Упражнения на развитие навыков невербального общения. Методический материал "игры на невербальное общение"

Многим известно, что хорошее общение — основа любых успешных отношений, будь то личных или профессиональных. Однако важно признать, что именно невербальные аспекты коммуникации — выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза, и тон голоса — «звучат» громче всех. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию, или «язык тела», — мощный инструмент, который поможет вам общаться с другими людьми, выражать то, что вы на самом деле имеете в виду, и выстраивать успешные отношения.

Что такое невербальное общение и невербальная коммуникация

Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно посылаем и принимаем бессловесные сигналы. Наше невербальное поведение — жесты, поза, темп и громкость речи, дистанция до другого человека, зрительный контакт — несет мощные сигналы. Эти сигналы не прекращаются, когда вы перестаете говорить. Даже если вы молчите, вы по-прежнему общаетесь невербально.

Зачастую то, что «вырывается» из наших уст, и то, что мы сообщаем через язык тела, — это два совершенно разных послания. Когда люди сталкиваются с такими смешанными сигналами, им приходится выбирать, верить ли вашему вербальному или невербальному сообщению, и в большинстве случаев они склонны выбирать невербальное, потому что оно более естественное — это бессознательный язык, который транслирует ваши истинные чувства и намерения в каждый момент времени.

Почему невербальное общение так важно?

То, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете, говорит другому человеку, не все ли вам равно, насколько вы честны и насколько внимательны. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с вашими словами, то увеличивается доверие, ясность и взаимопонимание. Если они не совпадают, то тогда они порождают напряженность, недоверие и замешательство.

Если вы хотите стать более успешным в общении, для вас будет важным стать более чувствительным не только к языку тела и невербальным сигналам других людей, но и своим собственным.

Невербальные сигналы выполняют пять функций

  • Повторение : они повторяют сообщение, которое человек делает в устной форме.
  • Вскрывают противоречия : они могут противоречить сообщению, которое пытается передать человек.
  • Заменяют смысл : они могут заменить вербальное сообщения. Например, глаза человека часто передают сообщение более ярко, чем слова.
  • Дополняют сообщение : они дополняют или добавляют к устному сообщению. Босс, который хлопает по спине работника, когда хвалит его, усиливает этим жестом воздействие сообщения.
  • Акцентируют сообщение : они акцентируют или подчеркивают вербальное сообщение. Удар кулаком по столу, например, подчеркивает сообщение.

Источник: The Importance of Effective Communication, Edward G. Wertheim, Ph.D.

Виды невербального общения и невербальной коммуникации

Есть много различных типов невербального общения. Взятые вместе нижеописанные невербальные сигналы и «подсказки» говорят о вашем интересе и «включенности» в общение.

Выражение лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и в состоянии передать бесчисленное количество эмоций, даже если вы не произносите ни слова. И, в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, выражения лица универсальны. Мимика счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения — одна и та же в разных культурах.

Движения тела и поза

Подумайте, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя, передает огромное количество информации окружающему миру. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, осанку, положение тела и мелкие движения.

Жесты

Жесты прочно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем, маним и используем свои руки, когда спорим или оживленно разговариваем — мы выражаем себя с помощью жестов, часто даже не задумываясь. Тем не менее, смысл жестов может быть очень разным в разных культурах и регионах, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного толкования.

Зрительный контакт

Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, контакт глаз — особенно важный тип невербальной коммуникации. То, каким образом вы смотрите на кого-то, передает много информации, в том числе интерес, привязанность, враждебность, или притяжение. Зрительный контакт также имеет важное значение в поддержании разговора и оценки реакций другого человека.

Прикосновения

Мы много общаемся через прикосновения. Подумайте, какие сообщения несут в себе следующие действия: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплое объятие, обнадеживающее похлопывание по спине, покровительственное похлопывание по голове, или контролирующий захват вашей руки.

Пространство

Вы когда-нибудь чувствовали себя не комфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность может отличаться в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, в том числе сигналов близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Голос

Сюда входит не только то, что вы говорите, но и то, как вы говорите. Когда мы говорим, другие люди считывают наши голоса в дополнение к слушанию наших слов. Они обращают внимание на следующее: скорость и темп, громкость, тон, интонацию и звуки, которые передают понимание, такие как «ага» и «угу». Подумайте о том, как, например, тоном голоса можно передать сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Невербальные сигналы невозможно подделать

Вы могли слышать советы о том, каким образом нужно сидеть, держать руки или здороваться рукопожатием так, чтобы выглядеть уверенным или утвердить свое доминирующее положение. Но правда в том, что такие уловки вряд ли сработают (если вы действительно не чувствуют себя уверенным и ответственным). Причина в том, что вы не можете контролировать все сигналы, которые постоянно посылаете, о том, что вы действительно думаете и чувствуете. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественно будут выглядеть ваши сигналы.

