Проблемы и опыт применения электронных ресурсов. Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе

Благодаря федеральным и региональным программам, а также частным инициативам за последние несколько лет создана база для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году.

Рассматриваются некоторые проблемы создания электронных образовательных ресурсов для системы общего образования, а также принципы формирования целостной системы их разработки и массового использования, обеспечивающей возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня компетенций, особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации учащегося.

Информатизация - одно из важнейших направлений модернизации системы образования. Навыки в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наличие информационной и коммуникационной культуры, умение адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий являются непременным требованием, предъявляемым сегодня к каждому участнику образовательного процесса.

Благодаря федеральным и региональным программам, а также частным инициативам за последние несколько лет создана база для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году. Наличие технических условий подтверждают многие данные, в частности, проведенные в 2011 г. исследования НФПК. Так, все 100% опрошенных из более чем 5000 образовательных учреждений (ОУ) 53-х регионов РФ отметили наличие компьютеров в ОУ, более 90% отметили наличие интернета, и более 40% - наличие общешкольной локальной сети.

Однако эффективность использования ИКТ в образовании и на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Сегодня все педагоги обязаны использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, но по разным оценкам это количество составляет от 10 до максимум 50%, а эффективность использования составляет не более 10%.

Основные причины такого положения можно сформулировать следующим образом:

  • Отсутствует широкий спектр качественных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих требованиям ФГОС, программам обучения и педагогическим практикам. На полную обеспеченность ЭОР указали лишь 14% педагогов, почти половина педагогов (48,6%) говорит о нехватке или полном отсутствии ЭОР по своему предмету;
  • Отсутствуют общедоступные и апробированные методики применения ЭОР в образовательном процессе;
  • Отсутствует система сертификации электронного контента;
  • Отсутствует система распространения лучших педагогических практик, целостная система обмена опытом и методической поддержки педагогов по использованию ЭОР. Только треть опрошенных написали, что их поддерживают методические объединения различных уровней;
  • Большинство программ повышения квалификации касаются изучения ПО, и практически отсутствуют курсы по изучению различных методик встраивания ЭОР в образовательный процесс;
  • Не сформирована целостная система мотивации педагогов, обеспечивающая их заинтересованность во внедрении ЭОР. Так, более половины педагогов отметили, что использование ЭОР лишь увеличивает нагрузку на педагога, а кажущееся столь очевидным материальное поощрение за использование ЭОР имеет значение только для 8% педагогов;
  • Большинство педагогов отметили отсутствие необходимого спектра технических средств, а также их постоянной доступности, хотя, чем больше опыт педагога в области ИКТ, тем менее значимым для него является данный недостаток.

    Особо следует отметить проблемы, связанные с разработкой ЭОР:

  • Далеко не всегда разработчики образовательного контента заинтересованы в создании высококачественных дорогостоящих продуктов;
  • При реализации конкурсных процедур, как правило, сложно построить целостную систему взаимосвязанных госзаказов, обеспечивающих решение проблемы в целом, а не отдельных ее частей;
  • Конкурсные процедуры зачастую провоцируют потенциальных исполнителей на существенное сокращение сроков и снижение стоимости работ, что не может не влиять на их качество;
  • Длительность конкурсных процедур может не обеспечивать актуальности решаемых задач на стадии заключения контракта.

Формирование целостной системы разработки ЭОР, обеспечивающей создание ресурсов нового поколения и преодоление или минимизацию вышеперечисленных факторов, является одной из важнейших задач реализуемого в настоящий момент времени МОН РФ проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».

В рамках данного проекта создается целостная система, призванная обеспечить:

  • Разработку ЭОР и методик их использования в полном соответствии с ФГОСами и существующими педагогическими практиками;
  • Разработку системы оценки качества ресурсов, их апробации в реальном образовательном процессе и массового внедрения;
  • Повышение квалификации педагогов в области использования ЭОР по всем предметам школьной педагогики;
  • Создание системы методической и технической поддержки внедрения и использования ИКТ и ЭОР;
  • Создание единой информационной системы (контент-агрегатора), обеспечивающей агрегирование ресурсов, их экспертирование и распространение.

На настоящий момент времени разработано порядка 3000 ресурсов, сформирована система оценивания ЭОР, на основе которой были проанализированы все разработанные ЭОР и даны рекомендации по их доработке или передаче на апробацию. Разработаны более 700 методик по использованию различных типов ресурсов в образовательном процессе. Более 25000 педагогов прошли курсы повышения квалификации в области использования ЭОР в преподавании конкретных предметов. В состав методических on-line объединений вошли порядка 100000 педагогов, которые разработали почти 22000 рекомендаций по использованию отдельных ЭОР в образовательном процессе. Разработан прототип контент-агрегатора и начат процесс его опытной эксплуатации.

Шумихина Т.А., Авдеева С.М.
Национальный Фонд Подготовки Кадров (НФПК)

Учителю, включающему ЭОР в учебный процесс, необходимо осознавать важность таких специфических аспектов использования цифровой информации, как правовые нормы, вопросы защиты информации.

Знание правовых основ использования цифровой информации и ресурсов Интернета имеет важное значение для современного учителя, поскольку он может выступать как в роли потребителя электронных ресурсов, так и в роли их разработчика. Используя электронные материалы в рамках дистанционных образовательных технологий, учитель вовлекает обучающихся в обмен информацией с использованием локальных и глобальных сетей. Учителю важно знать, как он может правомерно использовать информацию из интернета; какие есть способы защиты собственной информации. Он должен строить сетевую коммуникацию со своими учениками на понятной правой основе, акцентировать их внимание на проблемных вопросах, демонстрировать примеры грамотного информационного поведения.

