Новое положение об оплате труда работников здравоохранения. Примерное положение об оплате труда работников фгбу сферы здравоохранения, подведомственных фано — российская газета

Работников государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница»

(новая редакция на 2016)

1. Общие положения

Настоящее Положение об оплате труда работников государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (далее Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Новгородской области «О системе оплаты труда работников государственных учреждений Новгородской области», постановлением Департамента здравоохранения Новгородской области от 01.01.2001 №7 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения Новгородской области» и определяет размеры, условия и системы оплаты труда работников государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» (далее Учреждение).

1.1. Оплата труда работников Учреждения включает в себя выплаты постоянного и переменного характера за счет всех .

К выплатам постоянного характера относятся оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, стимулирующего характера в части выплат за стаж непрерывной работы, за качество выполняемой работы (за наличие квалификационной категории, за наличие ученой степени). персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) основных работников.

К выплатам переменного характера относятся: стимулирующие выплаты, в том числе выплаты за интенсивность и высокие результаты работы с учетом выполнения установленных критериев эффективности работы по показателям деятельности, выплаты по персональным повышающим коэффициентам к окладу (должностному окладу), премиальные выплаты.

1.2. Условия оплаты труда работников Учреждения, включая размеры окладов (должностных окладов), повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), виды и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, указываются в трудовом договоре .

1.3. Заработная плата работников Учреждения устанавливается коллективным договором , соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права , а также настоящим Положением с учетом мнения представительного органа работников.

1.4. Оплата труда работников Учреждения, работающих по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ исходя из оклада (должностного оклада). Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

1.5. В Учреждении устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений следующие системы оплаты труда:

повременная система оплаты труда – для всех структурных подразделений Учреждения независимо от источника финансирования;

сдельная система оплаты труда – для хозрасчетного отделения детской стоматологической поликлиники.

1.6. Заработная плата работников Учреждения предельными размерами не ограничивается.

1.7. Фонд оплаты труда (далее - ФОТ) в Учреждении формируется на календарный год исходя из размеров субсидий, предоставленных Учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствие с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, средств обязательного медицинского страхования и средств, поступающих от приносящей доход деятельности и прочих доходов.

ФОТ Учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования формируется в соответствие с нормативными правовыми актами области, тарифным соглашением, предусмотренным частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

1.8. Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах ФОТ.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Экономия ФОТ может быть использована для осуществления выплат стимулирующего характера в соответствие с локальными нормативными актами.

1.9. Формирование штатного расписания осуществляется с учетом номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации н.

1.10. Предельный уровень соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала, указанных в пунктах 1.12., 1.13., составляет 1:0,7.

1.11. Предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого, вспомогательного персонала, указанных в пунктах 1.13., 1.14. настоящего Положения, в ФОТ Учреждения, не должна превышать 40 %.

1.12. К работникам основного персонала Учреждения относятся работники непосредственно оказывающие услуги, направленные на достижение определенных уставом Учреждения целей деятельности, а именно:

санитарка, санитарка (буфетчица), младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка, фасовщица, младший фармацевт, медицинский дезинфектор, медицинский регистратор, инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по трудовой терапии, инструктор-дезинфектор, гигиенист стоматологический, медицинский статистик, медицинская сестра стерилизационной, лаборант, медицинская сестра диетическая, рентгенолаборант, помощник врача общей практики, медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра патронажная, медицинская сестра по физиотерапии , медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, зубной техник, фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, медицинская сестра участковая, медицинский лабораторный техник , фармацевт, акушерка , фельдшер, операционная медицинская сестра, медицинская сестра-анестезист, медицинский технолог, фельдшер-лаборант, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра врача общей практики, зубной врач, старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник), врач-стажер, провизор - стажер, врач-специалист, провизор-технолог, провизор-аналитик, старший провизор, заведующий структурным подразделением (отделением) - врач-специалист, заведующий аптекой , логопед , учитель-логопед и другие, включенные в тарификационные списки по решению тарификационной комиссии.

