Принципы и формы товародвижения. Товародвижение: принципы, формы организаций

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. II.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  3. III. Методические указания для студентов заочной формы обучения по выполнению контрольной работы
  4. III. ПРЕДЕЛЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВ, ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ НА ПРАВИЛЬНЫЙ КУРС
  5. V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА ВОЗВЕДЕНИЕ МОНОЛИТНЫХ И СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТАНЦИИ (ЛОТКА, ПЯТ СТЕН И ПЛАТФОРМЫ) ИЗМЕРИТЕЛЬ 6 м

Товародвижение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Он включает в себя следующие операции:

Транспортировку товаров

Погрузку и разгрузку товаров

Хранение товаров

Комплектование товарного ассортимента

Подготовку к продаже

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, при которой товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Это так называемый чистый транзит, имеющий большое народнохозяйственное значение и широко применяющийся при прямых связях магазина с производственными предприятиями.

Транзитная форма товароснабжения имеет ряд преимуществ: исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сохранность товаров.

Данная форма широко используется при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это в некоторых случаях целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, строительных матер и т д).

Особенно высок удельный вес транзита мебели, радио, мото, велотоваров, телевизоров, строительных материалов, скоропортящихся. По товарам сложного ассортимента (швейные, трикотажные, парфюмерные и т д) он ниже.

Складская форма . При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах товары подсортировываются и комплектуются.

Данная форма обычно применяется к товарам сложного ассортимента и для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями.

Складская форма применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в торговле, а также требующих длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной - повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при складской форме, является звенность товародвижения. К звеньям относятся склады оптовой и розничной торговле, которые прерывают движения товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой транспорт. В зависимости от количества звеньев различают одно, двух и многозвенный путь движения товаров.

Основным показателем звенности является коэффициент звенности, показывающий отношение валового складского товарооборота к розничному.

К звенности = Т опт. + Т розн./скл.) / Т розн.

Где – Топт. - оптово-складской товарооборот, тыс. р.; Т розн/скл – розничный складской товарооборот, тыс. р.; Т розн – розничный товарооборот, тыс. р

товароснабжение розничный ассортимент ритейлер

Важным условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления.

Товародвижение - процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Форма товародвижения - организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Многообразие условий производства и потребления продукции, способов ее перемещения, методов распределения внутри предприятия предопределяют необходимость использования различных организационных форм снабжения. При этом применение каждой из них в конкретных обстоятельствах обусловлено объективными факторами. В зависимости от особенностей продвижения товарных ресурсов от предприятия-поставщика к потребителям различают две формы снабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

Складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).

Выбор той или иной формы товародвижения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика - объема товарооборота, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.

Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь, содействуя лучшей сохранности товаров. Однако неправильное применение этой формы может привести к нарушениям полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и замедлению оборачиваемости, особенно если товаров достигает излишне крупными партиями и в узком ассортименте.

Данная форма широко используется при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это во многих случаях даже целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, фарфорофаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и т.д.).

Транзитная форма товародвижения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного предприятия) при следующих обстоятельствах: (рис. 1.2)

Рис. 1.2.

· количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

· потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории (наличие концентрации рынка потребителей);

· товар требует высокоспециализированного сервиса;

· объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

· у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений;

· происходит быстрое колебание цены, что требует немедленного согласования с покупателем.

Таким образом, транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию сверхнормативных запасов.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.д.). Нормы регламентируются в договорах поставки.

Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно определить по формуле:

где Н - норма отгрузки, тыс. руб.;

Ч - частота завоза, дней.

По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков:

где П - количество поставщиков.

Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения нормы единовременной отгрузки.

Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универсальным магазинам, имеющим возможность принимать товары партиями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяются транзитная форма товароснабжения от производителей, работающих в том же городе, что и розничные магазины, или пригородных сельскохозяйственных предприятий.

Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосредственно с местных предприятий - молочных заводов, мясокомбинатов, хлебозаводов. Транзитом с местных производственных предприятий доставляют также товары простого ассортимента - макаронные изделия, сахар, мыло и др. товары. В летнее время завозят свою плодовоовощную продукцию сельскохозяйственные предприятия.

Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Например, оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке товаров в специализированные и крупные универсальные магазины.

Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, прочие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых предприятий по торговле продовольственными товарами.

При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто более предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения.

Складская форма товароснабжения образуется при движении товаров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укрупненными партиями, включающими самые разнообразные товары, требуемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку.

Таким образом, складская форма дает возможность: (рис.1.3)


Рис. 1.3.

