Выездная таможенная проверка. Порядок организации и проведения выездной таможенной проверки Какой максимальный срок проведения выездной таможенной проверки

Статья 131. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Статья 132. Выездная таможенная проверка

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее – объекты проверяемого лица).

2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств – членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза.

5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем.

9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).

В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств – членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Статья 133. Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки

1. Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) для проведения выездной таможенной проверки.

2. Если законодательством государства – члена Таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.

3. Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:

1) решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;

2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);

3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых, за исключением случаев, если законодательством государств – членов Таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.

Статья 134. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки

1. При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:

1) требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

2) требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;

4) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

(пп.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

(пп.5 в ред. Протокола от 16.04.2010)

6) проводить в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров при проведении выездных таможенных проверок;

(пп.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

8) доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;

9) осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;

10) изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

11) налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

12) опечатывать помещения, в которых находятся товары;

13) проводить иные действия, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

3) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;

4) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;

5) предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств – членов Таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;

6) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза;

7) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы (исследования), при взятии проб и образцов товаров;

8) исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 135. Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

1. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств – членов Таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Таможенного союза и законодательством государства – члена Таможенного союза.

2. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства – члена Таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки

1. Налоговые и иные государственные органы государств – членов Таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчётность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств – членов Таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

2. Банки и иные кредитные организации государств – членов Таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Товары находятся под Таможенным Контролем (далее ТК) до наступления обстоятельств, указанных в Ст. 14 ТК ЕАЭС « Нахождение товаров под таможенным контролем » ,

Таможенный Контроль проводится:

  • после выпуска для внутреннего потребления на территории ЕАЭС проводится в течении 3-х лет (Ст. 310 ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля » );
  • в случае условного выпуска: временный ввоз, переработка на тамож. территории, таможенный склад - продолжается весь период условного выпуска (Ст. 316 ТК ЕАЭС «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров» ).

ТК после выпуска проводится в форме таможенной проверки, таможенными органами. Допускаются и другие формы, например: таможенный осмотр помещений, проверка спец.маркировок, идентификационных знаков. При ТК за условно выпущенными товарами, независимо от формы проверки, в обязательном порядке, проводится учет условно выпущенных товаров.

Таможенная проверка

В соответвтсии со – форма таможенного контроля, проводится ТО с целью проверки соблюдения требований законов ЕАЭС и РФ о таможенном регулировании. При проведении таможенной проверки могут проверяться:

  • факт помещения товаров под процедуру выпуска товаров;
  • достоверность сведений заявленных при декларировании;
  • достоверность сведений, соблюдение требований УВ, а также соблюдения требований таможенных процедур (для иностранных товаров);
  • соблюдение требований осуществления деятельности в сфере ТД;
  • законность обращения товаров везённых в РФ.

В соответвтсии со Ст. 331 ТК ЕАЭС «Таможенная проверка» может быть камеральной или выездной.

Ст 332 ТК ЕАЭС «Камеральная таможенная проверка»

  1. Проверка документов и сведений, имеющихся у ТО в том числе предоставленных декларантом.
  2. Проводится по месту нахождения ТО, без ограничений по времени, без оформления решений или предписаний, однако ТО вправе запрашивать документы у деларанта.
  3. По результатам камеральной проверки возможно назначение выездной.

- проводится ТО с выездом на объекты проверяемого лица. Назначается руководителем ТО путем выдачи предписания о проведении выездной ТП (содержащего сведения, перечисленные в Ст. 333 ТК ЕАЭС) . Проводится по результатам камеральной таможенной проверки или других форм таможенного контроля. Дата начала - дата вручения предписания о провдении выездной поверки проверяемому лицу. Сроки выездной проверки не могут превышать 2-х месяцев.

Виды выездных таможенных проверок:

  • плановая выездная;
  • внеплановая выездная;
  • встречная внеплановая выездная.

Плановая выездная ТП проводится на основании планов проверок, разрабатываемых ТО, не чаще 1-го раза в год (1-го раза в 3 года для уполномоченных экономических операторов). Основания для проверки перечислены в п.11 Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка». Проводится не ранее 15-ти календарных дней с момента получения проверяемым лицом уведомления о проведении плановой таможенной проверки.