1.13. К работникам вспомогательного персонала Учреждения относятся работники, создающие условия для оказания услуг, направленных на достижение определенных уставом целей деятельности, а именно: психолог, социальный работник, инструктор-методист по лечебной физкультуре, инженер, инженер по обслуживанию медицинского оборудования , заведующий хозяйством, заведующий складом, техник, кладовщик, специалист по кадрам, инспектор по кадрам, секретарь, секретарь-машинистка, делопроизводитель, рабочий и слесарь по обслуживанию кислородного оборудования, слесарь-сантехник, слесарь-электрик, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, сантехник, электрик, электромеханик по ремонту медицинского оборудования, слесарь по ремонту подъемного оборудования, рабочий по ремонту, рабочий по зданию, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий , подсобный рабочий, моторист-электромеханик, электромонтер связи, электромонтер, гардеробщица, уборщица, дворник, плотник, плотник - столяр, столяр, сторож, лифтер, вахтер , швея, водитель, оператор ЭВМ, ведущий инспектор по кадрам, библиотекарь, дворник, кастелянша, кладовщик, машинист по стирке и ремонту спецодежды, машинист по стирке, прачка, биолог и другие должности, включенные в тарификационные списки по решению тарификационной комиссии.

1.14. К работникам административно-управленческого персонала Учреждения относятся работники, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнением работ), а также работники, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности Учреждения, а именно: главный врач, заместители главного врача, главная медицинская сестра, главный бухгалтер , работники, работающие на должностях, отнесенных к ПКГ: «Общеотраслевые должности служащих второго уровня», «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня», «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня», за исключением должностей, перечисленных в пункте 1.13. настоящего Положения; а также должности, не внесенные в ПКГ, включенные в тарификационные списки по решению тарификационной комиссии.

1.15. Из ФОТ работникам Учреждения может быть оказана материальная помощь в случаях:

смерти (гибели) члена семьи (супруг, супруга), близкого родственника (родители, дети, усыновители, усыновленные , братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки);

необходимости длительного (более одного месяца) лечения и восстановления здоровья работника;

утраты личного имущества в результате стихийного бедствия, пожара, аварии, противоправных действий третьих лиц;

рождения ребенка;

в других случаях при наличии уважительных причин.

Решение о выплате материальной помощи работникам Учреждения и ее конкретном размере принимается на основании письменного заявления с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для выплаты.

Решение об оказании материальной помощи и ее конкретном размере принимается в отношении:

главного врача Учреждения - департаментом здравоохранения Новгородской области и оформляется приказом департамента здравоохранения Новгородской области;

44776 0

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.

Оплата труда — главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.

Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников здравоохранения: первая — форма оплаты труда, вторая — общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.

Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая — средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений — между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.

Фонд оплаты труда — суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.

На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможно дна подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй — исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов.

Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые служат основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.

Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗиСР Российской Федерации.

Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работ-пиков определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.

Основные формы оплаты труда медицинских работников:
. повременная;
. сдельная;
. контрактная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще — за месяц).

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы.

Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной.

С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда.

Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
. базовый оклад;
. компенсационные выплаты;
. стимулирующие выплаты.

Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) — минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.

Компенсационные выплаты — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).

Стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).

Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Размер и порядок оплаты труда человеку является неотъемлемым составляющим любого трудового договора. Иногда денежные выплаты состоят не просто из конкретной суммы, а складываются из нескольких параметров. В этом случае размер оплаты целесообразно прописать не в тексте самого договора, а в специальном локальном акте.

Размер оплаты труда медицинских работников бюджетных организаций детально регулируется нормативными актами. В связи с этим положение о системе оплаты труда работникам здравоохранения имеет свою специфику по сравнению с аналогичными положениями коммерческих фирм. Об особенностях положения об оплате труда в учреждении здравоохранения речь пойдет в настоящей статье.

Нормативная основа положения по оплате труда работников здравоохранения 2016

По общему правилу положение, регламентирующее порядок и условия выплат сотрудником, принимается работодателем на основе действующего законодательства. Однако, учитывая, что в государственных организациях медицинские работники получают финансирование из бюджета, их зарплата четко регулируется органами власти. В 2008 году произошла обширная реформа в области оплаты труда работников бюджетной сферы. Произошел переход к принципиально новой системе оплаты труда. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие положение об оплате труда в государственных учреждениях здравоохранения.

