"Пути-дороги". Метафора жизненного пути

От автора : Темы предназначения, поиска своего истинного пути являются лидирующими в регрессионной терапии. Задавая подобные вопросы в трансовом состоянии, можно получить весьма красочные и метафоричные ответы. Ведь, как известно, язык бессознательного аллегоричен и символичен.

Итак, на трансовой сессии, посвященной проблеме выбора своего пути, клиентом было изложено весьма интересное описание жизненных направлений. Данная информация не была нагружена личными переживаниями и является достаточно универсальной типологией жизненных выборов. Поэтому я с разрешения клиента решила опубликовать кусочек сессии в данной статье. Одновременно мне бы хотелось, чтобы каждый из читателей задумался над вопросом: «А что подходит именно мне? Какой путь развития выбираю я?»

Итак, клиент в трансовом состоянии попал в пространство встречи с наставниками:

“Клиент: Я вижу стол. На столе якобы зеркало, но это зеркало олицетворяет озеро: неровные края, голубой цвет. А наставников много. Их пять-семь. Не могу сосчитать. Все в белом. Вижу все расплывчато, лиц не могу разобрать, все в капюшонах. Они мне кидают свертки на стол, как пять дорожек. Это пять путей. Такое ощущение, что это пять альтернатив в моей жизни. Я не могу понять, кто они. Идет ответ: Совет. Смотрю на самый левый сверток: красные знаки, похожие на иероглифы. Это путь самурая.

Терапевт: Что значит путь самурая?

Клиент: Самоотверженность. Путь самурая – это аскетизм. Здесь нет места семьи, детям. Этот путь может быть моим, если в жизни что-то случится, если будут потери.

Второй сверток. Голубые знаки. Как капельки воды. Это путь доверия. Я вижу человека, женщину азиатской внешности. Она складывает руки в молитве и падает на спину, раскинув руки. Это путь полного доверия. Когда можно довериться миру. Это не означает “плыть по течению”, нет, а именно доверять. Это похоже на полет. И главное здесь просто отдаться жизни и остаться в невесомости. Потому что когда будет включен рациональный мозг, последует жесткое падение.

Есть еще путь лотоса. Он розового цвета. Это сложный путь. Лотос цветок, который вырастает из грязи, но на него грязь не оседает. Очень тяжело остаться чистым в грязи. Путь лотоса – это путь, требующий очень большой силы. Это путь, когда человеку не дается от рождения наследства, внешности, силы и денег. Такой человек живет в средне-низком достатке и добивается всего сам, а потом раскрывается подобно цветку лотоса в полноценную красивую личность. Я вижу, что мой цветок растет до самого неба. В этом пути может быть очень большой подъем. Мой лотос тянется к небу, тянется к Богу.

Есть абсолютно пустой свиток. Он посередине. Я должна сама писать, что я хочу в этой жизни.

Терапевт: А пятый путь?

Клиент: Это путь контрактов. Договоренности с высшими силами. Это может быть как продажа души Дьяволу, так и следование знакам духов, как в шаманизме. Мы сами выбираем тех, с кем иметь договор.»

В конкретном случае клиент узнал свой путь, который был дан при рождении, – это путь лотоса. Но так же сделал вывод, что задачей на эту жизнь является привнесение опыта дороги доверия. Этот путь совсем не развит в жизни клиента, клиент даже не понимает, как можно гармонично жить, доверяя Вселенной. Говоря метафорами, путь доверия – это новый орган в теле клиента, предстоит еще выяснить, как накачать эту мышцу и главное, начать ею пользоваться.

Мне очень интересно, какой путь в предложенном списке выбрали вы.

Post navigation

    Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

    Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

    Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

    Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

    Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

    Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

    Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

    Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!


Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. (Карлос Кастанеда)

Дорога напоминает нашу жизнь, жизнь это постоянное движение и у каждого она своя, как и дорога.

