Иностранная компания постановка на учет. Постановка на учет иностранных организаций и физических лиц в россии

1. О постановке на учет иностранных организаций

Порядок постановки на учет (снятия с учета) иностранной организации установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (далее - Особенности учета иностранных организаций).
Подлежат постановке на учет:
иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через обособленные подразделения - заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности иностранной организации на территории РФ;
иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, филиалы, представительства;
международные организации;
дипломатические представительства;
иностранные организации по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых;
иностранные организации в связи с открытием им счетов в банках на территории Российской Федерации.
Документы, прилагаемые к заявлению о постановке на учет отделений иностранных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, международных организаций, дипломатических представительств, указаны в разделах II-V Особенностей учета иностранных организаций.
Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановка на учет иностранных организаций в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 7 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
При отсутствии вышеназванных оснований для постановки на учет, иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте. Документы, прилагаемые к заявлению о постановке на учет, указаны в разделе VII Особенностей учета иностранных организаций.
Снятие с учета в налоговых органах иностранных организаций регламентировано разделом X Особенностей учета иностранных организаций, осуществляется:
в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления о снятии с учета,
в течение пяти рабочих дней со дня получения:
· сведений о регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества,
· сведений о снятии с учета транспортного средства,
· сведений о прекращении права пользования участком недр,
· сообщения банка о закрытии счета иностранной организации.

Формы документов, используемые при учете иностранных организаций, установлены Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций»:
· форма № 2001И «Заявление о постановке на учет иностранной организации»;
· форма № 2002М «Заявление о постановке на учет международной организации»;
· форма № 2003Д «Заявление о постановке на учет дипломатического представительства»;
· форма № 2004ИМ «Заявление о постановке на учет»;
· форма № 2005ИМ «Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе»;
· форма № 2006ИМД «Заявление о снятии с учета»;
· форма № 2401ИМД «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе»;
· форма № 2402ИМ «Свидетельство об учете в налоговом органе»;
· форма № 2501И «Уведомление о постоянном представительстве иностранной организации»;
· форма № 2503И
· форма № 2503М «Уведомление о доходах от деятельности в Российской Федерации»;
· форма № 2504И
· форма № 2504М «Уведомление об источниках инвестиционных доходов»;
· форма № 2502И «Уведомление о движимом имуществе»;
· форма № 2301И «Сообщение об открытии нового отделения иностранной организации»;
· форма № 2302ИМ «Сообщение о недвижимом имуществе и транспортных средствах»;
· форма № 2303ИМ «Сообщение о закрытии счета»;
· форма № 2201И «Информационное письмо об учете в налоговом органе отделения иностранной организации»;
· форма № 2202ИМ «Информационное письмо об учете в налоговом органе недвижимого имущества и транспортных средств»;
· форма № 2203ИМД «Информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе».

2. О постановке на учет иностранных граждан

Порядок постановки на учет иностранных граждан регламентирован приказом Минфина РФ от 21.10.2010 № 129н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями" (далее - Особенности учета иностранных граждан).
Подлежат постановке на учет в налоговых органах:
- иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства,
- иностранные работники, поставленные на учет по месту пребывания,
- иностранные граждане, получившие статус адвоката в Российской Федерации,
- иностранные граждане, которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства,
- иностранные граждане, которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации.
В целях учета иностранных граждан в налоговых органах место проживания иностранного гражданина в Российской Федерации приравнивается к его месту жительства в Российской Федерации.
Постановка на учет иностранного гражданина осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.
Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе по форме № 2-2-Учет , утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 №САЭ-3-09/826@ (в ред. приказа ФНС России от 15.02.2010 №ММ-7-6/54@).
Перечень документов, представляемых иностранным гражданином (имеющим вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на временное пребывание), перечислен в п.п.16-20 «Особенностей учета».
Документы, необходимые для постановки на учет иностранных граждан, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке - нотариально.
Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина на проживание в Российской Федерации, осуществляется по истечении одного месяца с даты окончания срока действия указанного документа при условии отсутствия в налоговом органе по месту жительства сведений о факте регистрации иностранного гражданина по новому месту жительства в Российской Федерации.
Снятие с учета в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте его снятия с учета по месту пребывания, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений.
Снятие с учета в налоговых органах иностранного гражданина, состоящего на учете в налоговом органе в качестве адвоката, осуществляется на основании сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, о прекращении статуса адвоката, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений.

