Единоличный исполнительный орган генеральный. Временный единоличный исполнительный орган общества

Корпоративные отношения, возникая и развиваясь внутри организации, представлены с одной стороны лицами - собственниками имущества организации (учредителями юридического лица), с другой - органами, осуществляющими руководство деятельностью образованного собственниками имущества юридического лица. Как известно, органы юридического лица являются субъектами, выражающими волю юридического лица вовне. При этом указанные органы осуществляют различные функции и призваны решать различные задачи. Так, например, основными функциями органа юридического лица являются, во-первых, функции по управлению деятельностью организации, во-вторых, функции по контролю за соблюдением в деятельности управляющих органов юридического лица законодательства Российской Федерации, актов и решений волеобразующих структур.

Исходя из указанных функций, общепринятым в литературе является деление органов юридического лица на две группы:

1. Органы управления.

2. Органы контроля.

При этом в соответствии с действующим законодательством к первой группе органов относятся:

1. Общее собрание.

2. Совет директоров.

3. Исполнительные органы юридического лица.

Ко второй группе органов относится ревизионная комиссия.

Органы управления юридического лица, выражая волю корпорации вовне, являются непосредственными участниками взаимоотношений, возникающих между ними и самим юридическим лицом. Следует отметить, что в научной литературе и правоприменительной практике отсутствует единство в понимании правовой природы указанных отношений. Одной из наиболее распространённых позиций является та, согласно которой отношения, возникающие между органом юридического лица и самой организацией, носят характер трудовых правоотношений. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее - Закон) в абзаце 3 пункта 3 статьи 69 закрепляет положение, в соответствии с которым на отношения между обществом и исполнительным органом действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Федерального закона. Особое внимание следует уделить также позиции, занимаемой Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 20.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса» Пленум указал, что «отношения между единоличными исполнительными органами обществ, членами коллегиальных исполнительных органов обществ, с одной стороны, и обществами - с другой, основаны на трудовых договорах». Другой распространённой точкой зрения является та, в соответствии с которой отношения между исполнительным органом и юридическим лицом носят гражданско-правовой характер. Некоторые авторы отмечают, что отношения, возникающие между юридическим лицом и органом, осуществляющим текущее управление деятельностью корпорации, носят характер корпоративного представительства. При этом основанием возникновения указанных отношений является не трудовой договор, а договор особого рода, офертой в котором является согласие кандидата на выдвижение в состав органа юридического лица, а акцептом - решение об избрании. Противоречие в понимании правовой природы отношений между исполнительным органом и корпорацией обусловлено и существованием неоднозначного похода к их определению и в законодательстве. Так, например, Арбитражный процессуальный кодекс содержит статью 225.1 в абзаце 1 пункта 4 которой говорится о том, что «споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц рассматриваются арбитражными судами». Подобная формулировка позволяет говорить о том, что между органом управления и юридическим лицом возникают гражданско-правовые, а не трудовые отношения.

Однако на наш взгляд существование указанных точек зрения не должно вызывать противоречия в понимании правовой природы органа юридического лица, осуществляющего управление деятельностью юридического лица. В настоящее время наиболее распространённой формой существования юридического лица является акционерное общество, поэтому дальнейшее исследование заявленной автором проблемы будет базироваться на решении вопросов, касающихся правового положения управляющего органа юридического лица, на примере акционерных обществ.

