Как фотографировать водопады. Как сделать красивые фотографии водопада Как снимать водопады

Водопады - одно из самых красивых природных явлений, которые вы можете сфотографировать. Но хотя они могут выглядеть просто потрясающе, снимать их не просто. Как сделать так, чтобы кадры были не слишком темными? Как справиться с быстрым движением воды? Как выстроить композицию фотографий, чтобы зафиксировать подлинную красоту сцены?

В данной статье эксперт по пейзажной фотографии Стив Берарди (Steve Berardi) поделится своими лучшими приемами по съемке водопадов.

Фотографировать их не так трудно, если пользоваться некоторыми приемами и техниками. Этот урок будет посвящен тому, как получить эффект шелковой воды и как подобрать сбалансированное освещение, которое поможет подчеркнуть контраст в окрестностях водопадов.

Ключевой момент для получения эффекта шелковой воды состоит в использовании длинных выдержек, так что большинство техник, описанных ниже, будут вращаться вокруг этой простой идеи.

Шаг 1: Подберите правильное оборудование


Необходимое:

  • широкоугольный зум-объектив
  • поляризационный фильтр
  • штатив

Водопады обычно расположены в тесных ущельях, так что большую часть времени широкоугольный зум-объектив будет вам необходим. Поляризационный фильтр полезен по трем причинам: он нивелирует отражения на воде/камнях, усиливает насыщенность зелени вокруг водопада и ограничивает количество света, проходящего через ваш объектив. Однако наиболее важно иметь при себе штатив, чтобы придать устойчивость камере для проведения долгого экспонирования.

Хотя это и не обязательно, но ND фильтр (на 2 шага) тоже может помочь вам использовать длинные выдержки (что полезно в условиях яркого освещения). Пульт дистанционного управления позволит получить более четкие изображения, предотвращая возможность дрожания камеры во время нажатия кнопки спуска затвора. И наконец, телеобъектив с переменным фокусным расстоянием пригодится, когда вам нужно приблизить определенную часть водопада.

Шаг 2: Найдите водопады для съемки

Вне зависимости от того, где вы живете, есть шанс найти водопад где-нибудь поблизости. Может, в округе их и не сотни (если только вы живете не в штате Орегон, США), но если вы хорошенько поищите, то наверняка найдется, по крайней мере, один!

Итак, где искать? Я с большим успехом использовал несколько методов:

  • Просто поищите в Google (например, «иллинойс водопады»)
  • Просмотрите фото на Flickr
  • Найдите путеводитель по водопадам в вашей области
  • Пойдите в центр для посетителей любого городского парка, и спросите там.

Мой любимый метод состоит в поиске на Flickr , потому что так вы можете понять, как выглядит тот или иной водопад, а если там есть достаточно снимков определенного водопада, это поможет вам исследовать новые композиционные решения.

Шаг 3: Посещайте водопад в правильное время

В зависимости от источника воды в водопаде, его внешний вид может радикально меняться от одного сезона к другому. Например, водопады, которые питаются талым снегом, зачастую пересыхают или сильно скудеют к концу лета. Их обычно лучше всего посещать поздней весной или ранним летом (ранней весной они могут быть чересчур бурными). Итак, в отношении разведки водопадов, хорошо бы найти их источник и посещать их, когда воды в нем достаточно.

Важно также приходить на водопад, когда условия освещения хорошие. Сбалансированный и рассеянный свет отлично подходит для съемки водопадов, потому что помогает показать детали в тенях и усилить контраст. Лучшее рассеянное освещение появляется в пасмурные дни (облака действуют как естественные рассеиватели), но если вы не можете ждать облачного дня, посетите водопад на рассвете или закате (пока весь он находится в тени).

Худшее время для съемки водопада - это когда одна его половина находится в тени, а вторая - на солнце. Ваша камера не сможет обработать такой контраст.

Шаг 4: Скомпонуйте изображение

Когда вы прибудете на водопад, не нужно сразу устанавливать штатив! Погуляйте вокруг, посмотрите через видоискатель в поиске разных углов и позиций камеры. Вот несколько советов для компоновки вашего изображения:

  • Снимайте под углом, а не прямо перед водопадом
  • Приблизьте телевиком и снимите одну маленькую область, вместо того, чтобы пытаться фотографировать весь водопад с прилегающей территорией.
  • Включите элементы переднего плана (например, камни, цветы и т.д.)

