Договор факторинга в мчп. Международный факторинг

В юридической литературе вопросам международного факторинга не уделяется большого внимания. Большая часть работ российских и зарубежных авторов посвящена исследованию внутреннего факторинга. При этом на сегодняшний день в науке отсутствует единый подход к пониманию факторинга как такового. В частности, можно встретить различные точки зрения в отношении сущности, признаков и элементов данного договора. Не сложилось, соответственно, единого подхода и в отношении понятийного аппарата, используемого для обозначения рассматриваемых правоотношений. В связи с этим в настоящей статье предпринята попытка изучения юридической природы договора факторинга, а также особенностей его регулирования с позиции норм международного частного права с тем, чтобы выявить возможные пути совершенствования последнего.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

Задача: В настоящее время возрос интерес к исследованию исторических аспектов, связанных с формированием различных институтов права. Наименее исследованными остаются вопросы развития международного права в целом и международного частного права, в том числе. В настоящей статье проведен историко-правовой анализ процесса юридического оформления системы международных отношений в частно-правовой сфере, в том числе при непосредственном участии российского государства.

Модель: В исследовании проведен историко-правовой анализ процесса становления международного частного права в имперский период с участием российского государства, основывающийся на первоисточниках: международно-правовых документах (договорах), заключенных Россией с различными государствами в указанный период времени и актах внутреннего законодательства, регулировавших соответствующую сферу, а также научных трудах посвященных изучению соответствующих вопросов.

Выводы: Проведен историко-правовой анализ, выявлены основные вопросы, подлежавшие правовому регулированию в рамках международного частного права соответствующего периода, определены тенденции, связанные с процессом формирования международного частного права, охарактеризовано правовое закрепление соответствующих положений на уровне международных договоров, заключенных различными, преимущественно европейскими государствами, а также соотношение положений международного права с актами внутреннего российского законодательства.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: исследование ограничено временными рамками и сферой международного частного права, что может быть расширено с точки зрения хронологических рамок и сфер взаимодействия.

Социальные последствия : В систематизированном виде, со ссылками на первоисточники, изложен процесс становления юридического оформления межгосударственных отношений в сфере частного права в указанный период времени, что вносит лепту в изучение истории международного права в целом, в том числе соответствующих политических и правовых процессов.

Оригинальность/ценность - работа может быть использована для изучения истории государства и права, международного частного права и ряда других наук.

The paper aims at analyzing the role of various legislative and policy sources in delineating the conceptual and regulative frameworks for transnational employment relations. This type of employment relations is still perceived as a novelty in Russia and is not actually reflected in the Russian legislation. However while during the last decades the legislature has not provided for a consistent approach to the understanding of this phenomenon, the perception of it is now being formed - more or less successfully - on the international/interregional and corporate levels, as well as in contemporary research and in everyday practice. The paper offers an outline of recent academic studies defining particular groups and categories of transnational employment relations proposed by the Russian scholars, explaining problems that arise in the legal regulation of this phenomenon and suggesting possible ways of their solution. Apart from this the paper summarizes principles for the transnational employment relations regulation provided in interregional and bilateral treaties (mostly of the Commonwealth of Independent States and of the EuroAsEC levels). The author describes commonalities and variations of approaches that can be found in these documents, makes an effort to explain the reasons that have brought them about and gives some assumptions of their possible effect and productive usage at the national and enterprise levels. These speculations are supplemented with an analysis of enterprise level developments in regard to transnational employment relations - both national and multinational - that embrace introduction of new concepts and instruments, bringing to light new aspects of the phenomenon and spreading good practices on sectorial or inter-sectorial levels. Among other issues discussed in the paper there is an assumption that the time has come to give a more serious recognition of the so called “soft law sources” which can now be found on both international/interregional and enterprise levels. While these sources are widely used in practice they still lack official recognition and any particular status in the Russian legal doctrine. This abundant data demonstrates some clear similarities and differences. Therefore it is argued that the field has been developed to the point where particular generalization and systematization can be performed to make the legislative amendments possible in the nearest future. The author provides several examples of such generalizations and amendments and makes an inference of their effect onto the policy and practice of all the stakeholders involved in transnational employment relations or responsible for their regulation in the Russian context.

