Причины принятия этических кодексов. Профессиональные кодексы этики Какие есть кодексы профессиональной этики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии. кодекс этика профессиональный государственный управление

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Чтобы более четко определить значение термина "кодекс этики", необходимо сначала пояснить значение слов "кодекс" и "этика". "Кодекс" можно трактовать по-разному: "законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты". В сочетании со словом "этика" значение данного термина сужается до одного определения - "стандарт, или норма". Другими словами, кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

"Этика" определяется как "идеалы, мораль, принципы нравственности, совести", а также как "правила и нормы, руководящие поведением людей данной профессии". Но на самом деле понятие этики гораздо шире.

Чтобы приблизить понятие этики к практике, можно представить безупречного работника как человека, которому чуждо незаконное поведение и который постоянно ставит благо руководства страной и общества выше личной выгоды. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, "основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения" .

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги "Границы этики в общественном управлении", выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм . Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.

Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества.

Происхождение и история

Кэрол Льюис считает, что кодексы этики существовали с незапамятных времен. Она пишет, что со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что "легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно". В результате кодифицированные нормы поведения стали повсеместно применяться для разъяснения того, что понимается под приемлемым поведением" .

Одним из старейших кодексов этики является "Афинская клятва", упоминаемая Чандлером:

Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.

Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.

Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.

Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.

Таким образом, всеми этими способами мы оставим потомкам город лучше и прекраснее, чем он был передан нам .

Кодексы этики в государственном управлении - явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления .

В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Ад-министрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные "Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти", которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.

Теоретические основы

Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к "проповедничеству", расплывчатости, возвышенности и банальности [З].

По мысли Льюис, "кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики "полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения" .

Кодексы этики могут отражать как "дух демократии", так и "дух бюрократии", хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости. Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники - лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. В кодексах этики ASPA и ICMA представлены оба направления.

Существующая практика в США

Как профессиональные организации, так и государственные учреждения США продолжают пропагандировать кодексы нравственного поведения. В качестве примеров современной профессиональной практики в США можно привести два кодекса этики, представленные в данной статье. Их изучение поможет понять, какие ценности и нормы присущи профессии государственного служащего. Достоинство кодексов можно определить по тому, скольких сторонников они могут объединить вокруг идей морального поведения.

Практика США основана на предпосылке, что если разработан кодекс этики, люди, к которым он обращен, понимают его и поступают соответственно. Но это происходит не всегда.

Американское общество государственного управления (ASPA) ставит своей целью развитие теории, практики и искусства государственного управления. Общество подтверждает свою ответственность за развитие духа профессионализма его членов и за повышение осознания этических принципов в государственной службе на своем примере. С этой целью мы, члены Общества, обязуемся следовать принципам:

Служить интересам общества.

Ставить интересы общества выше собственных.

Уважать конституцию и закон.

Уважать, поддерживать и изучать постановления правительства и законы, которые определяют обязанности государственных служб, работников и всех граждан.

Проявлять личную честность.

Соблюдать нормы безупречного поведения во всех видах деятельности, чтобы способствовать росту доверия к государственной службе.

Поддерживать организации, соблюдающие нормы этики.

Развивать индивидуальные способности и содействовать профессиональному росту других членов организации.

Стремиться к совершенствованию профессионального мастерства.

В цели этой ассоциации входит повышение профессионального уровня руководителей администраций городов, округов и других муниципальных служб. Для реализации этих задач каждый член Международной ассоциации управления городов/округов должен руководствоваться определенными этическими принципами:

1. Поддерживать идеи эффективного демократического местного управления, осуществляемого выборными чиновниками; считать профессиональное управление важной предпосылкой выполнения данной задачи.

2. В качестве облеченного доверием народа государственного служащего утверждать значимость и ценность услуг, оказываемых структурами управления, и осуществлять конструктивный, творческий и практический подход к делам города с чувством ответственности перед обществом.

3. Следовать высшим идеалам чести и честности во всех общественных и личных взаимоотношениях с тем, чтобы каждый член ассоциации мог заслужить уважение и доверие избранных должностных лиц, других чиновников, служащих и общественности.

4. Признавать, что основной функцией управления на местах всегда является служение интересам народа.

