Тестирование под фт. Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52 (часть I), ст. 5032) Банк России устанавливает следующие требования к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях.

Судебная практика и законодательство - Указание Банка России от 09.08.2004 N 1485-У (ред. от 27.11.2014) О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях

2.1.6. программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

(в ред. письма ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т)

2.1.7. программу, определяющую порядок организации в кредитной организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции;

Т Е С Т

проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем это:

а) владение, пользование или распоряжение денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

б) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления имущественного характера;

в) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2. Финансирование терроризма это:

а) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организованного преступного сообщества и его организаций, подготовки и совершения преступлений, предусмотренных статьями 206, 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

в) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

3. Внутренний контроль это:

а) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих внутреннему контролю;

б) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю;

в) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

4. Организация внутреннего контроля это:

а) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

б) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

в) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

5. Осуществление внутреннего контроля это:

а) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

б) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

в) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.

6. Относится ли к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

а) нет, не относится, такой обязанности не существует;

б) да, относится только применительно к лицам в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

в) да, относится.

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:

а) сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте , эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

б) сумма, на которую она совершается равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

в) сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, любых займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

8. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:

а) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств;

б) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

в) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению юридическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

9. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если:

а) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 рублей, или превышает ее, а результатом ее совершения является переход права собственности ;

б) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее;

в) она совершается, путем оплаты ценными бумагами на сумму от 600000 до 3 рублей;

10. Клиента необходимо идентифицировать в случае если он:

а) только совершает операцию (сделку) подлежащую обязательному контролю;

б) только если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) совершает любую операцию (сделку), за исключением осуществления физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающуюрублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентнуюрублей;

г) правильно А и Б.

11. В каком случае специальное должностное лицо будет соответствовать квалификационным требованиям:

а) наличие высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме внепланового инструктажа;

б) наличие опыта работы не менее двух месяцев на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа;

в) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа.

12. О каком инструктаже идет речь, если он - проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения.

а) плановый;

б) внеплановый;

в) целевой;

г) вводный.

13. Однократное прохождение обучения в целях ПОД и ФТ в форме целевого инструктажа предусмотрено для:

а) специальных должностных лиц;

б) руководителей организаций (филиала);

в) заместителей руководителей организаций (филиалов);

д) руководителя юридического подразделения либо юриста организации;

е) верно а, б, в, г, д;

ж)верно а, б, в, г.

14. На какой срок организация обязана приостановить операцию, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица:

а) на три рабочих дня;

б) на два рабочих дня;

в) на 10 рабочих дней.

15. Каким нормативным документом определен единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона от 01.01.2001г. , правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

а) Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. ;

б) Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 ;

в) Постановление Правительства РФ.

16. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер при этом основаниями документального фиксирования информации являются:

а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

в) выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

г) верно только А и Б;

д) верно только А и В;

е) верно А, Б и В.

17. Кто осуществляет надзор за исполнением Федерального закона от 01.01.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

а) Росфинмониторинг;

б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры;

в) Президент Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации.

Условие выполнения теста – правильным может быть только 1 вариант ответа.

Не спешите предоставлять документы!

Порядок действий при получении требования Прокуратуры:

  1. Внимательно изучите список требуемых документов;
  2. Проверьте правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на соответствие действующим нормам закона на момент предоставления в Прокуратуру;
  3. Уточните у помощника прокурора, что имеется ввиду под тем или иным документом, если в требовании содержится размытая формулировка;
  4. Изучите все обязанности организаций или ИП, которые должны исполняться в соответствии с законодательством, что бы ответить на все вопросы проверяющего;
  5. Если вы сомневаетесь в правильности организации внутреннего контроля, в соответствии документов нормам законодательства, обратитесь к специалисту по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ.
Специалисты «Национальное достояние» (МЭЦФМ) участвовали в многочисленных проверках, проводимых Прокуратурой, и знают все тонкости этого процесса.

При обращении в центр специалист:

  • проведет анализ всех имеющихся документов в организации или у ИП;
  • при необходимости исправит допущенные ошибки;
  • подготовит недостающие документы;
  • проведет подробную консультацию о порядке проверки документов Прокуратурой;
  • подготовит ответственного сотрудника или руководителя к типичным вопросам, которые может задавать проверяющий;
  • при необходимости наш специалист может присутствовать с вами в Прокуратуре при предоставлении документов по доверенности или предоставлять ваши интересы самостоятельно.

Типичные ошибки, допускаемые организациями и индивидуальными предпринимателями при проверке Прокуратуры.

