В автономном учреждении руководитель назначается. Можно ли работать директором автономного учреждения по совместительству? Может ли один человек быть директором двух автономных учреждений? Из чего складываются убытки

Приложение 10

к постановлению Правительства Москвы

от «___» __________ 2010г. №________

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

С РУКОВОДИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(примерная форма)

«________________________________________________»

Москва «____» _________ 20__

_____________________________(указывается Департамент, Комитет, управление, Префектура, Управа района) в лице ______________________ (указывается должность, фамилия, имя, отчество руководителя Департамента, комитета, управления, Префекта, главы Управы района ), именуемый далее «Работодатель», действующий на основании Положения, с одной стороны, и

________________________________ (указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные физического лица ), назначенный на должность _____________________________ (указывается наименование должности - директор, генеральный директор и т. п. в соответствии с уставом учреждения ) государственного автономного учреждения города Москвы «__________________» (указывается наименование государственного автономного учреждения города Москвы ) (далее - Учреждение) и именуемый в дальнейшем «Руководитель», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор (далее - трудовой договор) о нижеследующем:

1. Предмет трудового договора

1.1. Настоящий трудовой договор регулирует отношения между Работодателем и Руководителем, связанные с исполнением последним обязанностей Руководителя Учреждения.

1.2. Правовые отношения между Работодателем и Руководителем регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Учреждения и настоящим трудовым договором.


2. Трудовая функция, права, обязанности Руководителя Учреждения

2.1. На Руководителя Учреждения возлагается текущее руководство деятельностью Учреждения в пределах компетенции Руководителя учреждения, определяемой в соответствии с Уставом Учреждения и действующим законодательством Российской Федерации .

2.2. Руководитель организует выполнение решений Работодателя и Правительства Москвы по вопросам управления Учреждения, которые принимаются Работодателем и Правительством Москвы в пределах компетенции учредителя Учреждения, установленной Уставом Учреждения. Данные решения Работодателя и Правительства Москвы являются обязательными для Руководителя Учреждения.

2.3. Руководитель организует выполнение решений Наблюдательного совета, которые в соответствии с Уставом Учреждения являются обязательным для исполнения Руководителя Учреждения.

2.4. Руководитель самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью Учреждения, отнесенные к его компетенции настоящим договором, Уставом Учреждения, законодательными актами Российской Федерации.

2.5. Руководитель без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе:

Представляет интересы Учреждения во всех органах государственной власти и местного самоуправления, организациях любых форм собственности;

В соответствии с гражданским и бюджетным законодательством совершает сделки от имени Учреждения;

Утверждает штатное расписание Учреждения и утверждает должностные инструкции работников Учреждения;

Заключает трудовые договоры с работниками Учреждения;

В пределах своей компетенции утверждает внутренние документы Учреждения;

Выдает доверенности на право представительства от имени Учреждения, в том числе доверенности с правом передоверия;

2.9.11.5. О распоряжении недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за Учреждением учредителем или приобретенными Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2.9.11.6. О внесении недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящегося у Учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда);

2.9.12. Согласовывать с Работодателем создание и ликвидацию филиалов, открытие и закрытие представительств Учреждения;

2.9.13. Согласовывать с Департаментом имущества города Москвы и Работодателем распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за Учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, а также распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества;

2.9.14. Согласовывать с Департаментом имущества города Москвы и Работодателем внесение Учреждением денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (в части внесения недвижимого имущества);

7.4.1. Согласовывать с Работодателем сделки с имуществом Учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в Наблюдательном совете Учреждения;

7.4.2. Обеспечивать составление, утверждение и выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

2.9.15. Обеспечивать составление и утверждение отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества;

2.9.16. Обеспечивать раскрытие информации об Учреждении, его деятельности и закрепленном за ним имуществе, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Устава Учреждения;

2.9.17. Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения;

2.9.18. Соблюдать трудовую дисциплину;

2.9.19. Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

2.9.20. Бережно относиться к имуществу Учреждения;

2.9.21. Незамедлительно сообщить Работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Учреждения;

2.9.22. Проходить аттестацию в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы и Работодателем;

2.9.23. Обеспечивать целевое использование средств, предоставляемых Учреждению из бюджета города Москвы;

2.9.24. Обеспечивать исполнение договорных обязательств по выполнению работ , оказанию услуг и поставку выпускаемой продукции, в том числе для государственных нужд;

2.9.25. Обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за Учреждением имущества;

2.9.26. Принимать необходимые меры по выполнению в Учреждении правил техники безопасности и требований по защите жизни и здоровья работников Учреждения;

2.9.27. Обеспечивать наличие мобилизационных мощностей и выполнение требований по гражданской обороне ;

2.9.28. Возлагать при необходимости временное исполнение своих обязанностей на своего заместителя или другого работника Учреждения;

2.9.29. Выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством и Уставом Учреждения.

