Анализ работы. Перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников в государственных бюджетных и автономных учреждениях архангельской области в сфере социальной защиты населения показатели и критерии оценки эффективности деятельн

Существуют два подхода к определению понятия эффективности социальной работы.

Первый - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанное с обеспечением этих результатов.

Ключевыми проблемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

«Ситуации соотношения» бывают самыми разными. Затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами. Затраты сокращены, а результаты остались те же, что и при несокращенных затратах или даже выросли. Затраты в какой-то степени возросли, а результаты стали еще большими. На практике приходится считаться с так называемыми «предельными результатами», когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации ряда факторов, имеющих конкретный характер в данном учреждении социальной защиты.

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Ключевая задача, исходя из такого понимания, - измерение (описание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными проблемами являются оценка эффективности; выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Следует отметить, что исследования в области эффективности соцработы начались недавно - в начале 1996 г. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

Важным понятием выступает предмет оценки эффективности соцработы или то конкретное, что может или фактически оценивается. Соответственно с предметом связаны методики, перечень которых приведен в таблице 23.

Параметрический метод находится в основе так называемых «параметрических методик». Он предполагает сопоставление двух ключевых параметров:
1) было состояние пациента (клиента) раньше;
2) нынешнее состояние пациента (клиента).

Данный метод предполагает описание состояния пациента (клиента) «на входе» (например, при приеме в центр реабилитации ребенка с ограниченными двигательными возможностями) и «на выходе», т.е. при завершении реабилитационного периода. Разница между этими двумя параметрами представляет «реабилитационный эффект» или результат, свидетельствующий об эффективности использованных реабилитационных средств, методик, организации реабилитации, квалификации персонала и др.

Главными проблемами разработки параметрических методик являются: разработка и описание параметров «на входе» и «на выходе»; определение основных факторов эффективности и неэффективности как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.

Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента (клиентов). Данный метод имеет следующие разновидности:
1) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов;
2) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе соцобслуживания;
3) сочетание первого и второго методов.

При использовании данных методов приходится считаться с так называемыми «неожиданными реакциями клиентов», когда они обращаются в орган соцзащиты с жалобами, вопросами, просьбами, в которых находят выражение их потребности.

С точки зрения структур, управляющих процессом соцобслуживания, важно обладать информацией об удовлетворяемых, не полностью удовлетворяемых и по каким-то причинам не удовлетворяемых потребностях своих клиентов. Это, как показывает практика, позволяет более целенаправленно строить работу по соцобслуживанию, добиваться необходимых ресурсов, использовать новые формы и методы и др.

Метод оценки эффективности/неэффективности относится к весьма прагматичным, так как позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде, например, с помощью соответствующий таблицы; разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности соответствующего учреждения.

Покажем этот метод на примере ЦСО «Сокольники» (г. Москва). По оценкам директора этого ЦСО (хотя оценочная база может быть более обширной), основными факторами эффективности/неэффективности в 1995 г. в работе данного учреждения были следующие.

При использовании данного метода возможно деление факторов неэффективности на три группы: 1) факторы, практическое решение которых не зависит от нашей структуры (так называемые «верхние» или «чужие» факторы); 2) факторы, практическое решение которых зависит от данного учреждения («наши» факторы); 3) факторы, находящиеся на «водоразделе» своих и чужих.

Особенностью этого метода является не только его «оценочный характер», но и направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень факторов неэффективности. При этом ситуации, в которых это может происходить, самые различные: ситуация, когда «зажала неэффективность» ; ситуация планомерной диагностики и совершенствования; ситуация «самой значимой проблемы»; ситуация «давления сверху»; ситуация случая и другие.

Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности, так и неэффективности деятельности учреждений соцзащиты, работы пиков. При этом встречаются следующие разновидности этого метода:

Отдельные вопросы по оценке эффективности/неэффективности «встроены» в анкету, например, «Анкета работника социального обслуживания на дому» содержит такие вопросы:
- Как Вы оцениваете эффективность своей работы? высокая; достаточно высокая; средняя; низкая; очень низкая.
- Ваши предложения по улучшению Вашей работы по обслуживанию пожилых людей?