О.Ю. Андреева,
референт государственной гражданской службы 1 класса

Учет иностранных организаций

Действующее в настоящий момент Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение), утвержденное приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, регламентирует порядок учета в налоговых органах иностранных юридических лиц, компаний, фирм, иных корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, а также любых других организаций (включая полные товарищества и личные компании), образованных в соответствии с законодательством иностранных государств (далее - иностранные организации). Иностранные организации подлежат такому учету при наличии оснований, предусмотренных Положением. Этим же документом утверждены формы заявлений (сообщений, уведомлений), используемых при учете иностранных организаций. Документы, указанные в Положении, представляются в налоговые органы на русском или иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

В каких случаях иностранная организация обязана встать на учет

Если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение (далее - отделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на основании следующих документов:

Заявления о постановке на учет по форме N 2001И;

Легализованных выписки из торгового реестра, или сертификата об инкорпорации, или другого документа аналогичного характера, содержащих информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке, а для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованных копий учредительных или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

Справки налогового органа иностранного государства, составленной в произвольной форме и свидетельствующей о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

Решения уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или (в случае отсутствия такого решения) копии договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

Доверенности, выданной иностранной организацией на имя главы (управляющего) отделения.

Особенности учета при наличии постоянного представительства

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

Заявление о постановке на учет по форме N 2001И;

Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или (в случае отсутствия такого решения) копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

Доверенность, выданную иностранной организацией на имя главы (управляющего) отделения;

Копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций. В этом случае она обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме N 2301И.

Отделение иностранной организации может быть создано ее филиалом, находящимся на территории другого иностранного государства.

В этом случае в налоговый орган представляются перечисленные выше документы, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале в соответствии с приложением N 3 к заявлению о постановке на учет по форме N 2001И.

Особенности учета при приобретении имущества в Российской Федерации

Постановке на учет подлежат иностранные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в т.ч. ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.

При постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

Заявление о постановке на учет по форме N 2004ИМ;

Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или право владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

Легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесения в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Особенности учета при открытии банковских счетов в Российской Федерации

При отсутствии названных выше оснований для постановки на учет иностранные организации в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (по месту нахождения филиала), в котором им открывается счет.

В этих целях в налоговый орган, где состоит на учете банк (филиал), открывающий счет иностранной организации, представляются следующие документы:

Заявление о выдаче свидетельства об учете в налоговом органе по форме N 2005ИМ;

Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

В случае открытия в дальнейшем этими иностранными организациями счетов в банках (филиалах), поставленных на учет в других налоговых органах, они подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала), открывающего счет.

Другие случаи постановки иностранных организаций на учет

Учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), производится путем направления ими уведомления по форме N 2503И в налоговый орган, осуществляющий учет иностранных (международных) организаций, по месту осуществления ими деятельности.

Учет иностранных организаций, извлекающих доходы от источников в Российской Федерации, не относящихся к их отделениям в Российской Федерации, производится путем направления ими уведомления по форме N 2504И в налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода (отдельно по каждому источнику выплаты дохода с указанием каждого вида дохода).

Если деятельность иностранной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное ее представительство, такие организации учитываются налоговым органом на основании уведомления по форме N 2501И.

Уведомление представляется организацией, деятельность которой образует постоянное представительство иностранной организации, и направляется в налоговый орган, где осуществляется учет иностранных организаций.

Вместе с уведомлением в налоговый орган необходимо представить:

Копию договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон;

Легализованные копии учредительных документов иностранной организации, если организация является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Если деятельность физического лица образует постоянное представительство иностранной организации, такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании уведомления по форме N 2501И.

Уведомление представляется физическим лицом, деятельность которого образует постоянное представительство иностранной организации, и направляется в налоговый орган, осуществляющий учет иностранных организаций.

Вместе с уведомлением в налоговый орган представляется:

Копия договора (соглашения, контракта, доверенности либо иного документа), определяющего обязательства сторон;

Легализованные копии учредительных документов иностранной организации, если физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Учет иностранных организаций, имеющих по любым основаниям в Российской Федерации движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в Российской Федерации, не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в Российской Федерации, производится путем направления ими уведомлений по форме N 2502ИМ в налоговый орган по месту нахождения указанного движимого имущества.

