Подготовка творческих проектов к участию в олимпиадах. История успеха

Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах многих стран предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология отражает совокупность сконцентрированных основ всех областей накопленных человечеством знаний по получению, преобразованию и использованию материалов и информации. Является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.

Методом, способным связать воедино решение многих проблем, может стать, при верном подходе, метод проектов, который позволяет качественно выверить содержание тем и разделов программы, уровень усвоения школьниками учебного материала, активизирует творческое развитие личности и формирует качества, необходимые для успешной социальной адаптации.

Метод проектов - комплексный обучающий метод, метод развивающего обучения, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.

При всех проблемах в организации преподавания «Технологии» в школах в нашей области с 2005 года проводятся олимпиады по этому предмету. Первый этап - школьный, второй - районный, третий - областной. Победители областного этапа участвуют в заключительном Всероссийском этапе олимпиады по технологии. На первом и втором этапах выступают почти все районы, а на третий этап многие районы не посылают своих представителей призеров из-за того, что не могут или не хотят найти средства, необходимые для проживания детей в г. Воронеже. Тем самым не дают возможность детям проявить себя в этой области, а в дальнейшем, может быть, и возможность поступить в педуниверситет без экзаменов.

Местом проведения третьего этапа олимпиады по технологии являются мастерские и учебные аудитории Воронежского государственного педагогического университета. На олимпиаду представляют проекты учащихся 8-11 классов по базовым разделам обязательного минимума содержания по технологии (технологии обработки конструкционных и поделочных материалов; культура дома; технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; электротехника и электроника; технологии сельскохозяйственного производства).

Творческие проекты охватывают один или несколько разделов содержания по технологии и включают учебный материал как из общих разделов (информационные технологии; черчение и графика; основы предпринимательства; основы проектирования, профессиональное самоопределение), так и из разных основ наук, изучаемых в школе, что способствует пониманию учащимися значения знаний в практической деятельности.

Олимпиады проводятся по двум направлениям: технический труд (юноши) и обслуживающий труд (девушки) в три этапа: проверка теоретических знаний (тестирование), проверка практических умений (выполнение практического задания по инструкционно-технологическим картам) и защита проекта. Причем, в проекте оцениваются: его практическая часть, пояснительная записка и публичная защита проекта с использованием электронной презентации.

Опыт участия в проведении региональных и областных олимпиад свидетельствует о том, что в процессе подготовки учащихся к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству её оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозможности уяснения мотивов выбора темы, нечёткого изложения содержания этапов работы.

Учитель, помогающий учащемуся выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводится не более семи минут. При создании мультимедийной презентации необходимо добиваться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты и прозрачности предъявляемого материала.

Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и необходима для комментария конкретного слайда;

Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено;

Пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на фразу, оптимально - одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально;

Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам - в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами - время дорого.

Уже первые представители Воронежской области на VI Всероссийской олимпиаде школьников по технологии показали высокие результаты и были награждены грамотами и подарками. Это Фартыгина Элина, в настоящее время магистрантка 1-го года обучения по направлению «Технологическое образование», Китаев Евгений - закончил в 2009 году Воронежский государственный педагогический университет, получив диплом специалиста, Завражнов Дмитрий. Каждый год призеры областной олимпиады принимают участие во Всероссийской олимпиаде по технологии и всегда занимают или призовые места, или получают награды в различных номинациях.

Но наряду с достижениями олимпиады выявляют и проблемы технологического образования в целом и уровень подготовки по отдельным направлениям и разделам технологии в частности. Так, результаты практических туров показали довольно низкий уровень умений работы учащихся на современных швейных машинах; недостаточно хорошее пользование инструкционно-технологическими картами; не всегда информативную презентацию. Много нареканий у жюри вызывает небрежное отношение как учащихся, так и учителей к соблюдению правил техники безопасности при проведении практического тура в учебных мастерских ВГПУ и на этапах выполнения творческих проектов (это выявляется в ходе проверки пояснительных записок). Хотелось бы видеть больше проектов социального назначения, по электротехнике и электронике, по краеведению; комплексных многофункциональных проектов с использованием малоизвестных или новых технологий.

Выполнение проектов способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и играет большую роль в развитии творческих способностей учащихся, в выявлении их интересов и склонностей, что в свою очередь формирует профессиональную направленность и желание заниматься исследовательской работой. Студенты, поступившие на учебу в наш университет по результатам олимпиад, характеризуются, как правило, только с положительной стороны: они хорошо учатся, активны, многие из них продолжают учебу в магистратуре. Владение проектной деятельностью позволяет студентам глубже оценить значимость «Технологии» в жизни человека и общества определяется требованиями .

Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в нашей школе есть!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карадуванская средняя общеобразовательная школа»

Проект

Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам

Разработчик программы:

Учитель технологии

Фаткырахманов Р.А. .

Балтаси 2013

Краткая аннотация проекта

Олимпиадное движение - это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в нашей школе есть!

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

Выявление одаренных детей;

Развитие творческих способностей на уроках;

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Актуальность и перспективность проекта

Актуальность выбора темы обусловлена модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам с учетом личностно ориентированного подхода.

Технология – это предмет, с помощью которого можно развить ребенка, воздействуя на моторику рук, успокоить его нервную систему, научить его образно мыслить, помочь человеку в социально –экономическом аспекте, научив его изготавливать предметы быта собственными руками, подготовить к суровой правде жизни.