5. Вносить предложения по вопросам руководства избираемым должностным лицам, обеспечивая их необходимыми данными и рекомендациями по вопросам политики в качестве основ для принятия решений и постановки задач; претворять в жизнь политику избираемых должностных лиц.

6. Признавать, что избранные представители народа наделены полномочиями определять муниципальную политику; в то время как ответственность за ее исполнение лежит на кадровых чиновниках - членах ассоциации.

7. Воздерживаться от участия в выборах в законодательные органы, непосредственно регулирующие работу данной администрации, как и от участия в других видах политической деятельности, которая могла бы помешать выполнению профессиональных административных обязанностей.

9. Информировать местную общественность о деятельности муниципалитета; содействовать общению между гражданами и муниципальными чиновниками; поощрять дружелюбие и вежливость в обслуживании населения; стараться улучшить качество и имидж государственной службы.

10. Сопротивляться любому постороннему вмешательству в выполнение своих профессиональных обязанностей, помня, что все сотрудники должны содействовать проведению официальной политики без проявлений предвзятости, руководствуясь принципами морали и справедливости.

11. При рассмотрении кадровых вопросов, связанных с новыми назначениями, изменениями зарплаты, продвижениями по службе или дисциплинарными взысканиями, принимать решения справедливо и беспристрастно, учитывая заслуги работников.

12. Не искать привилегий, помнить, что самовосхваление или возвышение, а также выгоды, полученные за счет использования конфиденциальной информации или злоупотребления рабочим временем, является нечестным поведением" .

Различия использования

Как видно из примеров, существуют лишь незначительные различия между кодексами этики внутри госслужбы. Представляется, что они в равной степени являются кодексами этики и кодексами поведения, хотя некоторые штаты ссылаются на правовые нормы поведения, используя термин "законы нравственности". Как отмечает Д. Плант, "в центре обсуждения кодексов этики в государственном управлении стоит вопрос о разграничении трех возможных их толкований - как правовых систем, систем нравственности и кодифицированного способа общения" . Однако, несмотря на разнообразие определений понятия "кодекс этики", в отношении содержания кодексов принципиальных расхождений не существует.

Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия этики и этикета, категорий и специфики этики. Исследование профессиональных этических кодексов. Характеристика основных путей совершенствования профессионального этического уровня сотрудников инспекции Федеральной налоговой службы.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Понятие об этикете. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Медицинская этика. Специфика медицинской этики в Советский период.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Становление экологической этики как прикладной науки. Направления экологической этики. Их оценка с позиции религиозной этики (на примере православного учения). Биоцентризм о проблемах экологической этики и подход к решению вопросов в православии.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2008

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Особенности древнегреческой этики: светская, рационалистическая, индивидуалистическая. Проблема блага, отношения к наслаждениям и приобретения добродетелей. Иерархия ценностей в христианской религии. Интерпретация нравственной жизни в христианстве.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Общее понятие этики в сфере бизнеса, история его становления. Особенности формирования репутации фирмы. Принципы деловой этики по мнению американских исследователей. Критерии формирования этики в бизнесе. 12 принципов этики в бизнесе для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к учителю. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим).

    презентация , добавлен 20.01.2010

    Совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения. Соблюдение правил поведения, этики профессиональной ответственности и этики доходов. Нормативные правовые акты. Соблюдение дисциплины и норм этики в здании Жогорку Кенеша.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

Кодексы профессиональной этики

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую ответственность перед обществом: государственных служащих, судей, врачей, профессиональных бухгалтеров, аудиторов.

В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно.

Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.

Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. В частности, более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая ("Бусидо Сосинсю"). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые регламентировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни.

Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий.

Об этом прямо указывается в некоторых актах.

В ст. 2 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г., указано, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Все эти кодексы содержат нравственно-этические нормы, регулирующие ту или иную профессиональную деятельность. Их также называют: "Кодекс профессиональной этики", "Этический кодекс", "Кодекс чести", "Декларация этических норм", "Хартия профессиональных принципов", "Деонтологический кодекс" и т.п.

В профессиональной деятельности существует множество различных нюансов, которые действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием.

В связи с этим возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила.

Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката.

Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.

Правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет определенные пределы, не позволяющие активно вмешиваться в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В связи с этим принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества.

Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

Представители некоторых профессий (например, врач, судья) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью.