Внеплановые выездные ТП проводятся без ограничений периодичности. Проводится на основании данных о нарушениях, полученных из источников, перечисленных в п. 16 Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка» .

Внеплановые встречные ТП проводятся для подтверждения данных, представленных проверяемым лицом.

Права и обязанности должностных лиц ТО при проведении таможенной проверки

В сооветствии со ст.335 ТК ЕАЭС «Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки» при проведении таможенной проверки ТО имеют право:

  • требовать и запрашивать фактически любые документы, имеющие отношение к проверяемым товарам у проверяемого лица, контрагентов, банков, государственных органов;
  • требовать предьявления товаров, проведения инвентаризаций и экспертиз, допуска на объекты, к информационным базам данных, проверяемого лица;
  • использовать спецсредства, изымать документы и товары, налагать арест на имущество и т.д.

При проведении таможенной проверки ТО обязаны:

  • соблюдать служебную этику, не допускать неправомерного вреда проверяемому лицу;
  • обеспечить сохранность и не разглашать содержание полученных документов;
  • информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях, не нарушать режим работы проверяемого лица, предьявлять документы и служебные удостоверения.

Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

В соответствии со ст.336 ТК ЕАЭС «Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки» при проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:

  • в течении 2-х дней с момента получения предписания о проведени ТП, назначить круг лиц, ответственных за предоставление документов;
  • предьявить документы и тавары запрашиваемые ТО (прои необходимости обеспечить перевод);
  • обеспечить доступ должностным лицам ТО на объекты и инфобазы;
  • по запросу ТО давать письменные и устные пояснения, предоставлять документы.

При проведении ТП проверяемое лицо имеет право:

  • запрашивать у ТО информацию и документы о законодательстве регулирующего таможенную проверку;
  • предоставлять информацию и документы, присутствовать при проведении проверки, обжаловать результаты проверки.

Нормативная документация

1. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

Понятие таможенной проверки

Определение 1

Таможенная проверка представляет собой совершение особых действий таких как:

  • досмотр,
  • проверка подлинности документов,
  • контроль транспортного средства,
  • контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.

Данные действия производят в соответствии с таможенными правилами.

Виды выездной таможенной проверки

Замечание 1

Выездная таможенная проверка, в отличие от камеральной проверки, проводится с выездом таможенных органов в место нахождения юридического лица или осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

Таможенная проверка может быть плановой или внеплановой

Плановые выездные проверки осуществляются в соответствии с установленным планом, который разрабатывается таможенными органами.

Внеплановые проверки проводятся на основании решения о проведении выездной проверки и носят профилактический характер. Проверки ориентированы на низкий уровень риска таможенных правонарушений.

Законом не определены основания по которым включают лица в плановую проверку. Отбор полностью зависит от выбора таможенного органа и основывается на аналитической работе и официальной информации, которую получили из разных источников. Данными источниками выступают:

  • информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении таможенных органов
  • ресурсы, прошлых камеральных проверок,
  • информация от государственных органов,
  • информация от банков,
  • информация от таможенных органов или других контролирующих органов,
  • информация от вышестоящего органа,
  • средства массовой информации,
  • прочие источники

Внеплановые проверки проводятся в случае выявления правонарушений. Основаниями для выездной проверки могут выступать данные информационной базы ФТС России или сведения от иных контролирующих органов. Информация несет в себе свидетельствование возможного правонарушения в том числе:

  1. заявление от лица, который осуществляет таможенную деятельность
  2. нарушения сроков по устранению нарушений
  3. встречная выездная проверка,
  4. прочие основания для проверки

Выездные проверки могут осуществляться на основании результатов прочих форм таможенного контроля или по результатам камеральной таможенной проверки. Помимо всего прочего выездная проверка может быть назначена для подтверждения необходимых сведений по сделке или проверяемому товару.

Внеплановые выездные проверка не планируются и проводятся исключительно в порядке, установленном для выездной проверки. Во время выездной проверки изучают вопросы, которые поставили перед проверкой.

Плановые выездные проверки проводят не чаще 1 раза в год в отношении проверяемого лица и не чаще 1 раз в 3 года в отношении экономических операторов.