По своей конструкции первый вопрос закрытый, так как он «задает» уровни оценок. Второй вопрос - открытого типа и рассчитан на свободное высказывание мнений, предложений. Оба этих вопроса рассчитаны на выяснение так называемой «первичной картины» или на получение первоначальных оценок и предложений. Далее могут производиться более глубокие оценки, позволяющие выявить и систематизировать проблемы эффективности/неэффективности.

На практике также используются анкеты, которые целиком посвящены выявлению факторов эффективности/неэффективности. Такие «целевые анкеты» позволяют собрать и обработать разнообразную информацию, позволяющую разрабатывать меры (мероприятия) по повышению эффективности. Для этого требуется квалифицированная разработка самой анкеты с учетом затрат на ее тиражирование, а также сбора и обработку информации.

При оценке эффективности деятельности учреждений соцзащиты применяется также метод оценки затрат, т.е. стоимостная оценка соцобслуживания как по стоимости услуг для одного клиента, так и всего контингента обслуживаемых. При этом важно соотносить затраты на соцобслуживание с показателями, которые выбраны в качестве «результатов», и считаться с их «колебанием» - результаты стали выше, сохранились на прежнем уровне или ухудшились. Затраты также могут колебаться - возрастать, сохраняться в прежних пределах или уменьшаться, поэтому методики оценки эффективности должны учитывать эти колебания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста, основные принципы их социального обслуживания в России. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Новый Уренгой.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2014

    Проблемы одиночества пожилых людей. Особенности деятельности специалиста по социальной работе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Рекомендации по совершенствованию условий жизни пожилых граждан на селе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Пожилые люди как объекты социального обслуживания на дому. Современные проблемы и социальная защита людей пожилого возраста. Социальная медицина в системе социальной работы. Значимость социально-медицинской помощи людей пожилого возраста.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Изучение деятельности социального работника. Организационная основа деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Порядок выявления и постановки на обслуживание клиентов, нуждающихся в социальной помощи.

    отчет по практике , добавлен 23.12.2010

    Общие положения социального обслуживания граждан. Принципы социального обслуживания граждан. Содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения. Реабилитация инвалидов. Программа по реабилитации инвалидов в Читинской области.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2008

    Понятие, принципы, цели и задачи социального обслуживания населения. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2013

    Социальные проблемы бывших осужденных в современном российском обществе. Принцип законности в деятельности социальных работников. Направления деятельности Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста, освободившихся из мест заключения.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2010

    Роль видов социального обслуживания, значение их в отрасли социального обслуживания. Функции и принципы социального обслуживания. Порядок и условия оказания социальных услуг. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

к положению об оплате труда

в ГБУ СОН АО «Коношский КЦСО»

ПЕРЕЧЕНЬ

показателей и критериев оценки эффективности деятельности

работников в государственных бюджетных и автономных учреждениях

Архангельской области в сфере социальной защиты населения

Показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников ГБУ СОН АО «Коношский КЦСО»