Гриднева Е. А. В кн.: Коммуникативистика ХХI века: перспективы развития социально-гуманитарного знания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 марта 2010 г.. Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. С. 26-33.

Становление индустриального общества сопровождается формированием предметного подхода эстетики бизнеса, связанного с коммерциализацией эстетического в обществе массового производства и потребления. Подход на протяжении ХХ в. претерпевает изменения от “жесткой” версии, представленной американским стайлингом 30-х гг., до ”мягкой” версии в европейском дизайне. Но имитационная природа коммерциализированной эстетики сохраняется: главным является доминирование маркетинговых задач и формы вещи над ее целостностью.

Под редакцией: В. Быченков Калуга: КФ РПА Минюста России, 2010.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) - это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

This article analyzes the usage of legislation as a legal source in the Russian Empire through the phenomenon of the publication of law. The author argues that the absence of separation of executive, legislative and court powers had definite negative effects for lawmaking and enforcement. The legislative politics of Russian emperors could be analyzed using Jürgen Habermas‘ concept of ―representative publicness‖ (representative öffentlichkeit): to a large extent, the tsars considered law as both an assertion of authority and a means of governing. Their actions towards strengthening legality in the state (i.e. the compulsory publication of legislation) were in essence symbolic or theatrical. In fact, since the separation of laws from executive acts did not exist in imperial Russia, the legislation was published (or stayed unpublished) exclusively for state administrators. The conflict in conceptions of legality between state and civil actors in the second half of the nineteenth century was not of a merely political nature. The article demonstrates that there was a public demand for publication of legislation; insufficient accessibility of legal information negatively influenced social and economic development in imperial Russia.

Белый А. В. ЭКО. 2010. № 6. С. 97-114.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.


Главная форма коммерческого финансирования - это междуна-родный факторинг. Появление договора факторинга связано со стремлением участников гражданского оборота применять эффек тивную систему финансовых расчетов при помощи посредников, обеспечивающих быстрое и гарантированное получение платежей от обязанных лиц. Договор факторинга направлен на регулирова ние посреднической деятельности в сфере международных коммер ческих расчетов.
Этот договор (contract of factoring) сформировался в практике США в 50-х годов XX в., а с конца 60-х годов стал применяться и в практике других стран. На национальном уровне договор факто-
ринга регулируется в основном судебной практикой. Специальная 281 законодательная регламентация этого соглашения практически не имеет места.
Договор факторинга - это контракт но оказанию посредниче ских услуг в проведении расчетных операций между участниками коммерческой деятельности, предусматривающий определенные обя занности посредника предоставлять и другие услуги коммерческого характера. Это соглашение трех сторон: поставщика товаров или ус луг, факторинговой фирмы (фактора), фирмыЧ приобретателя то варов или услуг. Поставщик является кредитором, т.е. владельцем прав требования по заключенному контракту (купле-продаже, по ставке и пр.). Фирма-приобретатель - это должник, т.е. обязанное по данной сделке лицо.
Основное содержание факторинга как посреднической финан совой операции сводится к удовлетворению фактором прав требова ния кредитора. Это производится за счет взыскания с должника де нежных средств но коммерческому счету кредитора. Поставщик за ключает специальное соглашение с фактором, согласно которому происходит передача прав требования в отношении должника от по ставщика к фактору. Передача происходит в форме юридической переуступки прав (суброгации). Фактор обязуется немедленно вы платить поставщику денежные суммы по нолученным от него доку ментам (коммерческим счетам). Гарантия перечисления денежных сумм предоставляется независимо от результатов их взыскания с должника. С экономической точки зрения факторинг - это покуп ка фактором коммерческих счетов с их немедленной оплатой.
Договор факторинга имеет рамочный характер и служит основа нием для выполнения фактором конкретных поручений поставщи ка. В договоре определяются как общие условия отношений между сторонами, так и механизм их реализации. Как правило, преду сматриваются ограничения по общей сумме сделок, в пределах ко торой фактор обязан принимать поручение поставщика о взыскании средств с должника по коммерческим счетам. Ограничиваются так же и сроки действия договора, т.е. период проведения подобных операций (например, полгода, год и т.д.). Такие ограничения на правлены на минимализацию коммерческих рисков фактора. Для