Как уже было сказано, управление делами организации осуществляется разнообразными органами: советом директоров, общим собранием акционеров, исполнительным органом юридического лица. При этом следует отметить, что в соответствии с Законом общее собрание акционеров является высшим органом, осуществляющим управление деятельностью корпорации, совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью организации, исполнительный орган, в свою очередь, призван решать вопросы текущего руководства. Взаимоотношения между юридическим лицом и указанными органами могут носить как характер гражданско-правовых отношений, так и характер трудовых отношений. Так, например, общее собрание акционеров является уставным органом юридического лица, соответственно состав общего собрания, его компетенция, порядок подготовки и проведения общего собрания, круг решаемых вопросов определяются Уставом акционерного общества. Следовательно, осуществляя свою деятельность на основании Устава общества, общее собрание акционеров вступает с самим обществом в гражданско-правовые отношения. Основным документом, в соответствии с которым осуществляет текущее руководство деятельностью общества исполнительный орган юридического лица, является договор, заключаемый между обществом и указанным органом. При этом в научной литературе и практике правоприменения общепризнанной является мнение о том, что указанный договор является трудовым. Следует отметить, что в определённых случаях между обществом и исполнительным органом может заключаться и гражданско-правовой договор. Это те случаи, когда в соответствии с Законом полномочия исполнительного органа по решению общего собрания акционеров передаются управляющей организации или индивидуальному предпринимателю. При этом наиболее распространённой ошибкой является отнесение указанного договора к договору доверительного управления имуществом. Доверительное управление устанавливается в отношении имущества, но никак не в отношении организации. Следовательно, если в доверительное управление передаётся предприятие, то оно рассматривается в данном случае не как организация, а как имущественный комплекс, который по своей сути не будет являться юридическим лицом. При этом субъект, осуществляющий доверительное управление, является не исполнительным органом, а «управляющим по договору доверительного управления». Таким образом, договор между обществом и управляющей организацией или индивидуальным предпринимателем является договором особого рода и вполне возможна ситуация заключения не гражданско-правового, а трудового договора с указанными субъектами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правовая природа взаимоотношений, возникающих между органами управления юридического лица и самим юридическим лицом, действительно носит двойственный характер. При этом особую сложность вызывает определение правовой природы взаимоотношений, возникающих между обществом и его исполнительным органом.

Во-первых, в настоящее время действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не даёт нам легального определения исполнительного органа юридического лица. В ст. 54 имеется лишь указание на то, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Во-вторых, в современной цивилистической литературе под исполнительным органом принято понимать единоличный или коллегиальный орган волеобразования и волеизъявления юридического лица. При этом возможность волеобразования не приравнивается в функции управления в чистом виде. Данная возможность предоставляется исполнительному органу юридического лица не для целей управления, а в целях реализации управления. Выступая в качестве субъекта корпоративных отношений, исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества.

В-третьих, как уже было сказано, исполнительный орган юридического лица может осуществлять свои функции как на основании трудового договора, так и на основании гражданско-правового договора особого рода, заключаемого между указанным органом и обществом.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение исполнительного органа юридического лица: «исполнительным органом юридического лица является единоличный или коллегиальный орган волеобразования и волеизъявления организации, осуществляющий текущее управление деятельностью корпорации на основании заключённого между ним и юридическим лицом договора».

Общепризнанной является позиция, в соответствии с которой исполнительный орган юридического лица призван решать следующие задачи: отвечает за каждодневную работу общества и её соответствие финансово-хозяйственному плану; добросовестно, своевременно и эффективно исполняет решения совета директоров и общего собрания акционеров.

В соответствии с Законом возможны два варианта существования в обществе исполнительного органа:

1. Единоличный исполнительный орган.

2. Одновременное существование единоличного и коллегиального исполнительного органа.

При этом Закон определяет, что возможность одновременного существования единоличного и коллегиального исполнительного органа должна быть прямо предусмотрена Уставом общества, в котором в обязательном порядке определяется компетенция коллегиального органа. Компетенция же единоличного исполнительного органа вне зависимости от существования коллегиального исполнительного органа формируется по остаточному принципу.

Действующее законодательство не закрепляет перечня требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим текущее управление деятельностью организации. Однако следует отметить, что, как правило, генеральным директором или членом правления организации являются физические лица, обладающие полной дееспособностью, имеющие гражданство Российской Федерации и не лишённые по суду права занимать соответствующие должности. Указанные лица не обязаны владеть акциями общества. При этом Закон содержит ряд ограничений, в соответствии с которыми лицо не может замещать должность исполнительного органа юридического лица:

1. Членом коллегиального органа юридического лица может быть только физическое лицо.