Кодекс врачебной этики гласит: "Врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть". Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное.

В связи с этим задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю.

Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы.

Общество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль, так как не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе этих правил.

Многие профессии обладают большой социальной значимостью, что накладывает на представителей этих профессий повышенную ответственность перед обществом. В связи с этим этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений.

Статья 4 Кодекса профессиональной этики психиатра запрещает следующие действия, представляющие собой злоупотребления положением врача:

  • - использование своих знаний вопреки медицинским интересам или с целью искажения истины;
  • - применение к лицу психиатрических мер без достаточных оснований;
  • - отказ в психиатрической помощи лицам, которые в ней нуждаются;
  • - навязывание пациенту своих философских, политических, религиозных взглядов;
  • - заключение с пациентом сделок имущественного характера, использование его труда в личных целях;
  • - вступление с пациентом в интимную связь;
  • - способствование самоубийству пациента;
  • - применение медицинских средств с целью наказания пациента.

Таким образом, причины принятия этических кодексов следующие (рис. 1.1):

необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения;

упорядочивание общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества;

чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения представителей некоторых профессий в силу своего правового статуса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача?

Должностные инструкции регулируются специальными инструкциями, правилами, уставами. Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности, это и будет относится к морали. Моральный кодекс в обществе существует в усной форме и всё зависит от людей соблюдать или не соблюдать.

2. Можно ли сказать, что за последние годы у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Аргументируйте свою точку зрения.

В последние годы происходит усложнение социальной структуры общества, которое приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни, к ним мы и относим добро и зло, истину и справедливость. Яркими примерами являются уже упоминавшееся «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). Они составляют основу общечеловеческих ценностей.

3. Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?

Нет, мораль не может выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания, т.к. она не является универсальным критерием (мораль у каждого своя!), поскольку является субъективной и потому оценивать объективные или иные субъективные формы общественного сознания не может.

4. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?

Основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности является в первую очередь успешная социализация. Нравственно зрелая личность осознаёт ответственность за свои поступки, стремится к созиданию.

5. Как вы понимаете смысл известного изречения «Не суди, да не судим будешь» применительно к морально-этическим ситуациям?

Применительно к морально-этическим ситуациям данное изречение говорит о том, что каждый человек как личность не должен осуждать поступки другого человека, а в первую очередь оценивать свои поступки.

6. В чём, на ваш взгляд, заключается сила общественного мнения?

Сила общественного мнения заключается в том, что в социуме общественное мнение выступает своеобразным контролёром и как социальный контролёр, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

ЗАДАНИЯ

1. Предложите своё определение морали. Скорректируйте его, пользуясь словарями обществоведческих терминов.

Мораль – это нравственность, особая форма общественного сознания, вид общественных отношений, таких как моральные отношения. Регулируется с помощью норм, установленных в обществе и наиболее общими понятиями морали являются категории добро и зло.

2. Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения.

В современном обществе существует множество кодексов профессиональной этики. Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации. Примеры профессиональных кодексов: - Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине, кредо журналиста, авиационный кодекс, бусидо, кодекс вооруженных сил и др.

3. Из параграфа вы узнали, что в Древних Афинах городская полиция состояла из рабов, так как свободные граждане считали зазорным для себя применять насилие к другим свободным гражданам. В наши дни в России в течение ряда лет наблюдалась иная картина. Работники МВД часто подавали заявления об уходе со службы по охране общественного порядка, ссылаясь на низкие оклады, ненормированный рабочий день, бытовую неустроенность, а также учитывая риск для жизни при регулярных столкновениях с нарушителями общественного порядка и закона. Используя материалы СМИ, покажите, что делается сейчас для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в глазах граждан России и вместе с тем ликвидировать все возможные случаи сговора сотрудников полиции с преступниками, пособничества или участия в криминальных группировках и коррупции.

Для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в обществе правительством РФ намечены два вектор: 1. Повышение зарплаты; 2. Решение жилищных вопросов. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются, в первую очередь, за счет социального положения людей, занятых этим видом деятельности, и различных социальных благ, гарантируемых им государством. Даже рядовых сотрудников полиции относят к членам среднего слоя общества и многие поступившие на службу улучшают свое материальное положение, получают социальные гарантии и стабильность в жизни. Имидж полицейского прочно связан и с образом подлинного стража порядка, представлениями о его интеллектуальности, инициативности, бесстрашия, справедливости, а также выносливостью, тренированностью, силой.