Когда в невербальном общении что-то не ладится

То, что вы передаете через язык тела и невербальные сигналы, влияет на то, как другие люди будут воспринимать вас, насколько будут уважать, будут доверять вам или нет.

К сожалению, многие люди посылают запутанные или отрицательные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, то нарушается связь и доверие.

Невербальная коммуникация и язык тела в межличностных отношениях

Джек, Тед и Арлин — красноречивые ораторы, которые говорят одно, а невербально посылают что-то другое, что оборачивается для них катастрофическими результатами в их отношениях:

Джек
Он считает, что хорошо ладит со своими коллегами на работе, но если вы спросите любого из них, они скажут, что Джек всегда очень напряжен и пугает их. Вместо того чтобы просто смотреть на вас, он, кажется, пожирает вас глазами. И если он берет вас за руку, то хватает ее, а затем сжимает до боли. Джек — заботливый парень, который тайно желает иметь больше друзей, но его неловкие невербальные действия держат людей на расстоянии и ограничивают его возможности продвигаться на работе.

Арлин
Она очень привлекательна и не имеет никаких проблем при знакомстве с подходящими мужчинами, но ей трудно поддерживать отношения дольше нескольких месяцев. Арлин забавная и интересная, но несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряженность. Ее плечи и брови заметно подняты, ее голос пронзителен, а тело жесткое. Находясь рядом с Арлин, многие чувствуют себя некомфортно. Арлин многое делает для себя, что сводится на нет тем дискомфортом, который она порождает в других.

Тед
Он думал, что нашел себе идеальную пару, когда встретил Шарон, но Шарон не была так уверена. Тед хорошо выглядит, трудолюбив и умеет красиво говорить, но кажется, что он больше заботится о своих мыслях, чем о Шарон. Когда Шарон было что сказать, Тед всегда был готов с дикими глазами все опровергнуть, прежде чем она успевала закончить свою мысль. Шарон стала чувствовать, что он ее игнорирует, и вскоре начала встречаться с другими мужчинами. По этой же причине Тед не имеет успеха на работе. Его неспособность слушать других делает его непопулярным среди людей, которыми он больше всего восхищается.

Эти умные люди с самыми благими намерениями изо всех сил пытаются наладить отношения с людьми. Печально то, что они не знают о том, какие невербальные сигналы передают.

Если вы хотите эффективно общаться, избегая таких недоразумений, и наслаждаться крепкими, доверительными отношениями как в социальной, так и профессиональной сферах, очень важно понимать, как использовать и интерпретировать невербальные сигналы.

Создание условий для эффективного невербального общения

Невербальная коммуникация представляет собой быстро протекающий взаимосвязанный процесс, который требует вашей полной концентрации и внимания. Если вы думаете о том, что собираетесь сказать дальше, мечтаете или думаете о чем-то еще, то скорее всего пропустите невербальные сигналы и другие тонкости в разговоре. Вы должны оставаться сосредоточенным на текущем моменте, чтобы полностью понять, что происходит.

Для улучшения качества невербального общения научитесь справляться со стрессом

Лучшее, что вы можете сделать, чтобы улучшить вашу невербальную коммуникацию — изучить способы регуляции стресса . Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы напряжены, то склонны неверно воспринимать других людей, посылать противоречивые или отпугивающие невербальные сигналы, и впадать в нездоровые модели рефлекторного поведения. Кроме того, эмоции «заразны». Если вы расстроены, то весьма вероятно, что вы спровоцируете негативные эмоции у других людей, что сделает и так плохую ситуацию еще хуже.

Если вы чувствуете, что находитесь в стрессе — возьмите тайм-аут. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. После того, как вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.

Как осознание эмоций укрепляет невербальное общение?

Для того, чтобы посылать точные невербальные сигналы, вам необходимо осознавать собственные эмоции и их влияние на себя самого. Кроме того, необходимо уметь распознавать эмоции других людей и их истинные чувства, что проявляются через невербальные сигналы. Здесь-то и играет роль осведомленность о собственных эмоциях. Осознанность эмоций позволяет:

  • Считывать эмоции и чувства других людей, а также невербальные сообщения, которые они посылают.
  • Создавать доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете, замечаете и вовлекаетсь.
  • Понимать, удовлетворяют ли отношения ваши эмоциональные потребности, что дает вам возможность либо скорректировать эти отношения, либо искать новые.

