Двенадцатилетняя шарбат гула. Инстория известной фотографии

В Пакистане за подделку документов арестована знаменитая Шарбат Гула (Sharbat Gula) - "афганская девушка" с обложки National Geographic 1985 года.

Властями Пакистана арестована "афганская девушка" - лицо известной обложки журнала National Geographic 1985 года. Причина задержания - поддельные документы.

Об этом пишет Dawn.

По информации газеты, задержание "афганской девушки" по имени Шарбат Гула произошло в среду в Пешаваре. Ее подозревают в подделке удостоверения личности (Computerised National Identity Card). При себе у нее были найдены афганские и пакистанские документы.

По словам представителя Национального управления баз данных и регистрации Пакистана (NADRA) Шахида Ильяс, власти занимаются поиском людей, которые предоставили девушке документы.

Как отмечает издание, ей может грозить от семи до 14 лет заключения и штраф в размере 3-5 тысяч долларов.

Шарбат Гула (пушту شربت ګله, в переводе «Цветочный шербет») родилась около 1972 года. Афганская женщина, ставшая известной благодаря фотографии, которая была сделана журналистом Стивом Маккарри во время Афганской войны, когда Гула жила на территории Пакистана в лагере беженцев.

Фотография стала узнаваемой после того, как появилась на обложке журнала National Geographic в июне 1985 года. В то время Гуле было приблизительно двенадцать лет.

Шарбат Гула - National Geographic

До того, как личность Гулы была установлена в 2002 году, её называли просто «Афганской девочкой» (Afghan Girl) .

Фотографию иногда сравнивают с портретом Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи и называют «Афганской Моной Лизой» .

Хотя скорее всего, это можно считать своеобразным американским парафразом известному фото вьетнамской девочки Ким Фук фотографа Ника Ута - всемирно известная фотография последствий бомбежки напалмом американской авиацией южно-вьетнамской деревни.

История фотографии "афганской девочки"

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic, и Дебра Денкер (Debra Denker) проникли в Афганистан, а затем посетили лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Маккарри был твёрдо намерен отобразить положение афганских беженцев с женской точки зрения. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из 15-20 присутствовавших учеников.

Учительница согласилась. Внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек, и он спросил учительницу, кто эта девочка. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты. Разумеется, девочке было очень трудно пережить эту ситуацию.

Маккарри сделал снимок Гулы (её имя он тогда не узнал) на цветную плёнку Kodachrome при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105 (фокусное расстояние 105 мм) без дополнительного освещения.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна.

«Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году.

Предпечатная подготовка фото была сделана художественным агентством в городе Мариетта, Джорджия, ныне нефункционирующим. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно.

Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала.

Она цитируется и перетолковывается, например, лауреатом World Press Photo 2010 стал портрет другой афганки, с обезображенным лицом, но снятой с отсылкой к знаменитой фотографии.

Газета USA Today также признала фотографию самым знаменитым изображением с обложки журнала National Geographic за всю историю последнего.

В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

С портретом Моны Лизы фотографию сравнил, в частности, Дэвид Шонауэр, бывший в 2002 году главным редактором журнала American Photo: «О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность».

По состоянию на 2002 год Маккарри был вольнонаёмным фотографом и права на этот снимок принадлежали ему.

Поиски "афганской девочки"

Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет. Всё это время Афганистан оставался закрытым для Западного мира, до тех пор пока Талибанское правительство не было свергнуто американскими войсками и сочувствующими им местными жителями в 2001 году. Несмотря на несколько попыток журналиста в 1990-х годах узнать имя девочки, она оставалась неизвестной.

В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии.

Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. До этого несколько женщин уже ошибочно объявили себя «Афганской девочкой», к тому же после публикации 1985 года многие молодые люди называли Гулу своей женой.

Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году.

Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан) - оба города находятся недалеко от афганистанско-пакистанской границы. Её точное место жительства ни Маккарри, ни National Geographic не стали разглашать по просьбе Гулы и её мужа.

Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять паранджу, чтобы её сфотографировали снова. Также она снялась в документальном фильме под названием «В поисках Афганской девочки», показанном в марте 2002 года. Во время поисков National Geographic создал благотворительное общество «Фонд афганских девушек», призванное помочь девушкам получить образование. В 2008 году было решено переименовать общество в «Фонд афганских детей» для помощи всем нуждающимся детям Афганистана.

Шарбат Гула, лицом которой вот уже более 30 лет восхищается весь мир, впервые рассказала печальную историю своей жизни.

Лицо с обложки

Ее имя с пушту переводится как «цветочный шербет», но в жизни Шарбат было слишком мало радости и счастья, хотя, казалось бы, все это она должна была получить вместе с всемирной известностью, которую принесла ей культовая фотография, опубликованная на обложке National Geographic в 1985 году.

Безымянное лицо, увековеченное фотографом Стивом МакКарри и подписанное просто «Афганская девочка», вмиг облетело весь мир, став самым узнаваемым за всю историю журнала.

«О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность» - с легкой руки Дэвида Шонауэра, бывшего главного редактора журнала American Photo, сравнившего фотографию неизвестной девочки с портретом Джоконды, ее стали называть «Афганской Мона Лизой».

Сквозь призму времени

Шарбат была еще ребенком, когда потеряла родителей во время афганской войны. «Мы с семьей жили в уезде Кот восточной провинции Нангархар, когда в 1979 году в Афганистан вошли советские войска. Было очень много разрушений», - вспоминает Шарбат…

Ее мать умерла, когда ей было восемь лет. Как и тысячи афганцев, семья Шарбат, спасаясь от непрекращающихся бомбежек, пошла по заснеженным горам, через границу, в более безопасный Пакистан. Здесь, на окраине Пешавара, они нашли приют в лагере для беженцев…

Ей было около 13-ти, когда двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри, бродя среди моря палаток, зашли в одну, услышав там детских смех.

«Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал позже МакКарри.

«Та фотография принесла мне в прошлом больше огорчения, чем счастья. Она сделала меня знаменитой, но она же стала причиной моего ареста», - рассказывает Шарбат Гула спустя 30 лет.

В октябре прошлого года Шарбат Гула была арестована в Пакистане по обвинению в незаконном проживании и использовании фальшивых документов. Ее держали под стражей 15 дней, в течение которых она со страхом ждала суда и приговора, по которому ей грозило до 14 лет тюрьмы.

Освобождению Шарбат в немалой степени способствовало заявление фотографа Стива МакКарри, который с большим трудом нашел ее в 2002 году - спустя 17 лет после того, как портрет с обложки обессмертил и своего автора, и героиню.

«Да, это я»

Сама Шарбат не имела ни малейшего представления о том, что ее лицом восхищается весь мир: «Мой брат показал мне ту фотографию, и я сказала: «Да, это я». Я была очень удивлена, - с детства не любила фотографироваться».

Шарбат так ни разу не попросила денег в качестве гонорара за свою фотографию…

«Она и так страдала всю свою жизнь, а этот арест является вопиющим нарушением ее прав человека», - написал 66-летний МакКарри в своем Instagram.

«Нам было хорошо там, у нас были прекрасные соседи, мы жили среди своих же пуштунов», - вспоминает Шарбат Гула в своем первом интервью, передает BBC Türkçe.

Когда ее арестовывали, она сказала полиции, что была вынуждена пользоваться фальшивым удостоверением личности – «только для того чтобы иметь возможность воспитывать своих детей и продать дом».

Все 15 дней заключения она провела в тюремной больнице, где лечилась от гепатита: «Это было самое сложное и худшее событие в моей жизни».

Она говорит, что, несмотря на все что случилось, в конечном итоге пакистанские власти предложили им остаться в стране: «Но я сказала, что вернусь на родину. 35 лет вы позволяли мне оставаться здесь, а в конце получилось так, как получилось. Этого достаточно»

«Я хотела бы только иногда возвращаться в Пешавар для того, чтобы помолиться на могиле мужа и дочери. Они похоронены во дворе дома, где мы жили».