К нам часто обращаются организации и ИП, получившие представление прокуратуры об устранении допущенных нарушений или уже в процессе административного производства в связи с выявленными нарушениями. Как показывает практика, чаще всего устранить нарушения можно еще до предоставления документов на проверку. Последствия в виде административного наказания происходят чаще всего по следующим причинам:
  • предоставление неполного пакета документов по причине непонимания формулировки, изложенной в требовании.
Например, в списке, как правило, содержится требование предоставить документы, подтверждающие прохождение сотрудниками обучения. Под этим требованием стоит понимать не только документ, подтверждающий прохождение обучения (целевой инструктаж по ПОД/ФТ) специальным должностным лицом, но и документы подтверждающие прохождение всеми сотрудниками организации вводного, планового и дополнительного внутреннего обучения. Если организация не вела учета обучения, нарушение будет на лицо.

То же касается и распространенного заблуждения о том, что если в организации нет сотрудников кроме директора или ИП, то документы по обучению составлять нет необходимости;

  • не знание обязанностей организации или ИП по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ приводит к тому, что при опросе проверяющим руководителя и ответственного сотрудника, последний не может ответить на вопросы правильно о порядке исполнения обязанностей.
Например, о порядке предоставления информации в Росфинмониторинг, периодичность предоставления информации и подтверждающие документы;
  • предоставление правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в редакции не актуальной на дату предоставления.

Мы описали только некоторые ошибки. Если вы не уверены на 100%, что правильно и в полной мере исполняете требования закона, предварительно обратитесь к профессионалам.

Наши специалисты разработали пакет документов для некредитных финансовых организаций в соответствии с требованиями Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях":

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  2. Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ для проведения вводного (первичного) инструктажа.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  4. Аттестационный лист.
  5. Тесты для проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ (25 штук).
  6. Ответы на тесты (25 штук).
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  8. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  9. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Образец программы подготовки и обучения сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ, составленной нашими специалистами

За дополнительную плату наши специалисты подготавливают все вышеперечисленные документы с учетом организационной структуры некредитной финансовой организации и ее вида деятельности (ломбард, МКК, МФК, КПК, СКПК, страховая компания, страховой брокер, НПФ, УК и т.д.). При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать, подписать и поставить печать. Подробности об услуге по электронной почте info@сайт/

Программа подготовки и обучения сотрудников финансовой организации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

В финансовой организации с характера и особенностей ее деятельности, характера и особенностей деятельности ее клиентов должны проводиться мероприятия, направленные на подготовку и обучение ее сотрудников по ПОД/ФТ. Так, в первую очередь, в финансовой организации должна быть разработана программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ и утвержден руководителем финансовой организации перечень сотрудников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ. При этом, программа обучения сотрудников НФО по ПОД/ФТ должна обязательно содержать:

  • изучение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ;
  • изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в финансовой организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику финансовой организации за неисполнение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренних документов финансовой организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
  • изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;
  • проверку знаний сотрудников финансовой организации по ПОД/ФТ.

Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ должна на периодической основе (не реже одного раз в год) подвергаться анализу ответственным сотрудником. То есть, например, специальное должностное лицо обязано ежегодно обновлять тесты в целях проверки знаний работников финансовой организации, актуализировать учебно-методический материал, предназначенный для проведения вводного инструктажа с работниками при приеме их на работу.

Первичная проверка знаний сотрудников финансовой организации по ПОД/ФТ проводится по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа. Форма и порядок проведения проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ определяются финансовой организацией самостоятельно. Например, это может быть тестирование сотрудников.

Кроме учета фактов проверки знаний сотрудников также необходимо осуществлять учет прохождения сотрудниками обучения в трех формах. Порядок ведения такого учета устанавливается руководителем финансовой организации. Факт проведения с сотрудником вводного (первичного) и целевого (внепланового) инструктажа должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого финансовая организация устанавливает самостоятельно.. Документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в финансовой организации. Допускается хранение указанных документов в электронном виде. Напомним, что обучение в финансовых организациях проводится в трех формах:

  1. вводный (первичный) инструктаж;
  2. целевой (внеплановый) инструктаж;
  3. повышение квалификации (плановый инструктаж).

Вводный инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации

Вводный (первичный) инструктаж проводится в целях ознакомления сотрудников с законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также внутренними документами по ПОД/ФТ финансовой организации. К внутренним документам по ПОД/ФТ в первую очередь относятся правила внутреннего контроля или коротко их называют ПВК по ПОД/ФТ.

Вводный (первичный) инструктаж проводится однократно ответственным сотрудником в течение одного месяца со дня приема сотрудника на работу, а также со дня перевода на другие должности.