  1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год. Данный документ представляет собой рекомендации по установлению систем оплаты труда работников-бюджетников и призван создать единый подход к регулированию зарплаты всех сотрудников бюджетной сферы. Этот нормативный акт служит своеобразным ориентиром для принятия специализированных законов, регламентирующих оплату труда в конкретной сфере.
  2. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н содержит примерные положения об оплате труда работников бюджетной сферы.
  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 и Приказ от 31.03.2008 № 149н устанавливают квалификационные группы должностей работников в сфере здравоохранения.
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 N 463н содержит размеры минимальных окладов по каждой из должности.
  5. Приказ Минздрава России от 31.10.2014 N 696н – ведомственный акт, устанавливающий детальный порядок и условия оплаты труда работников организаций здравоохранения, которые подведомственны непосредственно Минздраву.
  6. Акты субъектов, устанавливающие особенности оплаты труда работников здравоохранения в конкретном регионе. Примером такого акта может служить Постановление Правительства Московской области от 03.07.2007 N 483/23.

Что нужно знать кадровику о положении по оплате труда работников здравоохранения?

В каждой бюджетной организации должно быть принято свое положение об оплате труда в учреждении здравоохранения. Как правило, его разработка ложится на плечи кадровика. В связи с этим кадровому сотруднику необходимо детально изучить нормы трудового права, ведомственные и местные акты по данному вопросу, чтобы не нарушить закон.

Структура положения об оплате труда

Положение об оплате труда обычно состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. Этот раздел включает цели и задачи принятия положения, круг лиц, на которых распространяется данный акт, сроки и способы выплаты зарплаты, правила предоставления сотрудникам расчетного листка, перечень лиц, ответственных в данной организации за выплату зарплаты.

2. Системы оплаты труда – прописываются категории сотрудником, которым начисляются различными способами денежное вознаграждение. В положении об оплате труда работников учреждений здравоохранении категории устанавливаются в зависимости от принадлежности должности к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Например, размер оклада у врача 1 и 2 квалификационного уровня должен отличаться.

3. Нормирование труда. В данном разделе необходимо указать, каким образом учитывается выполнение норм в плане документооборота. При этом надо учитывать нормы трудового законодательства, устанавливающие, что для медицинских работников устанавливается рабочая неделя не более 39 часов.

4. Основная зарплата. Нужно прописать размер тарифных расценок, а также сделать ссылку на штатное расписание бюджетной организации. Непосредственно сам размер окладов по каждой должности устанавливается руководителем

5. Оплата труда в особых условиях. В этом разделе указываются надбавки, компенсации, например, за дежурство в ночное время, выход в нерабочий день, за работу в особых климатических условиях и другие.

6. Надбавки за выполнение дополнительных обязанностей таких, как совмещение профессий, за замену отсутствующего сотрудника, ученую степень.

7. Поощрение за труд . В данном разделе необходимо прописать все применяемые премии, а также условия и порядок выплат стимулирующего характера.

8. Социальные льготы, гарантии и выплаты. Например, медицинская страховка или порядок предоставление материальной помощи работнику.

9. Индексация зарплаты – периодичность индексации, ее порядок и сроки.

10. Ответственность работодателя.

11. Заключительные положения. Здесь устанавливается срок действия положения об оплате труда, порядок его утверждения и внесения изменений.

Пример оформления положения об оплате труда

Порядок ознакомления с положением об оплате труда работников учреждений здравоохранения

Кроме правильного содержания, чрезвычайно важно соблюсти формальные требования, касательно ознакомления работников здравоохранения с условиями оплаты труда. До подписания трудового договора с бюджетником, необходимо под роспись ознакомить его с правилами оплаты труда. Если это сделано не было, то организация здравоохранения может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового права.

Особенности положения об оплате труда в здравоохранении

Оплата труда медиков складывается из трех составляющих:

  • базовый оклад, умноженный на коэффициент по квалификационному уровню;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты бывают 4 видов:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

С введением на законодательном уровне эффективных контрактов в бюджетной сфере значительно выросла доля стимулирующих выплат. При этом размер данных выплат зависит не только от работы самого медика, но и от эффективности деятельности в целом учреждения и его непосредственного руководителя.

Оплата труда медикам в ночное время и сверхурочно

Специфика работы медицинских сотрудников заключается в обилии работы в ночное и сверхурочное время. Поэтому особое внимание при разработке положения об оплате труда работников здравоохранения необходимо уделить данным условиям.

В соответствии со ст. 154 ТК РФ предусмотрена повышенная плата за ночные часы. Минимальные размеры повышения оплаты за ночную работу установлены в следующем пределе - с 22 часов до 6 часов - 20% от часовой тарифной ставки.

