Основным предметом стандартов iso 14000 является. Международные стандарты экологического менеджмента

Система стандартов ISO 14000. Зачем стандарты ISO нужны предприятию. Стандарт ISO 14000 международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента. Поэтому следует рассмотреть еще и всемирную систему экологического менеджмента разработанную Международной организацией по стандартизации – ISO и опубликованную в 1996 году.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 8. Международные стандарты экологического менеджмента

(Вопросы для рассмотрения . Причины и история появления международных стандартов экологического менеджмента. Европейская схема экологического менеджмента и аудита ЕМАS. Система стандартов ISO 14000. Зачем стандарты ISO нужны предприятию. Проблемы внедрения экологического менеджмента в России).

Менеджмент (англ. management – управление, заведывание, организация) – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства”.

В соответствии с принятыми международными стандартами, система экологического менеджмента представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Возникновение стандартов как системы экологического менеджмента стало ответом на возрастающий в обществе интерес к проблемам окружающей среды . Истоки этого интереса можно проследить в 1972 году, когда Организация Объединенных Наций организовала конференцию по проблемам окружающей среды в Стокгольме , на которой была запущена Программа ООН по окружающей среде . Эти инициативы привели к созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию и принятию Монреальского протокола и Базельской конвенции . В 1992 году была проведена первая конференция в Рио-де-Жанейро под названием Саммит Земли , задачей которой было создание в обществе ориентации на сохранение окружающей среды на глобальном уровне. Во время конференции была принята Повестка дня на XXI век , целью которой является достижение устойчивого развития , то есть высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Однако достижение указанной цели возможно только при скоординированной деятельности различных участников общественной жизни. Как было отмечено подразделением ООН по Устойчивому развитию, промышленность играет ключевую роль в достижении целей устойчивого развития в качестве поставщика товаров и услуг для общества, как источник создания рабочих мест и как активный участник в общинной жизни.

С целью минимизации, а в перспективе недопущения негативного воздействия промышленности на состояние окружающей среды экономически развитые страны и, прежде всего, европейское сообщество стремятся создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за исполнением его требований. Это связано со стремлением упрочения Единого Европейского Рынка. Немаловажная роль в достижении этой цели отводится разработки и внедрению экологических стандартов (точнее стандартов организации экологического менеджмента).

История возникновения стандарта

В 1992 году BSI Group (Британский Институт Стандартов) был опубликован первый в мире стандарт на системы экологического менеджмента для организаций - BS 7750. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений.

Стандарт не является регламентирующим документом. Он не определяет требований к природоохранительной деятельности предприятия и, тем более, не предписывает их выполнение. Он содержит рекомендации, которые могут быть полезны для создания эффективной системы экологического менеджмента и развития инициативного экологического аудирования. Как полагают, это должно благоприятно сказаться на улучшении экологической обстановки в целом.

Стандарт Великобритании оказался прекрасно сбалансированным документом и поэтому не удивительно, что многие страны приняли его в качестве собственного внутреннего документа. Это были Финляндия, Голландия и Швеция. Франция, Испания и Ирландия разработали свои стандарты. Австрия воздержалась, она предпочитала ждать выхода общеевропейских документов, регламентирующих требования к экологическому менеджменту. Такой документ не заставил себя долго ждать.

Европейская схема экологического менеджмента и аудита.

В 1993 году в Европейском Сообществе вышли окончательно согласованные требования к созданию схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-management and audit scheme or EMAS ); предприятия получили возможность сертифицироваться в соответствии с EMAS с 1995 года.

Система экологического менеджмента является инструментом, с помощью которого промышленность может достигать целей, поставленных в своей экологической политике, а также решать конкретные сиюминутные задачи по экологии. Следует отметить, что EMAS является неотъемлемой частью системы “всеобъемлющего менеджмента качества”, которая нацелена на эффективное получение качественной продукции и услуг и является ядром философии менеджмента в развитых странах.

Экологический менеджмент, в соответствии с требованиями EMAS включает пять основных компонентов:

  • разработку экологической политики и выпуск документа, подтверждающего стремление организации (предприятия) к решению конкретных экологических задач;
  • оценку существующей ситуации, т.е. определение начального (нулевого) уровня, в сравнении с которым будет проводиться оценка деятельности предприятия;
  • формулирование стоящих перед предприятием конкретных задач, отвечающих целям экологической политики предприятия (поиск слабых мест и предложения по их улучшению);
  • разработка экологической программы, устанавливающей пути решения этих задач с конкретизацией каждой стадии;
  • проведение экологического аудирования для периодической проверки как решаются предприятием поставленные задачи, и позволяет ли улучшать экологическую ситуацию система экологического менеджмента.

Цель EMAS состоит в оценке и улучшении экологических характеристик деятельности промышленных предприятий и создании условий для представления населению экологической информации. Сертификация организаций, в соответствии с требованиями данной программы, добровольная.

Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента .

EMAS − европейский документ. Поэтому следует рассмотреть еще и всемирную систему экологического менеджмента, разработанную Международной организацией по стандартизации – ISO и опубликованную в 1996 году.

ISO 14000 представляет собой семейство стандартов, связанных с окружающей средой , которое существует, чтобы помочь организациям:

  • свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду ,
  • соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориентированные требования,
  • постоянно совершенствоваться в приведенном выше.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

Международный - через улучшение условий международной торговли.

ISO 14000 имеет сходство с ISO 9000 (семейством стандартов по менеджменту качества ), оба относятся к процессу производства продукта, а не к самому продукту. Как с ISO 9000 , сертификация осуществляется сторонними организациями, а не ISO напрямую. Требования ISO 14000 являются неотъемлемой частью Схемы экологического менеджмента и аудита Европейского союза (EMAS ).

Перечисленные стандарты близки, поскольку создавались на базе одного и того же − британского стандарта BS 7750. Однако, требования EMAS являются более жесткими в вопросах повышения экологической эффективности деятельности организации, соблюдения экологического законодательства, отчетности и вовлечения сотрудников.