2. Генеральный директор не может быть председателем совета директоров.

3. В состав исполнительных органов не могут входить члены ревизионной комиссии и члены счётной комиссии общего собрания акционеров.

4. Совмещение генеральным директором и членом коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров.

В литературе также указывается, что физическое лицо, занимающее должность исполнительного органа юридического лица, для исполнения своих обязанностей должно обладать профессиональной квалификацией, опытом работы в сфере деятельности общества, а также в сфере управления. Необходимо отметить, что в соответствии законодательство не содержит запрета на включение в Устав общества конкретных требований к лицам, которые избираются на должность исполнительного органа юридического лица.

Единоличный исполнительный орган юридического лица - это субъект, через которого предприятие реализует свои права и обязанности. В публикации далее рассмотрим общие вопросы о единоличных органах, которые действуют от имени хозяйственных обществ, их возможных наименованиях, порядке формирования, полномочиях и ответственности.

Единоличный исполнительный орган ООО, АО и других коммерческих и некоммерческих организаций

Для управления текущими делами организации назначается единоличный исполнительный орган (директор, руководитель, уполномоченное лицо и т. п.). Информация о нем как о субъекте, имеющем право действовать от имени организации при общении с третьими лицами без доверенности, в обязательном порядке отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Только с момента такой регистрации руководитель считается официальным лицом компании. При этом для ЕГРЮЛ в части данных о руководителе (внесения сведений или изменений) он считается директором уже с момента принятия решения об этом соответствующим органом предприятия.

Функции единоличного руководящего органа может исполнять:

  • Физическое лицо.
  • Индивидуальный предприниматель (управляющий).
  • Юридическое лицо (управляющая организация), хотя упоминание о возможности ее привлечения есть только в ст. 69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. Однако и в этом случае все полномочия находятся в руках одного человека, данные которого прописываются в ЕГРЮЛ (как правило, это директор привлеченной к управлению организации).

Кроме того, учредительные документы могут наделять обязанностями руководителя несколько лиц одновременно (абз. 3 п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ). Функционировать при этом они могут как совместно, так и независимо, т. е. как отдельные исполнительные органы.

Отметим, что в некоторых компаниях (полных товариществах, товариществах на вере) рассматриваемый руководящий орган не образуется вовсе. В таких случаях юридическое лицо осуществляет права и обязанности через своих участников (ст. 72, 84 ГК РФ).

Наименование единоличного исполнительного органа - что это и какие варианты возможны?

Наименование единоличного исполнительного органа общества — это название должности, поэтому за любым названием стоит конкретное физическое лицо.

Можно выделить 2 подхода к порядку формирования наименования руководящей должности:

  1. Когда название единоличного исполнительного органа не регламентировано, но рекомендовано. К данной категории относятся почти все корпоративные и унитарные коммерческие и некоммерческие юридические лица. Выбор названия должности осуществляется участниками самостоятельно (директор, генеральный директор, президент и т. п.).
  2. Когда наименование единоличного исполнительного органа определено законодательно:
  • для производственного кооператива и товарищества собственников недвижимости — председатель;
  • унитарного предприятия и учреждения — директор, генеральный директор.

Как формируется единоличный исполнительный орган в ООО, АО и других организациях

Управляющий орган в разных организациях формируется практически одинаково: избирается участниками организации на общем собрании с последующим принятием протокола общего собрания или коллегиальным органом, если последнему даны соответствующие полномочия. Процедура регулируется учредительными документами, ГК РФ и иными законами, в зависимости от вида хозяйственного общества. При этом для разных организаций характерны определенные нюансы (о них мы расскажем далее).

Хозяйственные общества

В обществе с ограниченной ответственностью руководителем может быть только физическое лицо или ИП . В акционерном обществе полномочия исполнительного органа могут также передаваться управляющей организации, как было сказано ранее.

