Нужен ли кассовый аппарат для ип и ооо на усн. Особенности использования ккм индивидуальными предпринимателями разных режимов налогообложения Нужен ли кассовый аппарат году

Не смотря на то, что самой популярной упрощенной системой налогообложения в стране является ЕНВД, в силу самых разных причин огромное количество небольших предпринимателей использует УСН. Немного раньше мы разобрали, когда можно использовать , а когда нужно применять БСО, подробней можете прочитать . Сегодня же разберемся с использованием ККМ при упрощенке.

Не зависимо от того какую систему применяет ИП, будь-то 6% (доходы) или 15%, подробно с примера , вопрос с ККМ остается открытым.

Так нужно ли применять ККМ при УСН?

Ответ условно можно разделить на несколько составных частей. Дело в том, что применять зависит во многом от вида деятельности и способа организации бизнеса, и так.

С точки зрения использования кассовых аппаратов всех плательщиков УСН можно разделить на несколько частей и для каждой из них используется свой подход.

Первая категория плательщиков УСН при применении ККМ – розничная торговля за наличный расчет.

Вторая категория – оказания услуг физическим лицам на УСН.

Плательщики на упрощенке оказывающие услуги населению используют в своей деятельности БСО, регистрируя их в соответствующем журнале. По большому счету подробно о , повторятся не буду, порядок аналогичный БСО на ЕНВД.

Третья категория – оказание услуг юридическим лицам или ИП.

Если предприниматель на упрощенке оказывает услуги юрлицам или другим ИП и с ним рассчитываются наличными деньгами, необходимо применять зарегистрированный ККМ.

Четвертая категория – применение отдельных видов деятельности на упрощенке.

В число освобожденных от применения кассовых аппаратов видов деятельности на УСН входят:

  • продажи газет и журналов, (если выручка от них больше 50% от валовой);
  • продажи ценных бумаг, лотерейных билетов; продажи проездных билетов и талонов для проезда в транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников школ;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, а также овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, плюс все услуги;
  • аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях.

Пятая категория – ИП работающие , как с юридическими лицами, так и физическими (к примеру с помощью платежных карт).

Как видим ответ на вопрос нужен или нет кассовый аппарат при УСН для ИП достаточно обширный и нужно четко понимать какой вид деятельности будет осуществляться и главное в какой форме происходить расчеты.

Кстати в контексте использование ККМ предпринимателей на УСН абсолютно не важно какая форма выбрана, данные правила работают как для доходников с 6% ставкой так и расходников с 15%.

ККТ обязаны применять все предприниматели осуществляющие расчеты наличкой и с помощью банковских карт. Законодателем установлен перечень условий, при которых указанные лица освобождаются от использования ККТ. В частности, ИП, находящиеся на ЕНВД или патенте, могут не применять ККМ при условии выдачи по требованию покупателей документа, удостоверяющего покупку, при оказании услуг, если вместо кассового чека выписывается БСО, а также по ряду других оснований, рассмотренных в статье.

 

В соответствии с ФЗ о применении кассовых аппаратов предприниматели должны применять ККТ при получении наличных денежных средств от покупателей, а также посредством расчета банковской картой. Кассовые аппараты для ИП в 2015 году должны отвечать установленным законом требованиям и быть зарегистрированными в налоговых органах по месту прописки предпринимателя. Однако при соблюдении определенных условий можно получить освобождение от необходимости использовать такую технику.

Под ККТ согласно Закону, понимается контрольно-кассовая машина, ЭВМ или ПК, оснащенные фискальной памятью.

Основания для неприменения ККТ

ИП могут не регистрировать и не работать с контрольно-кассовой техникой:

В случае оказания услуг физическим лицам при условии выдачи последним бланка строгой отчетности (БСО);

БСО признается таковым при наличии нижеследующих реквизитов:

  • Названия документа, номера и серии;
  • ФИО предприниматели, выдавшего бланк;
  • Вида оказанной услуги и ее стоимость в денежном эквиваленте;
  • Размера полученных денежных средств (наличкой или с помощью БК);
  • Дата документа;
  • ФИО, должность, подпись и печать (при наличии) лица, ответственного за совершение операции

При нахождении на ЕНВД и Патенте при условии выдачи по просьбе покупателя документа, подтверждающего покупку .

Указанный документ должен содержать необходимые сведения, а именно его наименование, номер и дату выдачи, ИНН ИП, название, количество и стоимость купленных товаров (выполненных работ или совершенных услуг), а также должность и инициалы лица, выдавшего документ.