По состоянию на 2010, ISO 14001 используется по меньшей мере 223 149 организаций в 159 странах. (более 160)

Несмотря на добровольность стандартов, в мире число сертифицирующихся организаций растет и, по словам председателя Технического комитета ISO/TC 207, занятого разработкой стандартов ISO серии 14000, через 8-10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство независимой «третьей стороны» о том, что их системы экологического менеджмента соответствуют этому стандарту. Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

Таким образом, в практике современного экоменеджмента ведущую роль играют две системы международных стандартов:

  • принятая в Евросоюзе Схема экологического международного менеджмента и аудита – EMAS (Eco-Management and Audit Scheme) и
  • система международных стандартов ISO 14000.

Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000 относительно соблюдения предписываемых им требований, в том числе в части составления первичного экологического обзора, процедуры аудита. Эти обстоятельства рассматриваются как снижающие его конкурентоспособность и привлекательность.

(Справка. В последнее время специалисты в области управления всё чаще говорят о необходимости (эффективности) интеграция системы менеджмента качества (СМК) с другими системами стандартов (охраны окружающей среды, охраны труда и др)

Принцип системного подхода к менеджменту (ISO 9000:2000) предполагает переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. В соответствии с ISO 9004:2000 необходимо обеспечить сбалансированный (системный) подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (собственников, поставщиков, работников, общества, партнеров ).

Разработка серии стандартов ISO 14000

Семейство стандартов ISO 14000 прежде всего включает в себя стандарт ISO 14001, представляющий собой фундаментальный набор правил, используемых организациями по всему миру, проектирующими и внедряющими эффективные Системы Экологического Менеджмента (далее СЭМ). Другим стандартом, включенным в эту серию является ISO 14004, дающий набор дополнительных руководств для достижения результативности СЭМ. Он также содержит специальные правила, связанные со специфическими аспектами экологического менеджмента . Основной целью серии стандартов ISO 14000 и установленных ими требованиями является продвижение наиболее эффективных и результативных практик экологического менеджмента в организациях, а также предоставление: полезных, пригодных к использованию, экономически-выгодных, систематизированных, гибких и приспосабливаемых под деятельность различных организаций инструментов. Стандарты серии ISO 14000 так же демонстрируют наиболее успешные практики, используемые для сбора, представления и анализа информации, касающейся экологии .

В отличие от предыдущих экологических распоряжений и правил, основанных на принудительных подходах, позже замененных подходами, основанными на рыночных механизмах, ISO 14000 был основан на добровольном подходе к экологическому регулированию . Серия стандартов ISO 14000 включает ISO 14001, содержащий руководства для создания или улучшения СЭМ. Стандарт ISO 14001 унаследовал многие положения от стандарта управления качеством — ISO 9000 , который служил в качестве модели для внутренней структуры ISO 14001 (National Academy Press 1999), оба из которых могут внедряться параллельно наравне друг с другом.

Так же как и ISO 9000 , ISO 14000 может служить как внутренним инструментом менеджмента , так и способом продемонстрировать экологическую ответственность своим клиентам и потребителям .
СЭМ определена
ISO как «часть системы менеджмента организации, включающая:

  • организационную структуру ,
  • планирование деятельности,
  • ответственность,
  • практики,
  • процедуры ,
  • процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения и управления политикой в области экологии ».

Стандарт ISO 14001

ISO 14001 устанавливает критерии для СЭМ. Он не устанавливает требования для экологической эффективности, но описывает основные правила, которым организация может следовать для построения эффективной СЭМ. Он может быть использован организациями для повышения эффективности использования ресурсов , снижению потерь и издержек . Используя ISO 14001 можно продемонстрировать защищенность менеджмента организации и ее работников. Так же он может быть использован для демонстрации заинтересованным сторонам, того, что компания измеряет и улучшает экологическое влияние на них. ISO 14001 может быть интегрирован с другими функциями менеджмента для более удобного достижения своих экологических и экономических целей.

Так же как и другие стандарты, ISO 14001 является добровольным. Его главной целью является помочь компаниям в улучшении своих экологических показателей, соблюдая при этом действующее законодательство. Организации ответственны за установление своих целей, их отслеживание и достижение. Стандарт служит помощью в достижении целей и задач компании, а также для их мониторинга и измерения .

Стандарт может быть применен к различным уровням деятельности компании, от организационного, до уровня производства и оказания услуг. Вместо того, чтобы фокусироваться на конкретных измерениях и целях экологической эффективности, стандарт выделяет то, что организация должна делать, чтобы достичь эти цели. Успешность системы сильно зависит от вовлеченности всех уровней организации, особенно высшего руководства, которое должно быть вовлечено в разработку, внедрение и управление СЭМ.

ISO 14001 обладает родовыми признаками стандартов на системы менеджмента, полезных для организаций, желающих улучшить свою деятельность и управлять ресурсами более эффективно.

Он подходит для:

  • Всех крупных транснациональных компаний;
  • Компаний, как с высокими, так и малыми рисками;
  • Производственных компаний и, компаний предоставляющих услуги, включая местные государственные сообщества;
  • Всех отраслевых секторов, включая публичные и закрытые;
  • Производителей уникального оборудования и их поставщиков.

Все стандарты периодически пересматриваются ISO на актуальность текущим рыночным требованиям.

Основные принципы и методология

Планирование — установка целей и необходимых процессов

До внедрения ISO 14001, рекомендуется провести анализ на соответствие требованиям стандарта текущих процессов организации — это облегчит обнаружение элементов существующих и будущих процессов компании, взаимодействующих с окружающей средой . Эти элементы определяются экологическими аспектами. Экологические аспекты могут быть как прямыми — теми, которые образуются в результате производства, так и косвенными — теми, которые связаны с поставками сырья и материалов.