Производственный кооператив

В большинстве предприятий такого рода на должность руководителя могут быть избраны посторонние субъекты, не являющиеся учредителями организации. Однако председатель производственного кооператива, согласно п. 1 ст. 106.4 ГК РФ, может быть назначен только из числа его членов.

Унитарные предприятия

Руководитель не избирается, а назначается уполномоченным на то органом. При этом он подотчетен назначившему его органу.

Некоммерческие корпоративные организации

Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием в рамках компетенции, оговоренной в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ.

Некоммерческие унитарные компании

В унитарных организациях, так же как и в корпоративных, исполнительный орган избирается высшим советом. Исключение составляют учреждения, где руководитель назначается учредителем либо (в государственных и муниципальных организациях) избирается коллегиальным органом и после избрания утверждается учредителем (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

Подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа документы, оформление руководителя на должность

Непосредственно перед третьими лицами подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа может производиться с помощью одного из перечисленных документов:

  • протокола общего собрания;
  • выписки из протокола, если в ней отражено много вопросов помимо вопроса об избрании руководителя компании;
  • решения коллегиального органа;
  • приказа о назначении.

Помимо указанных выше документов в качестве официального подтверждения правомочий директора третьим лицам может представляться и выписка из ЕГРЮЛ.

Оформление руководителя на должность обычно происходит в следующем порядке:

Не знаете свои права?

  1. Высшим (или коллегиальным) органом хозяйственного общества принимается соответствующее решение.
  2. Заключается:
  • гражданско-правовой договор (если исполнительным органом является юридическое лицо или ИП);
  • трудовой договор (если речь идет о физическом лице).

В качестве лица, уполномоченного подписывать гражданско-правовой или трудовой договор со стороны организации, выступает председатель собрания или один из участников.

Что касается государственных и муниципальных предприятий и учреждений, где руководитель назначается специальным органом, то там вместо решения общего собрания принимается обычный распорядительный документ соответствующего органа (приказ, распоряжение). При этом его нельзя путать с кадровым приказом. В остальном процедура оформления не отличается от других компаний.

Может ли трудовой договор являться подтверждением полномочий руководителя

Гражданский и трудовой договоры имеют значение только для сторон, которые их подписали, но не для третьих лиц. Трудовое соглашение выступает в роли документа, которым регулируются трудовые взаимоотношения между руководителем организации и ее собственником (работодателем). Оно не может быть использовано в качестве подтверждения полномочий директора перед контрагентами, однако может быть представлено в суде в качестве доказательства приема руководителя на работу.

Если при этом руководитель организации передает от имени организации третьим лицам юридически значимые заявления, он подтверждает свои полномочия не трудовым договором, а указанными выше документами (приказом о назначении, актуальной выпиской из ЕГРЮЛ и т. д.).

Нюансы трудовых отношений с руководителем организации

Такие отношения регулируются гл. 43 Трудового кодекса РФ и иными его нормами. Так, между предприятием и руководителем, согласно ч. 2 ст. 59 и ст. 275 ТК РФ, заключается срочный трудовой договор на период, определяемый учредительными документами или по соглашению участников. При этом руководящий работник не может быть совместителем, если на это нет согласия высшего органа или собственника предприятия, и несет полную материальную ответственность перед компанией за действительный ущерб, причиненный ее имуществу.

В силу ст. 278 ТК РФ помимо общих предусмотрены специальные основания для досрочного расторжения трудового договора с директором:

  1. По причине начала процедуры банкротства предприятия и отстранения руководителя.
  2. Ввиду принятия высшим органом компании решения о прекращении полномочий руководителя.
  3. По иным причинам, предусмотренным трудовым договором.

При прекращении трудовых отношений на основании решения высшего органа компании бывшему директору выплачивается компенсация в размере не менее 3 среднемесячных заработков, хотя частными организациями может быть предусмотрена и большая сумма.

