Что относится к социальному неравенству. Социальное неравенство: причины, признаки, примеры

Социальное неравенство является следствием неравномерного доступа членов общества к духовным и материальным ресурсом, что приводит к стратификации этого и образованию вертикальной иерархии. Люди, находящиеся на разных ступенях иерархии, имеют неравные жизненные шансы в реализации своих устремлений и потребностей. Любое общество является так или иначе структурированным: по национальным, географическим, гендерным, демографическим или иным признакам. Однако социальное неравенство имеет совершенно уникальную

природу. Его главным источником является развитие самой цивилизации, существующей в форме общества.

Причины социального неравенства

Любое общество в человеческой истории характеризовалось специализацией ее членов. Уже этот факт в перспективе порождает социальное неравенство, так как специализация рано или поздно приводит к различию между более и менее востребованными формами деятельности. Так, в самых примитивных обществах наивысшим статусом обладали шаманы-целители и воины. Обычно лучшие из них становились главами племени или народа. Вместе с тем такая дифференциация еще не предполагает обязательного сопровождения материальных благ. В первобытном обществе социальное неравенство - это вовсе не результат материального расслоения, поскольку сами торговые отношения еще не имели значения. Однако фундаментальная причина остается той же - специализация. В современном обществе в привилегированном положении оказываются, например, люди,

создающие культурный продукт - актеры кино, телевизионные ведущие, профессиональные спортсмены и прочие.

Критерии неравенства

Как мы уже убедились на примере первобытных обществ, социальное неравенство может выражаться не только в материальном положении. И история знает множество таких примеров. Так, для средневековой Европы крайне важным фактором социального статуса была родословная. Одно только дворянское происхождение определяло высокий статус в обществе вне зависимости от обеспеченности. Вместе с тем страны Востока едва ли знали такую сословно-иерархическую модель. Все подданные государства - визири и крестьяне - являлись одинаковыми рабами перед лицом государя, чей статус исходил из простого факта власти. Социологом Максом Вебером были выделены три возможных критерия неравенства:


Так, разница в доходах, социальное уважение и почет, а также количество подчиненных в зависимости от ценностных ориентиров общества может по-разному влиять на итоговый общественный статус человека.

Коэффициент социального неравенства

На протяжении последних двухсот лет ведутся споры в среде экономистов и социологов о степени расслоения в конкретном обществе. Так, по мнению Вильфредо Парето, соотношение бедных и богатых является постоянной величиной. В противовес ему учение марксизма свидетельствует, что происходит постоянное нарастание социальное дифференциации - бедные становятся беднее, богатые богатеют. Однако практический опыт двадцатого века продемонстрировал, что если такое увеличивающееся расслоение и происходит, то оно делает общество нестабильным и в итоге приводит к социальным потрясениям.

Прежде всего, к причинам, вызывающим неравенство, относится наличие или отсутствие условий для получения доходов. Поэтому рост безработицы объективно усиливает это неравенства, которое дополняется целым рядом морально-психологический моментов, ухудшающих социальное положение людей, не находящих адекватного приложения своих способностей в экономической жизни общества.

К причинам, обуславливающим неравенство в распределении доходов, относится также уровень образования и профессиональной подготовки. Данные факторы предопределяют возможность работника выполнять те или иные профессиональные функции или виды работ, что объективнее связано с уровнем оплаты оказываемых им услуг. Кроме того, более высокий уровень образования и профессиональной подготовки создает предпосылки для высокой мобильности рабочей силы в условиях неизбежных ускоренных структурных сдвигов в общественном производстве, что опять таки сокращает расходы общества на подготовку и осуществление тех или иных видов хозяйственной деятельности.

Следующая причина социального неравенства - отношения владению собственности, с которыми связаны нетрудовые доходы. Это - проценты, дивиденды, рента. Учитывая то, что имущества передается по наследству, можно заключить, что имущественная дифференциация населения сопровождается его дифференциацией по доходам. Конечно, отношения собственности часто вступаю во взаимодействие с другими доходными факторами. Однако для подавляющей части населения доходы на собственность в виде добавки к основному доходу, и незначительная часть населения получает возможность. Присваивать высокие доходы на собственность, которые являются основополагающим или единственным их источником.

