Какие учреждения относятся к бюджетным учреждениям. Учреждение, бюджетное

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Бюджетное учреждение - по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы .

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления гос-ных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Б.у. составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Б.у. использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Б.у. самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Б.у., подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Б.у., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Статус казенного учреж­дения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Автономные учреждения

Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения

  1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Цель перехода в форму АУ – получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат: 1.повышение доходности деятельности; 2.повышения качества услуг.

Преимущества перехода в АУ: самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от госзакупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов. самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Органы управления автономного образовательного учреждения:

  • Наблюдательный совет
  • Директор Учреждения
  • Общее собрание работников
  • Педагогический совет

Изменение типа бюджетного учреждения

Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:

  • Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;
  • местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.

Примечания

Ссылки

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бюджетная эффективность
  • Бюджетный дефицит

Смотреть что такое "Бюджетное учреждение" в других словарях:

    Бюджетное учреждение - в РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно технических или иных функций… … Финансовый словарь

    Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно… … Бухгалтерская энциклопедия

    Бюджетное учреждение - (англ. budget institution) по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос ной власти РФ, органами гос ной власти … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Юридическая энциклопедия

    Бюджетное учреждение - 1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных… … Официальная терминология

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение непроизводственной сферы, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. К таким организациям относятся органы государственной власти и государственного управления, армия, суды, прокуратура,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетное учреждение - (англ. budget institution) по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос ной власти РФ, органами гос ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно… … Большой юридический словарь

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научнотехнических или иных некоммерческих функций,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетное учреждение - Организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Бюджетное учреждение - по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы .

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления гос-ных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Б.у. составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Б.у. использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Б.у. самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Б.у., подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Б.у., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Статус казенного учреж­дения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Автономные учреждения

Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения

  1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Цель перехода в форму АУ – получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат: 1.повышение доходности деятельности; 2.повышения качества услуг.

Преимущества перехода в АУ: самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от госзакупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов. самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Органы управления автономного образовательного учреждения:

  • Наблюдательный совет
  • Директор Учреждения
  • Общее собрание работников
  • Педагогический совет

Изменение типа бюджетного учреждения

Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:

  • Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;
  • местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.

Примечания

Ссылки

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетное учреждение" в других словарях:

    В РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно технических или иных функций… … Финансовый словарь

    Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно… … Бухгалтерская энциклопедия

    Бюджетное учреждение - (англ. budget institution) по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос ной власти РФ, органами гос ной власти … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Юридическая энциклопедия

    Бюджетное учреждение - 1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных… … Официальная терминология

    Учреждение непроизводственной сферы, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. К таким организациям относятся органы государственной власти и государственного управления, армия, суды, прокуратура,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетное учреждение - (англ. budget institution) по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос ной власти РФ, органами гос ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно… … Большой юридический словарь

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научнотехнических или иных некоммерческих функций,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетное учреждение - Организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально культурных, научно… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Созданная органами государственной власти (местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из государственного (местного) бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.

Учредителями создаваемых учреждений являются, как правило, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальные образования. Можно выделить следующие их типы: учреждения образования и науки, культуры, здравоохранения, социальной помощи и защиты и т.д.

Государственные (муниципальные) учреждения создаются собственником имущества для определенной деятельности некоммерческого характера. Собственником в данном случае выступает, государство, регион, муниципальные образования. Государственное (муниципальное) учреждение как юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта органа государственного (муниципального) управления.