В качестве примера для первого совета, привожу две фотографии одного и того же водопада (одна была снята прямо перед ним, другая - со стороны).

Замечаете существенные отличия?

Шаг 5: Настройте поляризационный фильтр

Когда вы выстроили хорошую композицию, настало время тщательно настроить ваш поляризационный фильтр, чтобы максимизировать его эффект. В то время как вы смотрите через видоискатель, вращайте фильтр и смотрите, когда исчезнут отражения (в этот же момент зелень станет гораздо более насыщенной).

Возможно, вам придется прокрутить его полностью несколько раз, чтобы удостовериться, что вы нашли наилучшую позицию.

Шаг 6: Настройте камеру

Для того, чтобы получить эффект шелковой воды, который вы видели на снимках водопадов, вам нужна длинная выдержка. Итак, здесь приводится несколько рекомендуемых настроек, с которых можно начать:

Переведите камеру в режим ручного управления (M ). Когда я только начинал фотографировать водопады, я снимал в режиме приоритета выдержки, но быстро перешел на ручной, потому что камера не всегда выбирала диафрагму, которая мне была нужна для получения правильной глубины резкости. Если вы никогда раньше не фотографировали в режиме ручного управления, не беспокойтесь. В случае с водопадами, снимать в нем особенно просто.

Используйте узкую диафрагму. Это необходимо по двум причинам: это позволит вам использовать более длинную выдержку и все будет в фокусе. Я рекомендую начинать с f/16, и уменьшать дальше, если это значение не может обеспечить вам достаточно большую выдержку. Некоторые фотографы посоветуют вам всегда использовать самую узкую диафрагму из тех, что есть на вашем объективе, но я стараюсь избегать этого, потому что объективы обычно теряют резкость на своих наименьших (и наибольших) диафрагмах.

Используйте самое низкое значение ISO на вашей камере. Это также поможет вам снимать на более длинных выдержках, но у этого есть и другое преимущество: на низких ISO изображения получаются менее «шумными» и с более широким динамическим диапазоном. Пока вы будете работать на длинных выдержках, ваш кадр будет гораздо более чувствителен к шуму, так что низкие ISO позволят вам его отчасти нивелировать.

Начните с выдержки в несколько секунд. Когда вы снимаете водопады, поиск правильной выдержки требует экспериментирования, но обычно неплохо начинать с 2 секунд. Будьте готовы использовать выдержки в диапазоне от 1 до 30 секунд.

Ну ладно, хватит о настройках, давайте уже начинать снимать!

После того, как вы сделаете снимок, посмотрите его на своем LCD-дисплее, включив гистограмму. Изучите края гистограммы, чтобы определить, потеряли ли вы детали в тенях/светах. Для примера взгляните на изображение ниже и соответствующую ему гистограмму справа:


Отметьте, как гистограмма показывает, что изображение сильно недоэкспонировано: почти все пиксели черные.

Если вы теряете детали в тенях, попробуйте увеличить выдержку и сделать другой кадр. А если утеряны детали в светах, можно, напротив, уменьшить выдержку.

Этот этап проходится методом проб и ошибок. Возможно, вам придется менять настройки камеры между кадрами, чтобы получить то совершенное изображение, к которому вы стремитесь.

Если выбранная вами выдержка слишком коротка для получения эффекта шелковой воды, и вы уже пытались сузить диафрагму, тогда вы можете попробовать накрутить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам увеличить выдержку.

Шаг 8: Как убрать пересветы в Photoshop


Наиболее распространенная проблема, с которой вы столкнетесь при съемке водопадов, это пересветы. Даже в случае со сбалансированным и рассеянным светом, вы, вероятно, все равно получите небольшую пересвеченную область где-нибудь на воде: она выглядит как огромная белая клякса в середине вашего красивого водопада - фу!

К счастью, есть простой способ избавления от этой штуки и придания ей текстуры, такой же, как и на всех остальных частях водопада. Вот как это сделать:


Выберите инструмент «Затемнитель» («Burn», смотрите выше) и установите диаметр около 100 пикселей, жесткость 15%, диапазон на «света», и экспозицию примерно 8%. Далее просто нажимайте на кнопку мыши и «рисуйте» на зоне пересветов.