2.10. Руководитель Учреждения имеет право на:

2.10.10. Изменение и расторжение Договора в порядке и на условиях, которые установлены действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

2.10.11. Предоставление ему работы, обусловленной Договором;

2.10.12. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда;

2.10.13. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

2.10.14. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени , предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

2.10.15. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

4.2. Заработная плата выплачивается Руководителю Учреждения лично в месте выполнения им работы по адресу: _________________________________, либо путем перечисления денежных средств на банковский счет Руководителя Учреждения.

4.3. Заработная плата выплачивается Руководителю Учреждения дважды в месяц:

в срок до ____ числа расчетного месяца

в срок до ____ числа месяца, следующего за расчетным.

4.4. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

4.5. Руководителю выплачивается премия в размере _______________% от должностного оклада. Расчет размера премии Руководителя производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Премия выплачивается Руководителю только при условии платежеспособности Учреждения в расчетах с третьими лицами и при отсутствии задолженности Учреждения перед работниками по заработной плате.

4.6. В период действия настоящего Трудового договора Руководитель пользуется всеми видами государственного социального страхования . Руководитель имеет право на другие социальные гарантии и льготы, действующие в Учреждении.

4.7. Руководителю предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

5. Режим и место работы Руководителя Учреждения

5.1. Руководителю устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 (сорок) часов. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

5.2. Время работы устанавливается с ___ часов __ минут до ___ часов __минут.

5.3. Время перерыва для отдыха и питания устанавливается с ___ часов ___минут до __часов __минут. Время перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включается и не оплачивается.

5.4. Общегосударственные праздники Российской Федерации являются нерабочими днями. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

5.5. Руководителю ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 (двадцать восемь) календарных дней. Право Руководителя на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев его непрерывной работы в Учреждении. По соглашению Сторон оплачиваемый отпуск (или его часть) может быть предоставлен до истечения шести месяцев.

5.6. По соглашению между Работодателем и Руководителем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на две части, при этом хотя бы одна каждая из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

5.7. Руководителю устанавливается ненормированный режим работы.

5.8. В связи с установленным ненормированным режимом работы Руководителю Учреждения предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 (три) календарных дня.

5.9. Местом работы Руководителя является место нахождения Учреждения: ___________________________.

6. Срок действия трудового договора и начало работы

6.1. Дата начала работы: _____________________.

6.2. Настоящий трудовой договор в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, заключен на срок ____________(не более 5 лет).

7. Ответственность сторон трудового договора

7.1. Ответственность Руководителя Учреждения:

7.1.1. Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований Федерального закона «Об автономных учреждениях» и Устава Учреждения, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

7.1.2. Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им Учреждению в результате совершения сделки, в которой имелась его заинтересованность и которая была совершена с нарушением порядка, установленного Федеральным законом «Об автономных учреждениях».

7.1.3. Руководитель несет полную материальную ответственность за прямой, действительный ущерб, причиненный Учреждению. Руководитель несет ответственность перед Учреждением за убытки, причиненные ему виновными действиями (бездействием) Руководителя, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. Расчет убытков производится в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

7.1.4. За дисциплинарные проступки Руководитель несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

7.2. Работодатель несет материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации в случаях:

Незаконного лишения Руководителя возможности трудиться;

Причинения руководителю ущерба в результате увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им своих трудовых обязанностей;

Причинения ущерба имуществу Руководителя;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Прекращение и изменение трудового договора

8.1. Настоящий трудовой договор может быть прекращен и изменен по основаниям и в порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим трудовым договором.

8.2. Руководитель Учреждения имеет право досрочно расторгнуть настоящий трудовой договор, предупредив об этом Работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц.