Если уполномоченное лицо по своей инициативе расторгает соглашение, оно обязано предупредить работодателя за 1 месяц до дня прекращения трудовой функции.

ВАЖНО! При наличии трудовых отношений между директором и фирмой в том случае, когда директор является ее единственным участником, он обязан производить все налоговые и внебюджетные отчисления на себя как на обычного работника (письмо ФСС РФ «О налогообложении выплат…» от 21.12.2009 № 02-09/07-2598П).

Принципы деятельности исполнительного органа и его функции

Руководитель предприятия избирается на определенный срок, устанавливаемый учредительными документами хозяйственного общества. В полномочия единоличного исполнительного органа входят вопросы, которые не относятся к компетенции высших и коллегиальных органов управления. Перечень правомочий устанавливается как на законодательном уровне, так и на уровне организации (учредительными документами).

По общему правилу исполнительный орган выполняет следующие функции:

  • совершает сделки от имени организации;
  • представляет интересы предприятия перед третьими лицами;
  • выдает доверенности;
  • издает распорядительные документы, в том числе кадровые (о приеме на работу, увольнении и др.);
  • осуществляет иные действия, предусмотренные учредительными документами.

Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ уполномоченное лицо должно исполнять свои обязанности с учетом принципов добросовестности и разумности. Действия и решения директора могут считаться соответствующими этим правилам, если он:

  • обеспечивает выполнение компанией ее публично-правовых функций (налоговых, административных и др.);
  • тщательно подбирает контрагентов и контролирует персонал.

Если по истечении срока полномочий руководителя высший орган не успеет сформировать новые исполнительные органы, директор продолжает свою деятельность до решения данного вопроса.

Уполномоченное лицо подотчетно общему собранию предприятия либо единоличному собственнику (органу, назначившему его на должность). Соответственно, учредительными документами может быть предусмотрена обязанность единоличного органа отчитываться перед общим собранием или собственником организации о своей деятельности.

Ответственность единоличного исполнительного органа

Если в период своей деятельности руководитель нарушал принципы добросовестности и разумности и это привело к убыткам для компании, он может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Однако не стоит забывать, что не всякие убытки могут быть следствием намеренных ошибок директора, — возможно, это результат нормального предпринимательского риска (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах возмещения убытков…» от 30.07.2013 № 62).

Признаки недобросовестности (п. 2 постановления № 62):

  1. Совершение невыгодной сделки при наличии конфликта интересов (личных и предприятия). Невыгодным признается договор, который по цене или предмету сильно отличается в худшую сторону от аналогичных сделок того же периода.
  2. Сокрытие и передача недостоверных сведений относительно заключенных сделок.
  3. Заключение договора без обязательного одобрения уполномоченными органами компании (например, крупной сделки).
  4. Удержание документов по убыточным сделкам после смещения с должности.
  5. Совершение действий вопреки интересам организации.

Признаки неразумности (п. 3 постановления № 62):

  1. Игнорирование важной информации при принятии решений.
  2. Совершение действий без попытки получения важной информации, необходимой для их совершения.
  3. Осуществление сделки без необходимого внутреннего согласования (например, с бухгалтерией или юридическим отделом)

Итак, единоличный исполнительный орган является органом управления организации, действует от ее имени без доверенности, имеет свое название, которое вносится в ЕГРЮЛ (директор, президент, генеральный директор, и т. д.). Функционирование единоличного исполнительного органа юридического лица строится на принципах разумности и добросовестности. При этом каждый руководитель несет ответственность за результаты своей деятельности перед организацией и ее учредителями.

1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174

3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.

Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.

4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.

В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.

В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.

Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.

Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.

Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.

6. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке , предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.

Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

7. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке , предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и на котором решение о досрочном прекращении полномочий такого органа не было принято. Список акционеров общества, которым направляется уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.

Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.

В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров. настоящего Федерального закона. пунктами 6 пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Единоличный исполнительный орган организации – что это такое? Какие функции он выполняет? Какими обладает полномочиями?