Такая первоначальная проверка помогает компаниям:

  • в установлении своих экологических целей и задач, которые должны быть точно измеримы;
  • позволяет разработать управленческие процедуры и процессы;
  • помогает выявить соответствующие законодательные требования, которые потом могут быть включены в политику организации.

Действие — внедрение процессов

На протяжении этого этапа компания определяет необходимые ресурсы и персонал организации, ответственный за внедрение и контролирование СЭМ.

Этап включает:

  • документирование всех процессов и процедур, включая контроль за операциями и документами ;
  • создание процедур для экстренных случаев;
  • а также процессы обучения сотрудников, чтобы удостовериться в том, что они внедрили необходимые процессы и фиксируют результаты наблюдений.

Вовлеченность и участие всех уровней организации, особенно высшего руководства — жизненно важное условие на этапе внедрения, так как эффективность всей СЭМ зависит от активности участия всего персонала организации.

Проверка — измерение, мониторинг и отчетность процессов

В течение этапа проверки, отслеживается и периодически измеряется производительность, для обеспечения уверенности в том, что экологические цели и задачи организации выполняются. В дополнении, регулярно проводятся внутренние аудиты для выяснения — действительно ли СЭМ внедрена должным образом, а процессы и процедуры измеряются и управляются адекватно.

Воздействие – проводить мероприятия по улучшению деятельности СЭМ, основанные на достигнутых результатах

После этапа проверки проводится запланированный пересмотр деятельности организации для того, чтобы убедиться, что цели СЭМ достигаются, степень их достижения соответствует установленной, взаимосвязи должным образом управляются, и, чтобы оценить изменения внешних условий (например, нормативно-правовых требований) в целях дальнейшей выработки рекомендаций по улучшению функционирования системы. Эти рекомендации далее учитываются на этапе планирования для того, чтобы, вследствие их реализации, улучшить СЭМ.

Концепция непрерывного улучшения

В ISO 14001 указано 3 направления концепции непрерывного улучшения:

  • Развитие. Постоянное расширение сфер бизнеса, охватываемых внедренной системой экологического менеджмента.
  • Насыщение. Постоянное увеличение типов деятельности, объемов продукции, количества процессов, ресурсов, управляемых внедренной СЭМ.
  • Улучшение. Здесь имеются ввиду как улучшение структуры и организации СЭМ, так и выработка собственных методов управления проблемами, связанными с экологией.

В целом, концепция непрерывного улучшения подразумевает переход от обычных оперативных природоохранных мероприятий к стратегическому подходу к решению экологических проблем.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 1400, и которые являются предметом формальной сертификации предприятия по ISO 1400 :

1.Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Для этого организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (при этом здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

3. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

4. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации.

5. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

6. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

7. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

8. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям.

Преимущества, которые предприятию даёт внедрение системы экологического менеджмента

Стандарт ISO 14001 был разработан главным образом для того, чтобы уменьшить воздействие деятельности организаций на окружающую среду. Помимо того, что организации смогут улучшить свою деятельность в рамках экологических стандартов, они так же получают ряд экономических преимуществ, в том числе повышенный уровень соответствия законодательным и правовым требованиям за счет использования стандарта ISO .

Внедрение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятие следующими преимуществами:

  • систематическим снижением отрицательного воздействия на окружающую среду;
  • систематическим сокращением производственных и эксплуатационных затрат, в том числе с ущественно уменьшить расход электроэнергии, воды и других ресурсов, а также уменьшения количества отходов и, соответственно, затрат на их утилизацию;
  • снижением природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства.

Кроме этого, внедрение СЭМ обеспечивает комплекс дополнительных преимуществ, включая:

  • снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения;
  • повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
  • возможность освоения новых рынков;
  • приобретение более благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью;
  • повышение доверия со стороны проверяющих организаций;
  • увеличение инвестиционной привлекательности;
  • снижение процентных ставок по кредитам;
  • снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предприятия) и т.д.

Следует отметить, что в современном производстве, имеющем многочисленные связи с другими производителями сложно в полной мере реализовать эффективную СЭМ (от постели до могилы) особенно когда в поставке сырья, материалов, полуфабрикатов,комплектующих участвуют предприятия малого и среднего бизнеса, которым сложно внедрить у себя СЭМ в котроткие сроки. Решить эти проблемы призван один из стандартов серии ISO 14000 - ISO 14005:2010 "Системы менеджмента окружающей среды. Руководящие указания для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды, включая оценку экологической характеристики". Этот новый стандарт предназначен для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды в организациях малого и среднего бизнеса

Основная цель экологического менеджмента − повышение кредита доверия к тому предприятию, на котором он осуществляется, за счет последовательного улучшения экологической обстановки всех сфер деятельности. Наиболее характерным улучшением является снижение отрицательного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. В практике Российской Федерации принципы экологического менеджмента на предприятиях встречаются или хотя бы декларируются ими крайне редко.


Оценка соответствия (сертификация предприятия по ISO 14001

ISO 14001 может быть внедрен полностью или частично для того, чтобы помочь организации (будь то коммерческая или некоммерческая организация) улучшить взаимодействие с окружающей средой. Если все составляющие стандарта ISO 14001 включены в процесс управления, организация может управлять этими элементами, чтобы доказать полное соответствие стандарту ISO 14001, используя одну из четырех перечисленных возможностей:

  • Осуществлять самоопределение или самоуправление;
  • Искать подтверждение соответствия у заинтересованных сторон, например, потребителей;
  • Искать подтверждение соответствия у внешних организаций;
  • Пройти регистрацию у сертифицированных органов.

Все эти возможности несравнимы между собой. Каждая функция соответствует различным потребностям на рынке. Каждая организация для себя определяет ту функцию, которая более необходима в той или иной ситуации.

Первую функцию иногда ошибочно называют “самостоятельная сертификация” или “само-сертификация”. Это не приемлемо с точки зрения терминологии ISO и может привести к путанице на рынке.