8.3. Трудовой договор может быть расторгнут досрочно по инициативе Работодателя по основаниям, установленным трудовым законодательством.

8.4. В случае прекращения трудового договора с Руководителем Учреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) Руководителя ему выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка.

9. Заключительные положения

9.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору являются действительными в случае оформления их в письменном виде и подписания Сторонами или их уполномоченными представителями.

9.2. Споры между Сторонами, возникающие при исполнении Договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

9.3. По всем вопросам, не урегулированным настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

9.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:

1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;

2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.

"Руководитель автономного учреждения", 2010, N 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Успешный переход бюджетного учреждения в автономное и его работа во многом зависят от руководителя, его энергии и грамотности. У него должен быть опыт привлечения внебюджетных средств, ему необходимо разработать финансовую политику, чтобы не направить деньги на одно в ущерб другому. Какие требования предъявляет к руководителю автономного учреждения современное законодательство?
Органы управления автономного учреждения
Как предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный Закон N 174-ФЗ), к органам автономного учреждения относятся наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы (общее собрание (конференция) работников, ученый совет, художественный совет и др.).
Учредитель автономного учреждения назначает на должность руководителя такого учреждения и прекращает его полномочия, а также заключает и прекращает трудовой договор с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним.
Должность руководителя АУ может именоваться так: директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.д. К его компетенции относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов АУ. Руководитель действует без доверенности от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание АУ, план его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность АУ внутренние документы. Кроме того, руководитель издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения (ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ).
Руководитель несет ответственность за последствия своих действий согласно федеральным законам, иным нормативно-правовым актам РФ, уставу автономного учреждения и заключенному с ним контракту. Руководитель назначает своих заместителей и регламентирует их компетенцию. Срок полномочий руководителя утверждается учредителем АУ при создании и закрепляется в уставе.
Возможности совмещения
В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Каких-либо специальных ограничений в части занятия должности руководителя автономного учреждения Федеральный Закон N 174-ФЗ не содержит. Таким образом, с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), например, наблюдательного совета, одно лицо может являться руководителем двух автономных учреждений либо работать по совместительству руководителем АУ. Запрет на работу директором по совместительству федеральным законодательством установлен только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В то же время, если в уставе АУ предусмотрено, что руководитель не имеет права осуществлять иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью организации, это правило должно выполняться. Его нарушение может быть расценено как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей и влечет увольнение руководителя по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Положение о том, что руководитель учреждения не имеет права выполнять работу по совместительству или заниматься предпринимательской деятельностью, которая может вступить в противоречие с интересами АУ, должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.
Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.
Финансовая ответственность
Несомненно, на руководителе автономного учреждения лежит огромная ответственность. Так, ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 174-ФЗ установлено, что руководитель АУ несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных последнему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Вместе с тем принятие Федерального закона N 174-ФЗ "развязало руки" руководителю автономного учреждения, при том что вся деятельность является подотчетной.