Ее муж, Рахмат Гуль, умер около пяти лет назад от гепатита, эта же страшная болезнь забрала у нее старшую дочь, которая, умирая, оставила бабушке двухмесячную внучку.

Новая жизнь

Сейчас Шарбат 44 года. После 35-ти лет вынужденной жизни на чужбине, она вернулась на родину, в Афганистан.

Здесь ее встретили как героиню – глава Афганистана Мохаммад Ашраф Гани встретился с ней в президентском дворце и вручил ключи от новой квартиры.

Позже с Шарбат встретился бывший президент страны Хамид Карзай: «Они очень уважительно, тепло приветствовали меня. Я благодарна им».

Она говорит, что не может вернуться в родную деревню, потому что сейчас там засели боевики ИГИЛ (запрещенной в РФ - прим. ред.).

«Вся наша жизнь была борьбой с трудностями – то с одной, то с другой, - говорит Шарбат. – Я мечтаю спокойно жить в своей стране, дать достойное образование детям, видеть, что они счастливы».

Сегодня Шарбат Гула живет в Кабуле со своим пятилетним сыном и тремя дочерьми. Ни один из ее детей не унаследовал необыкновенные глаза матери. Сама она говорит, что такой цвет глаз достался ей от бабушки.

В числе ее главных планов на будущее - благотворительная деятельность.

Повидав за свою жизнь немало горя, теперь Шарбат хочет помогать детям, которых, как и ее когда-то, беспощадная война оставила без родителей:

«Сначала мне была не по душе та известность, то внимание, которое мне принесла моя фотография. Но теперь, после всего, что я пережила, я поняла, что могу помогать многим людям. Я хотела бы открыть благотворительный фонд или больницу для бедных, вдов и сирот, - чтобы они могли там бесплатно лечиться. Это честь для меня, я счастлива и очень этим горжусь. Единственное, о чем я сейчас молю Бога – это мира для моей страны».

Помните афганскую девочку, фотография которой покорила весь мир? Теперь спустя годы ее снова можно увидеть. Я просмотрел всю историю популярности и мне кажется в ее глазах что-то изменилось. Не пойму что именно. Вот что удалось узнать.

О пуштунской девчушке с красивым именем Шарбат Гула и большими зелеными глазами мир узнал в 1985 году. Ее имя в переводе звучит как «Цветочный шербет» Всемирной известной ее сделал фотоснимок на обложке июньского номера научно-популярного географического журнала National Geographic. Фотография сделана в 1984 г. фотожурналистом Стивом Маккэри при сборе материалов о советско-афганской войне.

Steve McCurry занимался освещением условий жизни в лагере беженцев Nasir Bagh в пакистанском городе Пешавар.

12-ти летнюю девочку, найденную в горах возле границы с Пакистаном, фотожурналист приметил в шатре, служивший начальной школой. С разрешения учительницы Стив фотографировал несколько находящихся там детей, когда встретился взглядом с широко открытыми прозрачно-зелеными глазами.

Шарбат Гула (фотограф Стив Маккарри)

По словам педагога, родное селение Гулы было атаковано советскими боевыми вертолетами. Родители погибли. Девочка, ее братья, сестры и бабушка бежали и в течение двух недель пешим ходом по горам добирались до границы с Пакистаном. Маккэрри сфотографировал ее, но не спросил, как зовут.

Съемки заняли какие-то минуты, фотоаппарат был заправлен цветной пленкой, полностью отсутствовало дополнительное освещение. После возвращения в Вашингтон во время проявления всего отснятого материала Маккэрри поразился необычности полученного снимка Гулы. По словам фотографа, такие моменты, когда единственный кадр получается удачным сразу, очень редкие.

На обложке журнала National Geographic 1985 год

Фоторедактор National Geographic поначалу противился публикации фотоснимка афганской девчушки на обложке из-за его эмоциональной тяжести. Под напором фотожурналиста редактор сдался и только выиграл. Лицом издания в июне 1985 г. стало фото юной афганки с пронизывающим взглядом зеленых глаз - самого узнаваемого за весь период деятельности издания. Из-за неизвестного имени героини снимок стали называть «Афганская девочка», а спустя время «Афганская Мона Лиза». Фотография превратилась в символ афганской войны и беженцев по всему миру.