Сверхурочная работа также должна оплачиваться дополнительно:

  • за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере,
  • за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Сверхурочная работа может быть компенсирована дополнительным временем отдыха.

Конкретные размеры компенсаций за сверхурочную работу и ночную работу устанавливаются бюджетной организации в положении об оплате труда, но они не могут быть меньше тех гарантий, которые установлены законом.

Положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения – обязательный кадровый и финансовый документ в каждой медицинской организации. В нем указываются все условия, сроки и порядок денежных выплат, причитающихся медикам за выполняемую работу. Положение о системе оплаты труда работникам здравоохранения представляет собой локальный акт, принимаемый непосредственно организацией с учетом всех норм, указанных в законе. Оплата труда медицинских работников складывается из нескольких составляющих, большая из которой приходится на стимулирующие выплаты.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Оплатой труда является система отношений, связанная с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).

Порядок установления окладов работникам медицинских учреждений

Сначала отметим, что к учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития от 07.10.2005 N 627.

Порядок оплаты труда медицинских работников установлен Приказами N N 31 <1> и 377 <2> (далее - Положение об оплате труда) в соответствии с ТК РФ.

Рассмотрим, какими нормативными документами и в каком порядке регулируется оплата труда федеральных государственных служащих аппарата Минздравсоцразвития России.

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 16.07.2004 N 31 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы".
<2> Приказ Минздрава России от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения".

В целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда установлено денежное содержание, которое включает:

  • должностной оклад;
  • надбавку за особые условия государственной службы;
  • надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд;
  • надбавку за выслугу лет к должностному окладу;
  • премии по результатам работы;
  • иные выплаты.

Отметим, что порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, а также премий по результатам работы устанавливается министром здравоохранения и социального развития РФ.

Выплата служащим центрального аппарата Минздравсоцразвития России должностных окладов, ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы, к должностному окладу за квалификационный разряд, за выслугу лет, ежемесячных денежных поощрений производится в размерах, установленных Приказом N 31.

Вместе с тем на основании п. 3 Приказа N 31 и Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113, надбавка за квалификационный разряд федеральному государственному служащему выплачивается в случае установления ему соответствующего разряда.

Стаж государственной службы определяется в соответствии с Указом Президента РФ N 982 <3>.

<3> Указ Президента РФ от 03.09.1997 N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет".

Отразим в таблице соответствие стажа и процентов к должностному окладу.

Рассмотрим на примере порядок определения периода работы для включения в стаж государственной службы.

Пример 1 . Иванов И.И. с 01.01.1999 по 01.01.2006 работал в должности главного специалиста отдела в департаменте центрального аппарата Минздравсоцразвития России. Его должностной оклад установлен в сумме 2397,6 руб. С 1992 по 1999 гг. Иванов И.И. работал в областной администрации в должности начальника отдела. С 1988 по 1992 г. - мастером на государственном предприятии.

Для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет в стаж работы Иванова И.И. согласно Указу N 982 войдет работа в областной администрации и в центральном аппарате Минздравсоцразвития России. Период работы на государственном предприятии учитываться не будет, так как он не относится к работе, опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы.

Следовательно, стаж государственной службы Иванова И.И. составит 14 лет (с 1992 по 2006 г.). Надбавка будет равняться 20% от должностного оклада: 2397,6 х 20% = 479,5 руб.

В соответствии с п. 7 Приказа N 31 при утверждении Правительством РФ фондов оплаты труда работников центрального аппарата Минздравсоцразвития России сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, были предусмотрены следующие средства на выплату (в расчете на год):

  • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд - в размере 4 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы - в размере 14 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов;
  • ежемесячного денежного поощрения - в размере 42 должностных окладов;
  • премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;
  • материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.

С 01.01.2005 Положение об оплате труда установило единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на основании ЕТС и порядок формирования тарифных окладов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ. До указанного периода Положение об оплате труда действовало для всех работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней.

Изменение произошло в связи с принятием Закона N 122-ФЗ <4>. Согласно ст. 113 Закона N 122-ФЗ оплата труда медицинских работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, регулируется Законом N 22-ФЗ <5>. В соответствии со ст. 135 Закона N 122-ФЗ тарифная система оплаты труда работников медицинских учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а тарифная система оплаты труда медицинских работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Кроме того, на основании данной статьи Российская трехсторонняя комиссия ежегодно утверждает Единые рекомендации системы оплаты труда <6>. Они призваны оказать помощь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы при осуществлении мер по организации труда работников бюджетных учреждений.