Мостик. Сергей, 35 лет . Выбирает картинку с дорогой, которая напоминает ему его собственную жизнь в настоящий момент.

Красивые кованые ограждения напоминают об ограничениях, правилах, незыблемых догмах - холодные, жесткие, четкие. Но в то же время они красивые! Это привлекает, дает ощущение правильности происходящего с тобой. Также это напоминает родительские установки. «Будь лучшим, стань первым! Стремись занять свое место, потому что вокруг конкуренты, которые только и ждут твоей ошибки». Только прямолинейное движение по правилам, никакой перспективы впереди. Есть чувство нависания проблем. А где то за пределами ограничений есть другая незнакомая, но прекрасная жизнь, неупорядоченная, но влекущая.

Я привык всегда быть первым - лучше всех рисовал и выступал на праздниках в детском саду, брал первые места на соревнованиях в спортивной школе, лучше всех в классе сдал выпускные экзамены... Сейчас я работаю в очень престижной фирме и уже подбираюсь к самой высокой ступени карьерной лестницы. Мои родители гордятся мной. Отец всегда подчеркивал, что у меня прекрасная наследственность и отменные способности, что я не имею права прозябать и быть серостью. Сейчас я усомнился в правильности его слов. Мне, на самом деле, опостылела моя работа, я устал и хочу быть просто обычным человеком - позволять себе отказаться от того, чего делать не хочу, делать ошибки, иногда расслабляться и просто ничего не делать. Я устал притворяться, будто я лучший.

А если бы Вы могли выбирать свой путь, то как бы он выглядел?

Извилистая, неровная, на пути немало преград, высоких и пугающих издали. Но она ловко огибает их, на дорогу ложатся полосы яркого света и тени. Дорога извивается и стремится вверх и заметно, что за лесом ожидает что-то новое, светлое, интересное. Да, мне хотелось бы жить так, как будто никто не ждет от меня, что я стану успешным, влиятельным... (задумывается). Может быть мне тогда самому бы захотелось?


metelica-online.ru

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

  • Оренбургские пуховые платки, платки-паутинки, палантины и косынки наложенным платежом

Обрыв. Даниил 18 лет. Выбирает картинку в ответ на просьбу "Покажи мне на что похожа твоя жизнь сегодня?"

Моя жизнь сейчас это движение вдоль обрыва - оступишься и все. И нет другого пути, от меня ничего не зависит. Иду, несу свою поклажу, как ослик. И я все время чувствую опасность - жизнь опасна, люди злые, боюсь, что если приближусь к попутчикам, то они меня столкнут. Просто потому, что это легко сделать. Впереди я вижу, что дорога идет вниз, да и это логично! Вверх страшно, а вниз не так больно падать. В детстве мне всегда внушали - «Стоит раз оступиться, выбрать неверное решение, и все, жизнь покатится по наклонной, не выкарабкаешься. Береги честь смолоду. Слово не воробей - вылетит не поймаешь». И многозначительный взгляд, говорящий - «Поступишь по-своему - ошибешься наверняка!»

А как хотелось бы? Выбери ту которая нравится. Какой дорогой было бы комфортно идти?

,

Вот эта картина мне нравится.
Снег такой искристый, чистый. Ноги переставлять трудно, но зато я сам могу выбирать, куда прокладывать свой путь, он только мой! Рядом нет никого, и мне спокойно, ведь никто не оценивает, никто не указывает и (пауза) никто не предаст.

Холодный выбор. Татьяна 53 года.

Я ненавижу свою работу. Эта картина мне, наверное, ближе других. Она черно-белая, безрадостная, лето уже давно позади, а впереди только холод и слякоть. И я, такая же одинокая, стою и не знаю, что мне выбрать. Уйти со старой работы, где я чувствую себя маленьким винтиком в безжалостном огромном механизме? Я чувствую, что не справляюсь, я забываю сделать то, что важно, пропускаю детали, получаю нагоняй... Ненавижу все. А утром снова иду на работу. Или же мне выбрать другую? Совсем недавно мне предложили должность в смежной области, но там придется руководить, брать на себя ответственность за других. Они думают, что я справлюсь, но я не чувствую в себе сил, да и руководство меня никогда не прельщало. Мне сложно выбрать. Меня гнетет сама необходимость принимать решение.