Постарайтесь не проходить по одной и той же точке дважды, иначе эффект затемнения удвоится (обычно в результате вы получите темно-серую воду).

Если вода получается слишком темной, вернитесь назад и попробуйте другие настройки (наиболее сильный эффект оказывает изменение параметра «экспозиция»).

Вот пример того, что получилось, когда я применил данную технику к фотографии выше:


Заключение

Этот урок не претендует на звание полного руководства по съемке водопадов, но это неплохое начало. Так что, ищите водопады и снимайте!

Мало что может сравниться с магией водопадов – будь это Ниагарский водопад или небольшой ручей рядом с вашим домом. Есть много способов сфотографировать текущую и падающую воду, и в этой статье собраны полезные советы и техники, как это сделать наиболее красиво.


1. Оборудование

Конечно, выбор оборудования зависит от того, какой именно кадр вы хотите сделать. Но и это трудно предсказать заранее, до того как вы приедете на место фотосъемки. Поэтому позаботьтесь заранее. Как правило, для фотографии водопада понадобится следующее:

  • Трипод – как и для любой другой пейзажной фотографии, штатив – лучший друг фотографа. С ним вы можете выстроить кадр именно так, как вам хочется, а также сможете делать снимки на длинной выдержке.
  • Круговой поляризационный фильтр – важная часть оборудования, которая помогает убрать отражения и блики от поверхности воды. Иногда можно обойтись без него, если в кадре будет только водопад. Но лучше иметь его под рукой на тот случай, если вы решите включить в фотографию и поверхность воды, в которую впадает водопад – он уберет отражения и позволит увидеть «сквозь» воду различные камни на дне.
  • Нейтральный светофильтр (ND) – он потребуется, если вы будете снимать на длинной выдержке днем, когда много света. Он заблокирует часть света и позволит сделать такой кадр. Такие фильтры бывают разных видов, с разной степенью пропускания света.
  • Ткань для протирания объектива – необходима для безопасности вашей камеры (читайте про ). С помощью ткани протирайте объектив от попадающих капель и водяной взвеси (и сделайте тоже самое с камерой, конечно).



2. Настройки камеры

Есть несколько вариантов в зависимости от кадра, который вы будете делать — «шелковая вода», «замерзшее движение» или детали.

2.1. «Шелковая вода»

Чтобы сделать этот интересный эффект с водой, вам нужно снимать на длинной выдержке. Установите фотокамеру на штатив, выберите режим «приоритета выдержки» (буквы «S» или «Tv») и выставьте ISO как можно меньшим (100). После этого установите выдержку в диапазоне от половины секунды до 4 секунд, чтобы получить классный эффект размытия.



Попробуйте несколько значений выдержки, чтобы получить такое размытие, которое вам понравится больше всего. Она будет зависеть и от скорости текущей воды, так что придется поэкспериментировать. Если вам не удается сделать достаточно длинную выдержку, вам нужно уменьшить количество света, попадающего в камеру – тут вам и пригодиться нейтральный светофильтр.

Также учитывайте, что колышущиеся деревья также будут размазаны в кадре, так что идеально фотографировать тогда, когда нет ветра.

2.2. Замерзшее движение

Такой кадр особенно интересен в случае бурных водопадов, и тут требуется совершенно противоположный подход. Вам нужна выдержка как можно меньше, чтобы «поймать мгновение», заснять «застывший» водяной поток. Выбирайте режим «приоритета диафрагмы» и выставляйте выдержку на значение 1/500 секунды или быстрее.



Тут светофильтр вам не понадобится и, возможно, даже не нужен будет штатив. Если не будет хватать света для фотографии с такой выдержкой, поднимите ISO до 200, 400 или даже больше, если понадобится для хорошей экспозиции.

2.3. Фотографии деталей

Вместо общего снимка водопада, можно сфотографировать интересную скалу, какой-то камень или растение. Установите камеру на штатив, выберите режим «приоритета диафрагмы» («A» или «Av»). Так вы сможете контролировать глубину резкости и включить в фокус именно то, что вы хотите.

Помните, что на камере значения диафрагмы выражаются как дроби, т.е. маленькие значения означают открытую диафрагму (f/8 меньше f/4, потому что 1/8 меньше 1/4).



Закрытая диафрагма пропускает меньше света, но при этом и объект, и фон остаются резкими на фотографии, видны все детали. При открытой диафрагме только часть изображения будет в фокусе, а остальная часть будет размытой.