282 ЭТОЙ же цели фактор предварительно, еще до заключения договора, проводит изучение коммерческого и финансового положения по-ставщика как возможного контрагента.
По договору факторинга фактор становится монопольным по средником поставщика в проведении расчетных операций. На уста-новленной договорной территории в течение срока действия догово ра фактор обладает исключительным правом по осуществлению операций с клиентами. Поставщик не вправе обращаться к услугам других факторов на договорной территории; он обязан направлять фактору все коммерческие счета по заключенным сделкам. Договор факторинга содержит условие о переводе поставщиком прав требо вания на фактора (суброгация), условие о порядке принятия факто ром отдельных поручений поставщика, условие об открытии теку щего счета поставщика для перечисления фактором денежных средств.
Отличительная особенность механизма проведения операций по факторингу - фактор не берет на себя твердого обязательства принимать к исполнению все поручения контрагента. Фактор может принять или отклонить предложение в отношении любого конкрет ного счета, выставленного на какого-либо должника. Принятие фактором поручения представляет собой не только согласие на его выполнение и немедленный платеж при оформлении переуступки прав, но и гарантию платежа но счету.
Взыскание с должника средств по счету во многих случаях мо жет быть сопряжено с серьезными трудностями и даже оказаться невозможным. В таких случаях фактор вправе не одобрить поруче ния, но это исключает возможности проведения расчетной опера ции. С согласия поставщика фактор проводит такую операцию, но с переводом средств только после оплаты счета должником и без пре доставления гарантии оплаты. В подобной ситуации расчетная опе рация имеет характер обычного договора поручения.
Сущность международного факторинга состоит в том, что фи нансовая корпорация освобождает экспортера от финансового бре мени экспортной сделки, в особенности от взимания покупной це ны, причитающейся с зарубежных покупателей. Таким образом экспортер может полностью сосредоточиться на своей прямой дея-
тельности по продаже и маркетингу товаров. Этим достигается раз- 283 деление функций: вывоз, включая отправку товаров, оформление документов и передача транспортной документации совершаются экспортером (продавцом), но кредитование в установленных преде лах составляет обязанность фактора. Цель факторинга - достиже ние оптимального международного разделения труда.
Финансовая корпорация (фактор) выступает в качестве посред ника. Значение международного факторинга как посреднической финансовой операции заключается в удовлетворении фактором прав требований кредитора за счет взыскиваемых с должника сумм по коммерческому счету кредитора. Международный факторинг уп рощает получение наличных денег в экспортных операциях и пре доставляет защиту от безнадежных долгов. Виды факторинга: рас крытый (уступка фактору принадлежащего экспортеру права тре бовать уплаты покупной цены) и нераскрытый (дисконтирование счетов).
Раскрытый факторинг основан на уступке фактору как цессио нарию принадлежащего экспортеру права требования уплаты по купной цены. Уступка права требования совершается в письменной форме, подписывается цедентом (экспортером) и специальным пись менным уведомлением доводится до сведения должника (иностран- . Х, | ного покупателя). Уступка права требования должна быть абсолют ной, т.е. полной (а не частичной), чтобы должнику не пришлось иметь дело с несколькими кредиторами.
Нераскрытый факторинг (дисконтирование счетов, т.е. выкуп счетов со скидкой) - это наиболее распространенный вид междуна родного факторинга. Осуществление в форме, основанной на праве справедливости цессии (уступка требования в обязательстве друго му лицу). В этом соглашении договоренность о факторинге ино странному покупателю не раскрывается, и он уплачивает покупную цену экспортеру. Экспортер получает цену как доверительный соб ственник фактора и должен перевести полученные средства на осо бый счет, указанный фактором. Нарушение условий соглашения (перечисление средств на счет поставщика, а не фактора) представ ляет собой состав правонарушения, состоящего в присвоении дви жимых вещей. Платеж должен быть возвращен фактору.