Учет иностранных граждан

Случаи постановки на учет иностранного гражданина

Если иностранное физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, оно подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе Российской Федерации.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства в Российской Федерации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Иностранные граждане, являющиеся собственниками недвижимого имущества в Российской Федерации, или в отношении которых оформлено право на наследство на недвижимое имущество (в т.ч. земельный участок) в Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах на основании сведений, поступивших от органов, учреждений и организаций, указанных в п. 4 ст. 85 НК РФ.

В случае возникновения у иностранного гражданина необходимости представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе (согласно требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") данный иностранный гражданин для осуществления этого и получения документа, подтверждающего постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее - заявление).

Документы для постановки на учет иностранного гражданина

При подаче заявления в налоговый орган по месту жительства (пребывания) иностранный гражданин одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания).

Документы, необходимые для постановки на учет иностранных граждан, представляются в налоговые органы на русском или на иностранном языке с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть заверены в установленном порядке.

"Российский налоговый курьер", N 22, 2004

Многие иностранные организации создают в России свои филиалы и представительства. В статье рассказывается о порядке приобретения правового статуса филиалами и представительствами иностранных и международных юридических лиц, а также об их постановке на учет в налоговых органах.

Создание филиала иностранного юридического лица

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации. Органом, осуществляющим аккредитацию филиалов иностранных организаций, а также ведение государственного реестра таких филиалов, является Государственная регистрационная палата при Минюсте России.

Филиалу иностранной компании может быть отказано в аккредитации, например, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным условием для осуществления деятельности в России филиала иностранного юридического лица является наличие положения о филиале. В этом документе должны быть указаны: наименования филиала и головной организации иностранной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом.

Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность со дня лишения его аккредитации.

Учет в налоговых органах Постановка на учет

Учет в налоговых органах иностранных организаций, которые ведут деятельность в РФ через филиалы, представительства, осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Положение утверждено Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, зарегистрированным Минюстом России 02.06.2000 N 2258.

Согласно этому Положению учету в налоговых органах подлежат:

  • иностранные компании, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью <*> и имеющие статус юридического лица, располагающие в России своими постоянными органами, филиалами или представительствами (далее - международные организации).
<*> Международная правосубъектность - подчиняемость непосредственному действию норм международного права; способность быть субъектом международного права.

Постановка на учет иностранных организаций

Если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в России в течение более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, производится в налоговых органах субъекта Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны РФ.

Обратите внимание! Иностранным организациям будут выданы новые свидетельства о постановке на учет

До конца года иностранным организациям, вставшим на учет в налоговых органах до 1 октября 2003 г., будут выданы новые свидетельства об учете в налоговом органе. Это установлено Приказом МНС России от 23.07.2003 N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах", зарегистрированным в Минюсте России 14.08.2003 N 4975.

С указанной даты налоговые инспекции осуществляют постановку на учет и ведение учета иностранных организаций с применением справочника "Коды иностранных организаций". В этой связи с 1 января 2005 г. будут признаны недействительными идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код иностранной организации (КИО), присвоенные иностранным организациям до 1 октября 2003 г. Кроме того, с 1 января 2005 г. будут считаться недействительными и документы, подтверждающие постановку на учет иностранных организаций в налоговых органах, выданные до 1 октября 2003 г.

До 31 декабря 2004 г. налоговые органы произведут замену ранее выданных документов, подтверждающих постановку на учет иностранных организаций в налоговых органах.

Чтобы заменить ранее выданные документы по учету, налоговый орган должен подготовить соответствующий документ и направить иностранной организации уведомление о его получении.

Новое Свидетельство об учете в налоговом органе (форма N 2402ИМ) выдается налоговым органом иностранной организации по заявлению о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме N 2005ИМ. Новый документ по учету налоговый орган выдает представителю иностранной организации под роспись. В нем указывается первоначальная дата постановки на учет. При получении нового свидетельства ранее выданные документы по учету необходимо вернуть в налоговый орган.

Иностранные организации должны встать на учет в налоговом органе независимо от того, возникает у них обязанность платить налоги или нет. Достаточно самого факта начала осуществления деятельности в России.

При постановке на учет иностранная организация должна представить в налоговый орган:

  • заявление о постановке на учет по форме N 2001И <**>;
  • легализованную выписку из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.
<**> Здесь и далее по тексту приведены номера форм документов, утвержденных Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены их копии, заверенные в специальном порядке.

