Основные характеристики и функциональные особенности цифровых фотокамер. Как устроен и работает зеркальный фотоаппарат

Несколько лет назад зеркальный фотоаппарат приобретали для профессиональной съемки. Сегодня же наступило время социальных сетей, где каждый желает выделиться красивыми фото, делиться фотоотчетами с поездок и прогулок Нередко для этих целей покупают зеркальную фотокамеру. Разнообразие брендов и моделей значительно усложняет выбор новичкам и любителям. В этой статье мы подробно опишем, на что следует обращать внимание, как выбрать фотоаппарат в соответствии с намеченными целями.

Так ли необходим зеркальный фотоаппарат?

Зачастую покупка зеркалки (зеркального фотоаппарата) кажется удачной идеей исключительно до момента ее приобретения. По мнению многих новичков фотографов, покупка фотоаппарата это стопроцентная гарантия качественных снимков. Допустим, вы пригласили на мероприятие фотографа, оплатили час работы, через пару недель получили замечательные снимки без искажений, с ровным тоном лица, «бокешками» на заднем плане. И тут в голове вырисовывается бизнес план, всего час времени, такая сумма, а я и сам хорошо снимаю. Созревает мысль о вложении денежных средств в фототехнику, работа не пыльная, еще и какая прибыльная!

Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Покупая зеркальный фотоаппарат, вы приобретаете не только устройство, а подписываете себе приговор на покупку целой системы, которая требует больших вложений. Несомненно, качественные снимки получаются и с полупрофессиональной зеркальной камерой, и даже с китовым объективом. Однако тут тоже присутствует свое «но»: чтобы снимки соответствовали по качеству и исполнению, необходимо знать теорию. Изучение всех нюансов займет ни один день, понимание придет с опытом через месяца.

То есть, при покупке зеркального фотоаппарата следует запастись:
1. Финансами (быть готовым к дополнительным затратам).
2. Временем (наработка опыта фотографирования, время на обработку фотографий).
3. Знаниями (важно понимать хотя-бы основы: композиция, сочетаемость цветов, объем, позы и ракурсы, создание эффектов с использованием различных режимов съемки, графические редакторы).

Какими целями следует руководствоваться при покупке фотоаппарата и как это повлияет на выбор:

- Любительская съемка для семейного архива, фото друзей, детей и родственников.
В этом случае не обязательно рассматривать топовые модели. Достаточно ограничиться полупрофессиональной камерой (сами производители позиционируют их как модели для начального уровня, отличить их не сложно по невысокой стоимости, большему количеству цифр в названии). Комплектуются стартовые модели универсальным объективом с маркировкой KIT (китовым объективом). Любителю, не владеющему опытом и вагоном знаний, затруднительно получить достойные снимки на данную оптику. Если в ваших планах развивать себя как фотографа, то на начальном этапе китового объектива достаточно, чтобы наловчиться снимать в мануальном режиме. Когда фотоаппарат необходим только для создания фото в семейный архив, и вы располагаете финансами, целесообразней его заменить на более качественную и светочувствительную модель оптики.

- Профессиональная и коммерческая съемка.
Данный вид съемки подразумевает, что покупатель уже фотограф с определенным стажем, имеет багаж знаний, техники и комплектующих.
Профессиональные зеркальные фотоаппараты далеко не бюджетный вариант (если еще учесть, что оптика должна соответствовать уровню фотоаппарата, а то и быть на порядок выше). Поэтому новичкам и любителям, готовым сегодня купить фотоаппарат, а завтра выкладывать объявление о коммерческой съемке, не рекомендуется приобретать дорогостоящие модели. Съемка на зеркалку требует задействования мышления, а если весь процесс происходит на авторежиме, то это впустую потраченные деньги.

Параметры зеркальной камеры

Зеркальный фотоаппарат насчитывает около пятидесяти характеристик, но не все они важны, как заверяют производители. На что же в первую очередь обращать внимание?

Размер матрицы и мегапиксели

Именно матрица является главным узлом фотоаппарата, цифровой аналог фотопленки. Посредством матрицы поток света преобразуется в электрические сигналы - таким образом получается картинка, которую мы видим на мониторе. Говоря проще, матрица - это микросхема, состоящая из миллионов светочувствительных датчиков.

Помимо названия матрицы в характеристиках всегда указывается количество элементов (датчиков), более знакомое нам в формулировке мегапиксели. Один мегапиксель (Мп) равен миллиону светочувствительных датчиков.

Количество мегапикселей напрямую связано с разрешением матрицы, от этого зависит качество фотографии, детализация и уровень шума. Большее количество мегапикселей позволяет получить картинку с высокой детализацией.

Но такой показатель, как мегапиксели не должен стоять на первом месте. Изначально определитесь с выбором физического размера матрицы (диагональ матрицы в сантиметрах или дюймах). Дело в том, что больший размер пикселя обеспечивает высокую степень светочувствительности, улавливая больше фотонов света. Сравнивая несколько матриц одинаковых по количеству светочувствительных датчиков, при недостатке освещенности меньший уровень шумов обеспечит матрица с большей диагональю.

Часто можно увидеть цифровые компактные фотоаппараты с 24 мегапикселями, но перешел ли хоть один профессионал на «мыльницу», только потому что в ней мегапикселей больше чем в дорогой зеркалке? Конечно нет. Производители подстегивают спрос на многопиксельные модели, вот только качество изображения от этого лучше не становится. А все потому что размер матрицы остается прежним.

Если рассмотреть для примера несколько матриц, от компактного фотоаппарата и зеркальной камеры, то разница в физическом размере сразу бросается в глаза, при этом количество пикселей у обеих камер одинаковое. Но размер сенсоров зеркальной камеры больше, следовательно, светочувствительность лучше.

Что же делает производитель, когда заявляет об увеличении числа пикселей? Повышает физический размер матрицы? Нет, это дорого. Производитель размещает на той же небольшой матрице не 12 Мп, а 24 Мп, к примеру. На фотографии это отражается увеличением резкости и детализации, на этом плюсы заканчиваются. Площадь светочувствительных датчиков становится в разы меньше, светочувствительность падает, появляется больше цифровых шумов.

В зеркальных фотоаппаратах размер матрицы указан только в миллиметрах, помимо физических размеров встречается такое понятие, как кроп-фактор.
Кроп-фактор показывает разницу между пленкой формата 35 мм (такие же размеры имеет и полнокадровая матрица) и размером матрицы установленной в камере. Все зеркальные камеры начального и среднего уровня не полнокадровые.

Полный кадр позволяет легче добиться эффекта размытия заднего плана, использовать весь потенциал объектива (угол шире, светочувствительность выше, фокусировка проще).
Из этого делаем выводы, что матрицы Full Frame (полнокадровые) позволяют проводить съемку в малоосвещенных условиях, выдают картинку с меньшим количеством цифрового шума и лучшей цветопередачей.

Шумы на фотографиях – нежелательный дефект, который представляет собой хаотически расположенные разноцветные точки, возникающие при низкой освещенности. Отчетливо видно шумы на фотографиях в более темных или однородных по насыщенности и цвету объектах (задний план вне фокуса, темная одежда и пр.). Да, от цифрового шума можно избавиться в профессиональных графических редакторах, в таком случае проблема, казалось бы, решена. Отнюдь, избавление от нежелательного шума влечет за собой потерю резкости, снижения детализации мелких объектов и контрастных линий. В более дорогих моделях фотокамер производители внедряют новые алгоритмы шумодавов, помогают они лишь отчасти.