Немаловажное значение имеют и такие причины, как степень рыночной силы (власти), дискриминация, бюрократизация государственной власти и управления корпорациями.

С наибольшей силой они проявляются в переходные периоды, когда под флагом демократизации и либерализации чиновничий аппарат приобретает самодовлеющее значение и реальную власть, особенно в отношении распоряжения государственной собственностью.

Это та благодатная почва, на которой произрастает так называемая бюрократическая и клептократическая буржуазия.

Для определения степени неравномерности распределения доходов среди населения страны используются различные методы расчета. В частности, функциональное распределение доходов позволяет определить долю соответствующего фактора производства в национальном доходе.

Наиболее широко известным и апробированным в общественной практике является так называемая кривая Лоренца.

Кривая Лоренца представляет собой графический метод определения отклонений в системе распределения доходов от линий абстрактной возможности абсолютного равенства в их распределении.

Для построения кривой Лоренца на оси абсцисс откладывают доли семей (в процентах от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, на оси ординат – доли доходов, получаемых этими семьями.

Причем доли выбираются произвольно. Однако для построения линии абсолютного равенства необходимо соблюдать пропорциональное распределение доходов: определенной доле семей соответствует такая же доля доходов. В показанном примере такой долей является 1/5 (20%) (см. рис.1).

Рис.1 Кривая Лоренца

Как видно, на первые три группы семей, составляющих 60% от общего их числа в России, приходилось лишь 32,5% всей суммы доходов в стане. Тогда как наиболее обеспеченная группа семей (пятая) присвоила из неё 44,7%. Лишь четвертая группа семей получает доходы (22%) приблизительно пропорционально их доле в общей численности семей в стране. Наиболее обездоленная группа семей (первая) получает лишь 6,5% всей совокупности доходов домашних хозяйств.

Для оценки неравномерности распределения доходов между группами населения используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.

Наряду с коэффициентом Джини для характеристики дифференциации доходов населения используется коэффициент фондов или дециальный коэффициент дифференциации доходов. Он показывает, насколько велик разрыв в доходах наиболее далеко отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности: 10% населения с самыми низкими доходами и 10% с самыми высокими.

В ООН исчисляется показатель – индекс человеческого развития. Этот показатель дает обобщающую характеристику качества жизни населения. При этом учитываются величина ожидаемой продолжительности жизни, достигнутый уровень образования и доходы населения. Величина этого индекса определяется как средняя арифметическая индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение данного показателя к 1, тем выше развитие человеческого потенциала (возможностей) в данной стране.

Заканчивая первую главу можно сделать вывод о сложности проблемы благосостояния. Благосостояние трудно оценить, но в упрощенном варианте благосостояние напрямую зависит от доходов. Существует множество различных классификаций доходов, основное же среди всех понятий дохода, это понятие личного дохода. В зависимости от величины личного дохода индивид может быть отнесен к тому или иному слою населения. Расслоение общества это естественное состояние общественной жизни, которое вызвано, в том числе, и объективными причинами неравенства в доходах. Среди таких причин есть зависящие как от самого человека и условий его жизни, так и от сложившихся в обществе традиций. Измерение доходов и благосостояния производится на основе различных показателей, к числу которых относятся ВВП на душу населения, потребительская корзина и, рассчитываемый на её основе, прожиточный минимум.

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

Неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

Неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

Неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

Неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.

Всех приветствую! Эта статья посвящена наиболее острой теме — социального неравенство в современной России. Кто из нас не задумывался, почему одни люди богатые, а другие бедные; почему одни перебиваются с воды на компот, а другие ездят на Бентли и все им нипочем? Уверен, что эта тема волновала тебя, дорогой читатель! Неважно, сколько тебе лет. Всегда есть ровесник, который удачливее, счастливее, богаче, лучше одет…. и пр. В чем причина? Каковы масштабы социального неравенства в современной России? Читай дальше и узнаешь.