284 На международном уровне этот способ финансирования урегу лирован в Оттавской конвенции о международном факторинге 1988 г. Конвенция применяется, если долговые требования, уступ ленные по договору факторинга, возникли из договора купли-про дажи между поставщиком (продавцом) и должником (покупате лем), коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Кроме того, государства, на территории которых находятся предприятия поставщика, должника и фактора, должны быть участниками Конвенции. Положения Конвенции применяются и в том случае, если договор купли-продажи и договор факторинга регулируются правом государств-участников.
Для целей Конвенции договор факторинга должен удовлетво рять определенным условиям:
Поставщик может или желает уступить фактору права требо вания, которые возникли из договоров купли-продажи, заключен ных поставщиком с его покупателями (должниками). Из сферы действия Конвенции исключаются договоры купли-продажи това ров, приобретенных для личных, семейных или домашних нужд.
Фактор должен выполнять хотя бы две из перечисленных функций: финансирование поставщика, включая займы и авансо вые платежи; ведение счетоводства (леджеринг), относящегося к долговым требованиям; получение долгов; защиту от неплатежей со стороны должника.
Нормы Конвенции имеют диспозитивный характер - они обя-зательны для применения, только если стороны не оговорили иного правового регулирования. Конвенция применяется и к раскрытому, и к нераскрытому факторингу.
В российском законодательстве отсутствуют нормы о договоре факторинга, и в Оттавской конвенции по международному факто рингу Россия также не участвует. Отношения, лежащие в основе факторинга, с точки зрения ГК РФ представляют собой сделку ус тупки права. Эта сделка регулируется положениями главы 24.1 ГК Переход прав кредитора к другому лицу. Нормы этой главы при меняются как к уступке права, имеющей только внутренний, лрос сийский характер, так и к международным гражданским правоот ношениям, если место жительства или основное место деятельности
финансового агента находится на территории РФ. В статье 1211 ГК 285 РФ говорится о договоре финансирования под уступку денежного требования. Центральной стороной этого договора выступает фи нансовый агент. Многие отечественные ученые отмечают настоя тельную необходимость закрепления специального правового регу лирования договора факторинга в российском законодательстве.
Форфейтинг является разновидностью факторинга. Факторинг в основном используется для обслуживания сделок, связанных с по требительскими товарами, а форфейтинг - связанных с машинами и оборудованием. Период оплаты обязательств покупателем по фак торингу составляет 3 - 6 месяцев, а по форфейтингу - 0,5 - 5 лет. Фактор не берет на себя никаких рисков по сделке, а форфейт берет на себя все риски. Размер дисконта по факторингу - 10Ч12%, а ио форфейтингу - 25 - 30%. Фактор не имеет права передавать денежные обязательства третьим лицам, а у форфейта есть такое право.

