Финансовая деятельность представляет собой. Понятие финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.
Содержание категории "финансовая деятельность государства" раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социально-экономического развития общества.
Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.
Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).
Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.
Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели - статистическую и динамическую .
Статистическая цель подразумевает определенную «консервацию» финансового состояния государства, сохранение уже достигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отношениях, валютном регулировании и т. п.
Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенствования, реформирования и развития финансовых отношений.
Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию ближайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор государством запланированных денежных средств в свои бюджетные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.
Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами . Основными из них являются:
1. Принцип законности , который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
2. Принцип гласности , проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
3. Принцип плановости , означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.
4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь , согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.
Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.
В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:
1) мобилизации денежных средств:
- учет возможности получения средств;
- увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
- учет и возможности налогоплательщиков;
- установление особого порядка взимания налогов и сборов;
- изыскание иных средств мобилизации денег;
2) распределение и использование денежных средств:
- учет объектов использования денежных средств и их нужд;
- определение размера каждой потребности;
- определение размеров и сроков использования денежных средств;
- определение правового положения распределителей бюджетных средств;
- строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
- обеспечение сохранности денежных средств;
- выявление резервов расходования денежных средств.
Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов . Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.
Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.
Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере
Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.
Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления . Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.
Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.
Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:
1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).
2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.
3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.
4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.
5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.
Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.
Содержание финансовой деятельности предприятия рассматривается обычно в широком и узком ее значении. В широком понимании под финансовой деятельностью предприятия понимаются все аспекты управления финансами отдельного хозяйствующего субъекта; это управление выделилось в начале XX века в специальную область знаний, получившую название “финансовый менеджмент”.
В узком значении под финансовой деятельностью предприятия понимается управление денежными потоками, связанными с привлечением и обслуживанием внешних источников его финансирования. Эти денежные потоки оказывают прямое влияние на форми
рование общей прибыли предприятия; поэтому в данной работе мы ограничимся только такой узкой трактовкой финансовой деятельности предприятия, сформулировав ее следующим образом: “Под финансовой деятельностью предприятия понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого объема капитала из внешних источников и своевременного и полного выполнения обязательств по его обслуживанию и возврату”.
Для того, чтобы полнее представить объект финансовой деятельности предприятия, формирующей соответствующие денежные потоки, рассмотрим состав внешних источников формирования его финансовых ресурсов (рис. 14.1).
Рисунок 14.1. Состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия |
Как видно из данных рисунка, состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия весьма многообразен, что предопределяет сложность формирования денежных потоков, связанных с финансовой деятельностью и оказывающих существенное влияние на эффективность их функционирования.
Финансовая деятельность предприятия (в рассматриваемом нами значении) характеризуется следующими основными особенностями:
1. Она является главной формой обеспечения развития операционной и инвестиционной деятельности предприятия. Задачи финансовой деятельности и ее масштабы определяются стратегией развития операционной деятельности предприятия и его инвестиционной политикой. Обеспечивая приток финансовых ресурсов для развития операционной и инвестиционной деятельности, она способствует реализации стратегических целей предприятия. Вместе с тем, по отношению к операционной и инвестиционной деятельности предприятия, финансовая его деятельность носит подчиненный характер. Это связано с тем, что формирование финансовых ресурсов из внешних источников не является для предприятия самоцелью, а всегда подчинено задачам эффективного их использования в процессе операционной и инвестиционной деятельности.
2. Финансовая деятельность предприятия носит стабильный характер, т.е. осуществляется постоянно. Это
связано с тем, что каждое предприятие в той или иной степени в процессе своего развития нуждается во внешнем финансировании, а соответственно и обеспечивает его обслуживание. Только предприятие, свертывающее объемы операционной и инвестиционной деятельности, может позволить себе “передышку” в осуществлении финансовой деятельности по привлечению денежных ресурсов из внешних источников.
3. Формы и объемы финансовой деятельности в значительной мере зависят от отраслевых особенностей и организационно-правовых форм деятельности предприятия.