Советы для считывания «языка тела» и невербального общения

После того, как вы разовьете свои способности справляться со стрессом и распознавать эмоции, вы, естественно, станете лучше «считывать» невербальные сигналы других людей.

  • Обращайте внимание на несоответствия . Невербальная реакция должна укреплять то, что было сказано. Вам встречалось такое, что человек говорит одно, а язык его тела — что-то другое? Например, он говорят вам «да», в то время как качает головой «нет»?
  • Рассматривайте невербальные сигналы как группы сигналов . Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному посланию. Рассмотрите все невербальные сигналы одновременно от зрительного контакта и тона голоса до языка тела. Невербальные сигналы, взятые вместе, согласуются или противоречат тому, что говорят слова?
  • Доверяйте своим инстинктам . Не пренебрегайте своей интуицией. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то не сходится, возможно, что вам удалось «считать» несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.

Оценка невербальных сигналов

  • Контакт глаз . Был ли он установлен? Если да, то он был чрезмерно интенсивным или просто прямым?
  • Выражение лица . Что показывает лицо? Является ли оно «маскообразным» и невыразительным или эмоциональным и полным интереса?
  • Тон голоса . Есть ли в голосе теплота, уверенность и интерес, или он кажется напряженным и сдержанным?
  • Поза и жесты . Тело расслабленное или жесткое и неподвижное? Плечи напряжены и подняты или слегка опущены?
  • Прикосновения . Есть ли физический контакт? Уместен ли он в данной ситуации? Есть ли у вас ощущение дискомфорта?
  • Интенсивность . Сигналы кажутся ровными, прохладными, незаинтересованными или чрезмерными и мелодраматичными?
  • Время и место . Происходит ли простой взаимный обмен информации? Невербальные ответы приходят слишком быстро или слишком медленно?
  • Интонации . Слышите ли вы интонации, которые указывают на заботу или беспокойство («ага», «угу»)?

Как только вы начнете обращать внимание как на свои невербальные сигналы, так и на невербальные сигналы собеседников, ваши коммуникативные способности улучшатся.

Упражнение «Поддержание разговора»

Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнике.

Упражнение «Письмо психолога»

Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (13 лет), которая очень некрасива.

6. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10.Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее

уже на пределе.

Возможный алгоритм написания письма:

    Обозначить распределение ответственности.

    Уточнить возможности психолога и адресата.

    Сообщить безоценочно психологическую информацию.

    Обозначить свою позицию через обратную связь.

    Наметить перспективы адресата.

Упражнение «Гимнастика с запаздыванием»

Вся группа повторяет обычное движение или физическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнение постепенно нарастает.

Упражнение «Передача ритма по кругу»

Вслед за одним из участников группе все ее члены поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Упражнение «Передача движения по кругу»

Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы действие можно было продолжить, сосед продолжает действие, и воображаемый предмет обходит весь круг.

Упражнение «Зеркало»

Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движение своего партнера.

Упражнение на понимание чувств другого человека

1. Разговор через стекло - договориться о чем-либо с помощью жестов.

2. Изобразить то или иное состояние человека, например, радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п. Изобразить психологические особенности другого человека и себя: каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т. п.

3. Понять, какое чувство хотел выразить другой человек.

4. Обратить на себя внимание группы.

Упражнение «Невербальное поведение»

Ведущий задает тему, остальные выражают ее пантомимой.

Примеры тем: 1) «Преодоление трудностей» - все участники в пантомиме по очереди изображают, как они это делают; 2) «Запретный плод» - все по очереди показывают, как они себя ведут в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами - роль запретного плода играет любой предмет; 3) «Моя семья» - методика «социальный атом»: каждый по очереди выбирает членов группы и рассаживает их в пространстве так, как это, по его мнению, отражает в пространстве отношения эмоциональной близости между членами семьи, полученный рисунок обсуждается в группе; 4) «Скульптор» - один участник выступает в роли скульптора, то есть придает членам группы позы, которые выражают его представление об особенностях членов группы и их конфликтах; 5) «Чувства» - выразить или понять отношение к каждому члену группы; 6) «Моя группа» - выразить или понять свое отношение к членам группы, расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует степень эмоциональной близости.

Все переживания участников группы и результаты их действий являются предметом обсуждения в группе - предметом группового взаимодействия.

Упражнения на установление невербального контакта

1. Проводится в группе. Группа делится на подгруппы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, протоколиста. В ходе работы они могут поменяться ролями после двух серий эксперимента.

В первой серии протоколист выполняет пассивную роль наблюдателя за воздействием экспериментатора.

Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить следующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека. Затем испытуемого просят вспомнить человека, с которым ему было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает невербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем он просит прервать припоминание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выражать свое отношение к такому человеку.