4. Нужны ли, на ваш взгляд, уже сегодня особые нравственные нормы, регулирующие поведение пользователей Интернета?

На сегодняшний день необходимы нравственные нормы, которые регулировали бы поведение пользователей Интернета, т.к. многие оскорбления, нецензурная брань, игры, нарушающие психику и многое другое, а порой и доступное для глаз детей прослеживается в сети Интернет.

5. Ознакомьтесь с материалами Третьего гуманистического манифеста, опубликованного в 2003 г. и подписанного известными учёными и общественными деятелями, среди которых 21 лауреат Нобелевской премии. Этот манифест включает шесть основных тезисов-убеждений:

Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа;

Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён;

Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом;

Жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам;

Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой;

Работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.

Согласны ли вы с каждым из выдвинутых положений? Какого взгляда на происхождение моральных ценностей придерживаются авторы манифеста?

Я согласна с каждым из выдвинутых положений манифеста. Авторы манифеста придерживаются гуманного происхождения моральных ценностей.

Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения.

Людей юридической профессии всегда сопровождают нравственные проблемы, возникающие из уголовных, административных гражданских правоотношений на почве нарушения, игнорирования либо незнания закона, в центре которых стоит человек.

Работа, связанная с общением с людьми, разрешением их проблем требует от юриста соблюдения определенного такта, этики поведения. Поэтому особенности профессии юриста обуславливают необходимость изучения профессиональной юридической этики, являющейся одной из отраслей этической науки.

Этика является одной из древнейших теоретических дисциплин. Это наука о морали, о нравственности, о правилах поведения человека как формах общественного сознания. Она анализирует и систематизирует принципы морали. Этика как наука включает в себя нормативную этику и теорию морали, которые неотделимы друг от друга.

Нормативная этика занимается исследованием вопросов о добре, зле, благе, она вырабатывает моральный кодекс поведения, формирует правильное поведение в обществе.

Теория морали исследует сущность морали, возникновение, историю и развитие. Мораль представляет собой форму общественного сознания. Это социальный институт, формирующий совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг к другу.

1. Понятие профессиональной этики

Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности. Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Следует отметить, что термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

А.С. Кобликов выделяет два смысла понятия "профессиональная этика":

– кодексы поведения;

– способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этноса.

Появление профессиональной этики по времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. "Осознание и оформление определенных требований профессиональной этики происходило на основе повседневного опыта регулирования взаимоотношений людей той или иной профессии". Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика формировалась в течение долгого отрезка времени обществом, которое предъявляло к тем или иным профессиям определенные требования. Требования, предъявляемые, к профессиональной культуре специалиста в значительной степени определяются своеобразием профессиональной деятельности и имеют свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали.

Возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессии. Эти "обобщения суммировались как в писаных и неписаных правилах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов", что и стало началом формирования профессиональной этики как науки.

Предметом изучения профессиональной этики являются:

1. отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

2. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

3. взаимоотношения внутри профессиональных коллективов;

4. специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;

5. особенности профессионального воспитания.

С другой стороны "профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации". Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

1. профессиональную солидарность;

2. особое понимание долга и чести;

3. специфическую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы складываются из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и находят свое выражение в специфических документах – клятвах, уставах, моральных кодексах. Профессиональные моральные кодексы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе обобщения практики поведения представителей профессиональной группы.

2. Особенности профессиональной этики юриста

Профессиональная этика юриста обусловлена тем, что "объектом деятельности юриста является человек, его проблемы. Деятельность юриста связана с общением с людьми, влияет на внутренний мир, на мировоззрение и судьбу людей". Люди являются субъектами общественных отношений, в связи с чем можно сказать, что юрист занимается "общественной деятельностью". Физические лица, создавая различного рода хозяйствующие субъекты, вступают в правоотношения с юридическими лицами, и в области регулирования этих правоотношений прикладывает свои усилия юрист.

Юрист – лицо публичное. Юрист осуществляет свою деятельность гласно. Соблюдение юристом нравственных норм или же отступление от них, справедливость или несправедливость принимаемых им решений оценивается общественным мнением.

