психологически напряжённой для говорящего, даже стрессовой; из параметров коммуникантов в этом случае актуальны различия в возрасте, в социальном и ролевом статусе, уровне специальных знаний, а в ряде случаев и психологический склад общающихся. Всё это предполагает определённое коммуникативное сотрудничество участников этой ситуации.

Официальное – неофициальное общение

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.

Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т.е. там, где в

озможно исполнение человеком той или иной должности (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т.д.). Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Свободное – стереотипное общение

Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т.е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т.д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации.

4. Как добиться оптимального общения

Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Кроме того, умение общаться зависит и от того, насколько человек умеет преодолевать барьеры общения. Барьеры общения можно разделить на: внутренние и внешние. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Внутренние барьеры, которые могут возникнуть у одного из участников общения или у нескольких, - это чувства, мысли или состояния, при которых общение затрудняется. Барьером такого рода может быть усталость или плохое самочувствие, страх общения вообще или с данным партнером. Но бывают внутренние барьеры этического характера, когда «примитивные межличностные реакции» препятствуют полноценному общению. Это, прежде всего амбиции, сомодовольство, зависть, злорадство, агрессия, безразличие.

Барьеры общения внешнего плана носят, скорее, коммуникативный характер. Это могут быть препятствия, связанные с отсутствием самого контакта (зрительного или звукового), отсутствием внимания и т.д. барьеры могут быть вызваны и характером общения: его однообразием, монотонностью, отсутствием нового, бессодержательностью или невозможностью удовлетворять в плане содержания из-за некомпетентности, лжи, отсутствия необходимых знаний как у говорящего, так и у слушающего.

Взаимодействие на разных уровнях может существенно отличаться как по целям, так и по характеру. Существуют три уровня общения (по В.П.Третьяковой и Ю.С.Крижанской):

1. Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок».

2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели.

3. Дружеский. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фактического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности.

Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.

Как добиться оптимального общения?

1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобыбыть высококультурным человеком. А это значит – сочетать в себе внешнюю и внутреннюю культуру. Культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.

· Этические нормы – нормы, относящиеся к мотивам речи, к области культуры общения, - это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Это нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.

· Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.

· Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.

ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

1. Что такое речевая деятельность?

Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения.

В процессе восприятия текста человек формирует мысль, выраженную автором, условно говоря, создает новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение.

Другими словами, речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (текст) в процессе речевой коммуникации.

Речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности. В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека свою точку зрения, возразить по поводу сказанного.

2. Ориентировочный этап является одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания. На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор характера речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.

3. Исполнительный этап. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение, или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

4. На этапе контроля необходимо проанализировать достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности.

2. Механизмы речи.

Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.

Представьте, что вы беседуете "в кулуарах" с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут - перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение - это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых "корпоративах" - словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

Общение личное и массовое

Один собеседник, десять - пятнадцать участников семинара, тысяча сторонников на митинге, сотни тысяч зрителей ток-шоу… Определяет ли количество участников общения его особенности? Бесспорно. Массовое общение характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много, иногда это миллионная аудитория. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа. Личное общение - это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным, чем массовое. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с ним. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей.

Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего: его цель - дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно. Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или, по крайней мере, большинство слушателей. Массовое общение требует развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности. При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого. Сложность массового общения ещё и в том, чтобы захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям.

В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной "толпе"). Это особо значимо для митинговой речи.