В условиях формирования правовых основ глобального информационного общества вопросы использования информационных технологий в образовательной сфере приобретают особую актуальность. Поэтому участники образовательного процесса должны иметь представление о современных тенденциях, влияющих на развитие организационно-правовых механизмов использования информационных ресурсов и технологий в образовательной сфере. Также необходимо учитывать требования законодательства, направленные на соблюдение конфиденциальности и безопасности данных, содержащихся в информационных системах образовательного назначения.

Действующее законодательство, регулирующее отношения по использованию информации и информационных технологий основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и ряде федеральных законов. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ впервые закрепил правовой статус электронного обучения.

Другой важный документ, имеющий отношение к развитию электронной образовательной среды - это государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», в которой подчеркнута необходимость свободного обмена информацией и знаниями.

Нормы информационного права не определяются специально для образовательной сферы, они являются общими. Многие из них описаны в таком нормативно правовом акт как Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 31.12.2014, с изм. и доп. от 01.09.2015). Права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на образовательные ресурсы регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 4).

Адресуя обучающихся к интернет-ресурсам, учитель должен акцентировать их внимание на том, что у любой информации есть автор. Согласно нормам об авторском праве, это право возникает в тот момент, когда информация зафиксирована на каком-то носителе. В качестве носителя информации рассматривается и сервер, на котором размещена информация, опубликованная в сети интернете. Только автор ресурса может разрешить использовать (например, копировать) его содержание. Но автор может также разрешить свободное использование электронного контента без ограничений или определить разрешенные виды использования.

Если на сайте или диске пользователь не обнаружил четко сформулированных правил использования ресурса, он должен обратиться за разрешением использовать содержание определенным образом к автору ресурса (контактная информация для обратной связи как правило указывается). Публикация материала целиком, в соответствии с действующим законодательством, возможна только после получения письменного разрешения автора или правообладателя.

Для определенных целей (информативные, образовательные, научные) разрешено цитировать опубликованные работы. Объем цитирования должен соответствовать той цели, для которой используется текст. При этом необходимо следить, чтобы от такого цитирования использованные работы не пострадали, что также является нарушением авторских прав.

Разрешено использовать тексты (иллюстрации, музыкальные фраменты, видео) в учебных целях. Но при этом запрещается переопубликовывать заимствованные материалы целиком на своих сайтах. Факты, идеи не охраняются авторским правом, но учитель не может заимствовать их описания, он должен рассказать (написать) о них самостоятельно или адресовать учеников к другим доступным ресурсам.

В Гражданском кодексе РФ нет специальной статьи, относящейся к интернет-ресурсам. Таким образом, в соответствии с этим документом, а также международными нормами, при цитировании публикаций, первоисточник которых находится на сайте, портале или другом интернет- ресурсе, действуют такие же правила, как и при цитировании печатных изданий. Но формат ссылки несколько отличается.

Цитируя интернет-ресурсы необходимо указать имя автора, название, дату публикации (если она указана), привести ссылку на источник (название сайта, интернет-адрес ресурса). Указывают также дату обращения к ресурсу. Начало и конец цитируемого фрагмента всегда выделяются кавычками.

Компьютерные программы, базы данных также являются объектами авторского права. На них распространяются такие же правила использования, как и на другие произведения.

Наряду с цифровыми ресурсами, права на которые могут быть ограничены только чтением, просмотром, существуют открытые ресурсы, которые добровольно переданы авторами для свободного использования. Подробно об открытых электронных ресурсах образовательного назначения вы узнаете в разделе 2.1.4.

Персоналии

Нельсон, Тед (Теодор Холм Нельсон, англ. Ted Nelson, Theodor Holm Nelson; родился 17 мая 1937)- американский социолог, философ и первооткрыватель в области информационных технологий. Изобретатель понятия «гипертекст» и ряда других терминов (Википедия).

Ланье, Джарон (англ. Jaron Zepel Lanier) - ученый в области визуализации данных и биометрических технологий, автор термина «виртуальная реальность».

Бим-Бад, Борис Михайлович - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

Вопросы и задания

  • 1. Назовите основные возможности, которые получает пользователь при чтении электронных книг.
  • 2. Поясните, за счет чего гипертекст активизирует взаимодействие обучающегося с образовательным контентом.
  • 3. Самостоятельно разработайте гипертекстовую структуру фрагмента содержания с использованием одной из гипертекстовых технологии.
  • 4. Поясните, как каждое из качеств современных электронных образовательных ресурсов (интерактивность, муль- тимедийность, адаптивность, индивидуализация действий с учебным содержанием, виртуализация образовательного контекста, игровые приемы, доступность, мобильность) позволяет создавать новую информационную и деятельностную основу для организации различных форм познания.
  • 5. Приведите примеры использования виртуальной реальности в образовательных целях.
  • 6. Просмотрите свои учебные работы, которые Вы выполняли ранее по разным дисциплинам. Оцените критически правильность цитирования Интернет-ресурсов.
  • 1. Воропаев, А. Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России: отраслевой доклад / А. Н. Воропаев, К. Б. Леонтьев. - М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.
  • 2. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
  • 3. Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. - СПб. : СГШГУКиТ, 2004.
  • 4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; нац. обществ.-науч. фонд; предс. научно-ред. совета В. С. Степин, 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль, 2010.
  • 5. Субботин, М. М. Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 18. - М. : ВИНИТИ, 2009.
  • 6. Bryson, S. Virtual Reality in Scientific Visualization // Communications of ACM. - 1996.
  • 7. Системы виртуальной реальности: учеб.-метод, пособие / составитель М. И. Осипов. - Нижний Новгород: Нижегородский госунивер- ситет, 2012.
  • 8. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • 9. Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 4).

Введение……………………………………………………….

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов …………………………

1.1 Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности ……………………………………………………...

1.2 Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов …………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………...