Посмотрите на свой пейзаж и решите, что должно быть в фокусе, а что можно (и нужно) размыть. Чтобы выделить «главного героя» вашей фотографии, выберите открытую диафрагму (маленькие числа вроде f/4 или f/2.8). Если фон тоже важен, то закройте диафрагму (до значений вроде f/16 или f/22), чтобы все на фотографии было четким и ясным.

3. Композиция

Композиция – очень важная составляющая хорошего снимка, особенно если речь идет о фотосъемке пейзажей. Во-первых, помните о правиле третей и о том, как ваш глаз идет по картинке. Во-вторых, линии будут направлять движение глаза зрителя (и в случае водопада и текущей реки такие линии точно будут). Уделяйте внимание и самому водопаду, и тому, что его окружает.



  • Когда вы пришли на место, задайте себе первый и самый важный вопрос – «Что такого особенного в этом месте?»
  • Используйте брекетинг – фотографируйте не только при разных значениях диафрагмы и выдержки, но и с компенсацией экспозиции (+/-), чтобы получить более светлые и более темные кадры – они могут вам пригодиться.
  • Снимайте в RAW – это поможет при обработке фотографий, если что-то не удалось сделать идеально в момент фотосъемки.
  • Экспериментируйте – не делайте одно и то же каждый раз. Пробуйте разные выдержки, снимки деталей, различное кадрирование и фотографирование с разных точек. Это даст вам больше возможностей и больше интересных снимков.

Вода – это жизненная сила. Никто и ничто не может существовать без воды, она повсюду – опасна и прекрасна одновременно. И нам, как фотографам, было бы просто безумием игнорировать это, казалось бы, обыденное, однако настоящее чудо природы. В этой статье мы поговорим о том, как снимать воду в движении, как сделать снимок «живым» и создать тот самый эффект магической размытости бегущей воды.

Шаг первый. Выбор места съемки

Для начала подумайте, в каком контексте вы хотели бы запечатлеть воду. Вариантов масса, все зависит от ваших возможностей и местоположения. Если вы хотите передать на снимке энергию и драматизм бегущей воды – снимайте водопады, если хотите работать с чем-то более простым и предсказуемым – в вашем распоряжении городские фонтаны. Если вам больше по душе что-то более просторное и масштабное – отправляйтесь на береговую линию, а более интересное и творческое изображение создадут бегущие реки.

В каждом из упомянутых состояний вода своеобразна, и хотя предмет съемки у нас остается один, каждый из них имеет свои технические особенности съемки. Какие именно, мы обсудим ниже.

Шаг второй. Основные правила

До того, как мы перейдем к техническим деталям, вспомним основы любой ландшафтной съемки. Надо понимать, что ваши фотографии не будут выглядеть потрясающе только потому, что на них есть вода – вы должны убедиться, что все элементы кадра, такие как композиция, хорошо продуманы. Поэтому для начала выберите точку съемки, изучите объект, характер и направление движения воды, определите наиболее выгодный ракурс. Чтобы определить зрительные центры кадра воспользуйтесь классическим «правилом третeй».

Шаг третий. Технические хитрости

Теперь поговорим о настройках камеры. На самом деле ключевым параметром в съемке движения воды является выдержка. Именно длительная выдержка придает снимкам ту самую магическую размытость бегущей воды и превращает вполне обычные пейзажи в настоящие шедевры.

Итак: для начала установите камеру на штатив. Чем устойчивее будет камера, тем лучше. В идеале можно использовать таймер спуска затвора или тросик, чтобы избежать малейшего сотрясания фотоаппарата.

В настройках выберите съемку с «приоритетом выдержки». Выставите значение выдержки от 1/10 секунды и более. С настройками экспозиции придется поэкспериментировать. Чтобы компенсировать поступающее количество света на матрицу (из-за высокой выдержки) выставите низкое значение диафрагмы (f7 и далее, зависит от возможностей вашей оптики). Также стоит поставить минимальное значение ISO.

Лучший вариант — использовать фильтры нейтральной плотности (Neutral Density filter). Они позволяют уменьшить количество поступающего света без изменения таких параметров изображения, как контрастность и цветность. Фактически, они позволяют вам снимать днем на «ночных» значениях экспозиции.