Отраслевые особенности деятельности предприятия, формирующие продолжительность операционного цикла, его сезонность, общую капиталоемкость производства и реа
лизации продукции, определяют пропорции в использовании собственного и заемного денежного капитала, а также в объемах привлечения финансовых средств из внешних источников по отдельным периодам, Организационно-правовые формы деятельности влияют на состав источников привлечения внешнего капитала (дополнительную эмиссию акций; привлечение дополнительного паевого капитала и т.п.).
4. Финансовая деятельность предприятия генерирует свои специфические виды рисков, объединяемые понятием “финансовый риск”. Главными из этих рисков являются риск неплатежеспособности и риск потери финансовой устойчивости предприятия. Риск неплатежеспособности вызывается существенным возрастанием объема обязательств предприятия в процессе привлечения денежных ресурсов, которые в периоды спада конъюктуры товарного рынка не могут быть обеспечены активами в высоколиквидной форме (формируя так называемый “спазм ликвидности”). Риск потери финансовой устойчивости генерируется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей привлечения и использования заемных средств). По своим финансовым последствиям оба эти риска относятся к числу наиболее опасных, формируя непосредственную угрозу банкротства предприятия. Механизм осуществления финансовой деятельности предприятия строится в тесной связи с уровнем финансового риска.
5. Финансовая деятельность определяет специфический характер формируемых ею денежных потоков предприятия. Эта специфика заключается в том, что в процессе финансовой деятельности положительный денежный поток (поступление финансовых ресурсов из внешних источников) всегда в итоге этой деятельности ниже по объему, чем отрицательный денежный поток (обслуживание и возврат внешнего долга), хотя в отдельные периоды времени этот процесс может временно носить обратный характер. Естественно речь идет о денежных потоках, приведенных к настоящей стоимости, так как по каждой финансовой операции они осуществляются с разрывом во времени.
Такая ситуация вызывается тем, что любой кредитор (по привлекаемым заемным средствам) или инвестор (по 506
привлекаемому из внешних источников дополнитель- ному паевому или акционерному капиталу) рассчитывает на получение дополнительной прибыли на вложенные средства (в форме процента, дивиденда и т.п.)- И конечно, предприятие, привлекая необходимый капитал, сознательно идет на эти дополнительные финансовые расходы.
6. Финансовая деятельность предприятия связана непосредственно с финансовым рынком - рынком денег и рынком капитала. Объемы и результаты этой деятельности в значительной степени подвержены колебаниям конъюктуры отдельных сегментов финансового рынка. Если направленность колебаний конъюнктуры товарного и финансового рынков не совпадает (например, при увеличении спроса на товарном рынке на продукцию предприятия на финансовом рынке снижается предложение свободного капитала с соответствующим ростом его стоимости), это создает серьезные проблемы в развитии предприятия.
7. Финансовая деятельность оказывает опосредствованное влияние на формирование чистого денежного потока предприятия. Так как отрицательный денежный поток в процессе финансовой деятельности всегда превышает положительный, прямое формирование прибыли в процессе этой деятельности отсутствует. Вместе с тем, привлечение дополнительного объема внешнего капитала увеличивает сумму операционных доходов предприятия, а снижение стоимости привлечения этого капитала позволяет предприятию соответственно снижать уровень операционных затрат. Таким образом, формирование чистого денежного потока предприятия в процессе его финансовой деятельности опосредствуется дополнительным формированием его операционной прибыли. Уровень дополнительно формируемой в процессе финансовой деятельности операционной прибыли характеризуется разницей между уровнем рентабельности операционных активов и уровнем стоимости дополнительно привлекаемого капитала из внешних источников. Этот показатель является важнейшим критерием оценки результативности финансовой деятельности предприятия.
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований , осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансовой деятельности является обеспечение финансовыми средствами выполнения целей и задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.
Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:
- как особый вид экономической деятельности;
- как разновидность государственного управления.
Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности
Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:
- выпуск денежных знаков (эмиссия);
- организация и регулирование денежного обращения в стране;
- осуществление расчетов.
Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способствуют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как государственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме помогают удовлетворять свои потребности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство собирает (мобилизует) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные методы: установление налогов и сборов, добровольное привлечение денежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.
В рассматриваемом плане огромное значение для функционирования государства имеет создание федерального бюджета как централизованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в целях выравнивания условий их социально-экономического развития.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных государственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязывают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспределения представляет собой основное направление в финансовой деятельности государства.
В процессе финансовой деятельности государство расходует денежные средства. Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионного фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.
Расходуя денежные средства, государство:
- применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвозмездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
- применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
- выплачивает страховые возмещения и т.д.
Таким образом, финансовую деятельность государства образуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финансовой деятельности государства показывает и другие ее составные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.
Финансовая деятельность государства как разновидность управленческой деятельности
Финансовая деятельность государства представляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:
- властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
- государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
- координирующей;
- контролирующей.
Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих решений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам представительных органов, в первую очередь федеральным законам и законам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.
Наибольшую часть управленческих решений в области финансовой деятельности государства составляют акты органов исполнительной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осуществление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляющее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган - налогоплательщик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодательный орган - орган ).
Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целесообразное соотношение расходной части с доходной частью бюджетов различных уровней путем бюджетного регулирования: процентных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валютную и другие сферы финансовой деятельности государства.
Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюджета как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по плану: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены законом и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осуществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.
Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций.
Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная деятельность , которую осуществляют компетентные органы государства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денежных средств в государственные финансовые фонды и их использования в интересах общества и государства.
Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства.
Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, использованию их в интересах общества и государства, причем эта деятельность осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.
Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.
Целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то есть получение положительного финансового результата деятельности предприятия. При этом расчет должен производиться не только для внутреннего учета и анализа, но и для соблюдения требований законодательства, так как является обязательным и входит в состав отчетности.
Анализ финансового результата
Показатель финансовых результатов свидетельствует об эффективности деятельности предприятия, рентабельности, на основании этих данных собственники и руководство предприятия определяют перспективы и тенденции развития.
При этом в зависимости от задач финансовый результат может определяться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам деятельности или по видам выпускаемой продукции, или по структурным подразделениям. Внутренний учет деятельности предприятия не регламентируется, и собственники самостоятельно решают, каким образом аккумулировать данные о доходах и расходах, что учитывать при определении финансового результата и за какой период.
При этом анализ деятельности может проводиться на основании статистических данных по отрасли, сопоставления с аналогичными компаниями. Но в первую очередь проводится сравнение данных о доходах и расходах за аналогичный предыдущий период. При этом оцениваются данные доходов и расходов, анализируются причины роста и спада, может оцениваться эффективность работы персонала, использования оборудования. С учетом внешних и внутренних факторов, например, ситуации на рынке, необходимости долгосрочных вложений, делается прогноз дальнейшего развития, может быть скорректирована деятельность компании вплоть до прекращения нерентабельных видов деятельности.
Отчет о финансовых результатах
Законодательство обязывает организацию вести учет финансовых результатов и отражать данные в Отчете о финансовых результатах , утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Отчет о финансовых результатах входит в состав годовой бухгалтерской отчетности.
В состав Отчета входят показатели:
- выручки,
- себестоимости,
- валовой прибыли, которая определяется как разница между выручкой и себестоимостью,
- коммерческих расходов,
- управленческих расходов,
- прибыли или убытка от продаж,
- доходов от участия в других организациях,
- процентов к получению,
- процентов к уплате,
- прочих доходов и расходов.
По результатам этих показателей выводится прибыль до налогообложения и с учетом налога на прибыль и налоговых обязательств определяется чистая прибыль предприятия.