Какая дорога Вас вдохновляет, где хотелось бы оказаться?


Вот здесь действительно хочется оказаться. Это такая плодотворная пора, столько есть возможностей! Можно собирать красивые букеты из разноцветных листьев, можно гулять, взявшись за руки. По такой дороге невозможно гулять и никого не встретить, кого-то близкого, родного, того с кем можно вместе насобирать грибов, попить чай с вареньем из калины. Знаете, что у калины косточки в форме сердца? Дети выросли, ушли в самостоятельную жизнь. С мужем в разводе. Мне не хватает душевного тепла, человека, который был бы рядом, с кем можно было бы разделить свою жизнь. Сейчас я понимаю, что нет никакой важности в выборе работы, мне плохо от того, что я одинока. Но если я решусь на перемену работы, то впущу изменения в свою жизнь, новый коллектив, новые люди…

Начало терапии - это возможность изменить свою проторенную дорогу, выбрать новое направление и для этого необходима пауза, время на осмысление, на проговаривание того, что происходит, что хотелось бы в свою жизнь привнести. Метафора может быть разной, но она всегда помогает начать диалог.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

Методическая разработка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

" Метафора жизненного пути или путь к себе. "

В рамках психологического провождения педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт.

Разработку предоставила: педагог – психолог

МАОУ СШ № 19

К оношанова Лариса Леонидовна

тел. 5 – 34 - 22

skool19 @ yandex . ru

ул. Московская, 79

Пояснительная записка.

Согласно определению словаря: «Метафора (от древне-греческого μεταφορά - «перенос», «переносное значение») - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака». Метафорические ассоциативные карты стремительно обретают популярность в среде психологов. Они представляют собой набор картинок. Картинка может быть как нарисованной, так и представлять собой фотографию. На картинке могут быть изображены люди, животные, растения, виды и явления природы или абстрактный рисунок. В некоторых наборах карт помимо картинок могут присутствовать и карточки со словами.

В одной и той же картинке можно увидеть совершенно разный смысл, разные образы. Так же и в разное время работы с картами один и тот же человек может вкладывать разный смысл в одну и ту же карту. Это делает применение метафорических карт универсальным и позволяет работать с одной колодой. Диапазон применения метафорических ассоциативных карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Метафорические ассоциативные карты эффективно используются в психодраме, гештальттерапии, арттерапии, транзактном анализе и психосинтезе.

Первая такая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название « OH » (междометие в английском языке обозначающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «ОН» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Карты были приняты с воодушевлением как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом интересующихся самопознанием и саморазвитием.

Таким образом, использование метафорических ассоциативных карт в процессе оказания психологической помощи - это ещё один ключ, открывающий доступ к бессознательному, позволяющий с достаточной чёткостью выявить не только проблему клиента, но и помочь ему самому найти новое, эффективное решение, которое его полностью устроит. Теперь х отелось бы подробнее остановиться на применении мною метафорических ассоциативных карт в практической работе по психологическому сопровождению педагогов.

Целевая группа : педагогический коллектив образовательного учреждения.

Проблемы, на решение которых направлено мероприятие: активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки, профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков; групповой сплоченности.

Цель: предупреждение психического выгорания через осознание важности гармонизации внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самопознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие.

Задачи:

    Повышение психолого-педагогической компетентности через осознание своих профессионально-личностных качеств.

    Развитию навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.

    Снижение уровня тревожности и психоэмоционального напряжения, создание в коллективе атмосферы эмоциональной свободы и открытости.