Организации, создание которых не требует специальной регистрации (например, внесения в торговый реестр и т.п.), представляют легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Также необходимо представить:

  • справку налогового органа иностранного государства (в произвольной форме) о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ или копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на имя главы (управляющего) филиала или представительства.

Документы, представляемые в налоговые органы, должны быть составлены на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

В течение пяти дней со дня подачи иностранной организацией заявления о постановке на учет и всех необходимых документов налоговый орган обязан поставить ее на учет. После этого ей выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, в котором указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Если представлен неполный комплект документов или документы оформлены ненадлежащим образом, заявитель должен быть об этом проинформирован налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления документов.

Если иностранная организация ведет деятельность на территориях, подконтрольных разным налоговым органам, она обязана встать на учет в каждом из них. При этом если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии ею нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

  • заявление о постановке на учет по форме N 2001И;
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в РФ или копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на имя главы (управляющего) филиала или представительства;
  • заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет.

В течение пяти дней со дня подачи организацией заявления и всех необходимых документов налоговая инспекция выдает ей Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП.

Если иностранная организация ведет деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одной налоговой инспекции, она обязана информировать эту инспекцию о каждом месте осуществления деятельности. Для этого ей нужно направить в инспекцию Сообщение об открытии нового отделения иностранной организации по форме N 2301И.

Инспекция в течение пяти дней после получения указанного Сообщения от иностранной организации выдает ей информационное письмо об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И с указанием соответствующего КПП.

Отделение иностранной организации может быть создано ее филиалом, находящимся на территории другого иностранного государства. В этом случае (в зависимости от ситуации) в налоговый орган нужно представить перечисленные выше документы, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала. Кроме того, необходимо представить решение этого филиала о создании отделения в РФ и сведения о филиале иностранной организации, которые указываются в Приложении N 3 к заявлению о постановке на учет по форме N 2001И с указанием ИНН и КПП.

Постановка на учет осуществляется налоговой инспекцией в пятидневный срок со дня подачи заявления и всех необходимых документов и подтверждается Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД.

Постановка на учет международных организаций

Международные организации для постановки на учет направляют в налоговый орган:

  • заявление о постановке на учет по форме N 2002М;
  • надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в РФ).

Постановка международной организации на учет осуществляется в течение пяти дней, после чего налоговая инспекция выдает ей Свидетельство о постановке на учет по форме N 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Учет иностранных и международных организаций на основании уведомлений

Если иностранная или международная организация ведет в России деятельность в течение не более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет в налоговых органах таких организаций осуществляется на основании уведомления о доходах от деятельности в Российской Федерации по формам N N 2503И и 2503М соответственно.

Эти уведомления иностранные (международные) организации должны направить до начала ведения своей деятельности в России в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности и в Федеральную налоговую службу.

Учет иностранных организаций, постоянными представительствами которых являются иные лица

Если деятельность организации или физического лица образует постоянное представительство иностранной организации, то она подлежит учету в налоговых органах на основании уведомления о постоянном представительстве иностранной организации по форме N 2501И.

Организация или физическое лицо, деятельность которых образует представительство иностранной организации, должны представить уведомление в налоговый орган, который осуществляет учет иностранных организаций, и в ФНС России. Сделать это нужно в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией, либо если такой договор не заключается - в течение 30 дней с начала осуществления деятельности.

Вместе с уведомлением в налоговый орган необходимо направить:

  • копию договора (соглашения, контракта; для физического лица - доверенности либо иного документа, определяющего обязательства сторон;
  • легализованные копии учредительных документов иностранной организации, если организация или физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Учет изменений сведений об иностранных и международных организациях

В случае изменения сведений, содержащихся в заявлениях о постановке на учет или в уведомлениях, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом налоговые органы по месту учета. Причем сделать это нужно не позднее 10 дней с момента, когда произошли изменения. Если же изменились сведения, которые иностранные (международные) организации указали при постановке на учет в своих странах, указанные организации должны направить в налоговые органы по месту учета соответствующие документы, подтверждающие эти изменения.

Снятие с учета

Иностранные и международные организации не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности филиала или представительства обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет:

  • заявление о снятии с учета по форме N 2006ИМД;
  • копию решения уполномоченного органа иностранной (международной) организации о закрытии филиала или представительства или, в соответствующих случаях, копию акта сдачи работ;
  • декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности иностранной (международной) организации;
  • письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранной (международной) организации;
  • свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета иностранной (международной) организации производится налоговым органом в течение 14 дней после подачи заявления и завершается выдачей информационного письма о снятии с учета в налоговом органе по утвержденной форме N 2203ИМД.