Приложения

Введение

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Актуальность разработки ЭОР связана с недостатком или отсутствием полноценных материалов по вновь введенным дисциплинам, внедрением методов дистанционного обучения в образовательный процесс, систематизацией и обобщением материалов преподавателей, необходимостью адаптации материалов для учебных программ и контингента студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Важно также иметь возможность постоянно развивать и совершенствовать имеющиеся обучающие материалы, сделать их максимально доступными для студентов. Электронные учебные пособия, разумеется, не являются копией бумажных, они должны включать средства навигации по учебному материалу, тезаурус, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала, а также средства привлечения внимания студентов, включая анимационные последовательности и активное содержимое.

Цель работы: Разработать ЭОР, для использования на уроках и в качестве методической копилки учителя;

    Изучить методическую литературу и источники сети Интернет;

    Изучить современные инструментальные программные средства для создания электронных образовательных ресурсов и сайтов.

    Определить структуру и содержание электронного образовательного ресурса «Профильное обучение информатике».

    Разработать ЭОР «Профильное обучение информатике».

Методы исследования

1 Теоретические основы разработки и использования электронных образовательных ресурсов

    1. Электронные образовательные ресурсы: понятия и разновидности

В настоящее время продолжается стремительная информатизация сферы образования, в частности, разработка электронных средств обучения. В связи с этим перед учебными заведениями стоит задача создания дополняющих учебники наборов электронных образовательных ресурсов (ЭОР): электронных курсов лекций, электронных учебных пособий, контрольно-измерительных материалов с постепенным переходом к созданию полных электронных модулей и электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, поддерживающих проведение всех видов занятий для получения соответствующих специальности компетенций.

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?

Всего их пять:

    интерактив;

    мультимедиа;

    моделинг;

    коммуникативность;

    производительность.

Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

    получение информации;

    практические занятия;

    аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

      конспекты не писать;

    сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;

    решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Такие учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ, является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ.

Классификацию электронных образовательных ресурсов целесообразно соотнести с видами образовательной деятельности. Наиболее известный вид – учебная работа, которая регламентируется Государственными образовательными стандартами (ГОС), учебными программами и организуется в различных формах: очной, заочной (дистанционной) и др. К учебной работе относится также сегмент самообразования, характерный для повышения профессиональной квалификации.

Значительное место в образовательной деятельности самых широких слоев населения определяется активностью, направленной на удовлетворение культурных и социальных запросов, разностороннее развитие личности и формирование общественной позиции.

К образовательной деятельности относится также получение справочной информации, необходимой в работе, учебе, личной жизни.

Соответственно, ЭОР разбиваются на три больших группы: учебные, социокультурные, информационно-справочные – рисунок 1.

Рисунок 1 – Классификация ЭОР

В рамках современной образовательной парадигмы, объединяющей три основных компонента обучения: получение информации, практические занятия и аттестацию, учебные продукты целесообразно подразделить на три соответствующих типа.

ЭОР можно классифицировать также по технологическим признакам, способам доставки и другим критериям. Для нас важно разделять текстографические ЭОР (иллюстрированный текст), аудиовизуальные (состоящие из одного медиаэлемента) и интерактивные мультимедийные ЭОР.

По способу доставки пользователю ЭОР подразделяются на продукты для глобальных компьютерных сетей, именуемые еще интернет-ресурсами, и ЭОР на локальных носителях (чаще всего – на оптических компакт-дисках).

Классификационная система ЭОР, позволяющая:

1) оперативно определять вид ЭОР в рамках предложенной системы;

2) выбирать адекватную технологию разработки нового или совершенствования ранее разработанного ЭОР, обеспечивающую его обучающую эффективность;

3) оптимизировать процесс анализа потребностей вузовского обучения в конкретных видах ЭОР (факультетов и кафедр) в соответствии с компетентностной моделью специалиста (выпускника кафедры, вуза).

При разработке классификационной системы ЭОР мы ориентировались на инновационные преобразования в области высшего профессионального образования и, прежде всего, на утверждение в современной высшей школе компетентностного, проектного и личностно ориентированного деятельностного подходов.

Концептуальной основойразработки оперативной системы классификации ЭОР стали следующие принципы:

    определение целевой (функциональной) направленности разрабатываемых ЭОР в соответствии:

    с логикой учебно-познавательного процесса, разворачивающегося по конкретной учебной дисциплине

    с запросами кафедры и ожидаемыми образовательными результатами в виде конкретных профессиональных компетенций или их структурных элементов;

    с необходимостью обеспечения заявленного уровня развития компетенций для конкретных специальностей;

    определение соответствия учебного содержания ЭОР новым моделям (технологиям) организации вузовского обучения (обеспечению необходимого уровня интерактивности организации учебного содержания ЭОР);

    использование достижений новых информационных технологий при разработке ЭОР;

    обеспечение всех компонентов образовательного процесса для формирования необходимых компетенций по специальности (на соответствующих кафедрах УрФУ).

Указанные принципы легли в основу выбора критериев нашей классификационной системы, в соответствии с которой все многообразие ЭОР, создаваемых в вузе, можно объединить в следующие группы:

    ЭОР, различающиеся по критерию функционального предназначения, а именно:

    информационные ЭОР (вспомогательные и справочные источники информации: справочники, словари, электронные энциклопедии, библиография (основная и дополнительная литература), сайтография и т.п.);

    обучающие ЭОР (видеолекции, электронные УМК, электронные учебники система электронных практических занятий, виртуальные лабораторные работы и т.п.,);

    контрольно-диагностические ЭОР.

    ЭОР, различающиеся по уровню интерактивности (по форме взаимодействия пользователя с контентом ЭОР – Осин):

    ЭОР, предполагающие работу пользователя с неизменным видом контента (условно-пассивная форма интерактивности) ;

    ЭОР, обеспечивающие взаимодействие с контентом на уровне элементарных операций с его элементами (условно-активная форма интерактивности);

    ЭОР, предполагающие самостоятельный выбор пользователем методически обоснованной последовательности действий, приводящих к заданному обучающему результату (деятельная форма интерактивности);

    ЭОР, обеспечивающие произвольную манипуляцию с объектами и процессами, представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с контентом (исследовательская форма интерактивности).