Разумеется, шумы выдаст любая камера, но только проявляться они будут при разных значениях ISO.

ISO – чувствительность матрицы, обозначенная числовым значением. Именно ISO является одним из трех параметров настройки правильной экспозиции. Чем больше чувствительность выставляется в настройках камеры, тем шире возможности для съемки в темноте. Однако, все же рекомендуется не работать с высокими значениями ISO, это приведет к потере качества итоговых снимков. Оптимальные значения ISO 50, 100, 400, при установке параметров выше, на фотографиях появятся шумы, цифровой мусор. Так что заострять внимание на покупке фотоаппарата, где ISO повыше, тоже не правильно. Если вы планируете съемки в условиях недостаточной освещенности, то лучше запастись дополнительным осветительным оборудованием.

Все, что описано выше, должно волновать покупателя в первую очередь. Но, как показывает практика, модели начального уровня разных производителей схожи по своим значениям и конструктивным особенностям, поэтому немаловажным будет изучить дополнительные параметры зеркалок. Последующие характеристики не влияют на качество снимка, однако, привносят удобства в процесс съемки.

Стабилизация изображения

Практически все компактные камеры оснащены стабилизатором, а вот зеркалки не всегда. Связано это в первую очередь с весом и размерами фотоаппарата, маленькие компакты больше подвержены тряске в руке, в отличие от габаритных и тяжелых зеркальных камер. Легкое колебание руки влечет за собой расфокусировку и смазы на изображении. Зеркальные камеры легче удержать в положении без тряски, т.к. держать их необходимо двумя руками очень близко к лицу. Хотелось бы отметить, что на стоимость камеры наличие стабилизации влияет не сильно, встречаются как любительские модели со стабилизацией, так и профессиональные без нее.

Стабилизация полезна при:
- Съемке на длиннофокусный объектив (чем больше фокусное расстояние объектива, тем труднее навести фокус, расстояние колебания при приближении увеличивается в геометрической прогрессии).
- Съемке в условиях недостаточной освещенности и на длинной выдержке (в помещении, вечерняя и ночная съемка).

Системы стабилизации:
- Оптическая. Подразумевает автоматические надстройки блока линз, технически это довольно сложный вид стабилизации в сравнении с цифровым.
- Цифровая. При цифровой стабилизации подвижна не оптика, а матрица. Цифровая стабилизация менее эффективна, поэтому заострять внимание на покупке фотоаппарата именно с цифровой стабилизацией нецелесообразно.

Если вам приглянулся фотоаппарат без встроенной стабилизации, не огорчайтесь. В любом случае лучший стабилизатор - это штатив, редко когда съемка на длинный фокус или с большой выдержкой удается без штатива.

Байонет

Несомненное преимущество зеркальных камер перед цифровыми компактами - возможность смены оптики. В зависимости от поставленных целей фотографу требуется менять и подбирать объективы. Портретную и полноростовую съемку лучше проводить на средний фокус, природу и небо на широкоугольные объективы. К сожалению, универсальной оптики "и в пир, и в мир" еще не придумали. В связи с этим в зеркальных фотоаппаратах предусмотрена возможность смены объектива. В качестве соединительного элемента между камерой и объективом выступает байонет. Крепление выполнено из металла с поворотным соединением (до щелчка). На байонете находятся контакты, через которое происходит электропитание объектива и обмен информационными командами.

Выбрав фотоаппарат, изучите заранее совместимость оптики для данной модели. У каждого мирового производителя фототехники свой стандарт крепления.
Помимо отличий байонетов между производителями следует учесть разницу байонетов полнокадровой и кропнутой техники. На полнокадровые камеры у каждого бренда есть своя отдельная линейка объективов, в большинстве случаев с "космической" стоимостью. Конечно, в продаже всегда легко найти адаптер-переходник для "неродной" оптики, но это отдельные затраты.

Если у вас есть друзья фотографы, то узнайте какой у них байонет, вдруг появится возможность обмениваться или одалживать объектив. К популярному типу крепления проще найти аналог дорогостоящего оригинального объектива. Если вы ограничены по средствам, то лучший выбор за наиболее распространенным байонетом.

Ресурс затвора: навеки вместе?

Наверное нет фотолюбителя, который не переживал о ресурсе затвора камеры. Всем известно, что у зеркальных фотоаппаратов есть лимит по пробегу, но стоит ли этого бояться? При покупке бывшей в употреблении техники ресурс затвора чуть ли не первый параметр, на котором акцентируют внимание.

Выставленные производителями цифры не всегда соответствуют действительности, одинаковые модели зеркалок отказывают на разном пробеге. К примеру, производителем указан пробег 50000 кадров, нет никаких гарантий, что затвор отработает именно этот срок.

Все зависит от условий эксплуатации. Если камера находится в помещении или студии и используется в «тепличных» условиях, то реально продлить жизнь затвора. Иногда пробег превышает в два или три раза. Фотосъемка на улице при высокой пыльности и ветреной погоде не пойдет на пользу фотоаппарату.

Частая смена объективов так же пагубно сказывается на сроке службы затвора. Для продления производственного лимита затвора достаточно избегать ситуаций попадания пыли и мусора в механизм.

Фотоаппарат всегда можно сдать в сервисный центр для замены затвора и чистки матрицы, услуга не из дешевых, но цена нового устройства в разы выше.

Кроме ресурса затвор связан с таким параметром, как выдержка .

Перед покупкой определитесь, какой стиль фотографии будет преобладающим при съемке.


Короткая выдержка позволит выхватывать моменты из жизни, «замораживать» воду и движущиеся объекты. Длинная выдержка обеспечивает длительное поступление света, что расширяет границы вечерней и ночной съемки.

Встроенная вспышка, так ли она нужна?

Вспышка, встроенная производителем подойдет разве что для любителей, которые снимают на авторежиме и не особо задумываются о качестве снимка. Если в ваших целях «щелкать чтобы было», то встроенная вспышка для вас. Для развития в фотоискусстве, съемки объемных изображений, встроенная вспышка не подойдет, зачастую ее использование «сводит на нет» весь потенциал камеры.

Минусы встроенной вспышки:
- съемка «в лоб», все тени на лице высветляются, либо имеют жесткие переходы, из-за этого создается эффект плоского изображения;
- красные глаза и яркие жесткие блики (пересветы) на отражающих поверхностях;
- отсутствует возможность снизить интенсивность света, следовательно экспозиция не всегда выставляется верно;
- жесткие черные падающие тени от объектов;
- не отключается при автоматической и полуавтоматической съемке, срабатывает на автомате в зависимости от освещенности.

Несмотря на увесистые минусы, есть и плюсы:
- вспышка абсолютно бесплатна, покупая фотоаппарат со встроенной вспышкой, вы не переплачиваете. Встроенная вспышка редко встречается на моделях профессионального уровня, так как пользуются ей только любители;
- компактные размеры. Трудно забыть, потерять или разбить.

Если вы серьезно решили заниматься фотографией, использовать фотоаппарат в коммерческих целях, то задумайтесь над покупкой внешней вспышки.

Видоискатель и ЖК-экран

Один из важных элементов зеркальной камеры – видоискатель . Через видоискатель происходит первичная передача информации от камеры к фотографу.
Видоискатель не отвечает за качество фотографии, но влияет на восприятие фотографом итогового снимка.

В современных зеркальных камерах встречается:
- Оптический. Представляет собой набор линз, встроенных в фотоаппарат. Изображение выводится с определенной погрешностью, усложняется настройка фокуса.

