Срок действия аккредитации рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — Российская газета

В соответствии с п. 4.1 Постановления "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются такие документы, как:

1) ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работниках, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;

2) сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К данному протоколу должны прилагаться:

1) карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

2) вышеуказанные ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;

3) сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

4) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Все же результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации рабочего места по условиям труда.

Порядок заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда. Карта аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых льготах, компенсациях, доплатах работникам и соответствии их действующему законодательству, нормах выдачи спецодежды и защитных средств, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест и, в случае необходимости, предложения об отмене льгот и компенсаций или введении новых (п. 1 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

Она предназначена для:

1) комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;

2) оценки травмобезопасности;

3) выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;

4) обоснования предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);

5) разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;

6) ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты (п. 2 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

Для заполнения самих карт используются планировки рабочих мест, порядок расстановки рабочих в производственных бригадах, техническая и технологическая документация, результаты хронометражных, гигиенических и психофизиологических исследований, проводимых на рабочих местах, критерии оценки вредности и опасности условий труда, нормы выдачи спецодежды и защитных средств, законодательство для определения льгот и другие документы (п. 5 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

В соответствующих строках проставляются номер карты, наименование профессии и должности работников. Коды профессий и должностей работников заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367.

Наименования и коды производства, цеха (отдела), участков (бюро, сектора), рабочего места заполняются в соответствии с имеющейся в организации системой кодирования. Указывается количество аналогичных рабочих мест с идентичными условиями труда и их коды. Каждому рабочему месту присваивается, при необходимости, номер в виде одиннадцатизначного кода:

XX XXX XXX XXX, где:

Первая группа цифр - это номер рабочего места на участке;

Вторая - номер бригад (первая цифра номер участка);

Третья - номер цеха;

Четвертая - номер производства, филиала (п. 6 Порядка заполнения карты аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда).

В адресной части аттестационной карты указывается полное наименование организации, отрасли (подотрасли) и территории.

При анализе материалов по состоянию условий труда для автоматизированной обработки результатов аттестации в карте аттестации предусмотрена система кодирования.

Таблица "Коды" заполняется:

1) графа "организация" - в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (ОКПО), утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 297;

2) графа "министерства (ведомства)" - в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (СООГУ), утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 294. При отсутствии соответствующего министерства или ведомства ставить прочерк;

3) графа "отрасли" - в соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" 1750-18, утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 14 ноября 1975 г. N 18;

4) графа "территории" - в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413.

Контроль же за заполнением аттестационных карт осуществляется ответственным работником организации (п. 3.1 Порядка).

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет работодателю определить насколько безопасно организована деятельность его сотрудников. В настоящее время все наниматели, за исключением физических лиц без образования ИП, должны проводить данное мероприятие.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».

По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий , направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.

В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет . То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Аттестация рабочих мест: кто проводит

Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.

К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:

  • В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
  • В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
  • В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.

Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на ]]> сайте Минтруда ]]> .

Как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно

В настоящее время наниматели не вправе проводить аттестацию рабочих мест без привлечения сотрудников компании, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае результаты такой спецоценки не будут иметь законную силу.

Как проводится аттестация рабочих мест

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
  • Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
  • Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
  • Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.

С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Это сводный документ, в который вносятся все сведения о проверяемом рабочем месте, и указывают уровень (степень) воздействия тех или иных факторов, например, уровень АПФД (в аттестации рабочих мест под этой аббревиатурой объединяют все аэрозольные вещества, которые могут находиться в воздухе).

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

В случае если наниматель уклоняется от проведения спецоценки или нарушает ее процедуру, на него налагается административное наказание. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест взимается по п. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и составляет:

  • 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц и ИП.
  • 60 000 – 80 000 руб. для организаций.

При этом уплата штрафа не избавляет виновника от проведения аттестации.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

  • Законодательство
  • Сроки аттестации
  • Кто проводит аттестацию?

Законодательство

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры - улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок. Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500 до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования. При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

(Пока оценок нет)

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г. Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.

Зачем нужна аттестация?

(АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:

  • выполнять закон;
  • контролировать условия труда;
  • обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
  • избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
  • исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.

Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.

Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.

Законодательная база

Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:

  • ФЗ No 426
  • Приказ Минтруда No 33н

Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.

Периодичность проведения АРМ

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет . С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.

Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:

Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.

Порядок проведения

Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.

Этапы АРМ :

  1. Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать .
  2. Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
  3. Издание локального акта о проведении аттестации.
  4. Ознакомление персонала с приказом.
  5. Проведение АРМ.
  6. Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
  7. Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.

Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.

За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.

При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.

Приказ об аттестации

Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты :

  1. Шапка: название компании, ФИО учредителя.
  2. Дата издания, населенный пункт.
  3. Название приказа.
  4. Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
  5. Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
  6. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  7. Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
  8. Подпись работодателя.

Работодатель обязан ознакомить персонал с критериями оценок, описанием системы оценивания соответствия работников занимаемым должностям по итогам прохождения АРМ. Этот пункт может быть включен в приказ или присоединен к нему как отдельное приложение.

Кто проводит аттестацию?