После того, как вы закончили с настройками, приступайте к съемке!

Шаг четвертый. Не ограничивайте себя

Не ограничивайте свое фото-видение и не забывайте, что вода существует не только в природных водоемах. Она окружает нас всюду: это брызги и капли, небольшие струйки воды. Чтобы правильно сфотографировать воду, попробуйте сначала понаблюдать и понять, как вода реагирует на различные физические явления

В то время как при съемке больших водоемов момент съемки движения воды зависел от длинной выдержки, чтобы показать размытость движения, то съемка небольшого количества воды, подразумевает под собой «заморозку» действия. То есть нужна будет очень короткая выдержка и высокая скорость съемки. Чтобы схватить момент движения можно использовать режим «непрерывной» съемки.

Шаг пятый. Пойти и сделать.

Надеемся, что в нашей статье вы нашли для себя несколько полезных советов и теперь сможете самостоятельно приступить к съемке. Если вы соберетесь снимать природные водоемы, планируйте на это много времени. Скорее всего, с первого раза у вас не получится сделать все идеально, но не бойтесь экспериментов, работайте над собой и вы будете не раз за это вознаграждены. И помните, чтобы сделать свой идеальный кадр бегущей воды не обязательно отправляться в дальнюю поездку, оглянитесь вокруг: брызги, капли, струйки воды и дождевые лужи – вода повсюду, повсюду бесконечное поле для экспериментов.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F18, 30 с, 18.0 мм экв.

Многие фотографы знают приём, благодаря которому можно красиво размыть воду морского прибоя или бурного горного ручья. Но и за морем, и за горными ручьями нужно далеко ехать.

Потренироваться в съёмке воды можно и не выезжая из города. Для этого стоит обратить внимание на городские фонтаны.

Фонтаны ВДНХ в Москве стали одной из визитных карточек столицы. Самый узнаваемый из них - «Дружба народов».

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F14, 30 с, 18.0 мм экв.

Чтобы размыть воду, фотографировать необходимо на длинной выдержке, в несколько десятков секунд. Во время таких съёмок желательно использовать штатив . Что же касается фотокамеры, то у неё обязательно должен быть ручной режим съёмки. Это позволит настроить выдержку в нужных пределах.

Хорошим выбором станут зеркальные камеры. Все они имеют ручные режимы съёмки, а многие из них доступны по цене и просты в управлении (например, Nikon D3300).

Я использовал для съёмки свой основной рабочий инструмент - Nikon D810. Эта камера, наряду с Nikon D7200 и Nikon D750, подойдёт продвинутым фотографам. В качестве объектива удобнее всего применять широкоугольную оптику. Она позволит охватить всю сцену целиком, создать настоящий пейзажный снимок. Китовый объектив (например, 18-55, 18-105 или 18-140) можно использовать для наших нужд на минимальном фокусном расстоянии - он даст достаточно широкий угол обзора. Если же говорить о специализированной широкоугольной оптике , то для «кропнутых» фотокамер Nikon можно посоветовать объектив Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor, а для полнокадровых - лёгкий и недорогой Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor или легендарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1 с, 30.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F18, 30 с, 30.0 мм экв.

Если вы попробуете фотографировать с длинной выдержкой днём на улице, то у вас, скорее всего, ничего не получится, так как днём слишком светло. Шансы сделать удачный кадр в таких условиях выше, если у вас завалялся нейтрально-серый фильтр высокой плотности (минимум ND64) - с ним вы сможете значительно сократить световой поток, проходящий сквозь объектив. Если такого фильтра нет, то удобнее всего фотографировать в сумерках.

В вечернее время городская иллюминация отлично сочетается с естественным светом. А ночью, когда есть только электрическое освещение, фотографировать не так интересно, ведь освещение становится жёстким, с контрастными тенями. Как следствие, небо на снимке будет чёрным, а фонари получатся слишком яркими.

Продумайте композицию снимка: найдите передний план, определите выгодную точку съёмки. Наверняка она будет находиться не на уровне вашего роста, поэтому попробуйте немного присесть. Как правило, кадры, снятые с нижних точек, смотрятся довольно эффектно.