- Электронный. Позволяет увидеть изображение без искажений, сразу видно, правильно ли проэкспонирован снимок, баланс белого. Помогает безошибочно наводить фокус в ручном режиме. Отображает параметры съемки.

Жидкокристаллический экран установлен на всех современных зеркальных камерах. Фотографировать в режиме Live View (смотря на жк экран) не рекомендуется, но он все равно остается полезным дополнением. Производители комплектуют ЖК дисплей тачскрином, поворотными механизмами.

Покупка фотоаппарата с поворотным дисплеем облегчит во многом жизнь фотографу, сбережет новые джинсы от грязи и пыли. Каким образом, спросите вы? Нередко для удачного кадра приходится долго подбирать ракурс, съемка снизу всегда была выигрышным вариантом, но мало приятного вставать на колени или ложиться на асфальт ради кадра.

Достаточно в режиме LiveView повернуть экран и опустить фотоаппарат на нужный уровень. Отметим, что съемка в режиме LiveView расходует питание в разы быстрее. Для экономии энергии многие модели оснащены монохромным дисплеем. Дополнительный дисплей облегчает настройку параметров съемки, отображает основные показатели.

Запись видео

Функция встречается не во всех камерах, и не каждому фотографу она нужна. Подходит для свадебных фотографов-видеографов, для съемки полупрофессиональных роликов, ведения личного блога. Повысить качество записи можно с дополнительными приобретениями: микрофоном, штативом. Современные модели камер поддерживают запись видео в формате Full HD, но этого все равно недостаточно для создания рекламы или клипов.

Подведем итоги

Выбор зеркальной камеры ставит в затруднительное положение не только новичков, но и профессиональных фотографов.

Рекомендуем не зацикливаться на конкретном бренде фотоаппарата, а исходить из требуемых характеристик. Предварительно изучив информацию в интернете, выбирайте несколько подходящих моделей и протестируйте их в магазине. Внимательно отнеситесь не только к характеристикам и показателям «начинки», форма и вес так же играют важную роль. Фотоаппараты с металлическим корпусом более надежны, но не каждый фотограф осилит носить килограммовую тушку в руках, а к этому еще прибавить вес объектива и вспышки.

Подержите несколько фотоаппаратов в руке, эргономичная форма и резиновые накладки будут дополнительным шагом к комфортной съемке.
Если бюджет не располагает на приобретение полнокадровой камеры , то рассмотрите недорогие модели кроп-камер . Характеристики зеркалок в одном ценовом сегменте схожи, поэтому присмотритесь к мелочам, облегчающим процесс съемки.

Заранее изучите совместимость аксессуаров и комплектации для предпочтительной камеры. Иногда покупка малоизвестного бренда приводит к проблемам в подборе нефирменных аксессуаров. На популярные камеры проще найти дополнительное оборудование за меньшую стоимость, легче перепродать.

Основная ошибка, которую допускают начинающие фотографы, это полное вложение в тушку фотоаппарата. В то время, как лучший вариант вложение в объектив, а дополнением покупка среднего уровня тушки. Хороший объектив раскрывает потенциал камеры и фотографа. С бюджетным вариантом китового объектива добиться профессионального уровня крайне сложно.

Помните, 80% успеха зависит от человека управляющего техникой, а не наоборот.

При покупке фотоаппарата нужно узнать, прежде всего, параметры матрицы и объектива , так как они больше всего влияют на качество фотографий. Некоторые из этих параметров будут указаны на ценнике, а некоторые придется узнать или из паспорта или у продавца.

Матрица

Что касается матрицы то нужно знать такие параметры:

ТИП МАТРИЦЫ

  • CCD (ПЗС) – недорогой, устаревший тип матрицы может применяться в недорогих аппаратах.
  • CMOS (КМОП) – матрица на основе полупроводников. И если в первом виде считывание происходило последовательно, то здесь можно считывать сигнал с любого участка матрицы. Характеристики лучше, чем у CCD.
  • Live-MOS . Так же построена на полупроводниках только по другой технологии. Поэтому матрица меньше перегревается и соответственно меньше шумов на фотографии чем при использовании предыдущих технологий.
  • Super CCD-матрица - в фотоаппаратах фирмы Fujifilm применяются матрицы, получившие название «Super CCD», в которых присутствуют зелёные пикселы двух различных размеров: большие, для малых уровней освещённости, и малые, совпадающие по размеру с синими и красными. Это позволяет увеличить фотографическую широту матрицы на величину до 4-х ступеней.

Если выбирать компакт, то можно взять аппарат и с матрицей типа CCD. Она будет справляться со своей работой. А если вы хотите получать фотографии высокого качества и хотите приобрести и соответствующий аппарат, то тут уже подойдет матрица типа CMOS.


Если еще и указан геометрический размер матрицы, то при одинаковом количестве пикселей будет лучше та матрица, что имеет большие размеры. А если количество мега пикселей перешло границу для любительской фотографии (10 и более Мп), то размер матрицы уже будет определяющим.

Ведь при большей по геометрическим размерам матрице будет больше чувствительность, а значит меньше шумов. Но чем больше матрица, тем больше и оптика. Поэтому у профессиональных фотографов фотоаппараты с большими объективами. Так что ищите в этом вопросе компромисс, который подойдет вашим требованиям к качеству снимков и к цене. Главный параметр в выборе матрицы это ее геометрический размер.


Различные сенсоры для фотокамеры

Объектив

При покупке зеркального цифрового фотоаппарата нужно покупать объектив отдельно, а при выборе компакта в характеристиках фотокамеры будут и характеристики объектива.

Одними из главных параметров объектива являются фокусное расстояние и светосила.

Значение светосилы чем меньше, тем лучше. А вот фокусное расстояние выбирают в зависимости от того, что вы будете снимать, какой объект: пейзаж, портрет и др. Более подробно о характеристиках объективов .



При покупке зеркальной фотокамеры можно руководствоваться такими моментами:

  • Если покупать отдельно фотокамеру и отдельно объективы к нему, то набор с одного аппарата называется «Body».

  • Если брать фотоаппарат с возможностью смены оптики (зеркалки, системные) и сразу же в наборе с ним будет идти объектив, то такой набор называется «Kit».

  • Наборы боди (Body) приобретают профессионалы, если вы любитель, то вам подойдет набор кит (Kit) и лучше с двумя объективами: один короткофокусный и другой длиннофокусный для съемок на разные расстояния.

Это касается цифровых зеркальных камер.

Влияние зума на выбор

Есть оптический и цифровой зум (Zoom – увеличение). Зум равен отношению фокусного расстояния на длинном конце к фокусному расстоянию на коротком (эти значения есть на объективе).

Цифровой зум вырезает на матрице снимок нужного размера и растягивает его на всю матрицу. Получается, что несколько пикселей будут закрашены как один. Качество страдает, потому что получается фотография, сделанная меньшим количеством пикселей, чем заявлено.

При оптическом зуме угол обзора уменьшается благодаря смещению линз, а четкость достигается фокусировкой. Качество, по сравнению с цифровым зумом, намного лучше. Так что лучше, что бы в фотоаппарате был оптический зум, а это зависит от объектива.

Более подробно о значении зума .

Карта памяти

В цифровом фотоаппарате все отснятые материалы хранятся в цифровой памяти. Есть, конечно, и встроенная память, но обычно это не большой объем и его приходиться расширять.