В отношении продажи алкогольной продукции предпринимателями на вмененном налоге и патентной системе МинФин отметил следующее.

Возможность не применять контрольно-кассовую технику распространяется не на все спецрежимы, а лишь только на ЕНВД И и патент. Применение кассового аппарата для ИП при УСН является обязательным. Однако, если предприниматель на «упрощенке» оказывает услуги он может не использовать ККТ, в случае выдачи БСО.

Исключение составляет торговля в крытом помещении рынка, с машины, а также в магазинах и торговых павильонах, расположенных на рынке. То есть допускается только торговля с открытых прилавков.

При нахождении в труднодоступных и отдаленных местностях, за исключением городов, пгт, райцентров (перечень данных территорий устанавливается субъектом РФ)

Кто обязан применять ККТ


Условия использования ККТ

Применение кассового аппарата должно отвечать определенным условиям, к которым в том числе относятся следующие:

Требования, предъявляемые к ККМ

Кассовый аппарат для ИП должен отвечать, установленным законодательством требованиям. В частности, ККМ должно:

Указанные требования, устанавливаются непосредственно Минпромторгом, МинФином, Минэкономразвития и ФСБ РФ.

Обязанности владельца ККМ

Использование ККТ накладывает на ее владельца ряд определенных обязанностей, нарушение или пренебрежение которыми может повлечь негативные последствия, вплоть до привлечения к ответственности. Так, в соответствии с законом ИП, применяющие ККМ должны:

  • Использовать только исправную технику, зарегистрированную в налоговых органах;
  • Выдавать в момент получения денежных средств от покупателей кассовые чеки;
  • Хранить документацию, связанную с приобретением (продажей), регистрацией и перерегистрацией и иными действиями, связанными с применение ККТ, в течение 5 лет;

Регистрация ККМ в контролирующих органах

Регистрация кассового аппарата в налоговой для ИП осуществляется в четыре этапа:

  1. Сбор необходимых документов;
  2. Представление в Инспекцию по месту жительства пакета документов;
  3. Регистрация ККТ
  4. Возврат предоставленных документов

Наглядно процесс постановки на учет ККМ выглядит так.

Документы, представляемые на регистрацию

  1. Паспорт ККТ;
  2. Договор о техподдержке кассового аппарата;

Документы на регистрацию могут быть представлены лично, по доверенности, по почте с уведомлением о вручении и через Интернет.

Более подробно с порядком регистрации можно ознакомиться в нижеследующем видео:

Поводы для отказа в регистрации

Указанный перечь является исчерпывающим и не подлежит расширению. В частности, отказать в регистрации налоговые органы могут из-за того, что:

  • Пакет документов представлен в другой налоговый орган;
  • Документы составлены с нарушением, либо представлены не в полном комплекте;
  • Модель ККТ, представленная для регистрации не включена в Госреестр, либо исключена из него;
  • Предъявляемый кассовый аппарат находится в розыске;
  • ККТ неисправен, имеет дефекты, отсутствуют или повреждены марки-пломбы;
  • Отказ представителю н/о в проведении осмотра техники, а также неявка заявителя на контрольный осмотр в налоговую;

Перерегистрация и снятие с учета ККТ осуществляется налоговыми органами в течении пяти рабочих дней с момента представления в Инспекцию заявления, паспорта техники и регистрационной карточки.

В отношении снятия с учета ККТ, пришедшего в негодность вследствие форс-мажорных обстоятельств необходимо отметить следующее.

Ответственность за неприменение ККТ при осуществлении расчетов

Ответив на основной вопрос - нужен ли кассовый аппарат для ИП, обозначим меры ответственности за неприменение ККТ при расчете с покупателями.

Ответственность за ведение деятельности без контрольно-кассового аппарата установлена Кодексом об административных правонарушениях и предусматривает штраф для предпринимателей в размере от трех до четырех тысяч рублей. Под данную статью КОАП подпадает также работа на неисправном аппарате, невыдача кассового чека.

В отношении неприменения кассовой техники контрагентом предпринимателя и ее последствиях хотелось бы отметить следующее.

Использование контрагентом ИП незарегистрированного кассового аппарата, а равно ведение деятельности без него может быть расценено налоговыми органами как получение необоснованной налоговой выгоды.

В тоже время есть ряд решений суда, поддерживающих противоположную точку зрения.