Чтобы была возможность снимать на длинной выдержке с сохранением высокого качества снимков, обратите внимание и на настройку баланса белого. В сумерках я обычно использую предустановку баланса белого «Тень» или «Облачно». Если же вы фотографируете глубокой ночью, имеет смысл использовать настройку «Лампы накаливания», так как она лучше подходит для света фонарей. А ещё лучше - фотографировать в формате RAW, тогда вы сможете настроить оптимальный баланс белого уже при обработке.

Потренировавшись фотографировать фонтаны, вы не растеряетесь и при съёмке в путешествии - на берегу моря или в горах.

Христиан Хойберг - норвежский фотограф-путешественник, специализирующийся на пейзажах. Его страсть к исследованиям дала возможность сфотографировать много красивых и уникальных мест. Христиан с удовольствием делится своими знаниями и обучает фотографов всех уровней.

Как он сам говорит, с самого начала карьеры его привлекала вода. Будь то океан или водопад. Вода очаровывала. В представленном уроке Христиан Хойберг делится своими приёмами съёмки водопадов.

Оборудование

Съёмка водопадов может быть сложной. Вы во время съёмки оказываетесь в реке, в множестве брызг, поэтому и вы, и оборудование можете промокнуть. Мало сделать пару снимков и уйти. Для того чтобы захватить красоту, оборудование должно быть особым.

Прочный штатив

Техника длительной экспозиции очень популярна при фотографировании водопадов. Удерживать камеру неподвижно несколько секунд без штатива невозможно. Его применение гарантирует резкое изображение водопада.

Обратите внимание на слово «крепкий». Причина, по которой я акцентирую на этом внимание, проста: вы часто будете находиться в сильном потоке. Дешёвый лёгкий штатив быстро опрокинется.

Фильтры

Они очень помогут вам. Используйте фильтр для уменьшения бликов и отражений, либо для размытия воды. Поляризатор отлично работает для удаления нежелательного блеска и увеличения времени выдержки. Использование ND-фильтра также отлично подходит для фотографирования водопадов. Он позволит получить более высокую выдержку, но она не уберёт блеск воды.

Аксессуары

Штатив и фильтры - определяющие инструменты, но есть некоторые аксессуары, которые облегчат задачу и сделают изображение более чётким.

Пульт спуска затвора. Он уменьшает количество вибраций камеры. Повышение чёткость при его использовании очень заметно.

Ткань из микрофибры. Проблема съёмки водопадов - брызги воды. Они будут вне зависимости от того где вы располагаетесь. Мелкая водяная пыль будет всюду, даже если это мало заметно. Использование тряпочки из микрофибры позволит вам держать линзу сухой, без капель и грязи. Это облегчит постобработку, поскольку вам не придётся тратить времени на удаление брызг.

Воздуходувка. Большинство людей используют её для чистки фотоаппарата, но это не все её положительные свойства. Ещё одна проблема съёмки водопадов - конденсат. Объектив или фильтр может покрываться росой так, что вы почти ничего не сможете увидеть на изображении. Воздуходувка вместе с салфеткой устранят эту проблему.

Дождевик. Он может потребоваться не каждый раз, но периодически он бывает важен. Он не защитит стекло, но позволит оставаться сухой самой камере. Без дождевика есть риск вернуться домой с неработающей камерой.

Методы

Нет чётких правил. То, что для одного красиво, может казаться некрасивым для другого. Описанное ниже используйте не как руководство, а как советы.

Поиск точки съёмки

Изменение точки съёмки может кардинально изменить изображение. Выбор обусловлен местоположением и пейзажем. Автор данных советов предпочитает низкую перспективу, поскольку это даёт лучший передний план.

Обойдите район вокруг водопада, поищите композицию и перспективу. Когда вы найдёте место съёмки, которое вам нравится, попробуйте опустить камеру до уровня земли, поднимите до уровня глаз и выше. Эти действия помогут вам сделать выбор.

На изображении ниже камера была в 10 см от воды. Использование такой низкой перспективы помогло в полной мере показать поток на переднем плане. Это поменяло изображение и сделало хорошую композицию.

Другая фотография, сделанная в Орегоне, имеет гораздо более высокую перспективу. В данном случае камера была на высоте 1-1.5 м над землёй. Из-за отсутствия интересных передних планов и плотной композиции более высокая точка съёмки работала лучше.

Используя элементы вокруг, в данном случае кусты, вы можете заполнить рамку фотографии интересными темами.