<4> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
<5> Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников бюджетных учреждений".
<6> Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год.

Комиссией установлены единые принципы по оплате труда, в соответствии с которыми должны быть разработаны нормативные правовые акты в области оплаты труда.

1. Зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.

2. Систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях.

3. Единые подходы к исчислению стажа работы.

4. Использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы преимущественно за счет применения надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы.

5. Сохранение единого порядка аттестации и квалификационных категорий работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп.

6. Тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

7. Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31.12.2004.

Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ.

Статьей 135 ТК РФ и Законом N 22-ФЗ установлено, что ЕТС состоит из 18 разрядов оплаты труда, а также включает в себя тарифные ставки, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Каждый разряд имеет свою тарифную ставку, которая увеличивается в соответствии с установленными коэффициентами. Постановлением Правительства N 609 <7> предусмотрено повышение тарифных ставок ЕТС.

<7> Постановление Правительства РФ от 01.10.2003 N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

С 01.01.2005 согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" размеры тарифных ставок повышены в 1,2 раза. С 01.09.2005 Постановлением Правительства РФ от 18.08.2005 N 522 "О повышении с 01.01.2005 тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" тарифные ставки повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений.

Помимо тарифных окладов работникам учреждений здравоохранения производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

К компенсационным выплатам относятся:

  • повышение окладов за работу с вредными и опасными условиями труда;
  • доплата за совмещение профессий;
  • доплата за работу в ночное время;
  • доплата за выполнение работы временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;
  • другие выплаты.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  • премии и вознаграждения;
  • надбавки за стаж непрерывной работы;
  • надбавки за сложность и напряженность труда;
  • надбавки за присвоение ученой степени;
  • надбавки за звание "Заслуженный врач" и "Народный врач" и другие выплаты.

Размеры и порядок постоянных выплат устанавливаются законодательными и нормативными актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с коллективными договорами и соглашениями медицинские учреждения могут устанавливать иные стимулирующие выплаты, размеры и порядок выплат которых также определяется указанными договорами и соглашениями.

Немало вопросов возникает об оплате труда работников здравоохранения, занятых в сельской местности, в отличие от оплаты труда специалистов, выполняющих эту же работу в городских условиях. Согласно п. 2.3 Положения об оплате труда работникам учреждений здравоохранения, занятым в сельской местности, оклад устанавливается на 25% выше по сравнению с тарифным окладом для медицинских работников, выполняющих свою работу в городских условиях. Однако на основании Письма Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 449-4 работники учреждений здравоохранения в сельской местности, которым до 01.01.2005 были установлены повышенные оклады, должны и далее получать их. Работники, принятые с 01.01.2005, оснований для получения повышенных окладов за работу в сельской местности не имеют.

Рассмотрим на примере порядок определения оклада медицинским работникам, занятым в сельской местности.

Пример 2 . Иванова Н.Н. и Сергеева 3.А. работают медицинскими сестрами в сельской больнице. Иванова Н.Н. работает с 2000 г., а Сергеева 3.А. - с 2005 г. Также Ивановой Н.Н. установлена первая квалификационная категория. В соответствии с Положением об оплате труда обеим медицинским сестрам установлен десятый разряд оплаты труда, сумма которого по состоянию на 01.10.2005 составляет 1960 руб. в месяц.

В связи с тем что Иванова Н.Н. принята на работу до 01.01.2005, ее тарифный оклад увеличен на 25% и составил 2450 руб. (1960 руб. + 1960 руб. х 25%).

Оклад Сергеевой З.А. увеличению не подлежит, так как она принята на работу после 01.01.2005.

Возвращаясь к Положению об оплате труда, отметим, что его п. 2.4 определено, что оклады заместителей руководителя медицинского учреждения устанавливается на 10 - 20% ниже, чем у руководителя, с учетом квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ N 609 определено, что размеры окладов заместителей руководителя устанавливаются на один - два разряда ниже тарифного оклада руководителя.

На основании ст. 132 ТК РФ заработная плата работников здравоохранения зависит от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Должностные оклады медицинских работников могут повышаться в зависимости от условий труда. Например , за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях. Методы повышения окладов будут рассмотрены далее.