С.И.Федченко

Советник налоговой службы

Юридическое управление

После вступления в силу Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н (далее - Особенности), прекращается применение Приложения N 1 к Приказу МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (далее - Положение).

Особенности разработаны в соответствии со ст. ст. 83 - 85 НК РФ и применяются только в отношении иностранных организаций, за исключением инвесторов и операторов по соглашениям о разделе продукции, а также распространяются на иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, филиалы, представительства. Как и Положение, Особенности сохраняют свое действие в отношении международных организаций и дипломатических представительств.

Наиболее важным является изменение оснований постановки на налоговый учет, порядка постановки и снятия иностранной организации с налогового учета, порядка выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, порядка внесения изменений в сведения о иностранной организации.

Так, по сравнению с Положением вновь утвержденные Особенности расширяют перечень оснований для постановки на налоговый учет иностранных организаций. В частности, постановке на налоговый учет подлежат иностранные организации - плательщики НДПИ.

Кроме того, Особенностями установлен не только заявительный, но и автоматический порядок постановки иностранной организации на налоговый учет. Автоматический порядок заключается в том, что постановка на налоговый учет будет осуществляться налоговым органом самостоятельно на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. п. 3 и 6 ст. 85 НК РФ (органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, органы ЗАГС, ГИБДД, регистрационная палата и т.д.), а также внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Автоматический порядок постановки на налоговый учет применяется по таким правовым основаниям, как постановка на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в качестве плательщика НДПИ. Примечательным является то, что датой постановки на налоговый учет будет являться не дата представления соответствующих сведений, а, например, дата регистрации права собственности на недвижимое имущество и (или) транспортное средство, дата регистрации лицензии (разрешения) на пользование участками недр.

Важным нововведением является и то, что после вступления в силу Особенностей иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленные подразделения, будут подлежать постановке на налоговый учет независимо от периода осуществления деятельности на территории Российской Федерации. Напомним, в Положении установлены заявительный и уведомительный порядок постановки на налоговый учет по данному правовому основанию в зависимости от периода пребывания иностранной организации на территории Российской Федерации. Согласно Положению заявление о постановке на учет подается иностранной организацией, которая намерена осуществлять деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году. Учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году, производится путем направления ими уведомлений по установленной форме.

Претерпел незначительные изменения и перечень документов, представляемый иностранной организацией при постановке на налоговый учет.

Что касается сроков постановки на налоговый учет, в утвержденных Особенностях делается следующее уточнение: иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе в течение пяти рабочих дней (тогда как в ранее действующем Положении был указан срок пять дней). Срок постановки на налоговый учет является единым для всех оснований. Уточнение порядка исчисления сроков не является существенным, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ, регулирующим порядок исчисления сроков, установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Согласно утвержденным Особенностям о факте постановки на налоговый учет иностранная организация будет проинформирована путем выдачи или направления по почте Свидетельства или Уведомления по установленной форме. Отправить по почте данные документы налоговый орган будет обязан заказным письмом с уведомлением. Кроме того, Особенности предусматривают возможность выдачи иностранной организации электронной версии Свидетельства и Уведомления о постановке на учет, заверенных электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.

Изменяется также порядок снятия с налогового учета иностранной организации. В частности, исключены трех- и десятидневные сроки, в течение которых иностранная организация обязана представить заявление о снятии с налогового учета. Установлен отдельный порядок снятия с учета в зависимости от оснований постановки на налоговый учет. Снятие с налогового учета, так же как и постановка на налоговый учет, будет производиться в заявительном и автоматическом порядке в зависимости от оснований постановки на налоговый учет. Так, например, в заявительном порядке снятие с налогового учета будет производиться в случаях прекращения деятельности через обособленное подразделение, прекращения деятельности международной организации, дипломатического представительства и пр. Автоматически иностранная организация будет снята с налогового учета на основании сведений регистрирующих органов - о регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, о прекращении права пользования участком недр и пр.

Уведомление о снятии с учета будет выдаваться иностранной организации или направляться заказным письмом с уведомлением. По запросу иностранной организации налоговым органом также может быть направлено заявителю уведомление о снятии с учета в электронном виде, заверенное электронной цифровой подписью лица, подписавшего это уведомление, по телекоммуникационным каналам связи.