Поиски знаменитой девочки из Афганистана

Заниматься поисками героини снимка стало возможно с 2001 г., когда правление талибов было низвергнуто американской армией. В 1990-2000 гг. все предпринятые усилия по установлению имени юной афганки не имели успеха.

В январе 2002 г. команда научно-географического издания нашла 30-тилетнюю Гулу. Маккэрри хватило секунды, чтобы понять кто перед ним. Гула тоже вспомнила встречу с фотожурналистом: за весь период жизни она фотографировалась трижды. Тогда она первый раз посмотрела всемирно известный снимок с ее изображением.

На протяжении 17 лет ее поисков Маккэрри ежедневно приходили почтовые или электронные письма либо звонки по телефону. Люди хотели оказать девочке финансовую помощь, думали об ее удочерении и даже о женитьбе.

Гула проживает в деревне между афганским Джелалабадом и пакистанским Пешаваром. Данные о месте проживания засекречены согласно пожеланию Гулы с мужем. Семья следует строгим правилам, но муж все-таки дал разрешение жене слегка приподнять паранджу. Так была сделана вторая фотография уже взрослой «Афганской Моны Лизы».

Кроме этого, Гула приняла участие в съемках документального кинофильма «В поисках Афганской девочки», премьера которого состоялась в начале весны 2002 г. Поиски, организованные журналом, привели к созданию благотворительного общества, первоначально названное «Фондом афганских девушек». Спустя время его переименовали и назвали «Фонд афганских детей».

В июне 2015 г. знаменитой фотографии «Афганская девочка» исполнилось 30 лет.

Заканчивался 1984 год. Афганистан вот уже пять лет раздирала гражданская война. Миллионы его жителей искали приюта в Пакистане. На границе, как грибы после дождя, вырастали палаточные лагеря для беженцев. В некоторых из них жили десятки тысяч человек. В тесноте и грязи, без водопровода и канализации, среди болезней и нищеты, на милости чужих людей.

Здесь же, на границе, постоянно переезжая с места на место, встречаясь со всеми сторонами в этой трагедии, работали двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри. Лагерь Насир Баг не был главной точкой в их маршруте, просто одной из многих. Бродя среди моря палаток, они услышали детских смех в одной из них - и, конечно, не смогли пройти мимо.

Внутри оказалась импровизированная школа для девочек. Крыша «настоящей» школы - земляной хижины - обвалилась во время сильного дождя несколько месяцев назад. С тех пор пятерым учительницам и трем сотням учениц приходилось ютиться в одной большой палатке. МакКарри попросил разрешения сделать несколько снимков. «Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал он.

Сперва она закрыла лицо, но учительница попросила опустить руки - чтобы мир смог ее увидеть и узнать ее историю. Девочка уронила ладони на колени и - с вызовом? страхом? гордостью? - посмотрела в объектив. «Ее шаль, задний план - все цвета удивительно гармонировали. Мне осталось лишь щелкнуть затвором». Пара кадров - и девочка с подружками убежали прочь. Дебра и Стив тоже отправились дальше. Никто из них не спросил ни имени, ни истории ученицы с яркими глазами. О ней в статье не будет ни слова - только фотография.

Лицо на обложку

Увидеть, что получилось на снимках, МакКарри смог только два месяца спустя, когда вернулся в Америку и проявил пленки. Чутье и опыт его не подвели - фотографии вышли необыкновенные. Но бильдредактор, который отбирал материал для публикации, наотрез отказался брать ту, на которой девочка смотрит прямо на зрителя. Слишком напряженным, слишком тревожащим показался ему этот взгляд. Стив же настаивал именно на этом снимке.

В итоге оба варианта решили отдать на суд главному редактору. Увидев их, тот вскочил на ноги со словами: «Это будет обложка следующего номера!». В руках у него был кадр, который выбрал МакКарри. В июне 1985-го журнал вышел с фотографией афганской девочки на первой полосе. Она же сопровождала статью Дебры Денкер.