1.2 Проблема проекта

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:

  • низкая мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • создание системы, развивающей творческую личность.

Образовательный стандарт по технологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общетрудовых умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».

Выявление и отбор детей с признаками одаренности: наблюдения родителей и учителей, диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам (обычно повышенной трудности и объема) и в данном образовательном учреждении. Теория и практика показывают, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной - двух методик и должна включать три этапа: общая групповая диагностика, индивидуальная диагностика и собеседование. Применяемые для решения этой проблемы методики могут быть разными, поскольку главное требование к ним – это обеспечить возможность нахождения и отбора «своего ученика».

1.3 Цель проекта

Создать модель работы с одаренными детьми, в условиях современной сельской школы для подготовки их к успешному выступлению на предметных олимпиадах

- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности

1.4 Задачи проекта:

Разработка и апробация научно-методических материалов по формированию и развитию компетентностей учащихся:

  • логического мышления
  • интеллектуальных и творческих способностей
  • привитие навыка самостоятельного поиска информации
  • развитие познавательной деятельности
  • выработка умений учащихся к организации своего труда и отдыха
  • развитие коммуникативных навыков

Создание пространства для творческого самовыражения учащихся, характеризующегоя комфортным психологическим климатом и положительной мотивацией

- формирование банка творческих продуктов

2. Реализация проекта

Основные заповеди:

· человек, если он на своем месте, обязательно будет приносить пользу, так помогите ему найти его место;

· успех – это совокупность вовремя исправленных мелочей;

· силен не тот, кто никогда не падал, силен лишь тот, кто, падая, встает;

· если дарование спит, то его надо будить;

· не забывай использовать отныне ресурс «глобальной паутины».

2. 1 Выявление одаренных детей:

По оценкам экспертов только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, IQ (коэффициент интеллектуальности) которых равен 125 единицам. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.

Одаренных детей можно выявить с помощью « успеха »:

Конк у рсов

Те с тов

Оригинальных во п росов

Предм е тных олимпиад

Нестандартны х задач

Индивиду а льных бесед

2.2 Модель работы с одаренными детьми

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

М. Монтень

Основная цель при работе с детьми – превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.

(Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать).

Модель работы с одаренным ребенком

Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельностью, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. По орбитам познавательной деятельности вращаются планеты, составляющие школьную жизнь. Каждый год планеты переходят на новую, более качественную орбиту познавательной деятельности.

Начиная новый учебный год, обдумываю предстоящую работу, задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У меня есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения с целью выявления одаренных детей.

Методика реализации образного практического подхода на уроках технологии.

1. Работа с иллюстративным материалом (показ изобразительного и фотоматериала или готового изделия с целью повышения мотивации к изучению нового материала):

Показ иллюстрированного материала в начале урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой, создает первое образное впечатление. Тогда текст параграфа или рассказ учителя, или практическая работа ложатся на подготовленную почву, и новый материал воспринимается легче и запоминается надолго.

2. Демонстрация образцов, раскрывающих особенности технологии изготовления изделия, подбор объектов труда.

3. Эффективная форма контроля знаний: индивидуальный и фронтальный устный опрос, письменная контрольная работа, опрос с применением карточек-заданий(текстовых, в виде рисунков), задачи – триады(три пары элементов в таблице), задачи – каноны(таблица построена по определенному правилу, которое следует определить).

4. Использование проектного метода.

Это сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий соединять и комбинировать формальные знания с практическим опытом. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или группой под руководством учителя. В образовательной области “ Технология” метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения и навыки, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими формации, технологии и обработки. Проектная деятельность включает ряд условных этапов:

  • Поисково – исследовательский предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы), формировать внутреннюю мотивацию в приобретении учащимися новых знаний. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, база данных на электронных носителях, в системе “Интернет”, специальных каталогах.
  • Технологический включает планирование составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдения технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности, например исследовательская работа по проблемам технологии (сувенир, изделие, модель).
  • Заключительный этап включает оформление и презентацию, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения работы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическим миром.

5. Повышение эффективности уроков через использование развивающих методических приемов.

Одним из основных путей формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности школьников является совершенствование форм и методов обучения, которые предполагают не сообщение учащимся готовых знаний, а организацию процесса самостоятельного добывания знаний. Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра. Она формирует новые подходы во взаимоотношениях “ учитель – ученик” и “ученик – ученик”. В игре раскрывается перед детьми живой мир, развиваются творческие способности личности. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднями представить себе не в состоянии. Игра уже только одним своим содержанием переносит ребят в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, периодические издания. Идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний.

Игру провести значительно труднее и сложнее, чем традиционный урок, так как требуется предварительная работа, сотрудничество ученика и учителя. В своей работе активно использую самые разнообразные, в том числе и занимательные формы обучения, закрепления и проверки знаний учащихся. Для развития и поддержания интереса к предмету использую по возможности музыкальные фрагменты, стихи, художественную литературу.

Урок – марафон на этапе обобщающего контроля перед каждым учеником карточки с заданиями. Цель каждого – как можно быстрее пройти все этапы и набрать большее количество баллов. На следующем уроке ученики меняются заданиями.

Наличие игровой ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Наиболее интересными являются сюжетно – ролевые игры типа пресс – конференции, игры – путешествия.

Пресс – конференция возможна в 8 классе по теме “Строительный чертеж”.