Правовой основой деятельности учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью , то есть деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определены возможные направления предпринимательской деятельности учреждений, в том числе:

Приносящее прибыль производство товаров, услуг и работ, отвечающих целям деятельности некоммерческих организаций;

Приобретение и реализация ценных бумаг , имущественных и неимущественных прав;

Участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Права государственных (муниципальных) учреждений включают:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в размере, утвержденном бюджетной росписью с учетом сокращений и индексации;

Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

Компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности учреждений:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;


Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

Своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

Своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Собственник наделяет учреждение имуществом, закрепляя его на праве оперативного управления. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, без согласования с собственником имущества. Учреждение самостоятельно не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Государственные (муниципальные) учреждения, выступая в гражданском обороте, вправе заключать от своего имени договоры купли-продажи, подряда (например, для ремонта или строительства зданий), за исключением установленных ограничений, предусмотренных законом, и оплачивать задолженность по ним из средств бюджетного финансирования или внебюджетных средств. Объем договорных обязательств, которые на себя может взять учреждение за счет финансирования из бюджета, определяется через заложенные в смете объемы расходов, утвержденные в пределах годовых назначений в соответствии с решением о бюджете на очередной год.

При заключении учреждениями договоров на приобретение товаров, выполнение работ или услуг установлен ряд условий: обязательное ведение реестра закупок; заключение государственного, муниципального контракта.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно решением о местном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование учреждений.

Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений, является смета доходов и расходов.

Учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

Оплату труда работников;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с нормативными документами;

Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.

Данный перечень является исчерпывающим, и расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата труда работников учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, установленной постановлением Правительства РФ. Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений находящихся на бюджетном финансировании.

Если в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Доходы, полученные от такой деятельности, могут быть израсходованы учреждением только для осуществления возложенных на него задач. Предпринимательская деятельность учреждения носит вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляется только с разрешения его учредителя-собственника. Такое положение обусловлено в первую очередь сущностью учреждения - некоммерческой организации, созданной для определенных целей, а также правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Предпринимательская деятельность учреждений осуществляется под собственную имущественную ответственность.

С 1 января 2011 года государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).

Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ), а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.

Государственное (муниципальное) казенное учреждение - учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств государственного, местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Государственное, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты государственному (муниципальному) казенному учреждению не предоставляются. Государственное (муниципальное) казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Государственным (муниципальным) автономным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственное (муниципальное) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

Государственным (муниципальным) бюджетным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Основным объединяющим признаком для всех государственных (муниципальных) учреждений является то, что учредителем такого учреждения может быть только Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также общим признаком для учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе. За учреждениями сохраняются ограничения на распоряжение имуществом учреждения в зависимости от типа учреждения.

Правовой основой деятельности государственного (муниципального) учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. Создание и/или изменение типа учреждения осуществляется решением органов государственной (муниципальной) власти. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.

Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Сверх установленного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых для одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Д.Л. Комягин,
юрисконсульт Главного управления
Федерального казначейства Минфина России

Правоведы и философы до сих пор не сошлись во мнении по вопросу определения сущности такого социально-политического явления, как государство. Тем не менее государство дает о себе знать властными предписаниями и установлениями, обеспечиваемыми принуждением. В сферах экономики и права государство проявляет себя в форме юридических лиц, основанных на государственной собственности и осуществляющих как коммерческую, так и некоммерческую деятельность.

Если классифицировать данных юридических лиц по вышеназванному признаку, то есть исходя из характера деятельности - коммерческой или некоммерческой, можно выделить:

а) государственные унитарные предприятия, казенные предприятия;

б) учреждения, основанные на государственной собственности.

Правовой статус и порядок функционирования унитарных предприятий, основанных на государственной собственности, урегулирован достаточно полно, так как они создаются для выполнения определенных задач, поставленных их собственником - государством, которое и наделяет их соответствующим набором функций и прав.

Принцип унитарности предприятия означает, что коммерческая организация не обладает правом собственности на закрепленное за ней имущество, собственником которого остается учредитель - государство.