Первые и самые показательные данные — выручка и себестоимость, то есть доходы и расходы по обычным видам деятельности, которые формируются по правилам ПБУ 9/99 и 10/99 . Например, если организация занимается сдачей имущества в аренду, то будут указаны суммы полученной арендной платы, если же организация занимается торговлей, но заключила разовый краткосрочный договор аренды, то арендная плата не будет учитываться в составе этого показателя, а будет учитываться в составе прочих доходов
И также учитываются расходы, которые произведены для обычного вида деятельности. Например, это затраты, которые необходимы для содержания имущества, сдаваемого в аренду, где учитываются и заработная плата персонала, и расходы на текущий ремонт имущества, и иные затраты.
Отчет о финансовых результатах сдается в налоговый орган и в орган статистики. Но кроме того, эту форму часто запрашивают банки при выдаче кредита, контрагенты при заключении договоров, также они могут запрашивать расшифровку отдельных показателей. На основании этих данных проводится первичный анализ платежеспособности, от этого может зависеть не только ставка по кредиту или условие об отсрочке платежа, но и возможность заключить договор с контрагентом, в котором заинтересована организация.
Финансовая деятельность осуществляется любым предприятием, независимо от его формы собственности. Она заключается в организации появляющихся в процессе взаимодействия с другими физическими или юридическими лицами. Такие отношения - составная часть денежных, которые возникают во время движения средств.
Финансовая деятельность - это сложная система действий, целью которой является успешное формирование первоначального капитала с последующим пропорциональным обеспечением таких действий: формирование и использование доходов и других финансовых ресурсов, выполнение обязательств.
Эта система использует различные методы и формы для обеспечения успешного функционирования предприятий и осуществления поставленных целей. Иначе говоря, она представляет собой практическую финансовую деятельность предприятия, обеспечивающую его жизнедеятельность и повышение результативности.
Одной из основных целей финансовой деятельности считается экономическое воздействие, осуществляемое в отношении партнеров и гарантирующее выполнение их договорных обязательств. Другой целью является обеспечение постоянного кругооборота средств, необходимых для успешного хозяйствования предприятия, осуществления необходимых платежей и расходов, а также получения прибыли (в денежном выражении).
Финансовая деятельность подразумевает своевременное выявление основных причин нарушения такого кругооборота, что позволяет вовремя принимать управленческие решения для их устранения. Принятие обоснованных решений возможно при условии точности и полноты учета. Эффективная финансовая деятельность предприятия - это основа для обеспечения превышения денежных доходов над расходами. Именно она позволяет осуществлять необходимые инвестиции, формирование резервов и фондов, предназначенных для компенсации убытков или ущерба.
Поступление выручки от оказания услуг и продажи товаров обеспечивает бесперебойный процесс хозяйствования и постоянный кругооборот До момента ее поступления все издержки производства финансируются за счет ранее сформированных оборотных активов. Результатом кругооборота вложенных средств является возмещение осуществленных затрат и создание своих в виде прибыли и амортизации.
Управление финансовыми и организации, связанными между собой, осуществляется при помощи финансового менеджмента. Движение влечет за собой уменьшение или увеличение денежного потока. Регулирование финансового потока обеспечивает поступление необходимых для предприятия средств. В ходе выбора приемлемого варианта финансового решения определяются следующие моменты: реальная возможность осуществления этого варианта; изменение показателей, при помощи которых оценивают финансовое состояние на ближайшие периоды или на длительную перспективу; сопутствующие доходы и затраты; условия реализации решения; другие последствия этого варианта.
Финансовый менеджмент решает большой круг вопросов, включающий в себя всю совокупность по получению и расходованию денежных средств. Он имеет свою структуру, в которую включают финансовый анализ (на базе данных бухгалтерского учёта) и вероятностные оценки будущих показателей (экономическое планирование). Финансовый менеджмент является активным управлением финансового состояния любого предприятия с помощью всех факторов, которые влияют на него.
На предприятии за финансовую работу отвечает его руководитель. По его указанию финансами управляет финансовый директор, а в случае его отсутствия - главный бухгалтер. Как правило, финансовый отдел организовывается в рамках бухгалтерии, но иногда он представляет собой отдельное структурное подразделение.