Профессия юриста обеспечивает все области общественных отношений, поэтому она всегда была универсальна, прибыльна и востребована. Сферы деятельности юриста широкомасштабны. Они охватывают:

– законодательную сферу;

– деятельность государственных органов, государственную службу;

– правосудие: разрешение споров уголовно-правового, административно-правового и гражданско-правового характера;

– правовой надзор и контроль;

правовые услуги: консультирование, представительство, правовое сопровождение и др.

В законодательном органе представляют интересы граждан немало юристов. В местных исполнительных органах действует юридическая служба. Правосудие отправляют судьи, правовой надзор и контроль осуществляют прокуроры, адвокаты оказывают правовые услуги, юристы, работая в различных хозяйствующих субъектах, обеспечивают их правовое обслуживание.

Для того чтобы быть востребованным, юристу необходимо постоянно работать не только над повышением своих знаний, над профессионализмом, но и совершенствованием своей личности. Это постоянная и системная работа над мировоззрением, интеллектом, волей.

"Мировоззрение юриста определяется совокупностью его знаний, умением применять их на практике, осознанием значимости рекомендаций и принимаемых им решений, его коммуникабельностью". Юристу, так как его деятельность связана с человеком, направлена на защиту его интересов, следует вырабатывать в себе чуткое отношение к общепризнанным социальным ценностям: личности, ее основным правам и свободам. Необходимо работать над правовым сознанием, т.е. отношением к праву, закону, государству. У юриста должны быть развиты этические и моральные нормативы: чувство долга, верности, чести, собственного достоинства, милосердие и т.д.

"Имеет место, когда своей бестактностью юрист отталкивает от себя клиента. Войдя в юридическую контору, лицо, у которого возникла проблема, обращается к тому из адвокатов, который приветливо улыбается и будет внимательно, не перебивая, не торопясь, без суеты не только слушать, но и услышит суть проблемы". Юрист должен защищать интересы автора. Поэтому ему не достаточно знаний только норм материального права, регулирующих авторские правоотношения, и процессуального законодательства. Ему следует также понять само произведение, на которое, как полагает клиент, он имеет авторские права, т.е. уяснить суть проблемы, предмет возникшего спора. Если речь идет о незаконном воспроизведении, то следует концентрировать внимание на нарушении именно этого права, на ответственности нарушителя за незаконное воспроизведение, а не излагать о других правах автора на произведение, поскольку это не является проблемой клиента, не относится к существу спора.

"Профессионализм юриста, его сформировавшееся понятие принципов морали и этики, его правовое сознание выражаются также и в ходе составления различного рода юридических текстов, официально-деловых документов, выступлений в суде". Юридически грамотно составленный документ отвечает определенным правовым и стилистическим требованиям. Все виды юридических документов требуют соблюдения точного и лаконичного изложения сути проблемы со ссылкой на нормы права, применительно к конкретной ситуации. Недопустимы в документах, составленных юристом, грамматические ошибки, применение нелитературных, более того, нецензурных слов, выражений.

К великому сожалению, документы юристов – адвокатов, прокуроров и даже судей – не всегда отвечают этическим требованиям, предъявляемым к официальным документам:

– на практике имеет место, когда исковые заявления, составленные юристами, изложены так, что не понятны требования истца, заявителя;

– порой требования об установлении юридического факта носят характер имущественного спора, без аргументации излагается требование о взыскании ущерба и т.д.;

– имеет место обращение в суд с заявлениями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям, изложенным в нормах процессуального законодательства;

– заключения прокурора зачастую не содержат анализа исследованных доказательств, правового обоснования;

– судебные вердикты порой излагаются по уголовным делам в виде копии обвинительного заключения, а по гражданским делам – искового заявления, не содержат анализа исследованной проблемы, правового обоснования выводов суда;

судебные акты выносят с грамматическими ошибками.

Объясняют такие проблемы это большой нагрузкой, отсутствием времени для творческой работы. Однако, представляется, что такое объяснение не может быть основанием для изготовления процессуального документа, не отвечающего требованиям закона, которым судьи обязаны строго руководствоваться.