Часто предлагаю учащимся кроссворды, ребусы, логические квадраты, лото, танграмы. По дополнительной литературе девочки готовят небольшие сообщения, доклады, что развивает навыки исследовательской работы.

В старших классах дает эффект тестирование, которое сопровождаю “интеллектуальной разминкой”: кроссворд на доске или задание типа “ третий лишний

2.3 Этапы реализации проекта

2.4 Ожидаемые конечные результаты проекта:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; приобретение навыков саморазвития.

3. Теоретическая база проекта.

  1. Методика трудового обучения, В.П.Кузнецов Я.А.Рожнев, 1988.
  2. Приемы педагогической техники, А.Гин , 1999
  3. Образовательная технология: от приема до практики, В.В.Гузеев , 1996
  4. Проблемное обучение, “Школа и производство”, 1988
  5. Проблемное обучение: основные вопросы теории, М.И.Махмутов , 1985
  6. Триз (теория решения изобретательских задач), А.Гин , 2002
  7. Личностно – ориентированное обучение в современной школе, И.С.Якиманская, 1996
  8. Развитие личности в обучении, Е.Н.Шиянова, И.Б.Котова , 1999
  9. Педагогическая психология, И.А.Зимняя , 1997
  10. Современные образовательные технологии, Г.К.Селевко , 1998
  11. Интернет - ресурсы

Отчет

учителя технологии МБОУ «Карадуванская СОШ » о проделанной работе по реализации проекта «Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам в республиканском уровне» в рамках гранта «Наш лучший учитель» в сентябре- октябре 2013 года.

Этапы реализации проекта

Организационный этап (2013 – 2014 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.

Этап реализации(2013-2015 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и краевых олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2015-2016 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Задачи первого этапа проекта:

Изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми при подготовке их к предметным олимпиадам

Проделана следующая работа по проекту

№ пп

Наименование выполненной работы

Результат

Изучение нормативно-правовой базы для подготовки и реализации проекта

Папка с нормативными документами

Составление плана работы одаренными учениками

План

Подготовка материальной базы кабинета технологии к активной работе с одаренными детьми

Уголок проектов

Подготовка и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады по технологии

Тесты, головоломки

Подготовка учащихся к муниципальному туру Всероссийской олимпиады по технологии

Тренировочные

работы



Введение

Глава 1. Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе

1 Метод проектов

2 Пути реализации метода проектов

Глава 2. Особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии

1 Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ

2 Предложение по подготовке к защите творческих проектов

Глава 3. Разработка предложений по выполнению творческих проектов ученикам 7-го класса

1 Выбор темы творческого проекта

2 Конструирование

3 Изготовление

4 Подготовка к защите творческого проекта «Модернизация столярного верстака»

Заключение

Список литературы


Введение


Интеграция, современного образования, представляет собой новую ступень творческого развития ребенка, что включает в себя современные подходы, требования, умения и навыки, объеденные в единое целое. Самым наилучшим отражением творческих способностей детей является проведение олимпиад, и разработка творческих проектов. Разработка творческих проектов, позволяющих раскрыться и проявить себя ребенку.

Темой нашей ВКР является: «Подготовка творческих проектов к участию в олимпиадах».

·Изучить особенности реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе

·Исследовать особенности подготовки творческих проектов к защите их олимпиаде по технологии

·Разработать предложения по выполнению творческих проектов ученикам 7-х классов


Глава 1. Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе


.1 Метод проектов


Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений определяется требованиями .

Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п.

Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся - снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук - имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний определяется требованиями .

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта определяется требованиями .

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования определяется требованиями .

Учитель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой ОО «Технология» и других видов трудовой деятельности.

При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание учащихся на следующие понятия:

· основные сведения о проектировании;

· методы проектирования;

· личностные (человеческие) факторы проектирования;

· технология проектирования;

· художественное проектирование;

· технология оценки предложенных проектов.

Важная проблема для педагога - показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности определяется требованиями .


.2 Пути реализации метода проектов


Варианты творческих проектов для участия в олимпиадах с учетом возрастных возможностей учащихся 5-8 классов представлены в таблице 1.


Таблица 1. Варианты творческих проектов

НаправлениеТема творческого проектавозрастКружки«Изготовление шкатулки с элементами геометрической резьбы» 6-7 класс«Изготовление тарелки с контурной резьбой» 6-7 класс «Плоскорельефная резьба» 6-7 класс«Изготовление Планера» 5-6класс«Изготовление бумажного парашюта» 5 класс«Изготовление модели самолета СУ-27» 5-6класс«Изготовление корзинки из лозы» 5-6класс«Изготовление шкатулки из лозы» 5-6 класс«Изготовление подставки из лозы» 6класс«Изготовление тарелки из лозы» 5 классСовершенствование материальной базы школы Совершенствование материальной базы школы«газонокасилка» «токарный станок» 7-8 класс«Сверлильный станок» 7-8 класс«отрезной станок» 7-8 класс«Бор машина для гравировки» 7 класс«Бормашина и ручная дрель» 7-8 класс«Дрель» 7-8 класс«Отрезной станок» 7-8 класс«Самодельный шлифовальный станок <#"justify">7-8 классГлава 2. Особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии


.1 Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ


Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах многих стран предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология отражает совокупность сконцентрированных основ всех областей накопленных человечеством знаний по получению, преобразованию и использованию материалов и информации. Является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.