Затем наступает вторая серия эксперимента: испытуемый, не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каждой демонстрации состояния экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонстрировал испытуемый. Затем записи сравниваются и обсуждаются. По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего угадывания следующие объекты: один неодушевленный предмет из числа широко известных предметов; один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете думает человек; о дин из одушевленных предметов, например, после демонстрации думания о змее, крокодиле и корове отгадать, о каком существе думает человек; одного из литературных героев и т. п.

2. На установление невербального контакта при работе с группой. Выучите всей группой несколько коротких стихотворений, например, Агнии Барто. Затем, выбрав, любой из текстов, прочитайте его перед группой без слов. Задача группы - узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан.

3. Один из участников составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообщается невербально. Задача группы - восстановить логику сюжета, последовательность событий, объяснить, как она восстановлена.

4. Три – пять человек выходят из аудитории и готовят задание для группы. Содержание задания представляет невербальную демонстрацию одного из сюжетов, которые сообщаются группе. Задача группы - отгадать сюжет и объяснить, как они принимали решение. Сюжеты: 1) Ящик Пандоры. 2) Нить Ариадны.3) Сизифов труд. 4) Полет Икара. 4) Авгиевы конюшни.

5. Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из объявленных группе тем. (Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что он по его команде сменит тему). Через 3 минуты ведущий объявляет о смене тем для размышления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему, а двое других тем не меняют. Задача группы - угадать в течение 5 минут после смены темы, кто из игроков стал думать по-другому. Примеры тем: соревнование, разлука, боль, борьба и др.

6. Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на 2 команды. Одна должна будет думать на одну тему, а другая - на синонимичную. Игрок входит в комнату, ведущий объявляет темы, игрок должен отгадать, на какие темы размышляют команды. Примеры тем: Север - Юг. Взрослый - Ребенок. Жизнь - Смерть. Любовь - Ненависть.

7. Передай предмет.

Ведущий договаривается с игроком-экспертом о том, какой предмет они будут передавать. Игрок невербальными средствами обрисовывает предмет и передает его в группу. Группа сидит так, что только один человек видит предмет. Этому человеку эксперт и передает предмет, тот передает следующему. Последний возвращает его эксперту, называя его. Затем в группе обсуждают свои впечатления от передаваемого предмета.

8.Отношение группы.

Один игрок выходит из класса. Ведущий предлагает всем выразить к нему отношение, при этом называются возможные виды отношений, и группа выбирает возможное (удивление, радость, разочарование). Когда игрок

входит в аудиторию, он должен угадать отношение, которое невербально

выразила группа.

9.Доклад.

Один игрок делает доклад на свободную тему перед группой. Задача группы – проявить один из видов отношений (отношение задается ведущим). Задача игрока – идентифицировать отношение, назвать его.

Эльвира Попова
Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

1. Игра «Маски ».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.

2. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи».

Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.

Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.

3. Игра «Немое кино».

Цель: понимание жестов и мимики.

Ход: дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

4. Игра «Большой - маленький».

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики.

Ход: дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

5. Игра «Облака».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз.

А что увидел я, то всем

Всё расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое,Смеётся надо мной:

Зачем ты щуришь Глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Что от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

И вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище лежит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутёк.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто-то в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И всем хочу сказать

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

6. Игра «Прочитай письм о».

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход: «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

7. Игра «Люблю - не люблю».

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

8. Игра «Снежинки».

Цель: развития внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Ход: детям раздаются снежинки, предлагается рассмотреть и рассказать, что она чувствует.

9. Игра «Кубик».

Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.

Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.

10. Игра «Через стекло».

Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.

Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.

11. Игра «Пантомим а».

Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

О горе мне, горе.

Ах, какой счастливый день.

12. Игра «Тень».

Цель: развитие внимания к чувствам другого.

Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.

13. Игра «Встань на кого посмотр ю».

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд).

Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

14. Игра «Я чувствую».

Цель: развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Ход: детям раздаются карточки, ребенок называет настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.

Литература.

1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития. 1986.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Северный педагогический колледж»

Курсовая по психологии

Развитие невербального общения в детском возрасте в процессе игры

невербальный игровой дошкольный общение

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Система невербального общения занимает важное место в общей структуре общения.

Проблема восприятия и психологической интерпретации невербального поведения разрабатывалась в течение многих веков. Однако до настоящего времени данный вопрос остается освещенным лишь в незначительной степени. Литература предоставляет отрывочные сведения по его истории, поскольку детально разработку вопроса стали осуществлять сравнительно недавно (последние 40 лет).