    Осознание личностных ресурсов педагогов, формирование позитивного восприятия мира через творческое самовыражение .

Методы работы: игровые упражнения, элементы арт-терапии, использование аудио материала.

Новизна: предложенный сценарий образует метафоричную систему жизни как путь личности к совершенству. «Знать, размышлять, действовать!» - таким мог бы стать жизненный девиз «совершенного человека». Другим, не менее важным результатом прохождения занятия является возможность попробовать что-то новое, что может привести к дальнейшему развитию как профессиональных, так и личностных качеств.

Продолжительность занятия: 1,5-2 астрономических часа в зависимости от размера группы.

Количество участников : 6-10 человек.

Структура занятия :

1. Приветствие. Постановка проблемы.

2. Игра-знакомство: «Одна, а может две… ».

3. Основная часть:

Упражнение «Мой жизненный путь».

4. Заключительная часть:

Упражнение «Моя жизнь как чудо ».

Упражнение «Знак свыше».

5. Рефлексия. Самоанализ на основе пройденных упражнений.

Ожидаемые результаты: Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к себе, формирование реконструкция позитивного образа, улучшение самопознания и саморазития.

Ход занятия

Приветствие. Постановка проблемы.

Психолог : Здравствуйте уважаемые коллеги! Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо: к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремится к власти и ко многому другому. Мы ставим цели, добиваемся их, стремясь к совершенству, часто забываем про себя. Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность осознать важность гармонии между всеми сферами жизни личности, активизировать процессы самопознания, осознать уровень своих притязаний.

Введение правил взаимодействия в группе.

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Время выполнения: 5 минут. (см. приложение)

1 Этап - игра - знакомство «Одна, а может две… ».

Цель . Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние, коррекция самопринятия.

Время: 20 минут.

Содержание. Метафорические карты раскладывают перед участниками группы картинками вверх, педагогам предлагается посмотреть все метафорические карты и выбрать две. Первый выбор метафорической карты «Я - женщина», второй выбор «Я – педагог», которые отражают вас в этих ролях в данный момент, т.е. кто вы (личностная и личностно - профессиональная характеристика) как вы себя чувствуете, ощущаете, ваше настроение. И презентовать себя.

Обсуждение . После презентации можно провести обсуждение, задав следующие вопросы:

Что бы вы хотели изменить в себе?

Что вам в себе нравится?

Какие психологические качества личности и черты характера хотели бы приобрести, если бы прямо сейчас получили такую возможность?

Похожи эти две характеристики, или разные? Комфортно им по соседству или нет?

2 Этап - Основной.

Практическая часть этого этапа претворяется небольшим монологом психолога о том, что в работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию – мощный ресурс профессионального развития.

Цель : моделирование, осмысление образа (метафоры) жизненного пути, способствует погружению в собственные переживания и актуализируют жизненные смыслы.

Время: 30 минут.

Задачи . Вовлечение в рефлексивный процесс; полифоническое восприятие мира; создание объемного, богатого красками образа собственного «Я»; развитие эмпатии.

Игра на самопознание « Мой жизненный путь».

Педагог -психолог: бесконечны знания о мире, так же как и бесконечны знания о самом себе.

Рекомендуемые наборы метафорических карт : «Дерево как образ человека», «Пути-дороги», «ЭККО», «Спектрокарты», «Преодоление», «Закон притяжения». «Из сундука прошлого», «Сара», «Ох», «Морена», «Сила времени» .

Процедура.

Педагогам предлагается с помощью карт из разных наборов ответить на следующие вопросы:

1. Это моя цель. К этому я стремлюсь? : «ЭККО» (карты вытягивают вслепую или открыто).

2. Мое желаемое состояние. Какой я буду, когда достигну цели? Рекомендуемый набор метафорических карт : «Дерево как образ человека» (карты вытягивают открыто).