Приведем пример из практики работы автономных учреждений Республики Коми. Заведующая ДОУ N 114 Сыктывкара А.Н. Кузнецова в своем интервью заявила, что переход учреждения к автономии дал ей свободу финансово-хозяйственной деятельности. Стало возможным брать кредиты. Благодаря финансовой самостоятельности АУ привлекает поставщиков и подрядные организации, вовремя с ними рассчитывается за поставленные товары и оказанные услуги. За работой автономного учреждения следит наблюдательный совет, который (вопреки опасениям) не устраивает никакого прессинга. Кроме того, попечительский совет ДОУ N 114 учредил благотворительный фонд "Наши дети", чтобы привлекать в детский сад дополнительные внебюджетные средства.
Особенности заключения трудового договора
Важными аспектами в работе автономного учреждения являются грамотно закрепленные полномочия его руководителя и правильное оформление при назначении на должность.
Заключенный с руководителем автономного учреждения трудовой договор обязательно должен содержать пункты:
- о компетенции и правах руководителя;
- об обязательствах сторон трудового договора;
- об оплате труда и социальных гарантиях;
- об ответственности руководителя АУ;
- об изменении и расторжении трудового договора.
Приведем круг основных прав и обязанностей руководителя. Руководитель:
1) организует работу автономного учреждения;
2) действует без доверенности от имени автономного учреждения, представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами;
3) заключает договоры, в том числе трудовые;
4) выдает доверенности, совершает иные юридические действия;
5) открывает в банках расчетные и другие счета;
6) утверждает смету расходов и штатное расписание автономного учреждения;
7) применяет к работникам автономного учреждения меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством РФ;
8) делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;
9) в пределах своей компетенции издает приказы (распоряжения) и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, утверждает положения о представительствах и филиалах;
10) при расторжении трудового договора осуществляет передачу дел вновь назначенному руководителю АУ.
Руководитель обязуется:
1) добросовестно и разумно руководить автономным учреждением, обеспечивать выполнение заданий, установленных учредителем, и осуществлять иные полномочия, отнесенные федеральным и областным законодательством, уставом учреждения и трудовым договором к его компетенции;
2) обеспечивать соблюдение автономным учреждением целей, в интересах которых оно создано, высокоэффективную и устойчивую работу учреждения;
3) при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством РФ, уставом автономного учреждения и трудовым договором;
4) обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств автономного учреждения;
5) обеспечивать содержание в надлежащем состоянии закрепленного за автономным учреждением движимого и недвижимого имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонты недвижимого имущества;
6) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным нормам и правилам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством;
7) обеспечивать своевременную оплату автономным учреждением в полном объеме всех установленных законодательством налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
8) обеспечивать своевременную выплату заработной платы, надбавок, пособий и иных выплат работникам учреждения в денежной форме;
9) не разглашать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
10) обеспечивать выполнение требований по гражданской обороне и мобилизационной подготовке;
11) обеспечивать сохранность документов по личному составу учреждения;
12) обеспечивать использование имущества автономного учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными его уставом, а также использование по целевому назначению выделенных учреждению средств;
13) представлять отчетность о работе автономного учреждения в порядке и сроки, установленные законодательством;
14) обеспечивать доступ на территорию АУ членов комиссии при проведении проверок порядка фактического использования и сохранности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного на средства, выделенные учредителем на приобретение этого имущества, предоставлять возможность осмотра указанного имущества, давать комиссии объяснения (письменно или устно), касающиеся порядка использования государственного имущества, закрепленного за АУ;
15) обеспечивать использование имущества автономного учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными уставом, а также использование по целевому назначению выделенных средств;
16) представлять в наблюдательный совет проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность учреждения;
17) подавать предложения наблюдательному совету АУ:
- о совершении крупных сделок;
- о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность;
- об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя или участника;
- о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открывать банковские счета.
А.В.Варенова
Эксперт журнала
"Руководитель
автономного учреждения"
Подписано в печать
09.03.2010