Замечание 2

Внеплановые таможенные проверки не ограничиваются периодичностью.

Общий порядок проведения и организации выездной таможенной проверки

Перед тем как провести плановую выездную проверку, таможенные органы уведомляют о своих намерениях проверяемое лицо посредством заказного письма или уведомления. Если письмо возвращается в связи с отсутствием лица по месту нахождения это не является основанием для отмены проверки.

Плановую проверку назначают не раньше, чем за 15 дней со дня врученного уведомления. Вместе с уведомлением проверяемому вручается копия решения о проведении выездной камеральной проверки. В решении указываются вопросы и состав проверки.

Датой проверки считается дата вручения уведомления о проверке. При этом руководителем делается отметка об ознакомлении. Отказ от проверки или возврат письма в связи с отсутствием адресата по месту проверки не является основанием для отмены проверки

Если это происходит, то дата записи решения об отказе является датой начало проверки. Если проверяемое лицо отсутствует по назначенному адресу, то письмо отправляется по месту государственной регистрации.

При невозможности вручения копии решения из-за отсутствия проверяемого лица либо его представителя оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу государственной регистрации этого лица. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

Сроки проведения выездной таможенной проверки не превышают двух месяцев. В данный срок не входит время между вручением уведомления и датой отправки уведомления. Срок проведения выездной проверки могут продлить на месяц, но это исключительный случай.

Выездную таможенную проверку могут приостановить для проведения таможенных экспертиз, направлений запросов в компетентные органы или для восстановления необходимы документов. Приостановление выездной проверки не может быть больше 6 месяцев. Но если присутствуют веские основания, то данный срок могут увеличить до 3-х месяцев. О продлении или приостановлении таможенной проверки вносятся специальные записи в решении выездной проверки, об этом в обязательном порядке уведомляют проверяемое лицо. Дата завершения проверки является дата подписания акта о результатах выездной проверки. Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается таможенными органами, которые проводили выездную проверку.

Первый экземпляр приобщают к материалам выездной проверки

Второй экземпляр в течении 5 дней выдается проверяемому лицу.

Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. Составляется акт с установленным порядком в части установленных непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается. Выездная проверка помогает устранить правонарушения. Зачастую именно на выездных проверках проявляется большое количество нарушений в области таможенного контроля.

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства.
В соответствии со ст. 331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.

Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?

Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов.
В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

Основные причины выбора лица для проведения проверки:

  • Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
  • Непредставление документов;
  • Реорганизация или ликвидация компании;
  • Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
  • Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
  • Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
  • Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
  • Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов.
Таможенные органы обязаны уведомлять лицо о начале проверки. Проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения. Срок проверки - 90 календарных дней с момента направления уведомления, в отдельных случаях может быть продлен на 120 календарных дней.
Этапы проведения:
Подготовительный - происходит сбор сведений и данных, принимается решение о необходимости проведения проверки;
Основной - происходит непосредственная проверка имеющихся документов. Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:

  • помещен ли товар под надлежащую таможенную процедуру;
  • достоверность сведений о товаре в декларации и прочих документах;
  • соблюдение запретов и ограничений по использованию товара;
  • соблюдение требований лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере;
  • иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.

Дополнительный - таможенным органом могут быть запрошены документы, необходимые для осуществления проверки. Кроме того, в ходе камеральной проверки таможенные органы могут провести таможенный осмотр и досмотр.
Заключительный - составляется акт о завершении камеральной таможенной проверки с описанием полученных выводов и результатов.
По результатам проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право знакомиться с материалами проверки, а так же представить возражения относительно выводов.

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности проверяемыми лицами.

Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

Плановая выездная таможенная проверка

Проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами
Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.
Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:

  1. результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
  2. информационные ресурсы таможенных органов;
  3. результаты предыдущих таможенных проверок;
  4. банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;
  5. таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;
  6. средства массовой информации;
  7. иные источники информации.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы обязаны направить проверяемому лицу уведомление о проведении проверки. Кроме того, на сайте ФТС России таможенными органами публикуются планы проверок юридических лиц на ближайшие годы.

Одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2014 по делу № А43-3032/2014.
Требования: ООО «ИСТКОН У» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Нижегородской таможни выразившихся в истребовании у Общества документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки.
Решение: требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.
Выводы суда: таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки, в связи с чем действия таможенного органа по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям являются незаконными. Действия Нижегородской таможни по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям совершены ответчиком в нарушение требований части 12 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Проводится на основании данных, свидетельствующих о возможном нарушении лицом таможенного законодательства, либо иные обстоятельства, с которыми закон связывает проведение указанного вида проверки.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

  1. данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  2. информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  3. заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  4. обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;
  5. поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;
  6. поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки и др.
    (полный перечень оснований указан в ст. 333 ТК ЕАЭС, ст.229 ФЗ № 289)

Так же, одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки, а так же запрос документов, не относящихся к предмету проверки.

Пример из судебной практики (до введения ТК ЕАЭС):

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2017 г. по делу № А40-161221/16
Требования : ООО «Техно Партс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных сроков проведения выездной таможенной проверки; о признании недействительным решения о приостановлении выездной таможенной проверки.
Решение : требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.
Вывод суда : в полученном заявителем уведомлении о приостановлении выездной таможенной проверки наличие каких-либо обстоятельств из числа перечисленных в абзаце 3 пункта 12 статьи 132 ТК ТС не указано, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение о приостановлении выездной таможенной проверки вынесено в отсутствие законных оснований, поскольку таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки.
Таможенным органом нарушен срок предоставления запрашиваемой от иностранного таможенного органа информации.
Кроме того, в период с 29.01.2016 по 26.04.2016 Московская таможня фактически не проводила проверку, дожидаясь от заявителя следующих документов: договора аренды помещения, справки об учетной политике ООО «Техно Партс» по налогообложению, справки обо всех расчетных счетах ООО «Техно Партс». Суды обоснованно сочли, что относимость данных требований к предмету проверки факта помещения товаров иностранного производства под таможенную процедуру, таможенным органом не доказана.

Встречная внеплановая выездная таможенная проверка

Проводится в отношении лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС и связанных по сделкам (операциям) с товарами с субъектом, в отношении которого проводится выездная таможенная проверка.
Как правило, указанная проверка проводится либо таможенным органом, непосредственно проводящим выездную проверку, либо во исполнение поручения иного таможенного органа, который проводит проверку лиц в другом субъекте.
В рамках указанных проверок таможенные органы проверяют цепочки поставки товаров, получают сведения о поставщиках товаров, фактах оплаты товаров, исследуют счета-фактуры, опрашивают руководителей и бухгалтеров общества.
Напоминаем, что лица обязаны хранить документы о таможенных операциях в течение 5 лет вне зависимости от того, представлялись они при подаче таможенной декларации или нет!

Проверка после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС.
Проверка после выпуска товаров - прежде всего документальный контроль достоверности сведений, заявленных декларантом, позволяющий таможенным органам:

  • сопоставить представленные сведения со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов;
  • установить факт законности/незаконности ввоза товара на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза;
  • установить круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке Российской Федерации.

Проверка после выпуска товаров проводится в течение 3-х лет после выпуска товаров в свободное обращение.

  • Проверьте служебные удостоверения сотрудников таможни, документы о проведении проверки;
  • Потребуйте доведения до вас оснований и повода для проведения проверки в отношении вашей компании;
  • Предоставляйте документы таможенному органу при проведении проверок и направлении запросов о представлении документов;
  • В случае идентификации товаров, взятии проб и образцов, осмотра помещений, ареста товаров - не препятствовать законным действиям таможенных органов, но обратиться за квалифицированной юридической помощью;
  • Присутствуйте при проведении всех мероприятий таможенного контроля;
  • Подписывайте документы только после их тщательного изучения;
  • Требуйте от инспекторов предоставления копий документов (актов осмотра, протокола изъятия);
  • При необходимости проводите фото и видео фиксацию;

Юристы таможенной практики «Юнитрейд» имеют большой практический опыт сопровождения таможенных проверок. Наши специалисты помогут Вам своевременно выявить нарушения и исправить их в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

В соответствии с законодательством таможенная проверка может грозить даже тем компаниям, которые приобрели товары на внутреннем рынке. Можно ли обезопасить себя от ревизий таможни и что делать, если проверка все-таки началась, рассказал Павел Приходько, юрист департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп.