Полномочие хозяйственного ведения, на основе которого унитарное предприятие распоряжается в Российской Федерации своим имуществом, осталось от планового советского способа хозяйствования и отмирает по мере укрепления демократических рыночных институтов. в меньшей степени данное положение касается полномочия оперативного управления, поскольку в последнее время принято много нормативных актов о создании казенных предприятий, например, в виде предприятий железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 25.08.95 № 153-ФЗ), государственных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (Указ Президента Российской Федерации от 29.09.95 № 977). В этой связи Концепция о реформе предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373, предусматривает прекращение создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также реорганизацию уже существующих предприятий в хозяйственные общества с участием в уставном капитале собственности Российской Федерации либо в федеральные казенные предприятия.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Исходя из данного положения, имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий должно в соответствии с ГК РФ определяться законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Ввиду того, что данный закон до сих пор не принят, нормативное регулирование создания и деятельности унитарных предприятий ограничивается ГК РФ и ведомственными инструкциями, издаваемыми органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. В соответствии с ГК РФ устав предприятия должен содержать следующие сведения:

Предмет, цели деятельности предприятия;

Размер уставного фонда предприятия, порядок и источники его формирования;

Фирменное наименование с указанием собственника имущества.

Руководитель унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. В то же время унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника. Учредитель (собственник) несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия в соответствии со ст. 115 ГК РФ только в отношении казенных предприятий. Эта ответственность имеет субсидиарный характер, то есть учредитель привлекается к ответственности лишь в случае, если имущества казенного предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя. В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний. Кроме того, статья 296 ГК РФ дает право собственнику переданного на праве оперативного управления имущества изымать излишнее либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Собственник имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, более ограничен в своих правах. Так, регулирующее воздействие государства либо местной власти ограничивается утверждением устава предприятия, назначением руководителя предприятия и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодической отчетности.

Уместно напомнить, что до 1 января 1995 года, то есть до вступления в силу ГК РФ, право оперативного управления или полного хозяйственного ведения (в настоящее время просто хозяйственного ведения) возникало у предприятий после заключения соответствующих договоров с региональными подразделениями Госкомимущества России. После вступления договора в законную силу предприятие получало право распоряжаться своим имуществом, заключая контракты, сделки, заниматься производством, то есть организовывать коммерческую деятельность.

В настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации установлен императивный, властно-распорядительный способ наделения унитарного предприятия соответствующим имуществом; под передачей, то есть под приобретением прав собственности, можно понимать вручение имущества приобретателю, которое в соответствии со ст. 244 ГК РФ считается врученным с момента фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. В данном случае речь может идти уже о двух видах передаваемого имущества: вещах и средствах соответствующего бюджета, из которых формируется уставной фонд.

Имущество может вноситься в уставной фонд в виде оборудования, технологических линий, зданий, сооружений, иной недвижимости. Порядок передачи данного имущества тот же, что и для акционерных обществ. Моментом перехода собственности, то есть возникновением права хозяйственного ведения либо оперативного управления следует считать соответствующий акт приемки-передачи, зарегистрированный в территориальном комитете по управлению государственным имуществом. Следует учесть, что все государственное и муниципальное имущество является в настоящее время распределенным и может быть передано только в ходе реорганизации либо ликвидации.

При формировании уставного капитала из средств федерального бюджета моментом закрепления в оперативное управление или хозяйственное ведение следует считать дату их зачисления на бюджетные счета финансируемых предприятий и учреждений. При этом необходимо заметить, что в ст. 299 ГК РФ указывается, что момент закрепления в оперативное управление и хозяйственное ведение может определяться иначе, чем это установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Этот иной момент закрепления за организацией бюджетных средств возникает в случае ведения на лицевом счете 99 балансового счета 120 органами Федерального казначейства аналитических (лицевых) счетов в соответствии с Временной инструкцией Минфина России от 09.10.96 № 3-Е1-6/50 “О порядке ведения лицевых счетов распорядителей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета”.