Подводя итоги вышесказанному отметим ключевые моменты работы с ККТ:

  • Кассовые аппараты обязаны использовать все предприниматели при осуществлении расчетов с покупателями посредством получения наличных средств и с помощью кредитных карт. Безналичные расчеты не требуют регистрации ККТ;
  • Законом установлен ряд условий, при которых ИП могут не применять ККМ. К ним относится ведение деятельности на спецрежимах: ЕНВД и Патенте, при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего покупку, выполнение услуг, сопровождающиеся выдачей БСО, а также ведение определенных видов торговли;
  • ККМ должна отвечать определенным требованиям и условиям, быть исправной и зарегистрированной в налоговых органах;
  • Обслуживание кассового аппарата для ИП должно производится своевременно и подтверждаться специальным знаком, размещаемом на корпусе аппарата;
  • Неприменение ККТ наказывается штрафом в размере от трех до четырех тысяч рублей для ИП

Дополнение

Остались вопросы об особенностях использования кассовых аппаратов в бизнесе, или вам требуется развернутая консультация эксперта по другому вопросу по бухгалтерскому учету? Фабрика манимейкеров рекомендует воспользоваться онлайн-сервисом "Правовед" для получения профессиональной консультации опытного юриста.

Нужен ли кассовый аппарат при УСН - этот вопрос встает перед любой организацией или индивидуальным предпринимателем, работающими на этой системе. Нужен ли кассовый аппарат при УСН и можно ли отказаться от его применения - эти и многие другие вопросы рассматриваются в данной статье.

Обязанность по применению контрольно-кассовых машин

Вопросы применения контрольно-кассовой аппаратуры регулируются законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ). Согласно ст. 1.1 и п. 1 ст. 1.2 данного закона все организации и ИП, осуществляющие расчеты с использованием наличных или электронных средств платежа за реализуемые товары, работы, услуги, обязаны применять ККМ.

Нет никаких оснований считать, что упрощенная система налогообложения дает какие-либо преимущества в кассовых вопросах. ИП и организации на УСН так же, как и те, кто работает на ОСН, должны оформлять все наличные расчеты с помощью чеков. Но есть ряд исключений, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

УСН без кассового аппарата: кто имеет право не применять ККМ

Как быть, если приобретение ККТ неоправданно? Такая ситуация нередка для субъектов малого бизнеса.

Допустим, ИП занимается пошивом изделий из меха и обслуживает клиентов раз в месяц. Обязан ли он приобретать ККМ? Рассмотрим, ситуации, когда можно не применять ККМ.

Упрощенец вправе не применять ККМ, если он осуществляет деятельность в труднодоступной местности, при условии что эта местность указана в перечне труднодоступных населенных пунктов, утвержденном субъектом РФ. С 15 июля 2016 года право на неприменение ККТ в труднодоступной местности возникает еще и при условии, что покупателю выдан документ, подтверждающий произведенные расчеты. Такой документ должен содержать порядковый номер и реквизиты, предусмотренные в ст. 4.7 «Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности» закона № 54-ФЗ (в ред. закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

См.: «Определен порядок выдачи документов взамен чека ККТ в труднодоступных местностях» .

Согласно п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели и организации могут не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности. Перечень документов, приравненных к кассовому чеку, можно посмотреть в постановлении Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. В нем же указаны все нюансы обращения с ними — от оформления до уничтожения. Кроме того, можно разрабатывать собственные бланки; главное, чтобы они содержали все установленные законом реквизиты:

  • номер документа;
  • Ф. И. О. индивидуального предпринимателя или название организации;
  • ИНН организации или ИП
  • содержание услуги;
  • дату расчетов;
  • сумму по сделке;
  • должность и Ф. И. О. лица, подписавшего бланк.

ВАЖНО! Право не применять ККМ в ситуации, когда оказываемые населению услуги оформляются БСО, сохраняется у организаций и ИП на УСН только до 1 июля 2019 года (п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ, п.2 ст.1 закона № 337-ФЗ от 27.11.2017). Не вправе воспользоваться этой отсрочкой оказывающие услуги общепита организации и ИП, у которых есть наемные работники по трудовым договорам.

В законе № 290-ФЗ также приведены новые виды деятельности, при осуществлении которых можно не применять ККМ. Они во многом совпадают с видами деятельности, ранее указанными в п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ (в редакции от 08.03.2015). Рассмотрим их подробнее.

О реквизитах, обязательных для БСО, подробнее читайте в статье «Какие обязательные реквизиты должны быть указаны в БСО?» .