Методом, способным связать воедино решение многих проблем, может стать, при верном подходе, метод проектов, который позволяет качественно выверить содержание тем и разделов программы, уровень усвоения школьниками учебного материала, активизирует творческое развитие личности и формирует качества, необходимые для успешной социальной адаптации.

Метод проектов - комплексный обучающий метод, метод развивающего обучения, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.

При всех проблемах в организации преподавания «Технологии» в школах в нашей области с 2005 года проводятся олимпиады по этому предмету. Первый этап - школьный, второй - районный, третий - областной. Победители областного этапа участвуют в заключительном Всероссийском этапе олимпиады по технологии. На первом и втором этапах выступают почти все районы, а на третий этап многие районы не посылают своих представителей призеров из-за того, что не могут или не хотят найти средства, необходимые для проживания детей в г. Воронеже. Тем самым не дают возможность детям проявить себя в этой области, а в дальнейшем, может быть, и возможность поступить в педуниверситет без экзаменов.

Местом проведения третьего этапа олимпиады по технологии являются мастерские и учебные аудитории Воронежского государственного педагогического университета. На олимпиаду представляют проекты учащихся 8-11 классов по базовым разделам обязательного минимума содержания по технологии (технологии обработки конструкционных и поделочных материалов; культура дома; технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; электротехника и электроника; технологии сельскохозяйственного производства).

Творческие проекты охватывают один или несколько разделов содержания по технологии и включают учебный материал как из общих разделов (информационные технологии; черчение и графика; основы предпринимательства; основы проектирования, профессиональное самоопределение), так и из разных основ наук, изучаемых в школе, что способствует пониманию учащимися значения знаний в практической деятельности.

Олимпиады проводятся по двум направлениям: технический труд (юноши) и обслуживающий труд (девушки) в три этапа: проверка теоретических знаний (тестирование), проверка практических умений (выполнение практического задания по инструкционно-технологическим картам) и защита проекта. Причем, в проекте оцениваются: его практическая часть, пояснительная записка и публичная защита проекта с использованием электронной презентации.

Опыт участия в проведении региональных и областных олимпиад свидетельствует о том, что в процессе подготовки учащихся к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству её оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозможности уяснения мотивов выбора темы, нечёткого изложения содержания этапов работы.

Учитель, помогающий учащемуся выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводится не более семи минут. При создании мультимедийной презентации необходимо добиваться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты и прозрачности предъявляемого материала.

над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и необходима для комментария конкретного слайда;

перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено;

пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на фразу, оптимально - одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально;

Уже первые представители Воронежской области на VI Всероссийской олимпиаде школьников по технологии показали высокие результаты и были награждены грамотами и подарками. Это Фартыгина Элина, в настоящее время магистрантка 1-го года обучения по направлению «Технологическое образование», Китаев Евгений - закончил в 2009 году Воронежский государственный педагогический университет, получив диплом специалиста, Завражнов Дмитрий. Каждый год призеры областной олимпиады принимают участие во Всероссийской олимпиаде по технологии и всегда занимают или призовые места, или получают награды в различных номинациях.

Но наряду с достижениями олимпиады выявляют и проблемы технологического образования в целом и уровень подготовки по отдельным направлениям и разделам технологии в частности. Так, результаты практических туров показали довольно низкий уровень умений работы учащихся на современных швейных машинах; недостаточно хорошее пользование инструкционно-технологическими картами; не всегда информативную презентацию. Много нареканий у жюри вызывает небрежное отношение как учащихся, так и учителей к соблюдению правил техники безопасности при проведении практического тура в учебных мастерских ВГПУ и на этапах выполнения творческих проектов (это выявляется в ходе проверки пояснительных записок). Хотелось бы видеть больше проектов социального назначения, по электротехнике и электронике, по краеведению; комплексных многофункциональных проектов с использованием малоизвестных или новых технологий.

Выполнение проектов способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и играет большую роль в развитии творческих способностей учащихся, в выявлении их интересов и склонностей, что в свою очередь формирует профессиональную направленность и желание заниматься исследовательской работой. Студенты, поступившие на учебу в наш университет по результатам олимпиад, характеризуются, как правило, только с положительной стороны: они хорошо учатся, активны, многие из них продолжают учебу в магистратуре. Владение проектной деятельностью позволяет студентам глубже оценить значимость «Технологии» в жизни человека и общества определяется требованиями .


2.2 Предложение по подготовке к защите творческих проектов


Опыт участия в проведение областных олимпиад по технологии свидетельствую о том, что в процессе подготовки школьников к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству ее оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозможности уяснения мотивов выбора темы, нечёткого изложения содержание этапов работы. Чаще всего при разработке презентации допускают следующие ошибки:

перегруженность слайдов текстовой информацией - дублирование разделов пояснительной записки;

злоупотребление дополнительными эффектами (наползание строк, рассыпание букв, пульсирование выделенных частей текста)

показ слишком сложных чертежей;

низкое качество фотографий и небрежное оформление графических материалов;

повторное включение одинаковых или близких по содержа- слайдов;

наличие слайдов, не имеющих отношения к проекту.

Учитель технологии помогающий школьнику выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию, и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённый на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводиться не более 7 минут. При создании мультимедийной презентации не обходимо добиться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты, и прозрачности предъявляемого материала.