Вторую функцию называют аудитом второй стороны, что является приемлемым термином в рамках стандарта.

Третья функция подразумевает наличие независимой третьей стороны (когда она, в свою очередь, не аккредитована международным сертифицирующим органом), проводящей аудит организации.

Четвертая функция так же подразумевает наличие третьей независимой стороны и наиболее широко применяется среди всех организаций. Сертификация так же известна в некоторых странах как “Регистрация”. Поставщики услуг по сертификации аккредитованы национальным органом по сертификации (например, UKAS– в Великобритании).

Сертификат ИСО 14001 подтверждает, что деятельность компании соответствует требованием стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004), то есть система экологического менеджмента на предприятии работает эффективно и направлена на рациональное использование ресурсов и минимизацию негативного влияния на окружающую среду.

(Справка - Из серии ISO 14000 (ГОСТ Р ИСО 14000) только стандарт ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) содержит требования к системе экологического менеджмента. Сертификация проходит только по этому стандарту.

Остальные стандарты данной серии призваны дополнять стандарт ISO 14001. Например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010- 14012 определяет принципы аудита системы экологического менеджмента и т.д.).

Консультация ISO 14001

ISO 14001 связан с экологическими проблемами. Хотя он и является стандартом на системы, но требует от организации идентифицировать и оценивать экологические аспекты своей деятельности и осуществлять контроль в целях сокращения негативного влияния на окружающую среду. Многим организациям требуется приложить немалое усилие для постановки задач экологического характера, поэтому они заказывают услуги консультантов ISO 14001 для решения технических проблем в экологии. Подготовка является первым шагом к внедрению ISO 14001. После подготовки организация может обратиться к компаниям-консультантам ISO 14001.

Список стандартов серии ISO 14000

  • ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
  • ISO 14004 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
  • ISO 14005 Системы менеджмента окружающей среды. Руководящие указания для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды, включая оценку экологической характеристики
  • ISO 14010 Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы
  • ISO 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем экологического менеджмента
  • ISO 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Критерии квалификации аудиторов систем экологического менеджмента
  • ISO 14014 Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Используется перед созданием формальной системы экологического менеджмента.
  • ISO 14015 Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций
  • ISO 14020 Экологические этикетки и декларации. Основные принципы
  • ISO 14031 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности
  • ISO 14040 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.
  • ISO 14050 Управление окружающей средой. Словарь.
  • ISO 14060 Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.
  • ISO 14062 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
  • ISO 14063 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры
  • ISO 14064 Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов.

Опыт внедрения систем экологического менеджмента в России

Природопользование и охрана окружающей среды стали одной из новых сфер взаимодействия между Европейским Союзом и Россией. В условиях вступления России в ВТО также отражен процент российских предприятии, сертифицированных по системе менеджмента качества.

В случае не принятия международных стандартов, российские предприятия при вхождении страны в европейскую, а тем более, мировую экономику могут стать банкротами или будут поглощаться зарубежными фирмами. С учетом указанного «требуется регламентировать внутренний экологический аудит на предприятиях и в компаниях с созданием систем управления окружающей средой на предприятиях, установить принципы и формы взаимодействия производственного экологического контроля с другими видами экоконтроля, создавать системы добровольной экологической сертификации, реанимировать экологический аудит, интерес к которому у предприятий пропал ввиду некомпетентности и авантюрности действий ряда аудиторских фирм, а главное – создать регулируемый рынок работ и услуг природоохранного назначения».

Мировая статистика показывает, что сертифицированных систем экологического менеджмента в России на порядок меньше, чем сертифицированных систем менеджмента качества (что в целом отражает мировую динамику внедрения систем менеджмента). По данным, опубликованным в конце ноября 2007г. в отчете «Обзор сертификатов ISO. 2006», количество сертификатов в России по ИСО 9001:2001– 6398, по ИСО 14001:2004 – 223.

Известно, что международные стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос, применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным.

С одной стороны, целый ряд отечественных рынков уже достигли насыщенности западных рынков, например, рынок продуктов питания. С другой стороны, вводимые международные стандарты очень непросты для восприятия не так динамично развивающихся отраслей экономики. Они рассчитаны на западный менталитет и не адаптированы к российским условиям в должной мере.

В силу ряда объективных и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться. Кроме того, в России даже действующие нормативы, например, в области экологического аудита и экологического менеджмента крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны – это объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой – отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности.

В стране отсутствует единая система сертификации: действуют многочисленные системы, курируемые разными федеральными органами.

Проблемы, препятствующие распространению экологического менеджмента в России.

1. Низкий уровень общего менеджмента на предприятиях . Как было отмечено, система экологического менеджмента тесно связана с системой менеджмента организации в целом и должна быть ее составной частью. Международные стандарты подразумевают, что внедрение СЭМ осуществляется в определенном организационном контексте. Предполагается, что определена миссия организации, формируется иерархия целей и задач, осуществляется систематическое планирование, разрабатываются и фиксируются процедуры. В то же время для большинства российских предприятий многие из перечисленных понятий являются новыми и непривычными. Кроме того, для российской промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, в первую очередь, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формализованном подходе к его обучению.

Такая ситуация, безусловно, создает трудности для внедрения СЭМ на предприятиях. Именно с этим связан значительный потенциал для снижения воздействия на окружающую среду с использованием организационных и малозатратных мероприятий. Например, разработка и соблюдение специальных процедур обращения с опасными веществами реально приводит к предотвращению или сокращению воздействия таковых на окружающую среду и персонал предприятия, а в ряде случаев способствует снижению себестоимости продукции. Кроме того, внедрение СЭМ предоставляет предприятию возможность на примере решения природоохранных проблем опробовать современные подходы к менеджменту, что формирует базу для создания системы менеджмента качества, отвечающей принципам, заложенным в стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000, а также повысить эффективность системы менеджмента в целом.