Стремление к низкой драматичной перспективе является общей ошибкой. Это хорошо, но не всегда. В первую очередь для этого должен быть интересный передний план. Обратите внимание на изображение ниже. Что под водопадом? Кроме камней ничего. Если бы там была вода, то передний план бы удался, но этого нет.

Заполняйте рамку тем, что вы считаете прекрасным. Для этого снимите камеру со штатива и посмотрите на композицию с разных сторон. Возможно, более высокая перспектива заполнит рамку лучше, чем низкая.

Выдержка

Вы все видели изображения с белым шелковистым потоком. Как это возможно?

Обратим ещё раз внимание на оборудование: штатив, пульт дистанционного управления, поляризационные и ND-фильтры. Это можно сделать и без фильтров, если вы фотографируете во время сумерек или на рассвете, но часто фильтры бывают не лишними, при ярком свете. Эта техника невозможна без штатива.

Эффекта шелковистой воды можно добиться, применяя длительную выдержку. В зависимости от ожидаемого результата этот показатель может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Установка выдержки в 1 секунду может стать сложной задачей днём, даже если вы снимаете с диафрагмой 22.

Чтобы этой проблемы избежать, вы можете применять фильтры для уменьшения количества света, не жертвуя при этом диафрагмой. Ранее уже было сказано о CPL и мягком ND-фильтре.

Выдержка зависит от скорости воды и желаемого эффекта. На фото выше скорость затвора была 0.4 секунды, чтобы получить мягкий эффект.

У использования длительной выдержки есть ещё одна проблема. Фотографируя реку, вы замечаете, что кусты и деревья тоже получаются смазанными из-за ветра. Исправить это сложно, но можно. Вот несколько советов:

  • Дождитесь момента, когда ветер стихнет.
  • Измените скорость затвора. Попытайтесь увеличить скорость затвора. Правда, вы можете потерять шелковистый эффект, поэтому делайте выбор: идеальный размытый водопад с нечёткими деревьями вокруг или резкое окружение и не идеальный водопад.
  • Захват нескольких экспозиций. Метод более совершенный, но требует навыков в работе с. Вы берёте одну экспозицию, где хорошо получился водопад, затем делаете ещё одну фотографию с более высокой скоростью затвора, которая делаёт чёткой окружающую среду. Затем во время постобработки смешиваете изображения и получаете идеальный снимок.

Выбирайте время суток

Как и в любой другой пейзажной фотографии, свет здесь очень важен для получения хорошего снимка. Многие фотографы работают только на рассвете или в сумерках. Также и с водопадами.

Свет, бесспорно, лучше во время захода или заката из-за низкого положения солнца относительно горизонта. Свет в это время особенно мягкий. При фотографировании днём, вы заметите, что вода сильно бликует, а может вообще иметь металлический вид. Окружающая среда тоже влияет на внешний вид воды, делая её менее привлекательной. Когда солнце низко, проблема не столь заметна. С этой точки зрения восход или закат идеальное время для съёмки.

Всё же можно фотографировать водопады и в полдень. Погода при этом должна быть облачной. Свет солнца будет не таким ярким и жёстким, количество бликов тоже уменьшится.

Безопасность аппаратуры

Ранее мы уже упоминали, что часто съёмка водопадов заставляет быть в центре реки, где много брызг. Это ведёт к намоканию камеры. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вашу камеру и избежать пятен на фотографии.

Ткань из микрофибры была уже упомянута. Вам придётся вытирать линзы после каждого снимка.

При создании этого снимка пришлось постоянно вытирать объектив, поскольку автор стоял среди брызг, а ветер нёс капли воды прямо на фотоаппарат.

В любом случае использование специальной защитной экипировки продлит срок службы камеры.

Заключение

Подведём итог. Важно использование правильного оборудования. Крепкий штатив - наиболее важная деталь, обеспечивающая устойчивость камере и уменьшающая вибрации. Пульт дистанционного управления также поможет убрать вибрации. Воздуходувка приведёт объектив в порядок и даст чёткое изображение и упростит постобработку.

Используйте фильтры или фотографируйте с маленькой диафрагмой, чтобы увеличить скорость затвора и получить шелковистую воду. Рекомендуем фильтры CPL или ND Filter.

Лучшее время для съёмки водопадов - восход или закат, но неплохие фотографии получатся и в пасмурную погоду. Полуденное солнце же уничтожит изображение.