Вот тут и приходят на выручку карты памяти. На сегодня их существует несколько форм факторов, разных производителей и разного объема. Но главное отличие - это технология изготовления, а по-другому на чем основаны элементы памяти. По всем этим параметрам карта памяти должна подходить к вашему аппарату.

Обычно фотокамеры имеют возможность использования нескольких видов памяти. Только приобретая новую карту, внимательно посмотрите, будет ли она работать на вашем устройстве. Некоторые фирмы выпускают сами карты памяти и их фотоаппараты работают только с ними.



Внешний вид карты памяти

Покупка в магазине

После выбора нескольких моделей можно приступать к их осмотру. Тут проверьте всю комплектацию, и все ли вас устроит в комплектации, не надо ли чего-то покупать (аккумуляторы или батарейки, чехол, дополнительные объективы и др).


Проверьте, что бы вам удобно было держать фотоаппарат в руках и управлять кнопками. Так же попробуйте включить устройство и сделать несколько снимков в разных режимах, что бы проверить их работоспособность. Продавцы могут сказать что аккумулятор разряжен и включить не получается но мол вы не переживайте ведь вы можете вернуть аппарат в течение 14 дней. Настаивайте на включении все равно. Можно купить батарейки, если они подходят для пробного включения или подзарядить аккумулятор несколько минут и этого должно хватить для проверки.

Вам могут не позволить фотографировать, мотивируя это тем, что количество пробных фотографий ограничено и всем подряд они не разрешают фотографировать. А как тогда выбирать? Надо фотографировать и проверять. А при просмотре на жк дисплее отснятых снимков смотрите на их порядковые номера. Их не должно быть сотни, ведь аппарат новый и снимков должно быть всего несколько. Хотя снимки могут и удалять, но на всякий случай можно и проверить. Все органы управления должны срабатывать четко и без всяких задержек и шатаний.

Этой статьей наш сайт продолжает целый цикл полезных материалов, целью которых станет облегчение выбора какого-либо товара из тысяч предложенных на рынке вариантов. Согласитесь, выбор конкретной модели какого-то гаджета всегда отнимает много времени, которое можно потратить с пользой. В сегодняшнем материале мы поговорим о выборе подходящей фотокамеры.

Выбираем фотоаппарат для разных нужд

Фотоаппараты покупаются совершенно разными людьми для совершенно разных целей. Некоторым нужен фотоаппарат для запечатления романтических пейзажей в отпуске, другим - для профессиональной работы, третьим - просто для развлечений. Кроме того, задача выбора фотоаппарата для покупки, пожалуй, является самой сложной - гораздо сложнее, чем выбор, скажем, СВЧ-печки. В это разделе мы рассмотрим несколько вариантов того, для чего покупаются цифровые камеры, и порекомендуем разные их типы.

Для новичков и путешественников - компактные “мыльницы”

Т.н. “мыльницы” - это самые компактные, простые в использовании и дешевые (последний пункт не обязателен) камеры, которые можно найти в продаже. Новичкам в деле фотографии не нужны все функции управления съемкой, которыми располагают зеркальные камеры (при этом обычно они выведены прямо на корпус, а не спрятаны в сенсорном меню). Такие камеры предназначены для тех, кто просто хочет направить объектив на объект съемки и нажать на спуск, возможно, выставив перед этим какой-то режим (ночной, для съемки быстро движущихся объектов и т.д.).

Стоит отметить, что в этом случае не стоит обращать внимание на дешевые камеры с большим количеством мегапикселей - 12-мегапиксельная Canon PowerShot N100 в условиях плохой освещенности будет снимать гораздо лучше, чем камера того же класса с 18-мегапиксельным сенсором. Лучше всего обратиться к обзорам конкретных моделей. Кроме того, стоит учесть характеристики оптического зума и фокусного расстояния. Одна камера с 5-кратным зумом и 24-120 мм фокусным расстоянием будет лучше снимать широкоугольные фотографии, а камера с таким же 5-кратным зумом и фокусным расстоянием в 35-175 мм лучше справится со съемкой далеких объектов. Лучшим вариантом для тех, кто не хочет возиться с настройками, станут мыльницы с фокусным расстоянием не менее 24 мм, такие как премиумная Sony Cyber-shot DSC RX100 III .

Почти все подобные камеры кроме самых дешевых сейчас поддерживают оптическую стабилизацию картинки, имеют LCD-дисплей и могут снимать видео в разрешении как минимум 1280х720 пикселей - они сгодятся большинству обычных пользователей.

Для съемки далеких объектов - камеры с суперзумом

Такие камеры бывают как компактными, так и обычных размеров. С компактными дела обстоят почти так же, как и с “мыльницами”, описанными выше. К примеру, отличной камерой с 30-кратным зумом можно назвать Nikon Coolpix S9700 . Если вам нужно что-то более дальнобойное - можно обратить внимание на Canon PowerShot SX60 HS с 65-кратным зумом.

Что интересно, одной из лучших камер этого класса считается Sony Cyber-shot DSC-RX10 , которая обладает лишь 8.3-кратным зумом, но при этом имеет 1-дюймовый сенсор, что позволяет добиться весьма высокого качества снимков. Panasonic Lumix DMC-FZ1000 обладает таким же сенсором, но ее объектив может приближать изображение в 16 раз.

При съемке очень далеких объектов важную роль играет видоискатель - очень сложно держать камеру ровно и смотреть через нее на объект, приближенный в десятки раз. Практическое правило в таких случаях гласит, что при 1000 мм зуме нужна скорость затвора в 1/1000 секунды. Хорошая оптическая стабилизация в этом случае сильно поможет. Кроме того, лучше выбирать суперзум-камеру с высоким максимальным порогом ISO (1600 или даже 3200) - они не пропускают много света при большом приближении.

Это отличный вариант для любителей путешествий, которым часто приходится снимать какие-то объекты, скажем, с берега моря или издалека, потому что к ним нельзя подойти или до них нельзя добраться без специального оборудования. К тому же, носить сменные объективы с собой не придется.

Для высокого качества и с компактным корпусом, но без зума

Это камеры, цель которых - уместить возможность снимать самые лучшие фотографии без приближения в как можно менее большой корпус. В качестве примера можно привести Ricoh GR c 28 мм объективом и сенсором APS-C. Если 28 мм - слишком много, то можно обратить внимание на Fujifilm X100T с гибридным видоискателем и 35 мм f/1 объективом. Если денег не жалко, можно даже присмотреться к полнокадровой Sony Cyber-shot DSC-RX1 с отличным объективом от Carl Zeiss.

Такие камеры используют очень узкое число профессионалов. Обычно для съемки объектов, находящихся недалеко, просто применяется подходящий объектив и камера, которая позволяет им воспользоваться.

Для фото отличного качества за не слишком большие деньги - беззеркальные камеры со сменными объективами

Эти камеры появились на рынке относительно недавно - в 2008 году. В качестве примера можно привести Samsung NX300 с APS-C сенсором того же размера, что и в зеркальных камерах. Похожие камеры есть и у Samsung - например, Samsung NX Mini . Еще более компактная камера этого класса - Pentax Q7 . Sony тоже выпускает подобные камеры, от дешевых (Alpha A3000) до дорогих (Alpha A7R).

При покупке таких камер нужно учитывать количество объективов, которые совместимы с конкретной моделью. К примеру, для серий Nikon 1 и Pentax Q найти подходящие объективы довольно сложно, а объективы Canon EOS M почти исчезли из магазинов. Часто, правда объективы с более старыми механизмами можно использовать с новыми камерами при помощи переходников.