2. Ограниченное понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента. В большинстве случаев экологическая (природоохранная) деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая по принципу "на конце трубы". Безусловно, внедрение и эксплуатация средозащитной техники является неотъемлемой частью экологической деятельности, однако во многих случаях превентивный подход, основанный на систематическом анализе производственного процесса как единого целого, может привести к гораздо более продуктивным решениям. Так, оптимизация существующих технологических процессов одновременно с сокращением потерь может потребовать относительно небольших затрат, что приведет в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению экономического эффекта.

Создание СЭМ во многих случаях также первоначально рассматривается как реорганизация работы отдела по охране окружающей среды. В то же время создание эффективной СЭМ требует от высшего руководства принципиального решения осознания важности такой системы для предприятия, активного участия в ее внедрении, а также развития системы менеджмента в целом. Кроме того, необходимо вовлечение всего персонала в экологическую деятельность организации, увеличение инвестиций в развитие этого направления.

3. Недопонимание характера стандартов в области СЭМ. Определенные трудности представляет понимание самой природы добровольных стандартов и их соотношения с методами государственного регулирования. Характерным для российских условий является стремление рассматривать их как обязательные, чему в немалой степени способствует позиция (а вернее, отсутствие четкой позиции Министерства природных ресурсов и его региональных органов). То есть, руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ISO серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. Поэтому значительное внимание приходится уделять не только распространению сведений о принципах и конкретных элементах СЭМ, но и разъяснению их добровольного характера. При этом отмечается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий, помимо решения прочих задач, эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

4. Отсутствие международного признания систем сертификации СЭМ в России. Как следует из статистики, после официальной публикации международного стандарта ИСО 14001 в мире широко развернулись работы по сертификации/регистрации СЭМ. Во многих странах были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом сертификации которых являются СЭМ (или системы управления окружающей средой, согласно ГОСТ Р ИСО 14001-2007). Одна из проблем, с которой столкнулись органы по сертификации этих систем, это признание выдаваемых ими сертификатов органами по сертификации других систем, в частности, зарубежными органами по сертификации и, соответственно, зарубежными потребителями.

Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб российской экономике, поскольку на российском рынке развертывают свою деятельность зарубежные органы по сертификации, оказывая сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. Отечественные предприятия несут большие расходы по получению зарубежных сертификатов, которые не имеют юридической силы на территории РФ, т.к. не существует взаимного признания отечественных и зарубежных систем сертификации СЭМ и отсутствуют соответствующие международные соглашения.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6597. Стандарты ИСО, сертификация и система менеджмента качества 34.71 KB
Цель разработки стандартов – унификация национальных стандартов на продукцию для упрощения и расширения международной торговли. В настоящее время насчитывается более 13 тысяч стандартов ISO
8261. Другие инструменты экологического менеджмента 1 MB
Практическая применимость ОЖЦ: Достичь более полного понимания воздействий на ОС рисков и возможностей ответственности; Повысить эффективность взаимоотношений с поставщиками и потребителями; Определить ключевые направления совершенствования продукции и процесса производства; Разработать показатели которые четко отражают возможные воздействия продукции на ОС на протяжении всего ЖЦ; Превратить массив данных о продукционной системе в информацию которая может быть использована для оценки достижений компании анализа...
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
17836. Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП 28.69 KB
По результатам проводимых опросов, качества предоставления государственных услуг удовлетворяют очень малое количество процентов населения. Для улучшения механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построенной на надлежащем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг. В настоящее время тема особенно актуальна и требует к себе пристального внимания
16938. Новые стандарты подготовки специалистов для экономики 1.95 MB
Красноярск Новые стандарты подготовки специалистов для экономики В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается на порядок повысить показатели инновационной активности в 2-3 раза поднять эффективность экономики в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Среди предпосылок имеющихся в России для реализации этой стратегии следует отметить:...
6706. Структурированный язык запросов – SQL: история, стандарты, основные операторы языка 12.1 KB
Структурированный язык запросов SQL основан на реляционном исчислении с переменными кортежами. Язык SQL предназначен для выполнения операций над таблицами создание удаление изменение структуры и над данными таблиц выборка изменение добавление и удаление а также некоторых сопутствующих операций. SQL является непроцедурным языком и не содержит операторов управления организации подпрограмм ввода вывода и т.
19488. Характеристика современного экологического кризиса 17.64 KB
Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических ситуаций в мире и в России так или иначе связаны с загрязнением окружающей природной среды Чернобыль кислотные дожди опасные отходы и т. Поэтому понятие загрязнение рассмотрим подробнее. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых жидких и газообразных веществ микроорганизмов или энергий в виде звуков шумов излучений в количествах вредных для здоровья...
10801. Международные СО 28.65 KB
Процесс глобализации затрагивает и средства массовой информации В таком интернациональном мире институт связей с общественностью приобретает особую значимость поскольку многие компании проявляют интерес к международной деятельности. Татаринова в своей книге Управление общественными отношениями посвященной актуальным проблемам связей с общественностью определяет международные коммуникации как коммуникации осуществляемые между государствами или затрагивающие государственные интересы1. По мнению Кэролайн Блэк Croline Blck автора...
11424. Анализ экологического состояния ГНПП «Бурабай» 640.33 KB
Диаграмма роста численности посетителей Графики изменения содержаний загрязняющих веществ в озерах ГНПП «Бурабай», диаграмма динамики индекса загрязненности вод озер ГНПП «Бурабай», диаграмма показателей количества единиц автотранспорта, въезжающего в курортную зону, диаграмма динамики увеличения объемов выбросов от автотранспорта, диаграмма концентраций вредных веществ в почваз у автомобильных трасс.
18167. Оценка экологического риска от строящегося объекта 1.05 MB
Кроме упомянутых причин отрицательного влияния для находящуюся вокруг сферу возле сооружении и эксплуатации проектируемых тем типично шумовое действие для биокомплекса. Заключение данных проблем в увязке с национальным прогнозом для складе единых инженерно-природоохранных исследований с учетом личных оценок влияний дозволяет в комплексе принять решение трудности нормативного капиталом находящейся вокруг сферы и доказать приемлемость встреченных предназначенных выводов с природной точки позиции. Природоохранное подтверждение проектируемой...
  • 4. Система менеджмента и экологического управления на основе главных исторических этапов становления и развития мировых рыночных отношений.
  • 5. Экологическая служба предприятия (Классификация).
  • 6. Экологический маркетинг (история развития, комплекс маркетинга).
  • 7. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды
  • 8. Основные маркетинговые подходы в области экологии
  • 9. Маркетинговые подходы в управлении природоохранной деятельности
  • 10. Экологическая сертификация. Направления, цель. Экологическая маркировка первого типа.
  • 11. Экологическая сертификация второго и третьего типа.
  • 12. Закон рф «о сертификации продукции и услуг»
  • Глава 1 «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
  • Глава 2 «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
  • Глава 3 «Добровольная сертификация» включает три статьи.
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.
  • 14. Гост р исо 14000
  • 15. Модель системы управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
  • 16. Система экологического менеджмента (ems). Понятие ems, центральный документ емs.
  • Область применения iso 14001
  • 17. Основные требования iso 14001 к предприятию
  • 18. Открытый цикл, как основа требований стандарта iso 14001. Структура менеджмента (iso 14001).
  • 19. Экологическая политика предприятия.
  • 20. Принцип Хартии предпринимательской деятельности
  • 21. Цикл деятельности организации
  • 22. Принципы и обязательства экологической политики
  • 23. Схема внедрения системы экологического менеджмента на предприятии. Мотивы для внедрения.
  • 24. Предварительная работа (этапы) для создания системы экологического менеджмента на предприятии.
  • 25. Программа экологического менеджмента
  • 26. Направления практической деятельности экологического менеджмента
  • 27. Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент.
  • 28. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия
  • 29. Экономический ущерб. Составляющие природоохранных затрат. Экономический механизм управленияю
  • 30 Система платежей за природопользование
  • 32 Плата за воду.
  • 33 Плата за лесные ресурсы и ресурсы животного мира.
  • 34. Платежи за загрязнение окружающей среды(принципы, методические подходы, нормативы платы, факторы, определяющие суммарную величину платежа за загрязнение, базовые нормативы платы).
  • Суммарная величина платежа за загрязнение
  • 36. Понятия и основы экологического страхования.
  • 37. Классификация объектов и особенности тарифной политики. Принципы осуществления экострахования.
  • 38. Направления решения проблемы экострахования.
  • 39. Экологический аудит: цели, задачи, основные принципы.
  • 40. Основные виды экологического аудита
  • 41. Аудит системы экологического менеджмента.
  • 42.Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы экологического управления и экологического менеджмента на промышленных предприятиях
  • 43. Процедура экологического аудирования на предприятии
  • 44. Аудит природопользования в системе менеджмента. Аудит недропользования.
  • 45. Квалифицированные требования для аудиторов в области экологии
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.