Понятие социального неравенства

Социальное неравенство — это неравный доступ людей к социальным, экономическим и прочим благам. Под благом мы понимаем то (вещи, услуги и пр.), что человек считает полезным для себя (чисто экономическое определение). Вы должны понимать, что это понятие тесно связано с термином , о которой мы писали ранее.

Общество устроено так, что люди имеют неравный доступ к благам. Причины такого положения вещей разнообразны. Одна из них — ограниченность ресурсов для производства благ. На Земле сегодня свыше 6 миллиардов человек, и все хотят вкусно есть и сладко спать. А еды, земли, в конце концов крайне становится все меньше и меньше.

Понятно, что географический фактор тоже играет свою роль. В России при всей ее территории живет всего 140 миллионов человек, и население стремительно сокращается. А вот например в Японии — 120 миллионов — это на четырех островах-то. При дикой ограниченности ресурсов японцы неплохо живут: строят искусственную сушу. Китай при населении свыше миллиарда человек — тоже в принципе неплохо живет. Такие примеры вроде бы опровергают тезис о том, что чем больше людей, тем меньше благ и неравенство должно быть больше.

На самом деле на него влияют и множество других факторов: культура данного общества, трудовая этика, социальная ответственность государства, развитость промышленности, развитость денежных отношений и финансовых институтов и пр.

Кроме того, на социальное неравенство сильно влияет естественное неравенство. Например, человек родился без ног. Или потерял ноги и руки. Вот например, как этот индивидуум:

Разумеется, живет он за границей — и в принципе, я думаю неплохо живет. А вот в России он бы, я думаю, не выжил. У нас люди с руками и ногами с голоду умирают, а социальным службам никто вообще не нужен. Так что социальная ответственность государства крайне важна при сглаживании неравенства.

Очень часто на своих занятиях слышал от людей, что если они заболевают более-менее серьезно, то компания, в которой они работают, предлагает им уволиться. И они ничего сделать не могут. Даже свои права защитить не знают как. А если бы знали, то компании бы эти “попали” на приличную сумму и в следующий раз сто раз подумали бы, стоит ли так поступать со своими работниками. То есть, правовая безграмотность населения может быть фактором социального неравенства.

Важно понимать, что при исследовании этого явления, социологи используют так называемые многомерные модели: оценивают людей по нескольким критериям. К ним относятся: доход, образование, власть, престиж и пр.

Таким образом понятие это охватывает множество разных аспектов. И если Вы пишете эссе по обществознанию на эту тему, то раскрывайте эти аспекты!

Социальное неравенство в России

Наша страна одна из тех, в которой социальное неравенств проявляется в высшей степени. Очень большая разница между богатыми и бедными. Вот например, когда я еще был волонтером, к нам в Пермь приехал волонтер из Германии. Кто не в курсе, в Германии вместо службы в армии можно отволонтерить год в любой стране. Так вот, пристроили его жить в семью на год. Через день немецкий волонтер оттуда ушел. Потому что по его словам, даже по меркам Германии — это шикарная жизнь: шикарная квартира и пр. Он не может жить в таких шикарных условиях, когда видит что на улицах города просят подаяние бездомные и нищие.

Плюс в нашей стране социальное неравенство проявляется в крайне большой форме в отношении разных профессий. Школьный учитель — получает за полторы ставки дай Бог 25 000 р., а какой-нибудь маляр может получать и все 60 000 р., зарплата крановщика начинается от 80 000 рублей, газосварщика — от 50 000 р.

Причина такого социального неравенства большинство ученых видит в том, что в нашей стране наблюдается трансформация социальной системы. Она сломалась в 1991 году, в одночасье, вместе с государством. А новой не построено. Потому и мы имеем дело с таким вот социальным неравенством.

Другие примеры социального неравенства вы можете найти и . А на сегодня пока все — до новых публикаций! Не забывайте ставить лайки!

С уважением, Андрей Пучков