3. ЭОР, различающиеся по способу взаимодействия пользователя с ресурсом:

    с помощью персонального компьютера (с локального носителя, через Интернет);

    сопроводительные ЭОР (используется преподавателем в мультимедийной аудитории, в компьютерном классе, для web-семинара);

    работа с использованием мобильных устройств;

    интеграция в систему управления процессом обучения (LMS);

    с помощью электронной книжки (Elnk).

4. ЭОР, различающиеся по формату представления:

    текстовые документы (MS Word, Adobe PDF, HTML, CHM) ;

    тексты с автоматизацией проверки;

    видео и аудио файлы;

    интерактивные мультимедиа ресурсы (Adobe Flash);

    презентации (Power Point);

    программные продукты (виртуальные практикумы);

    с интегрированием видео, аудио и flash компонентами;

    SCORM – пакеты.

5. ЭОР, различающиеся по технологии изготовления:

    электронный учебник в формате SCORM;

    видео-ресурс;

    HTML + Flash (mediatransformater) ;

    Flash-ресурс.

Разработанная классификация ЭОР в соответствии со спецификой обучающей деятельности на кафедрах и факультетах будет способствовать адекватности выбора ЭОР и повышению эффективности обучения на их основе.

С целью обеспечения единой терминологии вводится следующая классификация ЭОР:

    Нормативно-методические ЭОР (учебные планы, рабочие программы дисциплин).

Обучающие основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний; по функциональному признаку (значению и месту в учебном процессе) делятся на:

  • информационно-обучающие (учебники: сетевые, мультимедийные, электронные текстовые; учебные пособия; электронные учебные издания; лекции (тексты лекций (полные, краткие), конспекты лекций, видео- и аудио лекции (их курсы и фрагменты);

    информационно-вспомогательные(справочники, словари/глоссарии, электронные энциклопедии, сборники документов и материалов, указатели научной и учебной литературы (библиография – основная и дополнительная литература –, сайтография), научные публикации педагогов, материалы конференций статьи специалистов, первоисточники, фрагменты из бумажных учебных пособий, фрагменты чат-занятий, стенограммы проведенных ранее чат-дискуссий по изучаемой теме, авторские работы обучаемых по изучаемой теме или их значимые фрагменты, рецензии специалистов на работы студентов, презентации, сопровождающие лекцию / практическую / лабораторную работу, хрестоматии);

    практико-ориентированные (задания для самостоятельной работы студентов, практикумы, сборники задач и упражнений, виртуальные лабораторные и практические работы, семинарские занятия и т.п.);

    контрольно-диагностирующие (задания для самоконтроля).

    Контролирующие (аттестационно-педагогические измерительные материалы, тестирующие программы, банки тем рефератов, курсовых проектов и работ, контрольных заданий).

Электронные образовательные ресурсы существенно упрощают работу учителя. Они позволяют полноценно использовать новые педагогические инструменты - интерактив, мультимедиа, моделирование. Ученику становится интересно изучать данный предмет. Причём ученик, может двигаться в индивидуальном темпе. Если какой-либо материал ученик не понял или пропустил, то повторить материал становится гораздо проще - достаточно просто перейти к нужной теме и ему будет еще раз рассказана теория по этой теме. Ученик может пользоваться электронным учебником и дома.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGIC ASPECTS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES DEVELOPMENT / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Суворова Татьяна Николаевна

В статье проанализировано текущее состояние в области разработки и применения электронных образовательных ресурсов . Раскрыты причины создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с низким уровнем дидактических и потребительских характеристик. Одна из этих причин заключается в том, что заказчики (педагоги и методисты), как правило, не способны предоставить исчерпывающие психолого-педагогические и дидактические требования, на основании которых можно было бы создать подробное техническое задание на разработку электронных образовательных ресурсов силами ИТ-специалистов и компьютерных дизайнеров. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации на основе применения системно-деятельностного подхода . Для этого существует ряд предпосылок, одна из которых заключается в том, что системно-деятельностный подход на сегодняшний день наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний и структуру учебной деятельности обучающихся.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Суворова Татьяна Николаевна

  • Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока

    2016 / Зенкина С.В., Суворова Т.Н.
  • Информационные технологии в организационно-методическом сопровождении введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (на примере спортивного вуза)

    2013 / Хадиуллина Резеда Ринатовна, Шамсувалеева Эльмира Шамилевна
  • 2018 / Гринберг Г.М., Николаева Ю.С., Хегай Л.Б.
  • Подходы к разработке и применению интерактивных образовательных модулей в вузе

    2014 / Овчинникова Екатерина Владимировна, Чискидов Сергей Васильевич, Павличева Елена Николаевна
  • О дидактической продуктивности электронных образовательных ресурсов для реализации смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника

    2016 / Васин Евгений Константинович
  • 2017 / Гринберг Георгий Михайлович, Николаева Юлия Сергеевна, Хегай Людмила Борисовна
  • Дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов

    2016 / Зияудинова С.М., Зияудинов М.Д., Раджабалиев Г.П.
  • Некоторые проблемы в подготовке студентов педагогических вузов к проектированию электронных образовательных ресурсов

    2017 / Карбозова Жанар Женисовна
  • О роли электронного обучения иностранному языку в формировании информационно-коммуникационной компетентности студентов

    2017 / Васьбиева Динара Гиниятулловна
  • Видовая классификация электронных образовательных ресурсов: опыт разработки в объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование"

    2018 / Галкина Александра Ивановна, Бурнашева Екатерина Александровна, Гришан Игорь Александрович, Кадырова Эльвира Алиевна