    Стандарты ISO включают следующие разделы:

      ISO 14001 и 14004 - система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года;

      ISO 14010-14012 - руководство по экологическому аудиту: ос­ новные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квали­ фикации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.;

      ISO 14020-14025 - экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификацион­ ная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.;

      ISO 14031 - оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.;

      ISO 14040-14043 - оценка жизненного цикла, проект пред­ ставлен на рассмотрение в 2000 г.;

    Система управления окружающей средой (environmentalmanagementsystem) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    Экологический аспект (environmentalaspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. (Примечание - Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.)

    Экологическая политика (environmentalpolicy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

    Стандарты ИСО 14000 добровольные, они могут быть использованы:

    Для внутренних нужд организации и внешних нужд чтоб продемонстрировать клиентам, инвестоам соответствие экологическому уровню.

    ИСО 14000 обеспечивают уменьшение воздействи загрязнения на ОС по 3м уровням:

      Организационный уровень через улучшение экологического поведения предприятия

      Национальный уровень через создание существенного дополнения к национально нормативной базе и компонента государственной экологической политики

      Международный через улучшение условий международной торговли

    14. Гост р исо 14000

    Сертификация систем управления качеством пред­приятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или ISO 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым усло­вием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения госу­дарственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Феде­рации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой - ГОСТ Р ИСО 14000, где про­писаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководст­во по использованию систем экологического менедж­мента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологи­ческой эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление_об экологичес­ком аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической марки­ровки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, на­правлена не на количественные показатели и не на из­менение в технологии производства (хотя и не исключа­ет их), а на управленческий потенциал организации.

    На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.

    Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.

    Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:

    Извлечение
    из Проекта

    Статья 5. Обязательный экологический аудит

    1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
    1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I-III классов опасности;
    2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
    3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
    4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
    5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
    […]

    Статья 6. Добровольный экологический аудит

    1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
    2. Добровольный экологический аудит может быть:
    1) комплексным экологическим аудитом;
    2) специальным экологическим аудитом.
    Специальный экологический аудит может быть:
    а) покомпонентным экологическим аудитом;
    б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
    […]

    СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.

    Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:

    Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.

    Словарь

    Экологический аспект — элемент деятельности предприятия, продукция или услуга, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
    Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
    Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
    Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
    Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
    Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.

    Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.

    Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора . Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.

    Кстати

    После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды . Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.

    Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.

    Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…

    Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.

    Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).

    Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.

    ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).

    ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года .

    Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.

    На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).

    Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов

    Уровни аспекта

    Значимость уровня

    Индекс

    Наименование

    Большая

    (3 балла)

    Умеренная

    (2 балла)

    Малая

    (1 балл)

    Нормативно-правовой (соблюдение законодательства)

    НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году)

    НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году)

    НПА соблюдаются

    Экологический (последствия)

    Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности)

    Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности)

    Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности)

    Временной (частота возникновения)

    Постоянное воздействие

    Часто повторяющееся воздействие

    Проявление маловероятно

    Экономический (затраты, издержки, потери)

    Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи

    Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей

    Аспект не приводит к дополнительным потерям

    Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7-10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).

    Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов

    Вид деятельности (процессов, операций), продукция

    Режим возникновения (возможная аварийная ситуация)

    Экологический аспект

    Воздействие аспекта на окружающую среду

    Управляемость процесса (меры управления)

    Балл значимости уровня

    Общая оценка значимости

    Примечание

    Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях

    Нормальный

    Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект

    Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения

    Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки

    Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов

    Гальваническая обработка деталей, цех № 8

    Нормальный

    Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные)

    Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами

    Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений

    Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______

    Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3

    Нормальный

    Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий)

    Загрязнение почвы тяжелыми металлами

    Инструкция И 241-2012

    Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации

    Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14

    Нормальный

    Образование отходов (плав солей термического производства)

    Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами

    Инструкция И 241-2012

    Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО

    Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ

    Нормальный

    Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов

    Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами

    Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012

    Договор на утилизацию оргтехники

    Общая значимость ЭА (К зн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:

    где X i — оценочный балл значимости уровня I (X i = 1, 2, 3);

    N — количество уровней (N = 4).

    Величина К зн изменяется в пределах от 4 до 12.

    После выполнения расчетов значения К зн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.

    Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.

    Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.

    В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.

    Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).

    Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.

    Например, на нашем предприятии работает множество организаций по договорам субподряда. Ранее выполнение этих договоров отделом экологии не контролировалось. В ходе внешнего предсертификацонного аудита аудиторы проверили участок, где осуществлялось строительство ангара для спецтехники. Работы проводились с различными нарушениями экологических требований. Так, образующиеся после работ отходы (в т.ч. замасленная ветошь, тара из-под лакокрасочных материалов) просто сваливались в кучу на газоне. В ходе устранения обнаруженного несоответствия был пересмотрен пункт договоров субподряда об обеспечении соблюдения требований в области экологии, а из числа сотрудников подразделения, в котором проводились работы по субподряду, был назначен ответственный за соблюдение субподрядчиком указанных требований.

    В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.

    Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.

    Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.

    Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.

    Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия . Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2-3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.

    На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.

    Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.

    На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.

    Система экологического менеджмента — это часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

    Международные стандарты серии ISO 14000 — стандарты, устанавливающие требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

    В настоящее время разработан ряд стандартов серии 14000, в том числе:

    ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента — спецификация и руководство по использованию». Стандарт содержит требования, которые можно проверить в ходе аудиторской проверки, проводимой в целях сертификации соответствия стандарту ISO 14000. В настоящее время именно соответствие стандарту ISO 14001 является предметом этой сертификации. Таким образом, стандарт ISO 14001 является центральным в системе стандартов ISO 14000.

    ISO 14004 — «Системы экологического менеджмента — общее руководство по принципам, системам и методам».

    ISO 14010, 14011/1, 14012 являются руководствами по экологическому аудиту.

    ISO 14050 — «Глоссарий».

    В России стандарт ISO 14001 действует в виде ГОСТа Р ИСО 14001-98.

    Стандарт ISO 14001 не оперирует точными величинами и не устанавливает каких-либо абсолютных требований к экологической эффективности предприятия. Основное требование - руководство предприятия должно принять на себя обязательство в соответствии со своими возможностями постоянно улучшать экологическую эффективность предприятия. Для этого на предприятии должны быть выделены аспекты его деятельности, влияющие на окружающую среду, и построена система управления такими аспектами.

    Основные требования, соответствие которым означает соответствие стандарту ISO 14001, таковы:

    1. Организация должна выработать экологическую политику - документ о намерениях и принципах организации. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию экологическим нормативам, принятым в данной стране, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента.
    2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
    3. Организация должна выработать экологические цели и задачи.
    4. Организация должна выработать программу экологического менеджмента.
    5. Для обеспечения работы системы экологического менеджмента должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
    6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала.
    7. Организация должна осуществлять мониторинг основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
    8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента.
    9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

    Соответствие данным требованием проверяется в ходе аудиторских проверок, регламент которых описан в стандартах ISO 14010, 14011/1, 14012.

    Как следует из вышесказанного, стандарты ISO 14000 применимы для любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента, независимо от официально действующих в данной стране экологических требований и нормативов.

    Наряду с преимуществами такого подхода имеется и недостаток - стандарты ISO 14000 создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны.

    ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ISO 14000

    Сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 - это нередко длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура. К тому же она является добровольной. Для чего она нужна предприятиям, которые как правило испытывают нехватку квалифицированных кадров и которые умеют считать деньги?

    Соответствие стандартам ISO 14000 используется в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Это все больше становится условиям для успешного маркетинга продукции на международных рынках. Таким образом, движущей силой, заставляющей предприятия внедрять у себя системы экологического менеджмента, в основном является необходимость получения формальной сертификации.

    Однако построение системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 дает и другие преимущества:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований;
    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
    • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
    • улучшение системы управления предприятием;
    • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

    В России первым был сертифицирован по ISO 14001 Вологодский подшипниковый завод. В настоящее время такие сертификаты имеют более двадцати российских предприятий.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ФИРМЫ «ИНТЕГРАЛ» ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    В первую очередь перечислим приоритетные экологические проблемы в порядке убывания их значимости в мировом масштабе - в соответствии со стандартами ISO 14000.

    Уменьшение озонового слоя.

    1. Глобальное потепление.
    2. Исчезновение биологического разнообразия.
    3. Загрязнение атмосферы.
    4. Загрязнение воды.
    5. Токсические химические вещества.
    6. Ядерные отходы.
    7. Истощение природных ресурсов.
    8. Качество жизни.

    Использование программных продуктов фирмы «Интеграл» является значимым компонентом в построении системы экологического менеджмента для решения следующих экологических проблем: загрязнение атмосферы, загрязнение воды, и отчасти — токсические химические вещества в области их безопасного размещения. Это соответствует положениям ГОСТ Р ИСО 14001-98:

    П. 4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать требования законодательных актов и другие требования.