Помимо основных обязанностей работники могут выполнять и другие должностные обязанности (совместительство, замещение должности на условиях неполного рабочего дня и др.). Порядок оплаты за совмещение предусмотрен ст. 151 ТК РФ. В случаях совмещения (замещения) расчет заработной платы производится пропорционально отработанному времени исходя из установленного должностного оклада. Такая работа в обязательном порядке оформляется приказом руководителя медицинского учреждения с указанием совмещаемой (замещаемой) должности, объема дополнительной работы, размера доплаты и срока совмещения (замещения).

Пунктом 2.7 Положения об оплате труда предусмотрено изменение размеров окладов и надбавок за продолжительность непрерывной работы в следующие сроки:

  • при изменении разряда оплаты труда - согласно дате приказа учреждения;
  • при присвоении почетного звания "Народный врач" и "Заслуженный врач" - со дня присвоения почетного звания;
  • при присвоении квалификационной категории - согласно дате приказа учреждения, при котором создана аттестационная комиссия;
  • при присуждении ученой степени - с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени;
  • при изменении стажа непрерывной работы - со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.

Ученая степень доктора наук присуждается решением президиума Высшей аттестационной комиссии. Присуждение ученой степени кандидата наук производится принятием решения Высшей аттестационной комиссии о выдаче диплома кандидата наук.

Разряды оплаты труда устанавливаются в зависимости от категории медицинских работников.

1. Младший медицинский персонал (санитарка, младшая медицинская сестра) - 2 - 4 разряды.

2. Средний медицинский персонал (медицинский регистратор, медицинская сестра, фельдшер, зубной врач) - 4 - 12 разряды.

3. Врачебный персонал (врач-интерн, врач-стажер, врач-специалист, старший врач станций скорой медицинской помощи) - 9 - 16 разряды.

4. Персонал аптечных учреждений (санитарка-мойщица, фасовщица, продавец оптики, фармацевт, провизор, старший провизор) - 2 - 15 разряды.

5. Руководители учреждений здравоохранения (главный врач, заведующий аптечным учреждением, заведующий молочной кухней, главная медицинская сестра, директор больницы) - 7 - 18 разряды. Стоит отметить, что главному бухгалтеру учреждения здравоохранения должностной оклад устанавливается на один-два разряда ниже тарифного оклада руководителя.

6. Специалисты с высшим профессиональным образованием учреждений здравоохранения (медицинский психолог, биолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, химик-эксперт) - 9 - 14 разряды.

7. Прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при учреждении здравоохранения (инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий) - 4 - 8 разряды.

Положением об оплате труда предусмотрено повышение тарификационных разрядов по отдельным должностям:

  • фельдшерам и др. персоналу согласно п. 3.2.5 Положения об оплате труда (часть первая), а также зубным врачам, являющимся руководителями учреждений здравоохранения или их структурных подразделений, - на один разряд при наличии в учреждении до 6 должностей и на два разряда при наличии 7 и более должностей. В соответствующем порядке производится оплата труда старших медсестер и старших акушерок, вводимых в штат учреждения вместо должностей главных медицинских сестер;
  • руководителям отделов, отделений и других структурных подразделений из числа врачебного и фармацевтического персонала разряды повышаются так же, как фельдшерам и др. персоналу (см. предыдущий пункт);
  • заведующим производством учреждений зубопротезирования по отношению к разряду зубного техника выше на 1 разряд при наличии в учреждении до 20 зубных техников и на 2 разряда при наличии 21 и более зубных техников;
  • главному бухгалтеру учреждения здравоохранения - на 10 - 20% ниже оклада руководителя учреждения.

Пример 3 . Иванов И.И., работающий в должности фельдшера и имеющий II квалификационную категорию, возглавляет стационарный пункт, в котором штатным расписанием предусмотрено 8 должностей. Ему в соответствии с Положением об оплате труда установлен девятый разряд оплаты труда. Тарифная ставка Иванова И.И. по состоянию на 01.07.2005 составляет 1608 руб.

В связи с тем что Иванов И.И. возглавляет учреждение здравоохранения численностью свыше семи должностей, разряд оплаты труда повышается на два разряда, и, соответственно, его оклад составляет 1932 руб.