Договор факторинга в МЧП. Международный факторинг- разновидность факторинговой операции, обеспечивающей финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда продавец и покупатель являются резидентами разных государств. Международный факторинг часто используется как финансовая услуга по долгосрочным или бессрочным внешнеэкономическим контрактам, для которых характерны регулярность поставок и значительный товарооборот. Договор факторинга - это контракт по оказанию посреднических услуг в проведении расчетных операций между участниками коммерческой деятельности, предусматривающий определенные обязанности посредника предоставлять и другие услуги коммерческого характера. Это соглашение трех сторон: поставщика товаров или услуг, факторинговой фирмы (фактора), фирмы- приобретателя товаров или услуг. Поставщик является кредитором, т.е. владельцем прав требования по заключенному контракту (купле-продаже, поставке и пр.). Фирма-приобретатель - это должник, т.е. обязанное по данной сделке лицо. Основное содержание факторинга как посреднической финансовой операции сводится к удовлетворению фактором прав требования кредитора. Это производится за счет взыскания с должника денежных средств но коммерческому счету кредитора. Поставщик заключает специальное соглашение с фактором, согласно которому происходит передача прав требования в отношении должника от поставщика к фактору. Передача происходит в форме юридической переуступки прав (суброгации). Договор факторинга имеет рамочный характер и служит основанием для выполнения фактором конкретных поручений поставщика. В договоре определяются как общие условия отношений между сторонами, так и механизм их реализации. Как правило, предусматриваются ограничения по общей сумме сделок, в пределах которой фактор обязан принимать поручение поставщика о взыскании средств с должника по коммерческим счетам. Ограничиваются также и сроки действия договора, т.е. период проведения подобных операций (например, полгода, год и т.д.). Такие ограничения направлены на минимализацию коммерческих рисков фактора. Для этой же цели фактор предварительно, еще до заключения договора, проводит изучение коммерческого и финансового положения поставщика как возможного контрагента. По договору факторинга фактор становится монопольным посредником поставщика в проведении расчетных операций. На установленной договорной территории в течение срока действия договора фактор обладает исключительным правом по осуществлению операций с клиентами. Поставщик не вправе обращаться к услугам других факторов на договорной территории; он обязан направлять фактору все коммерческие счета по заключенным сделкам. Договор факторинга содержит условие о переводе поставщиком прав требования на фактора (суброгация), условие о порядке принятия фактором отдельных поручений поставщика, условие об открытии текущего счета поставщика для перечисления фактором денежных средств. Виды факторинга: раскрытый (уступка фактору принадлежащего экспортеру права требовать уплаты покупной цены) и нераскрытый (дисконтирование счетов). Раскрытый факторинг основан на уступке фактору как цессионарию принадлежащего экспортеру права требования уплаты покупной цены. Уступка права требования совершается в письменной форме, подписывается цедентом (экспортером) и специальным письменным уведомлением доводится до сведения должника (иностранного покупателя). Уступка права требования должна быть абсолютной, т.е. полной (а не частичной), чтобы должнику не пришлось иметь дело с несколькими кредиторами. Нераскрытый факторинг (дисконтирование счетов, т.е. выкуп счетов со скидкой) - это наиболее распространенный вид международного факторинга. Осуществление в форме, основанной на праве справедливости цессии (уступка требования в обязательстве другому лицу). В этом соглашении договоренность о факторинге иностранному покупателю не раскрывается, и он уплачивает покупную цену экспортеру.

Одной из наиболее развитых форм внешнеэкономической деятельности, отражающих современные тенденции развития экономики, является международный факторинг. Как и финансовый лизинг, факторинг направлен на привлечение дополнительных источников финансирования в производственную и торговую сферу, являясь своего рода разновидностью коммерческого кредитования.

Факторинг используется преимущественно в сфере купли-продажи товаров. При этом продавец товара, не дожидаясь исполнения покупателем обязательства уплатить цену за товар, за вознаграждение уступает право денежного требования банку или иной коммерческой организации (фактору), которому по просьбе продавца покупную цену платит покупатель. Одновременно фактор оказывает продавцу и другие финансовые услуги, в частности по ведению бухгалтерского учета, выставлению счетов по денежным поступлениям, изучению финансового состояния должников, страхованию рисков неплатежей.

Правовое регулирование договора факторинга во многих промышленно развитых странах основывается не на специальных, а на общих нормах обязательственного права, относящихся к уступке права требования (цессии), с которой факторинг имеет много общего. Вместе с тем факторинг отличается от обычной цессии, поскольку он является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, связанной с оказанием финансовых услуг коммерческим предприятиям, занимающимся продажей товаров, работ либо услуг.

Международно-правовое регулирование факторинга

Отсутствие специальных норм о факторинге в национальном законодательстве многих стран и различия в практике применения факторинговых операций вызвали необходимость международно-правового регулирования факторинга. Результатом явилась Конвенция УНИДРУА "О международном факторинге", подписанная в г. Оттаве 28 мая 1988 г. (далее в настоящей главе – Оттавская конвенция) и вступившая в силу с 1 мая 1995 г. для трех стран – Франции, Италии и Нигерии. В дальнейшем ее участниками стали и другие государства (в частности, Венгрия, Италия, Латвия, Украина). Россия в данной Конвенции не участвует, однако многие из ее положений были восприняты при разработке гл. 43 ГК РФ, регулирующей договор финансирования под уступку права требования.