Для каких видов деятельности при УСН кассовый аппарат необязателен

Упрощенец может обойтись без применения ККМ при следующих видах деятельности:

  • продаже газет, журналов, сопутствующих товаров;
  • продаже ценных бумаг;
  • продаже проездных документов для проезда в общественном транспорте (до 01.07.2018, после указанной даты не применять ККТ можно, только если продажа осуществляется водителем или кондуктором в салоне транспортного средства);
  • обеспечении питания обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на ярмарках, рынках и выставках (это исключение не касается тех, чье торговое место имеет необходимое для показа и сохранности товара оборудование; то есть те, кто торгует со стола, имеют право не выдавать чеки, а те, кто торгует в киоске или палатке, иметь ККМ обязаны, однако если вы продаете в киоске квас (или другие безалкогольные напитки) на розлив либо мороженое, то также можете не иметь ККМ);
  • торговля питьевыми напитками из цистерн (квасом, пивом, молоком);
  • торговля молоком, растительным маслом, керосином живой рыбой или овощами и бахчевыми культурами вразвал;
  • прием стеклотары и другого утиля, исключая металлолом (с 15.07.2016 можно не применять ККМ при приеме от населения драгоценных металлов и драгоценных камней);
  • мелкая розничная торговля вразнос, исключая товары, которые требуют особых условий продажи или хранения;
  • продажа религиозной литературы и предметов культа в зданиях религиозных организаций;
  • торговля в аптечных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, и подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, если они расположены в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
  • при ремонте и окраске обуви;
  • изготовлении и ремонте металлической галантереи и ключей;
  • присмотре и уходе за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашке огородов и распиловке дров;
  • оказывая услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • при сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.

При осуществлении расчетов по этим видам деятельности до вступления в силу закона № 290-ФЗ в случае неприменения ККМ требовалось оформление БСО.

Ответственность ИП и организаций за неприменение ККМ

Если упрощенец не подпадает ни под одну категорию лиц, освобожденных от применения ККМ, на него, согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП, может быть наложен штраф. Причем сумма этого штрафа законом РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ существенно увеличена для рядовых нарушений, не связанных с большими суммами. Минимальная сумма штрафа за неприменение ККМ для должностных лиц и ИП составляет 10 000 руб., для юридических лиц - 30 000 руб. А для повторного нарушения при существенности сумм (более 1 млн руб., в том числе в совокупности), по которым не выдан чек, введена дополнительная ответственность для руководителя юрлица (дисквалификация на срок до 2 лет) и самой организации или ИП (приостановление деятельности на срок до 90 дней).

Подробнее об изменениях в ответственности за неприменение ККТ читайте в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение» .

Примечательно, что проверка наличия ККМ в организации не требует присутствия руководителя. Штрафы налагаются также на тех, кто применяет технику, которая не соответствует требованиям законодательства, неправильно зарегистрирована или не зарегистрирована вообще, неправильно применяется.

Онлайн-кассы

Закон № 290-ФЗ внес изменения не только в размер штрафов за неприменение ККТ. Он также существенно обновил закон № 54-ФЗ, обязав продавцов, осуществляющих расчеты наличными и электронными средствами платежа, применять ККТ, оборудованную средствами передачи информации о продажах в режиме реального времени в ИФНС (т. н. онлайн-кассами).

Переход к их применению был постепенным:

  • С 01.02.2017 регистрации подлежали только онлайн-кассы.
  • До 30.06.2017 допускалось применение старых ККМ.

О снятии с учета старых ККТ читайте в статье «Старую ККТ снимут с учета без ведома владельца» .

  • С 01.07.2017 онлайн-кассы стали обязательными. Исключение сделано только для тех юрлиц и ИП, которые имели право на неприменение ККТ по закону № 54-ФЗ (в частности, оказывающие услуги с выдачей БСО, плательщики ЕНВД, ИП на патенте). Для них возможность не применять онлайн-кассу была продлена (пп. 7-9 ст. 7 закона № 290-ФЗ):
    • для плательщиков ЕНВД и ИП, применяющих патентную систему налогообложения, — до 01.07.2018, а в случае осуществления определенных видов деятельности, указанных в п. 7.1 ст.7 закона № 290-ФЗ, — -до 01.07.2019 (что это за виды деятельности, см. );
    • для организаций и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги и до 15.07.2016 имели право не применять ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности, -до 01.07.2019;
    • для организаций и ИП, которые до 15.07.2016 имели право не применять ККТ, -до 01.07.2018.