Такие документы могут свидетельствовать о сознательном нарушении закона, либо о противозаконных действиях и решениях, обусловленных отсутствием необходимых знаний, нежеланием исследовать представшую перед ними проблему, поставленную задачу. Более того, это говорит об отсутствии внутренней дисциплины и культуры юриста.

3. Понятие и содержание кодекса этики юриста

Кодекс профессиональной этики – это не "изобретение" сегодняшнего дня. История права различных стран знает множество тому подтверждений. "Кодекс профессиональной этики юриста – система моральных принципов, лежащих в основе деятельности юриста и служащих его мировоззренческим и методологическим ориентиром".

"Дать исчерпывающий перечень всех моральных принципов юриста не представляется возможным, ибо каждая личность индивидуальна и является носителем большего или меньшего их количества в разном сочетании. Однако имеется основные моральные принципы, без которых не может состояться профессионал-юрист в правовом государстве". Они составляют содержание кодекса профессиональной деятельности юриста.

1. Верховенство права – означает осознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности. "Юрист-практик не должен отождествлять понятия права и закона, но не может противопоставлять их". Он обязан руководствоваться соображением о том, что закон в правовом государстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительному исполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностью отвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюдения его положений. Это можно назвать принципом связанности законом, приоритета закона, который не поддается опровержению.

2. Гуманное отношение к людям – непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что "одной высокой квалификации (последующие аттестации) недостаточно для того, чтобы состояться профессиональным работником юридического труда". Важное значение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по роду своей деятельности юрист общается (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, подзащитные и т.д.), воспринимают его не только как исполнителя определенной профессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными и отрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в общение с прокурором, следователем, судей, адвокатом и т.д., ожидает от них не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения.

По отношению юриста к каждому конкретному человеку можно судить о моральной культуре самого юриста. Уважительное отношение юриста к личности и к ее проблемам позволяет создать особую психологическую атмосферу доверия и обеспечить успех юридического дела.

Гуманное (уважительное) отношение к людям представляет собой такое отношение, в котором практически (в соответствующих действиях и мотивах) признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможное наиболее полное удовлетворение интересов людей, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, проблемам, чуткость, вежливость, деликатность.

3. Порядочность – один из исходных принципов высокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающий органическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, прежде всего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. "Для достижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы, которые не противоречат нормам права и морали". Невозможно законодательно регламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому вне которых ситуациях именно от порядочности следователя, судьи, нотариуса зависит судьба, доброе имя конкретного человека или его близких.

Порядочность юриста-профессионала строится на таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и правдивость. Эти качества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: "руководитель–подчиненный", "между коллегами", "юрист – клиент".

4. Доверие представляет собой отношение человека к действиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Некоторые руководители видят в своих подчиненных лишь исполнителей своей воли, забывая, что это прежде всего люди, со свойственными проблемами и заботами. В данной ситуации подчиненный не чувствует себя нужным, не ощущает себя в полной мере личностью, особенно если начальник часто проявляет грубость к нему. Эта нетерпимая обстановка в коллективе создает условия, при которых черствость, грубость переносится на своих коллег и на общение с другими людьми. Для того, чтобы избежать этого, руководитель должен проявлять постоянную заботу о каждом члене коллектива. От него иногда требуется просто проявить интерес к проблемам в семье подчиненного, выяснить его мнение по вопросам, касающимся работы, дать ему объективную оценку как специалисту. Только при таком подходе подчиненный полностью осознает, что интересы дела -это его интересы.

Доверие между коллегами играет огромную роль, так как при кажущейся индивидуальности труда юриста, положительный результат при разрешении любого юридического дела может быть достигнут только совместными усилиями всего коллектива, выступающего как объединение единомышленников. Сочувствие, как понимание чувств и мыслей другого, выражается в оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

Доверие и сочувствие по отношению к клиентам является одним из важных способов установления психологического контакта, так как человек только тогда захочет сотрудничать с юристом (следователем, адвокатом), если поймет, что напротив него находится человек, который сопереживает ему и хочет помочь путем установления истины по делу. Юрист не должен проявлять агрессивность, смущать клиента, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить передним. Именно доверие и сочувствие к человеку выступают критериями выбора юристом (следователем, прокурором, судьей) меры пресечения, а также определения вида и меры наказания, основываясь прежде всего на предписаниях закона.