Groundings for system-activity approach in solving problems during development of electronic educational resources

The paper analyzes the current status of development and application of electronic educational resources . The reasons of electronic educational resources with low didactic and consumer characteristics are revealed. One of the reasons is that customers (teachers and methodists) usually are not able to provide comprehensive psychological-pedagogic and didactic requirements, on which base it would be possible to create the detailed specification for development of electronic educational resources by IT professionals and computer designers. The reasons can be solved by use of system-activity approach in process of resources design. There is a number of preconditions, one of which is that system-activity approach is fully describes the basic psychological conditions and mechanisms of learning process and the structure of students learning activities

Текст научной работы на тему «Применение системно-деятельностного подхода к решению проблем разработки электронных образовательных ресурсов»

3. Monahov V. M. Instructional Design - modern tool didactic research. // School technology. 2001. № 5. Pp. 75-98.

4. Episheva O. B. The technology of teaching mathematics based on the activity approach. Moscow: Enlightenment, 2003.

5. Monahov V. M. Technological basics of design and construction of the educational process. Volgograd: Peremena Publ. 1995.

7. Evsjukova E. V. Design of correction work in the process of training future teachers of mathematics elements of logic and set theory in pedagogical institute: Auth. disser. of the cand. of ped. sci. Omsk, 2007.

8. Evsjukova E. V. Work on improvement, aimed at achieving understanding, in teaching mathematics to undergraduate students// Tyumen State University Herald. 2014. № 9. Pp. 62-68; Breytigam E. K., Kiselnikov I. V. Achieving understanding, design and implementation of a process approach to ensure the quality of personal developing training. Barnaul: AltSPA, 2011.

9. Testov V. A. The main trends in the development of mathematical education. // XXIII Proceedings of the international science universities of mathematics and computer science universities and pedagogical institutes, dedicated to the 100th anniversary Vyatka State University of Humanities. Kirov: Raduga-PRESS. 2014. Pp. 105-115.

Т. Н. Суворова

Применение системно-деятельностного подхода к решению проблем разработки электронных образовательных ресурсов

В статье проанализировано текущее состояние в области разработки и применения электронных образовательных ресурсов. Раскрыты причины создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) с низким уровнем дидактических и потребительских характеристик. Одна из этих причин заключается в том, что заказчики (педагоги и методисты), как правило, не способны предоставить исчерпывающие психолого-педагогические и дидактические требования, на основании которых можно было бы создать подробное техническое задание на разработку электронных образовательных ресурсов силами ИТ-специалистов и компьютерных дизайнеров. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации на основе применения систем-но-деятельностного подхода. Для этого существует ряд предпосылок, одна из которых заключается в том, что системно-деятельностный подход на сегодняшний день наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний и структуру учебной деятельности обучающихся.

The paper analyzes the current status of development and application of electronic educational resources. The reasons of electronic educational resources with low didactic and consumer characteristics are revealed. One of the reasons is that customers (teachers and methodists) usually are not able to provide comprehensive psychological-pedagogic and didactic requirements, on which base it would be possible to create the detailed specification for development of electronic educational resources by IT professionals and computer designers. The reasons can be solved by use of system-activity approach in process of resources design. There is a number of preconditions, one of which is that system-activity approach is fully describes the basic psychological conditions and mechanisms of learning process and the structure of students learning activities

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, психолого-педагогические аспекты разработки электронных образовательных ресурсов, системно-деятельностный подход.

Keywords: electronic educational resources, psychological-pedagogic aspects of electronic educational resources development, system-activity approach.

Как показывает практика, в учебном процессе регулярному использованию подвержен лишь незначительный процент разработанных электронных образовательных ресурсов, и из всех используемых ЭОР высокой эффективностью обладают лишь порядка 5% . Среди причин низкого уровня дидактических и потребительских характеристик разработок в сфере электронного обучения - отсталость методических аспектов электронного обучения от развития технических средств и закрытость большинства разработок, которая не позволяет преподавателям и обучающимся вносить изменения и использовать какие-либо фрагменты ЭОР для собственных разработок . Кроме того, большинство этих разработок не опирается ни на методологию дидактики, ни на теоретические или концептуальные разработки в области информатизации образования и т. д.

© Суворова Т. Н., 2015 100

Зачастую электронные образовательные ресурсы встраиваются в традиционную модель обучения (например, применяются лекции-инструкции, к которым иногда «для развития познавательного интереса» добавляют слайды, анимированные картинки и видеофрагменты и т. д.). Однако такая форма обучения носит пассивный, не деятельностный характер. Практическая работа, как правило, реализуется через взаимодействие с программами-тренажерами. Контроль все чаще сводится к тестам на выбор правильного ответа из нескольких предложенных. При этом взаимодействие учителя и обучающихся крайне ограничено, что неизбежно создает социальную изоляцию, осложняет понимание проблем восприятия учебного материала обучающимися и развитие их коммуникативных способностей.

И эта картина складывается, несмотря на то что в огромном количестве психолого-педагогических трудов декларируются уникальные возможности средств информационных технологий для достижения высоких образовательных результатов. Действительно, современные информационные технологии обладают значительным потенциалом для реализации новых видов учебной деятельности, для индивидуализации учебного процесса, организации совместной деятельности и расширения образовательного контента.

Тогда возникает вопрос, в чем причина такого диссонанса между уникальными потенциальными возможностями средств информационных технологий и широким распространением ЭОР низкого качеств?

На самом деле существует целый ряд причин. Одна из них - экономическая. ЭОР, нацеленные на отработку репродуктивных навыков, необходимых, например, для успешной сдачи экзаменов (ЕГЭ), относительно недороги и востребованы на репетиторском рынке. А производство качественных ЭОР, построенных на основе развивающих программ, стимулирующих мыслительные процессы обучающихся, требует значительных временных затрат (разработка, апробация, учет замечаний участников образовательного процесса с использованием тестируемого ЭОР, тестирование, отладка и т. д.), ресурсных затрат (все указанные этапы производятся целым коллективом специалистов различного профиля с использованием программно-аппаратных комплексов) и, как следствие, становится дорогостоящим, и без поддержки крупных фирм или государства вряд ли может быть реализовано (ориентировочная стоимость разработки одного учебного курса - $15-30 тыс. ).