Итоги

Оборот наличных денег и электронных средств платежа взят под реальный непосредственный контроль ФНС. Плательщики УСН в этом процессе не являются исключением из общей массы продавцов, поэтому им стоит побеспокоиться либо о модернизации имеющихся у них кассовых аппаратов, либо о приобретении новых, соответствующих последним требованиям законодательства. Немного подождать с приобретением контрольно-кассовой техники юридические лица и ИП на УСН могут только в том случае, если до 15.07.2016 в соответствии с законом № 54-ФЗ от 22.05.2013 (в редакции от 08.03.2015 действующей до 15.07.2016) они были вправе не применять ее.

О том, что будет с чеками, выдаваемыми покупателю, читайте в статье

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание , что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1 ) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2 ) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3 ) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 ) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6 ) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7 ) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8 ) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.

    «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ).

    — при торговле, в т.ч. алкоголем, в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ (п. 4 Письма ФНС от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).

    Регистрация контрольно-кассового аппарата в 2014 году

    Для применения ККТ (как собственной, так и арендованной) ее нужно зарегистрировать в ИФНС по месту учета (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ, письмо от 20.02.07 № ШТ-6-06/132@). Инспекция по месту учета определяется либо по месту нахождения организации, либо по месту нахождения обособленного подразделения (письмо ФНС России от 15.12.05 № 06-9-10/110).

    Регистрация ККТ проводится в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.06.12 № 94н (далее — Регламент).

    Регистрация ККТ производится на бесплатной основе (п. 33 Регламента). Для регистрации ККТ в инспекцию необходимо подать следующие документы (документы предоставляются виде подлинников):

    — заявление о регистрации ККТ и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

    — паспорт ККТ;

    — учетный талон ККТ (письмо Минфина России от 24.12.08 № 03-01-15/12-395);

    — договор о технической поддержке ККТ, заключенный с центром техобслуживания (ЦТО);

    — журнал кассира-операциониста (форма КМ-4). Журнал должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью и печатью организации.

    Скачать бланк заявления о регистрации ККТ 2014

    После получения указанных документов сотрудник инспекции выдаст расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления, а также свяжется с вами для согласования места и времени осмотра ККТ (п. п. 50, 51, 62 Регламента).

    Скачать образец заполнения журнала кассира-операциониста

    В согласованное с сотрудником инспекции время руководителю или организации (по доверенности) необходимо представить ККТ к месту проведения осмотра (п. 62 Регламента). О времени и месте проведения осмотра нужно сообщить и специалисту ЦТО. Без него осмотр ККТ проводиться не будет. Он должен иметь при себе паспорт и служебное удостоверение (п. п. 63, 65 Регламента). Паспорт должен быть и у представителя организации (даже если это руководитель).

    ККТ должна быть исправна, не иметь повреждений корпуса, на котором должны быть (п. 64 Регламента) марка-пломба и знак «Сервисное обслуживание». Если ККТ выпущена начиная с 07.11.07 — то и идентификационный знак, содержащий наименование ККТ и ее заводской номер (п. 9 Положения о регистрации ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470, далее — Положения). А вот наличие на корпусе ККТ знака «Государственный реестр» не обязательно (письмо ФНС России от 18.02.13 № АС-4-2/2696@).

    Скачать образец о регистрации ККТ

    После осмотра в ККТ будет включен фискальный режим и активирован накопитель фискальной памяти (п. п. 66, 67 Регламента), а также распечатаны пробный чек на произвольную сумму, сменный и фискальный отчеты и проверены наличие необходимых реквизитов на этих документах. На сам аппарат ККТ будет наклеена марка-пломба.

    После регистрации ККТ в базе данных Инспекции, организации выдадут следующие документы (п. п. 70-72 Регламента, п. п. 15, 17 Положения):

    — карточку регистрации ККТ, заверенную печатью ИФНС и подписью ее руководителя (его заместителя);

    — паспорт ККТ и учетный талон ККТ с отметками, подписанными сотрудником ИФНС (с указанием ФИО) и заверенными печатью ИФНС;

    — договор с ЦТО;

    — журнал кассира-операциониста, заверенный подписью сотрудника ИФНС и печатью ИФНС.

    Ответственность в сфере применения ККТ

    За нарушения законодательства в сфере применения ККТ установлена административная Так, административная ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за:

    — неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;

    — применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;

    — использование ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;

    — отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в законодательно установленных случаях документа (товарного чека, квитанции или другого), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

    За такие правонарушения полагается административный штраф:

    — для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей;

    — для - от 30 000 до 40 000 рублей.