«Пакистан перенасыщен беженцами, и сострадание местных жителей на исходе. Пакистанцы, открывшие свои границы во имя мусульманского гостеприимства и традиции «панах», предоставления убежища, теперь вынуждены столкнуться с самым большим числом беженцев в мире», - писала журналистка. 30 лет спустя, в 2015-м, это по-прежнему звучит слишком знакомо. Только место действия поменялось.

Война не меняется

Отвоевывая «Афганскую девочку» у бильдредактора, МакКарри не мог предположить, насколько оглушительным будет ее успех. Фотографию перепечатывали снова и снова, она появлялась на постерах, календарях, открытках. А Стива забрасывали письмами и звонками. «Не было ни дня… чтобы я не получил письма, электронки или звонка с вопросами о ней. Люди хотели послать ей деньги, хотели удочерить. Мужчины писали, что хотят найти ее и жениться на ней».

Но МакКарри ничего не знал о ней, не знал даже, жива ли она. В 90-е годы он предпринял несколько попыток отыскать девочку - но безуспешно. А потом было 11 сентября, и башни-близнецы, и очередная война в Афганистане, на этот раз с участием войск НАТО. Поток беженцев из многострадальной страны снова хлынул в Пакистан. В январе 2002-го Стив вместе с командой телеканала National Geographic вновь приехал в Насир Баг, чтобы попытаться найти свою героиню.

Они опрашивали беженцев, старожилов и часто слышали: «Да, я знаю ее», «Да, это моя жена». Но ни одну из женщин, с которыми их знакомили, МакКарри не узнал. Впрочем, даже увидеться с ними было не так-то просто. Большинство мусульманок этого региона с 12–13 лет соблюдают строжайшую пурду - носят покрывало-бурку, закрывающее все тело с головой, и не показываются другим мужчинам, кроме мужа, без его позволения. С супругом Шарбат Гулы, еще одной возможной «афганской девочки», договориться удалось. И когда она вошла в двери, Стив готов был поручиться, что это - та самая маленькая беженка, которую он фотографировал 18 лет назад.

Она очень изменилась. Время и трудная жизнь стерли ее молодость. Кожу избороздили морщины, лицо потеряло резкие черты. И только глаза остались прежними. Именно они и помогли достоверно установить, что Шарбат Гула и есть «афганская девочка». «НатГео» обратился к Джону Догману, профессору Кембриджского университета, который разработал алгоритм идентификации человека по радужке, и тот подтвердил личность Шарбат.

История жизни

Только через 18 лет после того, как фотография Стива МакКарри облетела планету, мир смог узнать историю, которая стояла за пронзительным взглядом серо-зеленых глаз. Шарбат было около шести, когда ее родители погибли во время авиаудара советских войск. Бабушка взяла оставшихся в живых детей и повела их через границу, в более безопасный Пакистан. Несколько недель они шли по заснеженным горам, пока наконец не оказались в лагере для беженцев.

Там Шарбат и ее родные провели много лет. Ей было примерно 12, когда она впервые увидела МакКарри. Еще через несколько лет она вышла замуж - там же, в лагере, за мужчину по имени Рахмат Гул. Не по большой любви - брак организовали ее родственники. В середине 90-х, когда ситуация в Афганистане стала спокойнее, она с семьей вернулась в родную деревню. Это была нелегкая жизнь - скорее, борьба за существование в бедном углу разоренной войной страны, без больниц, дорог, школ. Шарбат так никогда и не получила хоть какого-то образования, помимо уроков в лагере для беженцев.

В 2002 году, когда она во второй раз встретила Стива МакКарри, ее дочери Робине было 13. Заиде - 3, Алие - всего год. Четвертая малышка умерла еще в младенчестве. Ее муж работал пекарем в другом городе (в их деревне работы почти нет), получая меньше доллара в день. Почти весь заработок уходил на лечение детей и мужа. Но Шарбат не жаловалась - так, как она, живут миллионы людей в ее стране. И не просила денег. Единственное, чего она хотела, - купить старшей дочери швейную машинку, чтобы та освоила профессию швеи.