В случае преобразования бюджетного учреждения в автономное руководителям приходится заново выстраивать рабочие отношения не только с вышестоящей организацией, но и с органами управления автономным учреждением. Структура органов управления автономным учреждением имеет свои особенности. Рассмотрим состав, полномочия и степень компетентности органов управления АУ.

Структура органов управления автономным учреждением

Структура, полномочия и перечень органов управления автономного учреждения установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 74-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон №174-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона №174-ФЗ, органами управления автономным учреждением являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель автономного учреждения;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет,художественный совет и т. п.), предусмотренные федеральными законами и уставом.

При этом структура, полномочия, а также порядок формирования органов управления и многое другое должны быть определены уставом автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ и иными федеральными законами. Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий с учетом специфики конкретного автономного учреждения.

Важной особенностью управления автономным учреждением является создание Наблюдательного совета.

Порядок создания, формирования и полномочия Наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона №174-ФЗ. Наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят:

  • представители Учредителя;
  • представители исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать одной трети от общего числа членов Наблюдательного совета);
  • представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • представители иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • представители работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов Наблюдательного совета).

Обратите внимание, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета.

Предельный срок полномочий Наблюдательного совета -пять лет. При этом количество назначений одного и того же гражданина"наблюдателем" по времени не ограничено (п. 3 ст. 10 Закона №174-ФЗ). Это означает одно:фактически Наблюдательный совет с первого созыва создается на неопределенное время, т.к. состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов Наблюдательного совета или о досрочном прекращении и полномочиях принимается учредителем автономного учреждения. Поэтому можно предположить, что Учредитель будет заинтересован в"вечном мандате" членов Наблюдательного совета. В свою очередь путь в Наблюдательный совет представителям оппозиционных Учредителю слоев общественности будет заказан.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие Наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры автономного учреждения и заключения сделок. Тем не менее Учредитель может принять решения по данным вопросам, только изучив предложения и рекомендации Наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть в Наблюдательном совете орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Однако Учредителю не трудно будет получить согласие Наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит "мандат доверия" лояльных к себе"наблюдателей"

В компетенцию Наблюдательного совета входят не только организационные аспекты, но и финансово-хозяйственная деятельность автономного учреждения. На совещаниях членам Наблюдательного совета предстоит рассматривать:

  • проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения (по представлению руководителя автономного учреждения);
  • предложения автономного учреждения о совершении крупных сделок, а также о совершении сделок с заинтересованностью;
  • предложения автономного учреждения о выборе кредитныхорганизаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;
  • предложения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  • предложения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
  • предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  • предложения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

Инициатором рассмотрения большинства предложений может быть руководитель автономного учреждения или Учредитель. При этом в большинстве случаев окончательное решение по тому или иному вопросу, но с учетом мнения Наблюдательного совета принимает Учредитель. Очевидно, что таким образом Закон №174-ФЗ отводит Наблюдательному совету роль своеобразного"буфера" во взаимоотношениях руководства автономного учреждения и его Учредителя.

Обратите внимание, что, в частности, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене между руководством учреждения и Учредителем в виде Наблюдательного совета. Именно для организаций культуры законодателем было введено исключение. Так, согласно ст. 41.1"Основ законодательства Российской Федерации о культуре",утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (с изм. и доп.)Учредителю автономного учреждения предоставлено право упразднения Наблюдательного совета по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции Наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные Законом №174-ФЗ, исполняются Учредителем.

Руководитель

В соответствии со ст. 13 Закона №174-ФЗ руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.п.) осуществляет текущее руководство деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя или Наблюдательного совета. Очевидно, что основной задачей руководителя автономного учреждения будет выполнение государственного (муниципального) задания, выданного учреждению его Учредителем.

Реализация полномочий руководителя ведется на общих основаниях (п. 2 ст. 13 Закона №174-ФЗ) и в рамках заключенного с ним трудового договора.

Иные органы управления

Законом № 174-ФЗ предусматривается возможность создания в автономном учреждении коллегиальных органов управления с участием заинтересованной общественности, работников автономного учреждения или представителей трудового коллектива. Для этого необходимо закрепить в уставе автономного учреждения наличие соответствующего органа: общее собрание работников, ученый совет, художественный совет и т. п. Кроме того, в уставе нужно предусмотреть полномочия и порядок создания таких коллегиальных органов.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении Положений Закона №174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший автономное учреждение, не относится к органам управления автономного учреждения, хотя ст. 9 "Компетенция Учредителя в области управления автономного учреждения" и входит в состав гл. 4 "Управление автономным учреждением" Закона №174-ФЗ. Кроме того, как уже говорилось выше, по многим важнейшим аспектам финансовой и хозяйственной деятельности автономного учреждения последнее слово остается за Учредителем.

Попробуем разобраться, насколько значима роль Учредителя в управлении автономным учреждением.

Учреждающий орган

Согласно Закону № 174-ФЗ, автономное учреждение может иметь только одного Учредителя. При этом Учредителем автономного учреждения может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот,который наделен соответствующими функциями и полномочиями.

Напомним, что, согласно ст. 6 Закона №174-ФЗ, функции полномочия Учредителя автономного учреждения осуществляют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъекта РФ), а также органы местного самоуправления. При этом в решении о создании автономного учреждения обязательно указывается орган государственной (муниципальной власти), который будет исполнять функции и полномочия Учредителя автономного учреждения.

Согласно ст. 4 Закона №174-ФЗ Учредитель устанавливает для автономного учреждения задания, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания. Однако на этом роль Учредителя в жизни автономного учреждения не заканчивается.

Полномочия учредителей

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя любого уровня власти или органа местного самоуправления по управлению учреждением, приведен в ст. 9 Закона №174-ФЗ.

Полномочия учредителей федеральных автономных учреждений были расширены и уточнены постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральным иорганами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения" (далее - Постановление № 662).