Во многих случаях съемка с помощью таких камер не отличается от съемки с помощью “мыльниц” - вы просто наводите объектив на объект съемки и следите за тем, чтобы он не исчез из видоискателя (который часто можно прикрепить отдельно, например, к Olympus Pen E-PL7). Зум-объективы, однако, в большинстве случаев придется настраивать самим. Количество кнопок и переключателей с настройками в случае беззеркальных камер зависит от их стоимости.

Для профессионалов, требующих максимального качества - зеркальные камеры

Это определенно лучший выбор для тех, кто хочет получить максимальный контроль над всем процессом съемки, и вручную добиться лучшего результата в конкретной ситуации. Такие камеры больше, тяжелее и, что самое главное, дороже остальных, но в то же время имеют самые крупные сенсоры, фокусируются на объекте съемки быстрее и поддерживают большое количество объективов (считается, что наибольший выбор предоставляют Canon и Nikon).

Если вы покупаете зеркальную камеру дешевле $1800, то она, скорее всего, будет оснащена APS-C сенсором, который имеет чувствительную поверхность примерно как половина кадра 35 мм пленки. Полнокадровые камеры с сенсорами размером примерно в 36х24 мм стоят гораздо дороже. У обоих типов есть свои преимущества: APS-C выигрывают в цене и могут быть использованы с более компактными и легкими объективами, а полнокадровые камеры очень хороши при съемке удаленных объектов.

Выбор такой камеры - дело настолько сложное, что для этого следовало бы написать отдельную статью. Если вы профессионал, то вряд ли нуждаетесь в советах. Лучше всего попробовать камеру самому - к примеру, вам больше могут понравиться конфигурация кнопок настроек Canon, а не Nikon.

Также такие камеры отличаются типами видоискателей. Недорогие модели вроде Canon EOS Rebel SL1 используют видоискатели с пентазеркалом, которые не так хороши, как видоискатели с пентапризмой, устанавливаемые в камеры вроде Nikon D7100 . Кстати, отличной недорогой зеркальной камерой с таким видоискателем и полной защитой от любых погодных условия можно назвать Pentax K-50 .

Sony использует во всех своих зеркальных камерах электронные видоискатели - даже в топовых Alpha 77 II с APS-C сенсором и Alpha 99 с полнокадровым сенсором. Здесь все зависит от предпочтений фотографа - кто-то готов использовать электронные видоискатели, кто-то их терпеть не может.

Подбор объективов для зеркальных камер - отдельная история. Возможно, о них мы напишем в какой-нибудь из будущих статей.

Основные характеристики цифровых фотоаппаратов

Тип матрицы

Существует два основных вида фотоматриц - CMOS (КМОП) и CCD (ПЗС). Последние являются более светочувствительными, но в последние годы начали серьезно уступать по параметрам CMOS-матрицам, которые теперь являются самыми распространенными. Также существуют BSI-матрицы, которые значительно лучше справляются со съемкой в условиях плохой освещенности. Они дороже и встречаются в камерах значительно реже CMOS.

Количество мегапикселей матрицы

Количество мегапикселей матрицы характеризует общее количество датчиков на ней и прямо влияет на максимальное разрешение цифровых фотографий, которые можно получить с ее помощью. Но это число - совсем не главная характеристика хорошей камеры.

Физический размер матрицы

Чем больше площадь матрицы, тем меньше шумов будет появляться на фотографиях, которые получены с ее помощью. Кроме того, камеры с большими матрицами (больше 1 дюйма) могут снимать фото с низкой глубиной резкости (размытие фоновых объектов).

Фокусное расстояние

Чем больше это число, тем крупнее будут получаться объекты съемки на фотографии, а угол съемки будет уменьшаться. Профессиональные объективы позволяют менять фокусное расстояние, а объективы в компактных камерах обычно характеризуют параметром ЭФР (эффективное фокусное расстояние, рассчитанное для 35 мм пленки). Если ЭФР меньше 35 мм, то объектив считается широкоугольным, а если больше 100 - длиннофокусным.

ISO, светочувствительность

Прямо характеризует способность матрицы регистрировать цвета объектов в плохом освещении. Чем больше максимальный порог ISO, тем лучше на снимках будут получаться быстро движущиеся объекты и объекты в темноте.

Электронная стабилизация изображения

Компенсация эффекта “дрожащих рук” с помощью специального ПО, то есть, программным способом. Уступает по качеству оптической стабилизации.

Характеристики объектива

Все объективы, если они съемные, крепятся к камерам с помощью различного вида креплений, и обычно каждый производитель использует сразу несколько таких видов. Некоторые совместимы друг с другом, другие - нет. При выборе объектива следует учесть его совместимость с вашей камерой, а при выборе камеры - выбор объективов, которые с ней совместимы.

Продвинутые объективы позволяют вручную настраивать фокус, а одними из главных их параметров являются светосила (F-число, чем меньше которое, тем больше света попадает на матрицу) и минимальная дистанция фокусировки (определяет расстояние, на котором можно будет четко снимать приближенные объекты).

Кроме того, хорошие объективы подразумевают наличие оптической стабилизации изображения. Специальная конструкция обеспечивает неподвижность оптики по отношению к объекту съемки, и результатом становятся более четкие фотографии.

Возможности работы с видео

Современные камеры должны записывать видео в разрешении как минимум 1280x720 пикселей (HD) и с частотой не менее 30 кадров в секунду. Более продвинутые модели могут записывать видео в разрешениях вплоть до 4К (3840х2160 пикселей) с частотой до 60 или даже 120 кадров в секунду, что позволяет при монтаже получить больше творческой свободы и добиться более плавной движущейся картинки.

Наличие встроенной вспышки и ее характеристики

Вспышка нужна для освещения темных объектов на снимках, и часто она бывает встроенной в камеру. Главная ее характеристика - ведущее число, измеряемое в метрах. К примеру, вспышка с ведущим числом 11 м сможет достаточным образом осветить объект на расстоянии 11 м при фотографировании с ISO = 100 и диафрагме = 1. Если встроенной вспышки у камеры нет, то к ней можно подключить внешние вспышки. Кроме того, хорошие вспышки позволяют настраивать мощность освещения.

Экспозиция и затвор

Хорошие камеры позволяют фотографу настраивать число диафрагмы и выдержки (низкая выдержка важна для съемки быстро движущихся объектов, высокая - для съемки в темноте) вручную или использовать автоматические значения одного или обоих параметров. Также стоит обратить внимание на минимальный и максимальный пороги экспозиции, что используется для получения более светлых снимков. Все эти параметры могут изменяться в зависимости от разных предустановленных в камере режимов.

Кроме того, важная характеристика камеры - наличие функции коррекции белого цвета (позволяет белым объектам в кадре оставаться белыми несмотря на освещение).

Другие возможности по съемке фото

Бурст-режимы позволяют камерам снимать фотографии сериями - к примеру, по 5 полноценных кадров в секунду. Также стоит обратить внимание на объем буфера камеры, который влияет на количество фотографий, которые она сможет сделать подряд. Некоторые камеры могут снимать в 3D-режиме, а многие вместо стандартного формата JPEG позволяют использовать формат RAW, который гораздо лучше поддается обработке.

Размер экрана и его тип

Большинство экранов у современных камер имеют размер около 3 дюймов в диагонали или выше и отображают 16 млн цветов. Также они часто бывают сенсорными, благодаря чему производители могут избавиться от лишних кнопок на корпусе устройства. Очень важная характеристика - поворотный экран, который позволит фотографу снимать сложные сцены чуть проще.