· принимать товары от иногородних и др. поставщиков;

· вести подсортировку;

· концентрировать на складах необходимые товарные запасы, (что лучше, чем хранить товар в магазинах);

· маневрировать товарными запасами;

· лучше использовать транспорт.

Если говорить о негативных показателях складской формы товароснабжения, то издержки в данном случае выше, а товарооборачиваемость замедляется.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товародвижения, является звенность товародвижения.

Звенность товародвижения - количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения).

Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины. Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности рассчитывается отношением валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному:

где Топт - оптовый товарооборот,

Трозн - розничный товарооборот.

Коэффициент торгово-организационной звенности показывает, сколько торговых организаций участвовало в актах купли-продажи товаров на всем пути его движения к потребителю. Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее процесс товародвижения.

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

На коэффициент звенности влияют:

· территориальное размещение источников завоза,

· степень специализации источников,

· размеры партии отгрузки,

· объем и структура оптового товарооборота,

· физико-химические особенности и свойства товара.

Немаловажно, что всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов, на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к продаже - распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необходимости фасовка и укладка в тару - оборудование.

Розничные организации могут централизовать товароснабженческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.

К основным факторам, влияющим на выбор формы товародвижения можно отнести (рис.1.4):

· производственные (размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства);

Значительное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что в свою очередь связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

К примеру, в зимний период в России некоторая овощная продукция импортируется из-за рубежа, т.к. выращивать эту группу товаров в холодный период года у нас в стране невозможно. А в летний период наблюдается обратная ситуация, когда внутреннее производство может обеспечивать внутренний спрос на рынке овощных продуктов.

* транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, транспортные расходы);

Уровень транспортных расходов является основным фактором, влияющим на выбор формы отгрузки товара, и включает в себя все расходы на перевозку товара. Если предприятие розничной торговли имеет в своем распоряжении консолидационный склад, очевидно, что подготовительные процедуры (хранение, распаковку, сортировку товаров и др.) выгоднее осуществлять на складе.

* социальные (расселение населения, уровень денежных доходов);

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д. При невысокой плотности населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

* торговые (размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства, обеспечение рассортировки, скорость оборачиваемости товаров)

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку на складе.

Исходя из отдаленности расположения производителя, розничное торговое предприятие выбирает оптимальную форму товароснабжения. Как правило, местные поставщики товаров, особенно продовольственных, осуществляют перевозку готовой продукции, минуя склады.

Обеспечение рассортировки товаров подразумевает необходимость выбора транзитной или складской формы товароснабжения в зависимости от вида товара, его характеристик и форм потребления. Например, скоропортящиеся товары доставляют напрямую в магазины, минуя склад, проходя стадию сортировки на производстве.

Скорость оборачиваемости товарных запасов является неотъемлемым фактором, влияющим на выбор формы товароснабжения. Оптимальная скорость оборачиваемости товаров характеризуется эффективным взаимодействием закупок и продаж, что является немаловажной целью любого торгового предприятия.


Рис .1.4. Факторы, влияющие на выбор формы товародвижения

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению. Рассмотренные выше факторы формируют не только выбор той или иной формы товароснабжения, но и обеспечивают оптимальное использование ресурсов предприятия.

Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торгов­ли) может осуществляться в двух организационно-экономичес­ких формах: транзитной и складской. Выбор той или иной фор­мы товароснабжения зависит от конкретных условий покупате­ля и поставщика - объема товарооборота, транзитных норм от­грузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хо­зяйства и т.п.

Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли.

Транзитная форма товароснабжения обладает рядом преиму­ществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сох­ранность товаров.

Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может при­вести к замедлению времени обращения товаров, неправильно­му формированию ассортимента в магазинах, образованию из­лишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзитной фор­мы товароснабжения необходимо тщательно экономически обосновывать. Она широко используется при иногородних пос­тавках скоропортящихся товаров, труднее - при иногородних поставках крупногабаритных товаров, фарфоро-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и других, но это также возможно и во многих случаях целесообразно.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки.

Необходимый объем товарооборота (Т) для осуществления транзитных отгрузок товаров простого ассортимента можно оп­ределить по формуле

Т = 365 Н/Ч, где Н - норма отгрузки, тыс. Р.; Ч - частота завоза, дней.

По товарам сложного ассортимента учитывается количество поставщиков:

Т = (365 ■ Н П)/Ч, где II - количество поставщиков. \

Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из cпроса на них и товарных запасов. При складской форме това­роснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется под­сортировка и комплектование товаров.

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, за­купающих товары мелкими партиями. Через склады могут прода­ваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по разме­рам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Этапы планирования развития розн-ой торг-ой сети в городах.

План развития и размещения разраб-ся на основе генер-х планов разв-ия города в целом или отд-го его раона. Разраб-ка этого плана произв-ся управл-ми торговли обл. и горисполкома с учётом заявок торг-х пр-ий.