Конвенция была принята одновременно с Конвенцией "О международном финансовом лизинге". В обеих Конвенциях при решении общих вопросов были использованы одинаковые подходы. Так, Конвенция применяется в тех случаях, когда коммерческие предприятия продавца и его должника находятся в разных государствах, участвующих в Конвенции. Ее участником должно быть и государство коммерческого предприятия-фактора.

Положения Конвенции применяются также, если договор купли-продажи, заключенный между продавцом и покупателем (должником), равно как договор факторинга, подчинены праву страны, участвующей в Конвенции.

Однако даже при наличии этих условий применение Конвенции может быть исключено участниками факторинга – как сторонами договора факторинга (если это оговорено ими в договоре факторинга), так и сторонами договора международной купли-продажи товаров, если это оговорено между ними в договоре в отношении денежных требований, возникших после письменного уведомления фактора о таком исключении (ст. 3).

Вопросы, относящиеся к предмету регулирования Конвенции, которые прямо в ней не рассматриваются, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов – в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права (коллизионных норм) (п. 2 ст. 4), и т.д.

Согласно Конвенции под договором факторинга понимается договор, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фактором), в соответствии с которым поставщик передает фактору требования, вытекающие из договоров международной купли-продажи товаров, заключенных между поставщиком и его должником (покупателем). Предметом уступки являются требования, вытекающие из договоров международной купли-продажи товаров, заключаемых в сфере предпринимательской деятельности. В частности, не могут быть предметом уступки денежные требования, вытекающие из сделок по приобретению товаров для личных, семейных или домашних нужд (п. 2 ст. 1).

Фактор выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

  • а) финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
  • б) ведение бухгалтерского учета по причитающимся суммам;
  • в) предъявление к оплате денежных требований;
  • г) защиту интересов поставщика в связи с неплатежеспособностью его должников.

Конвенция регулирует так называемый "раскрытый" факторинг, заключающийся в том, что должник в обязательном порядке уведомляется в письменной форме об уступке права требования. В международной практике используется также "нераскрытый" факторинг, при котором договоренность об уступке не раскрывается должнику (покупателю). При этом продавец получает от него покупную цену за товар и зачисляет полученные суммы на отдельный счет но указанию фактора.

Подчеркивая взаимообусловленный характер отношений факторинга, участниками которого являются продавец, фактор и покупатель товара (должник), Конвенция вместе с тем рассматривает факторинг как самостоятельное обязательство. Соответственно, уступка требования может быть осуществлена, несмотря на любое соглашение между поставщиком и его должником (покупателем), запрещающее такую уступку (ст. 6).

В Конвенции определен порядок предъявления требований в случае невыполнения одними участниками факторинга своих обязательств перед другими участниками. По общему правилу при предъявлении фактором к должнику требований о платеже этот должник вправе использовать в отношении фактора все средства защиты, указанные в контракте, которыми он мог бы воспользоваться в случае, если бы такое требование предъявил поставщик (в частности, предъявить фактору встречные требования, относящиеся к качеству либо количеству товара) (ст. 9). Вместе с тем, если платеж уже совершен должником, но им не получены или получены товары, не соответствующие договору, он имеет право предъявить требование непосредственно к поставщику, не обращаясь за взысканием к фактору (ст. 10).

Должник вправе предъявить требование непосредственно к фактору лишь в двух случаях, предусмотренных Конвенцией. Во-первых, если должник произвел платеж фактору, но фактор не оплатил стоимость товара поставщику и, во-вторых, если фактор осуществил платеж поставщику, заведомо зная о том, что поставщик не исполнил своих обязательств перед должником (ст. 10).

Унификация права, относящегося к уступке требований по платежным обязательствам, включая международный факторинг, проводилась ЮНСИТРАЛ. Результатом явилась Конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле, принятая 12 декабря 2001 г. Резолюцией 56/81 на 85-м Пленарном заседании 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Конвенция не вступила в силу).

