Технологическая карта изготовления разделочной доски и ее особенности. Урок "составление технологической карты изготовления табуретки" Технологическая карта изготовления деревянного изделия

После того как сборочный чертёж изделия разработан и выполнена его деталировка (изготовлены чертежи всех деталей, входящих в изделие), переходят к следующей стадии технологического этапа работы над проектом: разработке технологической документации.

В качестве технологической документации применяют маршрутную карту, в которой указывается маршрут следования заготовок но операциям. В операционной карте содержится подробное описание технологической операции. В технологической карте - последовательность выполнения операций, их графическое изображение, а также перечень инструментов и приспособлений, необходимых для каждой операции. То есть в технологической карте описывается технологический процесс изготовления детали или изделия. В учебных мастерских вы будете работать по технологическим картам.

Изготовление изделий из древесины начинают с внимательного изучения чертежей (эскизов) деталей. Затем подбирают заготовки соответствующих размеров, размечают контуры будущих деталей, обрабатывают заготовки с соблюдением чертёжных размеров, зачищают и отделывают готовые детали. Если изделие состоит из нескольких деталей, то перед окончательной отделкой их соединяют между собой.

В качестве примера в таблицах 2 и 3 приведены технологические карты изготовления деталей из древесины. Деталь, описанная в таблице 2, имеет призматическую форму (форму бруска), в таблице 3 - цилиндрическую и коническую форму.

Таблица 2

Технологическая карта.
Изготовление верхней планки (изделие «карандашница», см. рис. 6, г)





Таблица 3

Технологическая карта.
Изготовление изделия «кегля»



При составлении технологической карты не следует назначать большие припуски на обработку заготовки. Это ведёт к неоправданному расходу древесины, а её нужно использовать экономно.

Практическая работа № 6

Разработка технологической карты изготовления детали из древесины

  1. Рассмотрите и прочитайте выданный учителем чертёж детали из древесины или эскиз детали из своего творческого проекта.
  2. Разработайте технологическую карту изготовления этой детали.
  3. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления этой детали или детали проектного изделия, запишите их названия в рабочую тетрадь.

Составьте с помощью компьютера технологическую карту изготовления детали своего проектного изделия и заполните её.

Новые слова и понятия

Маршрутная карта, операционная карта, технологическая карта.

Проверяем свои знания

  1. Что Такое деталировка?
  2. Что указывается в технологической карте?
  3. Из каких этапов состоит технологический процесс изготовления детали из древесины?
  4. Вспомните, какого специалиста называют технологом.

План конспект урока № 7-8
Класс 5
Тема: Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта
Цель: изучить с учащимися основные этапы технологическо-11> процесса; научить учащихся составлять технологические карты.
Ход урока
I.Организационный момент.Подготовка рабочего места к уроку, проверка рабочего состоянии перетака, комплектования стеллажа и ящика с инструментами.
II.Повторение пройденного материала.
I. Б е с е д а по вопросам: Какая разница между эскизом, техническим рисунком, черте-
ком?
Какие виды изделий вы знаете? Ч ю такое масштаб? - Что значит прочитать рисунок?-. Выполнение практического задания в парах.
Прочтите предложенный учителем чертеж, работая в парах. " 1|М1-ц,те тс недостатки, которые допустил каждый из вас в чтении |Ц |чгжа, обсудите их совместно, проанализируйте.
3. Сообщение темы и цели урока.
III.Изложение программного материала.
I. Иллюстративный рассказ.V ч и т с л ь. Перед тем как приступить к изготовлению изделия, п|и | ю нсего необходимо пройти ряд этапов:
I) подобрать нужные, соответствующие изделию, материалы; ") подобрать подходящие инструменты и технологическое обо-
оиание;
И изобразить изделие в виде технического рисунка, эскиза, И 1"н-жа;
I) подобрать под будущее изделие качественную заготовку;
:^) разметить заготовку;
"-) проверить разметку;
/) ш-пюлнить необходимую обработку: строгать, пилить и т. п.;X) зачистить и произвести отделочные работы с заготовкой.
И полис может состоять из одной или нескольких сборочных ни 15
ЦыЕсли изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу, то есть соединить между собой - это сборка.
Если при сборке обнаруживаются недостатки, необходимо:
найти причину;
наметить пути ликвидации недостатков;
устранить их.
2. Ознакомление с технологической картой.
Учитель. Последовательность по обработке и сборке описывается в технологических картах.
Предлагаю вам ознакомиться с образцом такой карты в таблице на с. 27 учебника.
Таблица 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Изготовление кухонной разделочной доски

№ п/пПоследовательность выполнения операции Графическое изображение Инструменты и приспособления
I 2 3 4
1 Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10-12 мм и раз- Шаблон, карандаш
метить контур изделия по шаблону 2 Выпилить контур изде- Ножовка,
лия столярный
верстак
3 Наколоть шилом центр I 2 3 Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие 4 Зачислить изделие, скруглить острыекромки и углы шлифовальная
Каждая деталь изделия изготавливается по своему технологическому процессу, который, в свою очередь, состоит из технологических операций. Операция выполняется на одном рабочем месте или на одном станке, например выпиливание, сверление.
Найдите и прочитайте в учебнике на с. 28 определение операции.
Операция состоит из переходов и установок деталей.
Как выполняются переходы? (Переходы выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.)
3. Подробный разбор учащимися под руководством учителя содержания нескольких технологических карт.
IV.Практическая работа.
Выполнение заданий:
1.Изучите предложенный учителем чертеж деталей.
2.Пользуясь таблицей, разработайте технологическую карту
деталей.
V.Итог урока.Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок.
О т в е т ы на вопросы:
Какая информация содержится в технологической карте?
Для чего нужна технологическая карта?