Многие участники внешнеэкономической деятельности полагают, что раз импортный товар пересек границу Таможенного Союза и принят к учету, то можно «расслабиться». Однако это не так. Более того, некоторые компании, которые не занимаются ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретают товары на внутреннем рынке страны, даже не подозревают о том, что им грозит проверка таможни с присущими для подобных ревизий последствиями – штрафами, пенями и даже арестом товара.

Возникает закономерный вопрос: почему такое возможно и какое правовое основание позволяет таможенным органам «кошмарить» компании, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют отношения к таможенному оформлению товаров, которые они приобрели в России?

Ответ на этот вопрос содержится во вступившем в силу с 1 января 2018 года Таможенном кодексе Евразийского экономического союза . Аналогичная норма действовала и ранее в Таможенном кодексе Таможенного Союза. Именно эта норма позволяет таможенникам осуществлять проверку в течение трех лет после выпуска товаров в свободное обращение.

Добросовестность и штраф

Казалось бы, какое отношение имеют покупатели импортных товаров второй или третьей очереди к незаконному ввозу такой продукции? Все дело в том, что таможенным законодательством предусмотрена солидарная ответственность по уплате платежей за такого рода товары – как у ввозивших лиц, так и у участвовавших в дальнейшей перепродаже.

Однако пределы ответственности приобретателя незаконно ввезенных импортных товаров зависят от деталей. Ключевой момент состоит в том, будут ли обнаружены доказательства того, что лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза таких товаров. В случае, если приобретатель добросовестный и ревизоры не находят подтверждения незаконности, инспекторы либо арестовывают, либо изымают спорный товар и выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов без начисления пеней и требование о проведении таможенного декларирования (ст. 168 ФЗ № 311).

В случае, если таможенники обнаружат, что покупатель – недобросовестный, и тому будут подтверждения, покупатель будет обязан уплатить пошлины и налоги. Кроме того, таможенный орган имеет полное право взыскать пеню и недоимку ввиду такой неуплаты. Кроме этого недобросовестному приобретателю грозит административная ответственность по статье 16.21 КоАП РФ.

Напомню, согласно норме, юрлицам грозит штраф в размере от 50 до 200 процентов стоимости незаконно ввезенных товаров с их возможной конфискацией.

Как правило, факты незаконного ввоза вскрываются при проведении таможенных проверок. По аналогии с налоговым законодательством, таможенные ревизии делятся на камеральные и выездные. Камеральные проводятся таможенными органами без выезда к проверяемому лицу в месте своего нахождения и заключаются в анализе данных из деклараций и товаросопроводительных документов. Камеральные проверки проводятся неограниченное число раз и без оформления таких проверок решениями.

Выездную таможенную проверку, как следует из ее названия, инспекторы проводят по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности компанией или индивидуальным предпринимателем.

Как правило, выездная проверка проводится на основании информации, полученной таможенниками самостоятельно – этим занимаются аналитические отделы таможен; также часто выездные проверки назначают по информации из иных государственных органов (например, ФНС) в рамках межведомственного взаимодействия, иностранных государственных органов, после проведения камеральной таможенной проверки, от банков, а также из открытых источников.

Виды проверок

В таможенном законодательстве выделяются два вида выездных проверок: плановая и внеплановая. Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России.

Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Законодатель ограничился лишь перечислением источников информации, на основании которой декларанты попадают в список проверок. Таможенники учитывают результаты таможенного контроля во время декларирования, а также после выпуска товаров, используют собственные информационные базы (например, КПС «Постконтроль», «Мониторинг-Анализ»), оценивают итоги ранее проведенных ревизий. Кроме этого таможенные органы используют информацию, полученную из банков, СМИ, таможенных органов государств – членов ЕЭС, а также результаты предыдущих проверок.

Обратите внимание

Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Важно отметить, что получила регламентацию очередность проведения таких контрольных мероприятий.

Так, согласно ТК ЕЭС, плановые выездные таможенные проверки дозволяется проводить не чаще одного раза в год в отношении одной и той же компании. В отношении уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) этот срок еще больше – не чаще одного раза в три года.