Целевой инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации

Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудники финансовой организации проходят в целях получения знаний, необходимых для соблюдения ими законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, программ его осуществления и внутренних документов некредитной финансовой организации, принятых в целях ПОД/ФТ. Обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа должны пройти:

  • лицо, планирующее осуществлять функции ответственного должностного лица, до начала осуществления таких функций;
  • руководитель финансовой организации и руководитель филиала финансовой организации, до назначения на соответствующую должность;
  • индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;
  • сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, сотрудники службы внутреннего контроля финансовой организации (в том числе филиала) и сотрудники из дополнительных перечней, установленных Банком России, в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.

Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников финансовой организации, указанных в настоящем Указании, проводится ответственным сотрудником в четырех случаях:

  1. при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;
  2. при утверждении финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов. При этом для лиц, подлежащих обучению в соответствии с требованиями настоящего Указания и отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, срок начинает исчисляться с рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.
  3. при переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках финансовой организации, предусматривающую выполнение функций, отличных от выполняемых им до такого перевода, в случае когда для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ при выполнении сотрудником новых функций требуется проведение целевого (внепланового) инструктажа - не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая;
  4. при поручении сотруднику финансовой организации работы, выполняемой сотрудниками финансовой организации, указанными в дополнительных списках ЦБ, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет за собой изменения условий такого договора - не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая.

Повышение квалификации сотрудников некредитной финансовой организации

Повышение квалификации (плановый инструктаж) осуществляется в форме участия в семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Ответственные сотрудники финансовых организаций проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

Включенные в перечень сотрудники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

Иные сотрудники финансовых организаций, включенные в Перечень, проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в два календарных года.

Основной (общий) перечень сотрудников финансовой организации, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ

В Указании №3471-У от 05.12.2014 г. "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" Банком России установлены общий и дополнительные списки сотрудников НФО обязанных проходить обучение по ПОД/ФТ. Так, в основной перечень включаются следующие сотрудники, соответственно при наличии соответствующих должностей в штате:

  1. руководитель финансовой организации;
  2. руководитель филиала финансовой организации;
  3. заместитель руководителя финансовой организации (филиала), курирующий в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  4. главный бухгалтер (бухгалтер) финансовой организации (филиала) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
  5. специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в финансовой организации;
  6. сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного сотрудника;
  7. контролер;
  8. сотрудники службы внутреннего контроля финансовой организации (филиала);
  9. руководитель юридического подразделения финансовой организации (филиала) либо юрист;
  10. руководитель службы безопасности финансовой организации (филиала);
  11. иные сотрудники финансовой организации (филиала) по усмотрению ее руководителя с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и деятельности ее клиентов.

Дополнительные перечни сотрудников финансовой организации, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ

Кроме общего списка должностей работников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ Банк России в Указании 3471-У установил дополнительные списки сотрудников в зависимости от вида деятельности финансовой организации.

1. Профессиональным участником рынка ценных бумаг ,

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг (филиала), которое осуществляет профессиональную деятельность на финансовом рынке;
  2. сотрудники профессионального участника рынка ценных бумаг (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • совершение сделок с ценными бумагами, в том числе от имени профессионального участника рынка ценных бумаг и за счет профессионального участника рынка ценных бумаг, от имени клиентов и за счет клиентов, от имени профессионального участника рынка ценных бумаг и за счет клиентов;
    • ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
    • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
    • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц.

2. Управляющей компанией в дополнительный Перечень включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения управляющей компании (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
  2. сотрудники управляющей компании (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
    • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ипотечным покрытием;
    • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
    • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ценными бумагами, принадлежащими акционерному инвестиционному фонду, ценными бумагами в составе имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или ценными бумагами, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.

3. Страховой организацией в дополнительный перечень включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения страховой организации (филиала), осуществляющего функции, связанные со страховой деятельностью;
  2. сотрудники службы внутреннего аудита страховой организации (филиала);
  3. сотрудники страховой организации (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • заключение договоров страхования;
    • совершение сделок и (или) операций со страховыми резервами и (или) собственными средствами (капиталом).

4. НПФ в дополнительный перечень включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения НПФ (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
  2. сотрудники НПФ (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • совершение сделок и (или) операций с пенсионными резервами и (или) пенсионными накоплениями;
    • совершение операций по выплате и (или) переводу денежных средств по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию.

5. КПК, в том числе СКПК, и МФО (МКК и МФК) в дополнительный перечень включаются сотрудники, выполняющие функции по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц.

Дополнительный список сотрудников не установлен в настоящее время только для ломбардов. В отношении остальных финансовых организаций Банк России установил списки для каждого вида деятельности.