Кроме того, предусмотрено повышение тарификационных разрядов при присвоении соответствующей квалификационной категории, ученой степени и почетных званий, например:

  • врачам и провизорам, являющимся руководителями учреждений здравоохранения, главным медицинским сестрам, акушеркам, фельдшерам, которым в результате аттестации присваивается первая квалификационная категория, - на один разряд или высшая квалификационная категория - на два разряда;
  • врачам, имеющим звание "Заслуженный врач", - на один разряд;
  • врачам, имеющим почетное звание "Народный врач", - на два разряда.

Примечание. При наличии у работника двух почетных званий "Народный врач" и "Заслуженный врач" увеличение разрядов оплаты труда производится по одному из оснований п. 3.12 Положения об оплате труда.

Пунктом 3.11 Положения об оплате труда предусмотрено, что оклады руководителей, определенные по 18-му разряду ЕТС, увеличиваются по вышеуказанным основаниям соответственно на 10 и 20%.

Пример 4 . Петров П.П., работающий в должности старшего врача станции скорой медицинской помощи и имеющий высшую квалификационную категорию, является заведующим отделением, в котором работает десять единиц врачебного персонала. Кроме того, он имеет почетные звания "Заслуженный врач" и "Народный врач". В соответствии с Положением об оплате труда Петрову П.П. установлен 16-й тарифный разряд оплаты труда. Тарифная ставка по состоянию на 01.11.2005 составляет 3120 руб.

В связи с тем что Петров П.П. возглавляет отделение численностью свыше семи врачебных должностей, его разряд повышается на два разряда, поэтому его ставка равна 3600 руб. В силу п. 3.12 Положения об оплате труда предположим, что увеличение производится по почетному званию "Народный врач". Тогда в соответствии с п. 3.11 Положения об оплате труда оклад Петрова П.П. составит 4320 руб. (3600 руб. + 3600 руб. х 20%).

1. У врачей - руководителей структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.

2. У главной медицинской сестры, руководителей (со средним медицинским образованием): молочной кухни, хосписа, больницы сестринского ухода - квалификационная категория учитывается по любой специальности среднего медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения.

В соответствии с п. 3.13 Положения об оплате труда разряды по ЕТС устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа о присвоении соответствующей категории.

Если срок действия категории заканчивается, то работник не позднее чем за три месяца до окончания действия квалификационной категории может обратиться в аттестационную комиссию для прохождения переаттестации.

Условия повышения окладов

Труд медицинских работников нельзя назвать легким. Им приходится работать в самых разных условиях. Это может быть работа в тяжелых и опасных условиях труда, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др. За такой труд медицинским работникам полагаются дополнительные выплаты.

Примечание. Размеры надбавок и доплат следует отражать в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

Как уже упоминалось, оплата труда работников здравоохранения, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, оплачивается в повышенном размере по сравнению с тарифными окладами, установленными для нормального режима работы (данный порядок установлен ст. 147 ТК РФ).

Оклады работников медицинских учреждений, предназначенных для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, психически больных и других учреждений, повышаются на 15, 25, 30, 45 и 60%. В Приложении N 2 к Положению об оплате труда утвержден Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов в связи с опасными условиями труда.

Пример 5 . Семенов С.С. является директором центра профилактики и борьбы со СПИДом с численностью коек 115 шт. В соответствии с Положением об оплате труда Семенову С.С. установлен 14-й тарифный разряд оплаты труда. Тарифный оклад по состоянию на 01.12.2005 равняется 2690,6 руб. Согласно Приложению N 2 к Положению об оплате труда Семенову С.С. увеличен оклад на 60%. Тарифный оклад составит 4304 руб. (690,6 руб. + 2690,6 х 60%).

Помимо увеличения окладов за опасные для здоровья условия труда предусмотрены и другие условия, при выполнении которых оклады работников здравоохранения подлежат увеличению. Например :

  • у работников госпиталей для ветеранов войн оклады увеличиваются на:

а) 15% (если это медицинские и фармацевтические работники);

б) 10% (у всех остальных работников);

  • у работников домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот оклады подлежат увеличению на 20%;
  • у медицинских и фармацевтических работников лесопунктов и приравненных к ним иных предприятий оклады увеличиваются на 15%;
  • у медицинских и фармацевтических работников, обслуживающих строителей железных дорог, магистральных трубопроводов и других, - на 15%.

Зам. главного редактора журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Регистрационный N 35520

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций.