При планир-ии развития и размещ-ия РТС решаются задачи : обеспеч-ия благопр-х условий для обсл-я нас-ия, улучшение условий труда раб-в маг-в, повыш-ие ур-ня технич-ой оснащ енности маг-в, обеспечение рац-го использ-ия торг-х S, созд-ие усл-й для рентаб-ти работы продавцов.

Процесс планир-ия включает этапы :

анализ сост-ия розничной сети, опред-ся и анализ-ся след-ие показатели:

1.коэф-т плотности торг-ой сети (Кп) хар-т отн-ие кол-ва торг-х пр-ий к числ-ти нас-ия или размеру обслуж-ой терр-ии Кп = (К* 1000)/ (Ч(П)), где К- кол-во розн. торг. пр-ий,Ч- числ. нас., П-площадь терр-ии;

2.показ-ль обесп-ти нас-ия розн-ой торг-ой сетью, выраж-ся в показ-ле торг. площади, приход-ся на 1000 жителей;

3.Ур-нь специализации розн. торг-ой сети; 4.Средний радиус действия маг-в.

ан-з экон-х усл-ий развития города позволяет опр-ть разв-ие и размещение пром-го или с/х произв-ва, демогр-ий состав нас-ия и размеры его прироста, темпы роста дох-в нас-ия, места стр-ва спорт-х и культурных комплексов.

Процесс доведения товаров от предприятий - изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предпри­ятиях.

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Оттого, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.

Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.

Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично - продолжение процесса производства в сфере обращения.

2. Принципы рационального построения процесса товародвижения.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

применение кратчайших путей движения товаров;

установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть ;

выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

широкое применение тары - оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

транзитная;

складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий, минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные формы товародвижения на отраслевом рынке

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

§ транзитная;

§ складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий, минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, -- все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный -- в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по ценообразованию, изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

товародвижение транзитный складской рынок

Рис. 1. Возможные варианты товародвижения

Они могут быть простыми, основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке. Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник -- розничное звено), двухуровневые (два посредника -- оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника -- крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);

масштабов производства продукции, от ее конкурентоспособности, текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;

характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и принципы товароснабжения, виды транспорта. Формы товародвижения и факторы, влияющие на их выбор (производственные, социальные, торговые). Преимущества и экономическая оправданность применения транзитной и складской форм товародвижения.

    презентация , добавлен 24.05.2016

    Сущность, каналы и коммерческие функции процесса товародвижения. Показатели экономической эффективности и оценка финансового состояния. Распределение обязанностей по обеспечению процессов товародвижения. Характеристика поставщиков и форм товародвижения.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2013

    Товар и товародвижения в маркетинге. Функции и виды каналов товародвижения, их планирование. Факторы, влияющие на выбор каналов сбыта. Анализ товародвижения и показателей деятельности ООО "АРТИС Т", разработка мероприятий по повышению его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Товар в системе маркетинга. Товародвижение в маркетинге. Роль маркетинга в организации товародвижения. Сущность овародвижения. Цели товародвижения. Система товародвижения. Функции каналов товародвижения. Стратегия развития каналов товародвижения.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2008

    Аукционная форма торговли, ее отношение к категории посреднических операций, способствующих обращению товаров. Организация и техника аукционной торговли, виды аукционов. Факторы звенности товародвижения. Процессы товародвижения и товароснабжения.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2013

    Организация эффективной системы товародвижения. Выбор каналов распределения товаров и методы сбыта. Характеристика оптовой и розничной торговли. Маркетинговое исследование рынка чая, оценка конкурентоспособности и предпочтений потребителей чая "Липтон".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Сущность сбытовой политики предприятия, классификация и уровни основных каналов товародвижения. Анализ использования каналов товародвижения на оптовом предприятии и рекомендации по повышению эффективности управления деятельностью на ООО "ЭлСиЛайн".

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Первоначальная схема товародвижения спиртных напитков. Срок окупаемости капиталовложений, необходимых для реализации новой улучшенной схемы товародвижения. Расчет параметров системы управления запасами. Методика оценки и последующего выбора поставщика.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012

    Система товародвижения на предприятии. Планирование и организация системы товародвижения. Анализ состояния маркетинговой среды компании "Nike". Сегментация рынка и выбор целевого сегмента. Решения по распределению и сбыту продукции, политика компании.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Товародвижение как непрерывное движение товаров от производства до потребителя. Роль маркетинга в организации товародвижения и стимулирования сбыта в маркетинге. Цели и методы стимулирования сбыта. Стратегия формирования и развития каналов товародвижения.