Наименование показателя эффективности деятельности работников государственных бюджетных и автономных учреждений в сфере социальной защиты населения Критерии оценки Количество баллов
1 2 3
1.Качественное выполнение работником своих должностных обязанностей Количество и качество предоставленных социальных услуг До 40 баллов
1.1.Выполнение объемных показателей по количеству социальных услуг и количеству граждан получателей социальных услуг (в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг) Объем совокупного выполнения показателей по оказанию социальных услуг (в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг) От 95 до 100 % - до 10 баллов; От 80 до 94 % - до 8 баллов; От 60 – 79 % - до 6 баллов; Менее 60% - 0 баллов
1.2.Выполнение объемных показателей по количеству срочных социальных услуг и количеству граждан получателей социальных услуг Объем совокупного выполнения показателей по оказанию социальных услуг От 95 до 100 % - до 6 баллов; От 80 до 94 % - до 4 баллов; От 60 – до 79 % - до 2 баллов; Менее 60 % - 0 баллов
1.3.Соблюдение стандартов социальных услуг Своевременность предоставления социальных услуг До 2 баллов
Отсутствие нарушений порядка оказания социальных услуг До 2 баллов
1.4.Документационное обеспечение деятельности Своевременность ведения и представления планов, отчетов, иной учетно-отчетной документации До 2 баллов
Полнота ведения и представления планов, отчетов, иной учетно-отчетной документации До 2 баллов
1.5.Соблюдение требований охраны труда, внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима, пожарной и электробезопасности, правил дорожного движения, исполнительской дисциплины Отсутствие нарушений должностных обязанностей До 4 баллов
Отсутствие нарушений требований охраны труда До 2 баллов
Отсутствие нарушений требований внутреннего трудового распорядка До 2 баллов
Отсутствие нарушений требований пожарной и электробезопасности До 2 баллов
Отсутствие нарушений требований санитарно-эпидемиологического режима До 2 баллов
Отсутствие нарушений требований правил дорожного движения (в том числе при эксплуатации автотранспорта) До 2 баллов
2.Соблюдение положений Кодекса этики и служебного поведения работниками учреждений социального обслуживания Отсутствие случаев нарушения положений Кодекса этики и служебного поведения работниками учреждений социального обслуживания До 20 баллов
2.1.Соблюдение положений Кодекса этики и служебного поведения работниками учреждений социального обслуживания в отношении получателей социальных услуг Отсутствие рассмотренных общественным советом учреждения обоснованных жалоб, получателей социальных услуг, их законных представителей До 10 баллов
2.2. Соблюдение положений Кодекса этики и служебного поведения работниками учреждений социального обслуживания в отношении коллег Отсутствие обоснованных жалоб коллег До 10 баллов
3.Удовтетворенность граждан качеством и количеством предоставленных социальных услуг Наличие письменных благодарностей за работу от граждан, общественных объединений и юридических лиц, положительных результатов анкетирования До 30 баллов
Наличие жалоб граждан на качество оказания социальных услуг, признанных обоснованными по результатам проверок, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, и органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля Минус 10 баллов
3.1.Доля получателей социальных услуг удовлетворенных качеством предоставляемых социальных услуг До 15 баллов До 8 баллов 0 баллов
3.2.Доля получателей социальных услуг Удовлетворенных количеством предоставляемых социальных услуг Количество полностью и частично удовлетворенных более 80 % получателей социальных услуг Полностью или частично удовлетворенных 50 – 79 % получателей социальных услуг Полностью и частично удовлетворенных менее 50 % получателей социальных услуг До 14 баллов До 7 баллов 0 баллов
3.3.Наличие положительных отзывов о качестве предоставляемых социальных услуг Наличие письменных благодарностей и отзывов от граждан, общественных организаций, объединений и юридических лиц До 1 балла
3.4.Наличие жалоб получателей социальных услуг на качество предоставления социальных услуг Наличие жалоб граждан на качество оказания социальных услуг, признанных обоснованными, в том числе по результатам проверок, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, и органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля Минус 5 баллов
3.5.Наличие жалоб получателей социальных услуг на полноту предоставления социальных услуг Наличие жалоб граждан на полноту оказания социальных услуг, признанных обоснованными, в том числе по результатам проверок, осуществляемых исполнительными органами власти Архангельской области, которые от имени Архангельской области осуществляют функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, и органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля Минус 5 баллов
4. Участие в методической работе, конкурсах профессионального мастерства, мероприятиях по повышению квалификации Участие (единичное или систематическое) работника в методической работе, конкурсах профессионального мастерства, мероприятиях по повышению квалификации, в том числе выступления на мероприятиях регионального уровня (научно-практических конференциях, семинарах и т.п.), публикации в средствах массовой информации До 10 баллов
4.1.Выступление на съездах, семинарах, научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах, методических советах, проведение открытых мероприятий, мастер-классов Проведение работником открытых мероприятий, мастер-классов в учреждении; выступление работника на съездах, семинарах, научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах, методических советах: - на муниципальном уровне - на областном уровне - на федеральном уровне 0,5 балла 0,5 балла 2 балла 3 балла
4.2.Участие во внедрении системы наставничества в учреждении, руководство методическим объединением специалистов Организация и осуществление обучения специалистов, в том числе в рамках методического объединения специалистов 1 балл
4.3.Разработка и внедрение в практику работы инновационных методик, программ, участие в социальных проектах (конкурсах) Применение инновационных методик, программ, создание и (или) участие в реализации социальных проектов 2 балла
4.4.Проведение информационно-разъяснительной работы среди обслуживаемых граждан, а также популяризация деятельности учреждения Участие работника в мероприятиях, направленных на информирование обслуживаемых граждан по вопросам социального обслуживания, в том числе подготовка буклетов, брошюр, наличие публикаций в СМИ 1 балл
4.5. Участие работников в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах различного уровня Обеспечение проведения конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, соревнований, олимпиад в учреждении Участие работников в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах: - на муниципальном уровне - на областном уровне - на федеральном уровне 0,5 балла 0, 5 балла 2 балла 3 балла

В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе. Повышение эффективности социальной работы является стержневой проблемой не только ученых, но и практиков - руководителей государственного и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной защиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.