При проведении плановых выездных проверок таможня обязана направлять декларанту уведомление о проведении такой ревизии заказным письмом с уведомлением. Сама проверка может начаться только спустя 15 дней со дня получения компанией этого уведомления. Для внеплановых выездных таможенных проверок не предусмотрено ограничений по периодичности их проведения.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза устанавливает, что причинами проведения внеплановых проверок могут послужить собственные данные таможни, информация, полученная от других госорганов, о возможном нарушении таможенного законодательства, а также запросы таможен и правоохранительных органов государств – членов ЕЭС.

Кроме того, причиной проведения внеплановой проверки может послужить необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки.

Выездная и встречная

Особого внимания заслуживает право таможенников проводить встречные выездные таможенные проверки. Этот институт был имплементирован таможенниками из сферы налоговых правоотношений. Как правило, необходимость в проведении подобных ревизий возникает, когда таможенники проверяют информацию и сведения у контрагентов, связанных операциями по товарам, по которым проводится выездная (основная) проверка.

Возвращаясь к порядку проведения выездной проверки , стоит отметить, что срок ее проведения составляет два месяца. Однако он может быть пролонгирован еще на один месяц по решению таможни. Кроме этого, при необходимости проведения встречной проверки, экспертизы, направления запросов в таможенные службы государств – членов ЕЭС выездная проверка может приостанавливаться на срок до девяти месяцев.

Датой начала проведения выездной проверки считается день вручения представителю компании решения о проведении ревизии. Завершается выездная таможенная проверка составлением акта.

Права и обязанности

Что же делать, если инспектор из таможенных органов постучал в дверь? Самое главное в данной ситуации – не паниковать и выполнять требования таможенного законодательства. Крайне не рекомендуется блокировать доступ в помещения, так как ТК ЕЭС прямо предусматривает обязанность проверяемых обеспечить доступ инспекторов на объект. Кроме того, в проведении таможенных проверок часто принимает участие таможенный СОБР, который имеет право пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения.

При проведении выездной проверки таможенным инспекторам предоставлено право получать от проверяемого товаросопроводительные документы, бухгалтерскую отчетность, требовать документы у других лиц, связанных сделками с проверяемым.

Помимо этого, таможенники имеют право требовать представить товары, по которым проводится проверка, отбирать пробы, изымать документы и арестовывать товары, опечатывать помещения и склады, получать доступ к базам данных компаний.

Также при проведении проверки фирма обязана обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на объекты компании и предоставить рабочее место контролерам. Но при этом нужно помнить, что фирма вправе отказать инспекторам в проведении проверки на вполне законных основаниях. Это возможно в случаях, если инспекторы не предъявили решение о проведении выездной таможенной проверки, не показали служебные удостоверения либо если Ф. И. О. инспекторов не указаны в решении о проведении контрольного мероприятия.

Не стоит забывать, что декларант при проведении проверки имеет право получать информацию о порядке проведения процедуры ревизии, присутствовать на проверке, а также обжаловать решения и действия таможенников.

Подводя итоги, стоит отметить, что таможенные проверки, несмотря на свою суровость, являются важным и действенным механизмом контроля товаров после выпуска.

Развитие и детализация нормативного регулирования института таможенных проверок – важнейшее условие внедрения постконтроля, что влечет за собой ускорение и упрощение таможенного декларирования товаров. И если компания является добросовестным участником ВЭД и проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, ей нечего опасаться. А все незаконные действия и акты таможни, если они и будут иметь место, можно и нужно обжаловать в судебном или административном порядке.

1. Храните таможенные декларации и товаросопроводительные документы в течение трех лет с даты выпуска товара.

2. Предоставляйте документы и сведения таможенному органу при проведении камеральной таможенной проверки.

3. Проявляйте должную осмотрительность и запрашивайте копии ДТ у контрагентов, а также проверяйте информацию о выпуске товаров на сайте ФТС России.

4. Лучше заранее готовиться к проведению таможенных проверок, если у компании есть условно выпущенные товары, товары, ввезенные со льготами, преференциями; если вы подали заявление на получение статуса УЭО.