5. Честность предполагает "принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит". Это качество должно определять поведение юриста во всех случаях. Юрист, общаясь с клиентом, принимает на себя обязательства в выполнении для него значимых действий, таких как: обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий для защиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать.

Честность – залог нравственных отношений в юридической практике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместной деятельности, подчиненной общему интересу – установлению истины.

6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество, характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людям истину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинит вред интересам личности и государства.

"Правдивость – общечеловеческое требование, однако отдельные виды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторых ограничениях – оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельный обман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства используемые правоохранительными органами". К этому можно добавить, что правда не всегда нравственна. Раскрытие перед преступниками плана проводимой операции нельзя назвать нравственным поступком. В некоторых случаях допустимым и оправданным можно считать обман в отношении своих коллег, если рассматриваемое дело связано с коррумпированностью чиновников, чтобы избежать давления со стороны "заинтересованных лиц".

7. Самоотверженность – выражается в действиях, которые по своему характеру представляют акт самопожертвования – добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей, достижения поставленных целей, во имя справедливости.

Действующие кодексы чести, этики, правила профессионального поведения подробно регламентируют профессиональное поведение юристов именно путем запретов. Запрет вызван необходимостью предупредить нарушение прав и свобод других лиц, не подрывать доверие к профессиональной деятельности юристов, подняться над своими субъективными желаниями и страстями.

Выводы

Правила поведения судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, изложенные в соответствующих нравственных кодексах обязывают их вне работы вести себя так, чтобы не было оснований для сомнений в их порядочности и честности. Они должны избегать посещения любых мест, компрометирующих их репутацию.

Высокие нравственные требования формируют дисциплинированность, самосознание, нравственное отношение к своему профессиональному долгу.

В условиях социально-экономических проблем общества юристы обязаны строго соблюдать требования, предъявляемые к ним профессиональными нравственными кодексами, выработанными в соответствии с международными стандартами, и являющимися свидетельством общественного прогресса.

Этику нельзя смешивать с моралью, так как этика является наукой о морали. Об этике еще говорят как о совокупности норм поведения людей определенной профессии, обусловленной корпоративными интересами, профессиональной культурой со специфическими именно для определенной профессии традициями. Это профессиональная этика.

Литература

1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ в ред. от 02.07.2013 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.

2. Аминов И.И. Юридическая этика. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Прогресс, 2012

4. Давидян Г.М. Некоторые проблемы профессиональной этики юриста в Российской Федерации // Закон. – 2013. – № 11. – С. 40-45.

5. Зинатуллин Т.З. Этические основы деятельности адвоката. – М.: Юрист, 2014.

6. Камардина А.А. Профессиональная этика. – Оренбург: изд-во ОГУ, 2013.

7. Кивайло В.Н. Юридическая этика. – М.: Норма, 2013.

8. Кирюшина Л.Ю. Профессиональная этика юриста – Барнаул: изд-во АГУ, 2010.

9. Кобликов А. С. Юридическая этика – М.: Норма, 2012.

10. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. – 2008. – №4. – С.39-44.

11. Мельниченко Р.Г. О смешении морали и права в адвокатуре // Адвокатская практика. – 2012. – № 5. – С. 35-38

12. Назаров А.Д. Запретный плод сладок / А.Д. Назаров // Адвокатская газета. – 2009 г. – № 17.

13. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика. – М.: Инфра-М, 2013.

14. Профессиональная этика юриста. / Под ред. В.М. Артемова. – М.: Проспект, 2013.

15. Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста. – М.: Юрайт, 2014.

16. Сурков А.Р.Нужны ли дополнительные гарантии? // Адвокатская газета. – 2010. – № 3.

17. Цыденова О.Г. Нравственно-правовые основы деятельности адвоката в российском судопроизводстве. – М.: Норма, 2012.

Профессиональные кодексы этики

Кодексы корпоративной этики

Понятие, содержание и предмет профессиональной этики. Кодексы этики

Моральные и деловые качества людей становятся объектом профессиональной деятельности:

1) чисто профессиональные качества #8209; профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;

2) морально-психологические качества #8209; целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;

3) моральные качества #8209; доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, порядочность, щедрость, мужество, справедливость.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Особенности профессиональной этики представлены на рис. 2.