Однако нередко еще ставятся вопросы: своевременная постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности деятельности отдельных социальных работников? Или достаточно четко сформулированы основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе? Какая система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения? Вопросы эти поставлены не случайно, и ответить на них непросто.

Главное, что отличает социальную работу от других видов социальной деятельности - ее подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду для преодоления депривации и деструкции, осуществления социальных, социокультурных, психологических и физических воздействий на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах .

Международная Федерация социальных работников дает такое определение социальной работы. Это профессиональная работа по:

Ведение благотворительной деятельности;

Оказание помощи человеку в самовыражении;

Дисциплинированного внедрения в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальное поведение).

Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальный работник в квалификационном справочнике наделяется различными должностными обязанностями:

Оказывает на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, охраны нравственного, физического и психического здоровья;

Устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в решении проблем и социальной защите;

Способствует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;

Оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми;

Выявляет детей и взрослых, нуждающихся в опеке и попечительства, содействие в устройстве их в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

Организует социальную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновление, попечительство и ожоги; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.,

Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Каждый вид деятельности заканчивается каким результатом, по которому оценивается выполненная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа также дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективностью.

Что же такое эффективность деятельности вообще и конкретно социальной работы?

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения в норму. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.

Определение вроде разные. Но в то же время в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, расходы, общепринятая норма (или идеал).

Главными в этом перечне есть цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайно определение: эффективность - суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью большей или меньшей степени .

Предметом нашего исследования являются эффективность социальной работы, что в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвинутых целей. Таким образом, она фиксирует степень соответствия того, чего предполагалось достичь.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов положительно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом: это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Иными словами, речь идет о необходимости проведения в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте (клиента) в процессе работы социальным работником или социальным органом, учреждением, информации, полученной ранее.

Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Одним из важнейших условий совершенствования организации социальной защиты и социального обслуживания населения как составных частей всей социальной работы является использование базовой информации, объективно отражает состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о клиентах, предоставленные им услуги и их результаты.

В исследовании проблем эффективности социальной работы важное место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.

В имеющейся литературе понятие "критерий" определяется как отличительный признак, объективно отражает состояние того или иного процесса, явления, объекта или субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые соответствуют определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективными, отражающие не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.

Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, пригодных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев .

Сегодня главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональное назначение тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, которые сложились в 90-е годы в нашей стране, об активной и профессиональное участие в социальной реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Для достижения поставленных задач различным типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы.

Определение критериев и показателей эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и практической деятельности социальных служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работников различной квалификации и функциональное назначение на достижение конкретных результатов - промежуточных и конечных.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.

Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:

Умение точно сформулировать проблему клиента;

Анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствуют или способствуют решению проблемы;

Оценка возможности решения проблемы;

Разработка плана действий;

Привлечение клиента в решение проблемы;

Оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (область, город, район) и микроуровне (на уровне индивида, клиента).

Что же касается макроуровня, где, как правило, имеется в виду преодоление социальных девиаций или стабилизация негативных тенденций социального здоровья общества и его постепенное улучшение, то очень трудно выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции и т.п., так как их решение во многом зависит от характера проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности.

Довольно трудно подсчитать коэффициент участия специалистов - представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников) - например, в решении проблем семьи и детей. На основании каких показателей можно судить об эффективности деятельности специалистов по социальной работе, учителей, работников органов государственной власти и местного самоуправления в ликвидации детской безнадзорности и преступности и, естественно, в устройстве детей? Эта проблема, как известно, является общенациональной, межведомственной .

Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента.

Не вызывает сомнения, что критерии и показатели эффективности отдельных специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеющих первостепенное значение не только для преодоления существующего сочетание высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования положительной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны прежде всего для защиты клиентов социальных служб, исключения или уменьшения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Поэтому, как бы ни были важны критерии и показатели, позволяющие оценить эффективность развития базисных предпосылок качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить о индикаторы, позволяющие оценивать уровень доступности и адекватности клиента в оказании услуг, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющие клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.

Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же как и деятельности социальной службы в целом, может по-разному рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и его проблем. Если мы понимаем клиента как человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, то это одна постановка вопроса. Но, если мы понимаем личность клиента как совокупность общественных отношений, то, с одной стороны, сравнивать эффективность социальной работы по клиента достаточно сложно, а с другой стороны, совокупность условий жизнедеятельности, в которые попадает клиент, можно измерить в количественном отношении, так как каждая человек для обеспечения жизнедеятельности вынуждена использовать какие-то ресурсы. Однако использовать ресурсы не действительность. Такая возможность нередко зависит от активности самого клиента, вообще человека. Следовательно, имеют место такие индикаторы, как "мера активности", "степень свободы", "мера умение использовать свои возможности и ресурсы среды", "уровень развития воли и жизненной силы клиента" и т.п .

Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней помощи выйти из нее. Значит, кто-то должен предоставить активности клиента импульс, определить конкретное направление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен рационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий и ресурсов, чтобы реализовать конкретные устремления клиента. Таким человеком должен стать социальный работник, деятельность которого, как правило, связана с сознательной и корректной изменением жизнедеятельности клиента с учетом реальных возможностей клиента и ресурсов окружающей среды.

Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача:

Во-первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологию деятельности клиента (предварительная, настоящая или будущая деятельность клиента рассматривается как деятельность конкретного индивида, включенного в систему общественных отношений, социальные отношения рассматриваются как основа существования индивида; деятельность человека обусловлена способом производства), учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности - пассивного, неполно-активного и активного)

Во-вторых, он должен четко выяснить характеристики клиента (клиентов), то есть определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал клиента. В социальной работе чрезвычайно важно учитывать аксеологични особенности человека - ценностные, потребности, мотивационные, целевые, оценочные характеристики клиента службы. Хотя, безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксеологические и онтологические характеристики .

Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному толкование сути конкретного человека, обратившегося в социальную службу за помощью. Только объективное учета таких характеристик может помочь социальному работнику провести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой клиенту для выхода из сложной жизненной ситуации; осознав характеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик, то есть определение количественного выражения этих характеристик, их динамики (степень интенсивности).

Мы считаем, что указанные характеристики могут выступать в качестве показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста по социальной работе.

Исследователям известно, что есть количественная и качественная природа критериев и показателей эффективности социальной работы. В то же время они носят комплексный характер. Как правило, выделяется группа нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние клиентов социальных служб. Непосредственным поводом для выделения критериев эффективности социальной работы, осуществляется через социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или иных категорий населения. При этом оправдан их разделение по уровням и объектами, то есть они подразделяются по уровням: общество в целом, регион, населенные пункты, районы, микрорайоны, по объектам - клиент, малая социальная трупа, общество и т.п.

Исходя из этой позиции, можно отметить два существенных понимания эффективности социальной работы.

Во-первых, она понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Главное в этом вопросе - измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с клиентами).

Во-вторых, может использоваться оценка эффективности социальной работы, и, в частности, социального обслуживания, по основным видам оказания социальных услуг или комплекса услуг. В этом случае, а он, как известно, чаще всего применяется, принципиальная проблема - это определение субъектов, выражают свои мысли, суждения. В их число, как правило, включаются руководители органов государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты в области социальной работы, практические социальные работники, инспекторы - контроллеры и, конечно, сами клиенты .

Клиенты социальных служб, желающие получить материальную помощь, в том числе медицинские услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как доброта, справедливость, отзывчивость, профессионализм. К числу негативных качеств социальных работников клиенты относят безразличие, лживость, грубость, низкий профессионализм. Разумеется, дефицит положительных качеств имеет отношение к значительно меньшей части социальных работников.

Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня при оценке деятельности различных учреждений социального обслуживания населения мы не можем ограничиваться такими показателями, как "количество обслуживаемых клиентов", "количество обслуженных семей", "количество обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов", "количество предоставляемых услуг "," количество поставленных на учет клиентов "и т.д.

Формирование системы критериев и показателей эффективности работы социальных служб как составной части эффективности всей социальной работы, только начинается. Кажется, что есть основания говорить о целесообразности разработки на первом этапе четырех групп критериев и показателей.