2. Дорога ведущая к цели. Какие дороги нужно пройти, чтобы достичь цели? Рекомендуемый набор метафорических карт : «Пути-дороги» (карты вытягивают вслепую или открыто).

3. Мои препятствия. Что мешает мне на пути? Рекомендуемый набор метафорических карт : «Преодоление», карты слова из наборов «Пути-дороги», «Из сундука прошлого», «Сара» . (карты вытягивают вслепую).

4. Мои ресурсы. Создать метафору победы над проблемой, придумать позитивную метафору. Рекомендуемый набор метафорических карт : «Спектрокарты», «Морена», «Сила времени» , «Она» (карты вытягивают в слепую или открыто).

Работа проводится в парах. В ситуации свободного интервью каждый участник рассказывает своему партнеру о себе, опираясь на созданный образ жизненного пути.

Обсуждение . После игры можно провести обсуждение, задав участникам выборочно следующие вопросы:

Почему вами выбрана именно эта метафорическая карта? Какой элемент на ней привлек внимание и что для вас важно на каждом из этапов?

Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

Что нового вы узнали о себе? О других?

Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Участники делятся своими эмоциональными переживаниями, которые они испытали, когда рассказывали о себе и когда слушали своего партнера.

Другими словами, всегда найдется, что открыть в человеке другим и ему самому!

3 Этап - заключение .

Упражнение «Я как чудо»

Время: 30 минут.

Цель: формирование позитивного восприятия себя, через творческое самовыражение.

Необходимые материалы:

стеклянные бутылочки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла);

разноцветная соль для заполнения сосуда ; соленое тесто для изготовления пробки, для сосуда, музыкальное сопровождение.

Педагог - психолог: Выберите стеклянный сосуд форма которого вам нравится. Перед вами лежит разноцветный наполнитель. Давайте представим, что сосуд это мы. Наполните ваш сосуд наполнителями, так как вам нравиться. Отражая метафорическим образом те позитивные качества, мысли, которыми каждый наполнил свой сосуд, через цвет, форму, образы.

Педагог - психолог: Положите в сосуд терпения,

Добавьте две горсти щедрости,

Положите в него полное сердце любви,

Посыпьте добротой,

Положите много юмора.

И добавьте как можно больше веры.

Украсьте счастьем и радостью, как вам нравиться.

И делитесь этим чудом, с каждым кто встречается на вашем пути!

После проводится обсуждение: почему именно так «художники» видит свой сосуд, что он хотел изобразить?

Упражнение « Знак свыше »

Время: 5 минут.

Цель: развитие навыков эмпатии, позитивная обратная связь.

Существует закон притяжения. Но мы будем учиться притягивать только хорошее.

Участники вслепую вытягивают из сундука себе подарок метафорическую карту со словами: “Я притягиваю только хорошее…”.

Рефлексия :

Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, «Путь к себе!», то хочется сказать, что предела нашего пути тоже не существует. Мы с вами в постоянном движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет придела! Я желаю вам успехов на вашем профессиональном и жизненном пути!

Уважаемые коллеги, не надо открывать новую главу с понедельника. Откройте новую главу прямо сейчас!

Наблюдайте и размышляйте, размышляйте и наблюдайте.

Итог занятия. Обратная связь

Время: 10 минут

Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:

1.Чем полезно было для вас данное занятие? Что нового вы узнали?

2.Что для тебя было особенно интересным и важным в заданиях? Объясните почему.

А теперь вспомните все занятие. Как вы думаете, на что направлены упражнения? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают?

Список литературы

1.Визит в Зазеркалье[Текст]: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.- Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64 с.

2. Кац, Г. Метафорические карты [Текст]: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.

3.Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога[Текст]: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012

4. Морозовская, Е. Мир проективных карт [Текст]: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с..

5. Практикум по арт-терапии // под ред. А. И. Копытина. – СПб., Питер, 2000.

Приложение

Правила работы с ассоциативными картами в группе:

Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

. Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.