После изложения правового статуса унитарных предприятий перейдем, следуя изложенной выше методике, к описанию учреждений, основанных на государственной собственности. В отличие от предприятий, основанных на праве оперативного управления, существующее правовое регулирование не является исчерпывающим. Дело в том, что учреждения, основанные на государственной собственности, являются бюджетными учреждениями, имеющими особенности в сфере налогообложения, финансовой отчетности и т.д. Как называть данное юридическое лицо в том или ином случае: государственным учреждением либо бюджетной организацией, будет зависеть скорее от точки зрения, определяемой фискальными, судебными или иными интересами. Правовой статус бюджетных учреждений на сегодняшний день какими-либо законами или, по крайней мере, указами Президента Российской Федерации не установлен, хотя термин “бюджетная организация” либо “бюджетное учреждение” можно часто встретить как в нормативных актах различного уровня, так и в научной литературе.

Например, в ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” установлено, что при инвентаризации имущества и обязательств недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, а сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования. Статья 13 устанавливает состав бухгалтерской отчетности для организаций, за исключением бюджетных организаций, для которых состав бухгалтерской отчетности определяется Минфином России. Статья 15 содержит положение о том, что все организации, за исключением бюджетных организаций, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам, а также о том, что “бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки”.

Федеральный закон от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" содержит следующую редакцию ст. 8: “Начиная с 1 января 1997 года все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и плательщиков, указанных в пункте 5 настоящей статьи, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога, ... малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период”.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.04.97 № 278 "О первоочередных мерах по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию “Порядок во власти - порядок в стране”" прекращена в срок “до 1 сентября 1997 г. практика бюджетного финансирования путем выдачи гарантий и поручительств по коммерческим кредитам федеральным органам государственной власти и бюджетным организациям”. Реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 11.12.97 № 1278 “О мерах по оздоровлению государственных финансов” также требует четкого отграничения бюджетных организаций (бюджетной сети) от всех прочих.

В настоящее время статус бюджетной организации (имеется в виду федеральный уровень) позволяет получить некоторые налоговые льготы. Например, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” установлена льгота для бюджетных организаций по уплате авансовых платежей с налога на прибыль. Имеются и другие особенности в исчислении налогов для бюджетных организаций.

Каким нормативным источником может быть определен статус бюджетных организаций? Ввиду того, что имеются межведомственные разногласия в понимании природы бюджетных организаций, было бы необходимо снять вопросы актом большей юридической силы, обязательным для всех органов исполнительной власти.

Поскольку законодательного определения бюджетной организации в настоящее время не существует, то, учитывая громоздкую процедуру принятия федеральных законов, органы исполнительной власти самостоятельно в пределах своей компетенции дают такое определение. Так, например, совместным письмом от 17.03.94 Госналогслужбы России № ВЗ-4-15/39н и Минфина России № 28 “О транспортном налоге” установлено, что “к бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием являются открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций”. Аналогичное определение дано в инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”.

Толкование понятия “бюджетная организация” можно найти также в доктринальных источниках. Финансово-экономический словарь под редакцией академика Назарова (Москва, 1995) определяет бюджетные организации как юридические лица, которые функционируют в непроизводственной сфере и осуществляют свою деятельность на некоммерческих началах, получая средства для текущего содержания и развития из федерального, регионального или местного бюджетов.

Необходимо заметить, что приведенные выше определения вполне достаточны для финансиста, но не исчерпывающи с правовой точки зрения, поскольку не указаны возможные организационно-правовые формы, в которых могут существовать бюджетные организации, а также не установлены направления их деятельности.

Прежде всего, бюджетная организация является в любом случае организацией некоммерческой.

ГК РФ определяет некоммерческие организации в качестве юридических лиц, которые не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками данной деятельности. Аналогичная формулировка содержится в Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Из приведенного определения некоммерческой организации можно выделить необходимые и достаточные признаки такой организации, установленные гражданским законодательством. Основной целью деятельности некоммерческой организации не может являться извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с Законом о некоммерческих организациях для “достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ”. Хозрасчетная деятельность, исходя из существующей практики, допускается, но не в ущерб основной деятельности и с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач. Это требование сформулировано в ст. 50 ГК РФ в следующем виде: “...некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям”.

В связи с данной формулировкой можно утверждать, что бюджетные организации отвечают первому, базовому признаку некоммерческих организаций - основной целью деятельности этих организаций не является получение прибыли.

Наличие у бюджетных организаций другого признака: отсутствие распределения полученной прибыли между участниками, - не вызывает сомнений. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, каким-либо образом полученная организацией, используется на достижение задач, определенных собственником, поскольку направления использования прибыли установлены изначально учредительными документами и, таким образом, распределение прибыли не может производиться простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Можно найти аргументы, логика которых допускает возможность существования бюджетной организации, преследующей коммерческие цели.

Так, например, возникает спорная ситуация при рассмотрении статуса казенного завода. Такие организации являются унитарными предприятиями, их имущество (как всякого унитарного предприятия) находится в собственности государства и передано на праве оперативного управления. Однако унитарные предприятия, что закреплено ст. 113 ГК РФ, являются организациями коммерческими.

Впервые казенные заводы и фабрики были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1003 “О реформе государственных предприятий”, в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Следует отметить содержащееся в Указе положение о том, что все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также расчеты с его кредиторами осуществляются за счет средств федерального бюджета. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый непосредственно Правительством РФ. При этом фирменное наименование предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Исключительно Правительством РФ может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия. Порядок распределения доходов, полученных казенным предприятием, определяется собственником имущества (то есть государством). Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 908 “Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия”, было установлено, что казенное предприятие должно находиться в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, который утверждает устав такого предприятия. Типовой устав казенного предприятия должен содержать положение о том, что завод создан для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ, объем и характер которых определяются Правительством РФ. Источником формирования имущества и финансовых средств данного предприятия в соответствии с Типовым уставом должно, в первую очередь, являться имущество, переданное ему по решению Правительства РФ.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, кроме прав, которыми он располагает в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, наделен правомочием по изъятию излишнего, не используемого либо используемого казенным предприятием не по назначению имущества. Еще одно отличие правомочий казенного предприятия заключается в том, что согласие собственника требуется на совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с отчуждением либо распоряжением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением). Казенное предприятие вправе реализовать самостоятельно лишь произведенную им продукцию. В ГК РФ включена норма, устанавливающая субсидиарную ответственность собственника - Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия (п. 5 ст. 115).

И все же, казенный завод (фабрика) не будет являться бюджетной организацией по единственному основанию: финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). Лишь при их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа. Указанные средства на финансирование заводов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Данное положение установлено постановлением Правительства РФ от 06.10.94 № 1138 “О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)” и соответствует установлению вышеназванного Указа от 23.05.94 о том, что казенный завод самостоятельно реализует производимую им продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Бюджетное финансирование казенного завода не направлено на обеспечение собственно производственных нужд и не связано с выпуском продукции.

Финансирование основной деятельности казенного завода за счет получаемой им прибыли позволяет исключить его из числа бюджетных организаций, иными словами, являясь организацией коммерческой, он имеет статус, отличный от статуса бюджетной организации. Представляется, что ввиду государственной значимости и очевидной невысокой рентабельности производства в подобных случаях необходим особый подход, но это должно делаться специальным нормативным актом в виде исключения из общего правила. В отношении казенных заводов это сделано уже названным постановлением Правительства РФ от 06.10.94 № 1138. Кроме того, особый статус таких унитарных предприятий, как казенные заводы и фабрики, нашел отражение в проекте Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, где отдельной строкой выделено, что государственное казенное предприятие в отношении закрепленного за ним государственного имущества осуществляет право оперативного управления в пределах, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующим законом.

Итак, бюджетная организация всегда является организацией некоммерческой.

Следующий критерий отбора - возможные организационно-правовые формы, в которых могут существовать бюджетные организации. Статьей 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Данное положение подтверждено Законом “О некоммерческих организациях”, где указано, что одноименные организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Из всего перечня организационно-правовых форм приемлемой является только форма учреждения, финансируемого собственником. Действительно, потребительский кооператив, например, в соответствии со ст. 116 ГК РФ - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства. Также обстоит дело с общественными и религиозными организациями, которыми в соответствии со ст. 117 признаются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Бюджетная организация не является объединением добровольным, так как перед ее созданием всегда издается соответствующее властное предписание в форме нормативно-правового акта.