над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно

изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и обходима для комментария конкретного слайда.

перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.

пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки фразу, оптимально - одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально.

каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам - в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами - время дорого.

К презентациям рассматриваемого нами типа можно отнести следующие требования:

оптимальное число строк на слайде - от 6 до 11.

вся презентация выполняется в одной цветовой пал обычно на базе одного шаблона.

необходимо выдерживать единый стиль представления формации.

на слайде целесообразно размещать подробную информацию, а словесный комментарий должен быть направлен на выявление технических противоречий, обоснование конструкторских решений и выбор технологических приёмов.

не следует многократно использовать эффекты анимации. Это достаточно примитивный прием. Члены жюри могут чувствовать себя неуютно от того, что этим их хотят заинтересовать, дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель, следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимание к ключевым моментам защиты.

звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не дол выступать на передний план и заслонять полезную информацию: этапы разработки и изготовления изделия.

Учет разработанных выше рекомендации при разработке презентации позволит автору проекта претендовать на высокую оценку доклада на защите, а это не маловажно, так как победителям и призерам олимпиад предоставляется право поступления в ВУЗ на льготных условиях.

Материалы, предназначены для учителей истории и технологии, реализующих проектный метод обучения, и использованы в ВГПУ при создании лабораторно-практической работы «Презентация к защите творческого проекта», выполняемой студентами специальности «Технология и предпринимательство» при изучении дисциплины «Техническое творчество» определяется требованиями .


Глава 3. Разработка предложений по выполнению творческих проектов ученикам 7-го класса


.1 Выбор темы творческого проекта


На выбор темы для творческого проекта меня натолкнула педагогическая практика проходившая в феврале- марте 2012 года. Придя со своими коллегами практикантами в МОК №2 г. Воронежа. После первых нескольких занятий проведенных вместе с преподавателем, мы столкнулись с проблемой оснащения учебных мастерских, так как верстаки, которые там установлены давно выработали свой ресурс, и заниматься на них с детьми было просто невозможно из-за неудовлетворительного состояния. На них не только нельзя было выполнить какую либо работу (изделие), а работать на них было не безопасно.

Было решено модернизировать верстаки, изготовив новые слесарные тиски.

При выполнении ремонтных работ, и привлекая к нему учеников, я подумал о творческом проекте, который при грамотной подготовке вполне может участвовать в олимпиаде.


.2 Конструирование


После принятие решение о модернизации верстаков, в частности изготовление новых слесарных тисок. Для выбора слесарных тисок, к ним были предъявлены определенные требования:

·Увеличить прижимную силу;

В настоящие время подобных механизмов отвечающие нашим требованиям достаточно много, но все они стоят достаточно дорого, а денежных средств найти в середине учебного года, просто не возможно. Да и при нынешнему отношению к предмету технологии по сравнению с другими предметами такими как информатика которая считается более приоритетной. Поэтому было принято решение изготовить слесарные тиски самостоятельно, из подручных средств которые у нас были в слесарной мастерской.

У нас были установлены школьные верстаки похожие на верстак показанный на рисунке 1. (рис.1)


Рис.1 Столярный верстак


Большой минус таких верстаков, что на них сделаны деревянные тиски, на одной направляющей, со временем происходит деформация направляющих, да и сами тиски рассыхаются, деформируются. Они начинают заклинивать, перекашиваться, не могут обеспечить хороший зажим заготовки, это делает не безопасным труд детей за такими верстаками, который так важен на уроках технологии. Устройство тисок лучше видно на рис.2.


Рис.2 Устройство слесарного верстака

Винт; 2 - рабочая доска; 3 - прижимная коробка; 4 - сквозные гнезда; 5 - откидной упор; 6 - упор для торцевания; 7 - упор для тонких деталей; 3 - задние тиски; 9 - передние тиски; 10 - подкладочная доска; 11 - верстачная доска; 12 - верстачная доска с торцевым эксцентриком; 13 - основание; 14 - лоток


Конструкция верстаков установленных в МОК №2 немного отличается от показанной конструкции верстака на рис 1. В МОК №2 основание верстаков выполнено из металлического профиля. Это позволило нам спроектировать конструкцию тисок с использованием стальных деталей, для обеспечения повешенной прочности, надежности и износоустойчивости.

Ремонтировать данные тиски или изготавливать такие же новые, мы не видели смысла так как мы понимали, что это не надолго, через некоторое время вследствие деформации направляющих будет происходить заклинивание, перекашивание, ненадежный зажим заготовки.

Поэтому за образец были приняты тиски с двумя металлическими направляющими и винтом между ними (рис. 3, рис 4).


Рис 3 Тиски М - 132


Рис 4 Тиски Г - 178


Направляющие было решено выполнить из полудюймовой трубы и прута соответствующего размера, винты были взяты со старых тисок, установленных на верстаках. Винт и направляющий пруты были закреплены на подвижной части тисок путем приваривания их к уголку, являющемуся основанием для подвижной части тисок, к нему уже с помощью шурупов крепилась деревянная накладка, обеспечивающая безопасный и надёжный зажим заготовки и предотвращение деформации заготовки во время фиксации в тисках. Две трубы и гайка для винта, при помощи сварки были закреплены на металлическом основании верстака.