Первая группа - критерии и показатели эффективности государственных и региональных целевых программ, направленных на развитие социальной защиты и социального обслуживания различных категорий населения.

Вторая - критерии и показатели эффективности деятельности социальных служб.

Третья - критерии и показатели эффективности деятельности специалистов социальных служб.

Четвертая - критерии и показатели эффективности социального образования и, в частности, подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях специалистов по социальной работе.

Следует отметить, что применение критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности социальной работы как особого вида профессиональной деятельности.

12 августа 2016 г. состоялось рабочее совещание Главы района и председателя районного Собрания депутатов Яниной О.А. с социальными работниками КЦСОН, сотрудниками МУСЗН и КЦСОН.

Поводом для встречи стало обращение социальных работников к Главе района по вопросу изменений в начислении заработной платы социальным работникам с июля 2016 г.

С разъяснительной информацией выступила директор КЦСОН Татьяна Артемьева:

Переход на новую систему оплаты труда социальных работников комплексного центра, в основу которого был положен учет количественных и качественных показателей оказания услуг, включая трудоемкость оказания соответствующих социальных услуг социальными работниками, был обоснован принятием новых нормативно-правовых документов, которые побудили перестроить работу в соответствии с их требованиями.

1.Федеральный закон № 442 от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» направлен на развитие системы социального обслуживания граждан Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 725 «Об утверждении методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания ».

3. Положение «Об оплате труда работников учреждения» в соответствии с которым выплаты стимулирующего характера устанавливаются за высокое качество выполненной работы с учетом инициативы, творчества и применения в работе современных форм и методов организации труда

3.Рекомендации Министерства социальных отношений Челябинской области в плане ознакомления с опытом опыта работы других территорий области, работающих по данному направлению расчета заработной платы: Пластовский, Увельский, Еткульский, Варненский и Уйский районы.

Конечно, есть и внутренние причины, побудившие перейти на новый расчет заработной платы. Это, прежде всего, очень низкий показатель оказания платных услуг в нашем КЦСОН.

Анализируя работу социальных работников по существующей ранее нагрузке по количеству обслуживаемых на ставку - 11,7 пришли к выводу, что при равном количестве обслуживаемых, но при разных бытовых условиях проживания обслуживаемых, социальные работники получали одинаковую заработную плату. Однако, если взять населенные пункты: с. Светлое, Березиновка, с. Чесма, где проживает значительное число обслуживаемых в благоустроенных квартирах и сравнить с условиями проживания обслуживаемых в п. Клубовка, Луговое, Порт-Артур, где социальным работникам приходится носить воду, топить печи, чистить снег, полоть траву в огородах, то правомерно встает вопрос: справедлива ли одинаковая оценка труда социальных работников, выполняющих разные услуги по трудоемкости. К тому же, показатель количества обслуживаемых привел к формальному набору получателей социальных услуг. Не все, конечно, но есть и такие, кто трудоемкие работы в состоянии выполнить сам (уборка помещения). Это в свою очередь вызвало необходимость провести нормирование рабочего времени социальных работников. Нормирование показало, что (со слов обслуживаемых) соц. работники приходят к ним восновном в первой половине дня по понедельникам, средам и пятницам,(хотя в рабочей неделе есть вторник, четверг). Допускаем выезды в Чесму, но это не каждую неделю. Все это подтверждает вывод о том, что не все рабочее время эффективно используется для выполнения должностных обязанностей. Ведомость учета количественных и качественных показателей социальных услуг за месяц показывает результат: В среднем на всех обслуживаемых из 12 человек приходится от 9 до 12 услуг в день. В среднем на одного обслуживаемого из 247 состоящих на учете, приходится 16 услуг в месяц. Если брать 21 рабочий день в июле месяце, то услуги предоставляются не каждый день. В настоящее время у получателей социальных услуг есть возможность выбора необходимой услуги на текущий день. И общая стоимость за оказанные услуги может быть меньше, нежели та фиксированная сумма, которую они платили за 3 услуги, обозначенные в договоре. Это позволяет предоставить право выбора услуги и право подтверждения выполнения услуги личной подписью обслуживаемого.