Среди психолого-педагогических причин можно назвать следующие: 1) попытка встроить ЭОР в традиционную (по целям, содержанию, формам и методам) образовательную среду; 2) направленность ЭОР на использование их наиболее очевидных потенциальных возможностей (визуализация, автоматизация контроля, отработка типовых умений) вместо их ориентации на решение актуальных и перспективных задач образования; 3) отсутствие четкой научно обоснованной процедуры педагогической экспертизы разработанных ЭОР; 4) отсутствие преемственности программных средств в рамках изучения тем, разделов, а тем более целостного курса по какому-либо предмету; 5) недостаточная профессиональная подготовленность учителей, внедряющих ЭОР в учебный процесс; 6) отсутствие системы подготовки учителей к самостоятельной разработке простейших ЭОР и формулировке требований технического задания на разработку более сложных ЭОР. Указанные причины имеют единые корни, которые, в конечном счете, обусловлены недостаточной проработанностью психолого-педагогических аспектов создания ЭОР.

Разработка электронных образовательных ресурсов происходит чаще всего по одному из двух сценариев. В первом варианте - это попытки создания ЭОР собственными силами учителей-предметников, которые, как правило, приводят к созданию продукта примитивного с технической и дизайн-эргономической точек зрения. Во втором варианте - это разработка ЭОР 1Т-специалистами без четко сформулированных педагогами требований к будущему продукту, что приводит к появлению продуктов, созданных программистами «по своему разумению», согласно имеющимся у них представлениям об образовательном процессе, сложившимся в процессе их собственного жизненного опыта: во время обучения в школе, в вузе и т. д. В таком случае ЭОР создаются под традиционную модель обучения без опоры на современные достижения в области психологии и дидактики. В результате разработанные ЭОР оказываются неадекватными реальным потребностям образования, назначению ЭОР как инструмента реализации и поддержки видов учебной деятельности.

Проблема второго варианта заключается в том, что заказчики (педагоги и методисты), как правило, не способны предоставить исчерпывающие психолого-педагогические и дидактические требования, на основании которых можно было бы создать подробное техническое задание на разработку ЭОР:

Четко выделить цели обучения, которые они планируют достичь с использованием этого продукта,

Структурно и процессуально описать деятельность учителя и обучающихся в ходе работы

Эффективно реализовать дидактические функции информационных технологий в учебном процессе, максимально используя при этом специфические дидактические возможности ЭОР,

Интегрировать в единую систему требований дидактические, методические, психолого-педагогические и прочие требования к создаваемой среде.

Этот аспект проблемы проступает особенно ярко на современном этапе развития информационных технологий, когда программисты уже обладают колоссальными программными и аппаратными ресурсами, позволяющими создавать информационные продукты, соответствующие практически любым запросам заказчика. И как показывает практика, существует немало фирм-разработчиков, стремящихся реализовать качественные программные продукты образовательного назначения и ожидающих заказа с развернутыми требованиями к их контенту и функционалу. В этой цепочке информационного взаимодействия заказчика и исполнителя основные проблемы сосредоточены на этапе «внешнего» проектирования ЭОР, на стороне заказчика.

Они возникают поэтапно:

При разработке концепции конкретной информационной образовательной среды и ЭОР как органично включенного в нее компонента, взаимодействующего с другими компонентами системы и повышающего эффективность среды в целом за счет получения синергетического эффекта;

При формулировке единой системы требований к создаваемому ЭОР (дидактических, методических, технических и психолого-педагогических требований системно-деятельностного подхода в обучении);

При формулировке технического задания на разработку программного продукта.

Нельзя сказать, что проблема эта осознана впервые. Еще в 2012 г. коллектив авторов

В. В. Белага, В. В. Жумаев и М. С. Стеценко на основе собственного опыта создания компьютерных образовательных продуктов пришел к выводу, что концептуальные недоработки в сфере проектирования электронных средств обучения приводят к отсутствию взаимопонимания между специалистами, участвующими в разработке, к дополнительным финансовым и временным затратам и неудовлетворительному качеству конечного продукта. В целях компенсации данных недоработок авторами предложена методика управления требованиями и формальной постановки задачи на начальной стадии проектирования компьютерных средств обучения для общеобразовательной школы. Одним из ориентиров исследования названа нацеленность создаваемых продуктов на дальнейшую реализацию системно-деятельностного подхода и индивидуализацию обучения. Однако, к сожалению, на этом следы системно-деятельностного подхода в описании данной методики теряются.

Для решения проблемы взаимопонимания и взаимодействия между группами специалистов (педагогами и программистами) авторы методики вводят ролевую группу «Методист», включающую в себя специалистов, адаптирующих материалы учебного курса и методики преподавания к условиям его использования в виде электронного образовательного продукта. Однако, во-первых, остается без ответа следующий вопрос: каким образом методист решает задачу формализации объектов и процессов такой трудно формализуемой и имеющей творческий характер области, как учебная деятельность, во-вторых, данное предложение не обладает какой-либо новизной: еще в 2003 г. А. И. Башмаков и И. А. Башмаков, перечисляя базовые категории специалистов, необходимые для формирования команды разработчиков компьютерных учебников и компьютерных обучающих систем, уже предлагали роль «компьютерного методиста» в качестве посредника между авторами («специалистами в предметной области, рассматриваемой в компьютерном учебнике») и программистами, но тем не менее, как показывает практика, такой «прорыв» в идеологии разработки ЭОР не принес ощутимых результатов .

Таким образом, есть основания предполагать, что к настоящему времени проблема взаимопонимания между участниками процесса разработки электронных образовательных ресурсов до конца не решена и остается еще ряд задач, требующих теоретического осмысления.

Одним из шагов к решению данной проблемы может стать внедрение системно-деятель-ностного подхода к разработке ЭОР в качестве основы для формулировки требований к создаваемым ЭОР, зафиксированных в техническом задании. Для этого существует целый ряд предпосылок.

Во-первых, системно-деятельностный подход на сегодняшний день наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний и структуру учебной деятельности обучающихся.

Во-вторых, электронные образовательные ресурсы должны разрабатываться как компонент системы - информационно-образовательной среды, а фундаментом ее проектирования, как следует из Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, явля-102

ется системно-деятельностный подход. Было бы естественным производить разработку компонента среды в русле той же идеологии, согласно которой разрабатывается сама среда.

В-третьих, аппарат системно-деятельностного подхода обладает потенциальной способностью решить вопрос формализации знаний в такой трудно формализуемой области, как педагогика. Напомним, что согласно этому подходу учебная деятельность раскладывается на действия, а те в свою очередь - на элементарные операции, а пооперациональный состав деятельности очень важен для однозначного восприятия технического задания программистами.

В-четвертых, одним из направлений совершенствования методики разработки ЭОР является придание ей гибкости и мобильности в современных условиях стремительного развития информационных технологий и потребностей образования (в том числе разнообразия предметных областей). В этом смысле системно-деятельностный подход представляет собой особую ценность, поскольку его принципы инвариантны и универсальны. Они могут быть применены к разработке ЭОР по любому школьному предмету и остаются неизменными в отличие, например, от технических аспектов разработки, требования к которым стремительно устаревают (например, вес устройства, диагональ экрана, разрешение экрана, количество отображаемых оттенков, яркость экрана, объем памяти, время активной автономной работы, частотные характеристики средств воспроизведения аудиоинформации, требования к операционным системам, прикладным программам и т. д.).

Рассматривая процесс проектирования информационно-образовательной среды и создания электронных образовательных ресурсов как ее ключевого компонента, считаем необходимым вооружить заказчиков программных продуктов образовательного назначения (учителей и методистов) таким инструментом, как системно-деятельностный подход к разработке технического задания и формулировке требований. Для этого необходимо включить соответствующие разделы в программы педагогических вузов и программы переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Примечания

1. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988; Печников А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995.

2. СолововА. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: «Новая техника», 2006.

3. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.

4. Онлайн-образование coursera. URL: https://www.coursera.org

5. Белага В. В., Жумаев В. В., Стеценко М. С. Методика управления требованиями и формальная постановка задачи на начальной стадии проектирования компьютерных средств обучения для общеобразовательной школы // Открытое образование. 2012. № 4. С. 4-14.

6. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.

1. Mashbits E. I. Psihologo- pedagogicheskie problemy komp"yuterizacii obucheniya . M. Pedagogica. 1988; Pechnikov A. N. Teoreticheskie osnovy psihologo- pedagogicheskogo proektirovaniya avtomatizirovannyh obuchayushchih sistem . Petrodvorets. Naval Institute of Radioelec-tronics named after A. S. Popov. 1995.

2. Solovov A.V. Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya . Samara. "New techniques". 2006.

3. Robert I. V. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol"zovaniya . M. IIO RAE. 2010.

4. Online education coursera. Available at: https://www.coursera.org

5. Belaga V. V., Zhumayev V. V., Stetsenko M. S. Metodika upravleniya trebovaniyami i formal"naya postanovka zadachi na nachal"noj stadii proektirovaniya komp"yuternyh sredstv obucheniya dlya obshcheobra-zovatel"noj shkoly // Otkrytoe obrazovanie - Open education. 2012, No. 4, pp. 4-14.

6. Bashmakov A. I., Bashmakov I. A. Razrabotka komp"yuternyh uchebnikov i obuchayushchih sistem . M. Publishing house "Filin". 2003.

Электронные учебные материалы


Электронные ресурсы в образовании:

  • Для учащихся

  • Для педагогов

  • Организация единой информационной образовательной среды (школы, муниципалитета, региона и т.п.)


Повышение эффективности процесса -

  • главная цель применения ЭОР

  • (достижение цели с меньшими затратами и большим качеством)


ЭОР для учащихся


Электронные учебные материалы


Эффективность использования

  • Педагогическая целесообразность

  • Технологическая целесообразность


Педагогический дизайн

  • Педагогический дизайн

  • Разработка учебной архитектуры

  • Проектирование учебной среды


  • - конструктивистский

  • целеориентированный


Навыки 21 века

  • Коммуникативные навыки

  • Навыки решения проблем

  • Самоорганизация

  • Социальная ответственность


Информационное общество

  • Возрастание объемов информации (с середины 20 века):

  • Количество научных публикаций удваивается:

  • С 1900 года – каждые 50 лет

  • С 1950 – каждые 10 лет

  • С 1970 – каждые 5 лет

  • С 1990 – каждый год


Изменение структуры экономики в информационном обществе

  • 2/3 рабочих мест, появившихся с 1990 относятся к высокотехнологичным областям и управлению

  • В Европе в 1970 году было 35% рабочих мест, не требующих квалификации

  • В 2010 – их останется только 10%


Навыки 21 века

  • Ответственность и адаптивность.

  • Коммуникативные навыки

  • Творческая и интеллектуальная активность

  • Критическое и системное мышление

  • Информационно-коммуникационные навыки.

  • Навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества

  • Навыки решения проблем

  • Самоорганизация

  • Социальная ответственность


Два подхода в области современного педагогического дизайна

  • - конструктивистский

  • целеориентированный


Определение целей обучения

  • Цели – это то поведение, те знания, навыки и умения, которые должен продемонстрировать обучаемый, чтобы его можно было назвать «компетентным».

  • Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс


Определение целей обучения

  • Что именно сможет делать обучаемый?

  • При каких условиях он это сможет делать?

  • Насколько хорошо он это сможет делать?


Определение целей обучения


Определение целей обучения

  • Перечислить не менее 5 наркотических веществ, пагубно влияющих на здоровье человека;

  • Написать названия не менее трех галлюциногенов, описать их вредоносное воздействие;

  • Распознавать алкоголь как один из наркотиков;

  • Перечислить последствия неумеренного или продолжительного употребления алкоголя


Три метафоры компьютерного обучения


Позиция разработчика учебных материалов


Компьютер как хранилище информации

  • Компьютер - книга, где читателю доступен нелинейный текст (гипертекст), а картинки включают статическую графику, анимацию, видео и аудиофрагменты.


Достоинства:

  • Простота организации материала

  • Обучаемый не ограничен логикой учебного материала


Вывод:

  • Этот подход полезен для подготовленного пользователя, который может самостоятельно организовать работу с информацией, и умеет учиться.

  • Этот подход неприемлем для малоподготовленного пользователя, который еще не умеет ориентироваться в материале


Компьютер как развивающая среда

  • Компьютер - среда для свободного экспериментирования, в которой можно «играть» с объектами и таким образом получить представление о их возможностях и свойствах


Достоинства:

  • Присвоение учащимися новых способов действий

  • Единственный способ научить решению нестандартных задач


Вывод:

  • Работу с такими средами до сих пор относят к привилегии одаренных детей, и она выходит за рамки традиционной школьной педагогики,

  • Работа с развивающими средами вписывается в стандартный учебный процесс только при высокой квалификации учителя


Компьютер как обучающее устройство

  • Компьютер - регулировщик, который определяет скорость и направление движения ученика при освоении учебного материала


Достоинства:

  • Постоянный и полный контроль действий учащихся

  • Не требуются навыки самостоятельной работы учащихся


Вывод:

  • Этот подход подходит для малоподготовленного учащегося, который еще не до конца освоил алгоритмы и шаблоны действий.

  • В рамках этого подхода нельзя научить решать самостоятельные или творческие задачи



Критерии выбора подхода при создании учебных материалов

  • Уровень исходной подготовки учащихся

  • Содержание обучения, осваиваемые виды и способы деятельности


Критерии выбора подхода при создании учебных материалов

  • Развивающая среда также не направляет активность обучаемых, но ограничивает ее правилами функционирования учебной компьютерной среды.

  • Знакомый с этими правилами ученик "творит" то, что считает нужным.


Критерии выбора подхода при создании учебных материалов

  • проинформировать, напомнить - энциклопедия

  • закрепить знание фактов, обучить правилам работы (отработать соответствующие навыки - тренажер.

  • развитие творческих способностей, способов произвольных форм деятельности - развивающая среда


Электронные учебники

  • Обычно совмещают в себе функции энциклопедии и тренажера



Объяснение нового материала

  • Объяснение нового материала

  • Тренинг на закрепление пройденного

  • Тестирование





Недостатки электронных учебников

  • В электронных учебниках нет:

  • учета психолого-педагогических требований;

  • адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.);

  • междисциплинарных связей и строгой преемственности материала;


При оценке ЭУ учитываются:

  • Технические характеристики

  • Эргономические параметры

  • Содержательный и методический компонент



Сетевые образовательные ресурсы для учащихся

  • Обучающие информационные материалы

  • Обучающие олимпиады и конкурсы

  • Дистанционные курсы


Телекоммуникационные проекты


Математическая игра Кенгуру

  • Игра-конкурс – для младших классов

  • http://www.kenguru.sp.ru/


Центр "Эйдос“ http://www.eidos.ru/

  • Центр дистанционного образования "Эйдос" проводит для школьников дистанционные образовательные проекты, в которых могут принять участие все зарегистрированные учащиеся.

  • Победители проектов получают призы!

  • Для участия в дистанционных проектах необходимо выслать заявку в срок, обозначенный в положении выбранного проекта. Предварительно можно познакомиться с работами призёров предыдущих версий проекта.

  • ВАЛЕНТИНКИ

  • ЛЕТОПИСЬ ПОБЕДЫ

  • ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД

  • КУНСТКАМЕРА ФЕНОМЕНОВ

  • ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

  • ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ РОДОСЛОВНЫЕ

  • ВИТРИНА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОТКРЫТОК

  • ВЫСТАВКА ТРИПТИХОВ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


Права и дети в интернете http://school-sector.relarn.ru/




Детские проекты http://www.solnet.ee/


Региональные конкурсы и проекты

  • Школьных команд

  • Флеш-открытка


ЭОР для учителя


ЭОР для учителя

  • методические, нормативные, информационные материалы (сайты, порталы, рассылки)

  • консультирование (форумы)

  • профессиональные сетевые сообщества

  • учебные материалы (дистанционные курсы)


Порталы

  • http://saripkro.ru/useful_links.html

  • http://edu.seun.ru/


Сетевое сообщество методистов

  • http://som.fsio.ru/


Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • http://window.edu.ru/


Сеть творческих учителей it-n.ru


Сетевое сообщество учителей информатики Саратовской области

  • http://community.livejournal.com/iteachers_sar


Дистанционные курсы СарИПКиПРО


Средства организации единой информационной среды


Единая информационная среда

  • - внутри школы (медиатека)

  • муниципальной (сайт, сообщества)

  • http://www.mouoadm.ru/

  • региональной (порталы, сообщества, вики-сервера)


Учителю нужны в Сети:

  • Методические, учебные, нормативные материалы;

  • Возможность проконсультироваться и получить помощь;

  • Возможность обучаться;

  • Возможность презентовать свой опыт (конкурсы, наработки)