Несмотря на это, в литературе можно встретить различные классификации невербальных средств общения, их характеристику, функции.

Невербальные средства являются существенным дополнением речевой коммуникации, делая этот процесс более открытым, так как известно, что, по некоторым данным, до 90% различной информации, в основном эмоционального характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине трудно переоценить роль невербалики в человеческом взаимодействии.

Невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

Теоретическая характеристика невербального компонента общения

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты .

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Хотя в подавляющем большинстве обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознают, или мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку. При помощи языка тела люди передают до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия.

Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью донести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). Примерами могут быть жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т. д. А в другом случае отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть, например, признаки своего плохого настроения пли болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.; а другие (получатели) тем не менее, такую информацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными понятия «знак» и «сигнал».

Знак -- это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого.

Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.

Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможны несколько вариантов, так как сочетания осознанности-неосознанности и намеренности-ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию. Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций.

Невербальное общение позволяет передать информацию:

о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;

о его физическом и психологическом состоянии;

об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях;

о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.

о психологическом климате в группе и даже об обшей атмосфере в обществе;

особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д. [ 3]

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

Анестика или оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

внешний вид собеседника,

мимика (выражение лица),

пантомимика (позы и жесты).

Паралингвистика или околоречевая подсистема, включающая:

его диапазон,

тональность,

Экстралингвистика или внеречевая подсистема, к которой относятся:

темп речи,

смех и т.д.

Проксемика - пространственная подсистема (межличностное пространство).

Визуальное общение («контакт глаз»)

Особенности невербального общения дошкольников

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы:

развитие мышц лица, тела;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

«Как говорят части тела»

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

«Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

«Сделай подарок»

Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает, все оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

«Люблю - не люблю»

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой - маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

«Магазин зеркал»

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Пойми меня»

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Жизнь в лесу»

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда -- начали. Сейчас -- утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Добрые эльфы»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон -- дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую -- эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы -- подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

«Птенцы»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? -- спрашивает воспитатель. -- Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Муравьи»

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики. Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так -- всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

«Театр теней»

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, -- объясняет взрослый. -- Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она -- наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы -- наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения.

Заключение

Общение играет очень важную роль в нашей жизни. Общение - это, прежде всего процесс, которым мы пользуемся и ощущаем ежедневно. Параллельно со словами идет обмен информацией и невербально.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Список литературы

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. - М.: Аркти., 2002 - 96с.

2. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. - СПб., 2001.

3. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации.- М, 1978.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.

5. Невербальная коммуникация. http://www.it-med.ru/library/v/verbalne.htm

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Природа, сущность и история изучения невербального общения, его межнациональные особенности. Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения: кинесика, голосовые характеристики, такесика, проксемика.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Особенности невербального языка и общения. Пространство и время в качестве особой знаковой системы, их смысловая нагрузка. Размеры личной пространственной территории человека, ее основные зоны. Визуальный контакт как компонент невербального общения.

    реферат , добавлен 15.12.2016

    Структура невербального общения. Анализ невербального общения представителей разных национальностей. Экспериментальное выявление отличительных особенностей невербальной коммуникации людей разных национальностей, проживающих в Астраханской области.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Изучение системы психологических средств невербального общения актера на сценической площадке. Развитие актерского умения сценического жеста (на примере японского театра Ноо). Создание мимических этюдов на основе активизации кинестетического воображения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Сущность и функции невербального общения, непроизвольный (спонтанный) характер его возникновения. Особенности визуальной, акустической, тактильной и ольфакторной систем. Факторы, влияющие на невербальный язык и его элементы. Виды невербальных знаков.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Роль невербального компонента общения в акте коммуникации, структурное своеобразие его составляющих. Особенности межличностной дистанции и пространственного расположения. Психология невербального общения в деятельности юриста. Контакт глаз, поза и жесты.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2014

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

1. Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель : учить невербальным способам общения.

Ход . Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход . Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д .)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

“Прочитай письмо”

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход . «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Облака”

Цель : развитие воображения, выразительности движений.

Ход . Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

“Люблю – не люблю”

Цель

Ход . Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

“Большой – маленький”

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход . Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

“Магазин зеркал”

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

“Маски”

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

“Пойми меня”

Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Д ети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

“Бездомный заяц”

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками – 1 – 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

“Жизнь в лесу”

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

“Добрые эльфы”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы - подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

“Птенцы“

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? - спрашивает воспитатель. - Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

“Волны”

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

“Муравьи”

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики.

Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так - всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

“Театр теней”

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. - Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

“Ожившие игрушки”

Цель : развитие воображения и выразительности мимических движений.

Ход. Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.