Очередная причина перевода на новый расчет заработной платы социальным работникам заключается в стремлении увеличить количество получателей социальных услуг, не только состоящих на учете в отделении соц. обслуживания на дому, но и пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в разовой социальной помощи. В настоящее время спрос на оказание разовых услуг будет расти. Сегодня нам звонят, что необходимо сделать генеральную уборку, просто посидеть с больным человеком, чтобы родной человек, ухаживающий за больным - элементарно выспался.

Следующая цель: увеличить доход учреждения от предоставления платных социальных и дополнительных услуг, которые будут направлены на прохождение ежегодных медосмотров соц.работников, обучение, приобретение спецодежды и дополнительное материальное стимулирование.

И одна из не менее важных целей перехода - социальным работникам дана возможность увеличить свою заработную плату. Стимулирующий фонд заработной платы учреждения рассчитан на премирование всех социальных работников ежемесячно при условии выполнения количества социальных услуг, соответствующих высшей оценке эффективности труда.

В конце мая 2016 г. была организована поездка в Уйский район с целью изучения данного опыта работы. Затем была подготовка документов, с которыми в последствии были ознакомлены все социальные работники под роспись. По группам проводилось обучение по работе с документами. В течение месяца была и индивидуальная работа с каждым социальным работником. Казалось бы, что все было понятно, мы ждали отчеты и был получен результат, что совсем единицы поняли, что на данном этапе надо было попытаться сделать как можно больше услуг, чего на самом деле не произошло. Тем не менее, социальные работники начали оказывать дополнительные платные услуги, которые до этого не оказывались в течение всего года, и при начислении заработной платы это было учтено. Видимо, большинство социальных работников были уверены в том, что мы вынуждены будем им выплатить ту заработную плату, которую они получали раньше. Если раньше часть фонда заработанной платы была предназначена для стимулирования только социальных работников по указу Президента и вы получали почти равную зарплату и за 12 человек и за 5 человек обслуживаемых, то теперь это общий фонд заработной платы и повторюсь еще раз стимулирующая часть заработной платы будет выплачиваться за высокое качество выполненной работы с учетом инициативы, творчества и применения в работе современных форм и методов организации труда.

Итак, в соответствии с положением о порядке определения количественных и качественных показателей оказания услуг социальными работниками, проводится анализ количественных и качественных показателей оказания услуг социальными работниками через заполненные ведомости.

Каждой услуге устанавливается значимость показателя в баллах, производится подсчет суммарного количества оказанных услуг по всем обслуживаемым гражданам, соотносятся со значимостью и проставляется оценка. Ответственные по учету показателей суммируют оценки, полученные по всем ведомостям учета, соотносят с итоговой таблицей.

Для оценки результатов создана комиссия по оценке количественных и качественных показателей оказания услуг социальными работниками центра. В течение 3-4 дней каждого месяца комиссия анализирует ведомости. Решение комиссии оформляется итоговым протоколом. На основании итогового протокола директор учреждения издает приказ о премировании по Указу Президента Российской федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Анализ отчетов показал, что у социальных работников есть возможность в течение месяца и рабочей недели оказывать большее количество социальных и дополнительных платных услуг с учетом применения в работе новых технологий с пожилыми гражданами и инвалидами и новыми формами работы (предлагаем бригадный подряд, во время общей работы результат засчитывается каждому).

Мы работаем в этом направлении только месяц, естественно возникают трудности, недопонимание со стороны социальных работников, нежелание оказывать дополнительные платные услуги. Есть еще и наши недоработки, но мы намерены работу в данном направлении продолжить.

Сегодня мы думаем, как оценить Вашу работу, исходя из временных затрат на оказание одной услуги и расстояния до инфраструктуры для выполнения услуги. Специалистами центра ведется учет получателей социальных услуг на отсутствие инфраструктуры в населенном пункте, степени самообслуживания клиентов, наличие родственников, что должно помочь в оценке качества предоставляемых социальных услуг.

Основная просьба к социальным работникам: успокоиться, выстроить свою работу с получателями социальных услуг так, чтобы было время в течение рабочего времени оказать максимальное количество услуг, включая и дополнительные услуги.

Мы постараемся через газету, официальные сайты довести информацию до жителей Чесменского района о том, что сотрудники комплексного центра и социальные работники могут прийти на помощь, если возникла необходимость в разовых услугах. Для этого можно будет обратиться в наш центр, либо в администрацию сельских поселений.