Рис. 2. Основные особенности профессиональной этики

Предметом профессиональной этики выступают:

#8209; качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

#8209; нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (маркетолог – клиент, рекламопроизводитель #8209; рекламодатель и т. д.);

#8209; взаимоотношения коллектива организации с обществом;

#8209; взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

#8209; цели и методы профессионального обучения и воспитания.

#8209; определение целей и мотивов трудовой деятельности;

#8209; выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

#8209; оценку результатов труда и их общественную значимость.

Несмотря на наличие универсальных принципов деловой этики, трудовая этика имеет отчетливую профессионально-ориентированную спецификацию.

1) этические принципы (императивы), преобладающие во внешней для организации среде;

2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации;

3) коллективы сотрудников организации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;

4) индивидуальные мотивы сотрудников организации, идеалы добра и чувство долга.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов #8209; профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Корпоративные кодексы регулируют отношения в области взаимоотношений с сотрудниками, затрагивают основополагающие ценности, принципы и ориентации компании.

В японской системе управления фирма не может существовать без четко прописанных норм корпоративной этики, без миссии и ясного понимания работником роли своей компании на рынке и в обществе, без понимания им своей роли в компании.

#8209; Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994);

#8209; кодекс предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм.

http://helpiks.org/9-15215.html

Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы охарактеризуйте их ключевые положения

2.5. Классификация этических кодексов

Развитию корпоративной культуры способствует включение в кодекс идеологической части о миссии и ценностях компании. При этом кодекс может быть значительного объема, иметь сложное специфическое содержание и адресоваться всем работникам компании.

Структурно кодекс может содержать такие разделы:

♦ послание руководителя организации;

♦ основная миссия организации, ее цели;

♦ каким должен быть работник организации;

♦ традиции и ритуалы организации;

♦ конкурсы профессионального мастерства;

♦ взаимоотношения с другими организациями;

♦ общественная жизнь организации;

♦ отношения между руководителями и подчиненными;

♦ отношения между руководителями;

♦ отношение к женщинам – работницам организации;

♦ отношение к молодежи, работающей в организации;

♦ отношение организации к пенсионерам;

♦ требования к деловому костюму работников организации.

Профессиональные кодексы выполняют следующие функции:

управленческая – регламентация поведения в сложных этических ситуациях;

развития корпоративной культуры.

В кодексе предусматриваются пути повышения эффективности деятельности работников:

♦ регламентация приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;

♦ определение порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, а также неприемлемых форм поведения.

Классификация кодексов. В настоящее время сложились три типа этических кодексов:

1) регулятивный документ с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям. Такие кодексы разрабатываются авторитетными специалистами и принимаются на специальных симпозиумах;

2) относительно краткие хартии, декларации, создаются в процессе формирования профессионального сообщества. Это своего рода декларации о намерениях;

3) подробные кодексы отдельных фирм, организаций, включающие конкретные обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом.

http://velib.com/read_book/barysheva_anna/professionalnaja_ehtika_i_ehtiket/glava_2_osobennosti_professionalnojj_ehtiki/25_klassifikacija_ehticheskikh_kodeksov/

Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Структура. Профессионально-этические кодексы в России.

Профессионально- этический кодекс - это свод свод профессионально – этических норм. предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

Объектом профессионально – этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:

· адаптация профессионально – этической системы к нуждам профессиональной практики;

· обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально – этической регламентации;

· содействие формированию единой этико – аксиологической основы профессиональной деятельности;

· унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально- этических требований и единой системы ценностей;

· систематизация базовых этико- аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

· содействие разрешению этико – аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;

· обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально – этической системы;

· обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

· обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);

· обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально – этической системы;

· содействие совершенствованию и развитию личности, повешению уровня моральности специалистов – социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

· обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

Профессионально – этический кодекс благодаря выполняемым им функция может стать одним из эффективных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.

В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:

Этические традиции благотворительности;

Ценности современного российского общества;

Этические нормативы специалистов зарубежных стран;

Специфические ценности современной российской социальной работы;

Личные ценности и идеалы специалистов.

Профессионально – этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:

· вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;

· базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;

· быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;

· быть доступным для усвоения и выполнения.

Профессионально – этический кодекс имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих разделов:

http://mylektsii.ru/5-116299.html