Важным нововведением является установление порядка снятия с налогового учета иностранной организации по упрощенной процедуре. Упрощенная процедура не будет применяться в отношении отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и дипломатических представительств. Упрощенная процедура предполагает снятие с учета иностранной организации налоговым органом самостоятельно. Основанием для снятия с учета по упрощенной процедуре будут являться следующие обстоятельства:

Непредставление иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, открытым на основании свидетельства о постановке на учет, выданного указанным налоговым органом.

Существенным обстоятельством является и то, что порядок применения упрощенной процедуры снятия иностранной организации с учета налоговый орган должен будет документально обосновать. При этом интересным моментом является то, что в случае снятия иностранной организации с учета в упрощенном порядке соответствующее уведомление иностранной организации выдаваться (направляться заказным письмом) не будет.

Кроме того, в Особенностях установлен новый порядок учета изменений в сведениях об иностранных организациях. В частности, после вступления в силу Особенностей необходимо будет уведомлять налоговый орган не только об изменении сведений, указанных в заявлении о постановке на налоговый учет, как это установлено в Положении, но и об изменении сведений в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Об изменении сведений в налоговый орган подаются не только заявление (сообщение), как установлено в Положении, но и документы, подтверждающие изменения. При этом десятидневный срок уведомления налогового органа со дня изменения сведений сохранен.

"Финансовая газета", 2011, N 4

С.Гаврилова

Ведущий юрист

ООО "РосКо - Консалтинг и аудит"

МНС России принял Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124. Существуют различные виды иностранных организаций -дипломатические, созданные на основе международных договоров, осуществляющие деятельность в территориальном море, действующие через российских представителей но в данной главе мною затронуты требования которые распространяются только на иностранных юридических лиц, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств

Постановка иностранных субъектов на налоговый учет происходит по-разному. Степень присутствия иностранного субъекта в РФ обусловливает его статус как налогоплательщика и, соответственно, порядок постановки на учет. Согласно п.2.1.1 Положения иностранные компании становятся на учет в связи с созданием отделения в случае, если осуществляют или намереваются осуществлять деятельность в Российской Федерации более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). Месячный срок нужен, чтобы рабочее место было признано стационарным согласно ч.2 ст.11 НК РФ, а его местонахождение - обособленным подразделением. Постановка на налоговый учет производится по месту деятельности не позднее 30 дней с момента ее начала.

Иностранная компания, намеревающаяся начать работу в РФ, должна иметь четкий бизнес-план с указанием срока деятельности. Согласно п. 2.1.1.1

Положения иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. В соответствии с Положением иностранные организации должны вставать на учет независимо от того, какой деятельностью они будут заниматься. Определяющим критерием служит не предмет деятельности, а ее срок, создание обособленного представительства.

Для постановки на учет в налоговом органе необходимы следующие документы:

  • - заявление о постановке на учет по форме 2001И;
  • - легализованные выписка из торгового реестра, сертификат об инкорпорации или другой аналогичный документ, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке (т.е. выдавшим органом или нотариусом).
  • - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода (или аналога) налогоплательщика;
  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения - копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • - доверенность, выданная иностранной организацией на управляющего отделением.

Под договором, на основании которого осуществляется деятельность на территории РФ, понимается сделка, совершаемая в рамках обычной хозяйственной деятельности. Если иностранная компания открывает новое представительство, уже имея в России свое подразделение, то ей следует представить в налоговый орган:

  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения - копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • - доверенность, выданную иностранной организацией на управляющего отделением;
  • - заверенную в установленном порядке копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет.

Таким образом, если иностранная компания хочет открыть несколько отделений на территории РФ, то целесообразно сначала открыть один офис, что упростит постановку на учет остальных отделений.

Для того чтобы открыть счет в российском банке иностранная организация должна выяснить, в каком налоговом органе находится на учете этот банк, зарегистрироваться там и только после этого заключать договор с банком. Контроль за ведением расчетно-кассовых операций по расчетному счету ведется банком. Банк имеет право арестовать расчетный счет или безакцепно списывать денежные средства на основании решения Налоговой инспекции о приостановлении операций по рублевым и валютным счетам если иностранная организация не оплатила в срок или в полном объеме сумм по налогам и сборам.

И так встав на учет в налоговых органах и открыв расчетный счет организация по мере ведения своей экономической деятельности должна уплачивать налоги.