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным учреждениям сферы здравоохранения, подведомственным Федеральному агентству научных организаций, привести до 1 января 2015 года системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением, утвержденным настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель М. Котюков

Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций

I. Общие положения

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (далее соответственно - Положение, учреждения), разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 01/8393-АВ) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284; Российская газета, 2014, N 118).

2. Настоящее Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждения за счет всех источников финансирования.

3. Система оплаты труда работников учреждений устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения необходимо учитывать мнение представительного органа работников. Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений как по основным должностям, так и по должностям, занимаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 270; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918) (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).

7. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой в соответствии с ранее применяемой системой оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

8. Фиксированный размер оклада (должностного оклада), размеры и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору).

II. Порядок и условия оплаты труда работников учреждения

9. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

государственных гарантий по оплате труда;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

настоящего Положения;

рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением комиссии;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы);

плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468).

10. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, занимающих должности специалистов и служащих, рекомендуется устанавливать на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ).

11. В случае если должности служащих, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам / квалификационным уровням приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

12. Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением оклада (должностного оклада) заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10 - 20% ниже окладов (должностных окладов) руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

13. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, рекомендуется устанавливать в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов) по разрядам выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.

14. Оплата труда научных работников учреждений сферы здравоохранения производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений сферы научных исследований и разработок.

15. Оплата труда педагогических работников учреждений сферы здравоохранения производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений сферы образования.

16. С учетом условий труда работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III настоящего Положения.

17. Работникам учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV настоящего Положения.

III. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

18. С учетом условий труда и норм законодательства Российской Федерации работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера.

19. В соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13145) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284), работникам учреждений могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

20. Оплата труда работников учреждений, занятых на работах с вредными, опасными и особыми условиями труда, производится в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится.

Размер выплаты компенсационного характера определяется путем умножения оклада (должностного оклада) на соответствующий процент.

21. В районах с особыми климатическими условиями к заработной плате работников учреждений применяются:

а) районные коэффициенты;

б) коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

в) коэффициенты за работу в высокогорных районах;

г) процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. При совмещении должностей (профессий), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работникам учреждений устанавливается доплата по соглашению сторон.

23. Повышение оплаты труда за работу в ночное время производится работникам учреждений за каждый час работы в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3640).

Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.

Расчет повышения оплаты труда за работу в ночное время определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника учреждения на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, устанавливаемой работнику.

Размер повышения оплаты труда за работу в ночное время работникам учреждений устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

24. Оплата сверхурочной работы, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни работникам учреждений устанавливается в соответствии со статьями 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

25. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается в размере и порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083; 2008, N 23, ст. 2727; 2012, N 12, ст. 1410; 2013, N 13, ст. 1559).

IV. Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера

26. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13146) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714), работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

27. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Рекомендуемый объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет средств федерального бюджета.

28. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, сформированного из всех источников.

29. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Максимальными размерами выплаты стимулирующего характера не ограничены.

30. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладу за квалификационную категорию, наличие почетного звания приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, наличие почетного звания суммируются по каждому из оснований.

Повышающий коэффициент к окладу за наличие почетного звания применяется только по основной работе.

При наличии у работника двух почетных званий "Народный врач" и "Заслуженный врач" упомянутый коэффициент применяется по одному из оснований.

Размер выплаты за качество выполняемых работ определяется путем умножения оклада (должностного оклада) на соответствующий коэффициент.

31.1. Для медицинских и фармацевтических работников учреждений:

перевыполнение отраслевых норм нагрузки;

участие в федеральных и отраслевых программах;

удовлетворенность населения качеством медицинской помощи;

качественное выполнение стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, соблюдение клинических рекомендаций, протоколов лечения больных;

применение в практической работе новых медицинских технологий;

осуществляемое по поручению руководства учреждения наставничество и педагогическую деятельность;

оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.

31.2. Для работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ.

32. При установлении выплат стимулирующего характера работникам учитывается:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

участие работника в выполнении важных работ, мероприятий.

33. Конкретный размер стимулирующей выплаты может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере.

V. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей, главного бухгалтера

34. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958).

35. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется Федеральным агентством научных организаций в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре, либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

36. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений приказами руководителей по соответствующим учреждениям.

37. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений выплачиваются по решению Федерального агентства научных организаций с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

38. Руководителям учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III настоящего Положения в зависимости от условий их труда.

39. Заместители руководителей учреждений и главные бухгалтера имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий их труда.