3.3 Изготовление

творческий проект олимпиада верстак

Работы по модернизации столярного верстака выполняются в следующей последовательности:

изготовление подвижной губки;

обрезание кромок фланца гайки;

изготовление стержней;

изготовление уголка для подвижной губки;

сварки деталей подвижной губки (уголок, направляющие стержни, пластина для винта);

изготовление направляющих втулок;

сварка деталей неподвижной губки (направляющие втулки, гайка);

обработка соединений напильником


Рис. 5 Отрезание заготовки для подвижной губки


Для подвижной губки использован сосновый брус сечением 100х50 мм.

Операцию по отрезанию заготовки целесообразно поручить школьнику выполнять ножовкой для поперечного пиления.

Рис.6 Разметка отверстий в подвижной губке для винта и стержней


Разметку отверстий выполняет ученик.

Разметка выполняется при помощи инструментальной линейки и карандаша в соответствии с чертежом.


Рис.7 Сверление отверстий в подвижной губке для винта и стержней


Сверление перовыми сверлами выполняет ученик на сверлильном станке 2М112.


Рис. 8 Обрезание кромок фланца гайки

Операция обрезания выполнена учителем при помощи электрической угловой отрезной машины (болгарки).


Рис. 9 Изготовление направляющих втулок


Для направляющих втулок была использована полудюймовая труба от старого водопровода.


Рис. 10. изготовление стержней


Для стержней был использован прут диаметром 15 мм.

Эту операцию выполняет школьник ножовкой по металлу.


Рис. 11 Сварка деталей подвижной губки (уголок, направляющие стержни, пластина для винта)


Данная работа выполняется учителем. На снимке операция «прихватывания» стержня к уголку подвижной губки в сборе для обеспечение совпадение осей направляющих втулок и стержней. Окончательная сварка производится после демонтажа подвижной губки (снятие с верстака).


Рис.12 Сварка деталей неподвижной губки


Направляющие втулки и гайка привариваются к раме верстака.

Сварка выполняется учителем.


Рис. 13 Сварка деталей неподвижной губки (направляющие втулки).


Данная работа выполняется учителем


Рис.14 Зачистка соединений напильником


Данная работа выполняется учеником после завершения сварочных работ.


Рис.15 Готовые тиски после выполнение всех операций

3.4 Подготовка к защите творческого проекта «Модернизация столярного верстака»


Структура пояснительной записки:

·Титульный лист

·Основная часть

·Экономическая составляющая

·Заключение

Желательно во время проведения модернизации все операции (этапы) последовательно фиксировать (фотографировать) для размещения их в разделах выбор конструкции и изготовление.

Важным является подготовка к защите и разработка презентации.

Исходя из этого, что удалось модернизировать верстаки последовательно выполнив все операции по изготовлению деталей, сборки и наладки необходимо в презентации показать основные этапы.

Целесообразно презентацию построить следующим образом:

Слайд №1 Титульный лист проекта (название проекта, автора, название образовательного учреждения).

Слайд №2 Название разрабатываемого устройств.

Слайд №3 Требования к модернизированному верстаку.

Слайд №4 Варианты разных прижимных устройств(фото).

Слайд №5 Прототип. Критика, положительные и отрицательные стороны механизма.

Слайд №6 Чертеж предложенного механизма.

Слайд №7 Разметка отверстий для подвижных и не подвижных деталей устройства (фото, описание)

Слайд №8 Сверление отверстий (фото, описание).

Слайд №9 Изготовление направляющих втулок и стержней (фото, описание).

Слайд №10-11 сварка подвижной и не подвижной губок тисок (фото, описание).

Слайд №13 Готовое изделие (фото, описание).


Заключение


Реализация метода проектов в процессе преподавания ОО «Технология» позволяет сформировать у школьников следующие качества:

устойчивый интерес к технологическому творчеству;

творческие способности ученика;

креативность

Плодотворным является выбор тем творческих проектов, связанных с совершенствованием материально технического оснащения школьных мастерских и модернизации оборудования.

В качестве примера выполнение творческих проектов выбран комплект работ по модернизации столярного верстака, позволяющий достичь существенного улучшения следующих его характеристик:

·Обеспечить плавность хода прижимного механизма;

·Увеличить прижимную силу;

·Обеспечить требования по технике безопасности;

В ходе педагогической практики в МОК №2 проведена модернизация столярных верстаков, результатом которой являлось повешение надежности фиксации заготовки, обеспечение отсутствия деформации заготовки.

Объем работ выполненный процессе модернизации четырех верстаков свидетельствует о том, что выполнение большей части операций может быть возложена на учеников 6-7 классов, а модернизация полного комплекта столярных верстаков может быть произведена в течении одной четверти.


Список литературы


1. Бешенков А.К. технология. Методика обучения 5-9 классы: Методическое пособие. [текст] / А.К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. - 224с.

Известия ВГПУ 80 лет. Сборник научных трудов. Олимпиады по технологии [Текст] / Н. Ф. Бабина, В. С. Батраченко.: Воронежский госпедуниверситет, редакционно-издательская обработка 2011.

Информационные технологии в образовательном процессе педагогического вуза и школы. Рекомендации по подготовке презентации к защите творческого проекта. [Текст] / В. С. Батраченко, А. И. Татаринцев.: Воронежский государственный педагогический университет 2011.

4. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки древесины: Учебно-методическое пособие для учителя. [Текст] / Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. - 1998. - 232с.

Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией. [Текст] / В. Д. Симоненко. 8 класс./ авт.-сост. О. В. Павлов. - Волгоград: Учитель, 2007. - 281 с.