Приложенные файлы

Данный урок разработан для выполнения работы по планированию и составлению технологической карты при выполнении творческого проекта, он является одним из самых сложных элементов проекта.

Технологическая последовательность операций разработана для художественного точения древесины на токарно – винторезном станке ТВ-4 с использованием данного типа станков, которые имеют ряд преимуществ перед токарными станками по дереву.

Преимущества токарно – винторезного станка ТВ-4 перед токарным станком по дереву ДИП:

  • Токарно – винторезный станок имеет комплект прямых и обратных кулачков, при помощи которых можно обрабатывать заготовку до 120 мм, устанавливая сначала обратные кулачки и проточив чистовую базу,

подперев заготовку центром задней бабки, затем устанавливаются прямые кулачки, подпирается центром задней бабки заготовка и производятся все последующие операции при помощи необходимого резца.

  • На данном типе станков возможна обработка древесины твёрдых пород, так как она имеет очень красивую природную текстуру древесины по сравнению с мягкими породами, обработку которых рекомендуют на токарных станках по дереву.
  • Резцы в токарно – винторезных станках закрепляются в резцедержателе и их подача к месту резания производится при помощи винтовых механизмов. Точнее при помощи продольной и поперечной подачи, что совершенно безопасно по сравнении с работой на токарных станках по дереву, где резцы держит руками ученик, соблюдая зазоры и другие условия обработки древесины.
  • При необходимости заготовку легко снять и снова поставить так как это необходимо для дальнейшей обработки.
  • В резцедержатель можно закрепить расточные резцы и любые другие приспособления для художественного точения.
  • Заднюю бабку используют для установки сверла, других режущих инструментов, а также для точения конуса 10- 12 градусов.
  • Если необходим конус определённой величины, то он делается при помощи верхнего поворотного круга.
  • Скорость вращения заготовки изменяется при помощи переключения рукоятки, что очень важно при чистовом точении и шлифовке.

Работа на данных станках гораздо безопасней и быстрее чем на токарных станках по дереву.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин составлен на 1 семестр, включает в себя максимальную нагрузку 113 часов, ...

Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»

Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежа­щих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по...

Данный сборник технологических карт по изготовлению поделок из древесины рассчитан на обучающихся второго года обучения, занимающихся по дополнительным образовательным программам области деревообработки. Возраст обучающихся 12-14 лет.

Сборник может быть использован в профессиональной деятельности педагогами дополнительного образования, учителями технологии, черчения и графики образовательных учреждений.

Источник:

Введение.

Использование технологических карт в учебном процессе.

В традиционной педагогике работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые предлагаются обучающимися в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. В настоящее время в практику дополнительного образования внедряются всё новые технологии и методики. Большинство новых технологий ориентировано на усовершенствование работы обучающихся по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Использование технологической карты на занятиях также способствует формированию умений обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать и систематизировать информацию. Использование технологической карты позволяет обучающимся более осознано подойти к изучению нового материала, оценить свои возможности для достижения поставленных целей и задач занятия, позволяет провести самооценку своих действий.

Технологическая карта - это одна из форм образовательного процесса, позволяющая сделать занятие более плодотворным. Использование инструкционных и технологических карт на занятии - один из приемов личностно-ориентированного обучения, позволяющего организовать самостоятельного освоения знаний обучающихся.

Что такое технологические карты и для чего они нужны

Представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определенный технологический процесс или же техническое обслуживание объекта. Качественно составленная технологическая карта должна в обязательном порядке давать четкие ответы на такие вопросы:
- Какого рода операции следует выполнять?
- В какой именно последовательности выполняются предусмотренные технологическим процессом операции?
- С какой периодичностью требуется выполнять операции (в случаях, когда необходимо многоразовое повторении операции)?
- Сколько времени затрачивается на выполнение отдельно взятой операции?
- Каков конечный результат выполнения определенной операции?
- Какие требуются инструменты, а также материалы для эффективного выполнения операции?
Разработка и внедрение технологических карт необходима в таких случаях:
- при высокой степени сложности выполняемых операций;
- при наличии спорных элементов и неоднозначностей в планируемых операциях;
- при необходимости четкого определения трудозатрат на качественную эксплуатацию объекта.
Надо сказать, что чаще всего технологическая карта составляется для каждого отдельно взятого объекта, оформляясь в виде понятной таблицы. В одной технологической карте могут учитываться различные, но при этом имеющие какое-либо сходство между собой модели объектов

Технологические карты – это выводы, которые рождаются на глазах учащихся в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.

Работая над проектом, дети применяют технологические карты, и эти карты позволяют все этапы работы разложить по «полочкам»

Метод проекта в «связке» с технологической картой, позволяет детям творчески мыслить.

Содержание:

    Введение________________________________________________________3

    Технологическая карта на изготовление деталей « Солонка»____________ 5

    Технологическая карта на изготовление деталей «Табурет детский» _____ 10

    Технологическая карта на изготовление деталей «Полка подвесная»_____ 16

    Технологическая карта на изготовление деталей «Скамейка детская»____ 22

    Технологическая карта на изготовление деталей «Поставка»___________ 28

    Технологическая карта на изготовление деталей «Солонка 2»___________ 33

    Технологическая карта на изготовление деталей «Лопатка детская»______36

    Технологическая карта на изготовление деталей сувенир «Рукодельница»_40

    Технологическая карта на изготовление деталей «Подсвечник настенный»_46

    Технологическая карта на изготовление деталей «Доска разделочная»____ 55