Статья 120 ГК РФ определяет учреждение как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично. Именно эта организационно-правовая форма соответствует уже сложившемуся статусу такого субъекта хозяйственного оборота, как бюджетная организация.

Итак, подводим итог: бюджетная организация, во-первых, организация некоммерческая и, во вторых, существующая в форме учрежденного Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) учреждения.

В практике используется такая форма существования некоммерческой организации, как фонд. Статьей 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. На первый взгляд, такая организационно-правовая форма для бюджетной организации подходит: учредителем фонда вполне может быть государственный орган, цели создания фонда совпадают с конституционно определенными функциями государства. Однако в соответствии с ГК РФ имущество, переданное фонду его учредителем, является собственностью фонда. Учредитель не отвечает по обязательствам созданного им фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Представляется важным во избежание споров и разночтений дать третий собственно финансовый критерий для того, чтобы иметь возможность различать бюджетные организации. Это уже упомянутое выше условие финансирования основной деятельности полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Следует обратить внимание на то, что финансируется именно основная деятельность, то есть те направления деятельности, которые определены государством (субъектом федерации, муниципальным образованием) при создании бюджетной организации. Фонд, став собственником переданного ему учредителем имущества, далее действует на свой страх и риск, не рассчитывая на помощь при осуществлении своей основной деятельности и полностью отвечая по своим обязательствам. Собственник имущества учреждения, напротив, в соответствии со ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную (совместную с учреждением) ответственность по его обязательствам.

Ответим теперь на вопрос: может ли считаться бюджетной организацией Пенсионный фонд? Аргументы “за” имеются - фонд использует в своей деятельности средства, ассигнованные из федерального бюджета, целью его деятельности является не извлечение прибыли, а реализация положений соответствующих нормативных актов, утвержденных компетентными органами государственной власти.

Так, функция исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации бюджета Пенсионного фонда предполагает получение ассигнований из федерального бюджета, что закреплено в Положении о Пенсионном фонде, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Эти средства направляются на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, а также социальных пенсий их семьям, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий.

С другой стороны, Пенсионный фонд, согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность Пенсионного фонда финансируется за счет средств Пенсионного фонда или, иными словами, из бюджета Пенсионного фонда. Доходы данного бюджета формируются в основном за счет страховых взносов работодателей и различных категорий граждан, определенных соответствующими нормативными актами, а ассигнования из бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обслуживанию имеют строго целевой характер и составляют небольшую долю в средствах Пенсионного фонда.

В ст. 16 Закона РФ “О федеральном бюджете на 1996 год”, где утверждены расходы федерального бюджета на 1996 год, имеется следующая строка: “Компенсация Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета”. Отсюда видно, что Пенсионный фонд осуществляет деятельность по выплате вышеупомянутых социальных платежей за счет собственных средств, получая из федерального бюджета последующую компенсацию произведенных расходов.

В связи с этим можно сделать следующий вывод: ассигнования из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду на выплату пенсий и пособий, формой финансирования основной деятельности Пенсионного фонда не считаются, и ответ на вопрос, является ли данное учреждение бюджетной организацией, будет отрицательный.

На основе изложенного можно выработать подход к определению бюджетных организаций с точки зрения действующего законодательства. Как и при решении большинства проблем, наиболее целесообразен комплексный подход.

Установив, что организация является некоммерческой и существует в форме учреждения, необходимо определить, находится ли в собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) имущество данного юридического лица. После юридического исследования уставных документов следует продолжить анализ, используя другой критерий, и рассмотреть финансовые взаимоотношения такой организации.

Наличие сметного финансирования основной деятельности за счет соответствующего бюджета будет окончательным признаком, после которого учреждение можно назвать бюджетным.