Для проведения АРМ создается комиссия. В ее состав входят работники специального аттестующего органа, у которого имеется свидетельство об аккредитации на этот вид деятельности. Работодатель выбирает самостоятельно организацию, заключает с ней договор на оказание услуг, оплачивает их.

В функции работодателя входит организовать процесс в соответствии с установленным графиком, доставить комиссию в указанное время на предприятие. Все аттестационные действия и оформление документов комиссия производит самостоятельно. В состав комиссии включается представитель профсоюзного комитета предприятия для обеспечения прав работающих.

Требования к организации , которая аттестует рабочие места:

  1. Запись о том, что оценка РМ является основным видом ее деятельности.
  2. Наличие собственной официально аккредитованной лаборатории.
  3. Наличие сертификатов у персонала о допуске к проведению оценки условий труда.
  4. Наличие в штате санитарного врача.

Рабочие места, на которых по ходу исследования были обнаружены вредные факторы, исследуются дополнительно с применением комплексных лабораторных методов. После этого им присваивается категория по состоянию: оптимальная, допустимая, вредная или опасная.

Обязательна ли аттестация рабочих мест?

АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.

Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.

Карта аттестации рабочего места

В ходе процедуры контроля рабочего места комиссией заполняется карта аттестации рабочего места. Карта АРМ – это документ, в котором отображаются данные об условиях работы и результаты проверки:

  1. Указание на РМ, которые не соответствуют нормам. Если показатели значительно отклоняются от положенных норм, то комиссия выносит решение о запрете использовать РМ. На работодателя накладывается штраф.
  2. Составление плана действий по улучшению существующих условий труда, которые направлены на устранение выявленных нарушений.
  3. Обоснование на предоставление льгот для сотрудников предприятия. Если в карте АРМ комиссия отметит, что условия труда не отвечают нормам, то она дает рекомендацию руководству назначить дополнительные выплаты или компенсации персоналу.

Контроль их выполнения возлагается на Трудовую инспекцию. Если работодатель не отреагирует на замечание в карте, то работник может обратиться туда с жалобой или с исковым заявлением в суд.

При трудоустройстве необходимо ознакомить потенциального сотрудника с содержанием карты АРМ, чтобы иметь представление о состоянии своего будущего рабочего места.

Карта хранится в компании до следующей аттестации. У службы охраны труда есть возможность отслеживать по карте, изменились ли в сторону улучшения условия труда по истечении времени. Формат документа представляет собой официальный бланк на нескольких листах.

Стоимость и сроки проведения АРМ

Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:

  • площади исследуемой территории;
  • степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
  • оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
  • количества исследованных РМ;
  • их территориального расположения.

Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.

После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.

Кто может не проходить аттестацию?

С 01.01.14 начал действовать ФЗ No426, в котором освещаются все вопросы аттестации или, как сейчас называется процедура, – оценки условий труда. Произошли изменения, которые коснулись некоторых вопросов аттестации:

  1. Определение исполнителей оценки. Если раньше АРМ можно было произвести собственными силами, то сегодня эта обязанность возлагается на специализированные организации.
  2. Правила оценки биологических факторов. Добавилось количество критериев оценки.
  3. Ответственность за нарушение сроков оценки. Ужесточилось наказание работодателей за невыполнение законодательства.

Долгое время не был решен окончательно вопрос об отмене комплексной оценки некоторых предприятий малого и среднего бизнеса. Сторонники отмены аттестации для некоторых видов производства не нашли поддержки у законодателей, поэтому по поправкам в законе аттестацию должны проходить все. Предприятия малого бизнеса, где в работе занято одно лицо, и с ним не составляется договор найма, не проходят АРМ. Например, это касается ИП, когда владелец бизнеса сам выполняет необходимые работы.

Ответственность за не проведение аттестации

Отказ от проведения аттестации – это нарушение законодательства. В соответствии с КоАП, работодатель считается виновным, и, как должностное лицо, ответственное за вверенное ему предприятие, подвергается административному наказанию:

Наименование нарушения Штраф (руб.)
Руководитель ИП Юридическое лицо
Нарушение норм охраны труда Предупреждение / 2-5 тыс. 2-5тыс. 5-8 тыс.
Нарушение в ходе аттестации или непроведение 5-15 тыс. 5-15 тыс. 65-80 тыс.
Допуск к работе без обучения нормам охраны труда 15-25 тыс. 15-25 тыс. 100-120 тыс.
Отсутствие предметов индивидуальной защиты 25-30 тыс. 25-30 тыс. 100-120 тыс.
Повторные нарушения 35-40тыс. /

дисквалификация

на 1-3 года

35-40 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток) 100-150 тыс. /

остановка деятельности (до 90 суток)

Аттестация рабочих мест (видео)

В этом видео рассказано об изменениях в законодательстве касательно АРМ, а также о том, кто и когда должен проводить аттестацию, какие сроки и периодичность данного мероприятия и пр.

Проверку рабочих мест осуществляют прокуратура или трудовая инспекция. Кроме денежных штрафов, проверяющие могут выдать нарушителям предписание на устранение нарушений или освободить руководителя от занимаемой должности.

Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.