Тип и наличие видоискателя

Оптический видоискатель все еще остается для многих единственным способом снимать фотографии, и изображение поступает на него прямо с оптической системы камеры. Электронные видоискатели считаются не такими аккуратными и исполняются в виде LCD-экранов. Иногда видоискатель можно подключить к камере отдельно.

Микрофон

Микрофоны у цифровых фотокамер обычно нельзя назвать продвинутыми. Некоторые модели используют стереомикрофоны, которые позволяют записывать звук с его позиционированием в 2D-плоскости.

Материал корпуса

В дешевых моделях используется пластик (иногда армированный стекловолокном или углеволокном), в более дорогих и эксклюзивных - металл. Естественно, последний куда тяжелее пластика, но более прочен. Часто все эти материалы комбинируются.

Защита от влаги и пыли

Наличие такой защиты позволяет проводить съемку в экстремальных условиях - например, на глубине 10 м под поверхностью воды. О классах защиты лучше прочитать на Википедии .

Поддерживаемые карты памяти и беспроводные технологии

Большинство камер поддерживают карты памяти стандартов SD, SDHC и SDXC, которые сейчас являются самыми производительными, дешевыми и популярными. В зависимости от их емкости фотограф может снять больше материала перед тем, как перенесет его на ПК или в облако.

Если вы хотите легко и просто переносить фотографии с камеры на другие устройства, то нужно обратить внимание на поддержку беспроводных технологий - Bluetooth и Wi-Fi (лучше всего - стандарты 802.11n и 802.11ac). Некоторые модели камер даже поддерживают сотовую связь 3G или 4G. Также встречается поддержка NFC для спаривания со сторонними аксессуарами.

Также эти технологии обеспечивают связь с внешними пультами управления. На наличие поддержки последних тоже стоит обратить внимание.

Проводные интерфейсы

В хорошей камере должны быть порты USB (лучше версии 3.0, минимум - 2.0), Firewire / IEEE 1394 / iLink и HDMI (для просмотра видео на внешних устройствах прямо с камеры). Также может присутствовать композитный видеовыход.

Тип и емкость аккумулятора

Чаще всего в хороших камерах применяются собственные аккумуляторы, изготовленные по технологиям Li-Ion (литий-ионные) или Li-Pol (литий-полимерные). Естественно, чем больше их емкость, тем дольше проработает камера и тем больше снимков удастся сделать до разрядки. Их преимущество - довольно быстрая зарядка.

В более дешевых моделях могут использоваться АА- или ААА-аккумуляторы, изготовленные по технологиям NiCd (никель-кадмиевые) или NiMH (никель-металлгибридные). Они дешевы и могут использоваться в условиях экстремально низких или высоких температур. Стоит отметить, что NiMH-аккумуляторы подвержены серьезному саморазряду.

Не забывайте о дополнительных аксессуарах. Сумка или хотя бы чехол для фотоаппарата куда нужнее, чем чехол для смартфона. Особенно если вы планируете много путешествовать и брать его с собой. Также стоит озаботиться приобретением надежного штатива (если хотите просто снимать четкие фотографии) и дополнительных аккумуляторов (и, возможно, автономных зарядных устройств). Кстати, о последних: в камерах используются или свои литий-ионные аккумуляторы, или пальчиковые, которые нужно заряжать по определенным правилам. Какие для вас лучше - решать только вам самим.

Если вы не собираетесь профессионально заниматься фотографией и зарабатывать этим на хлеб, то вам, скорее всего, не нужна дорогая зеркальная камера. Правда.

Обязательно ищите всю возможную информацию о той камере, которую собрались купить, в сети. Отзывы владельцев, обзоры конкретных моделей, сравнения фотографий и так далее.

Для редактирования снимков с хороших камер понадобится умение обращаться с довольно сложным и дорогим ПО вроде Photoshop Elements. Есть, впрочем, и бесплатные варианты.

Рассмотрите вариант покупки очень емкой SD-карты, если собираетесь подолгу не сбрасывать отснятое на компьютер или в облачные сервисы.

Не гонитесь за количеством мегапикселей - многие другие параметры куда важнее, и дешевая 16-мегапиксельная “мыльница” разительно отличается от дорогой 16-мегапиксельной зеркальной камеры.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться с непростой задачей выбора своего будущего фотоаппарата. На следующей неделе мы поможем вам выбрать стиральную машину!

Фотоаппарат был изобретен 1861 году для получения и хранения неподвижных изображений. Первоначально в приборе они фиксировались на специальных пластинах, а позднее на пленке. С 70-х годов 20-го века начинается интенсивное развитие цифровой техники. Классические (пленочные) фотографические аппараты постепенно начинают отходить на второй план. На сегодняшний день их практически вытеснили цифровые фотокамеры. Эти современные приборы позволяют получать высококачественные снимки. Наибольшее распространение получили зеркальные, беззеркальные и компактные модели. Для занимающихся созданием фотографий рекомендуется использовать первые два типа изделий. При этом для такого рода деятельности необходимо знание устройства фотоаппарата и принципа его действия.

Принцип работы цифровых и пленочных фотографических аппаратов, в общем, идентичен. Сильно упрощенную его схему можно представить следующим образом:

  • после нажатия кнопки открывается затвор и отраженный от объекта свет поступает через объектив внутрь фотографического аппарата;
  • в результате происходит формирование картинки на светочувствительном элементе (матрице или пленке) – фотографирование;
  • затвор закрывается, после чего аппарат готов далее делать снимки.

Весь описанный процесс фотографирования проходит за доли секунды. У разных моделей фототехники из-за их конструктивных особенностей детальное его протекание различается.

В отличие от пленочных фотоаппаратов в цифровых вместо фотохимического сохранения изображений применяется фотоэлектрический способ . Его суть заключается в том, что световой поток преобразуется в электрический сигнал, который после записывается на носитель информации (цифровое запоминающее устройство).

Запечатленное изображение сразу доступно для просмотра на жидкокристаллическом дисплее, что очень удобно для оценки полученного результата. Его можно сохранить на компьютере или ноутбуке для дальнейшего просмотра, хранения, редактирования, передачи (например, по сети Интернет) либо печати на фотобумаге с использованием принтера.

Основные элементы цифрового фотоаппарата

Зеркальный цифровой фотоаппарат относится к наиболее совершенной по конструкции и функциональным возможностям обширной группе фототехники. На его примере удобно рассматривать устройство фотографических аппаратов в целом. Связано это с тем, что можно ознакомиться с конструктивными элементами, которые встречаются и у других видов данной техники.

Основными частями зеркального цифрового фотографического аппарата являются:

  • объектив;
  • матрица;
  • диафрагма;
  • затвор;
  • пентапризма;
  • видоискатель;
  • поворотное и вспомогательное зеркала;
  • светонепроницаемый корпус.

Детальная схема строения фотоаппарата представлена ниже. Из нее видно, что рассмотренные основные части являются непосредственно задействованными в процессе получения изображения.

Без наличия дополнительных деталей, например, фотовспышки, карты памяти, аккумуляторных батарей, жидкокристаллического дисплея, различных датчиков также невозможна работа фотокамеры и получение качественных фотографий. Но эти конструктивные элементы напрямую не связаны с принципом функционирования фототехники.

Объектив фотокамеры

Объектив представляет собой оптическую систему, которая состоит из расположенных внутри оправы линз. Они бывают стеклянными или пластиковыми (в дешевых моделях техники). Световой поток, проходящий сквозь линзы, преломляется и формирует изображение на матрице. Хорошие объективы позволяют получать резкие, четкие фотоснимки без искажений.

Новые модели объективов могут быть оснащены электронными схемами , управляющими, например, оптическим стабилизатором, диафрагмой. Но на старых фотокамерах электроника может не функционировать.

Главными характеристиками объективов являются:

  1. Светосила – параметр, показывающий соотношение между яркостью объекта, который отображается, и освещенностью изображения, получаемого в фокальной плоскости (на матрице) с помощью оптической системы.
  2. Фокусное расстояние – это расстояние в миллиметрах от оптического центра объектива до метки фокальной плоскости (фокуса), в которой расположена матрица. От него зависит угол обзора (поле зрения) оптики и размеры получаемого изображения.
  3. Зум – способность оптической системы приближать удаленные объекты (увеличивать их изображение). Он определяется отношением фокусных расстояний (максимального к минимальному).
  4. Разновидность байонета.

На маркировке объективов обычно первое число (или пара чисел) указывает фокусное расстояние, а второе (либо пара) – светосилу. Классификация объективов по фокусному расстоянию и углу обзора показана на нижеследующей фотографии. Более универсальным считается стандартный тип оптики.

Важно! Световая эффективность объективов зависит от светосилы. Чем она больше, тем фототехника лучше и, соответственно, стоит дороже. Оптическая система, обладающая большей светосилой, позволяет делать снимки на более коротких выдержках, чем с меньшим данным показателем.

Крепление оптики

Объективы крепятся к корпусу фотоаппарата с помощью байонета. Он представляет собой специальное высокоточное соединение (часто стандартного типа). Конструктивно этот крепежный узел может быть выполнен в виде накидной гайки, оснащенной прорезями, либо выступов на оправе с соответствующими им на корпусе пазами. Существуют модели изделий, где байонетное соединение представлено крупной резьбой, имеющей короткий ход.

К основным характеристикам байонета относятся:

  • диаметр, который влияет на светосилу объектива;
  • рабочий отрезок (схематически представлен на фото ниже), определяющий диапазон рабочих фокусных расстояний.

Важно! Рабочие отрезки фотокамеры и объектива должны совпадать. От этого напрямую зависит возможность установки оптики разных систем через переходник на фотографический аппарат.

Диафрагма и ее функции

Диафрагма – это механизм, предназначенный для регулирования светового потока, попадающего на матрицу цифрового фотоаппарата . Она находится между линзами внутри объектива.

Конструктивно деталь состоит из набора накладывающихся один на одного лепестков (обычное их количество составляет от 2 до 20 штук), которые бывают разной формы. Величина их взаимного сдвига относительно базового положения определяет размер образующегося круглого (при полном открытии) или многоугольного (при частичном) отверстия. Благодаря тому, что механизм открывается и закрывается, изменяется количество поступающего света. Дорогая и качественная оптика оснащается многолепестковыми диафрагмами .

От диаметра отверстия диафрагмы зависит ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства): чем размер круга меньше, тем больше ГРИП. Такая взаимосвязь позволяет фотографам при съемке создавать различные эффекты, например, отделять от фона какой-либо объект.

Кроме рассмотренных показателей, размер отверстия диафрагмы оказывает влияние на такие параметры получаемого изображения:

  • аберрацию (погрешность либо ошибку в передаче картинки), значение которой наименьшее, когда максимально закрыта диафрагма;
  • дифракцию (огибание световыми волнами препятствий), выражающуюся в снижении способности оптики воспроизводить изображение объектов, которые расположены вблизи (показатель называется разрешением объектива), при уменьшении размера пропускающего свет отверстия;
  • виньетирование (уменьшение освещенности, происходящее от центра снимка к его краям), наиболее ярко проявляющееся при максимально открытой диафрагме.

Диафрагму принято обозначать буквой «f». Число, расположенное с ней рядом, указывает диаметр отверстия. При этом, чем число меньше, тем больше размер отверстия, обозначаемый им. Диаметр 2,8 на данное время является максимальным на большинстве объективов. Дифракция с аберрацией уравновешены в диафрагмах от f/8 до f/11. При этом объектив имеет максимальное разрешение.

У зеркальных фотокамер современного производства объективы оснащены ирисовыми диафрагмами прыгающего типа. Они закрываются до установленного значения лишь в непосредственный момент съемки. Чтобы иметь возможность оценивать глубину резкости изображения при определенном диаметре отверстия, многие зеркалки оснащают репетиром . Он представляет собой механизм принудительного закрытия диафрагмы до рабочего значения.

Работа зеркал

Свет, прошедший через отверстие диафрагмы, попадает на зеркало. Там поток делится на 2 части. Одна из них поступает на фазовые датчики (отражаясь от вспомогательного зеркала), которые предназначены для определения того, находится или нет изображение в фокусе. Затем система фокусировки выдает команду линзам на перемещение. При этом они становятся так, чтобы снимаемый объект оказался в фокусе. Такая самонастройка называется фазовым автофокусом . Он является одним из основных преимуществ зеркалок перед беззеркальными цифровыми фотокамерами. Чтобы увидеть зеркало внутри корпуса, нужно просто снять оптику.

Второй поток попадает на фокусировочный экран (матовое стекло). Благодаря этому фотограф может сразу оценить глубину резкости будущего снимка и точность фокусировки. Выпуклая линза, расположенная над экраном фокусировки, увеличивает размер получаемой картинки. Зеркало убирается после нажатия спуска, позволяя свету без препятствий поступать на матрицу.

Целая категория фототехники представлена моделями с неподвижным полупрозрачным зеркалом. Его использование позволяет пользоваться автофокусом не только при фотосъемке, но также во время проведения видеосъемки в режиме «Live View». Также возможно непрерывное визирование.

Функции и разновидности затворов

После нажатия спуска также срабатывает затвор, который установлен между зеркалом и матрицей. Назначением его является регулирование доступа на матрицу света. Время, в течение которого затвор открыт, называется выдержкой. За этот временной отрезок происходит процесс экспонирования.

Затворы на зеркалках бывают двух типов:

  • механическим (наиболее распространены);
  • электронными (цифровыми).

Конструктивно механические затворы представляет собой вертикально или горизонтально расположенные 1 либо 2 непрозрачные для светового потока шторки. Основными характеристиками таких затворов являются скорость и лаг. Под последним понимают быстроту открытия шторок после того, как нажат спуск.

Открытие и закрытие шторок происходит очень быстро (за доли секунды) за счет электромагнитов или пружинок. Скорость затвора – это промежуток времени, который требуется, чтобы получить снимок после нажатия спуска. Механические затворы имеют предел срабатывания. Выдержки примерно с 1/8000 секунды получают, используя уже цифровые затворы.

Электронный затвор – это не какое-либо отдельное устройство, а принцип регулирования экспозиции (количества поступающего света) матрицей. Выдержка в данном случае представляет собой временной промежуток между ее обнулением и моментом считывания информации с нее. Использование электронных затворов характеризуется возможностью достижения более коротких выдержек без применения механических дорогостоящих аналогов.

Более совершенными считаются модели фотографических аппаратов с комбинацией электронного и механического типов затворов. При этом первый используется при коротких выдержках, а второй – при длительных. Также механический затвор защищает матрицу от попадания на нее пыли.

Количество поступающего внутрь камеры света, регулируемое диафрагмой, и выдержка, устанавливаемая затвором, лежат в основе процесса фотографирования. Благодаря сочетанию этих показателей в различных вариантах фотографами достигаются разные эффекты.

Пентапризма и видоискатель

Световой поток, пройдя через фокусировочный экран, попадает в пентапризму. Она состоит из двух зеркал . Первоначально от поворотного зеркала изображение поступает в перевернутом виде. Зеркала пентапризмы переворачивают его, выдавая на видоискатель итоговую картинку в нормальном виде.

Видоискатель является устройством, позволяющим фотографу предварительно оценивать кадры. Основными его характеристиками являются:

  • светлость (зависит от качества и светопропускных свойств стекол, из которых сделан);
  • размер (площадь);
  • покрытие (в современных моделях достигает 96-100%).

Важно! Оценивать кадры фотографу легче на больших по размеру видоискателях с более светлыми стеклами. Но они устанавливаются только на моделях выше среднего уровня.

Схема движения светового потока в видоискателе фотоаппарата

Зеркальные фотокамеры могут быть оснащены видоискателями следующих видов:

  • оптическими;
  • электронными;
  • зеркальными.

Оптические видоискатели наиболее распространены. Такие устройства представляют собой расположенную возле объектива систему линз. Их преимуществом является отсутствие потребления энергии, а недостатком – некоторое искажение изображения, попадающего в кадр.

Электронные устройства – это миниатюрный жидкокристаллический (ЖК) экран. Изображение на него передается с матрицы камеры. Электронным видоискателем можно пользоваться даже при сильном солнечном свете, потому что он расположен внутри корпуса. Но во время работы он потребляет электроэнергию

Зеркальные видоискатели считаются лучшими, потому что способны обеспечить наиболее высокую контрастность, качество контуров объектов. Такие устройства перешли к цифровым фотографическим аппаратам от пленочных аналогов. Видимое фотографом изображение формируется поворотным зеркалом.

Существуют модели без видоискателей. В них визирование изображений фотографом происходит с помощью ЖК-монитора. Недостатком таких экранов является то, что практически невозможно рассмотреть на них что-либо при ярком солнечном свете. Также у мониторов может быть небольшое разрешение.

Матрица зеркальной цифровой фотокамеры

Матрица зеркалок – это аналоговая либо цифро-аналоговая микросхема с фотосенсорами. Последние представляют собой светочувствительные элементы , которые преобразуют энергию света в электрический заряд (пропорционален по величине яркости освещения). Таким способом матрицы переводят оптическое изображение в аналоговый сигнал либо в цифровые данные. Которые затем поступают по цепочке преобразователь-процессор-карта памяти.

Важно! За получение картинок в цвете отвечает светофильтр. Он установлен перед микросхемой.

Основными характеристиками матриц являются:

  • разрешение;
  • размер;
  • светочувствительность (ISO);
  • соотношение между сигналом и шумом (скоплением хаотично расположенных точек разных цветов, появление которых связано с недостатком освещенности объектов).

Под разрешением понимают количество светочувствительных элементов в детали, измеряемое в современных приборах мегапикселями (соответствует миллиону фотосенсоров). Чем больше их число, тем лучше будут переданы на фото мелкие детали.

От размера матрицы , измеряемого по диагонали, зависит количество фотонов, которое она может уловить, а также присутствие шумов на получаемом изображении. Чем этот параметр больше, тем лучше (шумов меньше). Диагональ детали в востребованных моделях фототехники составляет 1/1,8 -1/3,2 дюйма.

Светочувствительность матриц находится в пределах 50-3200. Большие значения чувствительности позволяют проводить съемку при плохой освещенности, например, в сумерках либо в ночное время. Но при этом возрастает уровень шума. Оптимальным уровнем ISO считается его значения от 50 до 400. Увеличение чувствительности сопровождается возрастанием шумов.

В зеркальной фототехнике распространение получили две разновидности матриц:

  • полнокадровые (совпадают размером с кадром пленки 35 мм);
  • усеченные (с уменьшенной диагональю).

Матрицы отличаются друг от друга форматами, которые бывают следующими:

  • Full Frame – полнокадровые (35×24 мм);
  • APS-H – матрицы профессиональных фотоаппаратов (29×19-24×16 мм);
  • APS-C – применяются в моделях изделий потребительского класса (23×15-18×12 мм).

Полнокадровые матрицы больше размерами, чем усеченные. Ими оснащают профессиональные модели фотокамер.

Системы стабилизации изображения

Из-за перемещения фотокамеры при фотосъемке или из-за дрожания рук получаются смазанные кадры. С данным явлением борется стабилизатор изображения (имеется не во всех моделях). Он бывает трех видов:

  • оптическим;
  • с подвижной матрицей;
  • электронным (цифровым).

Первый представляет собой вмонтированный в объектив блок линз, который управляется специальными сенсорами. Системы с подвижной матрицей (например, «Anti-shake») предполагают ее фиксацию на двигающейся платформе. Они считаются менее эффективными, чем оптическая стабилизация.

Электронный vr (подавитель вибраций) предполагает преобразование лишь картинки процессором. Цифровой стабилизатор функционирует с любыми объективами.

Краткая характеристика остальных деталей фототехники

Наличие фотовспышки позволяет подсвечивать объекты, расположенные на переднем плане вблизи от фотографа. Обычно встроенные первоначально такие устройства отличаются небольшой мощностью. По этой причине полупрофессиональные и профессиональные фотографические аппараты оснащают разъемом, позволяющим подключать дополнительные фотовспышки.

Функции фотоаппарата расширяет применение вспышек, способных подавлять эффект красных глаз. Также удобным является наличие нескольких основных их рабочих режимов:

  • автоматического;
  • принудительного;
  • медленной синхронизации;
  • без вспышки.

Чтобы делать автопортреты либо устранить колебания фотоаппарата, используют автоспуск . Это устройство создает задержку времени между нажатием на спуск затвора и его действительным срабатыванием.

На заметку! Во время длительной фотосъемки ряд моделей зеркалок рекомендуется вместо аккумуляторных батарей питать с помощью адаптера, подключаемого через dc in разъем. Это возможно только при наличии доступа к сети напряжением 220 V.

Процессор фотоаппарата выполняет такие функции:

  • управляет вспышкой, интерфейсом камеры, автофокусировкой;
  • рассчитывает экспозицию;
  • обрабатывает данные с матрицы;
  • регулирует резкость, светочувствительность, контраст, баланс белого, шум и ряд других параметров картинки;
  • сохраняет изображение на карте памяти, сжимая файлы;
  • обеспечивает связь с внешними устройствами (например, компьютером).

При обработке цифровых данных процессором они хранятся в оперативной памяти. Для постоянного сохранения информации служат съемные носители в виде карт памяти разных форматов (например, SecureDigital – SD).

Благодаря наличию кнопок управления можно вручную управлять разными настройками, например: регулировать выдержку с диафрагмой, устанавливать светочувствительность матрицы, баланс белого. Это позволяет контролировать весь процесс фотосъемки, создавать требуемые эффекты.

Заключение

Зеркальные фотокамеры позволяют получать высококачественные снимки из-за наличия больших по размеру матриц. Поэтому их используют в своей деятельности профессиональные фотографы и любители, серьезно занимающиеся фотографией. Важнейшим фактором популярности зеркальной фототехники также является сменная оптика, которая делает возможным проводить фотосъемку через телескоп, эндоскоп либо микроскоп.