Стив сразу же выполнил эту просьбу, а команда National Geographic оплатила все необходимые медицинские процедуры, которые требовались ее семье. Кроме того, еще во время поисков Шарбат «НатГео» организовал благотворительный «Фонд афганских девушек» (в 2008-м переименованный в «Фонд афганских детей»), который помогает всем нуждающимся детям Афганистана. В 2004-м МакКарри основал собственную некоммерческую организацию, Imagine Asia, задача которой - дать образование и медицинскую помощь детям и молодежи Афганистана.

Афганская Мона Лиза

Почему именно эта фотография МакКарри получила такую известность - ведь за свою долгую карьеру он снял тысячи необыкновенных снимков? «Думаю, это комбинация нескольких факторов, - делится мыслями сам автор. - Во-первых, она очень красивая девочка. Во-вторых, в ее лице есть какая-то неопределенность, загадка. На нем страх, беспокойство, но в то же время сила духа, стойкость, уважение и гордость. Очевидно, что она бедна, но не теряет внутреннего достоинства».

Неопределенность всегда играла важную роль в искусстве - достаточно вспомнить таинственную улыбку Моны Лизы, с которой не раз сравнивали «Афганскую девочку». Но дело не только во взгляде, который можно понять по-разному. Для большинства жителей Запада Афганистан - это край земли, опасное, неизведанное место, где наверняка должны жить люди, совсем непохожие на нас. Но достаточно переодеть Шарбат - и ее невозможно будет отличить от европейки или американки.

И в этом - воплощение главной мысли, которую Стив МакКарри пытается подчеркнуть в своих фотографиях. Где бы мы ни жили, как бы ни одевались, во что бы ни верили, в нас куда больше общего, чем различного. Мы ищем отличие, но, присмотревшись, находим лишь единство.


30 лет назад на обложке журнала National Geographic была напечатана фотография афганской девочки с необыкновенными зелеными глазами. Этот снимок стал самым узнаваемым за всю историю издания. Многие читатели хотели знать, как же сложилась судьба девочки, но, к сожалению, фотограф даже не спросил ее имени. И только, спустя много лет, была организована экспедиция по ее поискам, которая увенчалась успехом.




В 1984 году фотожурналист издания National Geographic Стив Маккарри (Steve McCurry ) занимался сбором материала об афгано-советской войне. Прогуливаясь по лагерю беженцев Насир-Баг, фотограф наткнулся на шатер, в котором обучались дети. С разрешения учителя Стив сделал несколько фото детей. Особенно его внимание привлекла 12-летняя девочка с зелеными глазами.



Процесс съемки проходил всего несколько минут и без какого-либо дополнительного освещения. Когда, по возвращению в Вашингтон, фотограф проявил пленку, он был в восторге от того, каким прекрасным получился снимок.
Появившись на обложке журнала, фото сразу же облетело весь мир. Т. к. имя ребенка не было известно, то ее назвали просто «Афганская девочка», а чуть позже «Афганская Мона Лиза» .



Спустя 15 лет, после публикации снимка, в Афганистан была организована экспедиция с целью: найти девочку, если та смогла выжить. Поиски увенчались успехом и в 2002 году ее нашли в горах на афгано-пакистанской границе. Ее имя Шарбат Гула (Sharbat Gula ), в переводе с пушту оно означает «цветочный щербет». На тот момент ей было примерно 30 лет (точный возраст девушка не знает). С разрешения мужа она открыла лицо и позволила себя сфотографировать. Время и тяготы наложили свой отпечаток на облик женщины. Но глаза остались такими же. Взгляд, который пронзает в самое сердце.
Все это время Шарбат Гула даже и не догадывалась, что она была символом борьбы за свободу и независимость, а ее лицо известно всему миру.



Обычно фотографы, делающие такие шедевральные снимки, остаются по ту сторону объектива. Тим Монтони (Tim Mantoani) решил исправить это недоразумение и создал фотопроект Behind Photographs. Он