По отношению к Оттавской конвенции о международном факторинге 1988 г. указанная Конвенция в случае вступления в силу будет иметь приоритетное значение, в отличие от любого другого международного соглашения, в сферу действия которого входят предусмотренные ею сделки (здесь Конвенция не имеет преимущественной силы) (ст. 38).

Конвенция применяется к уступкам "международной дебиторской задолженности" и "международным уступкам дебиторской задолженности". В соответствии с ней уступка является международной, если цедент и цессионарий находятся в разных государствах, в свою очередь, дебиторская задолженность является международной, если цедент и должник находятся в разных государствах. Международный характер уступки или дебиторской задолженности определяется на основании местонахождения цедента и цессионария или должника в момент заключения договора уступки.

В предмет регулирования Конвенции входят не только факторинг, но и все известные виды уступки дебиторской задолженности, включая традиционный институт цессии, форфейтинг, учет счетов-фактур, секьюритизацию договорной дебиторской задолженности, кредитование под обеспечение активами, проектное финансирование под будущие доходы проекта и т.д. Уступка также может представлять собой суброгацию или сделку залогового вида.

Уступка дебиторской задолженности расценивается в Конвенции также в качестве "обеспечения долга или иного обязательства", что отражает современные международные тенденции применения цессии в качестве способа обеспечения обязательств.

Предметом уступки являются права на причитающиеся с должника денежные суммы (дебиторская задолженность, как "существующая" на момент заключения договора, так и "последующая", т.е. возникающая после его заключения), передаваемые полностью или частично одним лицом (цедентом) другому лицу (цессионарию). В объем уступаемых требований входят также акцессорные права, обеспечивающие платежи по первоначальному договору.

В отличие от Оттавской конвенции уступка требований может осуществляться не только по договору купли-продажи, но и но другим договорам. Вместе с тем требования, возникающие из иных, чем договор, оснований – "внедоговорных" либо законных оснований, таких как требования из деликта или требования о возмещении налоговых платежей, – Конвенцией не охвачены.

Не распространяется она и на уступки требований, вытекающих из договоров и иных сделок в сфере финансовых услуг, прямо указанных в ст. 4 Конвенции, в число которых входят сделки на регулируемом фондовом рынке, сделки с иностранной валютой, сделки на срок, сделки спот и своп, фьючерсные сделки, опционные сделки и т.д.

Дебиторская задолженность передается цессионарию независимо от какого-либо соглашения между цедентом и должником, ограничивающим право цедента уступать свою дебиторскую задолженность. В то же время в отличие от Оттавской конвенции в ней допускается уступка как раскрытая (т.е. требующая письменного уведомления должника об уступке), так и нераскрытая.

Особый интерес представляет регулирование, связанное с определением очередности получения дебиторской задолженности (включая случаи банкротства должника), когда права на нее одновременно имеют несколько цессионариев. В приложении к Конвенции государствам-участникам предлагаются на выбор типовые положения, содержащие три варианта определения приоритета цессионария, с которыми государства могут быть связаны на основании заявления: предусматривающие очередность регистрации уступки, очередность заключения соглашения об уступке либо уведомление должника об уступке.

Наряду с материально-правовым регулированием Конвенция предусмотрела общую коллизионную норму, согласно которой все коллизии, относящиеся к вопросу о приоритетах конкурирующих цессионариев, подлежат разрешению согласно праву местонахождения цедента (ст. 22).

В гл. V Конвенции содержатся автономные коллизионные нормы, подлежащие применению, если только решение не может быть принято в соответствии с лежащими в ее основе принципами.

Указанные коллизионные привязки могут применяться независимо от других положений Конвенции – даже в тех случаях, когда цедент или должник не находятся в государстве – участнике Конвенции или когда правом, регулирующим первоначальный договор, не является право государства – участника Конвенции. При этом необходимо, чтобы такие сделки носили международный характер и не были бы исключены из сферы ее действия.