Ответ

Аббревиатура ЕИО расшифровывается как «Единоличный исполнительный орган». Это юридический термин, означающий должностное лицо коммерческой или общественной организации, обладающее правом управления и представления компании.

Единоличный исполнительный орган - главное руководящее должностное лицо, обладающее правом управлениями всеми процессами и представления интересов организации в коммерческих, общественных и госструктурах. В практическом плане ЕИО – это гендиректор, президент или председатель правления компании.

Структура управления организацией, независимо от статуса, может быть трех видов:

  1. Единоличный исполнительный орган юридического лица – одно или несколько должностных лиц, осуществляющих руководство всеми процессами управления, согласно уставу организации.
  2. Коллегиальный исполнительный орган – сообщество компетентных специалистов или акционеров, совместно управляющих деятельностью организации (собрание акционеров, совет директоров, правящий комитет, совет правления). Функции коллегиального органа и его членов определяются уставом организации.
  3. Совмещение единоличного и коллегиального (общественного) исполнительных органов – объединенная система управления, где приоритет руководителя сохраняется за ЕИО (президент, генеральный директор).

Функции ЕИО могут исполнять сотрудники организации, привлеченные сторонние лица, другие компании или ИП.

Как назначается на должность единоличный исполнительный орган организации

Порядок назначения ЕИО проводится единоличным владельцем компании или коллегиальным органом управления – советом директоров или акционеров. Если устав организации подразумевает коллегиальное принятие решение о выборе руководителя, назначение производится на основании протокола собрания акционеров, совета директоров, членов общественной организации. При назначении единоличного исполнительного органа в организациях с единственным учредителем, процедура проводится аналогично. Единственное различие – протокол подписывается единственным участником.

Чтобы правильно провести процедуру назначения ЕИО, нужно соблюсти следующий порядок действий:

  1. Изучить устав организации и проверить, какой орган уполномочен принимать решение об избрании и назначении сотрудника на должность главного руководителя организации. Данная информация в обязательном порядке прописывается в учредительных документах коммерческой или общественной организации.
  2. Провести собрание коллегиального исполнительного органа, если таковой имеется. На собрании принимается решение о назначении на должность руководителя, подписывается протокол.
  3. Заключить трудовой договор с избранным на должность ЕИО сотрудником, после чего издать приказ о приеме на работу.
  4. После принятия коллегиального решения, оформления протокола и подписания трудового договора ЕИО имеет право самостоятельно оформить приказ о вступлении в должность.
  5. Трудовой договор между коллегиальным органом и руководителем заключается от имени председателя сообщества или уполномоченного представителя.
  6. Если единоличный исполнительный орган, согласно уставу организации, не избирается, а назначается на должность советом учредителей, ему может быть назначен испытательный срок. При назначении на пост руководителя на конкурсной основе испытательный срок запрещен законом (ч. 5 ст. 70 ТК РФ).

После назначения на должность руководителя организации необходимо оповестить банк, обслуживающий счета компании, чтобы новый ЕИО мог управлять финансовой деятельностью.

Функции и полномочия ЕИО

Единоличный исполнительный орган юридического лица управляет внутренними структурами организации и представляет интересы в государственных, налоговых, судебных, финансовых органах. Главное должностное лицо обладает правом ведения партнерских отношений, заключения договоров от имени организации.

Финансовые функции ЕИО определяются уставом организации. Руководитель имеет право заключать сделки, открывать банковские счета от имени организации, управлять финансовыми потоками, распоряжаться имуществом. Деятельность единоличного исполнительного органа подотчетная – он обязан предоставлять учредителям финансовые отчеты, годовой бухгалтерский баланс, информацию о расходах и распределении прибыли. Относительно сотрудников организации ЕИО выступает главным управленцем и органом контроля.

Правовые акты, регулирующие деятельность единоличного исполнительного органа, представлены в таблице ниже.