Таким образом, в настоящее время полномочия Учредителей федеральных автономных учреждений охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности автономного учреждения. При этом Учредитель выполняет управленческие функции: принимает решения, утверждает, устанавливает, выдает,согласовывает, назначает, заключает и расторгает договоры и т. п.

Так, в компетенцию Учредителя федерального автономного учреждения, помимо указанного выше, входит следующее:

  • утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, уставов автономного учреждения, а также вносимых в него изменений;
  • установление задания автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов федерального автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального автономного учреждения;
  • принятие решения об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за федеральным автономным учреждением, которые перестают относиться к видам особо ценного движимого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача автономному учреждению согласия на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества, а также согласия на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача согласия на внесение автономным учреждением денежных средств и иного имущества в уставный(складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (в части внесения недвижимого имущества - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • предоставление в установленном порядке предложений о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального автономного учреждения;
  • назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с имуществом автономного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в Наблюдательном совете учреждения, а также сделки в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
  • решение иных вопросов, предусмотренных Законом № 174-ФЗ и другими нормативными актами.

Без выполнения соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и Наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по моему мнению, Учредитель, как главный распорядитель бюджетных средств, является и ключевым управляющим органом в управлении автономным учреждением.

Очевидно, на мой взгляд, и то, что Учредителю для реализации своих управленческих функций придется содержать соответствующий штат специалистов. При этом отметим, что согласно нормам Постановления № 662 Учредитель обязан доводить все свои решения до автономного учреждения в письменной форме в течение семи дней с даты их принятия.

Заключение

Обратите внимание, что наблюдательный совет не случайно на схеме выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону № 174-ФЗ он является органом управления автономного учреждения.

Очевидно, что с точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения Учредителя является наиболее влиятельным органом управления автономным учреждением. Ведь кроме всего прочего Учредитель оказывает непосредственное влияние на деятельность автономного учреждения - выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения. Кроме того, Учредитель принимает решение о прекращении деятельности АУ, если учреждение неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом Наблюдательный совет является промежуточным звеном, рекомендации и замечания которого необходимо принимать во внимание Учредителю при принятии существенных решений в отношении деятельности автономного учреждения.

В свою очередь руководитель автономного учреждения, согласно закону № 174-ФЗ, должен принимать во внимание не только прямые указания Учредителя, но и рекомендации Наблюдательного совета.

Но нельзя забывать, что автономное учреждение - новая форма организации, поэтому только со временем можно будет рассуждать о том, насколько эффективно органы управления смогут выполнять свои функции в повседневной жизни.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Т.К. Ершова,

заместитель начальника отдела развития отраслей социальной сферы Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Минэкономразвития России

Формирование органов управления автономного учреждения и их взаимодействие между собой является важным этапом периода преобразования бюджетных учреждений в автономные.

Для автономных учреждений предусматриваются обязательные коллегиальные органы управления с участием заинтересованной общественности, а также более высокие требования к обязательной публичной отчетности, что делает деятельность автономных учреждений более гибкой и прозрачной.

Наблюдательный совет создается в целях придания гласности процессу принятия решений по важным вопросам и может принести ощутимую пользу в обеспечении прозрачности экономической деятельности как для общества, так и для учредителя. Наблюдательный совет к моменту преобразования в автономное учреждение должен быть сформирован.

Следует иметь в виду, что наблюдательный совет автономного учреждения не является высшим коллегиальным органом управления учреждением. Наблюдательный совет является органом автономного учреждения,призванный стать промежуточным звеном между учредителем и руководителем автономного учреждения. Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом.

Решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер. Однако этому органу делегируются контролирующие функции при совершении руководителем автономного учреждения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и проведению аудита. Наблюдательный совет дает заключение по плану финансово-хозяйственной деятельности и выбору кредитной организации,утверждает отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности и годовому бухгалтерскому отчету.

Для усиления общественного контроля в компетенцию наблюдательного совета включено рассмотрение вопросов об изъятии учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением, и выбор кредитной организации, в которой автономное учреждение может открыть банковский счет.

Таким образом, наблюдательный совет автономного учреждения играет роль необходимого в настоящее время балансирующего средства в связи с расширением имущественной самостоятельности автономного учреждения.