Автономные коллизионные нормы предусматривают, что взаимные права и обязанности цедента и цессионария регулируются в соответствии с принципом автономии воли "избранным ими правом" (п. 1 ст. 28). При отсутствии соглашения между ними подлежащее применению право определяется на основании критерия наиболее тесной связи с договором (п. 2 ст. 28). К отношениям между цессионарием и должником подлежит применению право страны, которому подчиняется первоначальный договор. В соответствии с этим правом определяются допустимость уступки требования, отношения между цессионарием и должником, условия, при которых требование может быть предъявлено к должнику цессионарием, вопрос о надлежащем исполнении обязательства должником (ст. 29).

Воспроизводится также положение, согласно которому приоритет конкурирующих цессионариев определяется в соответствии с правом государства, в котором находится цедент (ст. 30), и т.д.

Законодательство России о международном факторинге (финансировании под уступку права требования)

В законодательстве РФ факторинг (известный как финансирование под уступку права требования) выделен в качестве самостоятельного вида договора. Материальноправовое регулирование этого договора содержится в гл. 43 ГК РФ, воспринявшей многие положения Оттавской конвенции о международном факторинге.

В ГК РФ имеется и специальная коллизионная норма, регулирующая факторинг (финансирование под уступку права требования). В соответствии с ней право, подлежащее применению к договору финансирования под уступку права требования, определяется на основании подп. 9 п. 3 ст. 1211 ГК РФ, отсылающей при отсутствии соглашения сторон к праву страны финансового агента (фактора).

Лекция 10. Международные расчетные и кредитные отношения

10.1. Финансирование международных коммерческих операций

Финансовое обеспечение международной коммерческой деятельности (коммерческое финансирование) заключается в осуществлении финансирования и платежей.

Среди форм коммерческого финансирования различают: факторинг, форфейтинг, финансовый лизинг и безоборотное финансирование.

Международный факторинг и международный финансовый лизинг являются объектами международных конвенций (Конвенции о лизинге и Конвенции о факторинге), подписанных на дипломатической конференции в Оттаве 28 мая 1988 года. Пока конвенции не вступили в силу, однако их принципы служат основой правового регулирования финансирования международных сделок.

Сущность международного факторинга заключается в том, что финансовая корпорация (называемая фактором) соглашается освободить экспортера от финансового бремени экспортной сделки, в особенности от взимания покупной цены, причитающейся от зарубежных покупателей, с тем чтобы экспортер смог сосредоточиться на своей прямой деятельности по продаже и маркетингу своих товаров.

Вывоз, включающий отправку товаров, документация и передача транспортных документов совершаются экспортером (продавцом), но осуществление кредитования в согласованных пределах составляет обязанность фактора.

Международный факторинг:

Упрощает получение наличных денег в ходе экспортных операций;

Если кредитование (как элемент, содержащийся в большинстве экспортных сделок) совершается на безоборотной основе, предоставляет защиту от безнадежных долгов.

Виды международного факторинга: раскрытый и нераскрытый факторинг.

Раскрытый факторинг основан на уступке фактору как цессионарию принадлежащего экспортеру права требовать уплаты покупной цены. Уступка права требования должна быть совершена письменно, подписана цедентом (экспортером), она должна быть абсолютной (то есть не частичной, а полной, чтобы должнику не пришлось иметь дело с несколькими кредиторами) и доведенной специальным письменным уведомлением до сведения должника (иностранного покупателя).

Наиболее распространенный вид нераскрытого факторинга известен как дисконтирование счетов. Осуществляется оно в форме, основанной на праве справедливости цессии (уступка требования в обязательстве другому лицу), требования покупной цены фактору экспортерам. В этом соглашении договоренность о факторинге иностранному покупателю не раскрывается и он платит покупную цену экспортеру. В договоре о факторинге предусматривается, что экспортер получает цену как доверительный собственник фактора и должен зачислить полученные суммы на отдельный счет, который указал фактор. Если в договоре есть такое условие и директор экспортной компании, получив платеж, зачисляет эти суммы на счет компании, то эти действия содержат состав правонарушения, состоящего в присвоении движимых вещей, и платеж должен быть возвращен фактору.