    Для выполнения положений этого пункта необходимо использование программных средств, с помощью которых фактические и плановые показатели можно получить расчетным путем:

    • унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) «Эколог»;
    • программа «ПДВ-Эколог» в части планирования природоохранных мероприятий совместно с расчетным модулем, проводящим расчеты по ОНД-86;
    • программы, реализующие методики по расчету выбросов загрязняющих веществ;
    • программы, позволяющие определить количественные характеристики образующихся на предприятии отходов;
    • программа «ПДС-Эколог» для расчета предельно-допустимых сбросов;
    • программа «Расчет поверхностного стока» для расчета прогнозируемого объема поверхностного стока;
    • программа «Эколог-pollution» для расчета разбавления загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в водоемы, водотоки и прибрежные зоны морей.

    П. 4.4.5. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:

    а) их можно было найти;

    б) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

    в) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;

    г) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;

    д) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

    Природоохранная документация установленной формы должна, очевидно, быть частью документации по экологическому менеджменту. Для формирования, анализа и оперативной корректировки этой документации удобно использовать следующие программные средства серии "Эколог":

    • программа «ПДВ-Эколог» — формирование и печать таблиц проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;
    • программа «2-тп (воздух)», 2-тп (отходы)», "2-тп (водхоз)» — формирование и печать форм статистической экологической отчетности для предприятия или объединения;
    • программа «Отходы» — формирование и печать пояснительной записки и таблиц проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    П. 4.5.1. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.

    П. 4.5.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

    Для осуществления мониторинга изменения характеристик операций могут быть использованы:

    • программы, содержащие базы данных по источникам выделений и выбросов загрязняющих веществ (УПРЗА «Эколог», «ПДВ-Эколог»);
    • программа, содержащие данные по операциям с опасными отходами «Отходы»;
    • программы по водной среде, позволяющие вести компьютерные базы данных по характеристикам воды и другим параметрам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Несмотря на то, что система стандартов ISO 14000 не предъявляет к предприятию определенных точных требований, использование специализированных программных средств в системе экологического менеджмента является удобным и целесообразным.

    Международные стандарты ISO 14000 — это набор основных требований к системе экологического менеджмента предприятия, позволяющий осуществлять согласованный с общим менеджментом организации подход к управлению охраной окружающей среды. Стандарты ISO 14000 являются добровольными и применимы практически к любым видам деятельности в любых секторах экономики. Центральным документом этой серии стандартов считается стандарт ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента».

    В нашей стране стандартам ISO 14000 соответствует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению «. Первое предприятие в России, сертифицированное в соответствии с данным стандартом — ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (2000 год).

    Следование стандарту ISO 14000 позволяет:

    • экономить энергию и природные ресурсы, материалы и сырье;
    • предупреждать возникновение нештатных ситуаций, связанных с экологией,
    • усовершенствовать общий менеджмент предприятия,
    • находить за рубежом деловых партнеров, ориентированных на экологичный бизнес,
    • привлекать дополнительные инвестиции,
    • минимизировать выплаты (или не платит совсем) за загрязнение окружающей среды.

    Несмотря на добровольность стандартов ISO 14000 всего через несколько лет, по прогнозам специалистов, примерно 90 процентов крупных компаний в мире будут сертифицированы в соответствии с ними. Уже сейчас на рынок Евросоюза допускаются только компании, имеющие сертификаты ISO 14000 и ISO 9000.

    Для того чтобы соответствовать стандарту ISO 14000 необходимо

    1. Утвердить «Экологическую политику» — специальный документ о намерениях и принципах организации, содержащий определения экологических целей и задач предприятия и описание его действий в этой области. А так же заявления о стремлении к соответствию нормативам, установленным стандартами ISO 14000 , к «постоянному улучшению» системы экологического менеджмента предприятия, а так же к «предотвращению загрязнений».
    2. Определить значимые воздействия на окружающую среду, как деятельности самого предприятия, так и ее продукции. А так же экологические цели и задачи предприятия, ресурсы для их достижения.
    3. Составить программу экологического менеджмента и обучить персонал на соответствующих курсах.
    4. Регулярно проводить мониторинг, включающий измерение основных параметров той деятельности предприятия, которая может оказывать воздействие на окружающую среду. Для этого разработать средства и методы таких измерений, формы отчетности (документирования) в соответствии со стандартами ISO 14000 , а так же процедуры проверки соответствия полученных показателей требованиям Законов и стандартов.
    5. Периодически проводить аудит (как силами самого предприятия, так и независимой стороной) и анализ эффективности работы СЭМ предприятия.
      В основе требований стандартов ISO 14000 лежит следующий обязательный цикл: план — осуществление — проверка — анализ — пересмотр плана.

    Стандарты ISO 14000 не требуют, чтобы документы, связанные с работой системы экологического менеджмента предприятия были выделены в специальную систему документооборота.

    Внедрение системы экологического менеджмента, в соответствии со стандартами ISO 14000 так же может привести к таким конкурентным преимуществам Вашего предприятия, как:

    • Экономия материалов вследствие более полной обработки и повторного использования компонентов продукции.
    • Более полная утилизация побочной продукции.
    • Переработка отходов в коммерчески выгодную продукцию. Как следствие, — уменьшение расходов, связанных с выбросами, сбросами, обращением с отходами, их вывозом и захоронением.
    • Улучшение продукции вследствие усовершенствования технологического процесса.
    • Снижение стоимости упаковки.

    Соответствие стандартам ISO 14000 подтверждается соответствующими сертификатами, за оформлением которых вы можете обратиться в Центр «Сертификация». Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с такой сертификацией и созданием системы экологического менеджмента на вашем предприятии. В нашем Центре вы можете заказать сертификат ISO 14001 на соответствие СЭМ стандартам ISO 14000 .