.Матяш Н.В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности. [Текст] / Н.В. Матяш, Н.В. Семенов. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика Петровского И.Г., 2000 - 120 с.

Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5 - 9 классы: Методическое пособие. [Текст] / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. - 224 с.

Технология. 8 класс

Методика обучения технологии 8 класс. [Текст] / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. - 224 с.: ил.

Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ: Книга для учителя. [Текст] / В.Д. Симоненко. - Брянск: Научно-методический центр Технология, 1996. - 238 с.

Симоненко, В.Д. Технология 8 класс (мальчики). Поурочные планы по учебнику Технология. 8 класс. [Текст] / В.Д. Симоненко, Н.Б. Голондарева. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2003. - часть 2. - 112 с.

Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки древесины: Учебно-методическое пособие для учителя. [Текст] / Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. - 1998. - 232 с.

Сборник нормативно - методических материалов по технологии. [Текст] / А. В. Марченко, М. И. Гуревич. - М.: Вентана - Графф, 2002. - 224 с.

Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией. [Текст] / В. Д. Симоненко. 8 класс./ авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 281 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Чтобы поступить в вуз, не обязательно сдать ЕГЭ на высокий балл. Есть альтернативный способ – стать победителем всероссийского этапа школьной олимпиады. На словах все очень просто и понятно, а на деле олимпиада – это тяжелый труд, который требует основательной и длительной подготовки, обширных познаний и упорства. Мы поговорили с абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии – 2018, ученицей 11 класса лицея № 145 г. Казани Адилей Назыровой об «олимпиадном» образе жизни, источниках вдохновения и планах создать свою линию одежды.

Я с 6 лет проявляла интерес к рукоделию. В 5–6 классах учительница технологии Татьяна Александровна Власова научила меня азам шитья. Тогда я училась в школе № 170 г. Казани. В 7 классе я поступила в физико-математический класс лицея № 145 и увлеклась другими предметами, в том числе татарской литературой, победила в региональной олимпиаде по этому предмету. Однако через год мой интерес к шитью возобновился: я начала искать в Интернете информацию о моделировании, читала книги по швейному делу и сшила свое первое платье. В том году ученица 11 класса нашего лицея стала победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Я все лето думала об этом соревновании, узнала всю информацию и в начале нового учебного года подошла к своему учителю по технологии с желанием принять участие в олимпиаде по ее предмету.

В этом году я стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Я шла к этой победе три года, с каждым годом совершенствовала свои проекты и поднималась на одну ступень выше. В 9 классе я победила в республиканском туре, в прошлом году стала призером Всероссийского этапа олимпиады школьников по этому предмету. В этом году мы с моим учителем по технологии Ириной Аркадьевной Митрофановой долго думали над идеями проекта, оценивали прошлогодние работы, представленные на всероссийской олимпиаде. Нам нужно было создать такой проект, который смог бы стать лучше всех других. В итоге мы нашли такую идею, реализовали ее и достигли своей цели.

Я представила на олимпиаде инновационный проект «Играем вместе» по разработке одежды с детскими развивающими играми. Коллекция, созданная для проекта, состоит из 17 изделий на 4 модели: маму, папу, дочь и сына. Туда входят футболки, юбки, брюки, шорты, жилет, топ, обувь и аксессуары, в 4 из них вшиты развивающие игры. Юбка мамы представляет собой мини-игровой центр, в который входят три игры: «Игра-бродилка», «Занимательная математика» и «Веселая Азбука», способствующие развитию мелкой моторики рук, логического мышления и образного восприятия материала. В жилете папы также скрыты три игры: настольный футбол, «Инструменты» и «Тайны Вселенной», которые знакомят с названиями планет и инструментами, необходимыми мужчинам в быту. Топ дочери содержит в себе съемные элементы с играми «Шашки», «Кегли» и «Геометрический тетрис», а в жилете сына спрятана игра-приключение «Остров Сокровищ»: чтобы открыть сундук, находящийся на спине жилета, необходимо пройти квест, и найти ключ от замка. Кроме того, у каждой из моделей есть аксессуары, например, у мамы это сумка-домик с играми для развития ориентации в пространстве и ознакомления детей с правилами дорожного движения. В рюкзаке папы находится книга, развивающая логическое мышление, обучающая ребенка грамоте и счету. Сумка дочери легко превращается в скатерть-самобранку. В сумке лежат блюда татарской национальной кухни: чак-чак, вак бэлеш, талкыш кэлэве, очпочмак, кыстыбый, бавырсак и чайный сервиз, сделанные из фетра. С помощью этого набора дети могут изучить названия татарских блюд и правила этикета. Для сына я сшила мешок со снастями для рыбалки, которые я также смастерила сама. Во время игры в рыбалку дети узнают названия обитателей водных глубин, учатся различать морских и речных животных. Для использования достаточно разложить эту одежду и аксессуары на столе, на полу или на земле в парке.

По приглашению Университета Талантов оперный певец и ведущий Руслан Закиров помог мне подготовиться к выступлению на олимпиаде. На региональном этапе мне порекомендовали улучшить свою презентацию. Я обратилась в Университет Талантов с просьбой найти эксперта, который поможет сделать мое выступление интересным, и так я познакомилась с Русланом Закировым . Благодаря работе с ним я смогла достойно представить свой проект на олимпиаде и заинтересовать жюри. Моя презентация была понятной и хорошо структурированной, а речь артистичной. Я еще никогда так хорошо не выступала. Одна я не смогла бы подготовить такую презентацию.

Желание победить, амбициозность, целеустремленность, трудолюбие – вот что помогло мне достичь успеха. Если есть желание, можно сделать невозможное. Во время подготовки проекта для олимпиады у меня возникало много вопросов и проблем по пошиву. Например, для пошива футболок мне нужна была специальная швейная машина для трикотажа. Я договорилась с одним ателье и шила у них по 3–4 часа в течение нескольких дней. Мне очень нравилась идея проекта, желание воплотить ее было сильным, и оно подталкивало меня находить решения, разбираться с непонятными моментами и приобретать новые навыки.

Швейную машинку мне еще в 5 классе подарила бабушка. Без нее ничего бы не получилось. Я постоянно что-нибудь шью на этой машинке. На любой праздник создаю для себя новый наряд. Иногда заканчиваю в 3 часа ночи, а в 6 утра встаю и иду на мероприятие. Моя прабабушка была профессиональной портнихой. Она днями и ночами шила одежду на несколько деревень, была умелицей. Возможно, я унаследовала ее талант.

Нужно достаточно много внимания уделять своей одежде, особенно когда участвуешь в каком-нибудь мероприятии. Я в повседневной жизни ношу не выделяющуюся одежду, но на мероприятия стараюсь одевать что-то яркое, заметное. Я согласна с пословицей «Встречают по одежде, провожают по уму». Одежда – это визитная карточка, с которой, возможно, начнется твой успех.

Если бы я создала свою линию одежды, она была бы выполнена в пестрых и ярких тонах. Некоторые элементы я бы позаимствовала у Dolce & Gabbana. Мне очень нравится одежда этого бренда: ее вычурность и многообразие цвета – это шикарно. Я не знаю, как можно создавать такую красивую одежду.

Я думаю, что быть перфекционистом – это хорошо. У меня тоже есть это качество. Я отличница в школе, стремлюсь все сделать наилучшим образом, участвую в олимпиадах и по другим предметам. В этом году стала победителем регионального этапа олимпиады по татарской литературе и участвовала в международной олимпиаде по татарскому языку. Желание быть лучшей очень помогает во время создания проекта, оно помогло мне и в олимпиаде.

Меня мотивируют конкуренция и мама. Мама с радостью принимает все мои идеи, поддерживает во время их реализации и показывает, как лучше поступить. Она мне очень часто говорит, что я молодец. В большей степени я благодарна именно ей, ведь когда тебя никто не поддерживает, это очень трудно. А конкуренция подталкивает меня каждый день становиться лучше.

Даже если никто в тебя не верит, кроме тебя самого, можно достичь успеха . Отстраненность других вызывает обиду, из-за которой усиливаются настойчивость, желание победить и показать всем, что ты можешь. У меня тоже были такие моменты.

Олимпиада отнимает много сил, но результат стоит того. Олимпиада по технологии длится одну неделю и состоит из нескольких туров, которые включают выполнение теоретических, практических заданий и защиту проекта. Теоретическая часть включает вопросы не только по моделированию, швейному делу и домашнему хозяйству, но и вопросы, связанные с физикой, историей, химией, биологией, литературой, экономикой. Был вопрос и про профессии будущего – мне помогли знания, полученные в Университете Талантов. Вся неделя проходит в напряженной обстановке, выдержать это нелегко. К концу олимпиады начинаешь думать: «На следующий год не буду участвовать». Но через год садишься делать новый проект, и те этапы, которые прошла в предыдущий раз, уже кажутся легче. «Корень учения горек, да плод его сладок» – это про олимпиаду. Нужно очень много работать, вкладывать в себя, побеждать лень. А тот, кто становится победителем, получает денежную премию, статус и поступление в вуз.


Благодаря олимпиаде я могу поступить на бюджетное отделение любого профильного российского вуза без учета результатов ЕГЭ. Осталось только выбрать вуз. Я думаю на счет Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, на базе которого прошел всероссийский этап олимпиады по технологии. Казань тоже рассматриваю: в КФУ есть направление дизайна, где можно заняться дизайном одежды, и уезжать никуда не придется.

Во время подготовки к олимпиаде по технологии меня очень вдохновляла чемпионка Алина Загитова. Я много раз смотрела ее выступление на Олимпийских играх. Я восхищаюсь ее трудолюбием, стойкостью и упорством. Ее пример сильно на меня подействовал.

Университет Талантов – это друг, который всегда поддержит и никогда не бросит. Он помог мне во многом. После посещения образовательных модулей Университета Талантов я изменилась: стала более уверенной в себе, общительной, научилась ставить цели, подходящие моим возможностям, и это способствовало моей победе на олимпиаде. Я привыкла все делать сама, и командная работа была для меня большой проблемой. А на модулях приходилось постоянно работать в команде, и я постепенно научилась учитывать мнения других. На событиях Университета Талантов я встретила талантливых и творческих людей, которые меня понимают, и мы продолжаем общаться. Я очень благодарна Университету Талантов.

Мой девиз – «Никогда не сдаваться». Когда устаешь или что-то не получается, пропадает желание продолжать начатое дело. Во время подготовки к олимпиаде тоже были моменты, когда хотелось все бросить. Мой девиз помогал мне идти дальше.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов